Сколько человек погибло на лубянке. Взрывы в московском метро

Дмитрий Гаев однажды заявил, что московский метрополитен является одной из самых безопасных транспортных систем мира. Однако истории столичного метро известно немало трагических событий. В статье рассказано о самых страшных взрывах в метро.

В Москве теракты происходили не только в двухтысячных, но и в советское время. Первый произошел в 1977 году - между станциями "Первомайская" и "Измайловская". За этим взрывом в метро в Москве последовал ряд других терактов. Но они уже произошли на поверхности. Пожары и аварии в метрополитене ещё не раз происходили в XX веке. Подобные дела в советские времена не подлежали огласке. Есть мнение, что в большинстве случаев имела место фальсификации.

Взрыв в метро в Москве (1996 год)

Это стало первым трагическим событием, произошедшим в столичном метрополитене после распада СССР. В истории метро Москвы взрыв 1996 года стал вторым терактом. Он произошел между "Нагатинской" и "Тульской". В поезде между этими станциями взорвалось взрывное устройство. Погибло четыре человека, четырнадцать пострадало. Один вагон был полностью разрушен, несколько повреждено. Пассажиры добирались до ближайшей станции пешком. Следствие показало, что взрывное устройство было самодельным, представляло собой прибор фугасного типа, эквивалентный по мощности килограмму тротила.

В ноябре 1997 года задержали двух подозреваемых. Их имена не разглашали. Однако известно, что вина задержанных не была доказана. Дело так и не закрыли. В прессе тогда появилась информация о том, что вину на себя взяли чеченские террористы. Однако эти сведения не подтвердились официально.

1998 год

Машинист электропоезда обнаружил 1 января у входа на станцию "Третьяковская" небольшую сумочку. Открыв ее, он увидел провода и батарейки. Машинист отнес находку дежурной, а та, в свою очередь, позвонила в милицию. Взрыв прогремел до приезда сотрудников правоохранительных органов. К счастью, никто не погиб. Дежурная получила легкие ранения.

Взрыв у торгового ларька

В 2000 году теракт в Москве произошел не в самом метрополитене, а в подземном переходе. К работнику торговой палатки подошли мужчины кавказской внешности. Покупку они хотели оплатить долларами. Продавец отказался, объяснив, где находится ближайший обменный пункт. Мужчины ушли, оставив рядом с палаткой сумки, но так и не вернулись. Через некоторое время продавец обратился к сотруднику частного охранного предприятия, сообщив о подозрительных вещах. Взрыв прогремел в тот момент, когда охранник приближался к ларьку. Погибло тринадцать человек. Более ста пострадало. Имена виновных неизвестны до сих пор.

Взрыв в 2004 году

На станции "Автозаводская" висит мемориальная доска. На ней имена погибших в результате одного из самых страшных терактов в Москве. Взрыв, прогремевший утром 6 февраля 2004 года, совершил террорист-смертник. На этот раз организаторы террористического акта были найдены, в результате судебного разбирательства приговорены к пожизненному заключению. Спустя полгода после этого взрыва в Москве произошел еще один - у станции метро "Рижская". Следствием установлено, что совершили их авторы теракта на "Автозаводской".

Взрывы на станции "Парк культуры" и "Лубянка"

Этот террористический акт, как и большинство подобных преступлений, совершен был в час пик, в то время, когда жители города направлялись на работу. Взрывы произошли 29 марта 2010 года, оба на Сокольнической линии. Первый - в 07:56. На станции "Лубянка" сработало взрывное устройство, в результате чего поезд остановился. Однако эвакуации пассажиров из метро не проводилось, по громкоговорителю объявили стандартное сообщение о задержках движения, а также рекомендации воспользоваться наземным транспортом.

Второй взрыв произошел спустя сорок минут на "Парке культуры", в третьем вагоне поезда, направляющегося сторону "Улицы Подбельского". После этого началась эвакуация, которую проводили сотрудники метрополитена и МЧС.

Весной 2010 года на улицах Москвы был усилен паспортный контроль. Вокзалы и аэропорты взяли под особую охрану. Вход на станцию "Лубянка" открыли в 17:00. Мощность взрывного устройства, сработавшего на "Парке культуры", эквивалентна двум килограммам тротила. На "Лубянке" - четырем.

На месте погибло 36 человек. Еще четверо скончались в больнице. В результате взрывов на "Парке культуры" и "Лубянке" ранено 88 человек. Сред пострадавших были граждане не только России, но и стран ближнего зарубежья, а также Израиля, Малайзии, Филиппины. Двое погибших так и остались неопознанными.

В следственном комитете возбудили два уголовных дела, которые впоследствии были объединены в одно производство. Уже в первые дни после взрыва мэр Москвы дал интервью, в котором заявил о причастности к преступлению террористок-смертниц. 6 апреля личность одной из них удалось установить. Спустя неделю в прессе появилась информация о том, что организаторы преступления найдены. На сегодняшний момент это последние взрывы в метро Москвы, которые классифицируются как теракты.

