Учебный план образовательной организации общего образования: актуализация вопроса. Учебный план Основное общее образование

Разделы: Администрирование школы

Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:

  • гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • сохранение единого образовательного пространства.

Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.

Базисный учебный план устанавливает:

  • продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
  • недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
  • количество учебных часов, которое финансируется государством;

Структура учебного плана:

  • федеральный,
  • национально-региональный,
  • компонент ОУ.

При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности:наличиев нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.

Задача образовательного учреждения:

  • спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
  • возможности педагогического коллектива;
  • отражал основное назначение данной школы;
  • результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
  • планы по развитию образовательного процесса;

Статус УП:

  • универсальный,
  • базовый,
  • профильный

Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества

КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы

При проектировании УП необходимо:

  • приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
  • в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
  • Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда)

Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы

По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план. После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы, которые рассматриваются на заседании ЭС школы.

Компонент ОУ определяется:

  • с учетом проблем содержания компонента учреждения;
  • обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.

В данном случае компоненты часов образовательного учреждения и часы внеаудиторной деятельности распределены исходя из проблемы школы «Личностно ориентированный подход в обучении и воспитании» с учетом потребности учащихся и их родителей

Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).

Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Какие данные должны быть в учебном плане

Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4-6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.

Немного о правовых вопросах

Традиционно в учебных пособиях по педагогике учебный план называли государственным документом. В последнее время авторы избегают его так называть, хотя государственный характер учебного плана сохраняется для государственных учебных заведений. Обратим внимание читателя: сохраняется, но не исчерпывается! Об этом впоследствии расскажем подробнее. Наряду с государственными учебными заведениями теперь существуют и негосударственные (общественные, частные и др.). Следовательно, там учебные планы государственными не являются, хотя они учитывают государственные стандарты образования.
Государство, обеспечивающее бесплатное обязательное обучение детей и молодежи в базовой школе (в России - основной) и общеобразовательной средней, определяет и стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях (начальные, средние, высшие). Поэтому учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям; сколько понадобится для школы в текущем учебном году, скажем, словесников и математиков, историков и географов и т.д. В свою очередь вторым вопросом из этой ситуации вытекает расчет потребности в учителях по их специальности не только в конкретно взятой школе, но и в масштабе района, области и даже республики. Возникает задача подготовки учителей конкретных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях, в вузах и педагогических училищах. Учебные планы общеобразовательных школ в Республике утверждает Министерство образования.
В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в последние годы не стабильны в том смысле, что почти ежегодно уточняются учебные предметы и число часов, отводимых на них. С 1998/99 учебного года в учебном плане школ Беларуси, кроме того, учитывается, что бывший 1-й класс стал подготовительным. Вводится 5-дневная учебная неделя.

Учебный план в Беларуси

Подробнее расскажем о том, что характерно для учебного плана общеобразовательных школ Беларуси в 1998/99 учебном году, какие черты учебного плана не являются преходящими и будут учитываться в последующие годы.
Учебный план называется базовым. Этим подчеркивается, что учебные предметы, включенные в него, составляют базу общего образования. Они подразделены по ступеням обучения: а) для подготовительных и I классов; б) для II-IV; в) для V-IX и г) для X-XI классов. В последующем, очевидно, учебный план подготовительного класса станет составной частью начального обучения.
Кроме обычных, общеобразовательных, есть учебные заведения, имеющие статус школы с углубленным изучением некоторых предметов: иностранного языка, математики и других или на профильном уровне. Созданы школы театральные, а также специализирующиеся на музыке, хореографии. Они имеют другой учебный план.
Учебный план учитывает также язык обучения: белорусский, русский или другой как родной. В Беларуси это, например, польский, литовский, украинский, татарский, еврейский. Набор учебных предметов в них в основном совпадает, но различается по количеству часов, отводимых на изучение того или иного языка и литературы. Но при этом белорусский и русский языки изучаются обязательно как государственные. Язык обучения по закону всегда будет учитываться в учебных планах всех типов общеобразовательных школ.
Вернемся к учебному плану общеобразовательной школы. Содержание обучения и его общая направленность будут более ясны, если обратиться к набору (перечню) учебных предметов для каждого уровня образования и количеству часов, предусмотренных на их изучение. Подчеркнем, что во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Так, в подготовительном или I и во H-IV классах их по 8. В V-IX классах- 22; в X-XI классах- 19. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим.
Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется ввиду что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и рас-пределяются решением педагогического или методического совета школы. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 часов в неделю (в зависимости от класса). Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.
Учебный план определяет и максимальную учебную нагрузку в неделю на одного ученика. Причем, чем старше класс, тем нагрузка больше. Например, в V классе - 33 часа, в IX - 38.
Определенно количество часов за неделю на отдельные группы предметов с V по IX класс. Общая сумма недельных часов в этих классах составляет 170,5 часов. Из них на белорусский, русский языки и литературу- 51 час, иностранный язык- 12 часов, математику- 24,5 часа, физическую культуру - 15 часов.
Как видим, на изучение языков и литературы уходит основное время ученика, на втором месте - математика.
В учебный план вошли информатика и «вселенная» (мир - «Сусвет»), мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности («асновы бяспею жыццядзейнасщ»); это новые учебные курсы. Трудовое обучение предусмотрено по 2 часа в неделю и трудовая практика от 5 до 8 дней по 3-4 часа работы в день.

