Занятия проводятся блоками в школе будущего ученика. Какой будет школа будущего

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №22

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»

Охрименко Е.А.
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №22»
г.Ростова-на-Дону

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1
Наименование программы
Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

2
Основание для разработки программы
Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

3
Основные разработчики программы
Охрименко Е.А.

4
Основная цель программы
обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

5
Задачи программы


6
Условия достижения цели и задач программы
Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

7
Основные направления программы
Адаптация к школьному обучению проходит через:
формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
логическую и символическую пропедевтику.

8
Сроки реализации программы
От 2012 года

9
Пользователи основных мероприятий программы
Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

10
Ожидаемые результаты
обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению

Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:
группы формируются из детей 6-летнего возраста;
продолжительность обучения составляет 10 занятий (ноябрь – май)
наполняемость групп не более 15 человек;
режим занятий: 2 раза в неделю (четверг-суббота) – 2 занятия по 25 минут

Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
«Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
«Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
«Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
.Развитие слухового и зрительного восприятия
.Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
.Развитие слуховой и зрительной памяти
.Развитие мышления и речи
.Развитие общей и мелкой моторики
.Совершенствование коммуникативных навыков
.Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
.Совершенствование навыков монологической речи
.Совершенствование навыков диалогической речи
.Развитие мимики и пантомимики
.Развитие фантазии и воображения
.Развитие способностей к глубокому образному мышлению
.Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
.Развитие творческих способностей
.Формирование эмоционально-волевой сферы
.Формирование этических представлений
.Повышение уверенности в себе
.Научить принимать решения

План занятий
«Занимательная математика»-10 часов
«Основы грамоты»-10 часов
«Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий
курса «Занимательная математика»
№п\п тема занятия цель занятия
1
счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
В и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

2
измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;
Объединять группы предметов,
Выд ус танавливать взаимосвязь между
частью и целым;

3
представления об элементарных геометрических фигурах
Знать названия геом. фигур и уметь их отличать

4
ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Пространственное ориентирование по клеткам

5
Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.
Ориентировка во времени

6
Сра Сравнение количества предметов
на наглядной основе
Соотношение количества предметов между двумя группами

7
Прямой и обратный счет в пределах 10.
Порядковый и ритмический счет

8
Составление фигур из частей и деление фигур на части.
Конструирование фигур по заданному образцу

9
Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
Соотношение количества предметов между разными группами

10
Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).
Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий
курса «Основы грамоты»
1
Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).
Знакомство с правилами штриховки

2
Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки
Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

3
Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками
Развитие фонематического слуха и зоркости

4
Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв
Соотношение звуков и знаков

5
Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.
Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

6
Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»
Развитие пространственного представления на линованной бумаге

7
Ореинтировка на линованной бумаге. Игра « Путь к домику»
Определение правой и левой сторон предмета

8
Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

9
Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»
Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

10
Слово. Семья
Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1
Аппликация « Павлин»
Умение правильно держать ножницы,
обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

2
«радуга над полянкой», «бабочка»
Использование красок,технику складывания листа пополам

3
Оригами «Лебедь»
Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

4
Раскрашивание шаблона «Яйцо»
Знакомство с техникой росписи на бумаге.

5
Аппликация по шаблону «Грибок»
работа по шаблону и образцу

6
Конструирование «Домик у дороги»
Аппликация из геометрических фигур

7
Рисование «Дерево»
Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

8
Рисование Медвежонка на поляне
Развитие творческой инициативы

9
Мозаика «Кораблик»
Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

10
Коллективная работа «Панно из наших ладошек»
Умение работать в группе

Литература:
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.


Приложенные файлы

Бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик не раз высказывал необычные идеи. Он отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught .

Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников - будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.

2. Ученики перестанут быть анонимными

С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании – учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.

Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.

4. Все тексты будут адаптированы

Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.

5. В каждой школе будет хороший интернет

В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.

6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы

Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.

7. Поисковики умрут, исследования возродятся

Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.

8. Учителями будут восхищаться

Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.

9. Репутация школы будет значить меньше

Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.

10. Искусственный интеллект (как Siri , только умнее) станет основой педагогики

Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.

Или отдаете его в школу, лицей или гимназию, помощники в учебе никогда не бывают лишними. Мы подобрали 35 сайтов, с которыми изучение школьной программы станет настоящим праздником и для ребенка, и для родителей.

