Семья, подарившая миру четырёх Пап Римских, двух королев и Лоренцо Великолепного - покровителя искусств эпохи Возрождения. Tag Archives: История семьи Медичи О семьи медичи краткое сообщение в школу


Продолжая увлекательные прогулки в недрах вызывающей иронию у тех, кто ее не читает, Википедии, решила вынести в отдельный пост портреты знаменитых Медичи. И тех людей, которые их знали и окружали, насколько это можно проследить пользуясь подручной и вседоступной народной энциклопедией.

Люблю я старые портреты. Глядя на них мы встречаемся с теми, кто жил иными жизнями, в иных мирах, можем заглянуть этим людям в глаза. Почувствовать их живые души...

И вот интересно мне стало свести в единую галерею лица людей, чья фамилия стала легендарной. Представителей рода, веками, из поколение в поколение упорно стремившегося к власти, рода, меценатству которого мир обязан появлению множества шедевров искусства. А так же - представленные в интернете портреты тех, кто окружал их...
Это было единое целое, хоть и растянутое во времени.
И его, это целое, я и попытаюсь показать, не вдаваясь в глубокие изучения и рассуждения. Все это каждый может и сам найти, в недрах той же Википедии, имея время и желание...

Все короткие пояснительные тексты ниже, будут взяты из соответствующих статей Википедии. Как сама буду идти по этим сплетающимся биографиям - такой и вам путь покажу).
Здесь нет полного генеалогического древа. Представлены только те члены семейства и их явные прижизненные знакомые, чьи изображения мне удалось найти.

Когда две части обзора из запланированных 4-х были сделаны и путь пройден наполовину - неожиданно к проекту с новой, замечательной мыслью присоединилась Zhourck http://zhourck.livejournal.com/ . Предложенная ею идея состоит в идентификации показанных портретов с тем, чтобы через них показать развитие портретного искусства Возрождения, тесно связанного с семьей и двором меценатов Медичи.
Zhourck, как профессионал, взяла на себя эту чрезвычайно сложную, кропотливую и ответственную часть работы, благодаря чему проект выходит на новый уровень - с обзорно - поверхностного на исследовательский.


1. Джованни ди Биччи де Медичи (1360, Флоренция — 20 февраля 1429, там же) — итальянский банкир, сделавший Банк Медичи одним из самых высокодоходных предприятий в Европе. Считается основателем политического могущества рода Медичи.

О приведенном портрете: портрет работы Cristofano dell"Altissimo, техника - масло, дерево. Размер 49.61 x 39.76 cm. (19.5 x 15.7 in.).
Но есть интересная работа Zanobi Strozzi в технике иконографии http://www.palazzo-medici.it/mediat eca/en/schede.php?id_scheda=46&sezione=1 предположительно сделана прижизненно и передает более точный портрет.
Под номером 1 видимо копия работы Zanobi Strozzi.


2. Мартин V , в миру — Оддоне Колонна (1368 — 20 февраля 1431) — папа римский с 11 ноября 1417 года.
В 1418 году пожаловал Джованни Медичи титул графа Монтеверде, от которого тот вежливо отказался сказав, что хочет остаться рядовым гражданином.

О приведенном портрете: работа Pisanello http://commons.wikimedia.org/wiki/Pisan ello является современником папы, но тем не менее его работа считается копией некоего портрета. Увы, не нашла. http://www.galleriacolonna.it/Ru/el enco-dei-dipinti/ предполагаю, что портрет на обложке книги http://www.galleriacolonna.it/Ru/pubbli cazioni-disponibili/


3. Ко́зимо Ме́дичи Ста́рый (27 сентября 1389, Флоренция — 1 августа 1464, Флоренция) — сын Джованни ди Биччи, основателя династии Медичи, активный флорентийский политический деятель, один из выдающихся государственных людей своего времени. Купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.

О приведенном портрете: работа Jacopo Pontormo, масло, холст, 86 × 65 см.


4. Карло Медичи (1428 или 1430 — 29 мая 1492) — флорентийский церковный деятель, аббат монастыря.
Был внебрачным сыном Козимо Медичи и Мадлены, по национальности черкешенки, которую Козимо Медичи купил у работорговцев на рынке в Венеции.

О приведенном портрете: работа Andrea Mantegna, масло по дереву 40,5 × 29,5 см. 1466 г.


5. Пьеро ди Козимо де Медичи (19 сентября 1416, Флоренция — 2 декабря 1469, там же) — правитель Флоренции с 1464 по 1469 год. Из-за болезни имел прозвище Подагрик. Был инвалидом, старшим сыном Козимо Медичи и его жены Контессины де Барди.

О приведенном портрете: работа Angelo Bronzino.


6. Лука Питти (1398, Флоренция — 1472, Флоренция) — богатый флорентийский банкир, живший во времена правления Козимо Медичи. Был преданным другом и слугой семьи Медичи и Флорентийской республике. За заслуги перед государством Лука Питти был произведен в рыцари, а также получал щедрые подарки от Синьории и Медичи в качестве награды за помощь правительству в последние годы правления Козимо Медичи, когда тот был слишком стар и слаб, чтобы удержать власть в одиночку. Соперничал с Козимо и был участником заговора против Пьетро.

О приведенном портрете: находится в картинной галерее г. Курска. Очень интересна история его обретения:...в 1979 году при реставрации полотна «Святое семейство» была найдена еще одна картина. Дело в том, что холст неизвестного автора ХVIII века с изображением Марии, Иосифа и младенца Христа оказался наклеен на старую доску с сохранившимся вполне читаемым изображением. Как выяснилось, доска намного интереснее того, что на ней наклеено. В инвентарной книге Курской картинной галереи добавилась работа с инвентарным номером 1899ж: портрет пожилого седобородого мужчины в красном камзоле и берете с крупной декоративной надписью в верхней части «LUKA PITTI». Реставрацию доски приостановили, а «Святое семейство» приобрела экспозиционный вид лишь к 1988 году. Исследования и реставрация портрета Луки Питти продолжаются, однако уже сейчас ясно, что это будет один из шедевров коллекции...


7. Лукреция Торнабуони де Медичи (1425, Флоренция — 28 марта 1482) — супруга Пьеро ди Козимо Медичи и мать Лоренцо Великолепного, итальянская религиозная поэтесса периода Возрождения, патронесса искусств и благотворительница, игравшая большую роль в общественной жизни Флоренции XV века.

О приведенном портрете: работа Доменико Гирландайо.


8. Луиджи Пульчи (15 августа 1432, Флоренция — 11 ноября 1484, Падуя) — итальянский поэт-гуманист, друг Лукреции Торнабуони де Медичи. Имел репутацию безбожника и потому был похоронен в неосвященной земле.

О приведенном портрете: Филиппо Липпи, фреска Капелла Бранкаччи - фрагмент портретных профилей в левой группе на «Воскрешении сына Теофила»


9. Фра Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения. Беглый монах.Несмотря на свою громкую известность,не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами. Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо. Лукреция Торнабуони де Медичи заказывала ему некоторые картины.

О приведенном портрете : автопортрет, деталь фрески в Сполетском соборе.


10. Лоре́нцо ди Пьеро де Ме́дичи «Великоле́пный» (1 января 1449, Флоренция — 9 апреля 1492, Флоренция) — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.
Сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони.

О приведенном портрете: работа Girolamo Macchietti.

11. Джулиано Медичи (25 марта 1453 — 26 апреля 1478, Флоренция) — второй сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони, соправитель своего брата Лоренцо Великолепного. Джулиано был убит во время заговора Пацци во время пасхальной мессы в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции 26 апреля 1478 года.

