Роль общения в психическом развитии человека. Роль общения в психологическом развитии человека

Общение играет важную роль в нормальном становлении и дальнейшем развитии психики человека, а также формировании культурного и осознанного поведения.
Человек приобретает все свои высшие качества и способности к познанию, именно через общение с психологически развитыми людьми.
Человек превращается в личность только через общение с психологическими развитыми личностями.
Если лишить его такой возможности с самого рождения, то он никогда не станет развитым культурно и нравственно, гражданином, и будет обречён до конца своих дней оставаться наполовину дикарём, лишь своей внешней оболочкой напоминая человека.
Мы все знаем подобные примеры, освещённые средствами массовой информации, когда родители-алкоголики не заботились о своём ребёнке и он был вынужден жить на улице в собачьей конуре. Переняв у животных их повадки, проведя часть своего детства находясь среди собак, такой ребёнок уже не сможет стать нормальной личностью, получив серьёзную психологическую травму в детстве.

Истории подобные Маугли, доказывают всю важность общения человека с самого детства именно с людьми. Никто не сможет передать ребёнку свой опыт так, как его заботливые родители в детстве. Исключения составляют лишь ситуации, которые у людей описываются как: «Яблоко от яблони…» или «С кем поведёшься…». Несомненно, что в психическом развитии человека эти случаи представляют собой доказательство важности роли общения.

Общение любого рода малыша со взрослыми на ранних этапах развития имеет особенно важное значение для психологического развития. Именно в этот период времени человек приобретает все свои поведенческие, человеческие и психические качества личности. Особенно если учесть, что вплоть до наступления подросткового возраста он лишён способности к самообразованию и самовоспитанию, то становится полностью ясна важность роли общения в психическом развитии человека и становлении его личности.

С общения начинается психическое развитие ребёнка. Это первый, возникающий в индивидуальном развитии человека, вид социальной активности, благодаря которому малыш получает информацию необходимую для его индивидуального развития. В связи с этим можно выделить роль участия обоих родителей в общении с ребёнком. Недополучение внимания одного из них в детстве, сказывается в более зрелом возрасте на становлении и развитии личности.

Предметная деятельность, как необходимая составляющая нормального развития ребёнка, содержащая в себе его познавательную потребность, также выступает как условие и средство психического развития и появляется несколько позже- в возрасте 2-3 лет.

Основной жизненный опыт ребёнка приобретается, вначале, через подражание, а позже, через словесные указания. Никаким другим путём этот опыт не может быть приобретён, и общение с людьми являющимися для ребёнка носителями этого опыта, играет важную роль в психическом развитии человека. При этом важными условиями определяющими развитие детей являются:
а. Интенсивность общения
б. Разнообразие содержания общения
в. Разнообразие целей и средств общения

Затронутые выше виды общения оказывают влияние на развитие различных сторон психологии человека и его поведенческих факторов. Таким образом деловое общение является средством приобретения опыта — знаний и навыков, оно формирует и развивает способности человека. В нём же, человек развивает и совершенствует у себя деловые и организаторские качества, необходимые для умения взаимодействовать с другими людьми в процессе какой-либо деятельности.

Личностное общение даёт возможность человеку определить цели в жизни, выбрав средства их реализации, приобрести определённые черты характера, склонности, привычки, интересы, усвоить моральные нормы принятые в человеческом обществе, то есть формирует человека как личность.

Материальное общение, наряду с другими видами, входящими в разнообразие видов общения, выполняет свою функцию в развитии индивида. Оно позволяет получать знания, способности и представления, необходимые для нормальной жизни человека из области материальной и духовной культуры.

Когнитивное общение (процесс обработки информации мозгом) также немаловажно для психического и интеллектуального развития человека, так как взаимное общение между людьми позволяет обмениваться информацией и соответственно взаимно обогащаться передаваемыми знаниями.

Кондиционное общение определяет готовность ребёнка к учению, как к процессу восприятия информации, и формирует установки, которые необходимы будущей личности для совершенствования других видов общения, таким образом влияет на индивидуальное личностное и интеллектуальное развитие человека.