Сравнение планов России и Беларуси

Представляет интерес, как выглядят учебные планы общеобразовательных школ Беларуси и России. Для сравнения мы взяли только V-IX классы, во-первых, из-за громоздкости всего учебного плана за полную среднюю школу; во-вторых, и в России, и в Беларуси в настоящее время обязательное обучение заканчивается девятым классом. Этот уровень образования в Беларуси получил название базового, в России -основного. Над ним надстраиваются X-XI классы полной средней школы, обеспечивающей выпускнику уровень образования, достаточный для поступления в вуз, и дающий это право. Сопоставляя данные этих учебных планов, можно заметить в них и сходство, и различие.
1. Общее количество недельной нагрузки у школьников Беларуси больше, чем в России в среднем на 5 часов в неделю в каждом классе. Иначе говоря, белорусский пяти- девятиклассник почти каждый день (кроме одного) учится больше на 1 урок. Это связано с обязательным изучением двух государственных языков и литературы, а также за счет дополнительного часа физкультуры.
2. И в белорусских, и российских учебных планах кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент) есть предметы для выбора самими у чащимися. В России это так называемые элективные предметы, когда из многих предлагаемых ученик обязан выбрать минимум, например, 2 из 6. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, например, по истории Великой Отечественной войны; либо спецкурс, какого, нет в базовом компоненте плана.
Предметы факультативного курса определяются, прежде всего, пожеланиями самих учащихся и наличием специалистов. Преподают их как школьные учителя, так и приглашаемые со стороны специалисты: работники вузов, техникумов, научных и конструкторских учреждений, производственных предприятий.
Попутно отметим, что в педагогической литературе, в том числе учебной, факультативы часто относят к форме занятия. Но это неправомерно. «Факультативный» означает не обязательное занятие, а возможность самому ученику выбрать учебный курс для дополнительной специализации. Факультативные занятия проходят в разных формах: урока, семинара, кружка и т.п. Количество часов на факультативы определяется максимально допустимой нагрузкой учащихся в неделю.
В Беларуси, как уже сказано, учебный план имеет школьный компонент. Его конкретные учебные предметы определяет педагогический или методический совет школы. Обязательных условий выбора нет. Это может быть увеличенное число уроков по предметам базового компонента, а могут быть самостоятельные учебные предметы, в которых учитываются национальные и местные (региональные) условия. Впрочем, в учебных планах России также предусмотрен национально-региональный компонент по многим предметам. Их нет только по математике, физике, астрономии, химии, информатике. И особенно много по языкам и литературе, искусству, трудовой подготовке.
3. В учебных планах обеих стран больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. Это заметнее в Беларуси. Так, кроме языков и литературы, белорусские школьники изучают историю Беларуси, всеобщую историю, предметы «Человек и общество», «Вселенная», «Всеобщая художественная культура». На это отводится в неделю суммарно с V по IX класс 21 час из 170,5. В Российском учебном плане на это отведено 15 часов.
4. Рано прекращается преподавание предметов искусства: музыки, изобразительного искусства- в 7-8 классах, когда школьники как раз начинают серьезно увлекаться музыкой и рисованием (дискотеки, многочисленные самодеятельные музыкальные ансамбли, стиль одежды и т.п.). В дальнейшем при пересмотре учебных планов этот пробел, надо надеяться, будет восполнен.
5. В школах Беларуси в каждом классе физкультурой занимаются 3 часа в неделю, в России - 2. Это несомненное преимущество белорусского учебного плана по сравнению с российским. Другое дело, как оно реализуется.
6. Белорусский учебный план предусматривает в конце учебного года трудовую практику в течение 5 дней по 3-4 часа. В российском варианте ее нет.
7. По нашему мнению, в учебном плане общеобразовательной средней школы Беларуси и России явно не хватает таких учебных предметов, как психология и логика. Гуманизация и гуманитаризация образования, нравственное и духовное развитие личности, формирование ее культуры общения, ценностных ориентации невозможно представить без знания психологии. Массовая компьютеризация в сфере образования, науки, управления производством, коммерцией, а также информатизация в тех же областях жизни общества будут успешными, если выпускники средней школы будут владеть формальной и математической, а потом и диа-лектической логикой. Поэтому следует ожидать, что в старших классах средней школы предметы «психология» и «логика» в качестве обязатель-ных войдут в учебный план.
8. На наш взгляд, учебные планы как Беларуси, так и России в наборе предметов не отражают радикальных перемен в экономической системе стран, ни в одном из них нет предметов по экономике. Слабо учитывается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание экологический культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой гра-мотности и воспитании правовой культуры у учащихся. Нам могут возразить, что это все предполагается как принцип обучения по всем учебным предметам. Разумеется, от такого принципа отказываться не надо, но это-го мало: необходимы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение элективных и факультативных учебных курсов. В противном случае может получиться так, уже получилось с политехническим обучением: принцип был, а политехнизма нет.
Таковы некоторые суждения об учебном плане. Повторяем: мы касались учебного плана только массовых общеобразовательных школ и совсем не говорили о планах школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Программы обучения

Учебный план определяет набор (перечень) предметов конкретного типа учебного заведения и учитывает уровень образования по классам. Но это общее направление или, точнее, общий конструкт содержания. Его нужно наполнить конкретным материалом. Для этого составляется учебная программа по каждому предмету. Так, если в плане Беларуси в V-IX классах только базовый компонент насчитывает 22 предмета и еще 5-6 - компонент школьный, то в каждом классе должно быть столько и учебных программ! Многовато… Учебная программа (от греч. programma - объявление, приказ, предписание) - это документ, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Материал систематизирован: разбит на разделы, темы; установлена иерархия (соподчиненность) и последовательность их изучения.
Программу утверждает Министерство образования. Значит, это тоже документ государственный. Его выполнение учебным заведением становится обязательным требованием соответствующих органов и администрации школы. По степени ее усвоенности аттестуют учащихся, переводят в следующий класс и выпускают из школы. На вступительных экзаменах в вузы и техникумы знания абитуриентов также проверяются применительно к программе: в какой мере они владеют ею.
Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Затем по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник. Так как учебный план содержит много предметов, каждый из которых изучается не один год, то в программе, безусловно, устанавливаются внутри предметные, и межпредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.
Программа является основой для учителя при перспективном планировании учебных занятий на учебный год, четверть, а также при подготовке системы (блока) уроков и очередных занятий. Именно программа задает систему содержания образования и минимум объема знаний, умений и навыков.
Традиционно существует два принципа построения программ: линейный и концентрический. При линейном построении содержания учебного материала, не возвращаясь к ранее изученному (предполагается, что учащиеся уже знают пройденное), располагается тема за темой. В особенности это относится к таким предметам, как физика, химия; часто - математика. При линейном расположении материала его изучение идет быстрее, чем при концентрическом. Но сложность здесь в следующем: если какая-либо тема не усвоена школьником, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что все последующее строится на предыдущем, из него вытекает.
При концентрическом расположении программы одно и то же содержание со временем повторяется, возвращаясь к ранее изученному материалу. На новом витке содержание расширяется и углубляется. Возьмем для примера литературную тему о А.С. Пушкине. С его стихами знакомятся (читают, заучивают наизусть) уже младшие школьники. К теме о А.С. Пушкине возвращаются в средних и старших классах. И при этом объем знаний и глубина эстетического, литературоведческого и исторического анализа творчества поэта с каждым разом возрастают.
Концентрический принцип построения программы имеет положительную сторону в том, что материал лучше усваивается и дольше сохраняется в памяти, поскольку повторение предупреждает забывание. Недостаток этого принципа: учащимся кажется, что они уже знают этот материал и потому у многих не появляется интереса новизны. При концентрическом построении программы темп изучения полного курса замедляется.
Составители программ не могут отказаться от концентрического принципа ее построения особенно для начальных классов. Многое младшим школьникам невозможно дать линейно, приходится неизбежно повторяться с расширением и углублением нового содержания уже изученной ранее темы.
Более подробно программы обучения изучаются в курсе методики преподавания частных учебных дисциплин. Мы же представили самые общие положения.
Программа обучения затем развертывается в учебниках. Учебник - это книга для учащихся (и студентов), в котором изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета. В нем даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой. В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Чтобы облегчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебнике есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и систематизировать знания; иногда указывается литература для самообразования.
Учебным целям служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, атласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускаются учебные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на классных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.

