Качество образования в учреждении доу. Качество образования в детском саду в условиях фгос

МБДОУ самостоятельно в осуществлении образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями образовательной деятельности.

Обучение и воспитание в ДОУ ведутся на русском языке. В ДОУ создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Содержание образовательного процесса в ДОУ (содержание образования) определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Образовательная программа дошкольного образования в ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Планируемые результаты (итоговые и промежуточные) освоения детьми, посещающими ДОУ, основной общеобразовательной программы дошкольного образования, система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования и периодичность такого мониторинга предусматриваются в образовательной программе дошкольного образования ДОУ.

ДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей и комбинированной направленности в разном сочетании. ДОУ реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования - «От рождения до школы » под редакцией Н.Е.Веракса (нормативный срок освоения 5 лет);

ДОУ реализует дополнительную общеразвивающую программу дошкольного образования:

  • художественно- эстетической направленности(нормативный срок освоения 4 года);
  • социально- педагогической направленности (нормативный срок освоения 3 года);

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах комбинированной направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В ДОУ устанавливаются следующие продолжительность образовательной деятельности и максимальный объем нагрузки детей в неделю:

1) Для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений). Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 10 минут. Допускается осуществление непосредственно образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). В теплое время года непосредственно образовательная деятельность осуществляется на участке во время прогулки.

2) Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ, составляет:

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – 2 часа 45 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет – 4 часа;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет – 6 часов 15 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет – 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет – не более 20 минут;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет – не более 25 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет не превышает 30 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет не превышает 40 минут;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет не превышает 45 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет не превышает 1,5 часа.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3-х раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводится физкультминутка.

Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей указанная непосредственно образовательная деятельность может сочетаться с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

3) Работа по физическому развитию в Учреждении проводится в соответствии с требованиями СанПиНа с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

Режим дня в ДОУ должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20°C и скорости ветра более 15 м/с.

Для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет дневной сон в МБДОУ организуется однократно продолжительностью не менее 3-х часов. Для детей в возрасте старше 3-х лет дневной сон в МБДОУ организуется однократно продолжительностью 2,0-2,5 часа. Во время сна детей в спальне присутствует воспитатель или помощник воспитателя (младший воспитатель). Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме не менее 3-4-х часов.

Общественно полезный труд детей в возрасте от 5 до 6 лет и в возрасте от 6 до 7 лет проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не превышает 20 минут в день. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50 % общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом и другие) регламентируются индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Содержание коррекционной работы в ДОУ направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, посещающими ДОУ, и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В ДОУ проводятся занятия по дополнительному образованию детей (студии, кружки, секции и т.п.):

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет – не чаще 2-х раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет – не чаще 2-х раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет – не чаще 3-х раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября: если это число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Учебный год в ДОУ завершается 31 мая. В середине года (январь) для детей, посещающих ДОУ, организуются недельные каникулы, во время которых проводится непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность не проводятся. В эти периоды времени в ДОУ могут проводиться спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие мероприятия, может увеличиваться продолжительность прогулок.

На сегодняшний день вопрос качества дошкольного образования приобрел особую актуальность. Понятие «качество» очень динамичное. Даже качество золота меняется со временем. С XVIII века к нему добавляют разную лигатуру: серебро, медь и другие металлы. Рассуждая о качестве человека, тем более необходимо учитывать степень соответствия системы образования ее назначению, ценностям и целям на определенном историческом этапе. А сейчас мы как раз находимся на таком историческом этапе, когда к дошкольному образованию будет предъявляться Федеральный государственный образовательный стандарт.

Качество дошкольного образования можно отслеживать по степени соответствия назначению, определяемому государственной политикой, целям, формулируемым в соответствии с современными научными исследования, ожиданиям потребителей образовательных услуг (родителей), связанным с образовательным процессом, его условиями и результатами, а также деятельностью системы дошкольного образования в целом.

В связи с тем что воспитание будущих поколений является делом государственной важности, на федеральном уровне решается, какой следующий шаг к обеспечению качества образования будет сделан. Насколько он будет верным, зависит от того, каковы итоги шага предыдущего. Основными критериями оценки деятельности субъектов Федерации в сфере дошкольного образования являются, с одной стороны, степень обеспечения конституционного права на дошкольное образование, с другой - степень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования.

Обеспечение общедоступности дошкольного образования является безусловным и неоспоримым приоритетом политики нашего государства, требует колоссальных финансовых вложений, неимоверных усилий руководителей разных уровней управления образованием. Но настолько ли это неоспоримый показатель качества работы системы дошкольного образования?

Вековая история создания, развертывания, свертывания, развития сети дошкольных образовательных учреждений в нашей стране была направлена в первую очередь на обеспечение «территориальной» общедоступности, доступа к месту в детском саду.

В XIX веке открывались первые частные детские сады, основное назначение которых было только педагогическим, поскольку детский сад не давал никаких льгот, не подготавливал ни к какому учебному заведению, и родители находили лишним посылать в детский сад ребенка, чтобы он играл, да еще платить за это.

В начале XX века с развитием промышленности и вовлечением в процесс наемного труда женщин появилась необходимость в детских садах, которые работали с 9 до 16, а иногда до 18 часов - для обеспечения присмотра за детьми в течение всего рабочего дня их родителей.

