Когда день явления иконы божией матери в казани

Когда день явления иконы божией матери в казани

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых и любимых в России икон. Она была явлена в Казани 8 июля (21 июля по новому стилю) 1579 года в царствование Ивана IV Грозного. Свидетелем обретения чудотворной иконы был будущий митрополит Казанский, а впоследствии — Патриарх Московский и всея Руси святитель Ермоген, в то время служивший священником одной из казанских церквей. Его перу и принадлежит «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы».

23 июня 1579 года Казань пострадала от сильного пожара, уничтожившего половину кремля и большую часть города. Пожар вызвал брань на христиан, православная вера стала подвергаться поруганию со стороны иноверцев. Для укрепления верующих Бог «яви от земли» чудотворную икону Божией Матери с Младенцем Христом.

Матроне, девятилетней дочери стрельца Данилы Онучина, вознамерившегося поставить себе новый дом на месте пожарища, неоднократно являлась во сне Божия Матерь, повелевая сообщить архиепископу и градоначальникам, чтобы они извлекли из земли Ее образ, указав и место на пепелище, где надо было копать. Девочка боялась рассказать о своем видении незнакомым людям и поведала о том лишь матери, которая не обратила внимания на слова дочери. Через несколько дней в полдень икона вновь явилась Матроне, но уже в «страшном огненном виде, сияя яркими и страшными огненными лучами». Грозный голос предупредил Матрону, что, если она не извлечет образ Богородицы из земли, икона явится в другом городе, а девочка будет болеть и умрет в страданиях. Испуганная Матрона упала на землю и лежала несколько часов, словно мертвая.

Очнувшись, она побежала к матери, которая на этот раз сразу поверила дочке. Вдвоем они отправились к воеводам, архиепископу, говорили о видении простым людям – все дивились рассказу, но не воспринимали всерьез. Тогда мать девочки взяла заступ и стала копать в указанном месте, копали и другие, но ничего не находили. Когда же на пепелище дома, на месте, где была печь, начала копать сама Матрона, то на глубине чуть более метра она обрела небольшую икону Божией Матери, завернутую в ветхий суконный рукав однорядки (верхней одежды) вишневого цвета. Икона сияла, как только что написанная, на ней не было никаких следов пожара или грязи.

Весть о чудесном явлении иконы тут же облетела весь город, собрался народ. Казанский архиепископ Иеремия со священством и градоначальниками торжественным крестным ходом пришли на место чудесного обретения иконы и перенесли ее в церковь Николы Тульского, затем после молебна — в Благовещенский собор. Архиерей с плачем молился перед образом о прощении своих согрешений. Воеводы также слезно просили милости и каялись в нерадении и неверии, а народ воздавал хвалу Спасителю и Богородице.

Сразу стало ясно, что икона чудотворная – уже во время крестного хода обрели зрение два казанских слепца: Иосиф и Никита. Эти чудеса стали первыми в длинном списке чудес и исцелений, происходивших от Казанской иконы.

История обретения иконы так поразила царя Ивана Грозного, что он повелел основать на месте ее явления девичий монастырь (Казанский Богородицкий монастырь). Насельницей этого монастыря стала Матрона, получившая в постриге имя Мавра. Позже в монастыре подвизалась и ее мать.

Явленная Казанская икона была небольшого размера, всего 6×5 вершков, или 26,7×22,3 см, и относилась к иконографическому типу «Одигитрия», то есть «Путеводительница». Уже святитель Ермоген отмечал необычность этой иконы: в отличие от традиционных поясных икон «Одигитрия», на Казанском образе Богородица изображена со стоящим Младенцем Христом. По описаниям XIX века, икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием.

Явленная Казанская икона Божией Матери почиталась как национальная святыня и хранилась в возведенном на месте ее обретения монастыре. История ее печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли.

