Портфолио воспитателя детского сада (ДОУ): как сделать, положение, примеры, шаблоны, образцы оформления скачать бесплатно. Конкурс «Воспитатель года», или конкурсные заметки члена жюри Презентации воспитателей на конкурс воспитатель года

Мир детства сладостен и тонок, Как флейты плавающей звук. Пока смеется мне ребенок, Я знаю, что не зря живу Твердят друзья: Есть нивы тише, Но ни за что не отступлю. Я этих милых ребятишек, Как собственных детей люблю… И каждый день, Как на премьеру. Вхожу в притихший детский сад: Иду сюда не для карьеры – Здесь каждый мне ребенок рад. Быть в гуще детских восприятий… И так на протяженье лет – Судьба моя – я воспитатель! Нет лучшей доли на земле.


Общие сведения о воспитателе Севастьянова Марина Владимировна воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида 33 муниципального образования Абинский район дата рождения - 24 августа 1977 Образование - среднее специальное, Краснодарский педагогический колледж 1, 2006 год, дошкольное образование, воспитатель детей дошкольного возраста, воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками умственного и речевого развития Общий стаж работы – 11 лет Стаж педагогической работы – 10 лет






Вера в успех, в детей, в свою работу Гореть самой и зажигать других В гармонии детей развивай, способности каждого раскрывай Твори, выдумывай, мечтай» Внедряй идеи смело, и за собой детей веди на творческое дело С улыбкой на работу приходи, и радость детям подари!» Мое педагогическое кредо


Мой опыт работы Мой опыт работы «Формирование сенсорной культуры детей дошкольного возраста посредствам использования нетрадиционных развивающих тренажеров» Свою работу я начала с детьми раннего возраста. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский «Рука – это инструмент всех инструментов» Аристотель « Рука – это своего рода внешний мозг» Кант


Сенсорное развитие ребенка - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорные эталоны -это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Сенсорные эталоны – это обобщение сенсорных знаний, сенсорных опытов, накопленных человечеством.


Работая с детьми, обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развита ручная моторика. Эти дети неловко держат ложку, карандаш, не могут застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за сверстниками. Таким образом, у этих детей сужаются возможности освоения мира. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку.


Наблюдая за играми детей, изучая методическую литературу, я пришла к мысли, что для развития сенсорного опыта детей не всегда нужны дорогие игрушки и пособия. Сенсорные эталоны окружают нас повсюду нужно только внимательно посмотреть и включить воображение. И тогда любые предметы можно использовать в играх, развивая ребенка. На создание и использование нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры, меня вдохновила работа Е.В.Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.


Новизна моей работы состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста через внедрение нетрадиционных тренажеров в образовательную деятельность и во все виды самостоятельной деятельности. Комплексы нетрадиционных приемов и игровые тренажеры органично включены во все составляющие образовательного процесса (нод, прогулки, самостоятельную игровую деятельность).


Целью работы с тренажерами является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях ДОУ. В ходе использования мобильных тренажеров можно достичь решения следующих задач: Знакомство с сенсорными эталонами. Развитие мелкой моторики. Формирование и активизация словаря ребенка. Развитие восприятия (зрительного, осязательного, тактильного). Развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д. Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов. Изготовление нетрадиционных тренажеров для развития сенсорной культуры ребенка. Создание эмоционально положительного настроения. Развитие интереса и побуждение к действиям. Формирование представлений о предметах. Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера).


Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы: Создание сенсорного уголка в группе; Игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия; НОД; Совместную и самостоятельную деятельность ребенка Развлечения, праздники Дидактические игры Работа с родителями


При организации сенсомоторного уголка я уделила внимание созданию авторской концепции его оформления. Дизайн уголка соответствует общему оформлению группы и дополняет его. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок. Назначение сенсорного уголка в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно­перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. Сенсорный уголок группы В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.


Тренажер «Тактильные мешочки» предназначены для развития сенсорики, они прекрасно развивает тактильную, кинестетическую чувствительность «рук, а также память и мелкую моторику. Наполнители тактильных мешочков: мука, крахмал, манка, гречка, рис, чечевица, пшено, горох, фасоль и семена льна, такое сочетание позволяет усложнять обучающий процесс от легкого к сложному. Мешочки благодаря хорошо подобранным наполнителям отличают по весу, форме и звучанию. Детям предлагаются следующие задания: - ощупать пальцами поверхность - найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, неровную, ребристую -ощупывать поверхность и говорить на, что она похожа (то же задание с закрытыми глазами.


Тренажер «Магнитные дорожки» Тренажер «Магнитные дорожки» - магнитная доска с рельефными дорожками (прямыми, волнистыми, зигзагообразными) и магнитами - игрушками. При выполнении упражнений на тренажере дети знакомятся с различными линиями, у детей совершенствуются навыки точных действий руки под контролем зрения и происходит развитие зрительных операций и умений. Педагог предлагает алгоритм действий – зрительный анализ линии, её называние (прямая, волнистая, зигзагообразная); рисование её руками в воздухе; обведение линии указательным пальчиком; проведение по линии магнитом – игрушкой. Игра «Помоги пчелке долететь до подружки» Цели: Активизация зрительно- моторной координации. Ход игры Ребёнку предлагаем вначале рассмотреть зигзагообразную линию, нарисовать её руками в воздухе, тактильно обследовать, проведя по ней пальчиком, затем провести пчелку по линии.