В годы советской власти главной задачей являлось расширение сети дошкольных учреждений ведущих отраслей производства. Вводились в эксплуатацию новые здания детских садов, использовались под детские сады помещения жилых домов, освобождались используемые не по назначению здания детских садов, работа дошкольных учреждений приспосабливалась к особенностям производства (в отношении длительности, сменности, круглосуточности пребывания детей и др.). Расширялась сеть сельских дошкольных учреждений, их оснащение, организация подвоза детей из мелких населенных пунктов. Однако, увеличиваясь в разы, к 80-м годам сеть учреждений совсем не удовлетворяла растущих потребностей работающего населения в дошкольных учреждениях: обеспеченность детей детскими учреждениями составляла, по официальным документам, 31,4 %.

В 90-е годы начался неудержимый отток детей из дошкольных учреждений. Отток по финансовым или «идейным»
соображениям (кто-то не мог заплатить даже небольшие деньги, а кто-то, имея в распоряжении деньги, стремился нанять няню) происходил на фоне спада рождаемости, вызванного социально-экономическими изменениями. Идея общедоступности дошкольного образования в этот период общественной ценности не представляла.

Ситуация изменилась в 2000-е годы. Согласно данным Института гендерной политики, в эти годы по преимуществу рожало детей поколение 1978-1982 годов, когда наблюдалось увеличение рождаемости. Детей появилось на свет гораздо больше, чем могли вместить детские сады в том количестве, в котором местные власти сохранили их со времен демографического спада. Спрос на услуги дошкольных учреждений снова сильно вырос. Возникли очереди на место в детский сад. Дошкольные образовательные учреждения стали недопустимо переполнены. И снова в федеральных документах появляется приоритетная задача развития дошкольного образования в Российской Федерации: «Система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки». Появляются группы кратковременного пребывания, семейные детские сады, группы в разных типах образовательных учреждениях и другое.

Постоянно изменяющиеся социально-экономическая и демографическая ситуации требуют скорее мобильности системы дошкольного образования с точки зрения обеспечения нужного количества дошкольных учреждений, отвечающего потребностям населения в тот или иной исторический период.

О качестве дошкольного образования , на наш взгляд, весьма трудно судить по количественным показателям - сколько мест открыто и функционирует.

О степени соответствия главному назначению детских садов - педагогическому, направленному на оказание
профессиональной помощи и поддержки семье в вопросах развития и воспитания детей со стороны квалифицированных компетентных педагогов дошкольного образования, можно судить по мнению потребителей дошкольных образовательных услуг.

Ежегодно в субъектах Российской Федерации проводится сбор данных, характеризующих степень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования. Однако получаемые результаты вызывают некоторое недоумение с точки зрения их достоверности. Объектом исследования является население в возрасте от 18 до 69 лет, проживающее в городских округах и муниципальных районах. Изучение проводится методом стихийного отбора, «уличного» опроса. Проблема в том, что в ходе исследования зачастую опрашиваются люди, которые не всегда соприкасаются с дошкольным образованием, но при этом очень хорошо осведомлены из средств массовой информации о взятках, получаемых руководителями детских садов, о нехватке мест и наличии очереди в дошкольные учреждения. Кроме того, не всегда и те, кто водит в детский сад своего ребенка, могут объективно оценить уровень качества предоставляемых образовательных услуг.

Ожидания у родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются.

В разные исторические периоды эти ожидания были разными. Советская система общественного дошкольного образования преследовала идеологию социалистического государства, направляя все возможные усилия на воспитание дисциплинированного, организованного и умеющего трудиться гражданина. Эти качества родители усердно проявляли на производстве, воспитание их детей было возложено на специалистов дошкольного образования.

С введением в 60-е годы в детские сады системного обучения, требующего методической подготовки, ведущая роль в воспитании и обучении детей всецело перешла в руки педагогов. Следствием таких усилий явилось абсолютное доверие родителей к социальным институтам: «детский сад воспитает», «школа научит», «армия перевоспитает». До сих пор практики сетуют на то, что некоторые родители считают своей основной функцией привести ребенка в детский сад и забрать его.

Кризис 90-х «вернул» родителям собственных детей. Статья Закона «Об образовании» объявила семью ответственной за развитие и воспитание ребенка, а систему образования - помощником семьи в вопросах образования. Родителям предстояло разобраться в своих потребностях в вопросах образования ребенка. Система образования также пребывала в поисках научных обоснований для обновления содержания образования, осуществляла инновационные проекты.

Появление в системе начального образования дифференцированных классов направило ожидания родителей от деятельности детского сада в русло «подготовьте ребенка к школе». И до сих пор, сколько бы усилий ни предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать личностному становлению ребенка и давать возможность проживать ему радостное детство, большинство родителей хочет извлекать из всего осязательную пользу и выгоду в будущем.

Сейчас мы работаем с новым поколением родителей, которое имеет время и желание заниматься своим ребенком, с поколением, которое не интересуют проблемы детского сада, но готово участвовать в образовании своего ребенка.

На современном этапе изменить ожидания родителей, используя лозунги, недостаточно. Необходим высокий уровень работы, направленный на обеспечение реальной вовлеченности семьи в образование ребенка, формирование желания у родителей предпринимать личные усилия, вносить свой вклад в достижение общих целей образования. Наличие содержательной информированности, то есть такого количества и качества информации о том, что происходит с ребенком в большую часть суток, которую он проводит с работниками дошкольного учреждения, и главное, о его достижениях, позволит родителям принимать верные решения в отношении своевременной поддержки развития своего ребенка.

Высокий уровень информированности возможен при реальной вовлеченности семьи в образовательный процесс. Лишь после этого мы можем получить достоверные ответы на интересующий вопрос: удовлетворены ли потребители качеством дошкольного образования.

Пока мы вынуждены констатировать: у государства недостаточно достоверная информация о степени удовлетворенности населения качеством дошкольного образования.

