Среднее военно учебное заведение до революции. Военно-учебные заведения российской империи

Юнкерские училища Российской империи (не путать с Военными училищами).

Юнкер Елисаветградского училища с матерью.
Такой вот нетипичный
типичный юнкер - курсант Юнкерского училища - не мальчишка, из уже послуживших в войсках...



Юнкера Казанского юнкерского пехотного училища (до 1909 г.).

Юнкерские училища предназначались для получения военного образования юнкерами (юнкер - не только учащийся Военного или Юнкерского училища Российской империи, но и чин /звание в Российской имп. армии - М.К. ) и унтер-офицерами из вольноопределяющихся перед производством их в офицеры. Первоначально такие училища создавали при корпусных штабах, они не имели единой организации. К началу 1863 г. существовали училища при 4-м армейском корпусе в Воронеже, при 2-м армейском корпусе (Училище войск Царства Польского) и в Финляндии (Училище войск, в Финляндии расположенных). Училища при 1-м и 3-м армейских корпусах были закрыты в июле 1863 г. в связи с переездом штаба корпуса из Воронежа в Курск закрыто и училище при 4-м корпусе.
Как новый тип военно-учебного заведения юнкерские училища появились в 1864 г. По проекту, утвержденному 14 июля, их штат определен в 200 человек (рота). Юнкерские училища создавались при окружных штабах. Они именовались пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 г. открылись Виленское и Московское юнкерские училища. В 1865 г. организованы Гельсингфорское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское училища (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно), а в 1866 г. — Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое). В 1867 г. образовано Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).
В 1868 г. штат Тверского училища увеличен до 90 юнкеров, Елисаветградского — до 150, а Гельсингфорсского уменьшен до 90. В 1869 г. штаты Варшавского, Московского, Казанского, Киевского и Чугуевского училищ увеличены до 300 человек, а также открыты два новых училища: Петербургское пехотное на 200 юнкеров и Новочеркасское урядничье казачье на 120 урядников Донского и Астраханского казачьих войск. В 1870 г. к ним добавилось Ставропольское училище на 30 юнкеров и 90 урядников Кубанского и Терского казачьих войск.

Таким образом, сеть юнкерских училищ создана очень быстро. Если к концу 1868 г. было 13 училищ на 2130 человек, то к началу 1871 г. — 16 училищ на 2670 пехотных, 270 кавалерийских и 405 казачьих мест (11 пехотных на 2590 человек, 2 кавалерийских на 240, 2 смешанных на 320,1 казачье на 120, а также 2 казачьих отдела на 75 человек при Варшавском и Виленском училищах). В 1872 г. открылось Иркутское юнкерское училище на 60 урядников и 30 пехотных юнкеров. В 1878 г. Ставропольское и Оренбургское училища преобразованы в казачьи (с 1876 г. казачий отдел был также в Елисаветградском училище); казачьи войска имели теперь в общей сложности 655 вакансий в юнкерских училищах вместо 330 в 1871 г. Гельсингфорсское училище в 1879 г. было закрыто, и к 1880 г. осталось 16 училищ с общим штатом 4500 человек, из которых:
· 3380 мест приходилось на пехоту (Московское, Чугуевское, Киевское, Одесское и Казанское училища — по 400 человек, Варшавское — 350, Виленское и Тифлисское — по 300, Петербургское и Рижское — по 200 и отдел в Иркутском училище на 30 юнкеров);
· 450 мест — на кавалерию (Тверское — на 150 и Елисаветградское — на 300) и
· 670 мест — на казачьи войска (Новочеркасское и Ставропольское — по 120, Оренбургское — на 250, отдел в Иркутском училище — на 60 и отделы в Варшавском, Виленском и Елисаветградском училищах — всего на 120 урядников).
В юнкерские училища принимали окончивших военные гимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Вольноопределяющиеся в принципе не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после выпускного экзамена за училище или окончания курса. В противном случае они приравнивались по сроку выслуги к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище им надо было прослужить в унтер-офицерском звании 3 месяца, получить одобрение начальства и выдержать вступительный экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были получить не ниже 7 баллов).
Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по удостоению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакан*сий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии. Программа юнкерских училищ в начале 80-х гг. менялась, но незначительно. Их выпуск в 1866—1879 гг. колебался от 270 до 2836 человек и всего составил 16 731 человек.
Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворили потребность армии в офицерских кадрах, и стало возможным повысить требования к их образовательной подготовке С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. С Одновременно в 1886—1888 гг. при юнкерских училищах открыты отделения с военно-училищным курсом (для выпускников гражданских средних учебных заведений). С 1888 г. военно-училищный курс введен в Московском юнкерском училище и на отделениях Киевского и Елисаветградского училищ. В 1887—1894 гг. эти курсы юнкерских училищ дали 1680 офицеров, а в 1895—1900 гг. — еще 1800. В результате с 90-х гг. выпускники военных училищ и военно-училищных курсов юнкерских училищ стали преобладать в общем числе выпускников.
В общей сложности юнкерские училища (в том числе и с военно-училищным курсом) выпустили с 1865 по 1880 г. 17 538 офицеров, а с 1881 по 1900 г.—25 766.
Комплектование юнкерских училищ осуществлялось за счет лиц, получивших неполное среднее образование (прогимназии, городские училища и др.) или окончивших 6-й класс гимназий и равных им учебных заведений (т.е. имеющих права вольноопределяющихся 1-го разряда по образованию). Последние поступали вне конкурса, получив по единственному экзамену — русскому языку оценку не ниже 7 баллов. Большинство обучавшихся в юнкерских училищах оканчивало курс по 2-му разряду. Например, в 1888 г. Казанское училище по 1-му разряду окончили 8, а по 2-му разряду — 22 человека, Тверское — соответственно 12 и 40, Киевское — 12 и 119, Иркутское — 4 и 32, Петербургское — 24 и 70, Одесское — 23 и 88, Виленское — 11 и 68, Тифлисское — 18 и 76, Елисаветградское — 20 и 75.
С переводом юнкерских училищ на военно-училищный курс они стали постепенно преобразовываться в военные училища. В начале XX в. после такого преобразования Московского, Киевского и Елисаветградского кавалерийского оставалось 10 юнкерских училищ: 7 пехотных (Петербургское, Виленское, Казанское, Одесское, Чугуевское, Иркутское и Тифлисское), 1 кавалерийское (Тверское) и 2 казачьих (Новочеркасское и Оренбургское). Но и эти училища с 1903 г. перешли на 3-летний срок обучения со значительным увеличением объема программ как общеобразовательных, так и военных предметов (на первые теперь отводилось 36 часов в неделю, на вторые — 45). Изменились и правила выпуска: теперь выпускники делились на три разряда. Для окончания по 1-му разряду надо было иметь средний балл не менее 10, по военным предметам — не менее 7 и по строевой службе — не менее 9; по 2-му разряду — общий балл не менее 7 и равные 1-му разряду показатели по военным предметам и строевой службе; по 3-му разряду выпускались все остальные, но получившие на экзаменах положительную оценку (не менее 6 баллов). Выпускникам 1-го и 2-го разрядов присваивали звание подпоручика, а 3-го (как и из военных училищ) — унтер-офицера с правом производства в офицеры на вакансии, но не ранее года службы.
Сословный состав юнкерских училищ очень сильно отличался от состава военных училищ и тем более кадетских корпусов: из-за разницы в источниках комплектования потомственных дворян в этих училищах было менее 20%. Даже вместе с детьми личных дворян, офицеров и чиновников их было чуть больше половины в 80-х гг. и менее 40% в начале XX в., тогда как крестьяне, мещане и казаки составляли от четверти в 80-х гг. до почти половины в начале XX в.
В 1911 г. все юнкерские училища были преобразованы в военные и как тип военно-учебных заведений перестали существовать.

