Православие на практике — как обуздать гнев? Вера православная - гнев Как победить гнев святые отцы.

Паисий Святогорец

Как преодолеть гнев

— Геронда, я хочу освободиться от гнева Вижу, насколько неуместен для монаха гнев.

— Гнев, чистый гнев — это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ей воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства

— Значит, геронда, мне нужно было бы гневаться на диавола, а не на сестёр.

— Видишь ли, вначале человек гневается на других, потом, если будет подвизаться, станет гневаться на тангалашку, а в конце приходит к тому, что гневается только на своего ветхого человека, на свои страсти. Потому старайся гневаться только на тангалашку и на свои страсти, а не на сестёр.

— Геронда, мои гнев и упрямство — это детские страсти?

— Нет, дорогая! Понятно, если маленький ребёнок злится, стучит ножками и кричит «не хочу, не буду!» Но с возрастом он должен от этого избавиться, сохранить только детскую простоту, непосредственность, а не свои детские глупости. Видишь, некоторые потом до чего доходят! Бьются в гневе головой о стенку — хорошо, что Бог так устроил, что у людей крепкая голова, поэтому с ними ничего не случается! Другие рвут на себе одежду! Был человек, который каждый день в гневе рвал на себе рубашку. Рвал на кусочки, чтобы не срываться на других.

— Получается, что гнев — это вымещение злобы?

— Да, но не лучше ли вымещать злобу на своём ветхом человеке, чем на других?

Почему мы гневаемся

— Мне кажется, что я не гневаюсь, а просто раздражаюсь.

— Это как? Если раздражаешься, то должна посмотреть, нет ли в тебе страсти гнева. Одно дело, если человек в раздражении скажет резкое слово, потому что он устал, у него что-то болит, есть какие-то проблемы и т. д. Иной и на приветствие может ответить: «Да отстань ты!» — хотя ему ничего плохого не сказали, сказали только «здравствуй». Но человек устал, ему больно, поэтому так и реагирует. Ведь даже самый терпеливый ослик, если его перегрузить, будет лягаться.

— Когда у меня нет мира с собой, то меня раздражает любая мелочь.

— Если у тебя нет мира с самой собой — значит, у тебя духовное недомогание и неудивительно, что ты так реагируешь. Если человек болен, он иногда устаёт даже от звуков речи. То же самое, когда он в плохой духовной форме, у него нет трезвения, терпения, снисходительности.

— Геронда, почему я гневаюсь по малейшему поводу?

— Гневаешься, потому что думаешь, что всегда виноваты другие. В тебе гнев происходит от того, что ты принимаешь относительно других помыслы, приходящие слева. Если будешь принимать помыслы, приходящие справа, то не будешь обращать внимания на то, что тебе сказали и как сказали. Будешь принимать ответственность на себя и не будешь гневаться.

— Но, геронда, я не могу поверить, что всегда виновата именно я.

— Похоже, что в тебе есть скрытая гордость. Смотри, осторожно, ведь гнев несёт в себе самооправдание, гордость, нетерпение, наглость.

— Геронда, почему сегодня люди так легко раздражаются?

— Сейчас и мухи раздражаются! У них упрямство, настойчивость! Раньше, если ты муху отгонял, она улетала. Теперь упорно сидит… Но правда и то, что сегодня и некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным

— Почему теперь, когда живу в монастыре, не гневаюсь, а в миру сильно гневалась?

— Часто из-за внешних причин человек испытывает недовольство и срывается, потому что не испытывает удовлетворения от того, что делает и хочет чего-то другого. Но такое раздражение как внешняя пыль, оно исчезает, когда человек находит то, к чему стремится.

«Гневайтеся, и не согрешайте»‘(Пс.4,5)

— Геронда, негодование происходит от эгоизма?

— Не всегда Есть и праведный, священный гнев. Пророк Моисей скрижали с заповедями держал в руках, но, когда увидел, что израильтяне приносят жертву золотому тельцу, в священном гневе бросил их на землю и разбил (См.Исх.32,1-24). Прежде чем подняться на гору Хорив13, где он должен был получить заповеди, Моисей сказал израильтянам, что они должны делать до его возвращения. К тому же они и сами видели молнии и слышали гром на вершине Хори-ва, но, так как Моисей долго не возвращался, они стали искать себе бога Пошли к Аарону и сказали ему. «Мы не знаем, что случилось с Моисеем Кто нас теперь поведёт? Сделай нам богов, чтобы они вели нас». Аарон сначала не соглашался, но потом уступил. Люди взялись за работу. Построили печь, побросали в неё всё золото, которое им дали египтяне перед исходом из Египта, и сделали целого золотого тельца. Водрузили его на большой камень и стали пить и веселиться. «Он поведёт нас», — говорили люди. Тогда Бог сказал Моисею: «Иди скорее вниз, потому что народ изменил Мне». Спускаясь с Синая, Моисей услышал крики. Иисус Навин, который ждал его внизу, говорит «Что случилось? Пришли иноплеменники!» «Это не боевые крики, это веселье», — ответил ему Моисей. Они подошли ближе, увидели, как люди веселятся, потому что золотой телец поведёт их в Землю обетованную! Видишь, телец-то был золотой!… Вознегодовал Моисей, бросил на землю и разбил скрижали с заповедями.