Обращение к вопросу о конструировании учебного плана (далее – ОО) не случайно, а вызвано настоятельной потребностью.

Во-первых , ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены уровни общего образования:

  • дошкольное образование,
  • начальное общее образование,
  • основное общее образование,
  • среднее общее образование.

Каждому уровню общего образования соответствует (далее – ФГОС) общего образования, которым утверждены требования к структуре и содержанию основной образовательной программы (далее – ООП), в т. ч. и к учебному плану образовательной организации общего образования (исключение составляет ФГОС дошкольного образования).

Во-вторых , на уровне основного общего и среднего общего образования ОО в настоящее время работают в рамках двух действующих стандартов – федерального компонента государственного стандарта (далее – ФКГОС 1) и ФГОС общего образования (по уровням общего образования), что влечет за собой существенные различия в подходах к разработке учебного плана.

В-третьих , второе полугодие учебного года – время коррекции 2 и (или) создания на следующий учебный год основных общеобразовательных программ по уровням общего образования, разрабатываемых, как в рамках ФГОС общего образования, так и в рамках ФКГОС согласно требованиям Федерального закона № 273-ФЗ (ст. 12, 28).

Как правило, касается следующих ее разделов:

  • содержательного (рабочие программы учебных предметов, курсов по обязательной части учебного плана, части, формируемой участниками образовательных отношений, по внеурочной деятельности и т. п.;
  • анализ учебно-методического (программно-методического) обеспечения);
  • организационного (разработка учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также работа администрации по расстановке кадров (предварительная тарификация)).

Обозначенные выше вопросы выносятся на заседание педагогического совета ОО для обсуждения, по итогам которого принимается решение, как правило, закрепляющееся распорядительным актом руководителя ОО, например приказом «О коррекции (разработке) основной образовательной программы ________ (указывается уровень) общего образования ОО на 20___ / ____уч. г. » или «О разработке учебного плана в рамках реализации ФКГОС на 20_____/______уч. г. ».

Что касается образовательной программы, корректируемой (разрабатываемой) в рамках ФКГОС, то здесь есть некоторое отличие – требования к ее структуре и содержанию не установлены законодательно, потому ОО самостоятельно их определяют, а в остальном логика действий и содержание работы аналогичны предложенным выше.

В-четвертых , во все ФГОС общего образования внесены изменения:

  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1643 в приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 в приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 в приказ Минобрнауки Россииот 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

А также утверждены два новых стандарта – требования ФГОС к начальному образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) 3 и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 .

В-пятых, принятые в сфере образования за последний год 5 стратегические и концептуальные документы на государственном уровне значительно влияют на подходы к определению содержания образования в ОО.

В-шестых, с 1 сентября 2015/16 уч. г. все ОО РФ на уровне основного общего образования должны в обязательном порядке перейти на обучение по ФГОС общего образования.

Прежде чем приступить к рассмотрению основных вопросов, отметим, что в статье сделан акцент на общих подходах к формированию учебного плана основного общего образования и среднего общего образования и частных – в рамках требований ФГОС основного общего образования и ФКГОС среднего общего образования.

Понятие «учебный план»

Обозначив выше актуальность обращения к вопросу конструирования учебного плана образовательной организации общего образования на уровнях основного и среднего, перейдем к рассмотрению ключевых, на наш взгляд, позиций. Начнем с понятийного аппарата – собственно понятия «учебный план» и входящих в него терминов, понимание которых также важно при его разработке и реализации.

Согласно п. 22 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся».

В состав определения входят понятия, которые встречаются как в образовательной практике, так и в Федеральном законе № 273-ФЗ (без раскрытия их содержания). Поэтому ниже представим определения отдельных терминов:

1. Рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) – нормативно-управленческий документ ОО, характеризующий систему (модель) образовательной деятельности педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня общего образования.

2. Учебный предмет – основная структурная единица образовательного процесса; одно из средств реализации содержания образования в системе общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Перечень и взаимосвязи учебных предметов, их распределение по годам обучения или отдельным периодам учебного года определяются учебным планом соответствующей ОО 6 .

3. Учебная дисциплина – то же, что учебный предмет. Курс, по которому в соответствии с программой и учебным планом ведется подготовка обучающихся в рамках профиля ОО и избранной ими специальности 7 (в образовательной практике чаще употребляется в системе профессионального образования – среднего, высшего и дополнительного).

4. Учебный курс – это завершенный период обучения обучающегося, понятие синонимичное учебному предмету и учебной дисциплине.

5. Учебный модуль – это логически завершенная часть материала учебного предмета (дисциплины, курса), обязательно сопровождаемая контролем обучающихся; дидактическая система (технология обучения).

6. Практика – вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся (специально организованная деятельность обучающихся по освоению различных видов деятельности).

7. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных учебным планом образовательной организации (правильнее – ООП).

Разработка учебного плана образовательной организации в рамках ФГОС и ФКГОС

При разработке учебного плана образовательной организации в рамках ФГОС общего образования и ФКГОС имеются общие подходы 8 и существенные различия, которые необходимо учитывать 9 (табл. 1).

Таблица 1

Отличия ФГОС общего образования от ФКГОС в подходах к разработке учебного плана

ФГОС общего образования

ФКГОС

Нормативно-правовые основания разработки

Требования ФГОС (соответствующего уровня общего образования) к учебному плану

Базисный (примерный) учебный план примерной образовательной программы (соответствующего уровня общего образования)**

Региональный учебный план субъекта РФ

Структура учебного плана

Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений

Инвариантная часть: федеральный компонент. Вариативная часть: национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения

Количество часов по учебному (ым) предмету (ам)

Количество часов обязательной части учебного плана не фиксировано, определен минимальный и максимальный объем часов учебных занятий за уровень общего образования

Количество часов федерального компонента жестко фиксировано

Ориентиром минимума или максимума количества часов обязательной части является примерный учебный план примерной ООП, примерная программа по учебному предмету***

Ориентиром минимума количества часов являются часы федерального компонента БУП-2004

Количеством часов можно варьировать как в сторону увеличения, так и уменьшения, а также по годам освоения ООП в пределах уровня общего образования

Количеством часов можно варьировать только в сторону увеличения

Общее в подходах к разработке учебного плана

Обязательные для изучения учебные предметы определены на федеральном уровне

Требования Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ООП – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 к учебному плану

Нельзя исключать, заменять или переносить учебный предмет из обязательной части учебного плана (ФГОС общего образования) и из федерального и национально-регионального компонента учебного плана (ФКГОС)

* Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

** Понятие «базисный учебный план» применимо только для учебных планов, формируемых в рамках реализации ФКГОС, а при формировании учебных планов, соответствующих требованиям ФГОС общего образования, оно не несет привычной смысловой нагрузки.

*** Предложенные издательством «Просвещение» по предметам учебного плана, а также см. письмо Минобрнауки России от 11.09.2014 № 08-1253 «О примерной рабочей программе учебного предмета “Музыка”».

