Проект во время древней руси. Конспект и презентация по окружающему миру на тему "Во времена Древней Руси" (4 класс)

Слайд 2

Правление у славян

Правления у славян не было такого, как теперь у нас. В каждом роду всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились на вече (мирские сходки) и решали дела сообща. Потом делами племён стали управлятькнязья.

Слайд 3

Между славянскими племенамине было согласия, а были у них всё ссоры да дра-ки. Некоторые племена, рассудив, что добру не бывать, решили на вече себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтобы своим родным не потакал. Послы пришли за моря к варяжскому народу и сказали такие слова: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами».

Слайд 4

Три варяго-русских князя, Рюрик и его два брата, пришли к нам и начали княжить. Сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началосьв 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

Слайд 5

Работа парах

Рассмотрите карту на с. 41 учебника.

Найдите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века.

Сравните эти территории.

Что с территорией Древней Руси произошло?

Как вы думаете, почему?

Слайд 6

Территория Древней Руси к середине XI века увеличилась. Князья завоёвывали новые земли.

Главными дорогами были реки и моря. По ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.

На берегу реки Днепр возник город Киев. Он стал столицей Древней Руси.

Слайд 7

Работа по учебнику

Прочитайте текст на с. 42 учебника.

  • Кто был главой Руси?
  • Кто помогал ему?
  • Чем занимались князья?
  • Какой русский князь знаменит своими походами?
  • Слайд 8

    Главой Руси был великий князь киевский. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Советниками и помощниками князя были бояре. Верная и преданная княжеская дружина была опорой и поддержкой главы Руси.

    Слайд 9

    Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней то воевали, то мирились.Русский князь Олег двинул на Византию огромный флот из 2000 кораблей. Чтобы преградить путь флоту, византийцы загородили вход в гавань огромной цепью.

    Слайд 10

    Тогда Олег, согласно легенде, поставил свои ладьи на колёса и, дождавшись попутного ветра, двинулся под парусами к стенам города. Под прикрытием судов русские воины смогли беспрепятственно подойти к городу. А для устрашения греков русы во время своей атаки выпустили в небо большое число воздушных змеев.

    Слайд 11

    Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключён мирный договор.

    Слайд 12

    Князь Владимир Святославич

    • Одним из первых русских князей был князь Владимир Святославич.
    • У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвища. Владимира прозвали Красным Солнышком.
    • Был Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превра-тил он Русь в огромную держа-ву, о которой с уважением говорили в Европе. Трудно было такой державой управлять, а ещё труднее защищать её.
  • Слайд 13

    Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги. Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости, а от крепостей до самого Киева – сигнальные башни с кострами.

    Слайд 14

    О времени княжения Владимира сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец и Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

    Слайд 15

    В 988 году – более тысячи лет назад – князь Владимир Красное Солнышко ввёл на Руси новую религию – христианство. В те времена христианская религия – вера в Иисуса Христа – была распростра-нена в большинстве стран Европы. Князь Владимир решил, что если Русь тоже станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с сосед-ними странами.

    Слайд 16

    Первыми приняли Крещение сам князь Владимир и его дружина.

    Слайд 17

    Затем князь заставил креститься киевлян. Княжеские слуги объехали весь город и оповестили, когда и куда надо приходить. «Если не придёт кто завтра на реку – будь то богатый или нищий – да будет мне враг!» - объявил князь.

    План

    1. Образование Древнерусского государства.

    1.Образование Древнерусского государства.

    Главными дорогами Древней Руси были озера, реки, моря. По ним плыли торговые караваны, ладьи и плоты переселенцев в новые земли. Водные пути древних славян вели на север в Балтийское море, а на юге — в Каспийское и Черное моря. Через южные моря можно было попасть в Византию, в столицу Константинополь (Царьград).

    Этот торговый путь называли «из варяг в греки». Варягами называли жителей Северной Европы, а греками — жителей Византии.

    На этом пути, на озере Ильмень был основан Новгород, а на крутом берегу Днепра — Киев.

    Жители Новгорода в 862 году призвали на княжение Рюрика . После него князем Новгорода стал Олег и в 882 году объединил под своим правлением Новгород и Киев. В результате возникло Древнерусское государство, столица которого была в Киеве. Олег стал великим князем киевским.

    Территорию Древней Руси населяли восточные славяне и другие народы: весь, мурома, водь, чудь, меря, уврелы, ижора.

    2. Управление в Древней Руси.

    Главой Древнерусского государства был великий князь киевский. Помощниками и советниками были бояре. А опорой и поддержкой – княжеская дружина (воины).

    Князья поддерживали порядок на Руси, заботились о ее безопасности.