Преследуя цель - понимание ситуации в дошкольном образовании для принятия верного шага в ближайшее будущее, - мы можем проанализировать уровень качества процесса, условий и результатов образовательной деятельности дошкольных учреждений.

В 1996 году на федеральном уровне были утверждены документы по проведению аттестации и государственной аккредитации ДОУ. До введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования были установлены Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ. На основе этих требований разрабатывались вариативные образовательные программы дошкольного образования, проводилась аттестация и государственная аккредитация ДОУ. Документ был очень ожидаем образовательной практикой.

С 1989 года, когда Концепцией дошкольного воспитания была провозглашена цель - содействие становлению ребенка как личности, - педагоги были длительное время в замешательстве, так как не знали, как реализовывать современную цель, используя единую Программу воспитания и обучения в детском саду с достаточно идеологизированным содержанием. Новые требования способствовали существенному шагу вперед в обеспечении нового уровня качества дошкольного образования. С вариативными программами в детские сады пришли современное содержание образования и развивающие технологии.

Вместе с тем, несмотря на то что новый документ содержал новые требования к характеру взаимодействия персонала с детьми, сама логика построения критериев способствовала еще большему уходу в предметное содержание, а доминирование критериев, стимулирующих действия педагогов, не давало возможности для предоставления воспитанникам проявления самостоятельности и инициативы. Проблемы, обозначенные в документах еще в 1958
году, - «обратить внимание на развитие у детей самостоятельности, активности, инициативы; не допускать механического выполнения работы детьми; учитывать опыт детей, запас знаний, умений, навыков, на который можно опираться при овладении детьми новым; готовый образец не считать единственным приемом обучения» - спустя 40 лет снова не удавалось разрешить. Кроме того, поскольку в документе отсутствовали параметры достижений и методики их измерения, целевая ориентировка на содействие становлению воспитанника как личности не давала педагогам ясных представлений о том, к какому новому состоянию мог ребенок перейти в результате получения дошкольного образования.

Попытки что-то изменить в образовательной практике предпринимались в субъектах Федерации. Так, в Новгородской области система критериев оценки деятельности ДОУ разных видов в 2006 году была модифицирована. В качестве критериев и показателей изучения деятельности по разделу «Содержание, методы и организация воспитания и обучения» были определены «базовые» критерии, которые представлены по основным направлениям содержания дошкольного образования:

  • здоровье и физическое развитие воспитанников,
  • познавательно-речевое развитие воспитанников,
  • социально-личностное развитие воспитанников,
  • художественно-эстетическое развитие воспитанников.

В каждом из направлений критерии и показатели были построены таким образом, чтобы сбалансировать процессы социализации и индивидуализации в образовательной деятельности: с одной стороны, критерии, связанные с оценкой обеспечения усвоения детьми социально-культурного опыта, с другой - формирования субъектной позиции детей в специфически детских видах деятельности.

В качестве результатов дошкольного образования были определены основы ключевых компетентностей - социальной, коммуникативной, здоровьесберегающей, деятельностной и информационной. Оценка достижений осуществлялась в ходе целенаправленного наблюдения в привычной для ребенка обстановке, коллегиального обсуждения этих достижений всеми взрослыми, принимающими участие в его образовании (педагогами, специалистами, родителями), и ведения «портфолио», в котором систематизировалась оцениваемая информация.

В ходе наблюдения за поведением фиксировались:

  • мотивы занятий, предпочтения, интересы детей;
  • проявления ими умений и способностей в детских видах деятельности;
  • обстановка, в которой эти умения проявились.

Наблюдение дополнялось беседами с ребенком, анализом его работ, беседой с родителями и специалистами ДОУ, взаимодействующими с дошкольником в иных обстоятельствах. Динамика достижений фиксировалась не реже двух раз в год, однако за устойчивостью проявлений компетентностей взрослые наблюдали в течение всего года и отражали изменения в уровнях по мере их обнаружения.

Собираемая информация об уровне качества дошкольного образования и его результатов, проводимый сопоставительный анализ этих результатов имели огромную ценность, так как позволяли проанализировать текущую ситуацию по обеспечению качества образования детей дошкольного возраста в области, выявить сильные стороны и типичные проблемы в организации образовательного процесса, наметить направления приложения дальнейших усилий.

Итоги мониторинга доводились до сведения специалистов системы управления образованием разных уровней, городских (районных) методических служб, родителей (законных представителей), широкой общественности, а также учитывались в выборе содержания и технологий реализации образовательных программ повышения квалификации работников системы дошкольного образования Новгородской области. Верность предпринятых мер подтвердили принятые в 2009 году Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, которые утвердили в качестве основных форм организации образовательной деятельности совместную со взрослыми и самостоятельную деятельность детей, а интегративные качества ребенка - как результат образования дошкольников.

Вместе с тем в 2010 году процедура аттестации и государственной аккредитации ДОУ была упразднена. Государственной системы мониторинга качества дошкольного образования пока не предложено. Соответственно, информация о том, как на сегодняшний день обеспечивается в нашей стране общедоступность качественного дошкольного образования, отсутствует.

В ближайшее время будет разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Значимым является то, чтобы был выбран верный шаг к новому уровню качества образования детей
дошкольного возраста.

Материал предоставлен , май 2013 г.

Ранний возраст - очень чувствительный период в жизни человека. Он характеризуется стремительными изменениями в эмоциональном, физическом, социальном и языковом развитии ребёнка.

До того, как ребёнок достигнет 6-7 лет, происходит активное формирование нейронных связей. Именно этому периоду жизни маленького человека необходимо уделять особое внимание.