Тренажер«Веселое ведерко» Для него понадобится ведро большое пластмассовое, кубики 4 цветов, шарики от сухого бассейна, тоже 4 цветов, чтобы выдержать дидактическую задачу по закреплению названий основных цветов. В крышке выделяем 4 сектора по основным цветам, вырезаем квадраты, в середине вырезаем круг. В ведре сбоку делаем 2 круглых отверстия для детской руки, пришиваем рукава от свитера. Играя с этим пособием, решаются следующие задачи: -соотнесение цвета предмета с цветовым полем. -соотнесение формы предмета с отверстием. -развитие речи за счет слов, обозначающих цвета и форм предметов. -развивать умение находить предметы на ощупь. -развитие мелкой моторики рук и координации. Самок главное, его можно носить по группе и дому, с ним можно играть там, где захочется ребенку, потому что предмет, извлекаемый из ведра, туда же и возвращается по дидактической задаче.


Тренажер«Волшебные прищеп очки» Распечатать крупные цветные сюжетные картинки, вырезать их без каких-нибудь элементов, приклеить на линолеум. На обратной стороне приклеить текст с заданием в стихотворной форме. Когда дети научатся надевать и снимать прищепки, можно предложить им игры – задания. «Сделай дереву веточки» Использование прищепок одного цвета Цель: учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. «Сделай колючки ёжику» Чередование прищепок по цвету Цель: учить чередовать прищепки двух цветов; развивать мелкую моторику рук. «Сделай лучики солнышку» Проявление творчества Цель: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.


В рамках реализации опыта я разработала дидактическое пособие «Сенсорные дорожки». И оно пользуется большим спросом не только в моей группе, но и в группах моих коллег. Пособие находит применение во многих областях образовательной деятельности детей (познание, коммуникация, социализация, труд, здоровье) и помогает решать большинство воспитательно- образовательных задач. Дидактическое пособие «Сенсорные дорожки» просто в изготовлении. Выглядит эстетично и вызывает большой интерес у детей своей яркостью. Благодаря данному пособию малыши знакомятся с цветом, величиной предметов, совершенствуют мелкую моторику пальцев рук и так далее. Ну а мы, воспитатели, всегда готовы им в этом помочь.








Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно – образное мышление. Характерной чертой мышления является способность к обобщению. Обобщение первоначально проявляется в действиях с предметами, оно подготавливает обобщение в речи. Наблюдения показали, что использование нетрадиционных тренажеров повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, речи, творческих способностей детей. В результате использования нетрадиционных приёмов у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, развился навык игровой деятельности.


Проведенная диагностика по окончании периода работы выявила положительные результаты в овладении детьми моторными навыками: кисти рук и пальцы приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость; дети самостоятельно или при небольшой помощи раздеваются и одеваются; дети овладели навыками пользования столовыми приборами; Использование нетрадиционных тренажеров для развития мелкой моторики дошкольника способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрения, слуха, осязания, обоняния) и переработки информации.


Работа с родителями В работе с родителями использую разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, Дни открытых дверей. Цель работы с родителями – научить видеть в окружающем возможности развития своего ребенка, в том числе сенсорные эталоны и используя их в играх, развивать сенсорный опыт детей. Такое общение, основанное на игровой деятельности в быту, сближает детей и родителей, объединяет общими интересами.


Перспектива работы Продолжение работы с дошкольниками с использованием нетрадиционного оборудования для развития сенсорной сферы будет способствовать становлению и развитию таких качеств личности, как: целенаправленность, настойчивость, самостоятельность. Выполнение практических действий с использованием нетрадиционного оборудования разовьет умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это приведет к проявлению у детей творчества, интеллектуальных способностей. И все это будет проходить содержательно, с увлечением и интересом.


В своей работе я так же широко использую инновационные педагогические технологии. Особенно меня привлекает метод проектов. Для успешной адаптации ребенка к детскому саду мной был создан проект « Погремушка – моя первая игрушка» Цель проекта: помогать детям в адаптации к условиям детского сада. Задачи проекта: снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;развитие игровых навыков, произвольного поведения. развивать творческие способности, фантазию при изготовлении поделок (погремушек) совместно с родителями.




Проект «Чистые ручки» Цель проекта: формирование культурно гигиенических навыков (мытье рук) Задачи проекта: Рассказать детям о том, почему важно тщательно мыть руки после прогулки, посещения туалета, перед едой, после игры с игрушками. Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий от подготовки засучить рукава, включить воду, до получения результата (чистые сухие руки, кран закрыт, полотенце на своем месте). Активизировать словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, «мыльные перчатки», пена, смывать. Вслушиваться, понимать смысл художественного слова.



Привет, дорогие друзья! Татьяна Сухих приглашает вас к активному общению на страничках моего педагогического блога. Возможно, кто-то из вас не знает, что ежегодно в России проводится масштабное шоу – конкурс «Воспитатель года». Конечно, участие в этом мероприятии – дело затратное и малоприбыльное, но для удовлетворения профессионального эго – весьма полезное.

Организаторами Всероссийского профессионального состязания работников дошкольного образования являются Профсоюз и Министерство образования и науки. Как обозначено в Положении, главные принципы конкурса – равные возможности для каждого участника, гласность процесса и открытость.

Участие в этом конкурсе повышает статус не только выдвинутого специалиста, но и всего дошкольного учреждения, а также всей образовательной системы региона. Престижно, что ли, иметь в коллективе лауреата, победителя или даже просто участника такого крупного мероприятия.

В течение учебного года на региональном уровне проводятся областные конкурсы, победители которых выдвигаются на участие во Всероссийском состязании, где побеждает лучший из лучших.


Знаете, хотя подготовка и само участие в любых конкурсах стоит нервов и немалых, но для педагога это мощный стимул к самосовершенствованию и самообразованию. Сейчас востребован воспитатель постоянно развивающийся, ищущий и стремящийся вперед, к новым вершинам в профессиональной деятельности.

В конце концов, конкурсы – это праздник, он запомнится на всю жизнь как яркое пятно в будничной нашей действительности. Это праздник общения, веселья, забавных и даже драматических моментов, когда нервы натянуты и плещет из тебя адреналин.