Человек духовный может рассердиться, вознегодовать, закричать, но по серьёзному духовному поводу. Внутри у него нет зла, и другим он зла не причиняет. «Гневайтеся и не согрешайте» — не так ли говорит ли пророк Давид?

«Уготовихся и не смутихся» (Пс.118,60)

— Геронда, как же мне преодолеть гнев?

— Задача в том, чтобы не доходить до гнева. Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает.

— А как не доходить до гнева?

— Необходимо бодрствование. Следи за собой и сдерживай свой гнев, чтобы страсть не пустила в тебе корни. А иначе, даже если ты потом захочешь вырубить её топором, она постоянно будет давать новые побеги. Помни сказанное пророком Давидом: «Уготовихся и не смутихся». Знаешь, как один монах поступал? Выходя из кельи, он крестился и говорил: «Боже мой, сохрани меня от искушений». Он был готов к встрече с искушением. Словно стоял на страже. Смотрел, с какой стороны придёт искушение, чтобы защититься от него. Если какой-нибудь брат делал ему что-то плохое, он был готов и отвечал ему кротостью и смирением. То же делай и ты.

— Геронда, иногда, когда бывает искушение, я себе говорю: «Промолчу», но под конец не выдерживаю, срываюсь.

— Что значит срываюсь? А сорванное потом куда девается? Сгорает? Похоже, в тебе мало смирения, поэтому ты доходишь до определённого предела, а потом срываешься. Нужно ещё чуть-чуть смирения. Прежде чем заговорить, прочитай два-три раза молитву Иисусову, для просвещения. Одна женщина, когда сердилась, сначала читала «Верую» и потом открывала рот. Мирские люди, а, видишь, как подвизаются!

— Что делать, если мне не нравится манера поведения одной из сестёр?

— Относись к сестре по-доброму. Постарайся оправдывать её с любовью. Это поможет тебе приобрести естественным образом постоянное хорошее духовное расположение. И когда к тебе придёт страсть гнева, то найдёт твоё сердце занятым любовью и, не имея места, где остановиться, уйдёт.

Смирением и молчанием мы побеждаем гнев

— Геронда, как человек может победить гнев?

— Смирением и молчанием мы побеждаем гнев. Почему мы называем змею мудрой? Хотя у неё есть сильное оружие, яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идёт напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека. Однажды кот Дикас у меня в келье собирался придушить лягушонка. Лягушонок сидел без движения, и Дикас оставил его в покое и ушёл. Лягушонок своим молчанием и смирением… победил кота Но стоило бы ему хоть немного пошевелиться, Дикас схватил бы его, стал бы бросать и бить как бубен.

— Когда у нас с сестрой бывают разногласия и каждая стоит на своём, то мы заходим в тупик, и под конец я раздражаюсь.

— Видишь ли, одна из двух должна смириться и уступить, иначе никак. Если два человека хотят пронести в маленькую дверь длинную доску, кто-то из них должен зайти первым, другой за ним по-другому они не смогут её занести. Когда каждый стоит на своём, это всё равно, что бить камень о камень — только искры летят!- Жители фарасы, когда кто-то стоял на своём, говорили: «Пусть твой козёл будет козочкой, а мой козлёнком», и так избегали ссоры. Во всяком случае, тот, кто уступает, оказывается в выигрыше, потому что чем-то жертвует, и это приносит ему радость и мир.

— А если человек внешне ведёт себя правильно и уступает, а в душе возмущается?

— Это значит, что в нём ещё жив ветхий человек, и он с ним борется.

— Но почему, геронда хотя он и правильно себя ведёт, но внутреннего мира не имеет?

— Как же у него будет мир? Чтобы у человека был мир, он должен и внутренне быть правильно сориентирован. Тогда уходит гнев, беспокойство, и в человека входит мир Божий. А когда приходит душевный покой, то уничтожает чад гнева душевные очи очищаются, и человек начинает видеть ясно. Поэтому Христос именно о «миротворцах» говорит, что они «сынове Божий нарекутся» (Мф.5,9)

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 5. Москва, 2009 г.

Молитва от гнева аввы Дорофея

Боже милосердый и человеколюбивый! По неизреченной твоей благости сотворивый нас из ничего, для наслаждения Твоими благами, и кровию Единородного Сына Твоего, спасителя нашего, призвавший нас, отступивших от Твоих заповедей! Приди и ныне, помоги немощи нашей, и как Ты некогда запретил волнующемуся морю, так и ныне запрети возмущению сердец наших, чтобы Ты не лишился в один час нас обоих, чад Своих, умерщвленных грехом, и дабы не сказал нам: «коя польза в Крови Моей, внегда сходити Ми во истление», и: «аминь глаголю вам, не вем вас», потому что светильники наши погасли от недостатка елея. Аминь.

Гнев – это поток разрушительной, негативной энергии, потеря душевного равновесия, возникающая на внешний раздражитель. Привести к злости может социальная несправедливость, плохая оценка, маленькая зарплата, измена, критика.