    Князя Олега прозвали вещим , потому что народ дивился его удачам во время походов. Так князь Олег флот из двух тысяч кораблей двинул на Византию. Византийцы преградили путь в гавань огромной цепью. Тогда князь Олег приказал поставить ладьи на колеса и двинул их к городу. Невиданное зрелище испугало византийцев, и они запросили мира. Князь Олег прибыл свой щит к воротам Царьграда и между Русью и Византией был заключен мирный договор.

    Правление великих киевских князей:

    • Игорь Рюрикович – князь Киевский (912 – 945).
    • Ольга святая (в крещении Елена) – русская княгиня, жена Игоря Рюриковича. После его смерти она стала управлять Русью за своего малолетнего сына Святослава.
    • Святослав Игоревич (сын княгини Ольги и князя Игоря). Он очень много воевал.
    • Владимир Святой (Красное Солнышко)
    3. Князь Владимир и Крещение Руси.

    Князь Владимир княжил в 980 — 1015 годах . В народном эпосе его величают Красным Солнышком .

    При князе Владимире был заново укреплен и застроен каменными зданиями Киев. Он заботился о русском государстве и о его народе. К югу от Киева князь поставил богатырские заставы, чтобы защитить Русь от набега кочевников. Народ складывал о богатырях сказания и былины,.

    Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси . В странах Европе в то время христианство было распространено в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договориться с соседними странами. На Русь христианство пришло из Византии.


    Первым принял крещение князь Владимир и его дружина. Затем по повелению князя были повержены изваяния прежних богов. Изваяние главного божества — Перуна — было сброшено в Днепр.

    Потом князь Владимир приказал всем киевлянам придти к реке. Было лето и он повелел всем войти в воду. После чего священники совершили обряд Крещения. Год Крещения Руси — 988г .

    Не сразу прижилась новая вера. Сильна была привязанность к старым обычаям. И сегодня еще можно встретить отголоски старо-славянских верований.

    Время княжения Владимира является периодом подъема Древнерусского государства: становление феодального строя, успешных завоевательных походов, развития грамотности и культуры, землевладения и ремесел. Христианство учит думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, сплачивает людей. В результате окрепли ее связи со странами Европы, вырос авторитет Руси. Князь Владимир превратил Русь в огромную державу.

    Просмотры: 17 648

    Вам может быть интересно

    У р о к 42. ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

    22.08.2014 5901 0

    Цели:

    1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.

    2. Развивать умение работать с исторической картой.

    3. Развивать устную речь.

    4. Воспитывать интерес к истории.

    О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

    Что нас ждет сегодня,

    Хотите об этом узнать?

    Тогда постарайтесь скорее

    Этот кроссворд разгадать.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Река, по среднему течению которой находились земли полян.

    2. Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мед диких пчел?

    3. Как называются объединения славян?

    4. Фантастическое существо, которое обитает в озерах и реках.

    5. Бог грома и молнии.

    6. Злое существо, которое поселялось в доме.

    7. Фантастическое существо, которое водится в лесу.

    8. В конце декабря древние славяне проводили праздник…

    9. Материал, из которого делали посуду наши предки.

    10. Праздник проводов зимы и встречи весны.

    11. Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью.

    Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как возникло русское государство. А пока вспомним, как жили наши предки.

    Ii . Проверка домашнего задания.

    Учитель проводит опрос.

    – Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

    – Какие занятия восточных славян вы знаете?

    – Расскажите о жилище восточных славян.

    – Во что верили восточные славяне?

    Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.

    Тест «Жизнь древних славян»

    1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:

    а) от восточных славян;

    б) западных славян;

    в) южных славян.

    2. Древние славяне жили:

    а) в одиночку;

    б) семьями;

    в) племенами.

    3. Богом грома и молнии у древних славян был:

    б) Перун;

    4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:

    а) солнца;

    5. Свои дома славяне строили:

    а) из камня;

    б) кирпича;

    в) столбов деревьев.

    6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

    а) земледелием;

    б) рыболовством;

    в) охотой.

    III. Работа над новым материалом.

    Учитель. Правления у славян не было такого, как теперь у нас. Государей у них не было, а в каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща.

    Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. А сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел.

    Тогда один старый и умный старейшина по имени Гостомысл позвал к себе перед смертью многих старых людей и стал говорить им: «Поищите себе такого человека, который бы разбирал ваши ссоры, мирил вас и наказывал непослушных. Такой человек будет заботиться также, чтобы чужие народы не обижали вас!»

    Славяне послушались умного совета. Они послали послов за моря в другую далекую страну, где жил народ по имени варяги. Послы пришли за море к варяжскому народу и сказали знатным людям, которых варяги называли князьями, такие слова: «Наша земля велика и богата, только порядка в ней нет: приходите управлять нами!»

    Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так родилось в 862 году по Рождестве Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью.

    Учитель знакомит с родословным деревом первых русских князей:


    Учитель. Слово «князь» происходит от славянского «конязь» – конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племен, а когда приходили враги, становились военачальниками.