Дошкольные образовательные учреждения, принимая значительную долю участия в развитии детей, возлагают на себя огромную ответственность. Давайте же узнаем, из каких направлений складывается образовательный процесс в ДОУ.

Планирование образовательного процесса в ДОУ

Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и для эффективной организации образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с планом Н. А. Коротковой. Он основан на комплексно-тематическом принципе планирования. Компактен. Разрешает охватить все факторы, образующие темы и культурные практики в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а также разглядеть их взаимосвязь во времени.

Таблица Н. А. Коротковой

А вот вариант плана, широко используемого в работе МДОУ №26:

Рассмотрим подробно ещё один вариант планирования образовательного процесса, состоящий из четырёх разделов.

1-й раздел. Общие сведения

Раздел подразумевает использование таблиц, которые составляются воспитателями группы под присмотром старшего воспитателя в самом начале учебного года. В этих таблицах содержатся следующие столбцы:

  • данные о детях и родителях;
  • взаимодействие с родителями;
  • режим дня на холодное время года;
  • режим дня на тёплое время года;
  • листок здоровья;
  • система закаливания;
  • режим физической активности;
  • гимнастика;
  • итоги обследования речи детей;
  • индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи.

2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми

Второй раздел можно представить в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на учебный год с разбивкой на месяцы и недели. Она выстраивается с учётом традиций, событий, праздников.

Комплексно-тематическое планирование.

При составлении плана необходимо учитывать развивающую среду, способствующую становлению самостоятельности детей:

  • события, происходящие в реальном мире и возбуждающие интерес детей;
  • события воображаемые, рассказываемые воспитателем из художественного произведения;
  • события, специально «смоделированные» педагогом. Изучение неизвестных прежде детям предметов с необычным эффектом или предназначением, которые будут вызывать детский интерес и подвигать их к активности;
  • события, случающиеся в жизни возрастной группы, которые «заражают» детей и приводят к укрепляющейся на какое-то время заинтересованности.

3-й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности

Раздел предусматривает планирование работы с детьми на 3 месяца и на 1 месяц по основным видам детской деятельности:

  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • изобразительная;
  • трудовая;
  • познавательная;
  • музыкальная;
  • игровая;
  • восприятие художественной литературы;
  • конструирование.

Каждая из них обладает своими специфическими блоками и планируется как в коллективной деятельности с воспитателем, так и в независимой деятельности детей.

4 -й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)

К еженедельному плану работы подключаются ещё два блока: содержание НОД и формы организации деятельности детей.

Чтобы обеспечить высокое качество педагогического процесса, необходимо осуществлять контроль за полнотой выполнения заданной программы, педагоги используют перспективно-тематическое и календарное планирование. Оно основывается на следующих принципах, которые должны соблюдаться и учитываться в работе:

  1. Оптимальность учебной нагрузки в соответствии с СанПиНом.
  2. Внесение в планы педагогического процесса деятельности, способствующей физическому росту и развитию детей.
  3. Соблюдение медико-гигиенических норм непосредственно во время педагогического процесса. В особенности это касается режимных действий и процедур.
  4. Учёт местного климата, времени года и погодных условий. Иметь в запасе план на день в неожиданную непогоду будет большим плюсом.
  5. Понимание и учёт индивидуальных особенностей детей: их темперамент, интересы, сильные и слабые стороны, комплексы. Это помощь в поиске подхода для вовлечения детей в педагогический процесс.
  6. Рациональное чередование самостоятельной и организованной деятельности детей раннего возраста и дошколят.
  7. Учёт перемены умственной активности детей в течение недели. Вторник и среда — «загруженные дни» и на их долю выпадает чередование занятий с предельной умственной нагрузкой и занятий с высокой двигательной активностью.
  8. Проявление внимания к уровню развития воспитанников (индивидуальная работа с каждым ребёнком и разделение занятий/игр по подгруппам).
  9. Понимание взаимосвязи обучающих процессов и развития детей. Задачи, направленные на обучение, должны быть включены в различные виды деятельности.
  10. Последовательность и систематичность воспитательных действий. К примеру, можно взять любую ролевую игру:
  • день первый - ознакомить детей с игрой и правилами ролевого поведения;
  • день второй - дать понять, что план игры полезно придумывать заранее;
  • день третий - совместить с другой ролевой игрой;
  • и т. д., усложняя задачи.
  1. Внесение в план занятий, направленных на эмоциональную разрядку, таких как музыка, психогимнастика, релаксация.
  2. Поиск, включение и поддержание мотивации для детей ко всем видам занятий.
  3. Взаимодействие с остальными специалистами и объединение усилий: интегрированные занятия и их подготовка.
  4. Разнообразие занятий для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка.
  5. Соответствие строящихся планов с общими задачами ДОУ.
  6. Вовлечение в воспитательный и образовательный процессы родителей.

Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ

В любом ДОУ, находящемся в режиме постоянного функционирования, на методическую службу выпадает профессиональная забота об обеспечении коррекции образовательно-воспитательного процесса в случаях его отклонения от норм. Результативность воспитательного процесса — это следствие организованной работы всей команды педагогов и специалистов узкой направленности. Увеличение этой результативности в ДОУ напрямую зависит от качества труда воспитателя, условий, выстроенных руководителем для творческого поиска инновационных методов и форм взаимодействия с детьми, а также от сложившихся в педагогическом коллективе взаимоотношений. Формирование личности педагога — одна из важнейших составляющих методической работы.