1) Военного ведомства – см. Военно-учебные заведения и .

2) Юнкерские - см. Военно-учебные заведения.

3) Военные - см. Военно-учебные заведения, Константиновские военное училище, .

Александровское военное училище учреждено 1863 г., в составе 300 юнкеров; укомплектовано было воспитанниками следующих классов кадетских корпусов.

С 1864 по 1894 г. именовалось третьим.

В строевой отношении составляло батальон.

Состав училища в конце XIX в. – 400 юнкеров. (приказы по Военному ведомству: 1863 г. № 330, 67 г. № 243, 94 г. № 188; Св. В. П. 1869, кн. XV; Св. штат., 1893 г. кн. IV, № 37; Военная литература № 1088).

Значительным развитие в конце XIX в. артиллерии потребовало усиленное укомплектование её офицерами; но Михайловское артиллерийские Училище не могло удовлетворить этой потребности, и недостаток в артиллерийских офицерах пришлось пополнять выпусками их из пехотных военных училищ. Для устранения этого и с целью подготовки артиллерийских офицеров, основательно знакомых со своей специальностью, в 1894 г. расширено Михайловское артиллерийское (со 190 до 450 воспитанников), a 2-е Константиновские пехотное обращено в артиллерийское; в последнем было - 425 юнкеров, составивших 2 батареи (приказ по Военному ведомству 1894 г. № 140).

4) Морские. - Училища эти появились в России при Алексее Михайловиче, когда Ордын-Нащокин, состоя лифляндским наместником, занимался образованием флота; но где именно было такое Училище - неизвестно.

При Феодоре Алексеевиче мореплаванию обучали в Славяно-Греко-Латинской академии.

В 1700 г., 14 января, учреждена школа Математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне. Отсюда, помимо моряков, выпускались инженеры, артиллеристы, учителя, геодезисты, архитекторы и прочих.

Комплект воспитанников был 500 чел., причем велено принимать детей дворянских, дьячих, подьячих, боярских и разночинцев; последние, научившись читать и писать, поступали на разные должности: помощниками архитекторов, аптекарями, писарями..., a большую часть дворян, окончивших полный курс, определяли во флот, затем - в инженеры, артиллеристы, Преображенский ...; наиболее же способных и богатых посылали заграницу, для усовершенствования в науках, под именем навигаторов, которые, по возвращении, экзаменовались и получали чины: лучшие - унтер-лейтенанта, посредственные - мичмана (в то время не офицерский).

Вместе с дворянами отправлялись заграницу также дети разночинцев и мелких дворян, для изучения штурманского искусства, a по возвращении в Россию поступали в штурмана. С приобретением Финского залива и Балтийского моря, когда все морские силы понадобились в этих морях, основано было 1 октября 1715 г., в Петербурге, 2-е морское училище, под названием Морская академия, на 300 чел., наименовавшихся морская гвардия. В эту новую академию поступали большей частью дети знатных фамилий и достаточных дворян. Окончив курс наук, и они переходили в гардемаринскую роту, существовавшую отдельно от академии. Долго эта рота не имела постоянного местопребывания, несколько раз ее переводили из Петербурга в Кронштадт и обратно, и только 15 декабря 1752 г., указом Елисаветы, Морская академия и гардемаринская рота соединены под общим названием Морской шляхетный кадетский корпус, с комплектом воспитанников в 360 чел.

С учреждением корпуса, упразднена московская школа (в Сухаревой башне), и из нее взяли в корпус только дворянских детей, a разночинцев определили в мастерские школы при адмиралтействах и в штурманскую роту. Весь штат учеников корпуса разделили в строевом отношении на 3 роты, a в учебном - на 3 класса.

Гардемарины 1-го класса кончали высшие морские науки; кадеты 2-го класса проходили навигацию и начинали другие науки; кадеты 3-го класса учились тригонометрии и прочим низшим наукам. Из одного класса в другой переводили по экзамену, и только на открывавшиеся вакансии. Для помещения корпуса пожалован , на углу Набережной Невы и 12-й линии Васильевского острова, каменный 2-этажной дом (бывший ), и повелено устроить корпус во всем по образцу сухопутного. Но в 1762 г. Петр III, желая дать одно общее направление всем военно-учебным заведениям, приказал соединить Сухопутный и и Инженерное училище под главной дирекцию гр. Ивана Ивановича Шувалова. Однако, со вступлением на престол Екатерины II, этот указ отменен, к 8 августа 1762 г. повелела состоять Морскому корпусу отдельно, на основании прежнего штата. 23 мая 1771 г., во время сильного пожара на Васильевском острове, сгорели и здания Морского корпуса, вследствие чего он был переведен в Кронштадт, в помещение итальянского дворца (потом Техническое училище), где и оставался до 1796 г. Перевод корпуса из столицы был очень невыгоден и заведению, т. к. ни один отличный профессор или учитель, не служивший в корпусе, не хотел для преподавания ездить в Кронштадт, и наконец самое содержание корпуса обходилось не сравнительно дороже. В 1783 г., по случаю увеличения наших морских сил, повелено было составить новый штат для корпуса, на 600 чел., а вместе с тем введены в курс преподавания добавочные науки: морская практика, нравственная философия, право, иностранные языки.