Мотивационное общение, в свою очередь представляет собой источник дополнительной энергии, стимулирующей его на продуктивную деятельность, что в конечном итоге сказывается на развитии личности. Ведь как известно: «не ошибается только тот, кто ничего не делает», а тот кто ничего не делает, не может назвать себя личностью. В результате мотивационного общения человек приобретает какие-то новые интересы, цели и мотивы для их достижения. За счёт подзарядки мотивационным общением, человек увеличивает свой энергетический и психический потенциал, развивающий его самого.

Деятельностное общение, то есть обмен действиями, навыками и умениями, а также операциями, совершенствует и обогащает его личную самостоятельную деятельность, то есть также играет важную роль в психическом развитии человека.

Биологическое общение являет собой необходимое условие для поддержания и развития жизненных функций организма, а также служит его самосохранению. Без нормального биологического общения психическое развитие личности будет неполноценным и даже разрушительным, так как это один из важнейших видов необходимых для продолжения рода и его правильного воспитания. Без этого вида общения отдельный индивид не может развиться как личность, не имея навыков для создания семьи и укрепления брака.

Социальное общение является фактором поощряющим развитие основных форм общественной деятельности и обслуживающим общественные потребности: различных коллективов, групп, наций, организаций, обществ и человечества в целом. Этот вид общения даёт возможность человеку чувствовать себя частью чего-то целого, его составляющей, играющей свою роль в достижении общего результата. Людям необходимо порой чувствовать свою принадлежность к обществу. Одиночество и затворничество не может положительно влиять на психическое развитие человека, ведь в большом коллективе людей происходят некоторые другие виды общения, а это является продолжением личностного роста.

Непосредственное общение позволяет человеку развиваться, при помощи обучения и воспитания в результате широкого применения на практике самых простых и эффективных средств и способов научения: викарного (перенятие информации и навыков с помощью наблюдения за другими людьми или животными), вербального (речевого) и условно-рефлекторного.

Опосредствованное общение развивает способности человека к сознательному управлению самим процессом общения, а также помогает усвоению средств общения и оптимизации их способности к самообразованию и самовоспитанию человека.

Невербальное общение даёт возможность человеку развивать и совершенствовать коммуникативные способности, которые открывают ему широкие возможности для становления личности и налаживанию межличностных контактов. Благодаря этому виду общения человек начинает психологически развиваться ещё до того, как усваивает и учится пользоваться речью (возраст около 2-3 лет).

Однако нельзя недооценивать роль вербального общения в психическом развитии человека. Только благодаря ему человек продолжает всю свою жизнь развиваться интеллектуально, личностно и психически, так как в его основе лежит умение усваивать и владеть речью- основным инструментом для передачи информации человеком. Пусть не обижаются на меня посетители с нарушением речевого аппарата, но как говорят итальянцы: » Что словами не объяснишь- пальцами не растычешь».

На этом мы с Вами закончили рассматривать роль общения в психическом развитии человека. Родителям хотелось бы напомнить, чтобы они всячески участвовали в общении любого вида со своими детьми, это в будущем благоприятно скажется и на Ваших отношениях и на развитии ребёнка.