Взрыв на станции «Площадь Революции»

Информация о терактах появилась только спустя два дня и была относительно скупой, это привело к множеству слухов и домыслов. Спустя несколько месяцев по обвинению в организации взрывов были арестованы Затикян (организатор взрыва), Степанян и Багдасарян (непосредственные исполнители). Суд над ними был тайным, о его дате и месте не были извещены даже ближайшие родственники обвиняемых (которых вызвали в Москву и сообщили об уже вынесенном приговоре - расстрел). В официальном сообщении после суда не были опубликованы детали (место и время суда, фамилии двух из трёх обвиняемых). Затикян свою вину отрицал. Степанян частично признал свою вину, но отрицал участие Затикяна. Багдасарян признал всё. По мнению некоторых советских правозащитников, проведение суда в тайном режиме и беспрецедентная для 1970-х годов спешка с приведением смертного приговора в исполнение (через 3 дня после решения суда) связана с полной фальсификацией дела органами КГБ . По состоянию на август 2007 года материалы уголовного дела о взрыве в метро в 1977 остаются секретными .

Сход с рельсов поезда на перегоне «Автозаводская» - «Коломенская» (1979 год)

На Горьковско-Замоскворецкой линии 15 апреля года произошел сход поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и «Коломенская», в тоннеле перед выходом на метромост. Из-за нарушения верхнего габарита положения порога спецсооружения над уровнем головок ходовых рельсов вагон задел своим редуктором мощную конструкцию пути. Пять вагонов сошли с рельсов и с тележек, и кузова упали на путь. Последствия схода устраняли почти сутки. Жертв не было, но многие пассажиры получили ушибы. Этот случай заставил метрополитен разработать специальное устройство для контроля габарита вагона по нижней кромке (точке) корпуса редуктора (УКГ). Этими устройствами оборудовали все линии. Причины аварии рассматривала специальная научно-техническая комиссия. Она установила, что при разработке габарита вагона типа «Е» (нижних его точек) не были учтены все особенности конструкции этого типа вагонов, особенно уменьшение диаметра колес и высоты буксового штыря.

Авария на станции «Автозаводская» ускорила оснащение ПВС депо немецким спецавтомобилем «УНИМОГ», а также переоборудование техкабинета с пультом для аварийных игр локомотивных бригад. Всё оборудование вагона типа «Е» было действующим и работающим в штатном режиме.

Пожар на перегоне «Третьяковская» - «Октябрьская» (1981 год)

12 июня 1981 года на перегоне Третьяковская - Октябрьская возник пожар в деревянном ящике с аккумуляторными батареями под вагоном. Сгорели четыре вагона. Пострадали несколько пожарных, отравившись продуктами горения. Жертв не было . По другим данным, погибли минимум 7 человек . Причина - неисправ­ность аккумулятора .

Пожар на строительстве перегонного тон­неля (1982 год)

В 1982 году во время строительства перегонного тон­неля щитовым способом на участке трассы, где раньше находилась автозаправочная станция произошёл пожар. Загорелся нефтенасыщенный грунт, поступивший из забоя .

Пожар в подземной пневматической мастерской (1982 год)

В помеще­нии подземной пневматической мастерской в результате «грубого нарушения в эксплуата­ции электромеханического хозяйства» возник пожар .

Авария эскалаторов на «Авиамоторной» (1982 год)

Второй по счёту инцидент с человеческими жертвами в Московском метро произошёл 17 февраля года на станции «Авиамоторная » в результате поломки эскалатора , вызванной конструктивными недоработками и неправильным обслуживанием.

Примерно в 16:30 из-за увеличения пассажиропотока эскалатор № 4 был включен на спуск. Около 17 часов лестничное полотно эскалатора неожиданно стало ускоряться и всего за несколько секунд развило скорость, в 2 - 2,4 раза превосходящую номинальную. Люди, находящиеся на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, скатываясь вниз и загораживая собою выход с нижней площадки. Некоторые, спасаясь от падения, выпрыгивали на балюстрады эскалатора. Менее чем за две минуты почти все пассажиры эскалатора - около 100 человек - скатились вниз. В 17:10 вход на станцию был ограничен, в 17:35 перекрыт, в 17:45 станция «Авиамоторная» была полностью закрыта - поезда проследовали её без остановки.

Московские власти предпочли скрыть масштабы произошедшего, в СМИ не было практически никакой информации об аварии. В результате город оказался наводнен слухами. В частности, широко распространилась версия о том, что основное число погибших - это пассажиры, провалившиеся «под эскалаторы» и затянутые в механизмы.

В 1982 году летом на Авиамоторной в час пик порвалась цепь эскалатора, люди падали в моторный приямок в приводные шестерни. Мне об этом на следующий день рассказал рецензент моего дипломного проекта, который попал на станцию 10 минут спустя и видел кровь и людей с отрезанными ногами… По тогдашней советской традиции об этой истории не писали, а сейчас там нет никаких мемориальных досок… Не знаю, может, это городская легенда?

Пластиковая обшивка балюстрады действительно была неспособна выдержать вес выпрыгнувших на неё людей, и люди действительно проваливались сквозь неё, однако никаких механизмов под балюстрадой нет - люди лишь получали ушибы от падения на бетонное основание эскалаторного туннеля с двухметровой высоты. Многие скончались в результате давки на нижней площадке эскалатора.