В 1796, по вступлении на престол, Морской корпус был переведен в Петербург, в то здание, в котором находился и потом.

30 декабря 1826 г. утвержден для корпуса новый штат, и комплект был установлен в 505 воспитанников, а в 1835 г. прибавлено еще 100 пансионеров, с платою за обучение по 850 рубл. асигн. в год; все воспитанники были разделены на 5 рот, из коих 1 - гардемаринская.

За последующие годы определенного комплекта воспитанников не было, и он зависел от количества приема в корпус, но в общем цифра колебалась около 300 чел.

Потом прием был ограничен 35 чел; из них 25 поступали на казенный счет, 7- своекоштными, платою 530 руб. в год, и 3 - стипендиатами, с тою же платой.

В строевом отношении корпус разделялся на 5 рот, в учебном - на 6 классов, причем 6-й и 5-й - малолетние. 4-й, 3-й и 2-й - общие, 1-я - гардемаринская.

Принимались дети:

а) флотских офицеров (бывших и настоящих).

б) потомственных дворян.

Поступающее в приготовительный класс должны иметь 12- 14 л. от роду.

Курс наук - 6 л.; при этом, кроме общих наук и 3-х иностранных языков, преподавались все предметы, относящиеся практически и теоретически к морскому искусству.

Воспитательная сторона не оставляла желать ничего лучшего. По богатству и разнообразию вспомогательных средств для обучения, корпус - одно из лучших европейских учебных заведений своего времени.

В летнее время кадеты отправляются в плавание на судах, принадлежащих корпусу, и там молодые моряки на практике видят и исполняют то, чему зимою обучались в классах (см. Учебные суда). Сверх того, кадеты обучались и фронтовой службе, т. е. каждый из них, окончив курс, может быть не только искусным моряком, но и хорошим сухопутным офицером.

Окончившие курс ежегодно выпускались во флот мичманами. (За последние годы XIX в. выпуски были около 70 чел.).

Воспитывавшиеся в корпусе и перешедшие потом в гражданскую службу пользовались правами и преимуществами воспитанников высших учебных заведений.

При Морском корпусе учреждена Морская Николаевская академия (см. Академии военные); в ней преподаются высшие предметы по гидрографии, корабельному искусству) и механическому искусству.

Курс - 2 г.: число слушателей: в гидрографическом отделении - 10 (лучшине по экзамену), кораблестроительном - 5, механическом - 5. (Ф. Веселаго - „Очерк истории за 100 лет").

Кроме , в морском ведомстве существовали еще техническое Училище, в Кронштадте, имеющее назначением выпускать во флот офицеров, специально подготовленных по механической и кораблестроительной частям.

Это Училище ведет свое начало с 1734 г., когда президент государственной адмиралтейств-коллегии, гр. Головин, основал штурманскую роту, где преподавались навигационные науки.

В 1793 г.. при всеобщем преобразовании флота, выработаны были положение и штаты вновь учреждавшихся 2 штурманских Училищ, одного - для Балтийского флота, другое - для Черноморского.

Для штурманского Училища в Кронштадте назначен был дом, в котором прежде помещался Морской кадетский корпус. В этом здании, хотя впоследствии перестроенном, Техническое Училище находилось и потом.

В штурманском Училище преподавались: правописание, арифметика, геометрия, рисование и черчение планов, тригонометрия (плоская и сферическая), навигация (плоская и меркаторская), астрономия и английский язык; сверх того - эволюция, геодезия и употребление карт и инструментов.

Училище разделялось на 3 класса. Штурманские ученики первых 2 кл. посылались, для практики, каждое лето в море.

Окончившее курс выпускались в штурмана офицерского ранга.

В 1801 г., с преобразованием морского ведомства, было выработано устройство и штурманской части и составлены новое положение и штаты штурманского Училища.

Главнейшей реформой было сокращение числа учащихся и увеличение программы преподавания; улучшена также хозяйственная часть Училищ.

Вновь введены в обучение: Закон Божий, грамматика, риторика, логика, география, история, немецкий и шведские языки.

Училище разделилось на 2 роты. В нем приготовлялись также 20 коммерческих учеников, для поступления шкиперами и штурманами на коммерческий флот.

С 1808 г. при Училище заведен метеорологический журнал, ученики дежурили в обсерватории и ходили к начальству с донесениями.

В 1827 г., вместо штурманского Училища, образован 1-й штурманский? экипаж, из 3 рот.

1-я снабжала флот кондукторами, 2-я комплектовала 1-ю, 3-я была резервною и комплектовала 2-ю.

Все ученики, определявшиеся в? экипаж, поступали первоначально в резервную роту, а затем последовательно переводились в остальные.

Обучение состояло из классных занятий, практического и фронтового учений.

В 1851 г. в?-экипаже была учреждена кондукторская рота, для снабжения флота штурманскими офицерами. Наконец, в 1856 г., ?-экипаж был переименован в штурманское Училище, при котором открыто было и артиллерийское отделение, для приготовления артиллерийских офицеров во флот. Вскоре положено было производить воспитанников, по окончании курса, вместо прапорщиков, в кондукторы, и роты названы: кондукторская - первою, 1-я - второю, 2-я - третьею, 3-я - резервною.

С незначительными переменами Училище существовало до 1873 г., когда переименовано в Техническое, с учреждением в нем 4 специальностей: штурманской, механической, артиллерийской и кораблестроительной.

Около того же времени офицеры, выпускаемые из этого Училища о получили право поступать в Морскую академию.