Знаете, во время таких мероприятий происходит настолько сильное единение людей одной профессии, такой всплеск энергии творчества и вдохновения, что заряда хватает на длительное время. После участия хочется работать с новыми силами, творить, развиваться, делиться идеями!


Эх, прямо захотелось на конкурс! Интересно, вы участвовали в крупных состязаниях? Расскажите, пожалуйста!

Зачем проводятся конкурсы для воспитателей?

Если говорить о глобальных целях таких значимых мероприятий как «Воспитатель года», то можно выделить следующие:

  • Содействие широкому распространению инновационного опыта в образовательной дошкольной сфере, проще говоря – на конкурс каждый участник представляет уникальную методику или другую наработку, которая заслуживает внедрения в общеобразовательную систему;
  • Повышение профессионального мастерства педагогов-дошкольников, мотивация на поиски новых нестандартных подходов к воспитанию и обучению дошкольников;
  • Побуждение воспитателей к творческим поискам, развитие стремления к постоянному самообразованию;
  • Повышение престижа профессии воспитателя среди молодого поколения, раскрытие широкого потенциала педагогической сферы деятельности;
  • Создание благоприятной атмосферы в дошкольных учреждениях для самовыражения воспитателей как профессионалов своего дела;
  • Представление самого передового опыта и распространение его в дошкольных учреждениях России;
  • Выявление талантливых педагогов, которые могли бы передать свои знания молодому поколению;
  • Популяризация деятельности дошкольных учреждений посредством СМИ.

Не знаю, выполняются ли на государственном уровне поставленные конкурсом цели, но каждому участнику, независимо от занятого места, конкурс дает огромный опыт и ощущение себя членом большой семьи представителей чрезвычайно важной профессии – педагог.

Иногда на работе приходится преодолевать многое, чтобы адекватно проводить воспитательно-образовательный процесс. Негатив идет с разных сторон: родители воспитанников выражают недовольство вами, руководство может самодурствовать, коллеги плести интриги, дома нелады… Даже дети, кажется, сговорились и ведут себя из рук вон плохо.

Руки опускаются, ты думаешь, что никому не нужны твои старания и стремления что-то внедрить, поменять. Ты – педагог и должен держать себя в форме, но как порой трудно улыбаться деткам.


Так вот конкурсы реально поднимают тебе самооценку как профессионалу, ты понимаешь, что работаешь не хуже других, а в чем-то превосходишь коллег, появляются силы и желание трудиться для малышей, воспитывать их на передовых наработках. Состязания просто помогают держать себя в форме.

Кто имеет право участвовать в конкурсе «Воспитатель года»?

Каждое дошкольное учреждение выдвигает по желанию одного или нескольких участников на областной этап конкурса, который проходит в очной и заочной форме. Кандидат должен иметь квалификационную категорию, быть гражданином России и иметь желание принимать участие в состязании. Ограничений по возрасту, стажу, полу и прочим показателям нет.

Конкурсы в самом дошкольном учреждении на отбор кандидатов на региональное состязание могут проводиться, а могут не проводиться. Если руководство садика считает, что кандидат достоин без условностей представлять садик на областном этапе, то выдвигает участника без отбора.

За учебный год каждая область страны должна провести региональный конкурс и подать своих победителей на Всероссийский этап.


Областные конкурсы проходят в три тура: 1-й заочный, где кандидат изучается по представленным материалам, 2 и 3-й туры – очные, воспитатели демонстрируют свое мастерство перед жюри, зрителями и коллегами.

Какие материалы нужно представить на первый тур конкурса?

Для этого заочного этапа нужно подготовить следующие документы:

  • Надлежащим образом оформленную заявку, бланк которой можно скачать на официальном сайте конкурса. Здесь указываются анкетные данные, место и стаж работы, квалификационная категория и т.п.
  • Отдельно нужно направить фото, заявление на обработку личных данных (стандартный документ) и представление от организации, которая выдвигает вас на конкурс. Я не уверена, что нужна характеристика от начальства, но не помешает.

Помимо этого, нужна презентация участника, которая состоит из трех конкурсных заданий:

  • Предоставление ссылки на личный интернет-сайт – это блог воспитателя, который он лично ведет. Здесь должны быть фото, видео, печатные материалы, которые полностью отражают опыт, профессионализм и наработки воспитателя. Можно опубликовать план саморазвития воспитателя, да вообще, все, что касается педагогики.

Интернет-портфолио оценивается по содержанию, концептуальности и эргономичности сайта. Учитывается актуальность материалов, полезность и познавательность, даже культура подачи материалов. Кроме того, ресурс должен быть удобным, эстетичным, доступным. В общем, думаю, что мой сайт оценили бы довольно высоко, как вы считаете? Или я слишком самоуверенная?

  • Находка или инновация педагога – оформляется в виде конспекта занятия с детьми по любой теме, выбранной воспитателем. Представляется в печатной форме, определенного формата, текст не больше 7 страниц, обязательно фото, видео, инфографика. Эти презентации должны быть максимально уникальными, небанальными.

Оценивается материал по актуальности, оригинальности, применимости «в широких массах» и по соответствию требованиям ФГОС.

  • Эссе «Я – воспитатель» – здесь нет конкретных стандартов. Каждый пишет так, как Бог на душу положит, как он понимает суть профессии и призвания. Но оно обязательно должно отражать мотивы выбора профессии, принципы педагогической деятельности и понимание миссии воспитателя. Да, тест не должен превышать 5 тыс. знаков без пробелов.

Можно написать о себе, своих мечтах, надеждах, хобби. Личная информация всегда привлекает людей.


Все материалы представляются в электронном виде на сайт областного оргкомитета.