Точное количество жертв - 8 погибших и 30 раненых - было оглашено только 9 месяцев спустя, на заседании Верховного Суда РСФСР.

В результате расследования выяснилось, что в декабре 1981 года на четырёх эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, требующие настройки по новой специально разработанной инструкции. Однако мастер по эксплуатации эскалаторов станции В. П. Загвоздкин продолжал настраивать тормоза по старой привычной схеме, пренебрегая новой инструкцией. Таким образом, в течение трех месяцев, с момента установки тормозных систем по день катастрофы, все четыре эскалатора станции эксплуатировались в аварийном режиме.

Непосредственной причиной аварии стал излом ступени № 96. Поврежденная ступень при прохождении нижней площадки эскалатора вызвала разрушение гребенки, сработала защита и отключился электродвигатель. Включившийся электромагнитный рабочий тормоз смог развить необходимый тормозной момент гораздо позже установленного значения - тормозной путь составил более 11 метров. Механический же аварийный тормоз не сработал, так как скорость полотна не достигла порогового значения, а электрической схемы контроля состояния рабочего тормоза в эскалаторах этой серии попросту не было.

Трагический опыт был учтен. С 12 по 28 мая 1982 года станция «Авиамоторная» была закрыта на ремонт и модифицирование эскалаторов. В дальнейшем, срочно, но без закрытия станций, были модифицированы все эскалаторы серии ЭТ на остальных станциях метрополитена - произведено усиление ступеней, модернизация тормозов, толщина листов облицовки балюстрад была увеличена с 3 до 8-10 мм .

Повреж­дение обделки тоннеля (1983 год)

Обвал породы (1986 год)

В 1986 году во время сооружения пересадочного узла был нарушен проект. В результате при проходке фурнели снизу вверх произошёл вывал породы .

Пожар в поезде на станции «Павелецкая»

Сильно обгорели несколько хвостовых вагонов поезда. На станции сильно пострадала облицовка южной части, построенной в 1943 году. Потребовалась значительная реконструкция, поэтому теперь самая древняя часть станции выглядит более современной, нежели основная колонная часть, открытая при реконструкции 1953 года.

После этого случая началась разработка автоматической системы пожаротушения для вагонов Московского метрополитена. К 1994 году коренная противопожарная модернизация подвижного состава метрополитена с установкой системы автоматического пожаротушения «Игла» была полностью завершена .

Случаи загазованности (1989 год)

В 1989 году при строительстве метро произошли сразу два случая загазованности. В одном случае из-за нарушения режима проветривания при проходке фурнели в забое снизилось содержание кислорода в атмосфере. В втором случае при выполнении работ по искусственно­му замораживанию грунтов произошла утеч­ка жидкого азота в тран­шею, где находились люди .

После 1991 года

Пожар на Серпуховско-Тимирязевской линии (1994 год)

Серия аварий на Серпуховско-Тимирязевской линии в 1994 году

В течение четырнадцати с половиной часов на разных перегонах линии произошло три аварии. 20 человек получили увечья, 9 из них были госпитализированы.

Первая авария произошла в среду 30 марта года в 18:48 на перегоне «Нагорная » - «Нахимовский проспект ». Состав, двигавшийся из центра, догнал впереди идущий поезд, который тормозил перед прибытием на станцию, и врезался в него. 31 марта во время манёвров, в 5:30, один из составов пропускался не по тому пути. Результат - новое столкновение. Три вагона сошли с рельсов и загородили тоннель, их пришлось разрезать автогеном. А в 9:14, когда метропоезд прибыл на станцию «Петровско-Разумовская », но ещё не успел открыть двери, в него врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошёл с рельсов, началось задымление. Среди пассажиров началась паника, возникла давка. Серьёзно пострадали три пассажира и машинист второго поезда - его госпитализировали с черепно-мозговой травмой .

Возгорания вагонов (1995 год)

Весной 1995 года из-за неисправности ходовой части загорелась ходовая часть вагона в перегонном тоннеле . Осенью того же года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Поезд пробил стену депо «Владыкино »

Возгорание поезда (1996 год)

В феврале 1996 года из-за неисправности электросистемы загорелся поезд на станции .

Задымление тоннеля и станций (1996 год)

В марте 1996 года из-за короткого замыкания на перегоне загорелся си­ловой кабель, в результате произошло задымление тоннеля и станций .

Теракт 1996 года

Второй теракт в истории московского метро произошёл поздним вечером 11 июня года. В поезде между станциями «Тульская » и «Нагатинская » взорвалось самодельное взрывное устройство, четыре человека погибли, четырнадцать получили различные ранения. От взрыва один вагон был разрушен, другие повреждены. Пассажирам пришлось пешком добираться до ближайшей станции. Взрывное устройство фугасного типа, эквивалентное по мощности одному килограмму тротила, было заложено под сиденье вагона, где находилось техническое оборудование состава .

7 декабря 1997 года были задержаны двое подозреваемых в совершении теракта, имена которых не разглашались . По данным, которые приводит «Экспресс-Газета», ответственность на себя взяли чеченские террористы , однако другие источники не подтверждают эти сведения. Самые известные из полевых командиров чеченских сепаратистов того времени - Шамиль Басаев и Салман Радуев - не делали заявлений, что имеют отношение к этому теракту. По состоянию на 2001 год уголовное дело не было раскрыто .