{"markers":[{"pos":[{"lat":59.939785,"lon":30.375732}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B0\" title=\"\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u0413\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0448\u0442\u0430\u0431\u0430\"\u003E\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u0413\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0448\u0442\u0430\u0431\u0430\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.92806,"lon":30.29611}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F\" title=\"\u0418\u043d\u0442\u0435\u043d\u0434\u0430\u043d\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\"\u003E\u0418\u043d\u0442\u0435\u043d\u0434\u0430\u043d\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.95472,"lon":30.3525}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F\" title=\"\u041c\u0438\u0445\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u0440\u0442\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\"\u003E\u041c\u0438\u0445\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u0440\u0442\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":55.75056,"lon":37.60306}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":52.2797,"lon":104.2786}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0418\u0440\u043a\u0443\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0418\u0440\u043a\u0443\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":48.51583,"lon":32.26056}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0415\u043b\u0438\u0441\u0430\u0432\u0435\u0442\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0415\u043b\u0438\u0441\u0430\u0432\u0435\u0442\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E (1865-1917)\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":54.682549,"lon":25.259871}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0412\u0438\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0412\u0438\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E (1864-1915)\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":55.7986,"lon":49.106}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.91056,"lon":30.29861}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":46.467555,"lon":30.751781}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041e\u0434\u0435\u0441\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041e\u0434\u0435\u0441\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.9574,"lon":30.2875}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0412\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e-\u0442\u043e\u043f\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0412\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e-\u0442\u043e\u043f\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":50.441722,"lon":30.54917}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/2-%D0%B5_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"2-\u0435 \u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E2-\u0435 \u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.95893,"lon":30.28391}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E (1856-1864) (1887-1917)\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":41.311937,"lon":69.331785}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0422\u0430\u0448\u043a\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0422\u0430\u0448\u043a\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.957,"lon":30.285}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/2-%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"2-\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E2-\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":55.4862944,"lon":28.7646111}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u041f\u043e\u043b\u043e\u0446\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u041f\u043e\u043b\u043e\u0446\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":54.97806,"lon":73.37694}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0421\u0438\u0431\u0438\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0421\u0438\u0431\u0438\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 (\u041e\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439) \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":50.881857,"lon":34.786738}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A1%D1%83%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0421\u0443\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0421\u0443\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":41.701776,"lon":44.794973}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A2%D0%B8%D1%84%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0422\u0438\u0444\u043b\u0438\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0422\u0438\u0444\u043b\u0438\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":60.5695,"lon":27.203}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0424\u0438\u043d\u043b\u044f\u043d\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0424\u0438\u043d\u043b\u044f\u043d\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"}],"center":{"lat":50.9407185,"lon":64.7692355},"zoom":"3"}

Военные академии

Военные училища

  • Пехотные
    • Варшавское пехотное юнкерское училище (1864-1887)
    • Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище (1846-1879)
    • Рижское пехотное юнкерское училище (1865-1885)
  • Кавалерийские
  • Артиллерийские
  • Инженерные
  • Казачьи
    • Ставропольское казачье юнкерское училище (1870-1898)
  • Прочие
    • Техническое училище артиллерийского ведомства (Техническая артиллерийская школа)
    • Пиротехническое училище артиллерийского ведомства (Пиротехническая артиллерийская школа)

Кадетские корпуса

  • Санкт-Петербургские
  • Московские
    • 1-й Московский Императрицы Екатерины Великой кадетский корпус
    • 4-й Московский кадетский корпус (до 1892г., после - 3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус)
  • Прочие
    • Александровский Брестский кадетский корпус (1841-1863)
  • Одесский Е.И.В.В.К. Константина Константиновича кадетский корпус
  • Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетский корпус

Школы и учебные части

  • Офицерская стрелковая школа 1857 - 1917 гг.
  • Офицерская кавалерийская школа 1828 - 1915 гг.
  • Офицерская артиллерийская школа 1887 - 1917 гг.
  • Минометная артиллерийская школа 1917 - 1918 гг.
  • Офицерская школа стрельбы по воздушному флоту 1917 - 1918 гг.
  • Офицерская электротехническая школа 1857 - 1918 гг.
  • Офицерская школа маскировки при Главном штабе 1917 - 1918 гг.
  • Офицерская воздухоплавательная школа 1910 - 1918 гг.
  • Офицерская школа авиации (Гатчина) (Военная авиационная школа в г. Гатчине 1914 - 1917 гг.)
  • Офицерская школа авиации (Севастополь, Кача) 1911- 1917 гг.
  • Офицерская школа авиации (Одесса) (Одесская школа авиации 1916 - 1917 гг.)
  • Офицерская школа морской авиации (Петроград) (Офицерская школа морской авиации Отдела воздушного флота 1916 г.)
  • Школа летчиков-наблюдателей (Киев) 1915 - 1917 гг.
  • Школа авиации военного времени Московского общества воздухоплавания 1915 - 1917 гг.
  • Школа авиации императорского Всероссийского аэроклуба 1915 - 1917 гг.
  • Кавказская военная авиационная школа 1916 - 1918 гг.
  • Военная автомобильная школа 1910 - 1918 гг.
  • Техническая артиллерийская школа (с 1910 г. - Техническое училище артиллерийского ведомства) 1830 - 1910 гг.
  • Пиротехническая артиллерийская школа (с 1910 г. - Пиротехническое училище артиллерийского ведомства) 1851 - 1910 гг.
  • Главная гимнастическо-фехтовальная школа 1905 - 1916 гг.
  • Иркутская военно-фельдшерская школа 1880 - 1922 гг.
  • Московская военно-фельдшерская школа 1871 - 1918гг.
  • Петроградская военно-фельдшерская школа 1869 - 1917 гг.
  • Учительская семинария военного ведомства 1866-1885гг.
  • Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательской деятельности в кадетских корпусах 1865-1883, 1900-1917гг.
  • Александровская военная школа для малолетних 1880 - 1917 гг.
  • Корнетский комитет славной гвардейской школы 1916 - 1917 гг.