Количество учебных планов

Пункт 18.3 ФГОС основного общего образования и п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования отмечают, что ООП соответствующего уровня общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. А также, если для освоения уровня основного общего или среднего общего образования в ОО организовано обучение по индивидуальным учебным планам, в т. ч. и для обучающихся, осваивающих ООП на «домашнем обучении», в очно-заочной и (или) заочной форме обучения, то они должны быть представлены в образовательной программе соответствующего уровня общего образования на текущий учебный год.

Данный подход имеет обоснование – в ОО на каждом уровне общего образования разрабатывается и утверждается одна ООП (исключение будет в том случае, если ОО реализует адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП)), а форма освоения определяется обучающимся самостоятельно и (или) его родителем (законным представителем), поскольку роль родителей в образовательном процессе согласно ФГОС значительна.

Вопрос количества учебных планов образовательной организации общего образования и их представления закономерный, поскольку практика работы и анализ ООП по уровням общего образования, размещенных на сайтах ОО, показывает, что в большинстве из них находится учебный план, разработанный на момент принятия ООП, а разработанные и принятые учебные планы на последующие учебные годы включаются не всеми ОО.

Логика подхода к определению количества учебных планов в условиях реализации ФГОС общего образования представлена в табл. 2, содержание которой позволяет сделать вывод, что учебный план для классов, реализующих ФГОС соответствующего уровня общего образования, разрабатывается на каждый уровень образования и является ее составляющей, а не отдельным самостоятельным документом.

Таблица 2

Подход к определению количества учебных планов образовательной организации в условиях реализации ФГОС

Уровень общего образования

ФГОС

Учебный план образовательной организации

Начальное общее образование

ФГОС начального общего образования

ООП начального общего образования

Учебный план начального общего образования по ФГОС (организационный раздел ООП). Индивидуальный учебный (е) план (ы) (при наличии)

Основное общее образование

ФГОС основного общего образования

ООП основного общего образования

Учебный план основного общего образования. Индивидуальный учебный (е) план (ы) (при наличии)

Среднее общее образование

ФГОС среднего общего образования

ООП среднего общего образования

Учебный план среднего общего образования. Индивидуальный учебный (е) план (ы) (при наличии)

Утверждение учебного плана образовательной организации осуществляется в составе ООП, т. е. вносимых в нее изменений, как правило, через приказ «О внесении изменений в основную образовательную программу (указывается уровень) общего образования ОО в 20 / уч. г. ».

Учебный план для классов, реализующих ФКГОС, разрабатывается отдельно согласно требованиям БУП-2004, т. е. для тех классов, которые не перешли на обучение по ФГОС общего образования, утверждается отдельным приказом по ОО «Об утверждении учебного плана ОО в рамках реализации ФКГОС на 20 / уч. г. ».

Однако, понимая и принимая существующую практику и традиции в образовании, что учебный план образовательной организации общего образования – это самостоятельный документ, который в обязательном порядке входит в номенклатуру дел ОО 10 , то его оформление (чисто технически) может быть следующим. На титульном листе указывается наименование организации и текст «Учебный план на 20 / уч. г. ». Далее – учебный план начального общего образования (пояснительная записка, сетка часов учебного плана), а на странице, где указан уровень, на который разработан учебный план, указываются выходные данные: номер и дата приказа, которым внесены изменения в ООП начального общего образования на текущий учебный год; дата и номер протокола коллегиальных органов управления – педагогического совета и управляющего совета (или иных, к компетенции которых отнесены разработка и согласование учебного плана). Затем – учебный план основного общего образования (пояснительная записка, сетка часов учебного плана), оформленный страницей по аналогии с представленным выше подходом, после – учебный план на оставшиеся классы, работающие по ФКГОС, оформленный согласно требованиям. Таким образом, количество учебных планов образовательной организации общего образования будет определяться числом реализуемых основных общеобразовательных программ с учетом того, что на данном этапе в каждой ОО есть классы, работающие в режиме ФКГОС.

Промежуточная аттестация обучающихся

Согласно п. 10 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции ОО относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации , установление форм, периодичности и порядка ее проведения. Поэтому администрация ОО выполняет следующие функции:

отрабатывает все вопросы, связанные с организацией и проведением промежуточной аттестации учащихся и соответственно закрепленные локальным нормативным актом – Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО 11 ;определяет подходы отражения промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане ОО, причем независимо от того, по какому образовательному стандарту работает ОО на том или ином уровне общего образования;закрепляет формы промежуточной аттестации, к которым могут быть отнесены: комплексная контрольная работа; итоговая контрольная работа; письменные и устные экзамены; тестирование; защита индивидуального или группового проекта; иные формы, определяемые ООП ОО, в т. ч. и (или) индивидуальным (и) учебным (и) планом (ами).

При этом необходимо учитывать следующее 12:

промежуточная аттестация в начальной школе проводится, начиная со 2-го класса;

Промежуточную аттестацию в ОО:

  • в обязательном порядке проходят обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования во всех формах обучения; а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы ОО по индивидуальным учебным планам, в т. ч. осуществляющие ускоренное или иное обучение с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося 13 ;
  • могут проходить по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся, осваивающие ООП начального общего образования, основного общего образования, в форме семейного образования (экстерны), среднего общего образования в форме самообразования;перечень учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), выносимых на промежуточную аттестацию, форма и периодичность их проведения определяются соответствующей ООП и учебным (и) планом (ами).

Обязательность проведения промежуточной аттестации по всем предметам учебного плана указана в п. 1 ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ, потому что:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП являются составляющей итоговой оценки освоения обучающимися ООП соответствующего уровня образования;
  • результаты итоговой оценки освоения ООП соответствующего уровня образования используются для принятия решения о переводе обучающихся в следующий класс и (или) на следующий уровень образования;
  • ООП ОО устанавливает планируемые результаты освоения учебных программ по предметам учебного плана;
  • промежуточная аттестация обучающихся должна проводиться также по учебным предметам, курсам, занятиям, включенным в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (если учебный план разработан согласно требованиям ФГОС общего образования) или компонента образовательного учреждения (если учебный план разработан согласно требованиям ФКГОС), формы, периодичность и т. п. определяются ОО и прописываются в соответствующих документах.

Отражение форм промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане образовательной организации

Рассмотрим несколько подходов к отражению форм промежуточной аттестации обучающихся в учебном плане образовательной организации общего образования с позиции собственного понимания 14 . Предложенные подходы применимы для ОО, реализующих как ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования, так и ФКГОС (с учетом его специфики).

1-й подход. В пояснительной записке учебного плана общего образования соответствующего уровня в разделе «Общие положения» отдельным пунктом указываются сведения о формах промежуточной аттестации обучающихся.