Что понадобится для 2-го этапа регионального конкурса «Воспитатель года»?

Очный этап состязания состоит из 2-х заданий:

  • Воспитательно-образовательное мероприятие с дошкольниками – проходит в реальном виде, то есть, как настоящее занятие с детками. Нужно, чтобы форма и тема занятия соответствовала выбранным образовательным технологиям, о которых шла речь в эссе. Например, можно взять свою тему по самообразованию, обязательно написать о ней в эссе и потом построить на этой теме занятие.

Оценивается мероприятие по нескольким критериям: компетентность педагога, умение заинтересовать малышей, мобильность воспитателя (способность организовать эффективное взаимодействие со всеми участниками процесса). Также учитывается степень реализации интегрированного подхода.

Особо оценивается самоанализ занятия, его глубина и рефлексия своей деятельности. Не стоит растягивать мероприятие, на все про все дается 20 минут. Кстати, дети не ваши, а незнакомые, «чужие», так что это задание непростое.

  • Мастер-класс или демонстрация и защита своих наработок: методический прием, метод, технология. Это своеобразный отчет о действенности и научности, если можно так сказать, вашего ноу-хау. Но нет таких требований, чтобы представленные методы или способы воспитания, обучения, развития или оздоровления малышей были строго уникальными. Все уже придумано до нас.

Главное, чтобы представленные техники или технологии соответствовали современным тенденциям дошкольной педагогики. Знаете, в этом этапе учитывается не только суть методики, а умение изложить и заинтересовать жюри, увлечь и очаровать зрителей. Даже если вы просто покажете, как работаете на аппликации с бросовыми материалами, но сумеете это представить феерично, вы понравитесь жюри точно.

По результатам двух этапов определяются 5 финалистов, которые переходят на следующий этап.

Формат 3-го этапа состязания лучших воспитателей

План работы на третьем этапе областного конкурса простой – всего-навсего публичную лекцию нужно подготовить и представить широкой публике.


Обычно тема дается заранее, и финалисты имеют возможность подготовиться. Тема касается, конечно, воспитательно-образовательного процесса. Например, создание оптимальных условий для всестороннего развития ребенка в условиях ДОУ. 10 минут дается на выступление.

Оценивается соответствие заданной теме, отражение в выступлении современных тенденций в системе дошкольного образования, убедительность речи, яркость и грамотность, экспрессивность и умение взаимодействовать с публикой. Ведь формат лекции предполагает вопросы лектору, на которые он должен четко и, желательно, уместно отвечать.

Поскольку мы, воспитатели, артисты в душе, то артистизм выступления тоже оценивается.

Кто же победитель?

Итак, все этапы пройдены, и победитель определяется максимальным количеством баллов. Самый лучший воспитатель области выдвигается на Всероссийский конкурс, что само по себе очень престижно для любого педагога.


Поскольку областные этапы растянуты на весь учебный год, то Всероссийский обычно проводится летом. Хотя, вру, прошлогодний был в ноябре, если не ошибаюсь. Все участники награждаются дипломами, а 1, 2, 3 места награждаются подарками. Кроме того, определяются победители в номинациях: «Дебют года», «Лучшее эссе», «Лучшее портфолио» и другие.

Если организаторам удастся привлечь спонсоров, то призы могут быть солидными. Еще спонсоры имеют привычку выбирать собственные симпатии и награждать их отдельно.

Что говорить, если областные этапы еще можно пройти, то Всероссийский конкурс – это серьезное испытание для нервов. Нужно заранее составлять перспективный план подготовки к этому масштабному шоу и запасаться корвалолом.

Я пока не участвовала в таких больших мероприятиях, но все впереди! Как вы думаете, есть у меня шанс на победу? Это я ненавязчиво напрашиваюсь на комплименты…

Что говорить, только подготовка к областному этапу даст очень многое мне, как профессионалу:

  • Придется перевернуть горы методической и учебной литературы, усиленно заняться повышением своего профессионального и интеллектуального уровня;
  • Серьезно изучить прогрессивные методики самоанализа, поскольку это позволит мне взглянуть на себя как воспитателя со стороны и увидеть плюсы и минусы, а также оценить перспективы;
  • Подготовиться в эмоциональном плане к огромным психологическим нагрузкам, накалу страстей, разочарованию, для этого просто необходимо овладеть техниками саморегуляции;
  • Научиться преодолевать страх перед незнакомой аудиторией, связно и красиво говорить на публику.

Эти навыки не помешают любому воспитателю, даже если он не собирается участвовать в конкурсах.

Еще немного пофилософствую…

Хочу добавить, что участие в таких крупных мероприятиях не только удовлетворяет профессиональное это педагога, но и дает надежды на рост в профессии. Победители, да и просто участники конкурса приглашаются на разные конференции, тренинги, их зовут на обмен опытом в другие регионы и т.д. А повезет, то и в другие страны пригласят!


Это, в общем, настоящий инструмент для профессионального роста воспитателя и возможность показать себя.

Многих моих коллег, да и меня, останавливает банальный страх перед большими мероприятиями, это как экзамен, очень страшно. Но стоит преодолеть это малодушие, как вы поймете, что нет таких барьеров, которые вы не сможете преодолеть. Я себя так уговариваю!

Я вот читала дневники участников прошлогоднего конкурса, то все в восторге от организации и атмосферы. Счастливы были не только победители, но и все, кому посчастливилось принять участие в таком фееричном шоу.

Конкурс 2016 проходил в Петербурге и судя по фото, просто шикарно! Участники не только пахали на конкурсе, но и развлекались: их поселили в первоклассном отеле, кормили изысканно, приглашали на экскурсии по городу, психологически готовили к конкурсу, проводили для них тренинги и познавательные лекции. Никакого негатива, только сплоченность и взаимовыручка.