Школы прапорщиков

В годы ПМВ помимо перевода военных и специальных училищ на ускоренный курс обучения (3-4-месячный для пехоты и 6-месячный для кавалерии, артиллерии и инженерных войск) с производством окончивших курс в чин прапорщика, дополнительно были открыты следующие школы подготовки прапорщиков:

Школы Петроградского военного округа:
  • 1-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 2-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 3-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 4-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
Школы Московского военного округа: Школы Киевского военного округа: Школы Казанского военного округа: Школы Одесского военного округа:
  • / / , с лета 1915 г. 4-я Тифлисская школа прапорщиков
Особые школы прапорщиков:
  • Петроградская (Усть-Ижорская) школа прапорщиков инженерных войск

История

В России начало специализированным военно-учебным заведениям (ВУЗ) положено Петром Великим, который в 1698 году основал в Москве «Школа цифири и землемерия», Пушкарского приказа, затем в 1701 году «школу математических и навигацких наук» для подготовки молодых людей к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. В 1712 году там же открыта «инженерная школа» на 100-150 воспитанников. В 1719 году в Петербурге учреждены две школы: артиллерийская школа и инженерная, и затем московская инженерная школа закрыта. Так же были, Указом 1721 года, учреждены Гарнизонные школы. В 1732 году по предложению Миниха открыто в Петербурге «Офицерское училище», которое при учреждении в 1743 году морского кадетского корпуса переименовано было в «сухопутный кадетский корпус»; в 1766 году размеры корпуса этого были расширены до 800 воспитанников и ему придано название «Императорского корпуса», а в 1800 году он назван 1-м кадетским корпусом. Артиллерийская и инженерная школы, соединённые в 1758 и преобразованные в 1762 году, также переименованы в артиллерийский и инженерный кадетский корпус, а в 1800 году - во 2-й кадетский корпус. Император Павел I ещё до восшествия на престол основал в Гатчине в 1795 году военное училище, преобразованное через 3 года в Императорский военно-сиротский дом, а в 1829 году - в Павловский кадетский корпус (в Петербурге). В 1802 году пажеский корпус переформирован в военно-учебное заведение. В 1807 году основан корпус волонтёров сначала из одного батальона, а потом из двух, названный затем «дворянским полком». В 1812 году учреждён финляндский топографический корпус в местности Гапаниеми (Куопиосской губернии), переведённый в 1819 году в город Фридрихсгам с преобразованием в финляндский кадетский корпус. В 1819 году основанное в 1804 инженерное училище переименовано в Главное инженерное училище, так как стало высшим инженерным учебным заведением в результате добавления офицерских классов в 1810 году, а в 1820 году основано артиллерийское училище. В 1823 году при гвардейском корпусе учреждена школа гвардейских подпрапорщиков в составе одной роты, а в 1826 году при ней сформирован эскадрон из юнкеров гвардейской кавалерии. Кроме того, в разных губерниях постепенно возникали кадетские корпуса, устраиваемые на счёт казны или местного дворянства, а также на пожертвования отдельных лиц (Аракчеева, Бахтина, Неплюева), так что в 1855 году, кроме вышепоименованных восьми Военно-учебных заведений, существовало ещё 11 кадетских корпусов 1-го класса и 5 корпусов 2-го класса. Первые делились на 3 курса: приготовительный, общий и специальный; вторые же имели только младшие классы, и воспитанники их для окончания своего образования переводились в корпуса 1-го класса. В 1855 году во всех этих заведениях было до 6700 воспитанников, а средний ежегодный выпуск офицеров составлял около 520 человек. После Восточной войны 1853-1866 гг. признано необходимым переустроить Военно-учебные заведения с целью возвысить общеобразовательные требования и поставить воспитанников старших классов в условия, возможно близкие к военному быту, чтобы при выпуске в офицеры они были вполне подготовлены ко всем требованиям службы. Для этого специальные классы были отделены от общих с образованием из первых военных училищ с чисто военной организацией, а из вторых - военных гимназий, общеобразовательных. Затем, ввиду того, что военно-учебные заведения не в состоянии были давать армии всё необходимое ей количество офицеров, учреждены были ещё юнкерские училища, а для подготовки к поступлению в них - военные прогимназии. Кроме того, устроены специальные школы военного ведомства (см. Пиротехническая школа, Техническая школа, Оружейная школа, Топографы, Фельдшера и Ветеринарные фельдшера). Для объединения всех распоряжений по военно-учебным заведениям и установления однообразного в них направления уже в 1805 году учреждён был особый совет под председательством цесаревича Константина Павловича. После его смерти (1831) главным начальником пажеского и кадетских корпусов назначен был великий князь Михаил Павлович. В 1842 году издано «Положение об управлении главного начальника В.-учебных заведений». В 1849 году главным начальником назначен был наследник цесаревич Александр Николаевич, будущий царь Александр ІІ. При его воцарении главное управление обращено было в главный штаб Е. И. В. по В.-учебным заведениям, и начальнику штаба присвоены права главного начальника этих заведений. В 1860 году было восстановлено звание главного начальника В.-учебных заведений, причём до 1863 года его занимал Великий князь Михаил Николаевич. В 1863 году главное управление Военно-учебных заведений было введено в состав военного министерства.

К исходу 1881 года выработан был план новых преобразований. Решено было, между прочим: 1) восстановить наименование военных гимназий кадетскими корпусами, так как оно точнее определяет прямое их назначение; 2) сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю внутренней их жизни такой характер, который полнее отвечал бы цели учреждения подготовительных военно-воспитательных заведений; 3) замещать впредь должности воспитателей исключительно военными офицерами и 4) оставив по-прежнему разделение воспитанников на группы по возрастам и классам, присвоить этим группам наименование рот с установлением вновь должности ротных командиров. Военные прогимназии положено упразднить, сохранив из них только две (с переименованием в «военные школы») собственно для воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из корпусов по малоспособности или по нравственной испорченности.

В 1892 году русские Военно-учебные заведения разделялись на: 1) состоящие в ведении особого главного управления и 2) подчинённые другим управлениям. К 1-й группе относятся: а) пажеский Его Императорского В. и финляндский кадетский корпуса с общим и военно-училищным курсами; б) военные училища, пехотные: 1) Павловское, 2) Константиновское, 8) Александровское и кавалерийское Николаевское (при котором в 1890 г. сформирована особая казачья сотня), в) кадетские корпуса 1-й, 2-й, Александровский, Николаевский (в С.-Петербурге), 1-й, 2-ой, 3-й и 4-й Московские, Орловский Бахтина, Петровский Полтавский, Владимирский, Киевский, Михайловский и Воронежский, Полоцкий, Псковской, Нижегородский графа Аракчеева, Симбирский, Оренбургский Неплюевский, 2-ой Оренбургский, Сибирский, Тифлисский, Сумский и Донской; г) две военные школы, в Ярославле и Вольске.