Если коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит в режим обновления содержания обучения или же реализует новые педагогические технологии, то необходимо разработать новую модель методической деятельности. Это необходимо для обеспечения успешного перевода учреждения из функционирующего режима в режим развития.

Общая картина задач по методической работе выглядит следующим образом :

  • поддержание уровня педагогических навыков и знаний;
  • повышение уровня педагогических знаний;
  • повышение уровня мастерства и профессиональной техники педагога;
  • рост уровня психологической компетентности и готовности специалиста;
  • изучение и применение на практике современных методик воспитания;
  • поддержка специалистов, ведущих разработку авторских программ и пособий;
  • выработка устойчивых профессиональных ценностей и убеждений;
  • формирование интереса и умения творчески подходить к работе;
  • организация условий для привития интереса педагогов к самообразованию;
  • способствование усвоению и практическому использованию педагогов в своей деятельности технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;
  • способствование усвоению и практическому использованию современных способов диагностирования успешности детей;
  • способствование практическому использованию в работе основ научной организации труда.

Анализ задач позволяет сделать вывод о том, что методическая работа в ДОУ - это единая система взаимосвязанных мер, целью которой является повышение профессионального мастерства воспитателей и поддержание качества образовательной работы в ДОУ на должном уровне.

  1. Развитие личностных качеств педагога. Функции :
  • обогащение знаний, как в теории, так и на практике;
  • развитие ценностных ориентаций;
  • мотивирование творческой деятельности;
  • формирование нравственных качеств;
  • выработка актуального в настоящее время педагогического мышления;
  • выработка способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
  • развитие профессиональной техники и мастерства.
  1. Развитие творческих возможностей коллектива. Функции :
  • формирование общих педагогических взглядов, традиций и ориентаций;
  • обнаружение, исследование и распространение прогрессивного педагогического опыта;
  • материальное и моральное стимулирование инициативы и творчества;
  • организация диагностики детей и педагогов;
  • экспертная оценка пособий, авторских программ и планов, разработанных коллективом;
  • анализ определённых результатов педагогического процесса;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской работе.
  1. Обновление процесса образования и формирование сотрудничества ДОУ с иными образовательными системами . Функции :
  • поддержка в понимании требований общественного заказа и нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
  • реализация преимуществ ведущего и новаторского опыта;
  • внедрение научных достижений психологии и педагогики;
  • популяризация за рамки ДОУ опыта работы педагогического коллектива.

Основой методической работы дошкольной образовательной организации являются :

  • документы, предоставляемые правительством и государством;
  • улучшенные образовательные программы и учебные пособия, способствующие реконструкции педагогического процесса;
  • положительные стороны системы дошкольного образования;
  • инструктивно-методические документы;
  • информация о передовом и массовом опыте;
  • свежие результаты исследований в психолого-педагогической области;
  • результаты анализа образовательно-воспитательного процесса;
  • сведения об уровне развития воспитанников;
  • сведения об уровне развития профессиональной осведомлённости педагогов.

Практика говорит следующее: упущение из виду любого из этих источников приводит к оскудению и потере актуальности содержания методической работы и, соответственно, к понижению её эффективности.

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ


Вопрос использования компьютеров, интернета и других современных вспомогательных средств для дошкольного образования в рамках ФГОС сегодня весьма актуален.

После вступления в силу приказа Минобрнауки №1155 от 01.01.2014 появились новые требования к педагогам дошкольного образования. Одно из новых требований — это владение ИКТ-компетенциями, достаточное для планирования, осуществления и оценки образовательной деятельности.

Средства ИКТ — это интернет, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, телевизоры, проигрыватели мультимедиа, то есть всё, что может оказывать помощь и расширять возможности коммуникации и информационной доступности.

Главные направления использования ИКТ в ДОУ:

  1. При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми . Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере в реальной жизни, можно легко объяснить и продемонстрировать в иллюстрациях, презентациях, познавательных видеороликах и аудиозаписях. Правильное использование интернета позволяет педагогам участвовать с детьми в разнообразных конкурсах по различным направлениям развития. Наиболее целесообразно прибегать к использованию ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
  2. Взаимодействие специалистов дошкольного образования с родителями. В этом случае ИКТ могут послужить средствами вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, даже если у них сильно ограничено время для очного общения с педагогами. Как это может выглядеть? Например, персональная страничка в соцсети, на которой можно:
  • организовать удалённые консультации;
  • создать фотогалереи по прошедшим событиям (чем занимались дети на занятиях);
  • публиковать текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь песню «В лесу родилась ёлочка», прикреплять к ним аудиозапись и текст песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку;
  • проводить опросы для родителей, направленные на решение общих проблем;
  • организовать открытые обсуждения, чтобы родители могли делиться своим мнением и опытом.

Также средства ИКТ можно использовать для оформления наглядного материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых столов.

  1. При организации методической части работы с педагогами. Семинары, конференции и педсоветы можно представить и без дополнений в виде мультимедийного сопровождения: видеосюжетов, схем, диаграмм, текстового сопровождения на экране. Но ведь включение этих дополнений в доклады как минимум повышает эффективность методической работы и снижает временные затраты.

Следовательно, применение ИКТ в ДОУ оказывает неоспоримую помощь в образовательном процессе. Специалисты ДОУ имеют возможность профессионально развиваться посредством общения с коллегами в сети Интернет. Используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в работе с детьми, педагоги могут мотивировать воспитанников к познавательной деятельности новыми способами. А мотивация в свою очередь служит хорошим стимулом к развитию, росту и достижениям детей. Родитель, отмечающий интерес ребёнка к образовательному учреждению, станет активнее принимать участие в групповых проектах и будет охотнее прислушиваться к советам педагогов.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ

Стержневым положением ФГОС в дошкольном образовании является принцип индивидуализации. Индивидуализация представляет собой процесс пробуждения интереса у человека к приобретению собственного опыта и самоанализу. По-хорошему, в этом процессе ребёнок признаёт себя личностью, имеющей возможность свободно определять и реализовывать личные цели. При этом к нему приходит понимание, что он сам несёт ответственность за принятие решений и за свою деятельность.