Состояние выражается в обвинениях, желании наказать и обидеть, разрушить, отомстить, вызвать страх. Гневливый человек неприятен, загрязнен бранными словами, местью, злобой.

С точки зрения современного общества и православия для христианина приемлемы: добродушие, уважение, спокойствие, долготерпение. Со стороны окружающих, даже праведный гнев, оценивается как возмутительное, неподобающее, безобразное поведение.

Необузданный гнев – эмоция, разрушающая душу

Проявления гнева считаются , о нем говорится в Новом завете. «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание , медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией».

Слова из Послания апостола Иакова не потеряли своего значения сегодня. Гнев – это порок, вызванный гордыней, толкающий на мщение. Люди, государства в порыве мести двигаются к самоуничтожению.

Нужно учиться слышать друг друга, прощать обиды. Гневное чувство уместно к людям, нарушающим закон, злоупотребляющим своим положением. Каждый человек в случае опасности обязан защитить себя, семью, страну. Но не должен поддаваться желанию мести, неконтролируемому насилию, жестокости.

Совет. От гнева очень хорошо помогает святая вода, как можно чаще пейте её и сходите на исповедь в Церковь!

В повседневных жизненных ситуациях христианин должен научиться бороться с раздражением. Это способствует духовному развитию, помогает уничтожить зло. Гнев и злость убивают все доброе вокруг. Гневаясь, христианин не доставляет удовольствия себе, поселяет ответное чувство ненависти или боль в душе обиженного.

Последствия гнева

Гнев можно обозначить как раздражительность, обиду, желание зла огорчившему, агрессию. Если христианин не в состоянии их контролировать возникают опасные ситуации, совершаются преступления.

Вечно негодующий, злой человек вызывает у окружающих негативные эмоции, ответный гнев и месть. От него отдаляются близкие люди, коллеги. Гневные вспышки, направленные на окружающих, возвращаются рикошетом.

Гнев и злость порождают опасные страсти:

  • ненависть;
  • злопамятство;
  • ревность;
  • ярость;
  • ложь.

Гнев дает кратковременное иллюзорное наслаждение властью, побуждает к клевете, физическому насилию, делает несчастным самого человека и его окружение. В грехе гнева христианин отходит от Бога, совершает убийства и самоубийства.

Постоянно подавляемая в себе агрессия становится причиной сердечных заболеваний, депрессии, психических нарушений, ослабляет иммунитет. Обе крайности опасны, мешают нормальному восприятию окружающей обстановки.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Гнев – сильный, всепожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным».

Как избавиться от греха гнева?

Отрицательная эмоция не возникает на пустом месте, у нее всегда есть предвестник. Чтобы молоко не убежало из кастрюли, его нужно вовремя снять. Чтобы гнев не завладел мыслями, его нельзя пускать в душу. Нужно прекратить общение с раздражающей персоной, уйти из помещения, где назревает скандал, мысленно отгородиться от негатива.

Принимайте грубо высказанные замечания, не как личную обиду, а как слова некультурного человека, которому стыдно уподобляться. Когда почувствуете себя на грани срыва, начинайте глубоко дышать, мысленно отдалитесь от неприятной ситуации.

Не накапливайте злость и раздражение. В спокойной обстановке докажите свою правоту, расскажите, что вас не устраивает. Безгрешных людей не бывает, нужно научиться понимать, прощать, вести диалог, а не предаваться греху гнева.

Постарайтесь найти оправдания поступкам ближних. Во время ссоры представьте себя на месте ребенка, принесшего плохую оценку, задержавшегося на работе мужа, критикующего начальника.

Это поможет устранить раздражение, понять причину. При приближении гнева молитесь, просите у Господа терпения, спокойствия. Помните, христианин не должен говорить злобных слов. Это грех, за который придется отвечать на . Если не проходит озлобленность, обида, .

На собственном примере не учите гневу ребенка, приучайте его к миролюбию. Недостаток внимания, постоянная критика, нравоучения провоцируют вспышки злости. Воспитывайте детей в любви, обращайте внимание на свое поведение.

Малыши и подростки, которые видят гневных, ругающихся родителей, могут начать вести себя подобным образом. Поддержите ребенка, помогите разобраться с негативными ситуациями, не подавляйте, а научите управлять эмоциями. Это поможет стать миролюбивым, гармоничным, успешным человеком.

Укрощая гнев христианин:

  • сохраняет хорошие отношения с окружающими людьми;
  • сохраняет энергию и здоровье, достоинство и уважение;
  • находит правильный выход из ситуации.

В тяжелых случаях, когда ярость пытается завладеть мыслями, прочтите молитву Аввы Дорофея.

Слово Патриарха Кирилла в среду первой седмицы Великого поста

Вечером 20 марта 2013, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Святоотеческая традиция свидетельствует о том, что грех, начало которому было положено в ангельском мире и который через грехопадение прародителей вошел в жизнь людей, многообразно проявляет себя в различных пороках. Более же всего природа греха являет себя в гордыне. Гордость, по словам многих святых отцов, - это мать пороков. Из нее, как из злого корня, произрастают различные проявления человеческой греховности.