Ко 2-ой группе принадлежали: а) 4-е академии военных и 1-а военно-медицинская (см. Академии военные); также училища: Михайловское артиллерийское и николаевское инженерное, состоящие в ведении соответствующих главных управлений военного министерства; б) юнкерские училища: 8 пехотных - в Петербурге, Москве, Вильне, Киеве, Казани, Чугуеве, Одессе, Тифлисе, и 2 кавалерийских - в Твери и Елисаветграде; 1-о для пеших и конных юнкеров - в Иркутске и 3-и казачьих - в Новочеркасске, Ставрополе и Оренбурге. Училища эти состоят в ведении главного штаба, а казачьи - Главного управления казачьих войск; но по учебной части все юнкерские училища подчинены Главному управлению Военно-учебных заведений; в) военно-топографическое училище - в ведении Главного штаба; г) специальные школы артиллерийского ведомства: техническая, пиротехническая и 2 оружейные (Тульская и Ижевская) - в ведении Главного артиллерийского управления; д) артиллерийские школы: донская (Новочеркасск) и кубанская (Майкоп) - в ведении главного управления казачьих войск; е) военно-фельдшерские школы в Петербурге, Москве, Киеве, Новочеркасске и Иркутске и 8 фельдшерские школы при оренбургском, Омском и Тифлисском военных госпиталях, а также школы ветеринарных фельдшеров при военных ветеринарных лазаретах в ведении главного медицинского управления; ж) 17 школ солдатских детей войск гвардии (при 8-ми пехотных и 6-ти кавалерийских полках и 3-х стрелковых батальонах) - в ведении гвардейского начальства. Наконец, в 1888 г. учреждены 2 приготовительные школы в Иркутске и Хабаровске, откуда воспитанники по успешном окончании курса переводятся в сибирский кадетский корпус. Школы эти подчинены местным командующим войсками.

Во время первой мировой войны 1914-1918 годов организованы многочисленные школы ускоренной подготовки и переподготовки офицеров и военных специалистов.

В период с 1865 до 2000 года (ограничимся пока концом XX века в данном несколько специфическом исследовании) в Риге функционировали более десятка средних, высших и академических военных учебных заведений - что мы знаем о них, их преподавателях и курсантах, об их зданиях, казармах и прочих элементах быта?

Начнём с Рижского пехотного юнкерского училища (1865 - 1886 гг.).

В рамках проводимой военным министром Российской Империи Дм. Милютиным военной реформы (проводились в то же время, что и прочие преобразования при императоре Александре II) в 60-е годы XIX века в каждом военном округе или значительной составной части Империи открывались военные училища, называвшиеся юнкерскими. Поэтому в дополнение к ранее уже существовавшим училищам при 4-м армейском корпусе в Воронеже, при 2-м армейском корпусе (Училище войск Царства Польского) и в Финляндии (Училище войск, в Финляндии расположенных) в конце 1864 г. открылись Виленское и Московское юнкерские училища. В 1865 г. организованы Гельсингфорское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское училища (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно), а в 1866 г. — Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое). В 1867 г. образовано Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).

В 1868 г. штат Тверского училища увеличен до 90 юнкеров, Елисаветградского — до 150, а Гельсингфорсского уменьшен до 90. В 1869 г. штаты Варшавского, Московского, Казанского, Киевского и Чугуевского училищ увеличены до 300 человек, а также открыты два новых училища: Петербургское пехотное на 200 юнкеров и Новочеркасское урядничье казачье на 120 урядников Донского и Астраханского казачьих войск. В 1870 г. к ним добавилось Ставропольское училище на 30 юнкеров и 90 урядников Кубанского и Терского казачьих войск. Таким образом, сеть юнкерских училищ создана очень быстро. Если к концу 1868 г. было 13 училищ на 2130 человек, то к началу 1871 г. — 16 училищ на 2670 пехотных, 270 кавалерийских и 405 казачьих мест (11 пехотных на 2590 человек, 2 кавалерийских на 240, 2 смешанных на 320,1 казачье на 120, а также 2 казачьих отдела на 75 человек при Варшавском и Виленском училищах). В 1872 г. открылось Иркутское юнкерское училище на 60 урядников и 30 пехотных юнкеров. В 1878 г. Ставропольское и Оренбургское училища преобразованы в казачьи (с 1876 г. казачий отдел был также в Елисаветградском училище); казачьи войска имели теперь в общей сложности 655 вакансий в юнкерских училищах вместо 330 в 1871 г. Гельсингфорсское училище в 1879 г. было закрыто, и к 1880 г. осталось 16 училищ с общим штатом 4500 человек.

В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по удостоению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакан-сий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии. Программа юнкерских училищ в начале 80-х гг. менялась, но незначительно. Их выпуск в 1866—1879 гг. колебался от 270 до 2836 человек и всего составил 16 731 человек.

Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворили потребность армии в офицерских кадрах, и стало возможным повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной. С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. С этой целью в 1886 г. решено сократить общий штат юнкерских училищ с 4500 до 2800, но реально сократили до 3620 человек (были закрыты Рижское и Варшавское училища). С тех пор будущие армейские офицеры из Прибалтийского края имели возможность поступать в Виленское пехотное юнкерское училище (с 1910 г. - Виленское военное училище), куда обычно и поступали будущие латвийские военачальники, а также в географически близкие военные училища Санкт-Петербурга и Москвы.

В чём состояла разница между юнкерскими и военными училищами?
Первые военные училища появились в 1863 году, когда старшие (специальные) классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия: первое - Павловское, второе - Константиновское и третье - Александровское. В 1865 году на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовали Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 года выпуск в кавалерию из других училищ прекратили.

В 1880‑х годах соотношение выпускавшихся из военных и юнкерских училищ было 26 и 74 %. В общем числе оканчивавших юнкерские училища те, кто имел I разряд, составляли весьма незначительный процент, а большинство тех, кто получал II разряд, долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика) тогда, когда их сверстники из военных училищ успевали уйти далеко вперед по карьерной лестнице. Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускавшиеся из юнкерских училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров был неоднородным — среди них можно выделить окончивших военные и окончивших юнкерские училища. Последних назначали на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко, они обычно заканчивали свою карьеру в чине подполковника.