Индивидуализация образования — действия, осуществляемые педагогами с целью поиска, выработки и дальнейшей конструкции у конкретного ребёнка собственного «человеческого образа».

Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ

Педагогическая технология - комплекс психолого-педагогических установок, которые определяют выбор воспитательных средств, форм, приёмов, методов и способов обучения. Своего рода организационно-методический кладезь педагогического процесса.

Инновационными же технологиями в образовательном процессе можно назвать те, которые были созданы или изменены с целью выхода на качественно новые результаты по завершении определённого объёма работы.

Вот общий список технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Метод проектов;
  • Здоровьесбережение;
  • Исследовательская деятельность;
  • Портфолио;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии.

Суть инновации сводится к тому, чтобы показатели образовательного учреждения выглядели приблизительно следующим образом:

  • удовлетворение меняющихся со временем образовательных потребностей населения;
  • постоянность инновационной работы и поисковой характер деятельности специалистов;
  • периодическое внесение изменений в цели ДОУ в соответствии с меняющимися условиями экономической и культурной жизни региона;
  • высокий уровень образовательного учреждения как целостной системы.

Использование инновационных технологий актуально тогда, когда есть реальная проблема, когда создаются противоречия между прогнозируемыми и реальными результатами. Инновация успешна в том случае, если с её помощью удалось решить ту или иную проблему в ДОУ. Поэтому подход к инновационным задачам так важен. Он должен быть тщательно распланирован и принят всеми участниками образовательного процесса.

Модели организации образовательного процесса в ДОУ

Разберём модели образовательного процесса по видам.

Учебная модель

В учебной модели воспитатель занимает учительскую позицию. Именно ему принадлежит направление и инициатива деятельности ребёнка. Цель учебной модели — предварительное строгое программирование образовательной среды с помощью соответствующих методик.

В этой модели образовательный процесс реализуется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Для тех педагогов, которые её практикуют, она представляет ценность из-за своей доступности (конспекты-разработки по отдельным методикам часто издаются) и высокой технологичности.

Предметно-средовая модель

В данной модели воспитатель выступает в роли организатора предметной среды. В его задачи входит:

  • подбор развивающего материала;
  • побуждение ребёнка действовать в различных ситуациях:
  • отметка об ошибках в действиях ребёнка.

Хороший пример классической предметно-средовой модели — система Марии Монтессори. Модель предусматривает менее жёсткую организацию предметной среды и пробуждение творческого потенциала педагога. Определение набора тем выпадает на воспитателя, что вносит систематичность в образовательный процесс (направленность которого в большей степени — расширение представлений ребёнка об окружающем мире). Чаще всего это моделью пользуются педагоги-логопеды. Отбор тем — очень сложный процесс. К творческому и педагогическому потенциалу, общей культуре воспитателя данная модель предъявляет высокие требования.

Комплексно-тематическая модель

Для организации образовательных содержаний в комплексно-тематической модели за основу берётся тема, выступающая как сообщаемое знание. При её подаче важно использовать образно-эмоциональную форму. Дети приобретают опыт присутствия в теме посредством деятельности, организованной воспитателем, а тот в свою очередь занимает более свободную позицию, приближенную к партнёрской.

Этапы образовательного процесса в ДОУ

Структура образовательного процесса, основанная на системно-деятельностном подходе, может выглядеть следующим образом.

Введение в образовательную ситуацию

Первый этап базируется на формировании психологической направленности на игровую активность. Воспитатель, оценивая различные ситуации и возрастную группу, с которой работает в данный момент, применяет соответствующие приёмы работы.

Для примера можно взять персонажа, который случайно заскочил на огонёк в детский сад (его роль может исполнять как педагог, непосредственно работающий с группой, так и вспомогательный специалист, аниматор или родитель). Пусть это будет белка с мешком орехов. Для пущего эффекта к приветствию белки и её дальнейшему присутствию можно добавить звуки леса, спрятать шишки по комнате для дальнейшей игры. Под всю эту шумиху можно проводить обучающий процесс под видом игры или рассказа.

Создание проблемной ситуации

Второй и очень важный этап. Детям даётся возможность действовать в знакомой ситуации, но при этом воспитатель вводит в неё проблему, которая должна заинтересовать детей и активизировать их умственную деятельность.

Значимая часть этого этапа — предлагать детям делать выбор, исходя из их личного опыта. Оценка же ответов детей на данном этапе менее важна.

Пример с нашей белкой: «Белка любит гулять в лесу со своими друзьями. Ребята, а вы бы хотели прогуляться по лесу с белкой? Вы поможете белке собрать шишки?». Вспоминаем про спрятанные шишки и начинаем игру по поиску шишек.

Когда игра закончится, можно рассказать о том, что у белки очень мало друзей, они все куда-то подевались. «Куда же подевались друзья белки? Кто подскажет?» и дети начнут выдавать свои варианты. Когда предложения кончатся, можно тактично рассказать о том, что белок забирают люди.

Выполнение действий

На этом этапе создаётся новая последовательность действий на основе прежней последовательности и происходит возвращение к проблеме. Решение проблемы основывается на поучительном материале.