Одним из таких проявлений является гнев. Святой Иоанн Лествичник прямо связывает гнев с гордостью. Гнев - это та человеческая эмоция, которая приносит страдание и самому гневающемуся, и тем более тем, кто является свидетелем или объектом гнева. Иоанн Лествичник называет гнев болезнью, и он прав: гнев - это болезнь и в духовном, и в физическом смысле.

Иногда причина гнева - это расстройство нервной системы. Это некий непорядок в физическом теле человека, и такие проявления греха нужно лечить, обращаясь к врачам, употребляя лекарства и иные способы исцеления от этой болезненной эмоции. Но нас с вами более всего беспокоит иное. А если это душевная болезнь? Если это проявление греха, то как бороться с этой болезнью?

Если гнев есть проявление гордости, то он связан с такими качествами, как себялюбие, властолюбие, самомнение. Гнев проистекает из того, что человек позволил гордыне войти в свое сердце, допустил к себе этот грех, который развиваясь, порождает тяжелейшие последствия.

Гордый человек как бы повторяет грех Денницы - того ангела, который стал сатаной. Тот не захотел быть рядом с Богом, он захотел быть на месте Бога. Так и гордый человек изгоняет Бога из центрального места в своей жизни, и это место занимает его собственное «я», которому он поклоняется, которое он превозносит и одновременно подвергает огромным испытаниям. Ведь если человек себялюбив, эгоистичен, то всякая попытка других людей сказать то, что не соответствует его мыслям, или предпринять действия, которые хоть как-то ущемляют его «я», приводит к тяжелейшим последствиям, и нередко такие люди, будто бы обиженные другими, проявляют гнев.

Когда человек страдает от гордыни, он становится очень уязвимым и слабым. Ему кажется, что он сильный, ведь чаще всего гордость проникает в сознание людей умных, образованных, удачливых. Но, изгоняя Бога из своей жизни и поставляя на это место самого себя, такой человек становится очень уязвимым. Собственно говоря, гнев - это крайняя степень несогласия человека с другими, которая выражается вовне в самых отвратительных формах.

В гневе мы словно видим лицо греха, его безобразие, его ненормальность, ведь нормой является исполнение Божиего закона, слушание Божиих заповедей, жизнь согласно этим заповедям. Это и есть Богом определенная норма жизни для людей, а грех есть нарушение нормы, а стало быть, ненормальность, болезнь, как о том говорят святые отцы.

Многие греховные движения происходят внутри человека, в глубине его сознания, в сердце. Несогласие с людьми может вызывать чувство внутреннего раздражения, но это раздражение сокрыто, от него страдает только тот, кто раздражается. Совсем другое дело гнев. Гнев - это не скрытое раздражение, а это видимая всем тяжелейшая эмоция, которая в первую очередь приводит в тяжкое состояние самого гневающегося. Через гнев он ослабляет, если не разрушает, свои отношения с другими людьми. Ну, кто будет любить гневливого? А как тяжело работать с гневным человеком. И дружить с ним невозможно, и он, считая себя сильным, в действительности слаб настолько, что оказывается в полном одиночестве.

Грех не может быть приятным. Пороки могут быть только мнимо приятными, на самом же деле всякий грех несет в себе огромный ущерб для человеческой личности, и гнев являет нам пример такого ущерба. Гневающийся теряет и ничего не приобретает, потому что человек ничего не может приобрести для себя через грех.

Но есть еще что-то, что превращает этот грех в великую опасность для духовной жизни человека. Мы находим удивительные слова в послании апостола Павла к Ефесянам: «Солнце да не зайдет во гневе вашем, ниже дадите место диаволу» (Ефес. 4:26-27). То есть апостол предупреждает: если и прогневался, не выдержал, проявил эмоции недолжным образом, то сделай так, чтобы до заката солнца все прошло, сам себя освободи от груза гнева, примирись с тем человеком, на которого прогневался. А почему это нужно сделать быстро? А потому что если гнев удерживается на протяжении долгого времени, то он перерастает в другой, еще более страшный порок - в злобу. А злоба - не просто один из пороков.

По-русски слово «злоба» имеет тот же корень, что и зло, а зло - это ведь и есть дьявол. Как и в гордыне, в злобе проявляется сама природа греха, и человек злой спастись не может. Он не может быть вместе с Богом, потому что там, где зло, там нет Бога. Человек через зло связывается с дьяволом и помимо своей воли становится игрушкой в его руках, подобно тому, как через любовь человек входит в общение с Богом.

Гнев иногда списывают на свойства характера, и, действительно, он может быть каким-то образом связан с особенностями человеческого организма. Но если эта черта, этот порок не подвергается духовному лечению, то перерастает в злобу, а злобу уже ничем вылечить невозможно, потому что зло противоположно Богу - злой человек погибает.

Вот почему необходимо бороться с гневом, удерживать себя, в первую очередь, от внешних проявлений раздражения. Само по себе раздражение также опасно для человека - оно разрушает его внутренний мир и покой, путает мысли, мешает определиться, в том числе в отношениях с людьми, правильно проанализировать эти отношения, особенно если они входят в полосу конфликта. Через раздражение человек ослабляет свои способности к общению с другими, но раздражение, оставаясь внутри, не наносит такого ущерба человеку и его отношениям с окружающими, как внешнее раздражение, - это гораздо более страшное состояние.