Существовали версии, что явленная Казанская икона не была уничтожена. Полагали, что она была продана старообрядцам и находится в одной из молелен Казани, Москвы, Уфы или Коврова. В Казанском девичьем монастыре бытовало предание, что явленная Казанская икона (после нескольких попыток хищения чудотворного образа грабителями) на ночь заменялась точным списком, который и был украден в 1904 году, а подлинник сохранился невредимым и находится в настоящее время в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

Поиски иконы неоднократно предпринимались, в т. ч. по инициативе членов императорской семьи. Много лет этим занимались чиновники особых поручений Департамента полиции Министерства внутренних дел, где хранилось два обширных тома секретных документов 1910–1917 годов, связанных с расследованием хищения Казанской иконы Божий Матери. Надежда на то, что икона не была сожжена и может быть найдена, сохраняется и до настоящего времени.

Ныне в Казани особо почитается Казанская икона в церкви св. блг. князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, на Арском кладбище. Видимо, она происходит из Казанского девичьего монастыря и является ранним списком явленного образа.

Множество других списков Казанской иконы Божией Матери в разных уголках нашей необъятной Родины прославилось чудесами исцелений и милостей Царицы Небесной к православному народу, за что русские люди весьма полюбили этот образ. В редком храме не встретишь Казанской иконы; ею же чаще всего благословляют молодых на семейную жизнь.

Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери совершается 8 (21) июля в день ее обретения и 22 октября (4 ноября), в день освобождения Москвы от поляков.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы, ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, от негоже истекает благодатная помощь всем, с верою притекающим к нему.

В прошлом было гораздо больше чудес, чем в наши дни. Имеются в виду знамения, совершаемые по воле Божьей. Все потому, что, наверное, раньше в сердцах человеческих больше было доброты, любви, света и веры в Бога.

Достаточно распространенным православным чудом в минувшие времена можно назвать явление (обретение) икон святых. Большей частью это касалось образов Богородицы. Так, 21 июля верующие отмечают День явления иконы Божией Матери в Казани, случившееся в 1579 году. Об особенностях праздника расскажет настоящая статья.

История праздника 21 июля

Чтобы понять, как, собственно говоря, появился в православном календаре День явления иконы Божией Матери в Казани, следует вспомнить эпоху царя Ивана Грозного. Сей правитель вынашивал честолюбивые планы расширения государства за счет присоединения к нему новых земель. Также он хотел, во что бы то ни стало, укрепить позиции своей страны и по всей территории распространить православное христианство. С такими грандиозными замыслами царь совершал попытки покорить собственной власти различные народы. Рвение Ивана Васильевича приносило свои результаты, и, как правило, успешные.

Примером может служить взятие Казани, предпринятое суровым правителем Руси осенью 1552 года. Это мероприятие окончилось блестящей победой Ивана Грозного и помогло нашему государству достичь в дальнейшем больших высот в вопросах внешней политики. Конечно, нельзя сказать, будто покорение татар далось венценосной особе легко. Мусульманский народ оказал отчаянное сопротивление напавшим, он стоял насмерть. Город открыл (под принуждением, разумеется) свои ворота лишь после гибели последнего защитника. Впоследствии на территории Казани учредили православную епархию и стали вести работу по обращению оставшихся в живых горожан в христианскую религию.

Прошло 30 лет. За эти годы искоренение мусульманства происходило с большими сложностями, так как то и дело случались восстания «еретиков» и «язычников», тормозившие процесс. В конце концов, победа оказалась за православием, благодаря воле самого Творца. Ситуация изменилась коренным образом в июле 1579 года. Стоит отметить, что незадолго до озвученной даты, на исходе первого летнего месяца того же года в городе произошел страшный пожар. В результате бедствия пламя уничтожило часть городских построек и половину Казанского кремля.

