Урок литературы "Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг""

В рассказе «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева пейзаж играет важную роль. Рассказ начинается с описания раннего июльского утра, где рассказчик описывают всю красоту природы. Он пишет о том, что такое утро самое лучшее, погода уже устоялась и по утрам не холодно, но и не жарко. Рассказ ведет охотник, который пришел в лес и описывает всю прелесть природы. Рассказчик так красиво описывает облака, что картина завораживает.

Он говорит о том, что облака стоят недвижимо из-за тихой погоды и образуют собой причудливые узоры. По описанию этой картины можно понять насколько хорошее настроение у охотника, и он любуется окружающей красотой. Затем он описывает наступление вечера, когда эти самые облака становятся бледно-лиловыми и потихоньку начинает надвигаться тьма.

Далее описана картина, когда охотник заблудился в лесу и не может найти выход. Он говорит о том, что зашел не туда, и ему пришлось спуститься в долину, где охотнику стало жутко. Здесь рассказчик описывает, что трава в долине мокрая и высокая, ему стало не по себе, и он побыстрее хотел выйти на возвышенность, чтобы увидеть дальнейшую дорогу. Взобравшись на очередную возвышенность, охотник понял, что окончательно заблудился, и ему стало не по себе.

Пейзаж в рассказе передает не только красоту русской природы, но и чувства самих героев. Тут охотник видит костер и решает попроситься на ночлег, возле костра оказались местные мальчишки, которые выгоняли стадо лошадей на ночь. Мальчишки принимают охотника и он успокаивается. Здесь пейзаж принимает другую картину и заиграл другими красками. Рассказчик слушает истории ребят, в которых они говорят о леших, оборотнях и русалках.

Охотнику открывается другая картина болот и деревьев, на которых сидят русалки и губят людей. Следующим рассказчик описывает рассвет, который только начался и прохладный ветерок начал прогуливать между листьев деревьев и кустов. Рассказчик собирается домой и уходит от ребят, немного пройдя, наступило утро и снова теплые лучи озарили землю.

Сочинение Пейзаж в рассказе Тургенева Бежин луг

Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу происходящего.

Читая рассказ «Бежин луг», ясно представляешь себе лес, по которому шёл охотник. Почти слышишь шелест листвы. Представляешь чистое синие небо, и кроткий разлив зари по нему. В начале рассказа, описание природы захватывает внимание и передает красоту видов, которые окружают главного героя, а также настроение охотника.

Вначале говорится о лете в общем. Описываются солнечные июльские дни, чувствуется лёгкость, тепло, безмятежность. Когда рассказывается о самом охотнике и о том, как он идёт довольный с добычей, слегка утомленный, его усталость как раз, даёт прочувствовать очертание пейзажа: «Воздух ещё светлый, но уже не озарённый солнцем», «Холодные и густеющие тени».

Далее, когда охотник понимает, что заблудился, автор снова передаёт его тревогу через природу: «Льётся темнота», «Ночь как грозовая туча», «Угрюмый мрак». Сразу понимаешь, как переживает главный герой, как потихоньку у него нарастает чувство страха, из-за вероятности остаться темной ночью посреди незнакомого леса. Когда охотник вышел на луг и встретил мальчишек-пастухов, сидевших у огня, снова природа вокруг описывает его состояние. Герой чувствует себя спокойно, страх остаться в лесу среди ночи, отступил и теперь он может не волноваться, расслабиться и слушать рассказы ребят.

Мальчики рассказывали разные мистические истории и небылицы, и тут природа придаёт этим рассказам загадочности и таинственности. То откуда не возьмись, появился голубь и резко пролетел мимо, то зазвенело что-то. В конце истории, писатель снова показывает нам, что чувствует герой, когда начало рассветать, а он отправился домой. В словах: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило», вместе с охотником чувствуешь облегчение, что вот-вот, совсем скоро он будет дома. Больше ничего не угрожает герою рассказа.

Роль пейзажа в этом произведении очень важна, она позволяет читателям глубже проникнуться в сюжет и почувствовать себя участником событий, описанных автором. Как будто ты сидишь рядом с ребятами и охотником, у костра на Бежином лугу и слушаешь разные интересные истории.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по былине Вольга и Микула Селянинович

    В этой былине противопоставляются друг другу два эпических героя. Оба они хороши и сильны, оба – богатыри славные. Один из них – князь Вольга, а второй – крестьянин Микула.

  • Мечтать любят все, независимо от возраста, пола, занятости и материального положения. И если кто-то скажет, что предпочитает призрачной мечте осязаемую реальность, ему все равно никто не поверит.

