Солоухина). Слишком длинное сочинение (по тексту В

Природа... Храм или мастерская? Как она отражает сущность человека и народа в целом? На эти и другие вопросы и отвечает поэт и прозаик В.А. Солоухин в предложенном нам тексте.

В небольшом по объёму, но ёмком по содержанию тексте автор поднимают важную проблему отношения человека к природе. Он пишет, что состояние природы отражает состояние души народа, ведь"Точно так же, как ху­дож­ник-пей­за­жист вкла­ды­ва­ет в своё тво­ре­ние ча­сти­цу души и тво­рит пей­заж, в сущ­но­сти го­во­ря, по сво­е­му об­ра­зу и по­до­бию, так и в ланд­шафт любой стра­ны ока­зы­ва­ет­ся вло­жен­ной душа на­ро­да и то пред­став­ле­ние о кра­со­те, ко­то­рое в душе того или иного на­ро­да живет." Люди изменяют окружающую среду, подстраивают ее под себя, при этом, как часто бывает, портят природу, ее внешний вид, поэтому, призывая обратить внимания на эту проблему, писатель пишет:"Есть ве­дом­ства по раз­ра­бот­ке и до­бы­че по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, по стро­и­тель­ству дорог, по зем­ле­де­лию, по элек­три­фи­ка­ции, по лёгкой, тяжёлой и ав­то­мо­биль­ной про­мыш­лен­но­сти, но нет ве­дом­ства по внеш­не­му виду стра­ны (земли), по её опрят­но­сти, при­бран­но­сти, оду­хо­творённо­сти... ", что весьма точно передает его переживания.

Я польностью согласен с мнением автора.Я считаю, что бережное отношение к природе-это качество человека с чистой душой.Я также убеждён, что состояние души человека передается не только конкретными его действиями, но и его ожиданиями, намерениями насчёт природы.

Привести аргументы в защиту своей точки зрения мне поможет читательский опыт.

Из "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери мы узнаём о мальчике, чистота души которого проявляется в его отношении к своей маленькой планете: мальчишка каждый день очищает почву своей маленькой планеты от губительных для неё зёрен баобаба, каждый день прочищает все три вулкана...

Один из главных образов в пьессе Чехова-вишневый сад, на фоне которого показана жизнь героев.Он связан с судьбами нескольких поколений. Одни видят сад таким, каким он был невозвратном прошлом.Для других важнее уничтожение деревьев и получение прибыли от застройки.Третьи радуются разрушению, считая, что этим приближают свое будущее. Но но на самом деле гибель сада означает уничтожение природы и красоты. Из этого примера мы видим, как нравственные качества людей находят отражения в их взглядах, мнениях.

Действительно, природа-некое "зеркало", в котором отражается душа народа.У высоконравственных людей природа-это храм, который они берегут, у других же-мастерская, которую они лишь используют в своих целях...

Обновлено: 2017-07-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, вакханалией доступности.
Смею утверждать, что белоснежная гора на Кавказе, сверкающая в недосягаемых высотах и казавшаяся Лермонтову подножием божьего престола, не покажется таковой же, если до нее можно доехать по канатной дороге за 10 минут.
Коралловый атолл, до которого надо было плыть на паруснике несколько месяцев, выглядит для нас иначе, если мы подлетаем к нему на вертолете, затратив на перелет время от завтрака до обеда.
Эта вакханалия доступности пронизывает весь регистр нашего общения с внешним миром, от тайны цветка до тайны луны, от женской любви до молнии с громом. Но боюсь только, что со всеобщей доступностью сделается недоступным для нас такое понятие, как красота.

***
Мы с приятелем обедали в гостиничном ресторане. В этой же гостинице проходила, должно быть, какая-то женская конференция. Когда там объявили перерыв, все женщины, участницы конференции, хлынули в ресторан. Вот и за соседний с нашим стол уселась большая компания возбужденных женщин, то и дело доносились до нас слова: Ливан, перспективный план, прогрессивка, материальная база, генеральная ассамблея...
- Интересные женщины, - заметил я, шутя, - а о чем говорят? Прогрессивка, перспективные планы, ассамблея...
- Подожди, - успокоил меня приятель, - сейчас остынут, заговорят о другом.
Мы выпили еще по рюмке, забыли про соседний стол. Вдруг оттуда послышалось:
- Нет, Надя, если понизу пустить красную рюшечку, а здесь оборка... и чуть пониже колен...
- Ну вот. Теперь они опять женщины.

***
Как художник создает пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом, на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны.
Холмы и реки, деревья и цветы могут быть похожими в двух странах, но штрихи, привносимые человеком (народом), создают ту или иную картину, и вот лицо Германии отличается от лица соседней Франции или соседней Польши, лицо Средней России от Украины, а лицо Японии от лица похожего на нее географически острова Сахалина.
Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в свое творение частицу души, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

***
Нинель Николаевна, работающая юристом при ООН и, следовательно, живущая в Нью-Йорке, приехала в Москву в отпуск. Пошла в овощной магазин, попросила свесить ей помидоров. Продавщица покидала помидоры на весы - 3 килограмма.
Нинель Николаевна стоит ждет, и продавщица стоит ждет. Наконец продавщица не выдержала:
- Ну чего стоишь, забирай свои помидоры!
- Но как же я их заберу? - искренне удивилась Нинель Николаевна. - Положите в пакет...
- Ты откуда приехала? Из Америки, что ли?...

***
Сила женщины в ее женской сущности, а не в математических, лингвистических, юридических или иных побочных способностях. Поэтому эмансипация и развитие этих способностей все же не делают женщину сильнее. Как бы не наоборот.