Можно сказать, что расположенные в главных военных городах Российской Империи военные училища с давних времён (начиная в частности со Школы Пушкарского приказа, Шляхетского кадетского корпуса, Пажеского корпуса, Тульского Александровского дворянского училища и Школы гвардейских прапорщиков) готовили офицерскую элиту, а юнкерские училища призваны были массово подготовить достаточное число строевых офицеров для стремительно разраставшейся армии, которая переводилась на новую систему комплектования - вместо многолетней службы сравнительно немногочисленных рекрутов армии всех ведущих государств Европы переходили на комплектование по призыву, со службой максимально возможного числа представителей каждого года рождения в течение ограниченного времени, благодаря чему создавался мобилизационный резерв армии из военнобученных и прошедших службу по призыву солдат и офицеров.

Из выпускников Рижского пехотного юнкерского училища интересен и показателен жизненный путь сына латышского крестьянина И.И. Крастыня:

КРАСТЫНЬ Иван Иванович (1863 - после 1915).
Командующий 97-м пехотным Лифляндским полком в 1914 - 1915 годах.
Родился 3 декабря 1863 года. Из крестьян Лифляндской Губернии. Лютеранского вероисповедания.

Получив общее домашнее образование, 27 мая 1883 года поступил на военную службу рядовым на правах вольноопределяющегося 3-го разряда в 97-й пехотный Лифляндский полк. 13 августа 1883 года командирован в Рижское пехотное юнкерское училище. 3 сентября прибыл в училище и был зачислен в младший класс. 22 июля 1884 года переведён в старший класс. 18 декабря 1884 года произведён в унтер-офицеры. 2 августа 1885 года после окончания курса училища по 1-му разряду произведён в подпрапорщики.

5 августа прибыл в Динабург в свой полк. 27 июля 1886 года произведён в подпоручики (старшинство 1 сентября 1885 года). 15 января 1888 года назначен исполняющим должность батальонного адъютанта (17 августа утверждён в должности). 2 марта 1890 года произведён в поручики (старшинство 1 сентября 1889 года). 7 сентября 1890 года назначен заведующим оружием и исполняющим должность полкового квартирмейстера (25 сентября утверждён в должности). С 28 ноября 1893 года по 1 января 1894 года находился в командировке в Ораниенбауме в Офицерской стрелковой школе. 20 февраля 1894 года награждён орденом Св. Станислава 3-й степени. Был так же награждён медалями - серебряной в память Царствования Императора Александра III (17 марта 1896 года) и за труды по переписи населения (7 июля 1897 года). 15 апреля 1897 года был произведён в штабс-капитаны (старшинство 15 марта 1897 года). 27 августа 1897 года назначен командующим нестроевой ротой полка (12 декабря утверждён в должности). Награждался призами за отличную стрельбу 9 августа 1899 года и 11 августа 1900 года. 8 июня 1900 года назначен командиром строевой роты. 22 октября 1900 года был произведён в капитаны (старшинство 6 мая 1900 года). 24 октября 1904 года назначен исполняющим должность смотрителя 63-го Полевого подвижного госпиталя. 5 ноября принял 1904 года госпиталь и 18 ноября в составе госпиталя направился на Дальний Восток. В боевых действиях участия не принимал. За труды и отлично-усердную службу был награждён орденами Св. Анны 3-й степени (2 июня 1905 года), Св. Станислава 2-й степени (10 октября 1905 года представлен, 13 апреля 1906 года утверждено пожалование) и тёмно-бронзовой медалью в память войны с Японией (21 января 1906 года). 15 мая 1906 года по расформировании госпиталя откомандирован обратно в полк. 15 мая 1906 кода назначен командиром 11-й роты, 20 июня - исполняющим должность заведующего хозяйством, 23 июля - командира 4-й роты, 10 ноября - командира 15-й роты. С 10 октября 1907 года по 8 февраля 1908 года был командирован в составе полка в Виндаву Курляндской Губернии для усмирения Прибалтийского Края. 8 апреля 1909 года назначен командиром 3-й роты. 24 апреля 1909 года за отличие по службе произведён в подполковники (старшинство 11 апреля 1909 года). С 4 по 14 октября 1909 года согласно секретного предписания начальника 25-й Пехотной дивизии находился в командировке в городе Могилёве.

В 1914 году был произведён в полковники. В этом чине выступил в составе полка на Великую войну. В августе 1914 года отличился в первых же боях в Восточной Пруссии (Гумбиненское сражение). За отличие в делах против неприятеля в Восточной Пруссии был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (ноябрь 1914 года). Осенью 1914 года был назначен временно командующим полком. В январе 1915 года отличился с полком в многодневных боях за деревню Гумин, за что был награждён Георгиевским оружием (8 октября 1915 года). К лету 1915 года командовал 1-м батальоном полка в Польше. Осенью 1915 года был назначен командиром 443-го пехотного Сосниского полка. (РГВИА, фонд 409, опись 1, д. 2430).

Революционные войны Франции рубежа XVIII-XIX вв., а затем наполеоновские войны знаменовали наступление в европейской военной системе эпохи массовых буржуазных армий. Главенствующим принципом комплектования таких армий стала всеобщая бессословная воинская повинность, при относительно (по тому времени) коротких сроках действительной военной службы, но с обязательным пребыванием 10-20 лет в запасе по ее окончании. Такие поистине революционные перемены опирались на патриотизм и сознательность нового субъекта социально-политической жизни – буржуазного гражданина. В ходе наполеоновских войн превосходство новой – буржуазной армии было продемонстрировано в полной мере, невзирая на конечное поражение Франции. Крымская война 1853-1856 гг. показала, что архаичные феодальные армии как Российская, или полуфеодальные типа Британской стали явно неэффективны.

Новая армия, обычно небольшая в мирное время, но увеличивавшаяся в разы при объявлении мобилизации, требовала больше офицеров, к тому же, обладающих лучшей подготовкой, способных работать с личным составом нового типа, не рекрутами-крепостными, а гражданами.