  • Сочинение Пьер и Долохов в романе Война и мир

    Всем известен роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в котором имеются противоречивые герои. Их нельзя отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам, так как в любом герое найдутся разнообразные качества

  • Один день из жизни крестьянина 6, 7 класс сочинение по истории

    Думаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше

  • При упоминании слова «Родина» у меня перед глазами мгновенно появляются картинки всего самого важного для меня, красивого, дорогого и прекрасного.

Пахомов Алексей Фёдорович (1900-1973) — известный советский художник, живописец, график, иллюстратор. В 1971 году ему было присуждено звание Народного художника СССР. Здесь вы можете увидеть одну из замечательных работ Алексея Пахомова — серию иллюстраций для рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» . В своих иллюстрациях он изобразил главных героев рассказа — Федю, Павлушу, Илюшу, Костю, Ваню и охотника.

Работы Пахомова считаются лучшими графическими иллюстрациями для рассказа , который вошёл в историю русской и мировой литературы. Кажется, что именно так и представляет себе героев каждый читатель. Рассказ, который сопровождается этими рисунками, становится в разы реалистичнее и глубже. Алексею Пахомову удалось передать особую атмосферу произведения, образ деревенского простодушия и чистоты.

Лучше всех описаний будут слова самого художника Пахомова, который поделился с читателями и зрителями своими размышлениями по поводу создания серии иллюстраций:

«В детстве в ночном мне доводилось бывать не раз. Обаяние летней ночи у костра, интерес и ужас рассказов про разную чертовщину и благодаря этому ужасу чувство еще большей близости и дружбы к товарищам мне хорошо знакомы и дороги, как большинство воспоминаний о детстве. Эту поэзию детских лет, облик своих друзей-товарищей, похожих на тургеневских мальчиков, похожих той схожестью, что есть в людях, постоянно живущих в деревне, мне и хотелось изобразить в рисунках к «Бежину лугу». В рассказе Тургенева дано очень подробное описание внешнего вида мальчиков, их лиц, глаз, губ; подробно обсказана их одежда и даже позы, в которых ребята расположились у костра. Но можно нарисовать глаза, нос, овал лица, волосы, как будто совсем такие, как указано в тексте, и, однако, не получится живого человека. Чтобы перечисленные черты человека ожили, надо представить его в действии. А действия в «Бежине луге» мало, одни разговоры и страшные истории.

Я решил, прежде всего, уточнить для себя, какой рассказ и какая фраза принадлежит тому или иному мальчику. Против имени каждого из них я вписал все, что им сказано или сделано, и вот тогда стали возникать в сознании образы героев и оживать черты их лиц, так подробно описанные Тургеневым.

И при беглом чтении Павлуша запоминается как центральный и самый привлекательный образ. Павлуша меньше всех заражен сельскими поверьями. Ему принадлежит один рассказ о солнечном затмении, о «светопреставлении», о том, как бочара Вавилу приняли за Тришку. Павлушин рассказ единственный во всей книге, где нет никакой чертовщины и в котором именно суеверные люди представлены в смешном и нелепом виде. Для страшных, пугающих ночных звуков и явлений Павлуша находит простые объяснения. «Это цапля кричит», или «есть такие лягушки махонькие… которые так жалобно кричат», или «знать, от дому отбился» (о белом голубке). Павлуша деятелен и смел: он варит «картошки», идет на реку за водой и «без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка …» И когда «вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук» и «мальчики переглянулись, вздрогнули … - С нами крестная сила! - шепнул Илья». Павлуша успокаивает всех дружеским окриком: - Эх вы, вороны! .. чего всполохнулись? - «Что за славный мальчик!» - можем мы сказать вместе с Тургеневым.

Федя «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство», он не рассказал ни одной истории. Небольшой разговор Феди с Ваней об Анютке, на мой взгляд, тонко дополняет портрет Феди: Федя старше всех, живет в довольстве и начинает интересоваться девушками.

Ильюша «лучше других знал все сельские поверья», и, в сущности, ему одному принадлежат все страшные рассказы, описание наружности Ильюши для меня ожило. Кажется, что все невежество и темнота старой, крепостной русской деревни вместились в голове этого мальчика, все его рассказы и реплики полны какой-то суеверной, фанатической убежденности. Костя вызывает больше симпатии. Ему принадлежит всего один рассказ про русалку («этот рассказ ему тятенька говорил»). Костя еще мал («лет десяти»), и мы ему легче прощаем его темноту, для него это еще детские сказки. Если из Ильюши потом может выйти деревенский знахарь и колдун, то Костя просто впечатлительный мальчик, и если он потом будет верить в сверхъестественное, то будет верить про себя, тогда как у Ильюши непреодолимая потребность навязывать свои суеверия окружающим.