***
Эфир вокруг нас, вокруг Земли и далеко за ее пределами насыщен радиоволнами: песнями, речами, морзянкой, музыкой, а также и всевозможными зрительными образами, в том числе цветовыми, поскольку существуют телевизионные станции. Но для нас этот эфир пуст и нем, если у нас нет радиоприемника или телевизора, то есть воспринимающего устройства. Существует радиоволна, и не более, звук же родится только в приемнике. Без приемника этого звука нет, он лишь колебание частиц. Точно так же не носятся в воздухе готовые изображения дикторов телевидения, хоккеистов и эстрадных певцов. Без телевизора их нет, и превратить их из незримого и неслышимого колебания частиц в звуки и образы никаким другим способом невозможно. Мир тих и безмолвен, хотя он весь насыщен радиоволнами. Стой под звездами, смотри на луну, слушай соловья или шорох листьев. В остальном мир безмолвен. Если на земле исчезнут все радиоприемники и телевизоры, а радиостанции продолжат свою работу, все равно никто не будет знать, что пространство вокруг наполнено песнями, речами, морзянкой и зрительными изображениями. Что в них толку, если их не видно, не слышно? Их все равно что нет.
Известно, что звуки, которые мы воспринимаем нашим ухом, тоже не более чем волны, а рождаются они как звуки только в наших барабанных перепонках, точнее, в слуховых центрах нашего мозга при посредстве барабанных перепонок. Летучие мыши, например, оказывается, пронзительно визжат, когда летают, но визжат они в том диапазоне звуковой волны, которая не воспринимается нашим ухом, и поэтому вечер с летучими мышами для нас тих и безмолвен, хотя на самом деле он наполнен оглушительным визгом.
Точно так же, только в нашем глазу (вернее, в мозгу при посредстве глаза) родится цвет и вообще любой зрительный образ. Если бы все без исключения люди были дальтониками (чуть-чуть по-другому устроен глаз), мы не имели бы никакого представления о красном, желтом, синем, зеленом. Существуют же цветовые волны, которые не воспринимаются нашим глазом. Мы их условно называем ультрафиолетовыми и инфракрасными, но какие это цвета, как они выглядят на самом деле, мы не знаем. Мир, наполненный и разукрашенный этими цветами, для нас пуст, бесцветен и попросту не существует.
Нельзя думать, что мир, каким видим его мы, человеки, и есть та самая объективная реальность, то есть что мир именно так и выглядит. Предполагается, что птицы видят магнитные волны. Но это значит, что ландшафт для них совершенно другой, нежели для нас. А если змеи видят инфракрасное излучение, то они, значит, обитают в совершенно другом зримом мире, нежели мы.
Теперь представим, что исчезли все глаза и все уши: наши, кошачьи, змеиные, птичьи, шмелей и стрекоз, лягушек и рыб, муравьев и раков, осьминогов и комаров. Это представить нетрудно, ибо все это появилось совсем недавно. А что же было до этого? Ничего! Колебания частиц, никем не воспринимаемые и никем не преобразуемые в звук и цвет. И вообще в зрительный образ. Полная чернота и полное безмолвие. В полной черноте и полном безмолвии извергались вулканы, обрушивались или возникали горы, бушевал океан. Но ведь и сами огнедышащие вулканы не более чем чернота и безмолвие.
И так вся вселенная.
Человек понадобился природе для того, чтобы она могла хотя бы увидеть и услышать сама себя.

***
Мы многое мерим по себе и на молодых людей смотрим своими глазами. Нам кажется, что они такие же, как и мы, не могут быть не такими. Но вот я опросил десять молодых людей 18-19-летнего возраста. Из десятерых пятеро не знали, как раньше назывался город Калинин, семеро - как назывался город Горький, семеро - Куйбышев, восемь - Киров, девять - Загорск, десять - Свердловск, десять - Алма-Ата, десять - Новосибирск... А один человек не знал, как раньше назывался Ленинград! Это была студентка техникума из Донецка.

Все цитаты приводятся по книге: Солоухин Вл. Камешки на ладони. М.: Изд-во "Молодая гвардия", 1982.

Преемственность в развитии дара слова при подготовке

учащихся к ЕГЭ

Не мыслям надобно учить, а

Мыслить.

И.Кант

Воображение важнее знания, ибо

Знание ограничено. Воображение

Же охватывает все на свете,

Стимулирует прогресс и является

Источником его эволюции.

А.Эйнштейн

Введение ЕГЭ по русскому языку поставило перед нами серьезные задачи: научить чувствовать стилистические особенности текста, видеть речевые ошибки в заданиях, успешно пользоваться полученными навыками, выполняя задания части С. Таким образом, культура письменной речи становится одним из главных направлений работы словесника. Как известно, выпускники пишут небольшое сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Именно поэтому работу над анализом текста мы ведем планово, с начальных классов, от простого к сложному, учитывая интересы учеников, давая возможность свободно высказывать собственное мнение, не навязывать свое, а тактично вносить необходимые поправки.

В начальных классах идет знакомство с типами речи, ведется работа по предупреждению речевых ошибок, определяются тема, основная мысль текста, составляются тексты на различные темы.

В среднем звене ведется комплексный анализ текста, дается схема строения текста, ученики учатся видеть красоту слова, составлять тексты ассоциативного и описательного характера.

В старших классах ученики овладевают основными этапами работы с текстом, умеют выполнять различные элементы комплексного анализа текста, создавать сочинение по заданному тексту.

«Творческую личность может воспитать только творческая личность» - для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию. Но что такое творчество, и всегда ли труд учителя можно назвать творческим?

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Советский психолог Л. С. Выготский писал: «Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» (Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997)

Сочинение - творческая работа. Ребенок должен жить в мире творчества. «Без этого, - писал В. А. Сухомлинский, - он засушенный цветок». К сожалению, речь ребенка часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочетами. «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию». Наиболее благоприятными условиями для составления творческих сочинений являются наблюдения природы и окружающей жизни. В процессе наблюдения взаимодействия предметов, вещей, явлений у детей появляется желание передать свои чувства и переживания. «В такие минуты, - пишет Сухомлинский, - мысль просится в слова». Он считал самыми счастливыми минутами те, в которых слово и мысль сливались в детской душе в «стремительный поток, рождая поэтический образ». В таких условиях каждый ребенок, найдя «свое слово», может выразить мысль согласно своей логике осмысливания взаимодействия предметов и явлений и сознательно применять правило при письме. Такой способ составления сочинения дает простор детскому мышлению, творчеству. Правильность этого положения показана в исследованиях Л.В. Занкова. Взрослые должны научиться видеть ростки творчества, должны доверять детским силам в таком сложном виде деятельности, как сочинение. «Ребенок научится составлять сочинение только в том случае, когда каждое слово перед ним будет возникать как готовый кирпичик, которому заранее приготовлено место. И дети выбирают тот единственный кирпичик, который подходит в данном случае», - писал Сухомлинский.