На примере нашей мученицы-белки можно организовать обсуждение такой проблемы с детьми: «Как белке завести новых друзей? Что сделать, чтобы белки больше не пропадали?». Затем предложить несколько правильных знаков-подсказок для детей, чтобы они смогли понять и самостоятельно растолковать, что нельзя забирать белок из леса, нельзя мучить их, что у них там свои детёныши остаются без мамы-белки и т. д.

Подведение итогов и анализ проведённой деятельности

На четвёртом этапе происходит:

  • закрепление полученных знаний наводящими вопросами: «Что мы сегодня узнали?»;
  • выяснение практического использования новых способов решения проблемы: «Как вы будете поступать с белками?»;
  • оценка эмоциональной составляющей: «Вы хотите помочь белке? Вам жалко тех белок, которых забрали люди?»;
  • рефлексия действий в группе: «Что вы сегодня смогли сделать вместе с ребятами?»;
  • рефлексия собственных действий ребёнка: «Что у тебя получилось? Что тебе не удалось? Почему?».

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ

Для растущего человека корневым и приоритетным «учебным заведением», конечно же, является семья. Это его мир, в котором он учится всему, приобретает эмоционально-нравственный опыт: отношение к окружающим, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Что можно сказать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями? В первую очередь, необходимо объединить цели, сосредоточить внимание и организовать совместную деятельность для развития гармоничного и здорового воспитанника. Главные задачи педагогов при этом:

  • приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
  • объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
  • вовлечение родителей в активное участие в деятельности детского сада, посредством организации увлекательных форм работы;
  • обогащение воспитательно-образовательных навыков родителей;
  • создание среды общения между родителями для обмена опытом.

Предполагаемые результаты выполнения этих задач:

  • положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
  • повышение педагогической грамотности самих родителей;
  • обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
  • плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей;
  • рост профессиональной компетентности педагогов.

Выделим основные направления взаимодействия с родителями:

  1. Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
  2. Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий.

А теперь отметим наиболее результативные формы взаимодействия с родителями:

  1. Информационно-коммуникативные.
  2. Коллективные
  3. Наглядно-информационные.
  4. Индивидуальные.

Готовых технологий для взаимодействия с родителями не существует. Это трудная работа, успех которой зависит от инициативы педагога, его терпения, профессионализма и умения найти подход к каждому ребёнку и родителю.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Выходные данные сборника:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сахарникова Лариса Эдуардовна

аспирантка, ГГПИ им. В.Г. Короленко, г. Глазов

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача построить работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение неповторимости дошкольного периода детства.

Одно из основных направлений реформирования дошкольного образования – управление его качеством. В теории управления образовательными учреждениями эта проблема рассматривается достаточно широко.

Понятие «качество» многогранно и емко. Разные авторы предлагают свою трактовку понятия: «степень достоинства, ценности, пригодности» и т.д.

Так, например, Международная организация по стандартизации ИСО определяет качество, как совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

М.М. Поташник дает понятие качества образования как соотношение цели и результата, как меры достижения цели, притом, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника .

Для нашего исследования важно обратиться к пониманию качества дошкольного образования, как к степени соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям на основе норм, требований, потребностей и ожидания субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей .

В.А.Кальней, С.Е.Шишова определяют понятие качества образования как степень достижения поставленных целей и задач, которое определяется совокупностью показателей характеризующих различные аспекты деятельности образовательного учреждения, которое включает в себя: содержание, формы, методы, материально – техническая база, кадровый состав .

Исследования в области управления образованием показывают, что повышение качества дошкольного образования зависит в первую очередь от управления этим процессом.

О.А. Сафонова считает, что качество образования - это объект мониторинга в дошкольном учреждении, представляет в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольном учреждении .

По мнению И.А. Рыбалова управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям.

В связи с этим, качество образования в дошкольном учреждении - это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями:

– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);

– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) .

К.Ю. Белая, представляет качество дошкольного образования как управляемый процесс, который осуществляется:

Через управление всем педагогическим процессом и его составляющими;

Через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально - психологического климата в нем .

В связи с этим, нам близка точка зрения Э.М.Короткова «Управление качеством образования», определяет качество образования как комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания. Выделяет три группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования профессионализма и качество результата образования .

Анализ литературы позволил определить сущность понятий «качество образования», «качество дошкольного образования» и составить собственное представление об управлении качеством дошкольного образования которое, на наш взгляд, повышает качество дошкольного образования.

Исходя из сложившегося на настоящий момент взгляда на приоритеты в развитии системы дошкольного воспитания, обучения отмечаем, что качество образования – интегративное понятие, включающее в себя следующие компоненты:

–условия осуществления образовательного процесса;

– организация и содержание;

–результативность образования и его оценка;

–цена достижения результативности .

Поэтому качество образования мы рассматриваем как обобщенную меру эффективности образовательной системы дошкольного учреждения, проявляющуюся в ее способности предоставлять комплекс услуг, отвечающих как ожиданиям и запросам их потребителей, так и требованиям законодательных нормативных документов.

Мы считаем, что основными уровнями управления качества дошкольного образования являются:

Нормативная правовая база;

Государственный образовательный стандарт;

Финансово-экономические регуляторы;

Социально- педагогические условия, влияющие на качественные преобразования в системе дошкольного образования.

На основании вышеизложенного, можно сформулировать следующие основополагающие уровни проявления качества дошкольного образования:

– предоставление родителям возможности выбора для своего ребенка индивидуально-образовательного маршрута,

– обеспечение социальной защиты дошкольника от некомпетентных педагогических воздействий;

– предоставление родителям гарантий, что к концу дошкольного детства их ребенок получит необходимый уровень подготовки для успешного обучения в начальной школе.