1. interneturok.ru - это настоящий кладезь, здесь есть видеоуроки, тренажеры и тесты по всем школьным предметам с 1 по 11 класс.

2. stellarium.org - потрясающе красивая программа, имитирующая планетарий. Незаменимо для всех, кто интересуется астрономией, учитывая, что этот предмет вскоре появится в школьной программе.

Выискивать туманности и галактики на этом сайте можно часами.

3. slovo.ws - на сайте есть готовые домашние задания по разным предметам и учебникам, но более ценны здесь разделы с онлайновыми версиями школьных учебников и биографиями русских писателей.
4. study.ru - «скоростные» уроки по английскому языку для начального уровня.
5. briefly.ru - это 2000 произведений школьной программы в кратком изложении.
6. lingualeo.com - интерактивный сервис для изучения английского языка. Есть бесплатный и расширенный платный доступ (стоимость на год соотносима с 2-3 занятиями с репетитором).
7. gostei.ru - крупная онлайновая детская библиотека, которая содержит тексты программных произведений по литературе с 1 по 11 классы.


На портале в режиме онлайн можно читать программные произведения

8. gramota.ru - огромный справочно-информационный портал по правилам и сложностям русского языка.
9. nashol.com - портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы.


На сайте можно найти учебники и задания по многим школьным предметам

10. learnenglishkids.britishcouncil.org - любопытный сервис по изучению английского языка для учеников разной степени подготовки.
11. litra.ru - сайт с огромным количеством биографий писателей, кратких содержаний и полных текстов литературных произведений и сотней критических статей.
12. math-prosto.ru - программа по математике с 1 по 11 класс, подготовка к экзаменам по предмету и готовые домашние задания.
13. loviotvet.ru - онлайновый решебник и калькулятор с решениями примеров и уравнений по математике различной сложности.
14. fizika.ru - учебники, задачники, лабораторные работы и тесты по физике для учеников 7-9 классов и учителей физики.
15. nuclphys.sinp.msu.ru - проект кафедры общей ядерной физики физического факультета МГУ. Лекции по физике и отдельный раздел для школьников «Популярно о науке».
16. chem.msu.su/rus/elibrary/ - фонд публикаций по химии, содержит учебники и практикумы по предмету, разработанные в том числе и в МГУ им. Ломоносова.
17. orgchem.ru - интерактивный мультимедиа учебник по органической химии для школьников.
18. ebio.ru - электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
19. zooclub.ru - мегаэнциклопедия о животных, населяющих планету.
20.nsportal.ru - национальный проект, в котором собраны авторские разработки и презентации педагогов по всем предметам.
21. do.gendocs.ru - учебный портал с огромным количеством лекций, докладов и справочников по разным предметам.
22. krugosvet.ru - универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
23. dic.academic.ru - универсальный словарь и междисциплинарная энциклопедия.
24. bibliotekar.ru - электронная библиотека нехудожественной литературы
25. uchi.ru - онлайн-платформа, где ученики изучают школьные предметы в интерактивной и веселой форме. Кроме того, здесь проводятся предметные олимпиады и хранятся архивы уже проведенных олимпиад.
26. reshi-pishi.ru - интересные квесты и задания по математике, логике, чтению и английскому языку для детей 5-10 лет.


Пиксельмания - одно из самых интересных заданий на сайте, дети могут выполнять их подолгу.

27. nachalka.info - сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по математике, русскому языку, окружающему миру и обучению грамоте. Доступ платный, но стоимость на год не превышает тысячи рублей.
28. kvantik.com - журнал, посвященный занимательным вопросам и задачам по математике, лингвистике, физике и другим наукам.
29. childrenscience.ru - онлайн-курсы по математике, физике, химии, биологии, технике, архитектуре, искусствоведению, лингвистике.
30. getaclass.ru - бесплатные обучающие видео и уроки по физике и математике.
31. foxford.ru - онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам.
32. metaschool.ru - интернет-кружки и олимпиады по иностранным языкам, шахматам, математике и предметам естественно-научного профиля для учеников 1-9 классов. Доступ платный.
33. native-english.ru - удобный и простой сервис для изучения английского языка.
34. math24.biz - сервис по математике для учеников 5-11 классов. Подробный разбор тем и пошаговое решение задач.
35. translate.ru - онлайн-переводчик с десятка языков, а также грамматика английского, немецкого и французского языков.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.