Что такое школьное сочинение? «Самостоятельная письменная paбота учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений» так определяет сочинение профессор М.Р.Львов в своем «Словаре-справочнике по методике русского языка» (М.1988).Хочется продолжить цитату:

Школьное сочинение - учебная работа, упражнение в развитии речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности, его жизненной позиции, его внутреннего мира. В этом смысле школьное сочинение - творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника.

В школьных сочинениях различают повествование, описание, рассуждение. Сочинения в начальных классах редко выдерживаются в чистом жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в I и 2 классах. В сущности, нет никакой необходимости требовать чистого жанра. Чаще всего в начальной школе сочинения - это работы смешанные.

В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование - самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Новогодний праздник», «Как я провел лето», «Прогулка в лесу»).

Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания - дать наиболее полные, точные сведения о предмете. («Гепард», «Моя любимая игрушка», «В лесу осенью»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях.

Рассуждение - связный текст, в котором для доказательства какого-то утверждения используются суждения, сопоставления, примеры, приводящие к новым суждениям - к выводам («Кем я мечтаю стать», «Если бы я был волшебником», «Зачем нужно учиться»).

Тематика определяет содержание сочинения. Значит, всякая новая тематика - это новое содержание. Выделены две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Первая группа раскрывает какой-то отдельный факт, связанный с опытом детей или отдельным учебным предметом. Например, чтобы написать сочинение на тему «Что я знаю о белке», достаточно изложить определенное темой знание, т. е. выполнить работу на репродуктивном уровне. Подобные сочинения приближаются по методу работы к изложениям, хотя и не тождественны ему, ведь ребенок самостоятельно отбирает факты и составляет текст.

Вторая группа - творческая, не ограничивается воспроизведением знаний о белке, хотя тема близка по смыслу: «Могут ли белки жить в воде?». Для ответа на поставленный вопрос ребенок должен раскрыть взаимосвязи живой и неживой природы, обусловленность внешнего вида животного его средой обитания и питанием. Ребенок должен проявить умение сравнивать, доказывать, найти выразительные средства и построить связный текст - выполнить работу творческим методом. Творческая тема формирует самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, воспитывает чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей. «Осень в лесу» - полная свобода выбора жанра, или «Сказка о ветре, который путешествует по земному шару». Тема может быть в виде вопроса: «Зачем людям речь?», «Почему растут деревья?», «Зачем людям игрушки?». Темы, раскрывая которые, нужно сравнивать: «Число и цифра», «Предложение и слово». Темы, в которых встречаются противоречия: «Игра - хорошо и плохо», «Смех - хорошо и плохо».

Особое значение для формирования личности ребенка имеют темы, которые требуют высокого уровня обобщения материала и широкого переноса знаний, впечатлений: «Что такое доброта?», «Зачем людям сказки?», «Мир вокруг меня». Знания, необходимые для раскрытия этих тем, привлекаются из разных источников, они не ограничиваются учебными предметами. Есть темы, которые стимулируют проявление творческого выражения, и в результате создается оригинальный и художественный образ: «Кот и солнце», «Ну и снегопад!», «Жила-была добрая-предобрая Баба-Яга... ». Но вместе с темами, пробуждающими воображение, соседствуют такие темы: «Слон», «Кровеносная система человека», «Как зимуют зайцы?». Здесь доминирующая роль принадлежит логическому мышлению, воссоздающему воображению, памяти.

Помните два обязательных условия:

1.Обсуждайте с ребенком написанное сочинение.

2.По итогам обсуждения предоставьте ему возможность отредактировать текст.

В литературном творчестве особенно важно, чтобы у ребенка не было страха перед исправлениями, покажите ему, как надо аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву.

Смелее беритесь за работу, и вы, и ваши дети быстрее приобретете необходимый для этого опыт.

Задания и упражнения при подготовке к сочинению.

1.Употреби слова в правильном значении:

Гостеприимственный - гостеприимный, коровятина - говядина, листы-

Листья железа, мокрая - сырая собака, мокрая - сырая земля.

2.Подбери синонимы.

3.Подбери антонимы.

4.Объясни фразеологизмы: ждать у моря погоды, душа болит.

5.Отредактируй. Определи, всегда ли правильно употреблены местоимения.

Роман подошел к брату. Он улыбался.

Нос мальчика ужалила оса. Но он был уже большой и совсем не плакал.

6.Отредактируй. (тавтология)

Из всех времен года я люблю только лето. Я люблю его больше зимы, осени, весны.

7.Замени повторяющиеся слова синонимами.

8.Обрати внимание на однокоренные слова.

Мы с мамой купили покупки.

9.Отредактируй. (плеоназмы – лишние слова)

Патриот Родины, сердитый злюка.

10.Отредактируй. Обрати внимание на формы глаголов.

Снег падает крупными хлопьями и таял на земле.

Раскрыв зонт, дождь не попадал на нас .

Иван Иванович был замечательным хирургом. Он , как бы , всегда помогал

Больным.

12.Отредактируй. Замени жаргонные слова.

Я напялил на голову шапку. Классно прошвырнуться по зимнему лесу.

Переведи на литературный язык: Клево погонять на лыжах, хавать,др.

13.Отредактируй. Замени слово с негативной окраской.

Зачем ты столько сахара в чай набухал?

Сходили в поход и не обломались.

14.Отредактируй. Расставь слова в нужном порядке.

Весной птицы вьют гнездо. Выращивают птенцов потом птицы.

15.Выбери для слова подходящее определение.

Греметь грохотать

Производить громкие резкие звуки,

Производить сильный шум с раскатами.

16.Раздели текст на части. Обозначь абзацы. Составь план.

17.Напиши сочинение по плану.