Так вот, гнев, который входит в привычку, гнев, который превращается в природу человека, который становится его второй натурой, - это и есть путь в бездну, потому что такой гнев всегда будет перерастать в злобу, в полное отчуждение от Бога. Человек может и верить формально, и даже в Церковь ходить, но если в душе злоба, то не может быть спасения. А потому нужно останавливать этот грех, когда он еще внутри, когда появляется раздражение, досада на других людей.

Очень хорошее средство предлагают святые отцы - думать в это время о своих собственных грехах. Если нам что-то не понравилось в человеке, если мы видим соринку в его глазу, нужно посмотреть на самого себя, и, может быть, увидишь бревно, несоизмеримое с тем, что вызывает раздражение в другом человеке.

Ну, а если гнев все-таки посетил, захватил душу, выплеснулся наружу, то словами апостола Павла «до захода солнца» исторгай из себя это состояние, кайся пред Богом и примиряйся с ближним. Замечательные слова мы слышим многократно во время великопостного богослужения: «Положи, Господи, хранение устам моим».

Мы обращаемся к Богу с молитвой, чтобы Он дал нам силу контролировать наши слова, а значит, и наши эмоции, и это в первую очередь применимо к такому состоянию, как гнев. Великий пост - время раздумий над самим собой, время молитвы, время борьбы с нашими страстями и пороками, и да поможет нам Господь по милости Его освобождаться от того, что тяготеет над нашей душой, дабы сделать, может быть, не такие уж большие, но реальные шаги навстречу Богу. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Время начать наконец всерьез бороться со своими страстями. Особенно въедливая страсть, которая так часто отравляет нашу жизнь, - это раздражительность. Как ее победить, объясняет епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.

Как лихорадка в человеке имеет разные причины, но можно сказать, что главная из них - это некая неустроенность тела, так и раздражительность имеет разные причины, но главная - это неустроенность души. Святые отцы говорили еще прямее: "Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души" (преподобный Иоанн Лествичник).
Почему, работая в больнице, люди так часто побеждаются раздражительностью? Это случается не только в больнице, но и в любых экстремальных условиях. Когда мы сыты, когда мы выспались и нам не нужно трудиться сверх силы, когда мы находимся в каком-то приятном месте, где все радует глаз и нас окружают люди, которые от нас ничего не требуют, а наоборот, ухаживают за нами, - тут причин для раздражительности меньше (хотя бывает, что человек раздражается и в этих условиях, потому что раздражительность коренится в его душе). Но если мы устали, если вокруг нас люди, которые не только не помогают нам, но сами требуют помощи, если эти люди относятся к нам без должного уважения и сами раздражаются - а больные люди очень часто бывают раздражительны, с них нельзя требовать мирного устроения, - то, конечно, раздражительность в нас является в большей степени.

В повседневной жизни мы часто носим маску добродушия, бесстрастия, вежливости (хотя не все и это умеют). Мы умеем себя сдержать, если нужно, хотя при этом внутри нас может бушевать буря, которую мы и не пытаемся усмирить. Когда же мы оказываемся в больнице, то здесь проявляется наше истинное устроение. В больнице человек наконец может понять, что же он собой представляет. Потому что вне экстремальных условий, которые требуют, чтобы человек стал самим собой, он не может познать себя. Познать, чтобы исправить и закалить свою душу.

Поэтому удивляться появлению раздражительности не нужно. Нужно просто с ней бороться. Для начала, как говорит прп. Иоанн Лествичник, нужно научиться молчанию уст при возмущении сердца. Человек должен как бы затворить внешние выходы раздражительности и гнева. Он должен научиться говорить спокойно, не ругаться, чтобы раздражительность не проявлялась ни во взоре, ни в словах, ни в движениях. Нужно учиться сдерживаться не для того, чтобы показаться хорошим в глазах других, а потому, что если не победить в себе эту страсть, невозможно спастись. Тогда это будет не лицемерием, а первой степенью борьбы с грехом.

Вторая, средняя степень - "молчание помыслов при тонком смущении души; а конец - непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров", т.е. когда молчит уже и сердце, когда оно не раздражается и не возмущается.

Как этого достичь? Для того, чтобы победить раздражительность, нужно победить другие страсти.

Раздражительностью дает о себе знать страсть гнева, а гнев - проявление гордыни. Поэтому самым главным будет приобретение смирения, борьба с гордостью, с тщеславием.

Святые отцы говорят, что гневливость и раздражительность имеют в основании страсть сластолюбия: сластолюбивый человек не может не быть раздражительным. Поэтому, чтобы победить гнев, нужно бороться с чревоугодием, с плотской страстью.

"Говорит нам гнев: "Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением" (Прп. Иоанн Лествичник).

Помогает бороться с раздражительностью сознание себя грешным, сознание, что другие люди лучше, чем я, что я хуже всех. Как говорил св. Варсануфий Великий, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и с людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно: укорять себя, оставить свою волю и почитать себя ниже всех.