Межличностное общение - деятельность и активность

Обычно, начиная разговор о психологическом воздействии или влиянии, предполагают наличие неких особых едва ли не эзотерических способов, методов и приемов, используемых в целях его достижения. Между тем каждый индивидуум постоянно в процессе общения оказывает определенное влияние на своего партнера, воздействуя на его поведение, состояние, поступки, мысли, чувства, представления, отношения. Безусловно, как формы, так и степень, виды, эффективность такого рода воздействия сильно варьируют в зависимости от многих ситуативных факторов и характеристик субъекта - инициатора и объекта - адресата общения и воздействия. Тем не менее именно общение является наиболее традиционным контекстом и способом как установления межличностных отношений, так и оказания воздействия. Будучи явлением сложным и многомерным, оно включает в себя как индивидуальное и общественное, так и объективное и субъективное общение. Выделяют также прямое и опосредованное, межперсональное и ролевое, межличностное и массовое, доверительное и конфликтное, законченное и незаконченное, кратковременное и длительное и, наконец, личное и деловое общение. При этом деловым общением называют процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Основными его составляющими, компонентами, сторонами, или аспектами, обеспечивающими продуктивность, являются взаимные - информирование, восприятие и взаимодействие, определяемые психическими особенностями партнеров. Итак, очевидно, для того чтобы перейти к освещению проблемы психологического воздействия, или влияния, следует сначала подробно рассмотреть сущность и структуру межличностного общения.
Чтобы рассматривать общение, в традициях отечественной психологической науки как один из видов деятельности, взаимодействия,
следует для начала обратиться к понятию деятельности, в том числе совместной деятельности. Именно деятельность, в том числе деятельность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом, помогает ему самостоятельно достигать цели, решать задачи и удовлетворять собственные потребности. Как известно, принятый в отечественной психологии деятельностный подход делает акцент на роли деятельности в развитии высших психических функций человека - труды А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. А. Смирнова, М. И. Лисиной и др. Совместная деятельность рассматривается в психологии, прежде всего, как организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на производство объектов культуры - и материальной, и нематериальной. Совместная деятельность, в том числе делового общения, объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении.
Итак, проблема и категория общения, безусловно, является одной из главных в психологической науке. В последние годы именно изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений, например в социальной психологии. Универсальный характер этой проблемы становится понятен сразу, при попытке дать определение общению, скажем, как процессу взаимодействия двух и более субъектов, направленному на такие области, как:

  • взаимное познание;
  • установление и развитие взаимоотношений;
  • оказание взаимовлияния на состояние, взгляды, поведение;
  • взаимная регуляция совместной деятельности.

В общении как процессе последовательных, взаимозависимых пове-| денческих актов происходят такие действия, как:
1) получение и прием информации;
2) интерпретация информации;
3) взаимное восприятие;
4) взаимное понимание;
5) взаимная оценка;
6) сопереживание друг другу;
7) формирование симпатий и антипатий;
8) разрешение возникающих противоречий;
9) осуществление совместной деятельности;
10) регулирование характера:

  • взаимоотношений;
  • убеждений;
  • взглядов;

11) психологическое воздействие.

Как видно, принятый в отечественной психологии деятельностный подход оказывает влияние и на анализ процессов общения, заставляя рассматривать его как частный случай деятельности вообще. На самом деле общение, прежде всего, представляется видом активности субъекта, которую, впрочем, можно понимать и как деятельность. Внутренними образующими активности являются ее мотивационная, целевая, инструментальная основы, имеющие многообразные связи. При этом мотивационные основы активности обращены как к интерпретациям субъектности человека как деятеля, представленного «индивидуальным Я», «Я другого во мне», «всеобщим Я» и «не Я», так и к потребностям. Целевые основы активности ориентированы вовне, предвосхищая результат деятельности и, в отличие от мотивов, всегда осознаваемы. Инструментальные основы активности субъекта рассматриваются как его представления, внутренние образующие действий, совершаемых во внешнем плане. В соответствии с внешними проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему, деятельность же представляет собой единство внутренних и внешних проявлений активности. Принципиальным поэтому становится вопрос о связи общения с деятельностью. Одним из методологических принципов раскрытия их взаимосвязи является концепция единства общения и деятельности. Другим становится рассмотрение общения как субъект-субъектного взаимодействия или связей между субъект-объектными и субъект-субъектными взаимодействиями.
Итак, в современном понимании общение выступает как особая самостоятельная форма активности субъекта, где продуктом, результатом процесса общения становится не столько предмет, или объект, сколько межличностные отношения. При этом в процессе общения осуществляется не один лишь обмен деятельностями, но также и идеями, чувствами, переживаниями, представлениями. Понятно, что попутно возникает и развивается целая система субъект-субъектных
взаимоотношений, а сам процесс общения детерминируется его предметом, например предметом обсуждения, спора, разногласий, разговора, дискуссии. Обмен же деятельностями, или совместная деятельность, понимается как ситуация, в которой межличностное общение подчинено единой цели, состоящей в решении конкретной задачи. При изучении его выделяются обычно три уровня:
1) макроуровень - общение как значимая сторона образа жизни индивида;
2) мезауровень - общение как изменяющаяся система целенаправленных контактов или ситуаций взаимодействия;
3) микроуровень - общение как совокупность элементарных его единиц, сопряженных актов или транзакций.
При этом под функциями общения понимаются разнообразные задачи, которые оно решает в процессе социального бытия человека.