Например, это может выглядеть так:

  • проведение промежуточной аттестации обучающихся в ОО регулируется следующей локальной нормативной базой: (и далее по тексту указывается название локального нормативного акта (или актов) с выходными данными, например, Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО и Положение о системе оценивания обучающихся в ОО и др.);
  • объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию обучающихся определен календарным учебным графиком ОО на 20____ /_____ уч. г. ;
  • формы проведения и учебные предметы промежуточной аттестации обучающихся следующие (далее перечисляются по тексту, причем можно со сроками и периодичностью).

Прокомментируем фрагмент пояснительной записки первого подхода: «…объем времени, отведенный на промежуточную аттестацию обучающихся, определен календарным учебным графиком ОО на 20___/____ уч. г. ».

Во-первых, наличие в ОО календарного графика не является новым в общем образовании, поскольку было закреплено ранее действующим законодательством, а вот наличие в составе ООП, тем более в учебном плане, определено Федеральным законом № 273-ФЗ и изменениями, внесенными, например, в ФГОС основного общего образования (п. 18.3.1.1) – календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года:

  • по датам начала и окончания учебного года;продолжительности учебного года, четвертей (триместров);
  • срокам и продолжительности каникул;срокам проведения промежуточных аттестаций 15 .

Во-вторых, в тексте пояснительной записки учебного плана календарный учебный график может быть представлен фрагментом или отдельными выходными данными (номер и дата приказа), ссылкой на сайт, где он размещен 16 , потому что нет смысла включать его весь (согласно п. 9, п. 10 ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ он включается в ООП), однако, как показывает практика, издается отдельным документом по ОО.

2-й подход. Формы промежуточной аттестации обучающихся на усмотрение администрации ОО могут быть представлены и в другом формате – не в пояснительной записке, а в сетке часов учебного плана. В данном случае возможно как минимум два варианта.

1-й вариант. В сетке часов учебного плана добавляется вертикальный столбец «Формы промежуточной аттестации обучающихся» и напротив учебного предмета, который определен на промежуточную аттестацию, указывается соответствующая форма (форма 1 – сетка часов учебного плана, соответствующая требованиям ФГОС общего образования, и форма 2 – сетка часов учебного плана, соответствующая требованиям ФКГОС).

Форма 1

образовательной организации по ФГОС

Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Сочинение

Внеурочная деятельность

Формы организации

Форма 2

Представление промежуточной аттестации в учебном плане образовательной организации по ФКГОС

2-й вариант. В сетке часов учебного плана добавляется горизонтальная строка «Формы промежуточной аттестации обучающихся». На линии пересечения данной горизонтальной строки и вертикального столбца «класс» указываются выбранные предметы на промежуточную аттестацию обучающихся на текущий учебный год (форма 3 и форма 4).

Форма 3

Сетка часов учебного плана, соответствующая требованиям ФГОС

Предметные области

Учебные предметы

Класс / количество часов в неделю

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Внеурочная деятельность

Направления внеурочной деятельности

Формы промежуточной аттестации обучающихся

Математика – онлайн- тестирование, …

Русский язык – диктант, …

Форма 4

Сетка часов учебного плана, соответствующая требованиям ФКГОС

При отражении форм промежуточной аттестации в учебном плане необходимо учитывать действующие локальные нормативные акты, регламентирующие оценку и учет образовательных достижений обучающихся, а также содержание раздела «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП (соответствующего уровня общего образования)».

Этнокультурный компонент

В отдельных ОО, реализующих ООП общего образования, как правило в республиках РФ, субъектах РФ с родным (нерусским) языком (языком народа России), в учебный план включают этнокультурный компонент . Данное право закреплено рядом государственных документов, а также действующими ФГОС общего образования и ФКГОС (табл. 3).

Таблица 3

Включение этнокультурного компонента в учебный план

ФГОС

ФКГОС

основного общего образования

среднего общего образования

Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного языка РФ, возможность преподавания и изучения государственных языков республик РФ и родного языка из числа языков народов России, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения

БУП-2004 устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%

Включение этнокультурного компонента в учебный план образовательной организации через преподавание и изучение государственного языка, государственных языков республик РФ и родного языка конкретного народа России, позволяет формировать поликультурную компетентность обучающихся основного общего и среднего общего образования. То есть речь идет о формировании основ гражданской идентичности, этнической принадлежности обучающегося в форме осознания себя как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознании ответственности человека за общее благополучие 17 .

Введение соответствующих предметов, с конкретным количеством часов на их изучение в определенный (ые) период (ы) обучения, позволит:

  • познакомить обучающихся с историей и тенденциями современного развития родного края;
  • сформировать у обучающихся представление о различных сторонах жизни людей, проживающих на их родной земле;
  • развить у обучающихся стремление получать информацию о своей Родине, знать ее историю;
  • создать условия для изучения обучающимися проблем развития края, формирования у них видения своего места в решении этих проблем, установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни на родной земле.

Этнокультурный компонент в учебном плане образовательной организации, разрабатываемом в рамках ФКГОС, отражается в национально-региональном компоненте, а также может быть введен в компонент образовательного учреждения.

В учебном плане образовательной организации, конструируемом согласно требованиям ФГОС общего образования, возможность изучения государственного языка РФ, родного языка (языка народа России) может быть представлена 3-м и 4-м вариантами 18 .

3-й вариант предназначен для ОО, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России (форма 5).

Форма 5

Учебный план образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке и изучается один из языков народов России

Предметные области

Учебные предметы

Классы / количество часов в неделю

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык

Литература

Родной язык и литература

Иностранный язык

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка

Направления внеурочной деятельности

Формы организации

Формы промежуточной аттестации обучающихся

* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется ОО.

4-й вариант – для ОО, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке, в т. ч. в ОО субъекта РФ, где законодательно установлено государственное двуязычие (форма 6).

Форма 6

Учебный план образовательных организаций, в которых обучение ведется на родном языке и (или) законодательно установлено государственное двуязычие

Предметные области

Учебные предметы / классы

Количество часов в неделю

Всего

Обязательная часть

Филология

Русский язык и литература

Родной язык и литература

Иностранный язык

Итого:

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Максимально допустимая недельная нагрузка

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*

Направления внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Формы промежуточной аттестации обучающихся

* Сайты ОО Республики Татарстан, Республики Саха (Якутия), Удмуртской Республики и др.

Практика реализации этнокультурного компонента в ОО субъектов РФ (согласно анализу учебных планов, размещенных на сайтах ОО) показала следующее:

1. ОО ведут обучение на русском языке, но наряду с ним обучение также ведут на родном языке (языке народов России), в основу формирования учебного плана берут 3-й вариант примерного учебного плана. Отметим, что данный подход в субъектах РФ предпочтительнее.

2. ОО осуществляют обучение по нескольким учебным планам, по одному из которых предусмотрено обучение на родном (нерусском) языке, формирование осуществляется по 4-му варианту примерного учебного плана.