Помогает бороться с раздражительностью понимание того, что другие люди не являются твоими врагами, что у нас общий враг - дьявол, который время от времени возмущает нас и заставляет гневаться и раздражаться друг на друга. Если кто-то хочет поссорить двух друзей, он передает одному другу обидное слово, которое якобы сказал про него его друг. Так и дьявол увеличивает наши промахи, наше невнимание друг к другу, выставляет нас друг перед другом в неприятном виде и этим возбуждает между людьми вражду и раздражительность, которые приводят в конце концов к раздорам.

"Все усилия дьявола устремлены на то, чтобы разлучить нас друг от друга, ибо он ясно видит, что на нас сбывается слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 10). Да не даст ему Господь исполнить в нас волю свою, но да сокрушит его, по неложному слову Писания, под ноги наши вскоре (Рим. 16, 20)" (Св. Варсануфий Великий).

Мы должны понимать, что любой другой человек, который, скажем, возмущается против нас, - такой же несчастный, болеющий страстью гнева, как и мы. И источником болезни является не сам человек, а злая сила. Сам человек может иметь доброе сердце и стремиться к добру, но у него это не получается, как это не получается и у нас. Такая вера в другого человека помогает бороться с раздражительностью. Вот как об этом говорит авва Дорофей, который и сам трудился в монастырской больнице: "Можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость, потерпев во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать. Этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага".

В больнице человек должен помнить, зачем он туда пришел. Он пришел туда, чтобы служить другим. Что такое больница? Это не просто грязь, не просто какое-то казенное учреждение, где нет комфорта и уюта. Больница - это место, где собраны люди, нуждающиеся в помощи. И мы приходим туда именно к этим людям, приходим ради них.

Болезнь, неустроенность души и жизни в больнице вызывает у пациентов недовольство, раздражительность. Нужно быть готовым к этому и понимать, что если эти люди не обращают внимания на то доброе, что мы делаем для них, то это не из человеческой неблагодарности, а потому, что больные, несчастные люди иногда не могут выразить своей благодарности сейчас, в данный момент. Нельзя от них этого требовать.

Мы идем в больницу, чтобы научиться смирению, целомудрию, милосердию. А, по слову аввы Дорофея, "кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним - скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, - без смущения переносит все это, помня свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному".

И конечно, еще нужно помнить, что дьявол, который является нашим врагом, видя, что мы встаем на путь спасения, тут же восстает на нас и изнутри и снаружи пытается нас сбить с толку, лишить нас уравновешенности, мира, покоя душевного, и толкает нас на раздражительность и гнев. Бояться этого не нужно, а нужно помнить, что это именно его действие, и сопротивляться ему.

"Если тебя несправедливо уничижат, то не печалься. Диавол завидует благому и, желая пресечь его, возбуждает других на оскорбление тебя; но после это проходит, и Бог ведет это дело к славе" (Св. Иоанн Пророк).

Случается, что у работающих в больнице раздражение вызывают не больные, а те, кто трудится рядом. Начальники обычно раздражаются на своих бестолковых подчиненных, а подчиненные, конечно же, раздражаются на начальников, потому что начальники не могут организовать все как нужно. Мы забываем, что люди, которым мы отдаем приказания - такие же несовершенные, как и мы - они могут что-то недослышать, что-то неправильно понять. Забываем, что человек - это не автомат или инструмент, а живое существо. Не только правильно понять "с лету", но и слушаться умеет далеко не каждый, и приходится это всегда учитывать. Конечно, руководитель не должен потакать слабостям своих подчиненных, должен уметь с них спрашивать, сохраняя к ним христианскую любовь. Это очень трудно. Начальники - такие же люди, которые ошибаются, а не какой- нибудь совершенный компьютер, который может просчитать тысячу вариантов и выбрать наилучший. Поэтому нужно себя удерживать от раздражения. Просто начальнику нужно быть более собранным и уметь руководить людьми, показывая им пример, а подчиненным - как можно больше слушаться.

"Если ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, потому что оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чем не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без спроса и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение. Это есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения" (Авва Дорофей).

И конечно, православный христианин должен помнить, что заповеди Христовы он должен применять к себе, а не к другим. Многие, вольно или невольно, переворачивают это с ног на голову: дескать, раз вы все братья, все христиане, давайте все работайте по- христиански, чего-то у вас любви не хватает в вашей церкви... Как будто в Евангелии сказано каждому из нас, что вот тебя будут любить, тебя будут жалеть, утешать. Там сказано, что тебя будут гнать, что тебя будут преследовать, а ты должен любить.

Каждый человек должен честно выполнять свое дело, стараясь быть во всем христианином, и не быть излишне требовательным по отношению к другим, а действовать по закону христианской любви. Как говорит об этом авва Дорофей: "Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны побеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: "Зачем ты не любишь меня?" Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви".

При каждом добром деле возникают искушения. Особенно въедливая страсть, которая мешает людям трудиться вместе и так часто отравляет нашу жизнь, — это раздражительность.Как лихорадка в человеке имеет разные причины, но можно сказать, что главная из них — это некая неустроенность тела, так и раздражительность имеет разные причины, но главная — это неустроенность души. Святые отцы говорили еще прямее: «Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души». (Преподобный Иоанн Лествичник).Почему люди так часто побеждаются раздражительностью?

Это случается в любых экстремальных условиях. Когда мы сыты, когда мы выспались и нам не нужно трудиться сверх силы, когда мы находимся в каком-то приятном месте, где все радует глаз и нас окружают люди, которые от нас ничего не требуют, а наоборот, ухаживают за нами, — тут причин для раздражительности меньше (хотя бывает, что человек раздражается и в этих условиях, потому что раздражительность коренится в его душе). Но если мы устали, если вокруг нас люди, которые не только не помогают нам, но сами требуют помощи, если эти люди относятся к нам без должного уважения и сами раздражаются то, конечно, раздражительность в нас является в большей степени.

В повседневной жизни мы часто носим маску добродушия, бесстрастия, вежливости (хотя не все и это умеют). Мы умеем себя сдержать, если нужно, хотя при этом внутри нас может бушевать буря, которую мы и не пытаемся усмирить. Потому что вне экстремальных условий, которые требуют, чтобы человек стал самим собой, он не может познать себя. Познать, чтобы исправить и закалить свою душу.

Поэтому удивляться появлению раздражительности не нужно. Нужно просто с ней бороться. Для начала, как говорит прп. Иоанн Лествичник, нужно научиться молчанию уст при возмущении сердца. Человек должен как бы затворить внешние выходы раздражительности и гнева. Он должен научиться говорить спокойно, не ругаться, чтобы раздражительность не проявлялась ни во взоре, ни в словах, ни в движениях. Нужно учиться сдерживаться не для того, чтобы показаться хорошим в глазах других, а потому, что если не победить в себе эту страсть, невозможно спастись. Тогда это будет не лицемерием, а первой степенью борьбы с грехом.

Вторая, средняя степень — «молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров», т.е. когда молчит уже и сердце, когда оно не раздражается и не возмущается.

Как этого достичь? Для того, чтобы победить раздражительность, нужно победить другие страсти.

Раздражительностью дает о себе знать страсть гнева, а гнев — проявление гордыни. Поэтому самым главным будет приобретение смирения, борьба с гордостью, с тщеславием.

Святые отцы говорят, что гневливость и раздражительность имеют в основании страсть сластолюбия: сластолюбивый человек не может не быть раздражительным. Поэтому, чтобы победить гнев, нужно бороться с чревоугодием, с плотской страстью.

«Говорит нам гнев: «Матерей у меня много, и отец не один. Матери мои суть: тщеславие, сребролюбие, объядение, а иногда и блудная страсть. А отец мой называется надмением». (Прп. Иоанн Лествичник)

Помогает бороться с раздражительностью сознание себя грешным, сознание, что другие люди лучше, чем я, что я хуже всех. Как говорил св. Варсануфий Великий, есть три условия, которые если кто соблюдет, то может жить и с людьми, и в пустынях, и куда ни пойдет, а именно: укорять себя, оставить свою волю и почитать себя ниже всех.

Помогает бороться с раздражительностью понимание того, что другие люди не являются твоими врагами, что у нас общий враг — дьявол, который время от времени возмущает нас и заставляет гневаться и раздражаться друг на друга. Если кто-то хочет поссорить двух друзей, он передает одному другу обидное слово, которое якобы сказал про него его друг. Так и дьявол увеличивает наши промахи, наше невнимание друг к другу, выставляет нас друг перед другом в неприятном виде и этим возбуждает между людьми вражду и раздражительность, которые приводят в конце концов к раздорам.

«Все усилия дьявола устремлены на то, чтобы разлучить нас друг от друга, ибо он ясно видит, что на нас сбывается слово Писания: брат от брата помогаем, яко град тверд и огражден (Притч. 18, 10). Да не даст ему Господь исполнить в нас волю свою, но да сокрушит его, по неложному слову Писания, под ноги наши вскоре (Рим. 16, 20)». (Св. Варсануфий Великий)

Мы должны понимать, что любой другой человек, который, скажем, возмущается против нас, — такой же несчастный, болеющий страстью гнева, как и мы. И источником болезни является не сам человек, а злая сила. Сам человек может иметь доброе сердце и стремиться к добру, но у него это не получается, как это не получается и у нас. Такая вера в другого человека помогает бороться с раздражительностью. Вот как об этом говорит авва Дорофей, который трудился в монастырской больнице: «Можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость, потерпев во время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово и тем более смутить его, ты можешь промолчать. Этим окажешь ему милость, избавляя душу его от врага».

Болезнь, неустроенность души и жизни вызывает недовольство, раздражительность. Нужно быть готовым к этому и понимать, что если эти люди не обращают внимания на то доброе, что мы делаем для них, то это не из человеческой неблагодарности, а потому, что больные, несчастные люди иногда не могут выразить своей благодарности сейчас, в данный момент. Нельзя от них этого требовать.

И конечно, еще нужно помнить, что дьявол, который является нашим врагом, видя, что мы встаем на путь спасения, тут же восстает на нас и изнутри и снаружи пытается нас сбить с толку, лишить нас уравновешенности, мира, покоя душевного, и толкает нас на раздражительность и гнев. Бояться этого не нужно, а нужно помнить, что это именно его действие, и сопротивляться ему.

«Если тебя несправедливо уничижат, то не печалься. Диавол завидует благому и, желая пресечь его, возбуждает других на оскорбление тебя; но после это проходит, и Бог ведет это дело к славе». (Св. Иоанн Пророк)

Начальники обычно раздражаются на своих бестолковых подчиненных, а подчиненные, конечно же, раздражаются на начальников, потому что начальники не могут организовать все как нужно. Мы забываем, что люди, которым мы отдаем приказания — такие же несовершенные, как и мы — они могут что-то недослышать, что-то неправильно понять. Забываем, что человек — это не автомат или инструмент, а живое существо. Не только правильно понять «с лету», но и слушаться умеет далеко не каждый, и приходится это всегда учитывать. Конечно, руководитель не должен потакать слабостям своих подчиненных, должен уметь с них спрашивать, сохраняя к ним христианскую любовь. Это очень трудно. Начальники — такие же люди, которые ошибаются, а не какой- нибудь совершенный компьютер, который может просчитать тысячу вариантов и выбрать наилучший. Поэтому нужно себя удерживать от раздражения. Просто начальнику нужно быть более собранным и уметь руководить людьми, показывая им пример, а подчиненным — как можно больше слушаться.

«Если ты бываешь в послушании, то никогда не верь своему сердцу, потому что оно ослепляется пристрастиями ветхого человека. Ни в чем не следуй своему суждению, и сам ничего не назначай себе без спроса и совета. Не думай и не предполагай, что ты лучше и праведнее твоего наставника, и не исследуй дел его, иначе ты часто можешь обмануться и впасть в искушение. Это есть обольщение лукавого, который желает воспрепятствовать совершенному по вере послушанию и лишить нас твердого спасения». (Авва Дорофей)

И конечно, православный христианин должен помнить, что заповеди Христовы он должен применять к себе, а не к другим. Многие, вольно или невольно, переворачивают это с ног на голову: дескать, раз вы все братья, все христиане, давайте все работайте по- христиански, чего-то у вас любви не хватает в вашей церкви… Как будто в Евангелии сказано каждому из нас, что вот тебя будут любить, тебя будут жалеть, утешать. Там сказано, что тебя будут гнать, что тебя будут преследовать, а ты должен любить.

Каждый человек должен честно выполнять свое дело, стараясь быть во всем христианином, и не быть излишне требовательным по отношению к другим, а действовать по закону христианской любви. Как говорит об этом авва Дорофей: «Во имя Иисуса Христа, брат мой, не будем ничего иметь против ближнего, ибо мы должны побеждать и покрывать это любовью. Никто не говорит ближнему своему: «Зачем ты не любишь меня?» Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви».

Наверное, наши читатели знают, кто такой преподобный Иоанн Лествичник и почему Церковь его так называет. Но вдруг все же для кого-то это первое знакомство с любимым и почитаемым Церковью святым. Святой Иоанн жил в VI веке и был игуменом горы Синайской. Он написал книгу «Лествица, возводящая к небесам» — настоящий учебник монашеского делания и вообще духовной жизни. Эта книга — одна из самых любимых у многих христиан. В ней авва Иоанн изобразил путь совершенствования души как лестницу, первая ступень которой — отречение от жития мирского, а последняя — союз трех добродетелей — веры, надежды и любви.

Святой Варсануфий Великий жил также в VI веке и подвизался в обители аввы Серида в окрестностях Газы Палестинской. Его учеником был другой великий старец — святой Иоанн Пророк. Преподобные Варсануфий и Иоанн составили книгу «Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». В ней 850 ответов на вопросы различных лиц — епископов, священников, монахов, мирян. Одни из ответов писал старец Иоанн, другие — большую часть — сам великий старец Варсануфий. Жизнеописатель этих старцев Никодим, монах Святой горы Афонской, пишет так: «Эти блаженные отцы от души возлюбили ближних, благодетельствовали им и оказывали им пользу не только при жизни своей, но и по смерти, ибо оставили всем братиям сию священную книгу, как отеческое наставление чадам своим».

Авва Дорофей был младшим современником и учеником старцев Варсануфия и Иоанна. Свою раннюю молодость он провел в прилежном изучении светских наук, но потом, стремясь достигнуть евангельского совершенства, удалился из мира и поступил в монастырь аввы Серида. Его первым послушанием была работа в монастырской гостинице — и здесь, служа странникам, он выказывал великое терпение и любовь к ближним и Богу. Затем авва Дорофей был сделан начальником монастырской больницы. До нас дошла книга его поучений и посланий, в которых святой говорит в том числе и о служении больным. Неизвестный автор предисловия к его поучениям, который, по-видимому, лично знал преподобного Дорофея, пишет о нем: «В отношении к подвизавшейся с ним братии он имел стыдливость, смирение и приветливость без гордости и дерзости, а более всего — добродушие, простоту и неспорливость… В делах же — усердие и благоразумие, кротость и спокойствие — признак доброго нрава… А прежде всего и выше всего были в нем смирение, радость, долготерпение, целомудрие, любовь к чистоте, внимательность и поучительность».