Теракт 1 января 1998 года

Взрыв в 2000 году

8 августа 2000 года в 17:55 в подземном переходе на Пушкинской площади сработало взрывное устройство. Погибли 13 человек, 61 получили ранения .

Размывы на перегоне «Царицыно» - «Кантемировская»

Взрыв на станции «Белорусская»

Теракт 2004 года

Столкновение поездов в 2004 году

Авария энергосети 25 мая 2005 года

Московский метрополитен столкнулся с самым масштабным сбоем в работе за всю свою историю. 25 мая в 11:10 началось массовое отключение питающих центров «Мосэнерго », подающих напряжение в том числе и на линии Метрополитена. В результате из работы были исключены 52 из 170 станций Московского метро.

По данным Комитета по телекоммуникациям и СМИ города Москвы:

Движение частично отсутствовало на 3 линиях Московского метрополитена:

  • Замоскворецкая от ст. «Красногвардейской» до ст. «Павелецкая», включая Каховскую линию
  • Серпуховско-Тимирязевская от ст. «Серпуховской» до ст. «Бульвар Дм. Донского»
  • Калужско-Рижская от ст. «Битцевский парк» до ст. «Проспект Мира»

Движение полностью отсутствовало на Люблинской линии, а также на Бутовской линии лёгкого метро (На последней было восстановлено челночное движение, пассажиров перевозили только от улицы Старокачаловская).

В 11:40 началась эвакуация пассажиров из 27 поездов, находившихся в тоннелях. В 13:15 эвакуация пассажиров была завершена.

По другим данным, отключение энергоснабжения привело к остановке поездов на Замоскворецкой , Таганско-Краснопресненской , Калужско-Рижской , Серпуховско-Тимирязевской , Бутовской , Люблинской , Калининской и Каховской линиях. По этим данным, в тоннелях на разных линиях остановилось 43 состава, в которых находилось около 20 тыс. человек.

Паники удалось избежать, эвакуация пассажиров началась уже через 20-35 минут после аварии. Составы, находившиеся под уклоном, вернулись на станции, но большинство пассажиров всё же пришлось эвакуировать пешком. Полная эвакуация затянулась почти на два часа. Остановились эскалаторы.

На пересадочных станциях также часть поездов были возвращены. Например, на «Китай-Городе » работало только по одному эскалатору, вестибюль на Маросейку на выход, на Солянку - на вход. Свет на наклонах отсутствовал. После нормализации ситуации на соседних станциях, она была закрыта на вход и выход до конца дня.

  • Обесточенные станции (доступ по ссылке заблокирован в России) - фотографии очевидцев.

Разрушения тоннелей мелкого заложения в результате несанкционированного забивания свай

Начиная с 2000-х годов в истории Московского метрополитена случались инциденты, связанные с несанкционированным забиванием свай под различные конструкции в зоне пролегания тоннелей мелкого заложения метрополитена.

Как оказалось, над тоннелем производилась забивка свай под крупный рекламный стенд. После того, как одна из свай провалилась под землю, рабочие отогнали технику от места проведения работ. По заявлению руководства метрополитена, никаких обращений от этой или другой организации за разрешением проводить работы над метротоннелем в данном месте не поступало. Однако проводившая работу фирма предъявила все необходимые документы, выданные владельцем земельного участка. Выяснилось, что из-за режима секретности на планах даже не указывалось, что под этим участком на небольшой глубине проходит линия метрополитена.

В результате аварии часть Замоскворецкой линии метро от станции «Сокол» до «Речного вокзала» была закрыта, для обеспечения перевозки пассажиров на линию от метро «Речной вокзал» до «Сокола» вышли дополнительно 89 автобусов и 16 троллейбусов . В дневное время также была отменена оплата проезда на маршрутах, следующих через метро «Сокол» по Ленинградскому проспекту.

Машинист попавшего в аварию состава, 25-летний Андрей Ульянов за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные при исполнении служебного долга, указом Президента Российской Федерации был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени . Специалисты, расследовавшие случай аварии, пришли к выводу, что реакция машиниста помогла избежать человеческих жертв - Ульянов своевременно заметил падающую сваю и организовал эвакуацию пассажиров .

Сход с рельсов поезда между станциями «Владыкино » и «Отрадное »

Теракты 29 марта 2010 года

Падение дерева между станциями «Измайловская » и «Первомайская »

4 июня года в 20:27 по московскому времени в результате сильной бури на открытом перегоне между станциями «Измайловская » и «Первомайская » упало дерево, в результате чего на некоторое время было остановлено движения поездов по данному участку. Как сообщили в столичном МЧС, ствол пришлось пилить, чтобы убрать его с путей. Пассажиров, в конце концов, выпустили и начали развозить автобусами Мосгортранса. Никто не пострадал. В 21:47 движение было восстановлено.