Дополнительная образовательная программа «Школа будущего ученика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулаковская средняя общеобразовательная школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа будущего ученика»

Калинкина Надежда Адамовна

учитель начальных классов

МБОУ «Кулаковская СОШ»

п. Кулаково

Мотыгинский район

Красноярский край

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика»

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению

Основные разработчики программы

Калинкина Н.А.

Основная цель программы

обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Задачи программы

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

    формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;

    расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;

    обогащение активного словаря ребенка, связной речи;

    логическую и символическую пропедевтику.

Сроки реализации программы

От января 2016 года

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6 – летнего и 7 – летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

Ожидаемые результаты

    обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,

    развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,

    формирование его готовности к систематическому обучению

Введение

Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.

Пояснительная записка

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Цель данной программы:

Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе

Основные задачи программы:

    организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

    укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

    формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:

    группы формируются из детей 6-летнегои 7-летнего возраста;

    продолжительность обучения составляет 10 занятий (февраль – март)

    наполняемость групп не более 15 человек;

    режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут

    «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:

    Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;

    Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;

    Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

    «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.

    «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.

Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.

Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Цели занятий

    Развитие слухового и зрительного восприятия

    Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности

    Развитие слуховой и зрительной памяти

    Развитие мышления и речи

    Развитие общей и мелкой моторики

    Совершенствование коммуникативных навыков

    Воспитание доброжелательного отношения к окружающим

    Совершенствование навыков монологической речи

    Совершенствование навыков диалогической речи

    Развитие мимики и пантомимики

    Развитие фантазии и воображения

    Развитие способностей к глубокому образному мышлению

    Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей

    Развитие творческих способностей

    Формирование эмоционально-волевой сферы

    Формирование этических представлений

    Повышение уверенности в себе

    Научить принимать решения

План занятий

    «Занимательная математика»-10 часов

    «Основы грамоты»-10 часов

    «Умелые ручки»-10 часов

Тематический план занятий курса «Занимательная математика»

Дата проведения

тема занятия

цель занятия

Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

Выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки;

Объединять группы предметов,

Выделять и устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

представления об элементарных геометрических фигурах

Знать названия геометрических фигур и уметь их отличать

Ориентирование на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Пространственное ориентирование по клеткам

Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе.

Ориентировка во времени

Сравнение количества предметов на наглядной основе

Соотношение количества предметов между двумя группами

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Порядковый и ритмический счет

Составление фигур из частей и деление фигур на части.

Конструирование фигур по заданному образцу

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.

Соотношение количества предметов между разными группами

Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно).

Сравнение предметов в группах разного количества

Тематический план занятий курса «Основы грамоты»

Дата проведения

тема занятия

цель занятия

Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи).

Знакомство с правилами штриховки

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких линий. Считалки

Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой

Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками

Развитие фонематического слуха и зоркости

Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв

Соотношение звуков и знаков

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой.

Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки

Знакомство с линованной бумагой, письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву»

Развитие пространственного представления на линованной бумаге

Ориентирование на линованной бумаге.

Игра «Путь к домику»

Определение правой и левой сторон предмета

Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные»

Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой)

Слово. Семья

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)

Тематический план занятий «Умелые ручки»

Дата проведения

тема занятия

цель занятия

Аппликация « Павлин»

Умение правильно держать ножницы,

обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.

«радуга над полянкой», «бабочка»

Использование красок,технику складывания листа пополам

Оригами «Лебедь»

Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата

Раскрашивание шаблона «Яйцо»

Знакомство с техникой росписи на бумаге.

Аппликация по шаблону «Грибок»

работа по шаблону и образцу

Конструирование «Домик у дороги»

Аппликация из геометрических фигур

Рисование «Дерево»

Знакомство с техникой «по-мокрому листу»

Рисование Медвежонка на поляне

Развитие творческой инициативы

Мозаика «Кораблик»

Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги»

Коллективная работа «Панно из наших ладошек»

Умение работать в группе

Литература:

    Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.

    Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6

    Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19

    Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997

    Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.

    Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.

    Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.

    Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.

    Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004

    Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.

    Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.

Светлана Горбань
Программа кружка «Будущий первоклассник» для детей подготовительной к школе группы

ПРОГРАММА КРУЖКА

«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК »

(для детей 6-7 лет )

Пояснительная записка

Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

А. Л. Венгер.