Иван Грозный не растерялся: он инициировал процесс восстановления причиненных огнем разрушений сразу же после случившегося. У церкви святителя Николая Тульского, откуда и начался пожар, строительство затеял стрелец по имени Даниил Онучин. Он имел дочь Матрону девяти лет от роду. Как-то раз девочке во сне явилась сама Дева Мария и дала указание найти ее образ, спрятанный в земле православными еще до повсеместного установления христианства. Ребенок рассказал об увиденном родителям, но те не придали значения словам малышки. Дева Мария снова показалась девочке и приказала немедля передать свое повеление городским властям, указав и место, где находится икона. Однако и в этот раз Матроне никто не поверил. Далее предание гласит, что ребенок в третий раз увидел сон, в котором сама икона, а не Богоматерь, стала угрожать девочке смертью, если та не найдет способ заставить вышестоящих лиц организовать поиски святого образа. Правда это или выдумка, неизвестно, однако хроника сообщает: мать Матроны после рассказанного ей дочерью испугалась и вместе с малышкой обратилась к властям. Однако там никто и ухом не повел. Тогда женщина стала копать сама, но не нашла иконы. В итоге начатое дело матерью продолжила девочка и обнаружила-таки святой образ, светлый и красивый, завернутый в материю. Огонь совершенно не коснулся иконы.

Люди, увидев найденную ребенком святыню, осознали, что это – знамение Божье. Богородица на иконе изображена была обнимающей Младенца Христа левой рукой, а правой рукой будто указывала человечеству путь к спасению. Согласно иконографии, данный образ Девы Марии относится к типу Одигитрия, что значит «Путеводительница».

Узнав о явлении чудотворной иконы, архиепископ и воеводы, ранее не верившие словам Матроны, отнесли находку в храм, в сопровождении крестного хода, с торжественным пением. После был отслужен благодарственный молебен. В дальнейшем икона очутилась в Благовещенском соборе. Уже в момент первоначального перенесения святого образа в церковь начали происходить чудеса: прозрели два слепца – Иосиф и Никита. Сегодня мы знаем, что Казанская икона Божьей Матери помогает особо именно людям с плохим зрением и болезнями глаз.

Когда день явления иконы божией матери в казани

Дальнейшая история святого образа

После произошедших случаев исцеления Иван Грозный, как только ему было обо всем доложено, повелел возвести на месте хранения иконы женский монастырь. Так и сделали. А в конце XVI века здесь вырос Успенский собор. Количество же монахинь превысило 60 человек. К тому времени Казанская икона Божьей Матери была украшена всевозможными драгоценными каменьями и золотом.

Кроме оригинала прославились чудесами два списка с чудотворного образа Богородицы. Оба они, точнее, молитва перед ними поддерживала народ русский в тяжелые времена.

Московский список укрепил дух воинов, которые под предводительством князя Дмитрия Пожарского сумели освободить столицу от поляков. Народ вознес перед чудотворной иконой усердную молитву, в результате чего Арсению Элассонскому, греческому архиепископу явился Сергий Радонежский и предрек Москве блистательную победу над поляками. Архиепископ, хоть и находился на тот момент в плену у врага, сообщил о своем видении русским воинам. Как итог, те обратили недругов в бегство 22 октября 1612 года. После этого церковь официально установила дни празднования памяти Казанского образа Богородицы 8 июля (21 июля по н.ст.) и 22 октября (4 ноября по н.ст.).

Что касается второго списка, то он носит негласное наименование Петербургского. В северной столице икона эта оказалась по приказу Петра I. С его же легкой руки в городе был выстроен Казанский собор в честь святого образа. В 1812 году Кутузов возносил молитвы именно перед указанным списком, после чего получил благословение на предстоящую битву с Наполеоном от самой Богородицы. И полководец победил в решающей схватке. В благодарность Матери Божьей Кутузов пожаловал чудотворной иконе иконостас из чистого серебра.

Петербургский список с Казанской иконы Божьей Матери помогал верующим во время революции 1917 года, в Великую Отечественную войну, в блокаду Ленинграда.

А что же случилось с оригиналом? К сожалению, за 13 лет до октябрьского переворота Казанский собор подвергся нападению грабителей. Воры украли святой образ Божьей Матери. Их поймали впоследствии, однако из признания преступников стало ясно: икона навсегда потеряна для России и русского народа. Негодяи продали дорогой оклад, сам же святой образ… разрубили на куски и предали огню. К слову, наказание пало на страну в целом: в том же году Россия проиграла войну с Японией.