Одной из общепринятых классификаций общения является основанная на выделении в общении трех взаимосвязанных сторон и функций:
1) Информационной стороны - с информационно-коммуникативной функцией, заключающейся в обмене информацией между коммуникаторами посредством вербальной и невербальной знаковых систем;
2) Интерактивной стороны - с регуляционно-коммуникативной функцией, заключающейся в регуляции поведения и организации совместной деятельности субъектов;
3) Перцептивной стороны - с аффективно-коммуникативной функцией, связанной с регуляцией эмоциональной сферы личности.

Существуют и другие классификационные схемы общения, где дополнительно выделяются следующие функции общения :

  • организация совместной деятельности;
  • познание людьми друг друга;
  • формирование и развитие межличностных отношений.

Здесь следует заметить, что, на наш взгляд, в этих и других известных классификациях имеется ряд неточностей, которые не позволяют считать их оптимальными и представлять здесь как образец. В частности, в них упущены из виду две из разновидностей невербальных знаковых подсистем, а именно экстралингвистическая и такесическая. Это те подсистемы, которые, будучи, безусловно, не слишком обширными, тем не менее, иногда могут играть важную роль и заслуживают поэтому выделения в отдельные группы. Также нам представляется совершенно необходимым отнесение к самостоятельным разновидностям когнитивного и аффективного аспектов, или составляющих общения. Соображения, которыми мы руководствовались, выделяя их, были следующими. Процесс межличностного восприятия неразрывно связан с процессом межличностного познания, но не тождественен ему, задействуя другие механизмы и будучи, как всякий познавательный процесс отражения, менее универсальным, чем познавательные психические процессы в целом. Соответственно, выделяются и самостоятельные когнитивно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции общения. Когнитивный и аффективный аспекты тесно связаны со всеми остальными, а когнитивно-коммуникативная функция, тесно соприкасаясь с информативной и перцептивной, тем не менее представляет собой отдельную функцию, связанную с межличностным познанием в процессе общения и направленную на когнитивную сферу личности. Таким образом, мы предлагаем выделять следующие пять составляющих процесса общения: информативную, когнитивную, перцептивную, аффективную и интерактивную.
Соответственно, мы представляем здесь свою систему классификации видов общения, созданную на основе существующих, уточняющую и развивающую вышеупомянутые.
1 Информативная составляющая, или аспект общения - ориентированный на когнитивную сферу личности, выполняющий информативно-коммуникативную функцию, связанную со взаимным информированием субъектов посредством следующих знаковых систем.

Вербальная система- словесная, речевая, языковая. Невербальная система, подразделяющаяся на подсистемы:

  • кинесика - кинетическая подсистема - экспрессивные движения (мимика, жестикуляция, поза, походка, телодвижения);
  • проксемика - визуально-кинетическая подсистема - пространственная близость к партнеру (взаиморасположение, динамика расположения, дистанция);
  • такесика - тактильно-кинетическая подсистема - динамические прикосновения к партнеру (прикосновения, сжатие, объятия, похлопывание, поглаживание, пощипывание, поцелуи);
  • паралингвистика - аудиально-акустическая подсистема - звуковые характеристики речи, не связанные со смыслом слов (интонация, ритм, пауза, динамика, тембр, темп);
  • экстралингвистика - акустическая подсистема - акустические характеристики, не имеющие отношение к речи (вздохи, всхлипы, покашливания, усмешка, вскрикивания, покряхтывание, смех, плач);
  • визуалистика - оптическая подсистема - визуальный контакт (продолжительность, направление движения, длина паузы, частота взглядов);
  • ольфакторика - обонятельная подсистема - запахи и ароматы (естественные и искусственные).