Отметим, что и в первом, и во втором случае конструирование учебного плана ОО с этнокультурным компонентом реализуется и через часть, формируемую участниками образовательных отношений, которая включает предметы, курсы, занятия на родном (нерусском) языке, и (или) через интеграцию содержания образования (см. п. 3 ниже).

3. В ОО реализация этнокультурного компонента осуществляется только через интеграцию посредством включения в отдельные учебные предметы (литературу, историю, географию, обществознание и т. п.) или предметы (курсы), выбранные участниками образовательных отношений, т. е. включения в часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, а также внеурочную деятельность и дополнительное образование (занятия (кружки) по народному танцу, народному пению и др.).

Представление этнокультурного компонента

В пояснительной записке учебного плана образовательной организации этнокультурный компонент должен быть отражен обязательно, а в сетке часов – в зависимости от выбранного варианта его реализации. Рассмотрим фрагмент (обобщенный, примерный) пояснительной записки, которую можно использовать при конструировании учебного плана в описательной части, причем независимо от того, по какому образовательному стандарту работает ОО, но с его учетом (например, в «Общих положениях» учебного плана, соответствующего требованиям ФКГОС, указывается приказ, утверждающий ФКГОС и БУП-2004, а не ФГОС начального общего образования, и наоборот).

ПРИМЕР

Фрагмент пояснительной записки учебного плана образовательной организации с этнокультурным компонентом на примере основного общего образования

1. Общие положения

1.3. В классах основного общего образования организовано обучение на родном (указывается каком) языке в соответствии:

С Федеральным законом № 273-ФЗ;

Законом «О государственных языках субъекта РФ» (указывается точное название (при наличии) нормативного правового акта субъекта РФ);

ФГОС основного общего образования, утв. и введенным в действие приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изм. от 29.12.2014);

Примерным (базисным) учебным планом примерной ООП основного общего образования (указываются выходные данные) 19 ;

1.5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, в т. ч. и внеурочная деятельность, включает курсы, занятия и пр. (идет общее перечисление для уровня основного общего образования, детализация будет представлена во второй части пояснительной записки), обеспечивающие углубление изучения родного языка, литературы, знаний о культуре, истории и т. п. народов.

1.6. Внеурочная деятельность реализуется по направлениям и включает (указываются направления, формы организации, название и т. п.) с целью (прописывается конкретно) или для решения следующих задач (указываются задачи).

2. Основное общее образование

2.1. Содержание основного общего образования в________ классе (ах) реализуется через (описывается кратко система обучения), по учебникам, входящим в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования ОО, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями 21 (конкретизируется, по какому уровню, части перечня – федерального или регионального), соответствующий достижению образовательных результатов (при необходимости прописываются либо дается ссылка на ООП основного общего образования), определенных настоящей ООП.

Об индивидуальном учебном плане

ОО имеет право, в т. ч. и по желанию обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), обеспечить освоение ООП любого уровня общего образования посредством индивидуального учебного плана (далее – ИУП).

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ п. 23 ст. 2 «индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося».

В тексте ФГОС основного общего образования (п. 18.3) определено, что ИУП разрабатывается для развития потенциала обучающихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ОВЗ в обязательном порядке с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Важным элементом их реализации является обеспечение сопровождения тьютора.

ФГОС среднего общего образования (п. 18.3.1) предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов.

В рамках реализации ФКГОС индивидуальный учебный план понимается как совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана ОО, составленного на основе БУП-2004 22 .

Однако для реализации ИУП в ОО должно быть разработано и принято в установленном порядке Положение об ИУП в ОО (см. ч. 3, ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, п. 19.34, п. 20 письма Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” (вместе с Рекомендациями субъектам РФ по подготовке к реализации Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”)».

Подходы к разработке ИУП, его структуры и содержания аналогично «обычному» учебному плану: т. е. должна быть пояснительная записка и сетка часов 23 .

Рассматривая вопрос об ИУП, акцентируем внимание на недавно принятом ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, который:

предусматривает реализацию АООП начального общего образования с учетом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с ОВЗ на основе специально разработанных учебных планов, в т. ч. индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 2.2);является основой для определения требований к условиям реализации АООП начального общего образования, в т. ч. и на основе ИУП (п. 1.7).

Поэтому, если ОО реализует АООП начального общего образования, то должна изучить требования к условиям их реализации на основе ИУП, поскольку у обучающихся с ОВЗ данная форма освоения образовательной программы (обучение на дому) всегда очень востребована, а ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ предоставляет такую возможность родителям (законным представителям) при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования.

Формирование учебного плана образовательной организации конкретного профиля обучения

В субъектах РФ большинство ОО продолжают работать согласно требованиям ФКГОС, и соответственно учебный план для среднего общего образования разрабатывают на основе БУП-2004, которым, в свою очередь, предусмотрено профильное и универсальное обучение, а также возможность его получения посредством индивидуальной образовательной программы (траектории), посредством выбора профильных предметов или углубленного изучения.

Процесс конструирования учебного плана конкретного профиля и (или) индивидуальной образовательной программы четко и понятно освещен в БУП-2004. Проблема возникает при составлении учебного плана с разными профильными группами и (или) индивидуального учебного плана.

Для составления учебного плана ОО, класса, группы, обучающегося при профильном обучении на основе федерального базисного учебного плана следует:

  • включить в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне (инвариантная часть);
  • включить в учебный план не менее двух учебных предметов на профильном уровне (из вариативной части), которые определят направление специализации образования в данном профиле.

В учебный план также могут быть включены другие учебные предметы на базовом или профильном уровне (из вариативной части федерального компонента).

Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных учебных предметов на базовом уровне, то последний исключается из состава инвариативной части.

Совокупное учебное время, отведенное в учебном плане на учебные предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 ч за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100 ч), то эти часы переходят в компонент образовательного учреждения. Можно включить в учебный план региональный (национально-региональный) компонент (в объеме 140 ч за два учебных года).

Составление учебного плана завершается формированием компонента образовательного учреждения (в объеме не менее 280 ч за два учебных года). Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых ОО; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п.

Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

Ниже рассмотрим на конкретном примере подход к формированию учебного плана по двум индивидуальным образовательным планам (траекториям). Отметим, что конструирование ИУП в рамках профиля аналогично рассмотренному выше, а также в нижеследующему примеру.

ПРИМЕР

Обучающиеся одного класса выбрали различные учебные предметы на профильном и углубленном уровне. Необходимо ли при этом изучать мировую художественную культуру и технологию? Как в таком случае должна реализоваться рабочая программа по предмету?

Изучение учебных предметов «Мировая художественная культура» и «Технология» будет определяться профилем обучения независимо от того, сколько выбрано траекторий. БУП-2004 определяет следующую логику формирования учебного плана. Включение данных предметов в учебный план будет определяться профилем обучения: если обучающиеся выбрали физико-математический профиль, то ни мировая художественная культура, ни технология не изучается, если же социально-гуманитарный или филологический, то мировая художественная культура изучается в обязательном порядке, а технология не изучается. Если же в основу формирования индивидуальной траектории взят примерный учебный план универсального обучения (т. е. выбраны предметы на углубленном уровне изучения, не «привязанные» к определенному профилю обучения), то и технология, и мировая художественная культура изучаются в обязательном порядке.