О последнем мальчике Ване у Тургенева сказано, что «он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу», и дальше: «он выставил свое свежее личико из-под рогожи, оперся на кулачок и медленно поднял кверху свои большие тихие глаза».

Составив представление об облике каждого мальчика, я постарался сделать их портреты живыми, убедительными. Стремился к тому, чтобы в этих портретах передать ощущение далекого девятнадцатого века, ощущение темной ночи, костра, близость пасущихся кругом лошадей, и стремился еще к тому, чтобы карандаш этих рисунков ложился на бумагу естественно и красиво ».

Хотите, чтобы ваше здоровье всегда было крепким? Этого добиться вам помогут биологически-активные добавки, которые можно приобрести в

Цели урока:

  • Образовательные:
  • познакомиться со своеобразием тургеневского пейзажа;
  • определить роль пейзажа в рассказе;
  • проанализировать, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок.
  • Воспитательные:
  • воспитывать уважение к художественному слову.
  • воспитывать чувство патриотизма.
  • Развивающая:
  • формировать умение находить в тексте примеры художественно-выразительных средств языка;
  • совершенствовать выразительное чтение учащихся.

Оборудование: презентация (Приложение 1 ), иллюстрации природы к рассказу.

ХОД УРОКА

1. Целеполагание

1 слайд. Сообщение темы урока.

– Какие цели поставим? (Мы познакомимся со своеобразием тургеневского пейзажа, определим его роль в рассказе, проанализируем, как И.С.Тургенев использует выразительные средства языка для создания пейзажных зарисовок).

2. Вводное слово учителя

И.С.Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он говорил, что при общении с природой у него возникает “какое-то сладостное чувство, душа ноет, что-то как будто сосёт сердце”. Очевидно, под впечатлением этого “сладостного, ноющего” чувства рождались пейзажные зарисовки.

3. Анализ пейзажей

3-4 слайды

– С чего начинается рассказ? (С описания июльского дня.)
– Давайте прочитаем описание «прекрасного июльского дня». (Чтение под музыку).
– Подумайте, какое настроение создаётся при чтении? (Создаётся настроение бодрости и ликования, нежности и мягкости, мажорное сообщение о наступившем новом дне, радость встречи с природой).
5-6 слайды
– Когда ещё мы слышим в рассказе жизнеутверждающее настроение? (Описание наступления утра завершает рассказ).
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти строки? (Человек, умеющий видеть красоту; обладает богатым духовным миром).
– Где располагаются в рассказе данные пейзажные зарисовки? (…т.е.образуют зачин и концовку произведения).
– Сопоставьте описание летнего дня и описание наступления утра с настроением охотника?

4. Работа над художественно-изобразительными средствами

– Мы послушали музыку, видим изображения художников. У художника, у композитора свои художественные средства: у художника – краски, ракурс, свет, а у композитора – ритм, мелодия, голос. А у писателя – скажите, что? (Писатель создаёт описание с помощью слов, красочных эпитетов, метафор, сравнений и т.д.- образных средств.)

1 группа. Описание летнего утра

Обращаемся к разбору картины ясного летнего дня.

– Какие образные средства преобладают? Почему?

«ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»;
Солнце «МИРНО всплывает»;
«небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари);
«СВЕЖО просияет»;
«ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»,
«солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ»$
«МОГУЧЕЕ светило»

(Убеждаемся, что в этой картине у Тургенева явно преобладает изобразительный эпитет в сочетании с метафорой.
В обрисовке ясного летнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цель отметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал).

2 группа. Пробуждение летнего дня

Определить, какой изобразительный прием преобладает у Тургенева в описании пробуждения летнего утра. (Показывая пробуждение раннего летнего утра, писатель привлекает в изобилии олицетворения и глагольные метафоры, куда включает также изобразительные, зрительные эпитеты.)

– Почему для изображения пробуждающегося утра Тургенев выбрал по преимуществу олицетворения и метафоры? (Показать самый процесс пробуждения и оживления природы. Иные средства для данной цели были бы менее выразительны).
– А для чего в описание утра введены также изобразительные, зрительные эпитеты? (Они помогли автору сделать картину утра более наглядной).

– Но на смену дню приходит ночь. Давайте найдём и зачитаем элементы описания надвигающейся ночи. Изменился ли тон рассказа?
– Почему? (Ночь, охотник заблудился).
– Ночь мы видим глазами обеспокоенного, встревоженного человека.
При изображении наступающей ночи автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги.