    Учитель предлагает рассмотреть карту «Древняя Русь» на с. 41 учебника.

    Учитель. Покажите территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Сравните.

    Ученики. Территория Древней Руси в середине XI века увеличилась.

    Учитель. Как вы думаете, почему территория увеличилась?

    Ученики. Князья завоевывали земли.

    Учитель. Найдите реку Днепр. Какие города Древней Руси находились на берегах Днепра?

    Учитель. Какие дороги были главными в Древней Руси?

    Ученики. Реки и моря, так как по ним плыли купеческие караваны, ладьи и плоты переселенцев на новые земли.

    Учитель. Кто был главой Руси? Какой русский князь особенно прославился своими военными подвигами?

    Ученики. Главой Руси был Великий князь киевский, а его советниками и помощниками – бояре. Русский князь Олег прославился военными подвигами.

    Учитель. В 879 году Рюрик умер. Его преемник Олег вместе с сыном Рюрика Игорем и варяжской дружиной решили перенести центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. Это произошло в 832 году, который положил начало образованию Древнерусского государства – Киевская Русь.


    Жура-жура-журавель! (Ходьба на месте с высоко

    Облетал он сто земель. поднятыми коленями, махи

    Облетал, обходил, руками.)

    Крылья, ноги натрудил. (Поглаживание рук, ног.)

    Мы спросили журавля:

    «Где же лучшая земля?» (Руки вытянуты перед собой,

    Отвечал он, пролетая: вопросительная мимика.)

    «Лучше нет родного края!» (Легкий бег на носочках на

    месте, кружатся.)

    Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

    Учитель. Одним из первых русских князей был Владимир Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

    О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

    Кого называли богатырями? Что общего у всех богатырей?

    Ученики. Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги.

    Учитель. Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов древних славян. Назовите их.

    Ученики. Бог молнии и грома – Перун, бог ветра – Стрибог, бог солнца – Хорс и др.

    Учитель. Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпадала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.

    Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды, солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники разозлились и убили христианина вместе с сыном.

    Но мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто, сходясь для торговли с христианскими народами (греками, болгарами, жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга, названная за это Благоверною и Святою. Она уговаривала и сына своего креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вера языческая не истинная, что идолы, которым он и его народ молятся и приносят жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру. О том, как прошло крещение Руси, прочитайте статью «Князь Владимир и крещение Руси» на с. 43–45 учебника.

    IV. Закрепление изученного.

    Учитель проводит опрос.

    – Что являлось главными дорогами в Древней Руси?

    – С какими морями древних славян связывали водные пути?

    – На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?

    – Кто был главой Руси?

    – Кто помогал ему?

    – Чем занимались князья?

    – Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?

    – Почему князя Олега народ прозвал вещим?

    – Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

    – С какой целью князь Владимир крестил Русь?

    – Как происходило крещение Руси?

    – Как народ принял новую веру?

    – Чем христианство отличается от язычества?

    V. Итог урока. Выставление оценок.

    Учащиеся читают вывод на с. 45 учебника.

    Домашнее задание.

    с . 40–45. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания 1–2.

    Тема: “Во времена Древней Руси”.

    Цели урока: формировать представление о древней Руси, русских князьях; развивать устную речь, воспитывать интерес к истории, любовь к Родине.

    Оборудование: карта древней Руси IX–XI веков, карточки с отпечатанными словами (Великий князь, бояре, дружина, князья, христианство, письменность и просвещение, развитие ремёсел, авторитет в Европе, Киев, 988 год), красные кружочки для показа городов на карте, отрывок из фильма “Садко”, иллюстрации с изображением идолов, князя Владимира, обрядовые куклы, тетрадь на печатной основе по программе, карточки для индивидуальной работы.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Сообщение темы, целей урока.

    – Сегодня мы узнаем о том как жили наши предки во времена Древней Руси, где проходил главный торговый путь, кто помогал Великому Князю в управлении государством, а так же узнаем о Крещении Руси.

    2 . Опрос домашнего задания

    а) Дать карточки с индивидуальными заданиями:

    1. Описать жилище древних славян. (2 чел.)
    2. Чем занимались мужчины, женщины? (2 чел.)

    б) Расскажите о роде занятий восточных славян.
    в) Почему наши предки жили племенами?
    г) Расскажите о вере древних славян.
    д) Что это? (показ обрядовых кукол)
    Для чего использовались эти куклы?

    Пеленашка – делалась, чтоб злые духи не могли пожелать плохого ребёнку. Куклу клали в колыбельку.
    Куватки – делал мужчина во время родов, привязывал в предбаннике, чтобы жена удачно родила ребёнка.
    Бессонница – клали в колыбельку ребёнку, если он плохо спал и плакал.
    Свадебная кукла – 2 куклы вместе –мужчина и женщина держатся за руки. Дарили на свадьбе чтобы молодые всю жизнь жили дружно “рука об руку.”
    Веппская кукла – полногрудая женщина, символизирующая плодородие, достаток, благополучие. Ещё эту куклу называли “Берегиня.”