18.Отредактируй текст. Обрати внимание на стиль (разговорный,

Литературный, научный)

19.Определи тип текста.

20.Прочитай сочинение. Определи, раскрыта ли тема. Если нет, то

Постарайся сделать это.

Закончить первую часть выступления я хочу словами В.А.Левина: «…дети, вовлеченные в определенным образом организованную творческую жизнедеятельность, сохраняют интерес к поэзии и высокохудожественной прозе и в подростковом возрасте, и позже»

II часть

На уроках русского языка в средних классах мы более углубленно работаем с текстами. Основные цели, которые мы ставим перед собой – на слайде. Но проблема текста – это проблема в первую очередь его понимания. Способность к пониманию различных текстов является главной составляющей грамотности современного человека, и именно эта способность в последние годы снизилась до критической точки. Об этом говорят результаты PISA-2003: по уровню понимания текстов мы оказались на 32 (из 41) месте – там же, где Турция и Уругвай. Об этом же свидетельствуют результаты проведения ЕГЭ (особенно части С). Понимание текста зависит от целого ряда условий: извлечение информации из каждого слова, словосочетания, предложения; создания установки; способности хранить в памяти поступившую текстовую информацию; умение сравнивать и т.п.

Задача учителя – сделать так, чтобы, читая художественное произведение, гимназисты мысленно «видели и слышали» то, что они читают. Вспомните Гриновскую Ассоль: она умела читать между строк, видеть более видимого. Этого добиться непросто. Только очень немногие умеют видеть своим «умственным взором» образы, созданные писателем.

Этой цели – побудить воображение у одних детей, развить, не дать ему уснуть у других – способствуют речетворческие тренинги, основной дидактической единицей которых является слово. Речетворческое осмысление слова вырабатывает у учащихся «установку» на речетворчество.

Глубина слова измеряется прежде всего его значениями, которые представлены в словарях. Обращение к словарям разных типов на уроках – обязательная часть работы учащихся.

Рассмотрим слово ветер во всем разнообразии его значений.

Толковый словарь: движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

Фразеологический словарь: ветер в голове; каким ветром занесло; бросать деньги на ветер; держать нос по ветру; пустить по ветру; куда ветер дует; откуда ветер дует; ищи ветра в поле; как ветром сдуло. Отсюда делаем вывод: суть ветра – движение (действие, динамика).

Учащимся предлагается «наполнить» слово цветом, звуком, запахом.

Цвет: прозрачный, невидимый, бесцветный, серый, цвет далеких гор, холодного неба.

Звук: шелест, шепот, шорох, гул, вой, свист, танец, стон, мольба, стучат ставни, убаюкивание, бубенчики звенят, эхо.

Запах: цветочный, свободы, горный, пьянящий, свежий, запах моря, дождя, пыли, свежесть.

Характер: вольный, веселый, сильный, порывистый, волнующий, неугомонный, безжалостный, дикий, игривый, шальной и т.д.

Ассоциации: легкость, радость, надежда, свобода, страх, стремление вперед, холод, облака, листопад, окно, шторм, ураган, пыль, дикий, одинокий корабль.

Этимологическое значение: общеславянское, образовано с помощью суффикса –трь от основы веять. Первоначально было названием бога ветров .

Мифологическое значение: демоническое существо. Его разрушительная или благотворная сила вызывает необходимость задабривать ветер: ласково разговаривать и даже приносить ему жертву. Характерно деление ветров на добрые и злые.

Затем рассматривается поведение слова «ветер» в художественных текстах. Художественное (образное) значение слова учащиеся определяют в процессе анализа текстов. Можно обратиться к творчеству И.Бунина, К.Паустовского, А.Чехова и других.

Очень интересно обращение к произведениям живописи. После анализа репродукций учащиеся выполняют следующее задание:

- Нарисуйте словесно ветер в лесу, на море, в поле, на лугу.

После такой кропотливой работы у учащихся рождаются замыслы собственных текстов, которые они и составляют в конце урока.

Пример. Что-то прошелестело за окном и постучало ласковой ладошкой в мое окно. Я распахнула ставни. Здравствуй, ветер! Откуда ты прилетел? Может быть, с вершины самой заснеженной горы? Тогда расскажи мне о птицах, об их свободном полете. А может, ты примчался из страны нежных роз? Тогда прошепчи мне их тайны. Ты вездесущ, ты хозяин своей судьбы. Как бы мне хотелось сорваться вместе с тобой, мой сумасшедший, веселый, неугомонный друг! (Львова Ольга,8 класс)

Конечно же, такую работу мы проводим в более старших классах – 8,9. Также в этих классах ребятам очень интересно выполнять следующие задания:

Создайте контекст по образному средству. Ученики учатся вводить образное средство в собственный текст. Н-р, «слезливое утро» (Чехов), «стеклянные кустарники» (Бунин), «белое поле ржи» (Андреев).

Опишите репродукцию, дайте ей название. Сравните с авторским. В какое состояние приводит вас увиденное? Обратите внимание на детали. Какова их роль? Напишите текст.

Установите между двумя отдаленными понятиями ассоциативный переход длиной в несколько шагов. (КРИК-РЯБИНА. Крик – боль – одиночество – горечь – рябина)

По двум не связанным между собой словам создайте текст. Например, ветер – книга.

В более младших, 5-7 классах, мы практикуем следующие виды работ:

Подобрать к опорному слову или словосочетанию слова, сходные с ним по смыслу, или те, которые рождаются по ассоциации. Н-р, «новогодняя елка»: праздник, веселье, запах мандаринов, подарки, бенгальские огни, сказочные, добрые, мороз, красота. Закрепив мысленный образ в словах и опираясь на них при построении устных и письменных высказываний, учащиеся свободнее и ярче смогут выразить свои мысли.

Преодолению сложностей перехода от свернутых мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам способствует такой прием, как выстраивание предложений на основе одного слова или грамматической основы. Опорное слово записывается на доске и по мере поступления предложений превращается в сложную синтаксическую конструкцию. Н-р, Цветок – нежный белый цветок – нежный белый цветок благоухал – нежный белый только что распустившийся цветок благоухал на весь сад ранним весенним утром.