2. Когнитивная составляющая, или аспект общения - ориентированный на когнитивную сферу личности, выполняющий когнитивно-коммуникативную функцию, связанную с процессами межличностного познания на основе межличностного восприятия субъектов.
3. Перцептивная составляющая, или аспект общения - ориентированный на когнитивную и аффективную сферу личности, выполняющий перцептивно-коммуникативную функцию, связанную с процессами межличностного восприятия субъектов.
4. Аффективная составляющая, или аспект общения - ориентированный на аффективную сферу личности, выполняющий аффективно-коммуникативную функцию, связанную с регуляцией психоэмоциональных состояний и эмоционально-волевыми процессами субъектов.
5. Интерактивная составляющая, пли аспект общения - ориентированный на оценочно-волевую или поведенческую сферу личности, выполняющий регулятивно-коммуникативную функцию, связанную с регуляцией поведения и организацией совместной деятельности субъектов.
Теперь становится понятно, что каждая из вышеназванных сторон общения обращена к одной из сфер личности каждого из субъектов общения, будь это коммуникация, социальная перцепция или интеракция: эмоциональной - аффективной, рациональной - когнитивной и оценочно-волевой или поведенческой - конативной. При этом общение помогает личности, в особенности самоактуализирующейся личности, развивая ее самосознание, формируя «Я-концепцию» и обогащая ее представления о себе и отношение к себе, осваивать одно из следующих пространств: номинативное, временное, социальное, тендерное, ценност-но-ориентационное. Таким образом, мы вправе объединить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-
коммуникативную функцию. И включить их все в более глобальную и многомерную перцептивную функцию общения, рассматриваемого как активность, в том числе надситуативную, самоактуализирующейся личности и как взаимодействие таких личностей между собой.
Следует заметить, что в западной психологии существовали иные подходы к изучению проблемы общения.
1. Информационный (30-40-е гг.) - ориентированный на передачу и прием информации, где объектом выступает обмен сообщений между участниками, включающий два направления:

  • теория и практика изменения сообщений в различные коды с последующей декодировкой;
  • анализ социально организованных условий для обмена информацией в межличностных взаимодействиях.

Надо заметить, что в контексте изучения делового общения нам представляется самой интересной модель коммуникационного обмена, состоящая из четырех коммуникационных элементов: условий, поведения, ограничений, критериев-интерпретаций.
2. Интеракционалъный (60-70-е гг.) - ориентированный на взаимодействие и объясняющий способы управления ситуациями социального присутствия при помощи средств поведения, включающих следующие модели:

  • лингвистическая;
  • социального навыка;
  • равновесная;
  • социального взаимодействия;
  • системная А. Кендона.

Наиболее адекватной рассмотрению делового общения нам кажется системная модель, рассматривающая взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих отдельными аспектами межличностных транзакций, в частности обменом речевых высказываний, использованием пространства и территории взаимодействия .
3. Реляционный Р. Бедвистелла, Г. Бэйтсона (50-70-е гг.) - ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений, главная позиция которого состоит в представлении о существовании природы взаимоотношений в процессе общения в реальном времени и пространстве, на основе его возникли три элемента реляционной теории коммуникаций:

  • кибернетика и теория общих систем;
  • теория логических типов, идентифицирующая разрывы непрерывности между такими уровнями абстракции, как «индивид-общение», или «индивид-взаимоотношения»;
  • биологические исследования экосистем.

Реляционная теория находится на начальном этапе развития, но сила ее заключается в замене привычной аристотелевской картины мира наиболее прогрессивным - системным, междисциплинарным
подходом.
Подчеркивая многоплановый характер и воздействующую составляющую общения, А. В. Петровский говорил о наличии, наряду с общением первого рода как коммуникации, общения второго рода как трансляции своей индивидуальности, заставляющем обратить внимание на влияние, оказываемое одним человеком на другого. Итак, неоспорим факт разносторонности общения, представляющего собой, с одной стороны, обмен информацией, становление коммуникации для достижения цели деятельности, с другой стороны - общения как продолжения и отражения себя в других людях и, наконец, общения как взаимодействия. Эта многомерность, разноплановость общения и привлекает внимание к взаимному влиянию, воздействию, которое непременно присутствует в процессе общения вне зависимости от того, осознается оно участниками или нет. Проблема социального и психологического влияния, таким образом, приобретает особо важное значение и при рассмотрении психологических аспектов делового общения в профессиональной и трудовой деятельности, когда взаимодействие осуществляется и на уровне значений и смыслов. К ее рассмотрению мы и перейдем в следующей части нашей работы.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

студентки 4 курса гуманитарного факультета

Учебная дисциплина: "Общая психология"

Тема: " РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ"

"Защищен" "Оценка"

___________ ___________

Одесса-2008 г.