Если некоторые обучающиеся класса на профильном уровне выбрали один учебный предмет, например, обществознание, а остальные – иностранный язык, физику, химию, биологию, литературу, географию (вразброс), то для определения, в каком маршруте необходимо изучать учебный предмет «Технология» и «Мировая художественная культура», используем следующую логику рассуждений.

Для определения направления (профиля) обучения группируем учебные предметы без учета учебного предмета «Обществознание», взяв за основу два и более предмета на профильном уровне. В результате данной группировки получаем направления (профили) обучения:

  • филологический (профильные предметы – английский, литература);
  • естественнонаучный (профильные предметы – физика, химия);
  • биолого-географический (профильные предметы – география, биология).

Полученные профили сопоставляем с примерными учебными планами БУП-2004 и выясняем, что учебный предмет «Технология» в базовые учебные предметы федерального компонента учебного плана вышеобозначенных профилей не включается, а учебный предмет «Мировая художественная культура» включается в базовую часть федерального компонента филологического профиля, т. е. тех обучающихся, которые выбрали на профильном уровне, кроме обществознания, английский язык и литературу.

Запросы участников образовательных отношений

Очень важным при формировании учебного плана образовательной организации общего образования является удовлетворение запросов участников образовательных отношений, поэтому необходимо четко понимать – на основании чего распределяются часы компонента образовательного учреждения (ФКГОС) и часы части, формируемой участниками образовательных отношений (ФГОС общего образования). Поэтому распределение данных часов в ОО должно быть установлено / определено (в обязательном порядке) с привлечением участников образовательных отношений (можно провести опрос, анкетирование и т. п.).

Для чего в ОО может издаваться приказ «О выявлении запросов участников образовательных отношений при формировании учебного плана» 24 , где закрепляется данная позиция или выносится вопрос на обсуждение коллегиальных органов, которое оформляется соответствующим решением.

При этом следует учитывать, что при контроле качества образования учитывают рекомендации письма Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 25  – показатель «Учет образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при формировании учебных планов образовательного учреждения».

О недочетах при формировании учебного плана

Говоря о недочетах, встречающихся в ОО при конструировании учебного плана основного общего образования, следует отметить:

1. До сих пор у администрации ОО, у Учредителя ОО, а также у органов контроля (надзора) существует точка зрения, что учебный план ОО – самостоятельный документ, а не часть ООП основного общего образования. Из чего следует его самостоятельное утверждение, а не в составе изменений (дополнений, коррекции) ООП соответствующего уровня общего образования на следующий учебный год. Доказательством являются изданные приказы в ОО, например, «Об утверждении учебного плана ОО на 20 / уч. г. », а не приказ «О внесении изменений (коррекции) ООП основного общего образования ОО на 20 / уч. г. », в составе которой отдельным пунктом он и утверждается 26 .

2. В отдельных субъектах РФ Учредитель ОО по настоящее время согласует учебный план образовательной организации, что идет вразрез с нормами ч. 5 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ: «Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное» и ч. 10 ст. 13: «Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план основного общего образования и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Отметим, что согласование учебного плана как составляющего ООП основного общего образования согласно нормам ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ может осуществляться управляющим советом, а приниматься на педагогическом совете, если иное не прописано в Уставе ОО и (или) ее локальных нормативных актах.

3. В пояснительной записке учебного плана основного общего образования, реализуемого в рамках ФГОС основного общего образования, идет ссылка на БУП-2004, что в условиях реализации ФГОС основного общего образования является неправильным.

4. В тексте пояснительной записки учебного плана и сетке часов до сих пор употребляют термин «ступени» вместо «уровни», что противоречит Федеральному закону № 273-ФЗ.

5. В учебный план образовательной организации включают описание программно-методического обеспечения, не учитывая, что оно является составляющим содержательного раздела ООП.

6. В пояснительную записку учебного плана описательно (словесно) перекладывают расчасовку по учебным предметам, представленную в цифрах сетки часов.

1 Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2 Под коррекцией образовательной программы понимаем внесение изменений и (или) дополнений в нее по результатам соответствующего анализа.

3 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

4 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

5 Например, Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р и др.

6 Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 302.

7 Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009.

8 Особенности формирования (конструирования) учебного плана образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Справочник заместителя директора школы. 2013. № 6. С. 5–21.

9 Губанова Е.В., Логвинова И.М. Конструирование учебного плана образовательного учреждения в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 5–18.

10 Отметим, что учебный план будет входить самостоятельным документом в номенклатуру дел до тех пор, пока все классы ОО не перейдут на обучение по ФГОС общего образования.

11 Наличие данного локального нормативного акта предусматривается Методическими рекомендациями, представленными в письме Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации”».

12

13 Пункт 5 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

14 Бодякина Т.П., Губанова Е.В. Актуальные вопросы промежуточной аттестации обучающихся // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 5. С. 58–77.

15 Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”».

16 Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации, утв. приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 (п. 3.4: подраздел «Образование» должен содержать информацию о календарном учебном графике с приложением его копии).

17 Подробнее см.: электронная система «Образование» – www.e-mcfr.ru.

18 Письмо Минобрнауки России от 01.11.2011 № 03-776 «О примерной основной образовательной программе основного общего образования»; Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / (сост. Е.С. Савинов). М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).

19 Планируется размещение примерных ООП в реестре примерных ООП. Подробнее см.: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4985.

20 Указывается в том случае, если оно использовалось при конструировании учебного плана, поскольку если документ имеет рекомендательный характер, он применяется по усмотрению администрации и (или) по коллегиальному решению, что предпочтительнее.

21 Как правило, учебники не прописываются, а дается ссылка на раздел ООП основного общего (или среднего общего образования), где представлено программно-методическое обеспечение.

22 Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся».

23 Губанова Е.В. Подходы к организации обучения по индивидуальному учебному плану // Справочник заместителя директора школы. 2014. № 6. С. 13–33.

24 В электронной системе «Образование» имеется шаблон названного приказа. Подробнее см.: www.e-mcfr.ru.

25 Письмо Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 «О направлении методических рекомендаций».

26 Губанова Е.В., Логвинова И.М. Конструирование учебного плана ОУ в рамках реализации ФГОС начального общего образования // Управление начальной школой. 2013. № 8. С. 5–18.

В школе, как и в вузе, весь учебный процесс должен быть подтвержден определенными документами. В данной статье хочется рассказать об одном из них. Речь пойдет о том, что же такое

Определение понятия

В первую очередь надо определиться с понятиями, которые будут использоваться в данной статье. Главное из них - учебный план. Нужно сказать, что Его цель: определить количество предметов, а также часов, отведенных на их изучение. Также в учебном плане будет прописана расстановка часов по неделям, разбивка этих часов на различные виды занятий (для вузов): лекции, семинары, лабораторные работы. Важный момент: учебный план составляется и утверждается Министерством образования.