Также часто мы обращаемся к преобразованию простого плана в сложный, к подбору синонимичного ряда к глаголам говорения, движения, состояния и т.д.

Очень захватывает ребят работа с акварельными красками. Мы предлагаем зафиксировать впечатление, ощущение, настроение после восприятия текста красками на бумаге. Затем - разгадывание уловленных и отраженных в цвете и линиях чувств, оценок и вербальное их выражение.

Большое значение приобретает стимулятивно-мотивационный метод, который реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказывания от речевой ситуации. Н-р, заочная экскурсия по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов (ролевая игра экскурсовод-туристы); устное или письменное приглашение на выставку; диалог в выставочном зале у картины; составление вопросов для интервью с писателем, художником.

Эти упражнения дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом. Также надо отметить, что такие упражнения на уроке не самоцель, а средство формирования коммуникативных умений и навыков гимназистов, способ накопления материала для сочинения.

III часть

К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира, образуется «подростковая дыра» художественного развития. Но, к счастью, наши старшеклассники часто выбирают классы гуманитарного профиля, и у нас есть возможность для целенаправленной и системной работы над стилем и конструированием текста. Каждый урок подготовки к сочинению представляет собой лингвистический, речеведческий, стилистический анализ текста, при котором ученики вступают в «диалог с автором».

Текст является стимулом для обсуждения различных проблем, поэтому для работы на уроке я подбираю тексты, соответствующие следующим требованиям:

Он должен быть внешне связным;

Учитывать возрастные особенности учеников – соответствовать коммуникативному читательскому и жизненному опыту;

Проверить овладение сознательным чтением;

Давать возможность неоднозначной трактовки выпускником проблемы, поставленной в тексте;

Должен касаться этических, нравственных проблем, содержать материал для раздумья;

Не должен быть перегружен информативными элементами.

На уроке подготовки к сочинению учащиеся получают карточки-информаторы.

1. Вступительная часть сочинения может быть оформлена по-разному.

Наиболее распространенный вариант начала сочинения предполагает его прямую связь с определением темы и проблематики исходного текста.

В таком случае названная часть экзаменационной работы может представлять собой:

а) собственно определение темы текста;

б) формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;

г) лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой.

Вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид «опрокинутого начала» (...Так завершается статья... очерк... рассказ).

Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую)...; по мнению автора...; публицист убежден в том, что...; автор заставляет задуматься о...; писатель оригинально решает поставленную проблему, так как...; автор текста доказывает свою точку зрения... .

3. Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:

1) концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);

2) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);

3) концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).

Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту В.Солоухина

Цели урока.

1.Обучение умению анализировать художественный текст:

Определять проблематику текста;

Определять основную мысль текста.

2.Обучение умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументированно доказывать его.

3.Развитие навыка излагать свои мысли последовательно, точно, используя разнообразные грамматические формы.

4.Воспитание любви к малой родине, ответственного и бережного отношения к родным местам.

Оборудование к уроку.

  1. Текст Владимира Солоухина (на парте у каждого ученика):
  2. Выделители текста.

3. Памятка « Опорные слова и выражения для задания »С»

Текст В.Солоухина.

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте… Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

Опорные слова и выражения для задания С

…Именно об этом размышляет замечательный русский писатель...

Текст известного русского писателя…посвящён…

Этот текст – размышления не только о…, но и серьёзные раздумья о…

Писатель рассказывает о…

…Об этом на примере…размышляет…

Для писателя важно, что…

Он призывает нас к…

Писатель подчёркивает…

Особенно значимо то, что…

Справедливость позиции…не вызывает сомнений.

Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является…

Нельзя не почувствовать и не принять…

Задумывались ли вы…

Обращали ли вы внимание на…

Сочувствуя героям, мы задумываемся…

К сожалению…

Ход урока.

  1. Сегодня мы анализируем текст Владимира Солоухина. Что вы знаете об этом авторе? (Устные ответы учеников).
  2. Прочитайте текст, определите проблему, позицию автора по этой проблеме и подчеркните главное для её понимания. (Ученики читают текст и маркерами выделяют главное)

Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте…Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.

Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

4. Что, по мнению Солоухина, определяло ландшафт дореволюционной России?

(Лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. И в первую очередь небольшие деревеньки и сёла.)

5. Почему, по словам Солоухина, изменилось лицо страны? (Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.)

7. На что сетует автор текста? (Плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет равнодушием и пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Каково будет лицо страны? Нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости.)

8. Используя опорные слова из 2 части нашей памятки, раскройте позицию автора.

(В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа. Писатель подчёркивает, что не все изменения положительно влияют на внешний вид страны..)

9. Итак, к какому выводу приводит нас Солоухин? Используя слова из 3 и 4 частей памятки, ответьте на этот вопрос.

(Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт - это лицо страны, лицо данного общества. Особенно значимо то, что замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях нашей страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах. Обращали ли вы внимание, что есть разные ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, а ведомства по внешнему виду страны, по её опрятности, прибранности, одухотворённости нет. Автор заставляет задуматься и о нашем отношении к родному городу.)

(Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что сам человек влияет на ландшафт и пейзаж страны.)

11. Какие аргументы можете привести вы?

(Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же сельский или городской пейзаж начинают возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях страны.) (Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.)

12. Таким образом, сегодня на уроке мы проанализировали текст известного владимирского писателя В.Солоухина, определив его проблему и позицию автора по этой проблеме. Вы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор. Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению?

(Да, нам стал более понятен алгоритм работы над текстом, опорные слова позволяют связанно построить свой ответ, логически выдержанно соединить одну часть с другой ).

13. Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.

Образцы сочинений учащихся.

Сочинение Влады Т.

Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён связи пейзажа и ландшафта страны с духовностью народа.

Писатель рассказывает о том, что целый народ штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. Солоухин подчёркивает, что лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц, десятками тысяч помещичьих усадеб с их парками и прудами. Автор сетует, что лицо страны изменилось, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложена душа народа. И плохо, если душа спит, если она отвлечена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа, ландшафт как бы пустеет, от него веет равнодушием.

Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт – это лицо страны, лицо данного общества. Замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах.

В прошлом году мы посетили город Владимир. Там огромное количество соборов и церквей, а это, как известно,- душа народа. Во Владимире заботятся о внешнем облике города: восстанавливаются храмы и монастыри, где в советское время были склады и музеи. Троицкую церковь, которая стоит у Золотых ворот и где сейчас расположен музей хрусталя, собирались сносить при строительстве драмтеатра, и лишь после вмешательства известных людей, в том числе и Солоухина, оставили на месте. Помещичьи усадьбы Воронцовых и Всеволожских близ Владимира восстановлены, в них располагаются санатории, и отдыхающие имеют возможность любоваться красотой старинных парков.

Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.

Сочинение Рияза Я.

Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён проблеме взаимосвязи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.

« Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества», -справедливо утверждает автор. А общество, как известно, динамическая система. Так что, невольно изменяясь, общество преображает пейзаж своей страны. Вот и в России, несмотря на кажущееся постоянство, пейзаж изменяется. Под воздействием времени, из-за влияния исторических деятелей или в огне войн и природных катастроф.

Автор подчёркивает, что, к сожалению, не все изменения положительно влияют на внешний вид страны. Некоторые разрушают его, и это плохой знак. Ведь природа и душа народа связаны. И если душа впадает в летаргический сон, то и ландшафт разрушается, и природа гибнет. «Тогда одухотворённость уходит » из пейзажа страны. А что же остаётся?

Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, можно сказать, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же современный городской и сельский пейзаж начинает возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях нашей страны.

Таким образом, Солоухин справедливо утверждает, что ландшафт страны – это отражение духовности народа.

Визуальным ресурсом, помогающим учителю в работе, является интерактивная доска. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. На интерактивной доске легко удалять, передвигать, вставлять надписи, добавлять комментарии к текстам. Ученики имеют возможность отмечать особенности построения текста, его художественно-выразительные особенности, подбирать наиболее стилистически уместные сочетания, вставляя их в пробелы готовых текстов. При затруднении обращаются к справочнику, который составляется самими же учениками и от урока к уроку дополняется. В справочнике ученики находят информацию по функциональной стилистике, краткую характеристику стилей современного русского языка, перечень изобразительно-выразительных средств и их функциональные характеристики, языковые и речевые стандарты-клише, используемые при написании сочинений. Если необходимо, чтобы учащиеся могли слышать выразительное, орфоэпически-правильное чтение текста, то к интерактивной доске подключаем аудио- или видеооборудование.

Гимназией накоплен определенный опыт комплексного анализа текста. Большой популярностью у учеников и учителей пользуются уроки, сочетающие в себе и литературоведческий, и лингвистический и даже музыковедческий анализ». Совсем недавно в стенах гимназии при поддержке методиста ИМЦ Сатаровой Н.Г. прошел зональный семинар на тему «Развитие межкультурной компетентности обучающихся средствами интеграции предметов в условиях культуротворческой среды». Данный семинар был первой частью проекта «Судьбы, обожженные временем» и был посвящен творчеству Б.Пастернака и Г.Свиридова, в частности анализу кантаты Г.Свиридова на слова Б.Пастернака «Снег идет». Был показан дидактический театр «Поэзия Серебряного века», прослушана кантата в исполнении Сельской капеллы мальчиков и даны литературоведческий и музыковедческий анализ стихотворений.

Таким образом, были исследованы произведения Пастернака через интеграцию литературы, музыки и истории и закреплен опыт исследовательской и речетворческой деятельности.


Итак, давайте познакомимся с текстом этого писателя. Прочитайте текст, определите проблему, позицию автора по этой проблеме и подчеркните главное для её понимания. (Ученики читают текст и маркерами выделяют главное)

Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте…Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.


Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дои, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых , по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ , о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах , но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.

4.Словарная работа.

Как вы понимаете, что такое «ландшафт»? (слова «ландшафт» и «пейзаж» записаны на доске)

Ландша́фт (нем. Landschaft , вид местности, от Land - земля и schaft - суффикс, выражающий взаимосвязь, взаимозависимость) - понятие, употребляющееся в разных, но связанных между собою значениях в географии, ландшафтной экологии, живописи, ландшафтной архитектуре, компьютерной графике и т. д. В широком смысле - визуальный характер местности, её геопространственная структура.

История понятия

Впервые слово ландшафт прозвучало в IX веке в трудах монахов Фульдского монастыря в Германии. Они при переводе с латыни «Евангелической гармонии» богослова Татиана заменили слово лат. regio - район, страна на lantscaf , что в значит как «единая священная земля, единой паствы (~ земля обетованная), территория, упорядоченная, согласно общегерманскому плану; форма, соответствующая содержанию, которое суть благодать, нисходящая на „братьев и сестер во Христе“». В дальнейшем это понятие постепенно трансформировалось в понятие, далекое от первоначального смысла. Ландшафт укладывается в рамки административно-территориального и административного понятия. К XVI веку начинает развиваться ландшафтная (пейзажная) живопись..

Что такое пейзаж?

Пейза́ж (фр. Paysage , от pays - страна, местность), в живописи и фотоискусстве - тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

5.Давайте посмотрим на текст с лингвистической точки зрения.


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ТЕКСТА:

Назовите предложения, в которых есть вводные слова.

Назовите сложные предложения, в которых есть причастный оборот, деепричастный оборот, однородные члены..назовите эпитеты, метафоры в данном тексте.

6.Анализ текста.

Итак, теперь вам необходимо ответить на несколько вопросов, опираясь на памятку 2.

4. Что, по мнению Солоухина, определяло ландшафт дореволюционной России?

(Лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. И в первую очередь небольшие деревеньки и сёла.)

5. Почему, по словам Солоухина, изменилось лицо страны? (Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.)

7. На что сетует автор текста? (Плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет равнодушием и пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Каково будет лицо страны? Нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости.)

8. Используя опорные слова из 2 части нашей памятки, раскройте позицию автора.

(В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа. Писатель подчёркивает, что не все изменения положительно влияют на внешний вид страны..)