О приведенном портрете: Сандро Боттичелли, масло по дереву 53 × 76 см.


12. Фьоретта Горини или дель Читтадино — любовница Джулиано Медичи, мать Джулио ди Джулиано Медичи, в будущем папы римского Климента VII.


13. Климент VII (в миру Джулио Медичи,26 мая 1478 — 25 сентября 1534) — Папа Римский с 19 ноября 1523 по 25 сентября 1534.Был внебрачным сыном Джулиано Медичи (брата Лоренцо Великолепного) и Фьоретты Горини.


14. Ге́нрих VIII Тюдо́р (28 июня 1491 - 28 января 1547) — король Англии с 22 апреля 1509 г, сын и наследник короля Англии Генриха 7, второй английский монарх из династии Тюдоров. Генрих VIII больше всего известен Английской Реформацией, что сделало Англию в большинстве своем протестантской нацией; и необычным для христианина числом браков — всего у короля было 6 жён, из которых с двумя он развёлся, а двух казнил по обвинению в измене. По изложенным причинам. находился в жестком конфликте с папой Климентом 7.


15. Екатери́на Араго́нская (16 декабря 1485 — 7 января 1536) — дочь основателей основателя испанского государства Фердинанда Арагонского иИзабеллы Кастильской, первая жена короля Англии Генриха 7 Тюдора, мать королевы Марии 1. После двадцати четырёх лет супружества, из-за отсутствия наследников мужского пола, Генрих настоял на аннулировании брака с Екатериной. Этот шаг стал одной из причин конфликта Генриха с папой римским разрыва с Римско - католической церковью и Реформации в Англии. Папа Климент 7 не позволял Генриху развестись с ней.


16. Симонетта Веспуччи (урожд. Каттанео, 28 января (?) 1453, Портовенере или Генуя — 26 апреля 1476, Флоренция) — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Считалась первой красавицей флорентийского Ренессанса, за свою красоту получила прозвище Несравненной и Прекрасной Симонетты. Служила моделью картины Боттичелли «Рождение Венеры», и нескольких других его работ; изображена в виде Клеопатры со змеёй на шее на полотне Пьеро ди Козимо и на его же полотне «Смерть Прокриды».Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу», и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство, или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности. Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили её, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили её без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли её без злобы»


17. Сикст IV (в миру Франческо делла Ровере, 21 июля 1414 — 12 августа 1484) — папа римский с 9 августа 1471 по 12 августа 1484. Поддержал заговор против Лоренцо и Джулиано Медичи, в ходе которого погиб Джулиано. Отлучил от церкви Лоренцо и всю Флоренцию. Впоследствии заключил с Лоренцо мир.


18. Джова́нни Пи́ко де́лла Мира́ндола (24 февраля 1463, Мирандола, близ Модены — 17 ноября 1494, около Флоренции) — итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма.
Был членом академии Кареджи, которую патронировал Лоренцо Медичи.
Сторонник идей неоплатонизма.


19. Са́ндро Боттиче́лли (настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи. Работал при дворе Лоренцо Медичи.

О приведенном портрете: Сандро Боттичелли, деталь картины "Поклонение волхвов" - The Adoration of the Magi
http://commons.wikimedia.org/wiki/F ile:Sandro_Botticelli_Adoration_of_the_M agi_2.jpg


20. Микела́нджело Буонарро́ти , Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (6 марта 1475 — 18 февраля 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса. Работал при дворе Лоренцо Медичи.


21. Джиро́ламо Савонаро́ла (21 сентября 1452, Феррара — 23 мая 1498, Флоренция) — итальянский доминиканский священник, бывший монах, диктатор Флоренции с 1494 по 1498.
Чувствуя приближение смерти, Лоренцо Медичи пригласил к себе знаменитого проповедника, бывшего тогда настоятелем доминиканского монастыря Св. Марка во Флоренции. Биографы Лоренцо говорят, что он исповедовался у Савонаролы, и что выслушав его, последний произнес речь, в которой убеждал его возвратить флорентийцам свободу и отдать законным владельцам всё несправедливо приобретенное имущество; Лоренцо с досадой отвернулся, и Савонарола ушёл, не дав умирающему отпущения грехов
.


22. Лукреция Донати , в замужестве Ардингелли (1447—1501) — возлюбленная (как предполагается, платоническая) флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, вдохновительница его стихов первого периода творчества.Лукреция Донати являлась той дамой, которую по правилам куртуазной любви Лоренцо Медичи воспевал в своих стихах под именем «Дианы». Он превозносил её как светлую звез-ду, как блестящее солнце, как богиню, явившую земле небес-ное совершенство.
Он выбрал её своей музой в 1465 году, когда ей было 18, а ему 16 лет, и она только что вышла замуж за Никколо Ардингелли, с которым была обручена два года. (Сам Лоренцо не мог на ней жениться, поскольку существовали договоренности о его династическом браке со знатной римлянкой).
«Об этой поэтической связи было объявлено во всеуслышание: на большом турнире 1469 года имя Лукреции красовалось рядом с Клариче Орсини, будущей же-ной Лоренцо. Та, впрочем, не держала обиды: в 1471 году она согласилась быть крестной матерью новорожденного Пьетро Ардингелли, сына Лукреции и Никколо. А Никколо не возражал, чтобы его супруга была царицей флорентий-ских праздников»


23. Лукреция Мария Ромола Медичи (4 августа 1470, Флоренция — 15 ноября 1553, там же) — дочь Лоренцо Великолепного и бабушка по материнской линии Козимо I Медичи, первого великого герцога Тосканского и Папы Льва XI.


24. Пье́ро II ди Лоре́нцо де Ме́дичи , прозванный Пьеро Глупый (или Невезучий) (15 февраля 1472, Флоренция — 28 декабря 1503, Флоренция) — старший сын Лоренцо Великолепного, фактический правитель Флоренции с 1492 года до его изгнания из республики в 1494 году.


25. Лев X (в миру — Джованни Медичи,11 декабря 1475, Флоренция, Флорентийская республика — 1 декабря 1521, Рим) — папа римский с 11 марта 1513 года по 1 декабря 1521 года.Последний папа, не имевший священного сана на момент избрания.
Был вторым сыном Лоренцо Великолепного.

О приведенном портрете: Raffael, масло по дереву 154 × 119 см.


26. Джулиано ди Лоренцо де Медичи , герцог де Немур (12 марта 1479, Флоренция — 17 марта 1516, Флоренция) — капитан-генерал Флорентийской республики из рода Медичи, третий сын Лоренцо Великолепного и Клариче Орсини, младший брат Пьеро Глупого и папы Льва X. Законных наследников не оставил.


27. Кардинал Иппо́лито Ме́дичи (1511—1535) — единственный и внебрачный сын герцога Немурского Джулиано Медичи, внук Лоренцо Великолепного.
Отец внебрачного сына Асдрубале Медичи (ум.1565), мальтийского рыцаря, имя матери которого неизвестно (согласно легенде, ею была Джулия Гонзага).
Флорентийский историк Сципион Аммирато сообщает, что он жил в великолепном дворце на Кампо Марцио, где он держал блестящий двор, насчитывавший три сотни представителей различных национальностей. У него была коллекция зверей и редких птиц, которых прежде никогда не видели в Италии. В их числе был ручной лев, подареный ему Франциском I. Сансовино сообщает, что «благодаря роскоши своей жизни он заслужил славное имя по всей Италии». Он основал клуб для изучения Витрувия, который собирался дважды в неделю в Риме.