План

Введение. 3

1. Роль общения в формировании личности. 4

1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека. 4

1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми 7

Заключение. 10

Литература. 11


Введение

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни. Виды и формы общения очень разнообразны. В общении друг с другом на протяжении тысячелетий люди, представляющие разные поколения, обменивались информацией, накапливали, сохраняли ее. Благодаря такому общению люди имеют современные научные и житейские знания.

Человек рождается на свет, не обладая ни одним из свойств, которые присущи развитой личности. Все эти свойства он приобретает благодаря общению с людьми. Те свойства личности, которые со временем проявятся у ребенка, а также новые свойства личности, которые в процессе всей своей жизни приобретает взрослый человек, изначально присущи людям, с которыми этот ребенок или этот взрослый человек лично общаются.

Цель данной работы – рассмотреть, каким образом общение человека с окружающими сказывается на его психологическом развитии.


1. Роль общения в формировании личности 1.1 Роль общения в развитии познавательных способностей, поведения и личностных особенностей человека

С рождения у ребенка никаких способностей нет, имеются лишь задатки к их развитию. Сами по себе задатки не могут превратиться в способности. Если маленького ребенка лишить возможности общения с другими (взрослыми) людьми, то это в значительной степени задержит его психическое развитие, а в случае очень больших ограничений могут произойти необратимые изменения. Широко известны случаи, описанные в научной и другой литературе, свидетельствующие о том, что будучи лишенным возможности общения с людьми, человек или не развивается психологически вообще (случаи обнаружения детей среди зверей), или отстает в своем развитии, или деградирует психологически, т.е. фактически возвращается к животноподобному образу жизни. Наиболее известный из этих случаев произошел в начале ХХ века в Индии, где в логове волков были обнаружены два ребенка, оказавшиеся среди животных. Девочка 3-х лет и мальчик 7 лет не были приспособлены к человеческому образу жизни.

Для нормального развития ребенка необходим постоянный контакт со взрослыми людьми, особенно с матерью. Результаты специальных исследований и экспериментов говорят о том, что ограничение таких контактов ведет к пониженному уровню развития познавательных процессов.

Строго говоря, ни одна из человеческих способностей не может возникнуть вне общения данного человека с людьми. Окружающие люди, во-первых, являются единственными носителями способностей, которые осваиваются людьми. Во-вторых, взаимодействие с этими людьми необходимо человеку для того, чтобы он мог усвоить эти способности. В-третьих, речь идет не просто о взаимодействии как таковом, а об организованном, учебно-развивающем общении. В-четвертых, процесс развития способностей необходимо контролировать и оценивать, а это также делается в непосредственном общении того, у кого эти способности формируются, с теми, кто эти способности формирует.

Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребенок, овладевая членораздельной речью легко произносит первые созвучия "ма-ма", "па-па", "ба-ба". Взрослый соотносит эти созвучия с конкретными лицами – матерью, отцом, бабушкой, что способствует закреплению у ребенка связи каждого из этих созвучий с конкретным лицом из его ближайшего окружения ("это баба").

В дальнейшем каждое из этих созвучий превращается для ребенка в слово, которое он использует для организации своего взаимодействия с окружающими.

Одновременно развивается и невербальная коммуникация: мимика, жесты, интонационное разнообразие речи. Формируются обратные связи в процессе коммуникации – ребенок научается дешифровать выражение лица собеседника, улавливать одобрение или неодобрение в его интонациях, понимать значение жеста, сопровождающего и усиливающего слово взрослого человека. Все это позволяет ему корректировать свои действия, добиваться должного взаимопонимания в обществе.