9. Итак, к какому выводу приводит нас Солоухин? Используя слова из 3 и 4 частей памятки 3, ответьте не этот вопрос.

(Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт - это лицо страны, лицо данного общества. Особенно значимо то, что замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях нашей страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах. Обращали ли вы внимание, что есть разные ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, а ведомства по внешнему виду страны, по её опрятности, прибранности, одухотворённости нет. Автор заставляет задуматься и о нашем отношении к родному городу.)

(Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что сам человек влияет на ландшафт и пейзаж страны.)

11. Какие аргументы можете привести вы?

(Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же сельский или городской пейзаж начинают возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги . И это многое говорит о жителях страны.) (Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.)

7.Итог урока.

Таким образом, сегодня на уроке мы проанализировали текст известного владимирского писателя В. Солоухина, определив его проблему и позицию автора по этой проблеме. Вы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор. Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению?

(Да, нам стал более понятен алгоритм работы над текстом, опорные слова позволяют связанно построить свой ответ, логически выдержанно соединить одну часть с другой ).

Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.

Образцы сочинений учащихся.

Сочинение 1.

Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён связи пейзажа и ландшафта страны с духовностью народа.

Писатель рассказывает о том, что целый народ штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. Солоухин подчёркивает, что лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц, десятками тысяч помещичьих усадеб с их парками и прудами. Автор сетует, что лицо страны изменилось, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложена душа народа. И плохо, если душа спит, если она отвлечена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа, ландшафт как бы пустеет, от него веет равнодушием.

Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт – это лицо страны, лицо данного общества. Замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах.

Мы живём в городе с многовековой культурой. Здесь огромное количество соборов и церквей, а это, как известно,- душа народа. Во Владимире заботятся о внешнем облике города: восстанавливаются храмы и монастыри, где в советское время были склады и музеи. Троицкую церковь, которая стоит у Золотых ворот и где сейчас расположен музей хрусталя, собирались сносить при строительстве драмтеатра, и лишь после вмешательства известных людей, в том числе и Солоухина, оставили на месте. Помещичьи усадьбы Воронцовых и Всеволожских близ Владимира восстановлены, в них располагаются санатории, и отдыхающие имеют возможность любоваться красотой старинных парков.

Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.

Сочинение 2.

Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён проблеме взаимосвязи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.

« Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества», - справедливо утверждает автор. А общество, как известно, динамическая система. Так что, невольно изменяясь, общество преображает пейзаж своей страны. Вот и в России, несмотря на кажущееся постоянство, пейзаж изменяется. Под воздействием времени, из-за влияния исторических деятелей или в огне войн и природных катастроф.

Автор подчёркивает, что, к сожалению, не все изменения положительно влияют на внешний вид страны. Некоторые разрушают его, и это плохой знак. Ведь природа и душа народа связаны. И если душа впадает в летаргический сон, то и ландшафт разрушается, и природа гибнет. «Тогда одухотворённость уходит » из пейзажа страны. А что же остаётся?

Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, можно сказать, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же современный городской и сельский пейзаж начинает возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях нашей страны.

Таким образом, Солоухин справедливо утверждает, что ландшафт страны – это отражение духовности народа.

Исходный текст

Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.

Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города — от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с ветлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте... Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.

Точно так же, как художник-пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живет.

Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дом, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны?

Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости... Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее.

Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. 3амусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах. (По В. Солоухину)

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

В наше время многие люди, от которых зависит уровень развития своей страны, очень редко задумываются о роли пейзажа и ландшафта в лице России. Очень часто мы можем услышать такие слова, как "Русская природа самая красивая". И очень немногие задумываются, что то, что они называют русской природой, было сотворено не самой природой, а народом, людьми, жившими на протяжении многих веков и творившими пейзажи и ландшафты своей страны, которые позже назовут самыми красивыми. Ведь не зря автор текста В. Солоухин сравнивает народ с художником. Народ создаёт картину на полотне в виде земли, нашей земли — России. Каждая деталь, каждая частица, в которую была вложена любовь, труд и душа художника, в смысле — народа, придаёт лицу страны необычайную форму, красоту и смысл. Земля — это некий ребёнок, который растёт в зависимости от того, каким его воспитали, насколько его любили и ухаживали. Но в наше время, и даже рискну сказать, что с начала прошлого века, люди стали акцентировать своё внимание только на политику, войну и деньги, что заставило их забыть о существовании единственного в мире творения человеческого, величайшего произведения искусства, как русская природа. Рушились церкви, монастыри, дворянские особняки, сады, безграничные поля, холмы и реки. И Россия постепенно стала терять своё истинное лицо, а вместе с ним и народ, ведь он неразрывно связан с формой страны, где он живёт.

В. Солоухина же эта проблема беспокоит до глубины души. Читая текст, чувствуется, что автор задаёт вопросы, в какой-то степени, о будущем своей страны, и не может найти чёткого ответа. Он считает, что смысл любого пейзажа прячется не в количестве материалов, не в объёмах и размерах, а в опрятности, прибранности и одухотворённости. Ведь по его словам "ландшафт это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества", то есть действительно народ неразрывно связан с ланшафтом страны, где он живёт.

Я же считаю, что ландшафт, пейзаж, одним словом, лицо страны действительно зависит от народа, который, в свою очередь, зависит от страны. Невозможно не заметить, что сама природа также зависит от состояния людей, живущих в ней. Вспомним великую пьесу М. А. Булгакова "Бег", сцену, когда генерал Чернота, оглядываясь вокруг и видя мрачные руины церквей, полей и особняков, где везде мелькают красные флаги, восклицает, что народ нынче позабыл свою страну, что каков народ, такова и Россия.

Однажды я спросил своих заграничных друзей, приехавших с первой поездкой в Россию, с чем у них ассоциировалась наша страна до поездки сюда. Они ответили: "О, это зелёная Москва, старинные монастыри и храмы в городах, безграничные поля и леса, зимой заснеженные, и всё это под "Шестую симфонию" Чайковского. На вопрос: "А после поездки?" они нахмурились и вспоминали о руинах церквей, полуразрушенных деревней, застроенных полях. О музыке П. И. Чайковского они уже не говорили.