3 группа. Описание ночи

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Эпитет

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»; «с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания» «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо отдавались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

– Отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением.
Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Но тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо. Автор восхищается величественной красотой русской летней ночи.

– Находим и читаем.
– Итак. рассказ строится на изображении природы в различных ее проявлениях - светлых, открытых и таинственных, непонятных. Блуждание охотника по лесу их связывает и объединяет.
– А теперь сопоставьте эти описания природы, обратив внимание на то, какие ощущения преобладают утром, а какие – ночью?
– Картины наступающей ночи вызвали у художника чувство беспокойства и тревоги, а картины летнего утра и дня - чувство радости жизни.
– Таким образом, картины природы вызывают те или иные настроения автора. (Утром преобладают краски. Утром звуки гармоничные, зрительные образы чёткие. Ночью преобладает мрак, нарушаемый контрастными вспышками; звуки либо приглушённые, либо резкие, внезапные, настораживающие, ночью преобладают зрительные образы)

– Чем вы объясните? (Ночь – это неизвестность, загадка, тайна, поэтому все чувства обострены. Предметы теряют реальные очертания и кажутся огромными. Человек насторожен, поэтому он вслушивается, вглядывается.
Утром мы, как правило, расслаблены. Мы ждём от наступающего дня чего-то хорошего, радостного. Кроме того, тьма рассеивается, всё видно, нас ничто не пугает.).

Л.Н.Толстой.“Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты, и пахнет”.
Природа у И.С.Тургенева дана в богатстве её красок, в движении, в звуках, в запахах.

4 группа. Действенность природы

Вывод: И.С.Тургенев, стремясь передать полноту своих ощущений, воздействует на различные органы чувств: слух, обоняние, зрение. Это придаёт картинам природы особую выразительность, а также вполне отвечает жизненной правде. Когда вы идёте по лесу, вы не только видите деревья, траву, небо, но и слышите пение птиц, чувствуете запахи, вам жарко или прохладно.

5. Итог урока

– Какую же роль играет пейзаж в рассказе? В чем его значение?
– Какие настроения вызывала природа у мальчиков, сидевших у костра?
Она «своим таинственным великолепием» предрасположила их к рассказам о непонятном и чудесном, а своими загадочными звуками порождала самое чувство страха.
Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем yсиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.
– Таким образом, природа показана Тургеневым как сила активно воздействующая и на автора, и на его героев-мальчиков.
Но она выступает в рассказе и в значении величественного и прекрасного зрелища, успокаивающего запуганное воображение детей и доставляющего им истинно эстетическое удовольствие.
Эстетический восторг, вызванный у мальчиков зрелищем высокого, усеянного золотыми звездами неба, разделяет и автор.
Объяснив таким образом активную роль природы в рассказе «Бежин луг», небесполезно заставить учащихся подумать над вопросом: имеет ли какое-либо значение изображенный писателем пейзаж для построения рассказа?
Пейзаж служит зачином и концовкой произведения. Композиционная роль природы фиксируется в краткой записи на доске и в тетрадях учащихся.

– А ещё почему так много картин природы? (Живут в деревне. Их всегда окружает природа. Является фоном жизни ребят)

В рассказе Тургенева природа показана прежде всего как условие жизни крестьянских мальчиков, рано приобщающихся к сельскохозяйственному труду. Было бы фальшиво, да и невозможно, изображая детей в ночном, не показать природу. Но она дана не только как фон или условие жизни крестьянских детей.

Значение природы в рассказе „Бежин луг"

– В чём мастерство И.С.Тургенева? (Его картины всегда верны, мы узнаём в них родную русскую природу, и вместе с тем видим любовь писателя к своей родине)
В конце урока я предлагаю послушать стихотворение, в котором также говорится о любви к природе, малой родине.

12 и др. слайды

И.С.ТУРГЕНЕВУ. БЕЖИН ЛУГ

Иван Демьянов

Он с детства у меня перед глазами
Росистый луг с гривастым табуном,
И звёздный рой, парящий над лесами,
Где речка изогнулась за углом.
И фырканье, и лошадиный топот,
Несмелые мальчишек голоса,
И камыша берегового шёпот,
Увядшая заката полоса.
Ночь распахнула голубые полы,
Луны катая голубой комок.
Безбрежье неба над притихшим долом,
Туда костра торопится дымок.
Пылать костру-огонь его напорист.
Таких немного в памяти огней.
В него века подбрасывают хворост,
Чтоб родину любили мы сильней!

Природа в "Бежине луге" дана в богатстве ее красок, звуков и запахов. Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого горячего света... Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы...»