К моменту начала буржуазных реформ 1860-х-1870-х гг. ничего этого в России не было. В эпоху реформ императора Александра II военным министром Д. А. Милютиным, при содействии главного начальника военно-учебных заведений И. В. Исакова, была произведена полная реформа военно-учебных заведений; существование прежних кадетских корпусов, воспитывавших в своих стенах одновременно и малолетних и взрослых, было признано не педагогичным, и кадетские корпуса были разделены по возрастным группам.
Для общего образования с августа 1863 г. начали постепенно вводиться так называемый военные гимназии, то есть, заведения общеобразовательные, без воинской дисциплины. При этом классные отделения поручались как военным, так и гражданским чинам, имевшим должную подготовку для воспитательного дела. Для специального воинского образования окончившие курс военной гимназии переводились в тогда же учрежденные военные училища.

В военном ведомстве учреждены были педагогические курсы с целью готовить для военно-учебных заведений специально образованных преподавателей научных предметов, а для подготовки преподавателей и воспитателей для военно-начальных школ в 1866 г. в Москве учреждена была особая учительская семинария военного ведомства. В это же время (1864 г.) был основан педагогический музей военно-учебных заведений.

Милютинская реформа военно-учебных заведений была быстро осуществлена и хорошо привилась, поскольку задумана были широко, не было упущено из виду ни одной меры, полезной для её полного осуществления. Так как в то время уже назревала и другая крупная реформа, - введение всеобщей воинской повинности (осуществлено в 1874 г.), то для заблаговременной подготовки достаточного количества офицеров из войсковых вольноопределяющихся с 1864 г. было сформировано 21 юнкерское училище, из которых пехотных - 16, кавалерийских - 2 и казачьих – 3.

К концу царствования Николая I в кадетских корпусах числилось до 6,700 кадетов, что обеспечивало средний выпуск в год 520 офицеров. После реформы военно-учебных заведений 4 военных училища из общего числа в 21 обеспечивали ежегодный выпуск 400-500 офицеров.

При императоре Александре III последовала контрреформа военно-учебных заведений. В июле 1882 г. все военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, причем воспитателями назначались исключительно офицеры, во главе которых были поставлены ротные командиры. Таким образом бывшим общеобразовательным школам придавался характер подготовительных военно-воспитательных заведений. Хотя преемник Д. А. Милютина, военный министр И. С. Ванновский, сам принимавший прежде деятельное участие в преобразовании Николаевских кадетских корпусов, не слишком радикально поставил новые корпуса на военную ногу, но все-таки он вернул звание кадетов и с 1885 г. приказал выводить старшую роту для строевых занятий в учебные лагеря. Учительская семинария военного ведомства и педагогические курсы при 2-й военной гимназии были упразднены, военные гимназии для приходящих преобразованы в интернаты. Вместо военных прогимназий, также, по большой части, преобразованных в кадетские корпуса, остались только две военные школы для обучения малоуспевающих - Вольская и Ярославская.

Количество Военно-учебных заведений при Александре III увеличилось. До революции 1917 г. в Российской империи существовало около 30 военных училищ. Наиболее престижными считались: Пажеский корпус, Павловское, Александровское, Алексеевское, Киевское, Николаевское, Михайловское и Владимирское.
Училища готовили кадровых офицеров российской армии, принимались в них воспитанники кадетских корпусов (военных гимназий), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений независимо от сословной принадлежности не моложе 17 лет. Кроме сдачи вступительных экзаменов, абитуриенты должны были представить: прошение на Высочайшее имя; свидетельство о приписке к призывному участку; о политической благонадёжности; о годности к военной службе; подписку о непринадлежности к тайным обществам и несудимости.

Срок обучения в военных училищах составлял 2 года, но с началом первой мировой войны он поэтапно сокращался и, в конце концов, уменьшился до 4-х месяцев.

Слушателей военных училищ выпускали по трём разрядам: Окончившие курс по первому разряду, то есть, имевшие не менее 8 баллов в среднем, выпускались подпоручиками; окончившие курс по второму разряду и имевшие не менее 7 баллов выпускались прапорщиками; и по третьему разряду переводились в полки армейской пехоты юнкерами на шесть месяцев и по истечении этого срока производились в офицеры без экзамена.

Все принятые в училища разбивались по ротам. Дисциплина в училище была суровая. Первые два-три месяца со дня поступления юнкеров не отпускали в отпуск до тех пор, пока они не учились отдавать честь и вертеть головой на 360 градусов. День у юнкеров начинался в 5 ч. 45 мин. утра, они быстро убирали кровати, чистили сапоги, умывались и были готовы к утреннему осмотру. После чего следовали молитва, гимнастика, утренний чай и строевые или учебные занятия. Слушатели военных училищ изучали: фортификацию, инструментальные съёмки, военную историю, военную географию, химию, математику, закон божий, тактику, немецкий и французский языки, артиллерию, военную администрацию, топографию, устав и другие дисциплины.

Юнкера приняли активное участие в гражданской войне на стороне белого движения. Например, воспитанники Владимирского училища, после Октябрьского переворота, 29 октября 1917 года, участвовали в общегородском антибольшевистском восстании, организованном Комитетом спасения Родины и революции, который возглавляли сторонники эсеров. Около 4 часов утра они разоружили караул, охранявший училище, арестовали комиссаров Военно-революционного комитета.

После 9 часов утра контролируемые большевиками воинские части пошли в атаку на училище. Юнкера отбивались около шести часов, несмотря на артиллерийский обстрел здания и подавляющий численный перевес нападавших. Метким огнём они уничтожили орудийный расчёт, ведший огонь со стороны Малой Разночинной улицы. Тогда орудие было передислоцировано на угол Большой Порховской и Большой Гребецкой улиц (ныне угол Чкаловского проспекта и Пионерской улицы) и стало обстреливать боковую часть здания. Юнкера продолжали сопротивляться даже тогда, когда восстание в других частях города, включая штаб восстания - Николаевское инженерное училище (Михайловский замок), было подавлено. Здание Владимирского училища было захвачено красногвардейцами после 3 часов дня 29 октября. По данным меньшевистской газеты «Новая жизнь», при осаде было ранено и погибло около 200 юнкеров, а 71 человек стал жертвой самосудов, так 20 владимирцев были расстреляны у стен Петропавловской крепости.

6 ноября 1917 года училище было расформировано. На базе училища в помещении Военно-топографического училища были открыты 1-е Советские пехотные Петроградские курсы РККА.