Участники поддерживали друг друга, даже те, кто не попал в финал, были счастливы, что побывали на таком шоу. А какая память останется до конца жизни, ведь не каждому так повезет, попасть в число самых лучших воспитателей страны!

Так что, если у кого есть сомнения по поводу участия, отметайте их прочь! Да, сначала нужно победить в региональном конкурсе…

Я уже вдохновилась на подвиг, надеюсь, вы меня поддержите, друзья. Если вам показалась статья полезно, прошу, поделитесь ею в социальных сетях, значки которых вы найдете в конце текста. Также не устаю приглашать новых подписчиков, обещаю, будет интересно!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Я – воспитатель. Воспитатель года. Портфолио воспитателя. Консультация для воспитателей. О плане работы воспитателя. Презентация - « Я воспитатель». Мастер-класс для воспитателей. Моя Профессия воспитатель. Воспитатель года России. Секреты мастерства. Воспитатель года - 2014. Мо воспитателей. Портфолио воспитателя ДОУ. Электронное портфолио воспитателя.

Взаимодействие воспитателя и семьи. Портфолио педагога ДОУ. Школа молодого воспитателя. Методическая разработка для воспитателей. Неделя педагогического мастерства. ДОБРЫХ РУК МАСТЕРСТВО. План работы методического объединения воспитателей. Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ. Методический семинар для воспитателей.

Воспитатель-это звучит гордо. Анализ работы воспитателей за учебный год. Воспитатель – звучит гордо. Воспитатель – профессия души. Инновационная деятельность воспитателя ДОУ. Основы операторского мастерства. Воспитатель души человеческой. Консультация «Что должен знать воспитатель о ПДД. Мастер-Класс среди воспитателей.

Городское методическое объединение для старших воспитателей. Авторы проекта воспитатели. Особенности работы воспитателя ДОУ с одаренными детьми. Отчет о работе воспитателя за 2014 - 2015 учебный год. Рмо старших воспитателей доу. Воспитателями славится Россия. Создание электронного портфолио воспитателя ДОУ. Педагогическая поддержка в работе учителя и воспитателя.

«Театральный ринг» Семинар – практикум для воспитателей. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста. Сыр-секреты мастерства. Воспитатель: Соколова Е. Контрольно-аналитическая деятельность старшего воспитателя. Организация взаимодействия воспитателя дошкольного учреждения с родителями.

Эта неделя выдалась для многих педагогов-дошкольников Краснодара сложной, волнительной, и в тоже время, яркой и незабываемой. Пять дней, с 26 по 30 октября, проходил очередной профессиональный конкурс «Воспитатель года города Краснодара- 2015». О конкурсе уже рассказала в своем блоге Адвокат" детской души" моя коллега, член жюри конкурса Виктория Александровна Свиридова.

Конкурс! Конкурс! Конкурс! (Ко́нкурс (лат. concursus) — соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу . Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

При звуке этого слова у каждого возникают свои ассоциации. Для одних конкурс - это шоу, для других - заранее предусмотренная победа определенных лиц, для третьих - вообще не соревнование, а просто фестиваль педагогических идей, и это не самый плохой вариант. Точек зрения множество. И только те, кому посчастливилось пережить и радость победы, и горечь неудачи, понимают через некоторое время, что это замечательный педагогический праздник - праздник общения и педагогического единения.

Немного истории.

В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим учителем нужно считать учителя, который «сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, научил детей любить школу, связал школу с производством, принимает активное участие в общественной жизни, борется с религиозными предрассудками, помогает изгонять самогон и пьянство, помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» №65 от 24 апреля 1923 года.)

Особое развитие педагогическое конкурсное движение получило в 80-е годы 20 столетия. В 1990 и 1991 годах по инициативе «Учительской газеты» проводится конкурс «Учитель года СССР» (по аналогии конкурса «Национальный учитель года США», который проводится с 1944 года).

Почему пеликан?.....

Легенда о птице Пеликан:

«Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы птицы пеликан. И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица пеликан разорвала себе грудь и напоила своей кровью».

С тех пор эта птица стала символом жертвенности и заботы о подрастающем поколении.

В 2009 году Минобрнауки России, профсоюз совместно с партией «Единая Россия» и Союзом женщин России, впервые за последние 80 лет провели Всероссийский форум работников системы дошкольного образования. Участники форума обозначили проблемы, стоящие перед системой дошкольного образования и внесли предложения по ее развитию.

Здесь же, на форуме, остро прозвучал и вопрос повышения статуса работников дошкольного образования, необходимости формирования в обществе позитивного отношения к профессии воспитателя. Большие нарекания были высказаны в адрес СМИ, которые это общественное мнение и формируют. Участники отмечали, что пресса и телеканалы зачастую позиционируют детский сад как место, где собраны взяточники, где организация содержания и обучения детей находится на низком уровне, а воспитатели низкокультурные, безграмотные тетеньки, собранные из бывших союзных республик в так называемые педколлективы по одному принципу - лишь бы согласились работать за столь низкую зарплату.

Единственно в чем правы журналисты, соглашались участники форума, это в отношении заработной платы работников ДОУ. Она действительно чрезвычайно низкая и не соответствует ни уровню выполняемой работы, ни требованиям, которые стоят перед ДОУ. И проблемы в содержании и обучении тоже есть, но не по вине педколлективов...

Идея проведения Всероссийского конкурса «Воспитатель года» возникла в профсоюзе в том числе и из-за желания защитить честь и достоинство работников ДОУ, представить общественности высокий профессиональный уровень работников детских садов и привлечь внимание к проблемам, которые есть в системе дошкольного образования. Но конкурс - это еще и часть системы повышения квалификации педагогических работников, предоставление возможностей для их профессионального и личностного роста, площадка для обмена опытом работы. Поэтому сразу же после форума, получив поддержку Минобрнауки России, в Общероссийском профсоюзе образования приняли решение учредить и провести в 2010 году Всероссийский профессиональный конкурс «Воспитатель года». Провести именно в Год учителя, показав тем самым, что дошкольное образование часть общей системы и что учитель, педагог заслуживает внимания и почтения вне зависимости от того, где он работает - в садике, школе или вузе. (Материалы из статьи Елены Елшиной, члена жюри первых конкурсов «Воспитатель года», опубликованной в «Учительской газете» №42 от 16 октября 2012 года.)

В Краснодаре конкурсное движение дошкольников начинается еще с конца 90-х. (Если у кого есть другая информация, прошу меня поправить). Эти конкурсы напоминали, скорее, конкурсы художественной самодеятельности, творчества. Первую информацию в интернете о конкурсе «Воспитатель года - 2003 города Краснодара» я нашла на сайте «Российская информационная сеть»

Но, пожалуй, одним из первых самых серьезных конкурсов, на мой взгляд, стал конкурс «Воспитатель года-2008». Конкурсные испытания проводились в детских садах ЮМР, в том числе и в 115 детском саду. Мы были свидетелями появления нового поколения современных молодых воспитателей - «звездочек» дошкольного образования.

(фото из личного архива)


Вы узнаете на этом фото Илюхину Юлию Валерьевну (ныне заведующий кафедрой развития ребенка младшего возраста ИРО Краснодарского края)? В 2008 году она стала победителем городского и краевого конкурсов «Воспитатель года». В этом же году воспитатель нашего детского сада Переяслова Татьяна Владимировна тоже стала лауреатом.
В 2010 году лучшим воспитателем года стала молодой воспитатель детского сада №126 Елизавета Леонидовна Заморина. В этом же году на II Всероссийском конкурсе "Воспитать человека" она стала абсолютным победителем в номинации "Лучший воспитатель дошкольного образовательного учреждения". Сейчас Елизавета Леонидовна Накорякова (Заморина) - молодой талантливый руководитель МАДОУ №171 "Алые паруса", который гостеприимно распахнул двери для участников конкурса "Воспитатель года города Краснодара-2015".

Дошкольники Краснодара поддержали традицию учителей, выбрав главным символом воспитательского конкурса тоже пеликана. На баннере, украшающем главную сцену конкурса, изображена счастливая семья пеликанов- мама-пеликан с 3-мя птенцами.
Переходящим призом «Хрустальным пеликаном» награждается победитель конкурса. Эта священная птица «обитает» в дошкольной организации, где работает победитель, дожидаясь следующего достойного обладателя главным призом.

В 2014 году обладателем "Хрустального пеликана" стала Шабаева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ №115. На этом фото мы прощаемся с Пеликаном. Через час он "улетит" в другой детский сад.....

"Чем является для Вас конкурс?" - этот вопрос часто задавали члены жюри конкурсантам. Я тоже хочу на него ответить. Для меня конкурс «Воспитатель года» - это открытие. Я открываю для себя новых талантливых людей, новые идеи, новые эмоции.
Для участия в конкурсе "Воспитатель года города Краснодара -2015" заявку подали 124 воспитателя. После тестирования борьбу продолжили 30 самых талантливых и профессиональных педагога. Следует отметить, что в отличие от прошлых лет, в конкурсе участвовали не только воспитательницы-представительницы прекрасного пола, но и впервые за всю историю муниципального конкурса, в конкурсных испытаниях принял участие «усатый нянь».



В первом туре очно-заочного этапа были оценены «Интернет-ресурсы» конкурсантов: личные блоги, сайты, странички на сайтах ДОО, интернет-сообществах, где педагоги размещают методические и авторские разработки, отражающие опыт работы и демонстрирующие качество представления образовательной информации в сети Интернет.
Второе задание первого тура «Педагогическое мероприятие с детьми», где оценивалась методическая компетентность, умение заинтересовать группу, оригинальность организации и выбора содержания образовательной деятельности, учет, поддержка инициативности детей и общая культура педагога.



Строгое, но справедливое жюри.

2 тур. Первое задание «Педагогический экспромт».
От предыдущего испытания отличается тем, что конкурсант заранее не знает, какой предмет ему достанется (белый лист бумаги, пустая коробка, связка ключей и т.п.) и какой вид деятельности он должен будет организовать с детьми. Подготовка 10 минут. А дальше все зависит от профессионализма, владения методами и приемами и, конечно же, от ее Величества Удачи!

2 тур. Второе задание «Творческая презентация»
Творческая презентация должна была отразить научность, новизну опыта работы педагога, практическую значимость. Оценивалась логичность построения выступления, оригинальность подачи материала, общая культуры педагога.

1 МЕСТО В КОНКУРСЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2013 »

Супрун Елена Борисовна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 74 «Маячок» Великого Новгорода.

«Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности»

Чтобы создать комфортные ощущения в новых социально-экономических условиях, где приоритетной ценностью современного человека является информация и умение работать с ней, в настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.

Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.С. Новоселовой, Л.Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ. Между тем, в настоящее время недостаточно научных исследований применения ИКТ в детском саду.

Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Представляю Вам тему моего педагогического опыта: «Использование ИКТ в педагогической деятельности»

Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Что же такое ИКТ?

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

  • Преобразование предметно-развивающей среды
  • Расширение возможности познания окружающего мира
  • Использование новой наглядности

Я задалась вопросом: Какие средства ИКТ я могу использовать в своей работе в детском саду? Активно применяю:

  • Ноутбук
  • Музыкальный центр /для прослушивания музыки, аудиосказок/
  • Мультимедийный проектор /презентации, мультфильмы/
  • Телевизор
  • Видеоплеер
  • Фотоаппарат
  • Принтер, сканер, копир
  • Мобильный телефон /фото, интернет, диктофон/
  • Видеокамера

В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:

  • Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т.п.
  • Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
  • Хранение материалов - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.