В совместной деятельности с людьми, то есть в общении с ними, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности отдельного человека. Характер проявляется в его поступках, рассчитанных на определенное воздействие на людей. Характер не только проявляется в общении, но и формируется в нем. Так в раннем детстве, черты характера складываются под влиянием того, как взрослые люди общаются с ребенком. В подростковом возрасте на формирование характера начинают оказывать влияние общение ребенка со сверстниками. В старших классах школы характер продолжает развиваться под влиянием общения старшеклассников не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Да и у самих взрослых людей характер может изменяться под воздействием их общения с другими людьми.

Воля также развивается под воздействием общения с другими людьми. Этот процесс можно представить, наблюдая за поведением детей, за их усилиями и желанием добиться цели, которые сознательно направляются взрослым человеком и стимулируют ребенка на преодоление препятствий. Для того, чтобы повторить связанные с этими стимулами приятные переживания, ребенок начинает проявлять свою волю. Особым образом организованное общение взрослых с ребенком становится фактором, под воздействием которого развивается воля ребенка.

Чувства, проявляемые в межличностном общении, формируются и развиваются под влиянием общения с людьми. Другие виды чувств также находятся под влиянием общения с другими людьми. Так, например, эстетические чувства человеку сообщают другие люди, понимающие прекрасное. Моральные чувства также подкрепляются одобрением или неодобрением поступков человека со стороны окружающих людей, и иначе как в общении, это происходить не может.

Мотивы и социальные потребности растущая личность также заимствует в общении с окружающими людьми. Механизм передачи мотивов поведения от одного человека к другому в процессе общения можно представить себе следующим образом. Стремясь стать похожим на значимых для него людей, человек подражает им, в том числе перенимает их интересы. Наблюдая за поведением и поступками значимых людей и, одобряя их, человек принимает для себя наблюдаемое поведение. В конечном счете мотивы поведения других людей одобренные индивидом, становятся мотивами его собственного поведения.

Таким образом, человек как личность во всех ее существенных проявлениях формируется и развивается в процессе общения с людьми.


1.2 Зависимость психического развития человека от его общения с другими людьми

Зависимость психологического развития человека как личности зависит от его общения с другими людьми. Если человека лишить возможности удовлетворения данной потребности, то в его психике могут появиться определенные отклонения: слабое развитие речи; отсутствие необходимых коммуникативных умений и навыков; слабое развитие интеллекта; недоразвитие чувств.

Слабое развитие речи в условиях дефицита общения с людьми вызывается тем, что основным источником речевого развития человека являются люди, с которыми он общается. В раннем детстве ребенок осваивает речь путем прямого подражания взрослым людям, с которыми он повседневно общается. Начиная примерно с 3-х летнего возраста речевое развитие ребенка идет под воздействием многих других людей, с которыми он вступает в общение.

Став взрослым, человек продолжает развиваться в речевом плане через общение с людьми и другие источники речевого развития, например, книги, становятся доступными для него также через общение. Если с раннего детства ребенок испытывает дефицит общения с людьми, если этот дефицит продолжает существовать в дальнейшем, то у данного человека неизбежны недостатки в речевом развитии.

Если человек испытывает дефицит общения с другими людьми, у него не могут в достаточной степени развиться коммуникативные навыки и умения. В лучшем случае, данный человек будет обладать некоторым сравнительно примитивным набором невербальных средств общения, которые передаются по наследству. При этом у него не будет вербальных средств общения, связанных с человеческой культурой, а так же вербальных средств общения, связанных со знанием и использованием языка.

Что касается слабого развития интеллекта, то оно выступает как результат дефицита общения человека с людьми по следующим причинам. Во-первых, по причине слабого развития речи, во-вторых, по причине того, что человек лишается возможности обучаться на примере других людей, с более развитым, чем у него самого, интеллектом. В начале своего развития дети, играя вместе с другими детьми или людьми или занимаясь вместе с ними какими-либо делами, решают совместно, в непосредственном общении разнообразные задачи. Взрослые люди и более опытные партнеры по совместной деятельности демонстрируют ребенку способы решения задач, объясняют их и помогают овладеть ими. Ребенок развивает свой интеллект не только подражая другим людям, но и под их руководством, что исключено, в случае отсутствия активного общения. Примерно то же самое характеризует и интеллектуальное развитие взрослых людей.