Сегодня список с Казанской иконы есть в каждом храме. И верующие с верой и надеждой притекают к этим образам.

Когда день явления иконы божией матери в казани

4 ноября православные отмечают День Казанской иконы Божией Матери. Один из самых узнаваемых образов Богородицы явился в середине XVI века, и за пять веков с Казанской иконой было связано не мало исторических событий.

Обретение образа

День Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в год. 21 июля церковь вспоминает чудесное обретение образа в 1579 году. В то лето в Казани буйствовали пожары, которые уничтожили несколько районов города. После трагедии 10-летней дочери купца Матроне во сне явилась Богородица и велела откопать икону на пепелище. Девочка поведала о сне взрослым, но не ребенку не поверили. Только после третьего явления Божьей Матери мать Матроны согласилась пойти с дочерью на пепелище, где на метровой глубине они нашли реликвию. Икона была целой, не тронутой огнем, «сиявшая так, будто только что написана».

Когда день явления иконы божией матери в казани

Кстати, на месте явления иконы построен Богородицкий девичий монастырь, а его первой монахиней стала та самая девочка Матрона, поселившаяся в обители с матерью.

Избавление от поляков

День Казанской иконы Божией Матери, который мы отмечаем осенью, не зря совпадает с Днем народного единства. Эти праздники рассказывают об одном и том же историческом событии — изгнании поляков из Москвы, которое случилось в 1612 году. Тогда народное ополчение во главе со старостой Мининым и князем Пожарским взяли сначала Китай-город, а затем вошли в Кремль, где обосновались иноземцы. Символом ополчения стала как раз Казанская икона, которой войско Пожарского усердно молилось перед освободительным походом. С собой войны взяли копии образа.

Когда день явления иконы божией матери в казани

После победы над поляками на Красной площади был построен Казанский собор, куда перенесли чудесный образ.

Где сегодня находится Казанская икона Божией Матери?

До революции этот образ Богородицы был практически в каждом доме — православные верили в его чудесную силу, а иконы делали в том числе недорогие бумажные, и распространяли среди верующих. Многие храмы в царской России были освящены в честь Казанской иконы Божией Матери, а один из самых известных соборов находится в Санкт-Петербурге. Его возвели по указу императора Петра I. Здесь же хранится одна из древнейших копий Казанской иконы, перед которой молился Михаил Кутузов, собираясь на битву с французами. А в блокаду образ пронесли вокруг Ленинграда крестным ходом, поднимая дух местных жителей.

В России известно о нескольких десятках образов Казанской Божией Матери. Но где оригинал, то есть самая первый образ, который явился Матроне? Исследователи спорят об этом до сих пор. В начале XX века реликвия исчезла из Казанского собора. Делом занялись следователи, а их работу контролировал император Николай II. Тогда озвучивалась версия, что старинная икона была уничтожена ворами — артефакт сожгли, а богатый оклад оставили себе. Но сыщики усомнились в этом. Полиция начала изучать известные копии иконы, но Первая мировая война и революция не дала возможности закончить следствие.

Когда день явления иконы божией матери в казани

Как молиться перед образом Богородицы?

О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Когда начнется литургия в честь праздника?

4 ноября в Казанском кафедральном соборе Петербурга в 7:00 начнется ранняя литургия, а в 10:00 — поздняя литургия.

Как отмечать праздник?

Отмечать праздник лучше всего с молитвой. Можно прийти на службу в храм, или помолиться в кругу семьи дома. В этом году день Казанской иконы Божией Матери выпадает на четверг, а значит, поста нет и есть можно мясные, молочные продукты. В праздник принято приглашать гостей и накрывать для них щедрый стол, жадничать нельзя.

Традиционно, в православный праздник запрещено ругаться, плести интриги, обижать людей. Важно провести день в соответствии с христианской моралью. Не стоит заниматься тяжелой физической работой, если возможно, труд нужно перенести на другой день.

Ссылка на основную публикацию