28. Джу́лия Гонза́га Колонна , графиня Фонди и герцогиня Траетто (1513, Гадзуоло — 16 апреля 1566, Неаполь) — итальянская аристократка периода Возрождения, патронесса художников, поэтов и венецианских издателей, хозяйка салонов в Фонди и Неаполе, глава влиятельного кружка, желавшего реформировать католическую церковь, предполагаемая еретичка. ЕЕ поклонником и, возможно, возлюбленным, был Ипполито Медичи.


29. Туллия д’Арагона (ок. 1510, Рим-1556, Рим) — знаменитая потомственная итальянская куртизанка XVI века, прославившаяся также как писатель и философ. Личность отца девочки неизвестна, сама Джулия утверждала, что им был кардинал Луиджи д’Арагона, архиепископ Палермо, в свою очередь, побочный внук короля Фернандо I Неаполитанского. С помощью кардинала Туллия получила образование, которое давалось обычно мальчикам. Способности вундеркинда поражали гостей её матери. Войдя в мир продажной любви в возрасте 18 лет, она стала позиционировать себя как «интеллектуальную куртизанку» и быстро, за 3-4 года оказалась в элите. Кардинал Иппо́лито Ме́дичи был одним из ее поклонников, и покинул ее салон ради Джулии Гонзага.


30. Мария Сальвиати (17 июля 1499, Флоренция — 29 декабря 1543, Вилла ди Кастелло) — аристократка из рода Медичи и рода Сальвиати, мать Козимо I Медичи, великого герцога Тосканского.Она была дочерью Лукреции Медичи 9 внучкой Лоренцо Великолепного) и Якопо Сальвиати.


31. Джованни де Медичи , известный также как Джованни делле Банде Нере, букв. «Джованни с чёрными полосами на гербе», также прозывавшийся «Большой Дьявол» (5 апреля 1498, Форли — 30 ноября 1526, Мантуя) — последний из великих итальянских кондотьеров, отец Козимо I, герцога Тосканского. Его родители - Катерина Сфорца — «Львица Романьи», одна из самых известных женщин итальянского Ренессанса, и её третий мужа Джованни де Медичи Иль Попполано, член младшей ветви рода Медичи.
Джованни был одной из любимых фигур Макиавелли, который считал, что он мог бы объединить Италию. Считается самым способным военачальником Италии XVI века, и иногда называется историками Бонапартом XVI века.С раннего возраста Джованни проявил способности и большой интерес к физической активности, в особенности к военному искусству — верховая езда, фехтование и проч. Свое первое убийство совершил в возрасте 12 лет — в драке между бандами мальчиков, и был дважды изгнан из Флоренции за свое поведение.После смерти матери согласно её завещанию его опекуном стал Якопо Сальвиати, женатый на Лукреции, дочери Лоренцо Великолепного. Якопо продолжал опекать его, пока Джованни не исполнилось 17 лет.в 1516 году Якопо выдал за Джованни свою дочь Марию.


32. Катерина Сфорца (1463 — 10 мая 1509), графиня Форли, внебрачная дочь Галеаццо Мария Сфорца, одна из последних представительниц знаменитой династии. Одна из самых знаменитых женщин итальянского Возрождения, по прозвищу «Львица Романьи».Её отец, герцог Галеаццо Сфорца, был заколот в Миланском соборе; брат, молодой Джан Галеаццо, умер в Павии, замученный безжалостным дядей, известным Людовико Моро. Первый муж Катерины, Джироламо Риарио, погиб во время мятежа у неё на глазах, и бунтовщики выбросили его обнаженное мёртвое тело из окна её замка. Почти такая же судьба постигла Джакомо Фео, второго супруга Катерины, с которым она обвенчалась тайно, ибо он принадлежал к недостаточно знатному роду. Заговорщики зарезали его на глазах у жены, но просчитались, недооценив волю графини.
В ту же ночь, собрав слуг и сторонников, она приказала оцепить квартал, где жили убийцы, и не оставлять в живых ни мужчин, ни женщин, ни детей — никого, кто был связан с виновными узами хотя бы самого дальнего родства. Эту историю приводит Макиавелли. Графиня лично руководила карательной операцией. Не сходя с седла, наблюдала она за точным и доскональным исполнением своего повеления.
Следует заметить, что эта мера оказалась действенной — третий муж Катерины, Джованни де Медичи, умер в 1498 году естественной смертью.


33. Лоренцо II ди Пьеро де Медичи (12 сентября 1492 — 4 мая 1519) — капитан-генерал Флорентийской республики с 1516 года и герцог Урбинский с 1516 года из рода Медичи. Сын Пьеро II Невезучего и Альфонсины Орсини, внук Лоренцо Великолепного, отец Екатерины Медичи. Лоренцо де Медичи был женат на Мадлен де ла Тур, графине Оверньской. Их дочь Екатерина Медичи (будущая королева Франции) родилась за три недели до смерти отца.
Преждевременная смерть герцога Урбинского наступила, вероятно, от сифилиса. Согласно маршалу де Флоранжу, Лоренцо уже ко времени брака был болен и передал эту болезнь Мадлен.
Лоренцо де Медичи покоится в капелле Медичи в грандиозной гробнице, изваянной Микеланджело. Трактат флорентийского писателя Никколо Макиавелли «Государь» (1513) посвящён Лоренцо де Медичи как молодому правителю, который мог бы объединить всю Италию, выслав иностранных оккупантов.


34. Мадлен де ла Тур, графиня Оверньская , (ок. 1500 — 28 апреля 1519) — представительница старшей ветви дворянского дома де ла Тур д’Овернь, дочьЖана IV (V) де ла Тур-д’Овернь (1467 — 28 марта 1501), графа Оверни и Жанны де Бурбон-Вандом (1465—1511).
Выдана замуж за Лоренцо II ди Пьеро де Медичи в замке Амбуаз, 5 мая 1518 года.
Умерла Мадлен, впрочем как и её супруг, Лоренцо Медичи вскоре после рождения дочери, будущей королевы Франции Екатерины Медичи.



35. Никколо́ Макиаве́лли (3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде Государь, опубликованном в 1532 году. Трактат был посвящен Лоренцо II ди Пьеро де Медичи. Хотя взаимоотношения с домом Медичи у Макиавелли были весьма непростыми...


36. Алессандро де Медичи детто Моро (22 июля 1510, Флоренция — 6 января 1537) — герцог флорентийский, первый из старшей линии Медичи, кто правил городом, нося титул «герцог».Считался побочным сыном 17-летнего Лоренцо II Медичи (внука Лоренцо Великолепного). Хотя многие ученые сегодня считают, что на самом деле он был побочным сыном Джулио Медичи (позже — папы Климента VII), племянника Лоренцо Великолепного. Историки предполагают, что он мог родиться от чернокожей женщины, служившей прислугой в доме Медичи, которая упоминается в документах как Симонетта да Коллавекьо, выданная замуж за итальянца. Его прозвище il Moro (Смуглый, Мавр) может быть связано с этим фактом.
Алессандро отличался жестоким и деспотичным нравом, имел склонность к извращениям. Был весьма злопамятным. Был убит.
Алессандро — первый чернокожий глава государства в современной истории Запада.


37. Маргарита Пармская (28 декабря 1522, Ауденарде — 18 января 1586, Ортона) — герцогиня Пармская и штатгальтер Испанских Нидерландов с 1559 по 1567 год, внебрачная дочь Карла V от Иоганны ван дер Гейнст, фламандки по происхождению, которая, будучи горничной Карла Лалена, губернатора Ауденарде, забеременела от императора Карла V в 1521 году во время его шестинедельного пребывания в городе (при осаде Турне). В 1533 году с разрешения отца ей было позволено носить имя Маргариты Австрийской.
В 1527 году в возрасте семи лет она была помолвлена с Алессандро Медичи. 29 февраля 1536 года они поженились, а в 1537 году Алессандро был убит. Детей в этом браке не было.


38. Джо́рджо Ваза́ри (30 июля 1511 года, Ареццо— 27 июня 1574 года, Флоренция) — итальянский живописец, архитектор и писатель. Автор знаменитых Жизнеописаний, основоположник современного искусствознания. Герцог Алессандро Медичи был его покровителем и почитателем.


39. Джулия Медичи (1534, Флоренция — 1558, там же) — дочь флорентийского герцога Алессандро из рода Медичи, в первом замужестве — герцогиня Пополийская.2-ой брак-Бернардетто Медичи.
Она была незаконнорожденной дочерью Алессандро Медичи, герцога Флорентийского и Таддеи Маласпины, маркизы Массанской. Её старшим братом был Джулио Медичи, а сводной сестрой Порция Медичи.Джулия была очень надменна и гордилась своим происхождением от Медичи и Маласпина.Единственный сын от 2-го брака, Алессандро Медичи, стал генералом в папской армии и правителем Борго.


40. Екатерина Медичи или Екатерина Мария Ромола ди Лоренцо де Медичи (13 апреля 1519, Флоренция — 5 января 1589, Блуа) — королева Франции с 1547 по 1559 год; жена Генриха II, короля Франции из династии Валуа. Дочь Лоренцо II ди Пьеро де Медичи и Мадлен де ла Тур, графини Оверньской. Будучи матерью троих сыновей, занимавших французский престол в течение её жизни, она имела большое влияние на политическую жизнь Франции. Некоторое время управляла страной в качестве регента.Екатерину вырастила её тётя, Кларисса Строцци (Клариче Медичи), вместе со своими детьми, которых Екатерина любила, как родных братьев и сестёр, всю свою жизнь.


41. Клариче Медичи (1493, Флоренция— 1528, там же) — аристократка из рода Медичи тётя Екатерины Медичи, будущей королевы Франции. Дочь Пьетро 2 Невезучего. Супруга Филиппо Строцци.


42. Пьеро Строцци, сеньор д"Эпирне (ок. 1510 — 1558) — флорентийский кондотьер на французской службе. По матери, Клариче Медичи, он приходился двоюродным братом Екатерины Медичи и благодаря родству с королевской фамилией стал маршалом Франции (1552). Он принимал участие практически во всех военных кампаниях, которые вела Франция в 1540-е и 1550-е годы.

На этом месте - произвольно временно прерываю повествование, поскольку утомилась хитросплетениями семейных дел плодовитого рода.) Еще раз напоминаю - это не полная их родословная - а лишь портреты представителей славного рода, людей, в которых текла кровь этого рода, и знаменитостей, с этим родом связанных, найденные на безбрежных просторах Википедии.
Сам род был намного обширнее, даже и на охваченном временном участке. Но... нет портрета в энциклопедии - нет и упоминания в моем посте)


Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I Медичи в доспехах. 1545. Уффици, Флоренция.

Напомню, мы остановились на том, что с гибелью предшественника Козимо I - Алессандро - прервалась ветвь Медичи, идущая по мужской линии от Козимо Старшего. Однако здравствовала Мария Сальвиати, дочь дочери Лоренцо Великолепного. Она и была матерью Козимо I, то есть он был правнуком Лоренцо Великолепного по матери и бабушке. Правда, Медичи он считался не по матери, а по отцу)).

Отец Козимо, Джованни де Медичи, известный как Джованни делле Банде Нери, был правнуком младшего брата Козимо Старшего - Лоренцо Старшего, то есть представлял вполне законную младшую ветвь семьи, отделившуюся от основного ствола столетием раньше. Джованни был заметной фигурой, снискал репутацию способного военачальника и уважение Никколо Макиавелли, но, к сожалению, погиб от раны в 28 лет. По распоряжению сына на площади Сан-Лоренцо ему установлен памятник работы Баччо Бандинелли.

Чтобы не запутаться окончательно с генеалогией Медичи, приведу-ка я, пожалуй, их дерево.

Итак, Козимо I. Для нас он интересен прежде всего тем, что на его имя натыкаешься на каждом углу при нем во Флоренции был создан обширный пласт произведений эпохи маньеризма, который стал фактически последним значимым культурным слоем города. При его правлении многие объекты в сердце города приобрели свой нынешний вид.

Козимо унаследовал титул Герцога Флоренции при поддержке влиятельных семей герцогства, имевших надежду использовать его в своих интересах. Однако, получив официальное подтверждение своих прав, он быстро проявил авторитаризм, разгромил и казнил недовольных, и в дальнейшем проводил твердую политику утверждения абсолютной власти. Козимо укрепляет существующие и строит новые форты и крепости на территории Тосканы, усиливает армию, присоединяет к своим владениям Сиену, развивает сеть дорог и портов. Он пытается повысить статус Флорентийского герцогства на внешнеполитической арене до королевства, и в 1569 году ему удается папской буллой проапгрейдить))) свое государство до Великого герцогства Тосканского и получить корону в Риме из рук папы.

В соответствующем идеологическом ключе Козимо I формулирует заказ для придворных художников, которые всячески прославляют герцогскую власть и его лично, а заодно стирают воспоминания о вольных временах республики. В 1563 году герцог основывает «Академию изящных искусств», и при его дворе находят покровительство и работу Джорджио Вазари, Бенвенуто Челлини, Аньоло Бронзино, Бартоломео Амманнати.

В начале своего правления Козимо переезжает из фамильной резиденции Палаццо Медичи-Риккарди в Палаццо Веккио , превращая символ городского самоуправления в личную резиденцию герцогов. Для него там проводится масштабная реконструкция, которая касается в особенности республиканского Зала пятисот, о чем я расскажу в следующем посте. Тогда же в дополнение к Давиду Микеланджело наполняются скульптурами площадь Синьории и Лоджия Ланци. Там появляются фонтан «Нептун» Амманнати, «Геркулес и Какус» Бандинелли, «Давид» Челлини.

В 1550 году супруга герцога Элеонора Толедская дабы иметь возможность выбираться из загруженного центра на свежий воздух))) приобретает на другом берегу реки Палаццо Питти, которое восемь лет спустя начинает перестраивать для семьи Бартоломео Амманнати. Этот дворец впоследствии станет основной резиденцией Герцогов Тосканских. Там же окончательно формируются и заполняются скульптурами Сады Боболи. Для комфортного путешествия через реку над старым мостом Понте Веккио Джорджо Вазари достраивает коридор имени себя))), а чуть дальше Амманнати модернизирует и украшает мост Санта-Тринита . В 1560 году опять же Вазари начинает строительство галереи Уффици. Упоминая Вазари, необходимо отметить, что, несмотря на творческую плодовитость и прочное положение при герцоге, этот художник и архитектор более чем своими работами прославился созданием «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - первой энциклопедии искусства, включающей биографии и описания произведений 178 художников эпохи Возрождения. Это собрание считается основополагающим трудом в истории искусств и подчас единственным источником бесценной информации о творцах Ренессанса.

Козимо I Медичи скончался в 1574 году в возрасте всего 54 лет. Но он заложил прочную основу для династии Великих герцогов Тосканских, его ветвь рода правила Флоренцией 200 лет. В браке с Элеонорой родилось 11 детей, двое из которых впоследствии носили герцогскую корону.

Старший сын Козимо I Франческо I наследует трон отца и правит до своей смерти в 1587 году.


Алессандро Аллори. Портрет Франческо I Медичи, Великого герцога Тосканского. 1560. Институт искусств, Чикаго.

Герцог интересуется естественными науками и устраивает себе в Палаццо Веккио химическую лабораторию и кунсткамеру - Студиоло Франческо Первого. Также он продолжает дело отца и в 1575 году помещает произведения искусства из личной коллекции Медичи в галерею Уффици, и так основывает один из лучших мировых музеев. Франческо безвременно уходит из-за своей непростой личной жизни. Будучи женатым на дочери австрийского императора Иоанне, он любит совсем другую женщину, Бьянку Капелло. Правда, эта любовь не мешает ему родить в браке через не могу восемь детей, одним из которых стала будущая королева Франции Мария Медичи. Однако, несчастная Иоанна умирает в 31 год и Франческо спустя три месяца женится на Бьянке. Бьянку ненавидят и обвиняют в отравлении Иоанны. Франческо и Бьянка умирают в один день, в загородном доме во время обеда с Фердинандо, родным братом Франческо, как показали современные исследования - от отравления мышьяком. Так как единственный сын Франческо к этому моменту уже умер, то именно брат - Фердинандо - и становится выгодоприобретателем от этого убийства, и наследует корону. Его, впрочем, в убийстве и обвиняли. Такие милые люди.

Фердинандо I интересен нам в основном тем, что заказывает Джамболоньи монументальный памятник отцу , который находит свое место на площади Синьории. А также он покровительствует еще одному великому флорентийицу - Галилео Галилею. Последний даже называет в честь сыновей Фердинандо открытые им спутники Сатурна «Звездами Медичи». Чести поддерживать ученого удостаиваются и два следующих герцога - Козимо II и Фердинандо II, который даже был его учеником.

В XVII веке центрами мировой культуры становятся уже другие города и страны. Флоренция, а точнее Великое герцогство Тосканское, благополучно существует под эгидой рода Медичи до 1737 года, когда умирает последний Медичи с французским именем Джан Гастоне (или Жан Гастон). На смену династии Медичи приходит династия Габсбургов-Лотарингских, первым из которых становится супруг знаменитой австрийской императрицы Марии-Терезии Франц I Стефан, а герцогство фактически растворяется в империи. В 1801 году на арене появляется Наполеон и переименовывает герцогство Тосканское в Королевство Этрурию (красивое название…) и сажает было туда Бурбонов, потом передумывает и присоединяет Этрурию к Франции. В 1814 году Наполеон с арены исчезает и Габсбурги-Лотарингские возвращаются на свой законный престол.

В 1861 году объединяется Италия. В короткий период с 1865 по 1871 год Флоренция снова играет ключевую роль, так как становится столицей объединенного королевства. Этот период увековечивается закладкой странной и чужеродной площади Республики , которая, правда достраивается позже, когда Рим и Папская область уже присоединятся к Италии и столица уедет туда.

А Флоренция - несмотря на пролетевшие над ней века, она так и осталась колыбелью прекрасного Ренессанса, непревзойденным памятником этой восхитительной и великой эпохи. За что мы ее и любим.


Могущественный род Медичи был одним из богатейших в Европе и правил на протяжении трех веков. Его представители были не только правителями Флоренции, а и меценатами самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. А еще этот род дал миру четверых Римских пап и две королевы Франции. Но самым блистательным из всей семьи Медичи был Лоренцо Великолепный.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/medichi-0007.jpg" alt="Лоренцо Великолепный.

Близорукий, безголосый, без обоняния, с носом в виде "уточки" , свернутым на бок, с чрезмерно выдвинутой вперед нижней челюстью и непропорционально большой губой, Лоренцо выглядел очень неказистым.«С виду был слаб и имел уродливый нос – писал Вазари, – и вовсе не различал запахи. Из-за узости носа голос его всегда казался еле слышен».

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/medichi-0002.jpg" alt="Пьеро Подагрик- отец Лоренцо." title="Пьеро Подагрик- отец Лоренцо." border="0" vspace="5">


Потомок знатной семьи был достойным продолжателем дел своего деда - Козимо, с которого началась вся политическая карьера семейства Медичи. Достигнув вершин экономического и политического могущества, он пользовался огромным доверием горожан и был удостоен титула «Отец народа». Мудрый, хитрый и жесткий банкир Козимо долго и упорно воевал со своими конкурентами, завистниками и должниками, в итоге чего поднялся на самую высоту власти.


Его внук Лоренцо - покровитель искусств, поэт и государственный деятель, получивший прозвище «Великолепный», был любим и уважаем флорентийцами за веселый нрав и простоту. Его часто можно было увидеть, ходящего по улицам и общающегося с горожанами, без свиты. Двери дома Лоренцо Медичи всегда были открыты для художников, писателей и ученых всего мира. В период его правления Флоренция превратилась в город, равных которому не было во всей Европе. Великолепный Медичи спонсирует школы искусств, находит молодые таланты и покровительствует им.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/medichi-0022.jpg" alt="Андреа дель Верроккьо, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти. " title="Андреа дель Верроккьо, Сандро Боттичелли, Микеланджело Буонарроти. " border="0" vspace="5">


Великолепный Медичи получил в наследство не только ум, внешнюю непривлекательность, могущество но и тяжкий недуг - подагру. Болезнь довела его до того, что Лоренцо перестал передвигаться.

К сожалению, умер в 43-летнем возрасте. Римский папа, узнав о смерти Лоренцо, воскликнул: "Мир погиб!" А король Неаполя сказал: "Он прожил достаточно долго для себя самого, но слишком мало для спасения Италии".


На посту правителя Флоренции Лоренцо сменил старший его наследник Пьеро Невезучий, который прославился надменностью, жестокостью и предательством своего народа.


Второй же сын знатного правителя Джованни был избран папой после смерти Юлия II и носил он имя Лев Х.



К середине 15 века семейству Медичи удалось добиться полной власти во Флоренции. Новый правитель города, держал под контролем политическую и финансовую империю, созданную своими предками. Его прадед, Джованни ди Биччи, заложил основу банковской системы, благодаря которой разбогател. А его знаменитый сын, смог заметно приумножить наследство. В его должниках числились не только римские папы, короли Англии и Франции, но даже такое могущественное государство, как Венеция. Их банки были одними из крупнейших в Европе. Но вместе с богатством и влиянием Медичи росло недовольство аристократии.

История династии Медичи

Во Флоренции того времени всегда существовало несколько семей, воюющих за власть. И рост влияния Медичи их, не на шутку, беспокоил. Сначала они обвинили Козимо в подстрекательстве народа к мятежу и бросили его в тюрьму. Но благодаря содействию союзников, удалось подкупить нужных людей и избежать смертной казни. Позже та же участь настигла его внуков.

Источник: wikipedia.org

В 1478 году заговорщики решили убить двух братьев Медичи — Джулиано и Лоренцо. Они напали на них в священный день Пасхи, прямо во время мессы. было нанесено девятнадцать ран, он умер на месте. Однако Лоренцо остался в живых, что означало проигрыш заговорщиков. Стоит отметить, что у Лоренцо было много союзников. И первое, что он сделал, когда власть оказалась у него в руках — обеспечил себе безопасность. Он знал, что успешная система управления должна быть основана на личной преданности и личном взаимодействии. Поэтому он начал предлагать свою помощь всем простым людям Тосканы, рассчитывая на возможную поддержку с их стороны. Ведь влиятельные люди города были куда ближе, чем правительство. Благодаря оказываемым услугам и огромному кругу друзей, Лоренцо получил во Флоренции почти безграничную власть. Поэтому, после инцидента с нападением, сторонники популярной семьи впали в такую ярость, что готовы были растерзать злоумышленников. Что собственно и произошло. Во Флоренции пронеслась волна насилия.


Герб Медичи. (wikipedia.org)

Узнав об этом, Папа Римский приказал войскам стереть Медичи и их сторонников с лица земли. Когда эти слухи дошли до Лоренцо, он сам лично решил отправиться к своим врагам для переговоров. Он готов был пожертвовать своей жизнью ради Флоренции. После месячного путешествия корабль причалил в Неаполе. Лоренцо Медичи был вооружен деньгами и подарками для придворных. Несмотря на сопротивление Папы Римского, мир был заключен. Вражеским войскам пришлось отступить. За этот поступок благодарный город дал ему прозвище Великолепный, которое закрепилось за ним до конца жизни.

Лоренцо Медичи Великолепный — покровитель искусства

После этого случая, Лоренцо Великолепный стал работать над обеспечением будущего династии Медичи. Он усыновил незаконного сына покойного брата и полностью взял под свой контроль управление городом.

Династия Медичи были не только искусными политиками, они славилась и своим покровительством искусству. Семейство чудесным образом находило таланты и было готово вкладывать в них все свои средства. Они давали полную свободу художникам. Лоренцо не стал исключением и продолжил традицию своих дедов. Его дом был открыт для творческих личностей. Лоренцо Медичи проводил постоянные вечера со множеством интересных и талантливых людей того времени. Он принес дух светской свободы, был жизнью и душой Флоренции.

Судьба любой творческой карьеры в городе зависела от одного его слова. Он создал первую художественную школу, где вскоре обнаружил неподражаемого . Известному художнику и скульптору на тот момент было всего тринадцать лет. Лоренцо Великолепный ввел его в свою семью, где мальчик рос вместе с его детьми. Искусство переживало небывалый подъем, но политическая и финансовая ситуация были на гране краха.

Костры тщеславия

Несомненно, что Флоренция достигла новых высот в культуре. Но поглощенный своими увлечениями, правитель ослабил свои позиции в семейном деле. Многие его вложения принесли огромные убытки. И нескольким отделениям банков Медичи в Европе пришлось закрыться. Лоренцо потерял огромное состояние, а круг его сторонников постепенно стал сокращаться. К тому же, в непримиримый конфликт с домом Медичи, вступил странствующий монах — Савонарола. Можно сказать, что этот конфликт был войной Ренессанса со .

В 1492 году Лоренцо Медичи тяжело заболел. Страх за будущее династии не давал ему спокойно покинуть этот мир. Он придумал новую основу власти для своих наследников. Это была церковь. Лоренцо потратил практически целое состояние, чтобы его сын Джованни Медичи в шестнадцать лет стал кардиналом. В будущем, он станет известным как Папа Римский — Лев Х.

После смерти Лоренцо Великолепного, ополчившийся на него организовал публичные сжигания. В костер были брошены светские книги, картины, музыкальные инструменты и многие вещи, касающиеся искусства того времени. В последствии, эту церемонию назовут «кострами тщеславия». И все же, могущество Медичи в то время было еще не закончено.

Безраздельная власть и богатство могущественной семьи со временем вызвали ожесточенную неприязнь жителей Флоренции. Вспыхнула гражданская война. С улиц исчезли все гербы Медичи, а наследники были отправлены в изгнание. Двоюродным братьям Джованни и Джулио Медичи пришлось искать поддержку по всей Италии. И несмотря на то, что Джованни был кардиналом, а Джулио настоятелем монастыря, их церковные связи не имели особого веса. Флоренция была теперь не в их руках.

После девяти лет изгнания братья прибыли в Рим. Изложив свое дело высшему духовенству, они получили одобрение действующего Папы Римского. Он помог им собрать армию, которая в 1512 году приблизилась к Флоренции. Однако по пути армия Медичи остановилась в городе Прато, где учинила жестокую бойню. Узнав об этом кровавом происшествии, власти флорентийской республики сдались без боя. Таким образом, Медичи снова были у власти. Но этого им было мало.

После смерти своего покровителя, кардиналам предстояло выбрать нового главу церкви. Ввиду международной известности и репутации рода Джованни Медичи больше других подходил на эту роль. Но глупо исключать, что взятки и интриги в ходе этого выбора имели куда больший вес. Вскоре Джованни стал именоваться Папой Львом X.

Союзники Джованни Медичи

Теперь родной город с распростертыми объятиями приветствовал бывшего врага. Впервые в истории глава католической церкви был родом из Флоренции. К тому же жители города глубоко уважали церковь, чтобы питать к Папе Римскому негативные чувства. Вместе с тем, Джованни Медичи очень скоро стал использовать свое положение для укрепления рода. Через месяц его брат Джулио уже был назначен архиепископом Флоренции, а осенью того же года получил должность кардинала. Теперь в семье Медичи был и Папа, и кардинал.


Близ Флоренции в конце VIII века. Третья версия гласит, что Медичи являются прямыми потомками военных вождей франков.

В XII веке семья Медичи переселилась из Кафаджало (долина Муджелло) во Флоренцию , обосновалась в районе Сан-Лоренцо, занялась ростовщичеством и стала быстро богатеть. Первым из Медичи в судебных архивах Флоренции упоминается под 1201 годом некий Кьяриссимо Медичи. Его прямой потомок Ардинго де Медичи уже в 1296 году был избран на высший государственный пост Флоренции - гонфалоньер справедливости . В последующие 20 лет ещё двое представителей семьи Медичи были избраны на этот пост.

Составив себе большое состояние коммерческими операциями и создав достаточное мощное банковское предприятие, Медичи с половины XIV века принимают деятельное участие в борьбе малоимущих слоёв народа («тощего народа », итал. popolo minuto ) со знатью, образовавшейся из слияния дворянства с купечеством (с «жирным народом », итал. popolo grasso ), при этом они часто занимают сторону народной партии. В 1360 году Бартоломео Медичи составил неудачный заговор против знати, во главе которой стояла банковская семья Альбицци . В 1378 году его брат Сальвестро Медичи , глава банковского дома Медичи, став гонфалоньером справедливости , противодействием знати вызвал бунт чомпи (итал. Ciompi ). После подавления бунта Сальвестро был изгнан и вся фамилия Медичи была лишена права занимать общественные должности в течение десяти лет. Кузен Сальвестро , Вьери (Бери) Медичи, унаследовавший после него банковский дом Медичи, отошёл от политики, полностью сосредоточившись на развитии банковского бизнеса. Стараниями Вьери банк Медичи впервые организовал филиалы за пределами Флоренции - в Риме и Венеции . Именно при нём Медичи становятся наиболее могущественной в финансовом плане семьёй Флоренции.

Основателем политического могущества Медичи стал племянник Вьери Медичи Джованни ди Биччи (1360-1429), избранный гонфалоньером справедливости в 1421 году . Сыновья Джованни, Козимо (1389-1464) и Лоренцо (1394-1440), были первыми активными политическими деятелями Флорентийской республики .

Подъём

В начале XV века Джованни Медичи достиг высших должностей, а в 1434 году его сын Козимо , воспользовавшись недовольством народа знатью за частые войны и тяжёлые налоги, захватил в свои руки власть. С этих пор до конца столетия фамилия Медичи управляет республикой и приобретает громкую известность покровительством всем направлениям Ренессанса . При сыне Козимо, Пьеро ди Козимо , популярность Медичи уменьшилась: против них был составлен заговор, который хотя и окончился неудачей, но вовлек Флоренцию в войну с Венецией . Сыновья Пьеро ди Козимо, Лоренцо и Джулиано , восстановили прежнее значение фамилии. Заговор Пацци в 1478 году и убийство Джулиано только усилило влияние Медичи.

После смерти Лоренцо в 1492 году его старший сын Пьеро ди Лоренцо уступил Карлу VIII , двинувшемуся на Неаполь , несколько важных пунктов во владениях Флоренции, за что был изгнан как изменник родине. В 1494 году была восстановлена демократическая республика. Все попытки Пьеро ди Лоренцо (умер в 1503 году) вернуть прежнее положение остались безуспешными, и только в 1512 году партия Медичи снова стала во главе республики.

Папство и изгнание из Флоренции

Когда кардинал Джованни, брат Пьеро, в 1513 году вступил на папский престол под именем Льва Х , сын Пьеро - Лоренцо и другой племянник папы, кардинал Ипполито (1511-1535) - сын Джулиано, герцога Немурского , - заняли прежнее положение во Флоренции. Папа дал Лоренцо герцогство Урбинское и устроил его брак с родственницей французского королевского дома, Мадлен де ла Тур д’Овернь . После смерти Лоренцо в 1519 году, оставившего только дочь Катарину - будущую жену французского короля Генриха II , власть оставалась в руках Джулио Медичи, сына Джулиано (брат Лоренцо Великолепного), до того, как он стал в 1523 году папой под именем Климента VII . Во главе флорентийской республики стали тогда Алессандро Медичи - побочный сын Лоренцо - и кардинал Ипполито - побочный сын герцога Немурского.

Великие герцоги Тосканские

Сын и преемник Фердинандо, Козимо III (1670-1723), отличавшийся особым ханжеством и педантизмом, не мог остановить упадка Флоренции . У сыновей его не было потомства. Козимо III заставил своего брата, кардинала Франческо, сложить духовный сан и жениться, но и этот брак остался бесплодным. Наследник Козимо, сын его Джованни-Гасто (1723-1737), болезненный и до времени состарившийся, не принимал почти никакого участия в управлении. Со смертью его сестры Анны-Марии в 1743 году прекратилась владетельная линия Медичи. Из второстепенных ветвей фамилии Медичи до настоящего времени во Флоренции сохранились Медичи-Торнаквинчи (Tornaquinci), маркизы Кастелина , и в Неаполе князья Оттайяно (Ottaiano) и герцоги Сарло .

См. также

Династия

Представители династии

Папы римские

  • Лев XI - (Алессандро)
  • Пий IV - (Джованни Анджело)
  • Климент VII - (Джулио)
  • Лев X - (Джованни)

Гонфалоньеры справедливости Флоренции из рода Медичи

  1. Ардинго (1296)
  2. Гуччо (1299)
  3. Аверардо (1314)
  4. Лоренцо I Великолепный (1469)
  5. Алессандро (1531-1532)

Капитан-генералы Флорентийской республики

  1. Джулиано II (1513-1516)
  2. Лоренцо II (1516-1519)
  3. Джулио (1519-1523)

Герцоги Флорентийские

  1. Алессандро (1532-1537)
  2. Козимо I (1537-1569)

Великие герцоги Тосканские

  1. Козимо I (1569-1574)
  2. Франческо I (1574-1587)
  3. Фердинанд I (1587-1609)
  4. Козимо II (1609-1621)
  5. Фердинанд II (1621-1670)
  6. Козимо III (1670-1723)
  7. Джованни Гастоне (1723-1737). После его смерти владения получает Франц I , император Священной Римской империи.

Генеалогическое древо Медичи с 1360 по 1743 год

Искусство

Род Медичи, правивший во Флоренции, одном из культурных центров Ренессанса, не мог не повлиять на возникновение большого количества произведений искусства. Они покровительствовали художникам, архитекторам, были и щедрыми меценатами, и просто - расточительными заказчиками .

Галерея Уффици , наполненная огромным количеством шедевров, находилась в личном владении династии, пока в XVIII веке последняя представительница правящего рода Анна Мария Луиза Медичи не подарила её городу.

Художники, работавшие на Медичи

  • Вероккьо - скульптор и живописец: надгробие Козимо Медичи (1465), скульптурная группа «Уверение Фомы» (1476-1483), гробница Пьеро и Джованни Медичи, эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров Лоренцо Медичи, скульптура «Мальчик с дельфином» для фонтана виллы Медичи в Кареджи .
  • Микеланджело : работы для Лоренцо Медичи, оформление фасада семейной церкви Медичи Сан Лоренцо во Флоренции, Новая Сакристия (капелла Медичи), гробница Джулиано и Лоренцо Медичи, проч.
  • Беноццо Гоццоли - писал фрески для Медичи в Палаццо Медичи-Рикардо
  • Боттичелли : роспись знамени для Джулиано Медичи, картина «Поклонение волхвов», среди изображенных - представители рода (1475-1478), Портрет Джулиано Медичи, «Паллада и кентавр», «Весна», проч.
  • Бенвенуто Челлини - работал для герцога Козимо Медичи.
  • Джамболонья - прославленный скульптор: конный памятник Козимо I Медичи, Меркурий Медичи.
  • Аньоло Бронзино - придворный портретист Козимо I.
  • Лука Джордано - фрески в палаццо Медичи-Риккарди.
  • Фра Филиппо Липпи : алтарный образ Св. Михаила, проч.
  • Фра Беато Анджелико : Алтарь Сан Марко (1438-1440) для монастыря Св. Марка
  • Понтормо : росписи виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519-1521), проч.
  • Рафаэль : Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.
  • Тициан : Портрет Ипполлито Медичи (1532-1533).

Архитекторы и здания

  • Палаццо Медичи-Рикарди (1444-1460) - арх. Микелоццо ди Бартоломео
  • Палаццо Веккьо (де ла Сеньория)
  • Палаццо Питти - арх. Брунеллески . Приобретен в собственность рода Элеонорой Толедской, супругой Козимо I.
  • Капелла Медичи в церк. св. Аннунциаты - арх. Микелоццо ди Бартоломео
  • Новая Сакристия (капелла Медичи) церкви Сан-Лоренцо - Микеланджело

В массовой культуре

  • В книгах английского писателя-фантаста Терри Пратчетта правителем (патрицием) города Анк-Моркпорка является хитроумный и хладнокровный лорд Витинари (Vetinari). Его фамилия, происходящая от слова «ветеринар» - отсылка к Медичи («медик»). Использованы некоторые черты Лоренцо Великолепного, например Витинари покровительствует изобретателю Леонарду Щеботанскому, подобно тому как Медичи покровительствовали Леонардо да Винчи.
  • В видеоигре Assassin"s Creed II представлен заговор Пацци против семьи Медичи. Лоренцо Медичи также является одним из ключевых персонажей игры.
  • В видеоигре Eternal Champions: Challenge from the Dark Side персонаж София Риптайд является членом семьи Медичи.
  • В видеоигре Just Cause 3 действие происходит на вымышленном острове Медичи в Средиземноморье.

Напишите отзыв о статье "Медичи"

Литература

  • Lissa, «Famiglie celebri italiane», и Buser, «Die Beziehungen der Medici zu Frankreich» (Лпц., 1879).
  • Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи , Слово, М.,2006. ISBN 5-85050-825-2
  • Стратерн Пол. Медичи. Крестные отцы Ренессанса. М., 2010
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • (нем.)

Отрывок, характеризующий Медичи

Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.
И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, – он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживая немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна.
Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.
День был ясный, морозный. Кутузов с огромной свитой недовольных им, шушукающихся за ним генералов, верхом на своей жирной белой лошадке ехал к Доброму. По всей дороге толпились, отогреваясь у костров, партии взятых нынешний день французских пленных (их взято было в этот день семь тысяч). Недалеко от Доброго огромная толпа оборванных, обвязанных и укутанных чем попало пленных гудела говором, стоя на дороге подле длинного ряда отпряженных французских орудий. При приближении главнокомандующего говор замолк, и все глаза уставились на Кутузова, который в своей белой с красным околышем шапке и ватной шинели, горбом сидевшей на его сутуловатых плечах, медленно подвигался по дороге. Один из генералов докладывал Кутузову, где взяты орудия и пленные.
Кутузов, казалось, чем то озабочен и не слышал слов генерала. Он недовольно щурился и внимательно и пристально вглядывался в те фигуры пленных, которые представляли особенно жалкий вид. Большая часть лиц французских солдат были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были красные, распухшие и гноившиеся глаза.
Одна кучка французов стояла близко у дороги, и два солдата – лицо одного из них было покрыто болячками – разрывали руками кусок сырого мяса. Что то было страшное и животное в том беглом взгляде, который они бросили на проезжавших, и в том злобном выражении, с которым солдат с болячками, взглянув на Кутузова, тотчас же отвернулся и продолжал свое дело.
Кутузов долго внимательно поглядел на этих двух солдат; еще более сморщившись, он прищурил глаза и раздумчиво покачал головой. В другом месте он заметил русского солдата, который, смеясь и трепля по плечу француза, что то ласково говорил ему. Кутузов опять с тем же выражением покачал головой.
– Что ты говоришь? Что? – спросил он у генерала, продолжавшего докладывать и обращавшего внимание главнокомандующего на французские взятые знамена, стоявшие перед фронтом Преображенского полка.
– А, знамена! – сказал Кутузов, видимо с трудом отрываясь от предмета, занимавшего его мысли. Он рассеянно оглянулся. Тысячи глаз со всех сторон, ожидая его сло ва, смотрели на него.
Перед Преображенским полком он остановился, тяжело вздохнул и закрыл глаза. Кто то из свиты махнул, чтобы державшие знамена солдаты подошли и поставили их древками знамен вокруг главнокомандующего. Кутузов помолчал несколько секунд и, видимо неохотно, подчиняясь необходимости своего положения, поднял голову и начал говорить. Толпы офицеров окружили его. Он внимательным взглядом обвел кружок офицеров, узнав некоторых из них.
– Благодарю всех! – сказал он, обращаясь к солдатам и опять к офицерам. В тишине, воцарившейся вокруг него, отчетливо слышны были его медленно выговариваемые слова. – Благодарю всех за трудную и верную службу. Победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки! – Он помолчал, оглядываясь.
– Нагни, нагни ему голову то, – сказал он солдату, державшему французского орла и нечаянно опустившему его перед знаменем преображенцев. – Пониже, пониже, так то вот. Ура! ребята, – быстрым движением подбородка обратись к солдатам, проговорил он.
– Ура ра ра! – заревели тысячи голосов. Пока кричали солдаты, Кутузов, согнувшись на седле, склонил голову, и глаз его засветился кротким, как будто насмешливым, блеском.
– Вот что, братцы, – сказал он, когда замолкли голоса…
И вдруг голос и выражение лица его изменились: перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой, старый человек, очевидно что то самое нужное желавший сообщить теперь своим товарищам.
В толпе офицеров и в рядах солдат произошло движение, чтобы яснее слышать то, что он скажет теперь.
– А вот что, братцы. Я знаю, трудно вам, да что же делать! Потерпите; недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем тогда. За службу вашу вас царь не забудет. Вам трудно, да все же вы дома; а они – видите, до чего они дошли, – сказал он, указывая на пленных. – Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?
Он смотрел вокруг себя, и в упорных, почтительно недоумевающих, устремленных на него взглядах он читал сочувствие своим словам: лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз. Он помолчал и как бы в недоумении опустил голову.
– А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…. – вдруг сказал он, подняв голову. И, взмахнув нагайкой, он галопом, в первый раз во всю кампанию, поехал прочь от радостно хохотавших и ревевших ура, расстроивавших ряды солдат.
Слова, сказанные Кутузовым, едва ли были поняты войсками. Никто не сумел бы передать содержания сначала торжественной и под конец простодушно стариковской речи фельдмаршала; но сердечный смысл этой речи не только был понят, но то самое, то самое чувство величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием своей правоты, выраженное этим, именно этим стариковским, добродушным ругательством, – это самое (чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком. Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении.

8 го ноября последний день Красненских сражений; уже смерклось, когда войска пришли на место ночлега. Весь день был тихий, морозный, с падающим легким, редким снегом; к вечеру стало выясняться. Сквозь снежинки виднелось черно лиловое звездное небо, и мороз стал усиливаться.
Мушкатерский полк, вышедший из Тарутина в числе трех тысяч, теперь, в числе девятисот человек, пришел одним из первых на назначенное место ночлега, в деревне на большой дороге. Квартиргеры, встретившие полк, объявили, что все избы заняты больными и мертвыми французами, кавалеристами и штабами. Была только одна изба для полкового командира.
Полковой командир подъехал к своей избе. Полк прошел деревню и у крайних изб на дороге поставил ружья в козлы.
Как огромное, многочленное животное, полк принялся за работу устройства своего логовища и пищи. Одна часть солдат разбрелась, по колено в снегу, в березовый лес, бывший вправо от деревни, и тотчас же послышались в лесу стук топоров, тесаков, треск ломающихся сучьев и веселые голоса; другая часть возилась около центра полковых повозок и лошадей, поставленных в кучку, доставая котлы, сухари и задавая корм лошадям; третья часть рассыпалась в деревне, устраивая помещения штабным, выбирая мертвые тела французов, лежавшие по избам, и растаскивая доски, сухие дрова и солому с крыш для костров и плетни для защиты.
Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.
К осьмой роте, пригородившей плетень, собралось больше всего народа. Два фельдфебеля присели к ним, и костер их пылал ярче других. Они требовали за право сиденья под плетнем приношения дров.
– Эй, Макеев, что ж ты …. запропал или тебя волки съели? Неси дров то, – кричал один краснорожий рыжий солдат, щурившийся и мигавший от дыма, но не отодвигавшийся от огня. – Поди хоть ты, ворона, неси дров, – обратился этот солдат к другому. Рыжий был не унтер офицер и не ефрейтор, но был здоровый солдат, и потому повелевал теми, которые были слабее его. Худенький, маленький, с вострым носиком солдат, которого назвали вороной, покорно встал и пошел было исполнять приказание, но в это время в свет костра вступила уже тонкая красивая фигура молодого солдата, несшего беремя дров.
– Давай сюда. Во важно то!
Дрова наломали, надавили, поддули ртами и полами шинелей, и пламя зашипело и затрещало. Солдаты, придвинувшись, закурили трубки. Молодой, красивый солдат, который притащил дрова, подперся руками в бока и стал быстро и ловко топотать озябшими ногами на месте.
– Ах, маменька, холодная роса, да хороша, да в мушкатера… – припевал он, как будто икая на каждом слоге песни.
– Эй, подметки отлетят! – крикнул рыжий, заметив, что у плясуна болталась подметка. – Экой яд плясать!
Плясун остановился, оторвал болтавшуюся кожу и бросил в огонь.
– И то, брат, – сказал он; и, сев, достал из ранца обрывок французского синего сукна и стал обвертывать им ногу. – С пару зашлись, – прибавил он, вытягивая ноги к огню.
– Скоро новые отпустят. Говорят, перебьем до копца, тогда всем по двойному товару.
– А вишь, сукин сын Петров, отстал таки, – сказал фельдфебель.
– Я его давно замечал, – сказал другой.
– Да что, солдатенок…
– А в третьей роте, сказывали, за вчерашний день девять человек недосчитали.
– Да, вот суди, как ноги зазнобишь, куда пойдешь?
– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.