Наполнение

Итак, стоит также более подробно рассмотреть, чем же наполняется учебный план.

  1. В этом документе определяется продолжительность времени (год, семестр), отведенного на изучение данного предмета. Также прописываются каникулярные дни.
  2. В плане имеется полный перечень предметов, которые будут прочитаны для учащихся.
  3. Каждый предмет будет иметь свою разбивку на часы (общее их количество; часы, отведенные на лекции, семинары, лабораторные работы).
  4. Официальные моменты: наименование курса, указание кодов специальности, подписи официальных лиц, заверяющих документ.

Нюансы

Стоит помнить о том, что учебный план составляется один раз в 5 лет. Изменений он требует только в том случае, если были внесены корректировки или Министерством образования, или самой кафедрой. Ежегодно же должен составляться рабочий учебный план, который даст более подробную информацию о том или ином предмете.

Стоит сказать о том, что все учебные планы и программы должны быть составлены согласно принципам, прописанным Министерством образования. Так, при их составлении нужно придерживаться следующих моментов:

  1. Учебный план должен быть составлен согласно следующим документам: ГОС ВПО и образовательные стандарты, которые являются официальными документами).
  2. Все дисциплины специальностей не должны превышать объем, который был регламентирован образовательным стандартом.
  3. Все индивидуальные работы студента - лабораторные, курсовые, графические работы, рефераты, а также аттестационные моменты (экзамены или зачеты) - входят в общие часы, отведенные на изучение определенного предмета.
  4. Некоторые моменты образовательное учреждение может изменять на свое усмотрение. Однако федеральные дисциплины всегда остаются неизменными. Например, количество часов, отведенных на физическую культуру - постоянно.

Особенности

Составляя учебный план (2014-2015 гг.) для вузов, стоит помнить о том, что количество дисциплин, которые должен сдать студент на протяжении года, не должно превышать 10 экзаменов и 12 зачетов. Также нужно учитывать, что некоторые моменты кафедра может изменять по своему усмотрению:

  1. Регулировать объем часов, отведенных на изучение определенного предмета (обязательно в пределах 5-10%).
  2. Самостоятельно формировать циклы плана, оставляя при этом частично нетронутым цикл нормативных дисциплин (сюда будет входить история, философия и иные обязательные предметы, предназначенные для изучения всеми студентами, независимо от специальности).
  3. Каждый преподаватель может составлять авторские программы читаемых дисциплин, при этом рекомендуя определенное количество часов на их изучение (кафедра обязательно принимает во внимание эти рекомендации).
  4. Разделение часов на изучение того или иного предмета из цикла специализированных для определенной кафедры дисциплин происходит на усмотрение администрации кафедры, однако обязательно в достаточном для полного изучения предмета количестве.

Индивидуальный план

Еще один весьма важный документ - это индивидуальный учебный план. Составляется он для определенного учащегося, который обучается по особой, индивидуальной системе. Для школьников это возможно по болезни, студент(ка) же может либо работать, либо находиться в декретном отпуске.

Принципы

Стоит сказать о том, что индивидуальный учебный план в обязательном порядке должен реализовать следующие принципы:

  1. Составляется он на основе общеобразовательной программы, которая студентом должна быть в обязательном порядке выполнена.
  2. В индивидуальном учебном плане допускаются изменения относительно учебного плана, однако в пределах 5-10%.
  3. Вносить изменения в план возможно только в третьем разделе (дисциплины по специальности), относительно нормативных дисциплин изменения невозможны.

Как обычный так и индивидуальный скрепляются комплектом подписей и обязательно мокрой печатью. Только в таком случае учебный план считается официальным документом, согласно которому можно вести

Базисный учебный план

Стоит сказать и о том, что план работы на учебный год должен быть составлен не только для учащихся высших учебных заведений, но и для школьников. Так, стоит разобраться в таком понятии, как базисный учебный план. Данный документ также разрабатывается на основе федерального стандарта. Тут предлагается годовое распределение часов для изучения всех школьных предметов. Особенности: стоит помнить о том, что федеральный базисный план для учеников младшей школы (1-4 классов) составляется на 4 года обучения, для учащихся 5-11-х классов - на пять лет.

Распределение компонентов федерального плана

Следует сказать о том, что учебный план школы должен быть распределен согласно определенным правилам. Так, федеральный компонент будет содержать в себе примерно 75% всех предметов, региональный компонент - обязательно не мене 10%, компонент образовательного учреждения - также не менее 10%.

  1. Федеральный компонент. Тут содержатся все обязательные для изучения школьниками дисциплины, прописанные Министерством образования.
  2. Региональный (или национально-региональный) компонент. В данном разделе могут изучаться предметы, важные для определенного региона, однако не для школьников всей страны. Пример: родной язык определенных национальностей.
  3. Компонент образовательного учреждения может углублять изучение определенных предметов. Пример: школа с углубленным изучением иностранных языков дополнительно дает несколько часов на изучение этих предметов.

В выпускном 11-м классе дополнительные часы помогут выделяться на предпрофильную подготовку студентов.

Структура

Ну и в самом конце хочется немного рассмотреть структуру учебного плана (т.е. те пункты, которые там должны обязательно присутствовать).

  1. Титульный лист. Однако это не отдельный листок, как в курсовой работе или реферате. Это так называемая «анатомичка» учебного заведения. Тут должны быть указаны название школы или вуза, кафедра, специальность (с кодами) и т. д.
  2. Следующий пункт: сводные данные относительно бюджета времени (по неделям). Тут расписывается время, отведенное на обучение, зачеты и экзамены, каникулярное время.
  3. План учебного процесса, где прописываются распределение часов по предметам.
  4. Особый пункт: практика (производственная, преддипломная (для учащихся вузов)).
  5. Отдельным пунктом идет
  6. Блок подписей, которые скрепляются мокрой печатью.

Все эти пункты являются обязательными при составлении учебных планов. Структура учебного плана не подлежит изменениям и не может быть скорректирована на свое усмотрение.

Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.

Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.

Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.

Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.

В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.

Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.

Что такое учебный план и его особенности

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.

Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.

Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:

График обучения;

Список предметов;

Количество часов.

График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.

Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.

Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.

Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.

Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.

Для чего студентам нужен учебный план?

Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.

Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.

Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.

Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.

Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.

За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.

Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».

Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.

Образовательные реформы

Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.

Что это значит?

Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.

Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.

Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.

Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.

С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?

В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.

Виды учебного плана

Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.

Итак, имеется следующая классификация.

Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы. В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения. Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.

Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.

Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.

Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.

Что должен помнить каждый студент?

Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:

1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.

2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.

3. Учебный план для разных специальностей различный.

4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.

5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.

6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.

7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.

8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).

9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.

10. Учебный план – это официальный документ.

Вывод : Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе .