Основные общеобразовательные программы соответствующего уровня образования. Основные образовательные программы

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2 . Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся , освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к :

1) структуре основных образовательных программ (в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям ;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4 . Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся .

6 . В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.



7. При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки, а также квалификаций, присваиваемых по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаютсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий,специальностей и направлений подготовки, а также квалификаций, присваиваемых по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки, квалификаций профессиям, специальностям и направлениям подготовки , а также квалификациям, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9 . Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10 . Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и к результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека , формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно) разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации. 2.

Статья 12. образовательные программы

Статья 9. Образовательные программы 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).
2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 3. К основным общеобразовательным относятся программы: (в ред.
Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4.
Российской Федерации. 13. Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, примерных программ ассистентуры-стажировки — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 14.
Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. 11. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

главная | закон рф «об образовании» | статья 9. образовательные программы

Виды образовательных программ Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы(основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности; учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.

Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания 1.

Верными утверждениями являются:(*ответ*) 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3 1, 2, 3, 5К обучающимся среднего специального учебного заведения относятся(*ответ*) студенты (курсанты) и слушатели студенты (курсанты) слушатели и ученики ученикиК основным задачам дошкольного образовательного учреждения относится: 1) охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей; 3) осуществление необходимой коррекции физического и (или) психического развития детей и др. Верными утверждениями являются:(*ответ*) 1, 2, 3 1, 3 1, 2 2, 3К основным общеобразовательным программам относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) начального профессионального образования; 4) основного общего образования; 5) среднего (полного) общего образования.

К основным общеобразовательным программам относятся программы

N 309-ФЗ) 6.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются федеральные государственные требования. (п. 6.3 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются настоящим Законом, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами и требованиями.


(в ред.

К основным общеобразовательным программам относятся программы образования

Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов: пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования; содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета.
Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 5. К основным профессиональным относятся программы: (в ред.

Внимание

Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ) 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); (в ред. Федерального закона от 24.10.2007 N 232-ФЗ) 4) послевузовского профессионального образования.


6.
В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:(*ответ*) общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) общеобразовательные (основные) и профессиональные (дополнительные) профессиональные (основные) и общеобразовательные (дополнительные) общеобразовательные (основные) и профессиональные (основные)Государственная политика в области образования основывается на таких принципах, как: 1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования; 4) негосударственный характер управления образованием.
  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

Основные образовательные программы

О реализуемых образовательных программах

В соответствии с действующей лицензией , МБОУ "Самусьский лицей" реализует идеи открытого непрерывного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профильного образования. За лицеем Учредителем закреплен микрорайон: п. Самусь, д. Семиозерки, д. Кижирово;

Что такое образовательная программа? Образовательная программа – нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения; содержит комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, иных компонентов.

Чему необходимо научить современного школьника? Реальность XXI века - непрерывное образование в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту. Пытаться угнаться за быстро меняющимися требованиями рынка труда и социума в информационном мире, вооружившись полученным ранее знанием, практически не возможно, следовательно, необходимо менять подход к ценностям, содержанию образования и технологиям обучения: не передать некий объем знаний, накопленный человечеством, а научить учиться, учиться самостоятельно. Главное требование, которое предъявляется выпускникам школ, - умение работать с информацией - умение ее находить, анализировать, преобразовывать.

Образовательные программы МБОУ "Самусьский лицей имени академика В.В.Пекарского" представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом:

  • образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; - основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования);
  • программу развития учреждения.

Образовательные программы обеспечивают:

  • освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей;
  • освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе и неаудиторные формы образовательной деятельности: урочные, проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана лицея;
  • практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественнополезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.

Таким образом, в основу деятельности лицея положены основные образовательные программы трех ступеней образования, последовательное освоение которых позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, получить аттестат о среднем (полном) общем образовании, а также на всех уровнях образования лицей реализует - дополнительные общеобразовательные программы (нормативный срок освоения устанавливается в зависимости от реализуемой программы) следующих направленностей: научно-техническая; физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая, эколого­-биологическая, социально-педагогическая;

В МБОУ "Самусьский лицей" НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ , т.к. не предусмотрены Уставом:

  • Основные профессиональные образовательные программы.
  • Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

В лицее реализуются следующие образовательные программы:

Вид образовательной программы Уровень образовательной программы Наименование образовательной программы Нормативный срок освоения
Основная общеобразовательная Основная образовательная программа начального общего образования (2.1 МБ) 4 года
Основная общеобразовательная (3.92 МБ) 5 лет
Основная общеобразовательная Основная образовательная программа среднего общего (полного) образования (311.7 КБ) 2 года
Дополнительные общеобразовательные устанавливается в зависимости от реализуемой программы

Описание образовательных программ

Обязательным для каждой образовательной области является:

  • теоретический материал - представление ведущих идей и понятий, описывающих данную человеческую практику, историческое развитие основных предметно-деятельностных линий в этой сфере, способы и формы осуществления данной практики в современном мире, прогноз перспектив развития данной практики человеческой деятельности;
  • практическую работу (пробу) учащегося в данной сфере – реализацию творческого замысла, проведение исследования, разработку и реализацию проекта, работу с моделями, демонстрирующими отдельные элементы или сферу в целом;
  • рефлексивно-аналитическую работу учащегося (самостоятельно, или с тьютором, или с научным консультантом) – формирование целостного видения предмета, системной организации предмета, понятийных взаимосвязей и тематических обусловленностей, иерархии знаний и т.д.)

Начальное общее образование (1-4 классы, ФГОС)

Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Самусьский лицей» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Целями основной образовательной программы начального общего образования являются:

Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества;
  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;
  • расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания и умения учиться, т.е. постоянное расширение границы своих возможностей;
  • для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования формируется с учётом социокультурных особенностей и потребностей, в котором осуществляется образовательный процесс. Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются уставом МБОУ «Самусьский лицей» и соответствуют требованиям Закона «Об образовании в РФ», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения и организационные формы работы.

Цель программы: Обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Основные образовательные программы начальной школы реализуются через:

  • набор обязательных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, технологии творчества (музыка, ИЗО, хореография, словесное творчество и др.), физическая культура);
  • развивающих курсов и образовательных модулей по выбору школы и семьи (например, логика, театр, (второй) иностранный язык и др.);
  • внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии и т.д.).

Основное общее образование (5-8 классы, ФГОС), 9 классы

Основная образовательная программа основного общего образования , с одной стороны, обеспечивает преемственность с начальным общим образованием, с другой стороны, предполагает качественную реализацию программы, опираясь на возрастные особенности подросткового возраста.

В основу образовательной программы положены следующие принципы:

  1. Принцип гуманизации образования. Является основополагающим принципом деятельности, предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие обучающегося.
  2. Принцип развивающего обучения. Современная наука выделяет два уровня развития ребенка: актуальный и зону ближайшего развития. Развивающее обучение опирается на зону ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения понимается:
    • учет уровня развития и способностей каждого обучающегося;
    • формирование на этой основе личных планов развития и обучения;
    • программ стимулирования и коррекции способностей;
    • формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого обучающегося;
    • повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
  4. Принцип дифференциации обучения. Под дифференциацией обучения понимается такая структура школы, при которой всецело учитываются индивидуальные способности обучающихся. Дифференциация обучения предполагает формирование групп внутри класса, классов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
  5. Принцип целостного образования. Под целостностью образования понимается единство процессов развития, обучения и воспитания обучающихся, сбалансированность отраслей знания в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
  6. Принцип непрерывности. Действует как фундаментальная основа организации целостной системы образования с 1 по 11 класс. Этот принцип формирует необходимые самостоятельные навыки, мотивацию продолжения образования.

Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения образовательной программы, сориентированы на личность ребенка, создание в гимназии условий для развития его способностей, внутреннего духовного мира, на свободное сотрудничество педагогов и родителей.

Целями основной образовательной программы основного общего образования являются: Созданий условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования обучающихся, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Основные образовательные программы основной школы реализуются через:

  • набор образовательных областей (филология, математика и информатика, естествознание, обществознание, искусство, информационные и гуманитарные (исследование, проектирование, моделирование и т.д.) технологии, здоровье);
  • систему развивающих курсов, образовательных модулей, тренингов по выбору школы и семьи (например, тренинг командного взаимодействия, второй (третий) иностранный язык и др.);
  • систему внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики и т.д.).

В основную образовательную программу 8-9 классов включается также специальная работа учащегося с тьютором по составлению портфолио, выбору будущего профиля обучения/профессиональной подготовки, разработке индивидуальной образовательной программы на следующую ступень образования.

Среднее общее образование (10-11 классы)

Основная образовательная программа является нормативно-управленческим документом МБОУ «ГСамусьский лицей», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса. Назначение настоящей образовательной программы – организовать взаимодействие между компонентами учебного плана, учебными программами, этапами изучения предметов.

Образовательная программа определяет:

  • цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;
  • учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Программа разработана с учетом особенностей МБОУ «МБОУ Самусьский лицей», образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.

Образовательная программа обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего общего образования, дальнейшее становление и формирование личности обучающихся, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающихся к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются:

Выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для получения школьниками качественного современного образования:

  • позволяющего выпускнику поступить и успешно обучаться в выбранном вузе;
  • позволяющего занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию;
  • для социального и образовательного самоопределения старшеклассника;
  • для получения старшеклассником социального опыта.

Основной образовательной программой старшей школы является индивидуальная образовательная программа учащегося. Образовательная программа образовательного учреждения на третьей ступени общего (полного) образования должна обеспечить реализацию индивидуальных образовательных программ учащихся.

Индивидуальные образовательные программы учащихся старшей школы должны продолжить формирование и развитие общекультурной компетентности и сформировать предпрофессиональную и методологическую компетентность учащихся – теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека, в которых предстоит действовать выпускникам общеобразовательной школы, а также выбор и применение способа освоения этих сфер (творчество, исследование, проектирование, моделирование и т.д.).

Индивидуальные образовательные программы старшеклассников реализуются через:

  • набор обязательных учебных предметов (русский язык, история России, физкультура);
  • набор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (политика и управление, экономика и предпринимательство, социальные коммуникации, знаниевые и знаковые системы (в том числе и наука, и языки), искусство, технологии.);
  • набор профильных предметов и элективных курсов по выбору учащегося (например, традиционные предметы: литература, математика, естествознание, языки и др.; метапредметы: «знак», «проблема», «человек», «время» и др.);
  • систему предпрофессиональных (стажерских) практик;
  • систему развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося;
  • систему внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики, проведение исследований, реализация социально-культурных проектов и т.д.);
  • систему тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, систему работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

Поднимаемая тема в данной письменной работе считается достаточно актуальной. Это объясняется тем, что основная образовательная программа образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса, что указывает на их важность в осуществлении образовательной деятельности. Вышеизложенное указывает на научную значимость темы исследования.

Из научной значительности вытекает и общественная значимость образовательных программ в сфере образования, т. к. от того как реализуются данные программы зависит качество осуществляемой образовательной деятельности. От качества же данного процесса будет зависеть уровень образованности общества, что указывает на тезис упомянутый нами ранее.

Такая отрасль права, как образовательное, не находит широкого применения в учебной литературе, но в данном реферате мы рассматриваем некоторые из тех, которые существуют. В учебном пособии Д.А. Ягофарова «Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие», где рассматривается роль образовательных программ в системе образования. В своём учебнике В.И. Шкатулла «Образовательное право: Учебник для вузов» затрагивает все особенности и аспекты данной отрасли права, в том числе и вопросы, посвящённые образовательным программам. В ещё одном учебном пособии «Образовательное право» Л.П. Кетовой подробно регламентируются положения причастные к образовательным программам.

К источникам права, которые регулируют данную тему, прежде всего относится Конституция Российской Федерации. В основном законе РФ вопросы в сфере образования регулируются главой 2 ст. 43 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ)// СЗ РФ. -2009г.- №1.- Ст. 1; 2014.-№30 (ч. 1).- Ст. 4202. . В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» существует отдельная статья (ст.12) Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ) // СЗ РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015.- № 1 (ч. 1).- Ст. 72. , посвящённая образовательным программам. Также некоторые нюансы рассматриваемой темы затрагиваются в Приказах Министерства образования и науки РФ. образовательный программа разработка

Целью данной работы является проанализировать вопросы, касающиеся образовательных программ, определить их роль в системе образования РФ, рассмотреть их как важный элемент системы образовательного права. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

· определить понятие и выделить виды образовательных программ;

· рассмотреть порядок разработки образовательных программ;

· проанализировать особенности реализации образовательных программ;

· исследовать общие требования к реализации образовательных программ.

1. Понятие и виды образовательных программ

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если Законом не установлено иное.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с Законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Законом. Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Реализация образовательных программ возможна с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, что регулируется Приказом Министерства образования и науки РФ «Об использовании дистанционных образовательных технологий» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Российская газета.- 2005.- № 179. .

2. Порядок разработки, утверждения и особенности реализации образовательных программ

2.1 Порядок разработки образовательных программ

Настоящий Порядок определяет правила разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее - примерная программа).

Настоящий Порядок не устанавливает особенности разработки, проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности.

Примерные программы разрабатываются по:

· основным общеобразовательным программам (образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования);

· основным профессиональным образовательным программам (образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена; образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассисентуры-стажировки);

· основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные основные образовательные программы разрабатываются учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Примерные программы включают в себя рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Примерные программы разрабатываются на русском языке и в соответствии с настоящим Порядком.

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования, проекты примерных основных профессиональных программ разрабатываются участниками отношений в сфере образования (далее - разработчики).

2.2 Особенности реализации образовательных программ

Закон непосредственно не определяет того, каким образом будет осуществляться образовательная деятельность и реализоваться образовательная программа в организации. Можно выделить лишь самые общие нормы, регулирующие данные вопросы.

Ч. 9 ст. 13 Закона предусмотрено, например, следующее важное ограничение, которое должно учитываться в ходе реализации программы. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

Кроме того, обучающиеся являются физическими лицами, гражданами РФ, которые имеют широкий спектр общегражданских прав и свобод, которые не могут быть нарушены в ходе реализации образовательной программы - это и право на тайну переписки и телефонных переговоров, и права в отношении предметов своей собственности, и право на защиту персональных данных, и многие иные права, принадлежащие любому человеку.

Закон содержит отсылочную норму о том, что порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено законом (ч. 11 ст. 13).

Подобные подзаконные нормативные правовые акты могут стать довольно важным и существенным инструментом регулирования особенностей организации образовательной деятельности по конкретным образовательным программам, частично взяв на себя некоторые функции по конкретизации правового регулирования, которые ранее были реализованы с использованием инструмента примерных положений.

Вместе с тем, в законе имеются нормы, регламентирующие общие принципы реализации образовательных программ. Среди них к числу наиболее значимых относятся:

· может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов;

· возможность реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевой формы;

· использование при реализации образовательных программ различных образовательных технологий, в том числе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Важным элементом, определяющим особенности реализации образовательных программ, может стать форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. Имеющийся опыт свидетельствует о том, что модульный принцип организации образовательного процесса реализуется преимущественно в профессиональном образовании. Однако Закон такого ограничения не содержит. В том случае, если у образовательной организации общего образования появится потребность реализовать модульный подход в формировании содержания образовании, то законодательная база предоставляет для этого все возможности.

3. Общие требования к реализации образовательных программ

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Перед началом разработки ООП образовательное учреждение должно определить главную цель (миссию) программы, учитывающую ее специфику, характеристики групп обучающихся и конечные результаты образования в виде набора предметных знаний, умений и навыков, ключевых компетентностей и социального опыта.

Образовательные учреждения дополняют определенные данным ФГОС ОО цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения с учетом ее профиля, а также особенностей типа образовательного учреждения, потребностей детей и их родителей.

ООП ступени образования включает в себя: цели образования на данной ступени, учебный (образовательный) план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество образования обучающихся, а также программы внеучебных видов деятельности, учебных, общественно-полезных и социальных практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Образовательные учреждения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы (в части состава дисциплин (модулей), установленных в учебном плане, или (и) в части содержания рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), программ учебной, общественнополезной и социальной практик, или (и) методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом развития психолого-педагогической науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, придерживаясь рекомендаций по обеспечению гарантии качества в общем образовании с помощью таких мер, как:

· разработка стратегии по обеспечению качества образования выпускников;

· мониторинг, периодическое рецензирование образовательных программ;

· разработка объективных процедур оценки уровня предметных знаний и умений обучающихся и ключевых компетентностей выпускников;

· обеспечение компетентности педагогического состава;

· регулярное проведение самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями;

· информирование общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

Заключение

Рассмотрев и проанализировав все вопросы относительно образовательных программ, сделаем выводы:

· существует много трактовок понятия образовательных программ, его содержание достаточно разнообразно;

· в соответствии с законодательством различают несколько видов образовательных программ;

· у реализации образовательных программ, как и у другого процесса, существует свои порядок и особенности;

· только с соблюдением необходимых требований образовательная программа может реализоваться.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что образовательные программы являются довольно важным и значимым объектом в сфере образования. Их развитие способствует усовершенствованию образовательной деятельности в общем, т. к. они являются их главной основой.

Подводя общие итоги данной работы, можно сказать, что без образовательных программ не может осуществляться учебный процесс в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, потому что именно на них основывается обучение.

Список использованных источников

Нормативные акты Российской Федерации и действующие на ее территории акты бывшего СССР.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ)// СЗ РФ. -2009г.- №1.- Ст. 1; 2014.-№30 (ч. 1).- Ст. 4202.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 31 декабря 2014 года № 519-ФЗ) // СЗ РФ.- 2012.- № 53 (ч. 1).- Ст. 7598; 2015.- № 1 (ч. 1).- Ст. 72.

3. Разъяснения о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования, которое закреплено в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2013 года № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» // Вестник образования.- 2014.- № 23.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 года № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» // Российская газета.- 2005.- № 179.

Специальная литература.

5. Кетова Л.П. Образовательное право: учеб. пособие / Юж.-Рос. гос. политехн. ун-т (НПИ) им. М.И. Платова. - Новочеркасск: ЮРГПУ, 2013. - 98 с.

6. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учебник для вузов. -М.: Издательство НОРМА, 2001. - 688 с.

7. Ягофаров Д.А. Правовое регулирование системы образования: учеб. пособие - Москва. Московский педагогический государственный университет, 2005. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие сетевой формы образования, позволяющей обучающемуся изучить программу с использованием ресурсов одновременно нескольких образовательных учреждений. Основные характеристики сетевой формы обучения. Направленность сетевых образовательных программ.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Анализ необходимости внедрения дистанционных технологий при существующей системе высшего образования в России. Исследование преимуществ и недостатков дистанционной формы обучения. Системы контроля знаний студентов. Перспективы дистанционного обучения.

    реферат , добавлен 16.12.2014

    Понятие дистанционного образования и обучения. Информационные и педагогические технологии в системе дистанционного образования. Типы технологий в учебных заведениях нового типа. Система дистанционных образовательных технологии при изучении физики.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2013

    Традиционная система образования в Российской Федерации и ее реформирование в контексте Болонской системы. Переход к стандартам образования третьего поколения в России как результат сравнительного анализа европейских образовательных стандартов.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2010

    Цель комплексной модернизации образования. Причины несоответствия систем образования современным условиям. Повышение квалификации работников системы образования как часть реализации национального проекта в сфера образования в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Современная система школьного образования Российской Федерации. Реформа школьного образования. Основные положения, причины и период реформы. Особенности адаптации требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 к учреждениям, предоставляющим образовательные услуги.

    дипломная работа , добавлен 18.10.2013

    Анализ источников о состоянии российского образования и места дошкольных учреждений в системе образования. Разработка модели введения новых образовательных программ в МДОУ г. Новокузнецка. Апробации программы О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2010

    Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Основные показатели в системе дошкольного образования в Красноярском крае, перспективы его развития. Проблема доступности дошкольного образования. Реализация комплексных, парциальных образовательных программ и программы коррекционной направленности.

    реферат , добавлен 22.07.2010

    Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области социальной работы в конце XX в., влияние на них Болонского процесса. Мониторинг реализации Европейского проекта ТЕМПУС как инновационной образовательной модели.

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона № 273-ФЗ

Примерные ООП ОО разрабатываются с учётом их уровня и направленности в соответствии с ФГОС и по результатам экспертизы включаются в реестр примерных основных общеобразовательных программ, являющийся государственной информационной системой: http://www.fgosreestr.ru/ .

В настоящее время в соответствии с решением федерального учебно­методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в реестр примерных основных общеобразовательных программ включены Примерная основная образовательная программа начального общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2067)и Примерная основная образовательная программа основного общего образования(http://fgosreestr.ru/node/2068).

Вышеуказанные программы существенно доработаны по сравнению с предыдущими вариантами, в них уточнены, конкретизированы, методически подкреплены положения, связанные с результатами освоения ООП (в т.ч. с учетом концепций филологического, математического, исторического образования, введением комплекса ГТО), системой оценивания, внеурочной деятельностью, оценкой качества реализации ООП и другое.

ООП ОО, включенные в реестр, имеют статус учебно-методической, а не нормативно-правовой документации, поэтому носят рекомендательный характер и используются школой при разработке собственной основной образовательной программы.