Где и как я применяю ИКТ в своей работе?

  1. Использование ИКТ в организации воспитательно-образовательного процесса.

Применение ИКТ позволяет сделать совместную деятельность с детьми привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Решая образовательные задачи, я применяю ИКТ во всех образовательных областях.

Используя программу Microsoft PowerPoint,мною созданы презентации по окружающему миру (о временах года, об органах чувств, о строении тела), по безопасности (о правилах поведения на дороге), подборки слайдов по изобразительной деятельности, конструированию.

По художественной литературе: чтение произведений и последующий просмотр мультфильмов.

С помощью видеокамеры создан ролик для родителей к Новому году.

Для утренников совместно с музыкальным руководителем создаём фоновое сопровождение /музыка, презентации/.

В игровой зоне мои маленькие воспитанники имеют возможность осваивать азы компьютерной грамотности: это различные виды современных технических устройств (принтер, клавиатура, телефон, компьютер и др.). В привычной деятельности дошколята совершают различные игровые действия с атрибутами, используют игровые модули и конструкторы, позволяющие проявить фантазию и творчество в обыгрывании различных ситуаций, связанных с применением технических устройств.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности. Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас. Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций, обязательно использую комплексы упражнений для глаз, проветриваю помещение.

  1. Использование ИКТ в процессе организации методической работы.

Наш детский сад является Комплексом Инновационного Развития (КИР), я являюсь руководителем. Тема КИР в этом году: «Использование ИКТ в детском саду». Цель: 1. Повышение информационной культуры педагогов. 2. Обобщение и трансляция собственного опыта. Работа КИР показала, что данная тема довольно актуальна в нашем городе, о чём можно судить по количеству посещающих КИР.

  1. Использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями .

Использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка. Наличие у детского сада собственного сайта (находится в стадии разработки), странички в соцсети (в контакте) предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни детского сада, группы. На страничке нашей группы в соцсети (группа закрытая из-за конфедициальности и безопасности детей), я представляю родителям различную информацию: объявления, поздравления, рассказ о жизни детей в группе, фото и видеоматериалы. Родители делятся своими впечатлениями, общаются друг с другом. Чтобы повысить интерес родителей, я представляю события из нашей жизни в виде небольших историй с использованием фото на стене группы (презентации, аннотации фотоальбомов).

Общаюсь с родителями по электронной почте, в смс - дискуссиях, по мобильному телефону.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.

2 МЕСТО В КОНКУРСЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2013 »

Иванова Ольга Владимировна , воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 12 «Детский сад комбинированного вида» д. Григорово Новгородского района

Описание педагогического опыта по теме: «Образовательные ситуации в воспитательно-образовательном процессе»

В современном дошкольном образовании одной из основных задач педагога является поиск наиболее эффективных способов вовлечения ребёнка в позицию активного субъекта разноообразных видов детской деятельности…

Сегодня одним из ведущих подходов к развитию ребёнка как субъекта детской деятельности является создание образовательной педагогической ситуации, обеспечивающей активное участие ребёнка как партнера в образовательном процессе. , поэтому в своей педагогической деятельности я использую образовательные ситуации

Ведущая идея: создавать условия для самостоятельной деятельности детей через постановку проблемы, позволяющей ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы, привлечь партнеров по деятельности для достижения результата, получить результат

Образовательные ситуации разной направленности использую в группе с детьми старшего дошкольного возраста, это:

  • Случайно – возникшие (спонтанные) ситуации
  • Заранее спланированные, требующие от педагога определенной подготовки.

Ситуации направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений через их применение на практике в новых условиях, на проявление ребенком активности, самостоятельности, творчества.

Основное правило, которое я учитываю, - создание условий в группе для самостоятельной деятельности ребёнка.

Важно при моделировании образовательного пространства исходить из реального уровня умений ребёнка:

  • одному ребенку достаточно напоминания,
  • другому ребенку необходим показ,
  • третьему - совместные действия.

В своей практической деятельности учитываю классификацию образовательных ситуаций, которую предлагает О.Н. Сомкова, классифицируя ситуации как игровые, исследовательские, поисковые и коммуникативно – диалоговые.

Внедрение проблемных ситуаций в образовательный процесс осуществляю поэтапно:

1. Постановка формулирования проблемы.

2. Выдвижение предположений и гипотез.

3. Выбор, проверка, обоснование гипотез.

4. Подведение итогов. Рефлексия. Вывод.

Необходимо, чтобы ребенок постоянно наталкивался на какую-то проблему и пытался ее решить самостоятельно. Использование образовательных ситуаций позволяет:

  • вести ребёнка не к знанию, а к познанию окружающей действительности;
  • ребёнку самостоятельно ставить цель и достигать её результата;
  • развивать у ребенка логику, активность, творчество, формировать компетентности.

3 МЕСТО В КОНКУРСЕ «ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА – 2013 »

Струц Ульяна Олеговна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида» с. Песь, Хвойнинского района

Описание педагогического опыта по теме: «Использование психологических игр и игр-заводилок при создании мотивации в организации деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, организации всего образовательного процесса. Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания таких детей. Обучение должно стать развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Нередко у детей с ОВЗ развиваются патологические черты личности: замкнутость, неуверенность, раздражительность, плаксивость, негативизм. Все отклонения в развитии детей с ОВЗ стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная работа по их коррекции.

Мотивации, как одному из ведущих факторов любой деятельности, придавалось огромное значение с ещё древних времён. Свидетельством этого могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали её как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами, уже в то время пытались выяснить структуру мотивации, условие её формирования и механизмы действия.