    – Молодцы, вы все хорошо приготовили домашнее задание о жизни восточных славян. А вот Полина приготовила в качестве домашнего задания стихотворение С.Маркова “Славяне”.

    3. Стих Маркова “Славяне” (читает Полина Рябова)

    …Идём среди сохлой травы,
    Расправив могучие груди,
    И князь, и седые волхвы –
    Лесные и пчёльные люди.
    Секиры подъемлются вновь,
    Теплы и красны топорища,
    Шипит печенежская кровь
    На серой земле пепелища.
    Мы ведать мгновенья должны
    Известной охотничьей дрожи,
    Мечи, опуская в ножны
    Из бычьей скоробленной кожи.
    Мы знаем, что время придёт,
    Свершатся труды и заботы,
    И снова сверкающий мёд
    Наполнит глубокие соты.

    – Вам было интересно узнать о наших предках славянах? А давайте продолжим дальше знакомство с их жизнью…

    4. На прошлом уроке мы узнали, что столицей Древней Руси был город Киев. Он образовался на берегу реки Днепр неспроста. По рекам можно было доплыть до Балтийского моря, до Чёрного моря. Плыли купеческие караваны, ладьи с переселенцами в поисках новых земель, могли пожаловать и лихие люди. Этот великий водный путь историки называют “Из Варяг в греки”. Если вы найдёте на карте в учебнике с. 41 начало и конец этого пути, вы сможете сказать, почему этот водный путь получил такое название.
    Да, путь начинался в Швеции т.е. где жили варяги. Давайте проследим как двигались купцы по этому пути, через какие города проходил их путь.

    НОВГОРОД. (Ставим на карте в книге точки, а на карте у доски прикрепляем кружочки)

    Показ отрывка из фильма “Садко”. (Со слов: “Здравствуй, господин великий Новгород!”, показ торговых рядов)

    – Пояснить что везли разные товары которых на Руси не было. А кто заметил, что путь по воде прерывается? А как интересно путь продолжался дальше? … ВОЛОКОМ ! Корабли волокли по земле. Там, где начинался путь “волоком” появился город Верхний Волочок , а там, где этот путь заканчивался, образовался… верно, город Нижний Волочок. Названий городов на карте нет, но давайте поставим точки там, где образовались эти города. Далее путь следовал через Смоленск, Киев, Переяславль и заканчивался в Греции.

    – Кто может показать водный путь через всё государство на карте у доски? (1–2 чел.)

    – Итак, кто объяснит почему путь назывался “Из Варяг в греки?”

    5 . А сейчас в тетради на печатной основе с. 17 найдите торговый путь и обозначьте его красной линией.
    Найдите границы государства и заштрихуйте зелёным цветом. (Пока дети работают, оценить индивидуальную работу по карточкам.)
    Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей. Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли.

    ФИЗМИНУТКА

    – Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

    – Управлять государством одному Великому Князю Владимиру было сложно, поэтому ему нужны были помощники.

    Великий Князь

    Бояре дружина князья

    Работа с учебником (с. 42 чтение)

    – А ещё в дружине были богатыри. О богатырях того времени народ сложил много сказок, легенд, былин. Назовите имена тех богатырей, которые дошли до наших дней. (Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович…)

    – Домашним заданием будет дополнительный материал о богатырях.

    7. Велики заслуги перед народом и самого Великого Князя Владимира. Об одной из заслуг мы узнаем сегодня от Насти Хомяковой.

    Сообщение о крещении Руси. (1–3 мин.)

    – Кто из Настиного рассказа запомнил в каком году состоялось крещение Руси?

    988 год

    Работа с книгой с. 44 предпоследний абзац и до конца параграфа. После прочтения задаю вопрос: ”Что принесло христианство?”

    Христианство

    Если остаётся время:

    Найдите в учебнике определение слову Крещение. Запишите его в тетрадь на печатной основе (с. 17).

    Русь приняла христианскую веру, но язычество сразу не ушло. Не мог народ разом отказаться от традиций, обычаев, обрядов, которые складывались веками. И по сей день живёт вера в домовых, русалок, леших…

    – Экскурс в прошлое заканчивается, а мы должны подвести итог урока.

    – Скажите, что нового и интересного о жизни славян мы сегодня узнали?

    Выставить оценки.

    9. Домашнее задание: в тетр. на печатной основе с.18 – 19. Найти дополнительный материал о русских богатырях.

    10 . Наш урок окончен, а на прощание ребята приготовили в подарок гостям Веппскую куклу – символ достатка, плодородия, благополучия.