Вот какими звуками пронизана величавая тургеневская мочь: «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься -- и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал под самым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом. и слабый, шипящий свист промчался по реке».

А вот как весело и шумно пробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило... мне навстречу, чистые и ясные, словно... обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».

Любит Тургенев говорить и о запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще не равнодушен. Так, в своем очерке «Лес и степь» он говорит о теплом запахе ночи», о том, что «воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки». Так же, описывая летний день в «Бежином луге», он замечает:

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости».

Изображая ночь, писатель говорит и о ее особом запахе:

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно-высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный и свежий запах--запах русской летней ночи».

Природа у Тургенева изображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру, от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров, неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ее полнокровной жизни.

Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Его описание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнего дня Тургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потому что автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природы и выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающей ночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно и понятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но и нарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, которое возникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтому отпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник, Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом, хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается. Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложным комплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, и сравнением, и метафорой, и олицетворением:

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота... с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе... Я отчаянно устремился вперед... и очутился в неглубокой. кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имела вид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания,-- и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнул между камней».

Писатель в данном случае не столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойные чувства, которые она у него вызывает.

Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

Сравнение

Метафора

Олицетворение

«Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»

«Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось»

«На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,-- казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

«Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»

Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедить учащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка. Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрывается через восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательно удостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описании природы: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Такова психологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.

Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавыми картинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянских ребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у весело потрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокое звездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

Летняя ночь у Тургенева

Признаки ночи

Картины ночи

Зрительные образы

Таинственные звуки

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути...»

«Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Одни огоньки тихонько потрескивали»

«Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось... кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах -- запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, -- в нем снова как будто разливалась сырость»

«Картина была чудесная!»

«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,-- раздался вдруг детский голос Вани, -- гляньте на божьи звездочки, -- что пчелки роятся»

«Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»

«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. -- Что это? -- Это цапля кричит.--спокойно возразил Павел»

Полная загадочных звуков, ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с тем усиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам о таинственном и страшном.

Таким образом, природа показана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на его героев. И на читателя, добавим мы от себя.

Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. «Бежин луг» начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть - рассказы мальчиков - тоже изображена на фоне описания летней ночи.)
Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на охоту, заблудился. Автор - человек наблюдательный, хорошо знающий приметы погоды. Он пишет о ясном небе, светлом и лучезарном солнце, неподвижных облаках, неизменной ясности небосвода. Во всем Тургенев отмечает мягкость красок и «трогательную кротость».)
Описание Бежина луга.
Вид луга с обрыва холма. (Равнина, окруженная полукругом реки, огонь костра и люди у огня.)

Ночь на лугу. (Картина ночи дополняет рассказы детей, придает им особую выразительность и таинственность. Тургенев показывает, как преображаются в свете костра обычные предметы; каким значительным становится каждый звук в ночной тишине. Слушая рассказы детей, писатель замечает, как постепенно меняются цвета, запахи и звуки летней ночи.)
Рассвет на лугу. (Предрассветная тишь, свежесть утра, постепенное изменение цвета неба, восход солнца, первые звуки наступающего дня.)
Тургенев - мастер пейзажа. (Картины природы в рассказе созданы тонким и наблюдательным человеком, обладающим способностью художника. Он замечает мельчайшие детали, изменение оттенков цветов, полутона и тени. Его слух фиксирует самые тонкие звуки. Природа у Тургенева - не только фон, но и своеобразный персонаж рассказа: она постоянно меняется, живет своей жизнью. И в то же время - природа занимает значительное место в жизни человека).

    Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке. Припомним первую историю Ильюши, которую прервал приход заблудившегося...

    Иван Сергеевич Тургенев - замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые «Записки охотника». Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли...

    Рассказ «Бежин луг», опубликованный в 1851 г., очень быстро стал хрестоматийным. Его изучали десятки поколений школьников, и каждое поколение открывало в нем свои, до этого не замеченные или не использованные стороны, аспекты, возможности. И действительно,...

  1. Новое!

    В повести Тургенева "Бежин луг" повествование ведется от лица охотника Ивана Петровича. Ближе к ночи он, заблудившись, забрел на Бежин луг, где встречает пять деревенских мальчишек. Охотник, слушая их разговор, выделяет у каждого мальчика...

  2. Объясняя таинственные явления природы, сознание крестьянских ребят питается живыми впечатлениями окружающего их мира. Самые фантастические существа тысячами нитей связаны с поэзией жизни земной: их драмы - своеобразное повторение людских драм, их красота-отражение...