Одной из актуальных проблем обучения является проблема подготовки детей к школе . Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка - мышлению, восприятию, вниманию, памяти.

Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь . Появилась необходимость создания Программы , которая дает возможность подготовить детей к школе . Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

Занятия организуются в период с октября по апрель. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей - 6 - 7 лет .

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу .

Цель программы– подготовка ребенка к школьной жизни , новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач :

1. Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению : умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;

2. Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;

3. Развивать внимание, память;

4. Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

5. Формировать общеинтеллектуальные умения : операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;

6. Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.

7. Развивать графо – моторные навыки;

8. Формировать навыки учебно – практической деятельности;

9. Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;

10. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

11. Воспитание у детей коллективизма , уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям :

1. Развитие внимания и памяти.

2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.

4. Развитие умственных способностей.

5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению :

*учет индивидуальных особенностей и возможностей детей ;

*системность и плановость;

*уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

*занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;

*развитие интеллектуальных качеств, психических функций : памяти, внимания, воображения, речи, мышления;

* контакт с родителями : организация бесед по интересующим их проблемам.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей , создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны : фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко – слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.

Тематическое планирование

(28 часов)

Планирование составлено из расчета 1 занятие в неделю по 30 минут.

1. Знакомство со схемой тела.

Цель : Проверить и уточнить представления детей о схеме тела .

2. Определение направлений в пространстве

Цель : Учить определять направления в пространстве.

3. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Цель : Уточнять пространственные взаимоотношения.

4-5. Уточнение пространственных взаимоотношений.

Знакомство со схемой тела стоящего напротив.

Цель : Познакомить детей со схемой тела стоящего напротив.

6-7. Определение линейной последовательности предметного ряда.

Цель : Учить определять линейную последовательность предметного ряда.

8-9. Графическое воспроизведения направлений.

Цель : Учить графическому воспроизведению направлений.

10-11. Графические диктанты.

Цель : Уточнять пространственные взаимоотношения на материале графических диктантов.

Цель : Ввести в активный словарь наречия и предлоги пространственного значения : справа, слева, впереди, позади, вверху, внизу, за, перед.

14. Обобщающее занятие по теме :«Направления в пространстве»

Цель : Закрепить умения определять направления в пространстве, пространственные взаимоотношения между предметами и их изображениями, расположение частей тела стоящего напротив.

15-16. Развитие умения замечать закономерность и продолжать её.

Цель : Развивать умения замечать закономерности и продолжать их.

17-18. Части суток и их последовательность.

Цель : Формировать представления о частях суток.

19-20. Дни недели и их последовательность.

Цель : Формировать представления о днях недели.

21-22. Времена года и их последовательность.

Цель : Формировать представления о временах года.

23-24. Месяцы года и их последовательность.

Цель : Продолжать формировать представления о месяцах года.

25. Обобщающее занятие по теме «Дни недели, месяцы года, времена года»

Цель : Закреплять представления о днях недели, месяцах года, временах года.

26. Слова – антонимы.

Цель : Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря антонимов воспитанников.

27. Наречия и предлоги пространственного значения.

Цель : Развивать понимание наречий и предлогов пространственного значения, активизировать их использование в речи.

28. Возраст и роли в семье.

Цель : Заниматься актуализацией, обогащением и уточнением словаря по теме «Семья» .

Требования к результатам обучения

По окончании программы будущий первоклассник должен уметь :

1. Составлять предложения из 3-4 слов;

Находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

Уметь отвечать на вопросы;

Составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

Заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

Соотносить цифру с числом предметов;

Ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

Перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

Называть основные признаки времен года.

Список литературы :

1. Володина В. С. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» , 2009.

2. Ильина В. М. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет . Пособие для психологов, воспитателей ДОУ, учителей. – М.: АРКТИ, 2005.

3. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания детей 5-7 лет : Методическое пособие. – М.: Теревинф, 2004.

4. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания . Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет : Рабочая тетрадь. – М.: Теревинф, 2004.

5. Синицына Е. И. Логические игры и загадки. – М.: ЮНВЕС, 2000.

6. Шевлякова И. Н. Посмотри внимательно на мир. – М.: Генезис, 2003.