ООП ОО принимаются коллегиальными органами управления образовательной организации в соответствии с Уставом и не требует утверждения, прохождения экспертизы и согласования в региональных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Объектом внешней оценки основная образовательная программа образовательной организации становится в период прохождения процедуры лицензирования, государственной аккредитации, а также государственного контроля и надзора в сфере образования.

Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом общеобразовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленным Уставом, в котором следует указать:

порядок и периодичность разработки ООП ОО или внесения изменений в действующую основную образовательную программу (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации);

состав участников разработки ООП ОО, их полномочия и ответственность.

порядок обсуждения проекта ООП ОО;

порядок утверждения ООП ОО и ввода в действие.

Основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и норм (в ходе ее разработки учитываются внесенные изменения, касающиеся общего объема максимально допустимой урочной и внеурочной, дневной нагрузки, возможности чередования урочной и

внеурочной деятельности (пп. 17, 20, 21) 6 . Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательная организация.

Основная образовательная программа общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 20% от общего объёма основной образовательной

программы. На ступени основного общего образования это соотношение составляет 70% и 30% соответственно, среднего общего образования - 60% и 40% 7 . Данное соотношение частей ООП ОО должно быть представленов каждом из трех разделов основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном.

Структура ООП ОО должна включать:

а) Целевой раздел: пояснительная записка;

планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы;

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

программы отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации; программа коррекционной работы.

в) Организационный раздел: учебный план;

план внеурочной деятельности; календарный учебный график;

система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Необходимо иметь ввиду, что в ООП ОО внесены изменения, согласно которым в организационный раздел наряду с учебным планом, планом внеурочной деятельности добавлен:

календарный учебный график (Приказами Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 годаN1643, 1644, 1645 уточнено, что «календарный учебный график должен определять чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года: даты начала и окончания учебного года; продолжительность учебного года, четвертей (триместров); сроки и продолжительность каникул; сроки проведения промежуточных аттестаций»);

в систему условий реализации ООП - оценочные и методические материалы;

иные компоненты по усмотрению образовательной организации.

Таким образом, ООП является локальным нормативным актом, определяющим цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования в конкретной образовательной организации, 8 с учетом особенностей, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

При реализации образовательных программ организаций может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 9

В рамках Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации 10 .

Согласно статье 15 Федерального закона № 273-ФЗ «сетевая форма реализации образовательной программы - совместная реализация образовательной программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, посредством организации сетевого взаимодействия».

Рабочие программы по учебным предметам (курсам)

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) являются составной частью содержательного раздела основной образовательной программы общеобразовательной организации. Они могут быть составлены педагогами образовательной организации с учетом примерных программ по отдельным учебным предметам (курсам) общего образования, входящих в государственный реестр.

Примерные программы не могут использоваться в качестве рабочих, поскольку не задают последовательности изучения материала и распределения его по классам или годам обучения, в них не отражаются особенности образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы и индивидуального стиля учителя.

Педагоги имеют право на разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной

программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) .

Рабочие программы учебных предметов разрабатываются в соответствии с ФГОС ОО с учетом примерных рабочих программ учебных предметов.

    Рабочие программы по учебным предметам (курсам) начального общего образования.

Структура программы учебных предметов, курсов определена ФГОС НОО 11 и должна содержать:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. В этом случае в пояснительной записке должна быть прописана обоснованность тех изменений и дополнений, которые отличают ее от примерной программы по предмету, включая особенности основной образовательной программы школы, контингента обучающихся, методической системы учителей.

Таким образом, вариативная часть рабочей программы по учебному предмету (курсу) найдет отражение в большей степени в пояснительной записке.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся составляется четко в соответствии с тем учебником, по которому осуществляется обучение.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета, курса должны быть конкретизированы, включая результатыизучения курса по годам обучения.

Кроме того, должны быть добавлены образовательные результаты за счет изменения содержания, конкретизированы результаты по двум уровням освоения учебной программы: чему научится обучающийся в процессе изучения курса, а также чему получит возможность научиться в процессе изучения курса.

В разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» по предмету, курсу указываются учебник, учебно-методические пособия, список литературы для обучающихся, развивающей их познавательный интерес к предмету, контрольно-измерительные материалы, цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), электронные образовательные ресурсы (ЭОРы), технические средства обучения, учебно-практическое оборудование и т.д.

    Структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) в рамках реализации ФГОС основного общего образования определена нормативным документом 12 и включает в себя следующие разделы:

пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна при разработке рабочей учебной программы по предмету, которую целесообразно (например, «История 5-9 класс»). Это позволяет видеть перспективу, поэтапное планирование и продвижение к планируемым образовательным результатам по годам обучения.

Также разработка рабочей программы по учебному предмету может стать результатом работы методического объединения учителей предметников, в этом случае по ней могут работать все учителя, преподающие этот предмет в данной образовательной организации.

    Структура рабочей программы по учебному предмету, курсу в рамках реализации ФГОС среднего общего образования определена нормативным документом 13 и включает в себя следующие разделы:

пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики учебного предмета; общую характеристику учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Данная структура рабочей программы по учебному предмету (курсу) обязательна, так же как в начальной и основной школе ее целесообразно разрабатывать на уровень обучения среднего общего образования (10-11 класс).

В соответствии с требованиями стандарта изучение учебных предметов, курсов по выбору обучающихся может вестись на базовом или углубленном уровнях. В соответствии с этим, рабочие программы по учебным предметам могут разрабатываться отдельно (рабочая программа по предмету химия (базовый уровень), рабочая программа по предмету химия (углубленный уровень) или в рамках одной рабочей программы могут быть выделены базовый и углубленный уровни изучения учебного предмета.

Ряд учебных предметов носят интегрированный характер и в учебный план среднего общего образования они внесены как единый предмет (русский язык и литература; родной язык и литература, математика: алгебра и начала анализа, геометрия) следовательно, такие предметы должны иметь одну рабочую программу. Вместе с тем, такие предметы как обществознание, Россия в мире, экология, естествознание, физкультура, ОБЖ изучаются только на базовом уровне, что должно найти отражение в рабочей программе.

Рабочие программы по учебным предметам (курсам) разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно и не должны проходить обязательную внешнюю экспертизу и согласование в региональных, муници пальных органах управления образованием и методических службах.

Кроме того, являясь частью содержательного раздела основной образовательной программы, они закрепляются локальным нормативным актом образовательной организации об утверждении основной образовательной программы и не требуют отдельного приказа.

В рабочей программе по учебному предмету должно соблюдаться то же соотношение вариативной и инвариантной части, что и в целом в ООП.

Календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной частью рабочей программы .

Его наличие (обязательность), периодичность составления, а также форма определяется локальным нормативным актом образовательной организации. Именно календарно-тематическое планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом.

Изменения в процессе учебного года вносятся в календарно-тематическое планирование, а не в рабочую программу, поскольку ее реализация должна быть обеспечена полностью. Внесение изменений должно закрепляться локальным нормативным актом образовательной организации.

В случае, когда учебный предмет реализуется за счет часов из обязательной части учебного плана и усиливается дополнительными часами из части, формируемой участниками образовательных отношений (например, математика - 4 часа из обязательной части + 1 час из вариативной) разрабатывается одна рабочая программа по математике из расчета 5 учебных часов в неделю.

В рабочую программу (пункт № 3) вносится соответствующая запись о реализации программы через обе части учебного плана. Если в вариативную часть выносится материал дополняющий, расширяющий содержание базовой программы (например, введение в геометрию, логические игры, математическое проектирование), в таком случае разрабатывается отдельная рабочая программа на данный курс, в соответствии с вышеуказанными требованиями (т.о. рабочих программ будет две - математика (4 часа) и логические игры (1 час).

При разработке рабочих программ можно использовать конструктор рабочих программ, предложенный при общественном обсуждении основных образовательных программ начального и основного общего образования на соответствующем портале (http://edu.crowdexpert.ru).

Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательной организации (письмо Минобрнауки России от 19 апреля 2011 года № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования).

Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам, курсам, соответствующее требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования, определено федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

В соответствии с п.3. данного документа организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности, приобретенные до вступления в силу настоящего приказа, учебники из Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год 14 .

Обращаем внимание на уточнения, внесенные в Федеральный перечень, в связи с утверждением историко-культурного стандарта (на данный момент научную экспертизу РИО прошли линии учебников истории издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово»).

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования (в ред. Приказах Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N1643, 1644, 1645).

Разъяснения по вопросам приобретения учебников и учебных пособий для обучающихся школ даны в письме комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 27 мая 2015 года № 19-3723/15-0-0.