Ровно шесть лет исполнится в текущем году со дня ужаснейшей трагедии в столичном метрополитене. 29 марта прогремел взрыв на станции «Лубянка» и следом за ним - на «Парке культуры». Ужасающее количество жертв тех событий потрясло всю мировую общественность. Утро понедельника унесло более 40 жизней, а около 100 человек получили тяжёлые травмы. Среди пострадавших были не только российские граждане, но и жители из Филиппин, Малайзии, Израиля и соседних азиатских стран. Похороны прошли 1 апреля, при этом Москва была не единственным городом, где скорбели родственники погибших. В другие регионы (Ростов-на-Дону, Чехов, Севастополь, Якутск, Таджикистан) отправлено 16 тел.

Взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры», относящихся к управлению метрополитена города Москвы, как позже установило следствие, был произведён террористками.

Начало расследования

В этот же РФ были возбуждены уголовные дела, каждое из которых квалифицировали как террористический акт.

Двойной на «Лубянке» и «Парке культуры» в ходе расследования объединили в единое производство. Первой версией сыщиков стала догадка о слаженной запланированной работе смертников. Спустя несколько часов после случившегося в СМИ просочилась информация о предположениях властей. Кроме того, одним из доказательств того, что взрывы произвели с целью более трагичного исхода, следствие посчитало следующее. Оба сработали тогда, когда станции были максимально переполнены людьми. А так как современные технологии дарят массу возможностей, в том числе и преступникам, то, скорее всего, взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры» произошли тогда, когда устройство включили с помощью мобильных телефонов.

Организованная преступная группировка

Тот страшный день собрал практически всех представителей правоохранительных органов в одном месте. Также там находились многочисленные бригады «Скорой помощи», кинологи с собаками, сапёры, пожарные. Благодаря совместным усилиям нескольких структур, следственным органам удалось найти конкретные улики, подтверждающие причастность к трагедии женщин-смертниц.

Однако одно было понятно наверняка: чтобы осуществить теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» 29 марта 2010 г., террористкам помогали сообщники.

Смертницы - главные действующие лица

Некоторые сомнения по этому страшному делу развеялись благодаря камерам видеонаблюдения, установленным на перроне. Полученные изображения лиц подтвердили, что функцию смертельного исполнения на себя взяли две молодые женщины. На них чётко было видно, что на вид обеим террористкам, устроившим взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры», не более 25 лет. Одетые в тёмные одежды и облачённые в платки, они пытались скрыть свои лица, выдававшие их кавказскую национальность. Также стало известно, что накануне трагического происшествия в одном из отделений милиции раздался странный звонок. Женщина, жительница столицы, заявляла, что стала случайной свидетельницей разговора чеченцев на станции метро «Коньково», которые обсуждали организацию взрывов. Однако, несмотря на незамедлительную реакцию правоохранителей, выехавший на предполагаемое место совершения масштабного преступления наряд с кинологами не смог обнаружить хоть что-то подозрительное.

Кто виноват?

Вскоре одно за другим последовали объяснения случившегося. Спустя два дня в сеть попал ролик с участием одного из разыскиваемых террористов в Чечне Доку Умарова. В своём видеообращении он официально заявил, что взрывы в метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» организованы его подвластной группой, аргументировав свои незаконные действия местью за недавние февральские события в Ингушетии. Тогда федеральными российскими войсками в посёлках Датых и Аршты была проведена в которой было уничтожено одно из незаконных бандформирований и погибли четверо жителей. При этом стоит отметить, что опровержение не заставило себя долго ждать.

Буквально через несколько часов к журналистам Первого Кавказского канала в Грузии попала запись, в которой якобы Умаров отрицал подлинность своего предыдущего выступления и ответственность за взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры» полностью с себя снимает. Как выяснилось позже специалистами, данная аудиозапись была ненастоящей, голос человека на ней не принадлежал разыскиваемому Умарову.

Виновница трагедии на «Парке культуры»

Благодаря слаженным действиям столичного управления спецслужб и их коллег на Северном Кавказе, удалось выяснить личность одной погибшей преступницы, виновной в трагедии «Парка культуры». Как оказалась, это была жительница Дагестана, и по её следам следствие смогло сделать следующие важные шаги. Данные о смертнице в скором времени всё-таки просочились в СМИ. Общественность была шокирована тем, что девушке, подорвавшей себя, было всего лишь 17 лет. Звали её Джанет Абдуллаева (Абдурахманова). Умалат Магомедов, также член террористической группировки, погибший двумя месяцами ранее во время проведения спецоперации по уничтожению незаконных формирований, был супругом смертницы, мотивом действия которой была цель отомстить за смерть мужа. Взрывы в метро «Лубянка» и «Парк культуры» стали для неё целым «актом возмездия».

Опознание второй террористки

В процессе определения личности второй погибшей террористки помогло обращение гражданина Магомедова в прокуратуру Дагестана. Взрывы в метро «Лубянка» и «Парк культуры», фото участниц которых он увидел во время просмотра телевизионных новостей, были совершены Джанет Абдуллаевой и его дочерью. Смертница, которую узнал отец, Марьям Шарипова, привела в действие взрывной механизм на станции «Лубянка». По его словам, девушке было 27 лет. Однако для подтверждения появившейся информации была назначена генетическая экспертиза, которая подтвердила, что погибшая действительно была дочерью Магомедова.