Недоразвитость чувств выступает как следствие недостатка общения с людьми по следующим причинам. Когда люди находятся вместе и тем более, когда они общаются друг с другом, то переживания одного человека непосредственно передаются другому, который ему сопереживает. Это происходит за счет особого социально-психологического механизма прямого эмоционального воздействия людей друг на друга, которое известно как "заражение". Эмоционального заражения не происходит, если люди не общаются. Кроме того, через другой механизм обучения, - "подражание", люди общаясь и наблюдая друг за другом, учатся переживать, то есть, в соответствии с культурными нормами выражать свои чувства.

Специальные исследования по изучению влияния индивидуальной изоляции на человека показывают, что длительное пребывание в гермокамере ведет, как правило, к целому ряду нарушений в области восприятия, мышления, памяти, эмоциональных процессов и т.д. Однако при этом, серьезные нарушения психической деятельности и поведения человека наблюдаются в условиях изоляции только при отсутствии целенаправленной деятельности и при значительной гиподинамии.

Интересным и полезным материалом для понимания того, как действует на человека изоляция, являются свидетельства людей, добровольно или случайно очутившихся в ситуации оторванности от общества и лишенных межличностного общения. Все они в условиях изоляции вскоре начинают говорит вслух. Сначала это своего рода комментарии уведенного или происходящего. Потом появляется потребность обратиться к кому-нибудь или чему-нибудь; некоторые разговаривают сами с собой: подбадривают, дают советы, отдают команды, задают вопросы.

Основная причина такого поведения человека, заключается в том, что у него нет возможности для удовлетворения потребности в общении. Поэтому он компенсирует отсутствие реального межличностного общения представляемым и воображаемым.


Заключение

Общение людей друг с другом имеет даже большее значение для психологического развития, чем деятельность. В общении друг с другом решаются задачи, которые не доступны отдельно взятому человеку.

Именно благодаря общению в совместной деятельности люди когда-то сумели преодолеть свой животный, естественный образ жизни, подняться над собственной биологической ограниченностью, создать общество и культуру.

С первых дней жизни младенец начинает общаться со взрослыми людьми, и это общение не прерывается в течение всей жизни. С помощью такого общения ребенок усваивает все, что психологически делает его человеком вообще и современным человеком в частности. Это касается и человеческих особенностей его познавательных процессов, их произвольности и опосредованности; и человеческих особенностей его поведения (мораль, этика, культура поведения); и человеческих особенностей его личности (воля, способности, характер, потребности, чувства); и человеческих взаимоотношений (доброта, порядочность, отзывчивость и пр).

Общение - важное условие человеческого бытия. Оно является одновременно и объективным внешним фактором влияния на человека и, в то же время, формой существования ее индивидуально-психологического бытия.


Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - Л: Изд. ЛГУ, 1983.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Просвещение, 1978.

3. Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту, 1973.

4. Немов Р.С. Общая психология: Учебник. - М.: Владос, 2003.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник, 2001.

6. Психология: Учебник / Отв. Ред. А. А. Крылов. - М.: Проспект, 2005.


Систему межличностных и деловых отношений в классе. 1.4 Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников. Основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирования и развития личности является общение. В процессе учебной деятельности ребёнок выступает как субъект и как объект общения. В процессе учебной...

В некоторых случаях может стать источником стойкого асоциального поведения. Но случаи эти определяются не самой культурой, а, прежде всего атмосферой семьи подростка и его личностными характеристиками. Подводя итоги, выделим следующие основные направления позитивного воздействия общения со сверстниками и на развитие личности подростка. 1. Содействие формированию самостоятель

Обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка. Глава 2. Условия успешного семейного воспитания 2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения...

Руководителя, не имеет очень большого значения в жизни современных школьников. Он воспринимается как необходимость. Таким образом, современное понимание роли коллектива в формировании личности отличается от того, которое было разработано и обосновано представителями гуманистической педагогики. Заключение Данная работа посвящена изучению роли коллектива в формировании личности. Актуальность...