Следует отметить, что чётко определить как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать чёткое определение терминам «мотив» и «мотивация» не удалось ни тогда, ни сейчас.

В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены, как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т.д.

В отечественной психологии вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные учёные психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Л.С. Выготский первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации. Огромнейший вклад в развитие мотивации в учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой. Все учёные, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчёркивают большую значимость её формирования и развития у старших дошкольников, т.к. именно она является гарантом формирования познавательной активности, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни.

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов , отвечающих за побуждение и деятельность . А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

Можно выделить несколько видов мотивации:

Игровая;

Познавательная;

Учебно-познавательная;

Социальная;

Ценностная;

Эмоциональная;

Стимулирующая.

Также можно выделить внешнюю и внутреннюю мотивацию.

В результате ежедневных наблюдений за детьми с ОВЗ было отмечено, что при недостаточно продуманной мотивационной деятельности, дети часто отвлекались, постоянно требовали дополнительной помощи от воспитателя, не могли сконцентрировать свое внимание.

Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Поэтому возникла необходимость подобрать психологические игры и игры-заводилки, способствующие повышению у детей мотивации к достижению поставленной цели. Это позволило более полно организовать работу с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, выложить её в последовательном порядке.

Работа предполагает последовательность, одно идет четко за другим.

Подобраны:

Психологические игры:

- « По главной улице с оркестром…»;

- « Медвежата на прогулке»;

- « Далеко-далеко, в густом лесу…»;

- « Кораблекрушение»;

- «Фотограф» и др.

Игры-заводилки:

- « Дразнилки»;

- « Медвежата»;

- « Веселые ребята»;

Игры-заводилки с речевым сопровождением;

Игры-заводилки с музыкальным сопровождением и т.д.

При удачном использовании психологических игр и игр-заводилок в непосредственной образовательной деятельности, у детей формируется потребность в интересной деятельности, желание действовать как самостоятельно, так и в команде, доводить начатое дело до конца, радоваться достигнутым результатам.

В своей работе использую шесть механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели.

Вот эти 6 механизмов:

  • Поощрять исследование окружающей среды;
  • Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение;
  • Хвалить ребёнка за совершённые достижения;
  • Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;
  • По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;
  • Стимулировать языковое и символическое общение.

Выполнение всех 6 условий поможет детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет. Исходя из выше сказанного, можно предоставить рекомендации по тому, как развивать детскую мотивацию.

  1. Обеспечьте ребёнка необходимой стимулирующей обстановкой и множеством разнообразных впечатлений. В этом могут помочь книги, разрезные картинки, кубики и т. д.
  2. Позвольте ребёнку сделать собственный выбор. Это придаст ему уверенности в себе и создаст мотивацию.
  3. Давайте Вашему ребёнку задания, соответствующие его возрасту. Это придаст ему уверенность в выполнении заданий.
  4. Помогайте ребёнку справляться с заданиями. Благодаря помощи ребёнок сможет дольше оставаться в игре и не отступит перед первыми трудностями.
  5. Награждайте и поощряйте ребёнка за хорошо выполненное задание. Но не используйте награду как способ привлечения к выполнению задания. И никогда не обещайте награду прежде, чем дадите её.
  6. В удовлетворении потребностей ребёнка будьте последовательны и устанавливайте определённые ограничения.
  7. Дайте ребёнку выполнить простой эксперимент, чтобы разжечь его любопытство.
  8. Попросите ребёнка самому оценить, насколько хорошо он выполнил задание. Гораздо полезнее спросить, что ребёнок сам думает о своей работе, чем просто похвалить его.
  9. Вместо того чтобы говорить ребёнку, как именно выполнить ту или иную задачу, просто предложите ему различные способы выполнения и пусть он выберет сам.

С учетом использования данных рекомендаций у детей с ОВЗ можно создать устойчивую мотивацию к деятельности. Демократический стиль взаимодействия с детьми позволяет создать большую мотивацию. Так же, при работе в группе с детьми с ОВЗ важно обращать внимание на детей, которые не заняты какой-либо деятельностью.

У детей с ОВЗ мотивация к деятельности развивается медленно и с определёнными трудностями. Отношение к деятельности детей с ОВЗ характеризуется неустойчивостью, изменяется под влиянием ситуации успеха или неуспеха, смена обстановки, степени контроля со стороны воспитателя. В развитии положительного отношения к деятельности значительную роль играет игра. Игра делает процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребёнку получить собственный опыт, испытать ситуацию успеха.

Игры и упражнения, в которых проблемный ребёнок действует путём проб и премирования, развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.

Игры оказывают большое влияние на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание, при котором дети испытывают трудности; второй – создание полноценного образа, учитывающего все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.).

Благодаря играм можно так организовать деятельность ребёнка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

Особый акцент в мотивационной деятельности сделан на игру не случайно, ведь игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игровые методы, упражнения, используемые в работе, позволяют решить сразу несколько задач:

  1. Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
  2. Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
  4. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
  5. Увеличить объём коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

Поэтому я считаю удачным, использование в своей работе психологических игр, игр-заводилок, которые позволяют не только сконцентрировать внимание детей, раскрепостить их, но и позволяют создать устойчивую мотивацию к деятельности.

Как правило, если была создана правильно продуманная мотивация, то дополнительных установок на деятельность не потребуется. Это также доказывают результаты ежедневных наблюдений за детьми.

Данная работа может быть полезна не только воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ, но и родителям, учителям-логопедам, дефектологам.

Родителям предложены варианты игр, которые могут проводить дома со своими детьми, не затрачивая особо много времени и сил, психологические игры, которые не требуют специальной подготовки. Картотеки игр размещены в раздевалках групп, которые постоянно пополняются новыми играми.