Практически одновременно с разоблачением личностей смертниц федеральным службам удалось обнаружить и сведения о лицах, непосредственно организовавших взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры». Хроника событий тех дней говорит о том, что, несмотря на скорое выявление базы преступной операции, самим сообщникам погибших смертниц посчастливилось сбежать. Правоохранители подтверждают лишь то, что группировка проживала в съёмной квартире, которая находится в непримечательном жилом доме, неподалёку от станции «Хамовники».

События утра понедельника 29 марта: сначала «Лубянка»

Два взрыва в московском метро на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» стали неожиданностью для всей Москвы.

Первый из них произошёл утром, когда на часах ещё не было восьми. Организаторами данный промежуток выбран неслучайно, ведь это своеобразный час пик для населения. В 07:56, зайдя во второй вагон поезда с ярким запоминающимся названием «Красная стрела», Марьям Шарипова исполнила план террористов. Взрыв случился во время движения подземного транспорта, который только начал отходить от станции в сторону «Улицы Подбельского». Экспертам удалось определить и восстановить картину тех страшных минут. Они заключили, что женщина стояла прямо у двери вагона, когда поезд остановился у перрона, и буквально за миг до открытия двери она привела злосчастный механизм в действие.

Немаловажным считается и тот факт, что, по словам очевидцев произошедшего, эвакуировать людей сразу же после взрыва никто не собирался. По громкой связи диспетчеры лишь передавали сообщения об опоздании прибывающих поездов и рекомендовали пассажирам обратиться к услугам наземного общественного транспорта.

Второй взрыв произошёл через сорок минут

Менее чем через час раздался второй взрыв, в метро «Парк культуры». «Лубянка» подверглась более сильному удару. Если измерять мощность взрывного устройства, то в в бомбу было заложено почти четыре килограмма вещества. Для трагедии на втором месте террористы воспользовались приблизительно полутора килограммами взрывчатки. Взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры» (фото поездов настолько шокирующие, что предоставить их невозможно) практически не оставил шанса на выживание тем, кто оказался в ближайшей зоне поражения. Об этом свидетельствует и анализ специалистов из лаборатории, который определил, что бомбы содержали гексоген и мелкие арматурные детали, железные болты.

Поезд, пострадавший вторым, также следовал в сторону «Улицы Подбельского». Всё случилось в третьем вагоне в 08:39.

Эвакуация людей из метрополитена

Администрацией метрополитена было принято решение о немедленном перекрытии любого движения поездов на промежутке пути от «Спортивной» станции до «Комсомольской». Когда на помощь подоспели сотрудники МЧС, началась масштабная эвакуация людей со всех подземных станций, так как, по данным управления метро, на тот момент под землёй находилось почти 4 тысячи человек.

Опасаясь, что теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» могли быть не последними, спасатели выводили людей на поверхность в обязательном порядке. Ликвидировать страшные последствия трагедии привлекли огромное множество экспертов, оборудования и специальной техники.

Меры, принятые правоохранителями после трагедии

Нововведения произошли и в охранной работе милиции. Руководством МВД РФ в городе Москве отданы приказы об усилении контроля над столичными улицами и метрополитеном, режима проверки документов, паспортов у всех прохожих (тем более лиц кавказской наружности). Кроме того, когда произошли взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры», возникла острая необходимость в помощи внутренних войск МВД Российской Федерации. Их задачей было постоянное патрулирование вокзалов, аэропортов, метро и других важных объектов.

Соболезнования погибшим

Реакция мирового сообщества на случившееся не заставила себя долго ждать. Следующий день после терактов в Москве объявили траурным. Выразить свои соболезнования главе российского государства поспешили руководители множества государств, известные зарубежные политические деятели. Поспешили осудить террористический акт как проявление терроризма в целом главы стран «Большой восьмёрки», ЕС, Азии, президенты постсоветских государств, а также Пан Ги Мун, Папа Римский и другие.

Взрыв в метро «Лубянка» и «Парк культуры» (фото Дмитрия Медведева, возлагающего цветы в память о погибших можно увидеть ниже) и место трагедии стали символичными для жителей Москвы.

Многих людей, спускающихся к станции, страх окутывает до сих пор. Ведь любое проявление терроризма опасно не только для граждан какого-либо государства, но и для всего человечества. Это прямая угроза мировому порядку и стабильности.

Как избежать новых терактов?

Во избежание повторения таких трагических событий, как теракты на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры», все мировые страны должны действовать в одном направлении. Несмотря на достижение определённого уровня безопасности на вокзалах, аэропортах, метрополитенах, ещё многое предстоит предпринять, задействовав дополнительные средства и силы. В комитетах по безопасности при ООН и Совете Европы неоднократно поднимается к рассмотрению данный вопрос. Учитывая правильное функционирование системы видеонаблюдения московского метро, а также механизм аналитической обработки полученных данных, сбой всё-таки произошёл. Сотрудники охранной службы не смогли обнаружить замаскированных смертниц в час пик.

Одним из важных шагов стал указ, подписанный президентом Дмитрием Медведевым. Нормативно-правовой акт предполагает пересмотр существующих и создание новых условий для комплексного обеспечения безопасности в транспортной инфраструктуре, особенно в метрополитене.