Список литературы:

1.Богуславец Л.Г., Майер А.А. Управление качеством дошкольного образования: метод. пособие [Текст] / Л.Г.Богуславец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2.Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе учитель- ученик: метод. пособие для учителя [Текст] / В.А. Кальней, С.Е. Шишов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 89 с.

3.Коротков Э.М. «Управление качеством образования» [Текст] / Э.М. Коротков. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 139 с.

4.Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах): пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования [Текст] / М.М Поташник, А.М Моисеев. – М.: Новая школа, 1997. – 113 с.

5.Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Сафонова О.А. // Управление дошкольного образования. – №6, 2002. – 96 с.

6.Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.

«Особенности организации

Воспитательно-образовательного процесса на основе ФГОС ДО»

Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом основных базовых нормативных документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;
  • Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Воспитательно-образовательный процесс рассматривается нами сегодня как системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, возможность самореализоваться.

В ОП необходимо:

  • сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей (данное триединство было всегда в дошкольной педагогике и не является новым).

Образовательный процесс обязательно должен включать в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям (5-ти ОО по ФГОС) — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, в которых сочетаются следующие функции:

  • воспитательная — развитие ценностных отношений — развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;
  • образовательная (познавательная) — воспитание интереса к получению знаний, умений и навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию ребенка, т. е. способствующих развитию его новых качеств;
  • развивающая — развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;
  • социализирующая — овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;
  • оздоровительно-профилактическая (валеологическая) — приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями и нормами.

Валеология (от одного из значений лат. Valeo — «быть здоровым ») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека

Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы.

  • Расписание НОД и игр-занятий в группе;
  • Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться;
  • Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы;
  • План воспитательно-образовательной работы.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы. При планировании воспитательно-образовательного процесса необходимо учитывать основные принципы дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО:

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Планирование — необходимая, научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость. Это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

От качества планирования педагогом работы с детьми зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Цели и задачи планирования

  • Обеспечение выполнения ООП в Организации.
  • Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
  • Осуществление воспитательного воздействия на детей систематически и последовательно.

Согласно ФГОС ДО планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО основывается на комплексно - тематическом принципе.

Комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

В действующем ФГОС ДО игровая деятельность не включена ни в одну из образовательных областей. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте игра—ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической работе, а не только в одной из областей. (Данный факт так же не является новшеством, игра всегда была в дошкольном детстве ведущим видом деятельности).

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему игр-занятий перестраивается на работу с детьми по «событийному» принципу. Критерием того, что данный принцип заработал, является живое, активное, заинтересованное участие ребенка в той или иной проектной деятельности, а не цепочка действий по указанию взрослого.

Является основным документом в работе с детьми, и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих им форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе. Назначение документа - помочь достижению намеченных воспитательно-образовательных задач. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Хотя единых правил ведения этого документа нет, и он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:

  • выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
  • систематичное и равномерное распределение материала по времени, чтобы дети получали информацию постепенно, в определенной системе;
  • четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
  • выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат;
  • учет специфических особенностей возрастной группы, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

План воспитательно-образовательной работы с детьми должен отвечать определенным требованиям:

  • основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
  • на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
  • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

Основные принципы планирования

Системность и концентричность при изучении материала, который подобран по возрастам с учетом задач примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования.

  • В тематическом планировании одна тема объединяет все виды деятельности.
  • Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
  • Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  • Учет индивидуальных особенностей (тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  • Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности.
  • Учет уровня развития детей (проведение игр-занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам и фронтально).
  • Взаимосвязь процессов воспитания и развития (обучающие задачи планируются не только на НОД, но и в других видах деятельности).
  • Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи - познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
  • Мотивация планируемой деятельности.
  • Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Составляющие планирования

1. Перспективный план воспитательно-образовательной работы - составляется на месяц (квартал) с учетом целей и задач по различным разделам детской деятельности.

В перспективный план входят разделы:

Воспитание культурно-гигиенических навыков (ежеквартально);

Раздел «Безопасность» (ежемесячно);

Раздел «Сюжетно-ролевая игра» (ежемесячно);

Воспитание культуры поведения положительных моральных качеств (ежемесячно);

Раздел «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности» (ежемесячно);

Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (ежемесячно);

Раздел «Ознакомление с природой» (ежемесячно);

Раздел «Труд» (ежемесячно);

Раздел «Работа с семьей» (ежемесячно).

2. Календарный план воспитательно-образовательной работы осуществляется на основе циклограммы. Циклограмма помогает равномерно и целенаправленно учитывать все формы работы с детьми и разнообразить содержание детской деятельности.

Компонентами календарного планирования являются:

  • Цель и задачи. Они направлены на развитие, воспитание, обучение (цели и задачи должны быть диагностируемыми)
  • Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  • Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  • Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Календарный план составляется в соответствии с режимом дня.

3. Нерегламентированная деятельность :

Утренний приём (утро)

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности с учётом циклограммы (игры разной направленности и содержания, беседы, труд, индивидуальная работа и пр.):

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;
  • обучение рассказыванию;
  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности);
  • и др.

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

Непосредственная образовательная деятельность (НОД)

Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно (согласно сетке занятий), в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач:

  • Игры-занятия по различным областям знаний.

Прогулка (дневная/вечерняя)

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

В подвижной игре может принимать участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменяться с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Вечер (вторая половина дня)

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

Воспитатель планирует сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и т.д. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников. Так же в данный период времени воспитателем планирует индивидуальная работа по всем видам деятельности.