Нам было подарено великая земля, за которую мы несём ответственность. Мы обязаны спасать, помогать и развивать Россию. Не только экономику, не только политику, не только культуру, но и вид, лицо, облик нашей страны, который создавал наш народ, все — от бедных крестьян до великих поэтов и композиторов.

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном
сочинении
Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста 1 есть 1
К2 Комментарий к проблеме 2 есть 2
К3 Отражение позиции автора 1 есть 1
К4 Своё мнение и его аргументация 3 есть 3
К5 Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения
2 есть 2
К6 Точность и выразительность речи 2 есть 0
К7 Орфография 3 0 ошибок 3
К8 Пунктуация 3 4 ошибки 2*
К9 Соблюдение языковых норм 2 8 ошибок 0
К10 Соблюдение речевых норм 2 7 нарушений 0
К11 Соблюдение этических норм 1 есть 1
К12 Фактологическая точность 1 есть 1
Всего: 23 16

Объём работы превосходит 300 слов, поэтому при начислении баллов это учтено.

Практикум

Грамотность

К7. Соблюдение орфографических норм

Найди в сочинении орфографические ошибки.

Всего: ошибок нет


К8. Соблюдение пунктуационных норм

Найди в сочинении пунктуационные ошибки.

Ошибка: ...автор задаёт вопросы, в какой-то степени, о будущем своей страны...
Правильно: ...автор задаёт вопросы в какой-то степени о будущем свой страны... Или ещё лучше: ...автор задаёт вопросы о будущем своей страны...
("В какой-то степени" не является вводным сочетанием. И это сочетание слов не несёт особого смысла: лучше его вообще опустить.)

Ошибка: что автор задаёт вопросы... о будущем своей страны, и не может найти чёткого ответа.
Правильно: что автор задаёт вопросы... о будущем своей страны и не может найти чёткого ответа.
(Союз и соединяет однородные сказуемые: запятая не нужна.)

2 ошибки: Ведь по его словам "ландшафт это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества"...
Правильно: Ведь, по его словам , "ландшафт — это не просто...
(Во-первых, нужно выделить вводные слова "по его словам ", а во-вторых, здесь требуется тире, которое есть в исходном тексте.)

Всего: 4 пунктуационные ошибки


К9. Соблюдение языковых норм

Найди в сочинении нарушения языковых норм.

Ошибка: люди стали акцентировать своё внимание не только на политику, войну и деньги...
Правильно: люди стали акцентировать своё внимание не только на политике, войне и деньгах...

Ошибка: ...это некий ребёнок, который растёт в зависимости от того, каким его воспитали, насколько его любили и ухаживали.
Правильно: ...это некий ребёнок, который растёт в зависимости от того, каким его воспитали, насколько его любили и ухаживали за ним.

Ошибка: ...что заставило их забыть о существовании единственного в мире творения человеческого, величайшего произведения искусства, как русская природа.
Правильно: ...что заставило их забыть о существовании единственного в мире творения человеческого, такого величайшего произведения искусства, как русская природа.
(Конструкция: такой.., как... )

Ошибка: Читая текст, чувствуется...
Правильно: Когда читаешь текст, чувствуешь... Или: Читая текст, я чувствовал...
(Деепричастный оборот не может быть в безличном предложении.)

Ошибка: они нахмурились и вспоминали
Правильно: ...они хмурились и вспоминали... (оба глагола НСВ) или: ...они нахмурились и вспомнили...(оба глагола СВ)

Ошибка: руины деревней
Правильно: руины деревень
(ошибочная форма множественного числа Р.п. слова деревня )

Ошибка: Нам было подарено великая земля...
Правильно: Нам была подарена великая земля ...
(Подлежащее земля в форме единственного числа, И.п., сказуемое согласуется с подлежащим по признаку числа)

Ошибка: Мы обязаны спасать, помогать и развивать Россию .
Правильно: Мы обязаны спасать Россию, помогать ей и развивать её. Или: Мы обязаны спасать и развивать Россию.
(Слово помогать требует другого управления)

Всего: 8 нарушений языковых норм


К10. Соблюдение речевых норм

Найди в сочинении нарушения речевых норм.

Неоправданное словоупотребление: В наше время многие люди, от которых зависит уровень развития своей страны...
Правильно: В наше время многие люди, от которых зависит уровень развития страны... Или: уровень развития нашей страны...

Неоправданное словоупотребление: ...очень редко задумываются о роли пейзажа и ландшафта в лице России.
Правильно: ...очень редко задумываются о роли пейзажа и ландшафта России.

Некорректный ввод цитаты: Очень часто мы можем услышать такие слова, как "Русская природа — самая красивая".
Правильно: Очень часто мы можем услышать такие слова: "Русская природа самая красивая".

Неправильное употребление глагола с рядом однородных членов: Рушились церкви, монастыри, дворянские особняки, сады, безграничные поля, холмы и реки.
Правильно: Рушились церкви, монастыри, дворянские особняки. Гибли сады, безграничные поля, холмы и реки.
(сады, поля, реки не могут рушиться)

Ненужное использование частицы: В. Солоухина же эта тема беспокоит до глубины души.
Правильно: В. Солоухина эта тема беспокоит до глубины души.
(Частица же несет здесь неоправданный контекстом противительный оттенок. Вот если бы в сочинении говорилось о других авторах, а В. Солоухин им противопоставлялся, то она была бы к месту.)

Неверный выбор слова, относящегося к ряду однородных членов: ...оглядываясь вокруг и видя мрачные руины церквей, полей и особняков...
(Слово руины не может сочетаться со словом поле)

Нарушение нормы, возможно двоякое толкование: Народ создаёт картину на полотне в виде земли, нашей земли — России.
Правильно: Народ создаёт на полотне в виде земли, нашей земли — России — картину.
(Толкование 1-е: картину в виде земли...,
толкование 2-е: на полотне в виде земли...)

Всего: 7 нарушений речевых норм

К1. Формулировка проблем исходного текста

Верно ли сформулирована проблема исходного текста?

Проблема исходного текста понята и сформулирована верно.