Взрывы в московском метро «Лубянка» и «Парк культуры», дата которых навсегда останется в памяти родственников погибших, людей, которым посчастливилось выжить и тем, кто каждый день спускается к станциям, напоминают о том, что современным государствам ещё предстоит проделать огромную работу по преодолению важной проблемы всего мира - терроризма.

Взрывы в московском метро 2010 года - два взрыва, произведённых 29 марта 2010 года на станциях «Лубянка» и «Парк культуры» Сокольнической линии московского метрополитена, двумя российскими террористками-смертницами дагестанского происхождения. В результате взрывов погибло 40 и ранено 88 человек. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии.

Ответственность за взрывы взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров.

Первый взрыв произошёл в 7:57 по московскому времени на станции «Лубянка» во втором (по ходу движения) вагоне именного поезда «Красная стрела», следовавшего в сторону станции «Улица Подбельского». В момент остановки поезда, непосредственно перед открытием дверей, сработало взрывное устройство, закреплённое на женщине, стоящей у второй двери второго вагона. По рассказам очевидцев, после первого взрыва эвакуация из метро не проводилась, по громкоговорителям передавались сообщения о задержках в движении и рекомендации воспользоваться наземным транспортом. Второй взрыв произошёл в 8:36 на станции «Парк культуры» Сокольнической линии в третьем вагоне поезда маршрута № 45, который следовал в сторону станции «Улица Подбельского».

Сразу после терактов было перекрыто движение поездов от станции «Спортивная» до станции «Комсомольская». Сотрудники метрополитена совместно с подразделениями МЧС эвакуировали со станций метро 3,5 тыс. человек. К ликвидации последствий взрывов в метро были привлечены 657 человек и 187 единиц техники. По сообщениям правоохранительных органов в связи со взрывами в метро на станциях в Москве введён план «Вулкан». Также усилен паспортный режим, милиция переведена на усиленный вариант несения службы, увеличена плотность патрульных нарядов на улицах города и в метрополитене, к патрулированию метро были привлечены внутренние войска Министерства внутренних дел России. Под особую охрану были взяты аэропорты и вокзалы Москвы. В 17:09 станцию «Лубянка» открыли для пассажиров и метрополитен заработал в штатном режиме.

По результатам взрывотехнической экспертизы, проведённой специалистами Федеральной службы безопасности, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции «Лубянка», составила до 4 килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции «Парк культуры» - от 1,5 до 2 кг в тротиловом эквиваленте. Как показал экспресс-анализ, взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена с добавлением пластификатора, то есть пластитом. В качестве поражающих элементов использовались нарубленная на куски арматура и болты.

Непосредственно в результате обоих взрывов погибло на месте 36 человек, из них 24 на станции метро «Лубянка» и 12 на станции метро «Парк культуры». В последующие дни в больницах умерло ещё 4 человека. Среди погибших был капитан первого ранга, заместитель начальника тыла Черноморского флота Российской Федерации Виктор Гинькут.

Пресс-служба Минздравсоцразвития России распространила сообщение, что по состоянию на 31 марта в лечебных учреждениях Москвы оставались 82 пострадавших. Среди пострадавших были граждане России, Таджикистана, Киргизии, Филиппин, Израиля и Малайзии.

31 марта закончено оформление документов на захоронение 34-х погибших. Ещё двое остаются неопознанными. 18 человек будут похоронены в Москве, а 16 - отправлены в другие регионы, в частности, Чехов, Ростов-на-Дону, Якутск, а также на Украину в Севастополь и Таджикистан. В Москве захоронение будет осуществляться в основном на Котляковском, Николо-Архангельском, Домодедовском, Митинском и Троекуровском кладбищах. Первые похороны погибших в Москве прошли 1 апреля.

Интернет-портал «LifeNews» утром 29 марта 2010 сообщил о третьем взрыве на станции «Проспект Мира», однако вскоре эта информация была опровергнута МЧС России. Также были опровергнуты сообщения о взрывах на станциях «Улица Подбельского» и «Беговая». Позднее в тот же день в СМИ появилась информация о том, что на станции метро «Парк культуры» был найден несработавший «пояс шахида». Позже данная информация была опровергнута.

После взрывов в метро милиция получила несколько анонимных телефонных звонков о якобы заложенных бомбах на транспорте. Первый звонок с мобильного телефона поступил в дежурную часть 29 марта 2010 около 17:00. Некая женщина, находясь в состоянии алкогольного опьянения, заявила, что находится на станции метро «Партизанская» и собирается себя взорвать. Кинологи с собаками обыскали вестибюль и платформу, однако тревога оказалась ложной. Через час в службу «02» с того же телефона позвонила женщина, которая сообщила о том, что взрыв готовится на станции метро «Щёлковская». Станция метро была обследована, однако ничего подозрительного обнаружено не было. Позже милиционеры выяснили личность телефонной террористки и задержали её. Ей оказалась жительница Раменского района Московской области.

30 марта 2010 в милицию поступило сообщение об обнаружении сумки со взрывчаткой на станции метро «Комсомольская», на станции было проведено полное обследование, но никаких подозрительных предметов найдено не было. В тот же день было сообщено о бомбах, заложенных в храме Христа Спасителя и МГТУ имени Баумана; оба сообщения оказались ложными.

Всего в правоохранительные органы Москвы поступило более 100 сообщений о подозрительных предметах и заложенных бомбах, ни одно из которых не подтвердилось; аналогичные ложные сообщения имели место и в других городах России

Перед этим машинист сообщил по "громкой связи", что поезд дальше не идет, и пассажиры начали выходить из вагонов. К моменту взрыва большая часть из них уже вышла.

На станции метро "Лубянка" взрыв произошел в именном поезде "Красная стрела".

Непосредственно в результате обоих взрывов погибли на месте 36 человек, из них 24 на станции метро "Лубянка" и 12 на станции метро "Парк культуры".

В последующие дни в больницах скончались еще четыре человека. 88 раненых были госпитализированы в лечебные учреждения Москвы. Часть пострадавших была доставлена в больницы вертолетами МЧС России.

Сотрудники ГУП "Московский метрополитен" совместно с подразделениями МЧС России провели эвакуацию со станций метро более 3500 человек.

На месте для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации работали оперативные группы МЧС России, ФСБ России, МВД России. Всего к ликвидации последствий взрывов привлекались 657 человек и 187 единиц техники, от МЧС России — 342 человека и 100 единиц техники.

На местах происшествий работали 25 психологов Центра экстренной психологической помощи МЧС России.

После взрывов, движение поездов на центральном участке Сокольнической линии было остановлено. Поезда следовали от станции "Комсомольская" до станции "Улица Подбельского" и от станции "Спортивная" до станции "Юго-Западная" в обоих направлениях.

Для входа и выхода пассажиров были закрыты станции "Фрунзенская", "Парк культуры", "Кропоткинская", "Библиотека им. Ленина", "Охотный ряд", "Лубянка", "Чистые пруды", "Красные ворота". Кроме того, были закрыты переходы на Сокольническую линию на станциях "Парк Культуры" Кольцевой линии, "Боровицкая", "Александровский сад", "Арбатская" Арбатско-Покровской линии, "Театральная", "Кузнецкий мост" и "Тургеневская".

В результате взрывов на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" Сокольнической линии, сами станции Московского метрополитена повреждены не были.
Восстановление движения проходило поэтапно, сначала, около 16.00 мск, был открыт участок от станции "Юго-Западная" до станции "Парк культуры", примерно тогда же на вход и выход пассажиров была открыта сама станция. Потом движение было восстановлено на участке от "Парка культуры" до "Комсомольской". К 17.00 мск cтоличный метрополитен объявил о том, что движение на линии восстановлено полностью, однако поезда не останавливались на станции "Лубянка", которая все еще была закрыта для входа и выхода пассажиров. В 17.10 станция метро "Лубянка" была открыта.

В связи с взрывами в московском метро личный состав управлений внутренних дел был на усиленный режим несения службы. Увеличено число патрульных милиционеров на вокзалах и в столичных аэропортах, ужесточен паспортный режим.

В Москве был , все станции метрополитена были обследованы кинологами на предмет обнаружения взрывчатки. Московские аэропорты усилили меры безопасности.

Московская железная дорога на объектах железнодорожного транспорта.

Дополнительные меры безопасности применялись и в других городах, в частности, в петербургском и екатеринбургском метро.

В Москве был объявлен днем траура по погибшим в результате терактов.

Следственными органами Следственного комитета по факту взрывов на станциях московского метрополитена "Лубянка" и "Парк культуры" было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 205 Уголовного кодекса РФ (террористический акт). Потерпевшими по делу о теракте были 168 человек.

По данным взрывотехнической экспертизы, мощность взрывного устройства, сработавшего на станции "Лубянка", до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, а на станции "Парк культуры" — до двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Взрывные устройства были начинены взрывчаткой на основе гексогена. В качестве поражающих элементов использовались болты и нарубленная арматура.

Директор ФСБ РФ доложил президенту РФ, что установлены все причастные к взрывам в московском метрополитене — как исполнители, так и организаторы.

По данным силовых структур, на станции "Лубянка" себя уроженка Дагестана Мариам Шарипова, 1982 года рождения. Второй взрыв (на станции "Парк культуры") совершила также уроженка Дагестана Джанет Абдурахманова (Абдуллаева), 1992 года рождения.

Организатором взрывов на станциях московского метрополитена являлся Магомедали Вагабов — один из лидеров диверсионно-террористического подполья, действовавшего на территории Дагестана.

Следствие располагает доказательствами, что местом проведения теракта был намеренно выбран метрополитен для создания большого общественного резонанса не только на территории России, но и за рубежом. Установлено, что смертницы приводили в действие взрывные устройства именно в момент остановки поезда, когда и в вагонах, и на платформе сосредотачивалось наибольшее количество людей. Целью террористов было добиться как можно большего числа жертв.

Установленные организаторы и исполнители этих терактов были ликвидированы при оказании вооруженного сопротивления сотрудникам правоохранительных органов.

Национальный антитеррористический комитет РФ сообщил об уничтожении в Дагестане последнего террориста, непосредственно причастного к организации и осуществлению терактов в московском метро в марте 2010 года. По данным спецслужб, он сопровождал смертниц, подорвавших себя в метро, из Дагестана в Москву.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников