Ораторское искусство упражнения. Ораторское искусство: уроки риторики

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Ораторское искусство нашей современности берет свое начало с античных греко-римских времен, когда этому виду творческой деятельности уделялось особо пристальное внимание и, когда как ни в какой другой культуре, устная речь не была так совершенна.

О том, что такое ораторское мастерство и искусство речи, как улучшить ораторские способности и стать хорошим оратором, мы расскажем далее. Присоединяйтесь.

Кто такой оратор

Оратор - это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи - языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность - получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность - как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока - кратко об основах ораторского искусства.

Наука об ораторском искусстве называется риторикой.

Искусство ораторской речи, или красноречие, - это высокой степени мастерство выступления перед публикой и оказания на нее влияния.

В зависимости от состава аудитории и тематики красноречие подразделяется на виды:

Ораторская речь может иметь разные цели воздействия на слушателя и бывает:

  • информационная, знакомит с новыми фактами, сведениями, знаниями;
  • развлекательная, имеет увеселительный характер;
  • убеждающая, в которой оратор добивается согласия слушателя со своей точкой зрения;
  • воодушевляющая, эмоционально вдохновляет;
  • призывающая к действию, агитирует совершить действие.

Для того, чтобы публичное выступление достигло своей цели и никого не оставило равнодушным, оно выстраивается согласно замыслу и содержанию в определенном порядке, который называется композицией.

Вступление должно привлечь внимание, заинтересовать, наладить контакт с аудиторией, дать представление о теме предстоящего сообщения с кратким описанием проблематики.

Основная часть ораторского выступления - это изложение самого материала, аргументация, использование фактов и логических доказательств.

Заключение призвано подытожить и обобщить сказанное, подчеркнуть главную мысль, сделать выводы, воодушевить слушателей.

К работе над композицией желательно подходить творчески. Соблюдая четкую последовательность и согласованность ее элементов, важно не потерять индивидуальный стиль.

Особенности ораторской речи

Ораторскую речь характеризуют такие особенности:

Устное изложение. Процесс коммуникации с аудиторией происходит непосредственно при озвучивании мыслей. Тексты для ораторского выступления усваиваются на слух и строятся так, чтобы быть легкими в восприятии.

Наличие обратной связи. Хороший оратор чувствует аудиторию. Он различает настроение, ловит реакции на сказанное, угадывает наметившиеся вопросы и гибко строит дальнейший диалог.

Применение различных средств общения. Использование жестов, пантомимики, интонации и других невербальных способов присуще именно ораторскому искусству, чем и отличает его от обычной устной речи.

Связь между текстом, подготовленным для выступления, и его устной интерпретацией. Выбор правильной тональности общения помогает преподносить информацию в доходчивой форме и находить контакт с аудиторией.

Ораторские приемы

Ораторские приемы используются для того, чтобы улучшить восприятие информации. Работают они, либо ориентируя слушателя на образное восприятие, либо стимулируя его мыслительную деятельность.

Например:

  • наглядные сравнения, короткие примеры-иллюстрации особенно уместны при донесении числового материала;
  • повтор уже сказанного другими словами создает новый образ;
  • аллегория наглядно иллюстрирует идеи и мысли оратора;
  • антитеза противопоставлением усиливает их восприятие;
  • гипербола преувеличением подчеркивает те моменты, на которые надо обратить внимание;
  • риторические вопросы не требуют ответа, но подогревают интерес;
  • вставка, когда мимоходом сделанное замечание заостряет внимание на сказанном;
  • неожиданные слова и действия усиливают любопытство слушателя.

Теоретического материала достаточно? А теперь - самое интересное.

Как развивать ораторские способности

Чтобы овладеть секретами ораторского искусства, можно записаться на курсы и тренинги по риторике, брать уроки для начинающих, выбрать онлайн-обучение или проштудировать самоучитель по красноречию. Все эти варианты предлагает нашему вниманию необъятный интернет.

Если вам по душе самостоятельные занятия по развитию ораторского искусства, давайте поработаем над техникой произнесения речи, подготовимся к выступлению, научимся взаимодействовать с залом и возьмем на вооружение несколько дельных советов.

Техника произнесения речи

Звучание речи, которую хочется слушать, зависит от таких составляющих:

  1. Дыхание. Темп должен быть размеренным, при этом вдох короче выдоха. Вдыхайте не «до упора», чтобы была возможность довздохнуть. То же самое и с выдохом. Совершенствованию речи способствуют . Например, развитие навыка дышать нижней частью легких обеспечит силу вашему голосу и плавность речи.
  2. Громкость. Управляя своим голосом, оратор влияет на восприятие публикой того, что говорит. Если ваш голос тихий от природы, можно сделать его громче. Для этого читайте выразительно вслух, считайте на выдохе до десяти, постепенно увеличивая .
  3. Дикция. Говорить понятно, четко выговаривая звуки, помогут скороговорки, если не лениться и не забывать загружать ими свой артикуляционный аппарат.
  4. Темп. Надо постараться излагать мысли в среднем темпе, не частить словами и не растягивать их. Так как здесь важную роль играет темперамент и внутреннее состояние человека на момент выступления, то важно успокоиться и настроиться на плодотворный диалог с залом.
  5. Интонация. С ее помощью ваша речь запомнится слушателю, потому что будет живой. Тренируйтесь, как в школе, читать вслух с выражением художественные произведения.

Подготовка к выступлению

На этом этапе готовится текст речи. Каким должно быть правильно составленное публичное выступление, мы уже знаем. Чтобы не читать по написанному, следует прежде всего выучить текст, а для встречи со слушателями составить план и основные тезисы.

Чтобы быть готовым к импровизации, необходимо иметь развитое логическое и образное мышление, владеть богатым словарным запасом и широким кругозором. Читайте разную литературу, будьте в курсе общественных событий.

Для поддержания должного настроя у публики, запаситесь некоторым количеством интересных фактов, легких шуток, занимательных коротких рассказов.

Чтобы вас не застала врасплох техническая сторона вашего выступления, будьте в курсе организационных вопросов: зал, аудиоаппаратура, видеоматериалы.

Не забудьте, что «по одежке встречают». Позаботьтесь о том, чтобы выглядеть достойно и соответствовать моменту.

Взаимодействие с аудиторией

Хороший оратор умеет с первых минут встречи со слушателями понравиться им своим внешним видом, доброжелательной манерой общения. Такими качествами, как честность, открытость, вежливость, выступающий завоевывает доверие слушателя.

Он чувствует аудиторию, предугадывает ее реакции, управляет ходом своего выступления и виртуозно достигает его цели.

Здесь мы ответим на самые часто возникающие вопросы.

  1. Как научиться выступать перед публикой? Только многократно выступая, можно наработать опыт публичных выступлений. На работе, дома, встречах с друзьями, участвуя в различных мероприятиях надо стараться развивать этот навык. Для этого понадобится расширять свой кругозор, чтобы было, что рассказывать; тренировать память, чтобы запоминать необычные факты, сюжеты.
  2. Как интересно подать информацию? Учиться владеть ораторскими инструментами. Мимика, жесты, язык телодвижений, интонация, тембр голоса вызовут неподдельный интерес у слушателей. Попробуйте. Создайте видеоролик со своим выступлением. Оцените его уровень. Похвалите себя.
  3. Как преодолеть страх перед аудиторией? Такое необходимое для этого качество, как уверенность в себе, приобретается с ораторским опытом. Легкое волнение может даже помочь вам сделать речь запоминающейся и воодушевить зал. Развивайте в себе лидерские качества, настраивайтесь на позитивное общение со слушателем. Это поможет преодолеть возникающее на первых порах сильное волнение.

Ораторское искусство для детей

Сегодня риторика, как научная дисциплина об ораторском искусстве, востребована и для гармоничного развития детей. Она развивает личностные качества ребенка, учит умению общаться, грамотно и уверенно выражать свои мысли, вести диалог, используя интонацию и мимику, приобретать первые навыки публичных выступлений.

Задачами преподавания риторики являются:

Заниматься с детьми можно и дома:

  • работать над техникой речи, проговаривая скороговорки;
  • учиться вежливому общению;
  • много читать и разговаривать на разные темы, чтобы увеличивать словарный запас;
  • организовывать театрализованные представления для развития актерских навыков;
  • разучивать и читать стихи с выражением;
  • тренироваться выступать перед близкими и друзьями.

Эти занятия помогут вашему ребенку стать увереннее и не стесняться на публичных мероприятиях, научат устанавливать контакты с людьми, раскроют творческий потенциал.

Сила слова

Успех овладения ораторским мастерством обеспечит труд. Над постановкой голоса, содержательностью речи, личностными качествами. Пробуйте себя, осваивайте новые навыки для того, чтобы осуществить задуманное, совершенствуйтесь.

Помните, слово — это посыл. Неся в себе энергию автора, оно имеет большую силу.

Зажигайте в своих слушателях любознательность. Мотивируйте их на благие поступки.

Public Speaking

Навыки ораторского искусства нужны любому человеку, выступающему перед аудиторией. Особенно необходимы руководителям, менеджерам по продажам, начинающим преподавателям, студентам...

Выступать перед любой аудиторией вы научитесь на курсе «Ораторское искусство» ! В его основе – лучшие наработки мировой и отечественной ораторской практики.

В курсе чередуются практические навыки и теоретические занятия. Сочетание мини-лекций, мозговых штурмов, ролевых игр, фасилитаций и бизнес-кейсов позволяет добиться прекрасных результатов. Вы научитесь выступать на публике спокойно и уверенно, избавитесь от страха, сможете говорить практически на любую тему, удерживая внимание публики!

Во время занятия вы узнаете:

  • как привлечь внимание аудитории и удержать его;
  • как работать с голосом и тембром;
  • какие средства помогают сделать выступление ярким;
  • как обратить минусы в плюсы (психологические приемы);
  • всезнайки, говоруны и люди – «нет»: что делать с «трудными» участникам;
  • как отвечать на неудобные вопросы.

Вы сделаете свою речь яркой, интересной, живой и зажигательной!

Осознанная речь - один из ценнейших «даров» эволюции человечеству. Произнеся первое слово, ребенок начинает активную коммуникацию с социумом, и задача родителей - сделать ее эффективной и успешной. Красноречие, умение внятно, красиво говорить, четко выстраивать логику повествования, нужно развивать и оттачивать с момента осознания детьми своей личности. Ребенок младшего и подросткового возраста с высокой речевой культурой добивается поставленных целей и интегрируется в общество гораздо легче, чем сверстники, не обладающие навыками плодотворного общения.

Для чего детям младшего возраста и подросткам нужны уроки риторики?

Риторика - наука, которая помогает раскрывать коммуникативный потенциал ребенка. Дети с трех-шести лет уже активно общаются со сверстниками, родными, другими взрослыми, и эта социализация напрямую влияет на формирование личности, ее психологического «фундамента». Искусство убеждать и «представлять себя» в обществе тесно связано с умением выстраивать вербальные коммуникационные связи. Если ребенок научится говорить связно, красиво и по делу, ему будет проще вступать в диалоги, доносить свою мысль или просьбу, убеждать и общаться. Он сможет успешнее учиться в школе, ВУЗе, выстраивать деловую коммуникацию и продвигаться по карьерной лестнице. Великие российские ученые (И.Павлов, М. Ломоносов) называли риторику основой для формирования правильного мышления и умения логически размышлять. Без грамотной речи, даже зная предмет, школьник не сможет удачно выступить у доски или на устном экзамене, а взрослый оратор - защитить свое мнение перед собравшимися коллегами или советом директоров. Правильно подобранные упражнения, уроки риторики, выстроенные в соответствии с возрастом и особенностями ребенка, помогают:
  • научиться доносить информацию до любого собеседника, формулировать убедительные аргументы, четко и связно выражать мысль;
  • улучшить дикцию, сделать речь плавной, интонационно богатой, артикулированной;
  • понятно говорить, не повышая голос и «управлять громкостью» речи в своих целях;
  • во время выступлений правильно подкреплять слова интонацией, жестами и мимикой;
  • быстро находить точные формулировки, дополнять речь красивыми и не «перегруженными» образами, подходящими к ситуации;
  • формулировать вопросы так, чтобы получить максимально полезный ответ;
  • правильно анализировать и оценивать ситуации, возникающие во время общения;
  • вступать в контакт с мало- и незнакомыми, стоящими выше по рангу людьми (начальством, учителями, экзаменаторами);
  • научиться внимательно слушать, соблюдать последовательность говорения, терпеливо относиться к собеседнику;
  • выработать собственный ораторский стиль и избежать ошибок при выступлениях;
  • стать увереннее в себе, свободно, без физических и психологических зажимов выступать перед любой аудиторией.

Как учиться риторике и ораторскому мастерству

Чтобы достичь вышеназванных и других целей, в риторике широко используются:
  • индивидуальные или групповые тренинги с профессиональными наставниками, на которых дети и подростки учатся взаимодействию и ораторскому искусству;
  • специальные упражнения на говорение, запоминание, логику, чтение - их выполняют дома или на занятиях;
  • дополнительные домашние занятия с родителями - игры, чтение вслух и так далее.
При занятиях важно помнить о возрастных и личностных особенностях ребенка. Педагоги и ученые полагают, что лучший возраст для начала полноценных занятий - 6-12 лет. Для детей помладше стоит подбирать специализированные тренинги и упражнения, которые помогут им подготовиться к переходу на «следующий этап». Дети различны - кто-то изначально склонен к построению сложных речевых оборотов, другим они удаются с трудом. Грамотный педагог пред занятиями обязательно побеседует с ребенком, выслушает родителей и составит собственное, подкрепленное опытом и квалификацией, мнение. На основе изучения личности формируется методика обучения, подбираются конкретные упражнения, которые родители смогут самостоятельно выполнять с ребенком дома. Для успешного достижения цели уроки и «домашние задания» должны:
  • быть регулярными - родителям и педагогам нужно правильно составить график занятий и придерживаться его, чтобы каждодневные малые усилия «переплавились» в серьезный, масштабный результат;
  • связываться единым подходом и целью - системность позволяет, и сформулировать задачу, и оперативно ее решить;
  • включать не только непосредственные уроки риторики, но и упражнения, развивающие воображение, улучшающие навыки чтения и написания речей, литературные и сценические задания.

Как выполнять упражнения по риторике

Перед любым уроком нужно подготовить помещение: проветрить его, «отсечь» все посторонние звуки - выключить музыку, закрыть окно или дверь. Во время занятий присутствующие взрослые - родители, практикующие педагоги - должны располагаться так, чтобы ребенок видел все движения, которые ему нужно повторить. Если дети маленькие, необходимо сесть, иначе они не рассмотрят движения челюсти, языка. Во время выполнения упражнений нужно:
  • следить за положением тела - ребенок должен выпрямить корпус, расправить грудную клетку;
  • создать правильную атмосферу и «настрой» - подолгу и с увлечением разговаривать и тренироваться ребенок или неусидчивый подросток сможет только с хорошим настроением;
  • говорить в верном темпе - все слова в упражнении произносить небыстро, с расстановкой, но без ненужных пауз.
Дополнить курс риторики стоит уроками вокала, домашними выступлениями. Детям дошкольного возраста родители обязательно должны читать вслух, для детей постарше подойдет сценическая или литературная импровизация, тренировка запоминания услышанного текста. Важно предварять обучение физической подготовкой. Она специфична: «тренируются» челюсти, мимические лицевые мышцы, язык с губами. Занимаясь артикуляционной гимнастикой, дети научатся произносить слова и сочетания звуков, которые трудно им даются. В тренировку включают упражнения на:
  • Открывание рта. Губы растягивают в улыбке, медленно опускают нижнюю челюсть, следя, чтобы язык не напрягался. Держать рот широко открытым нужно до 10 секунд, потом медленно закрыть его и повторить до 5 раз, не меняя темпа. Для маленьких детей упражнение сравнивают с зеванием животного или кормлением птенцов в гнезде, чтобы малышам было интереснее.
  • Улыбку. Ученики неспешно растягивают губы, следя, чтобы они не подворачивались, а челюсти не напрягались. Понадобится 3-4 повтора. Упражнение поможет научиться красиво улыбаться, аккуратно показывая передние зубы.
  • Вытягивание губ. Их нужно сомкнуть и вытянуть в «трубочку», удерживая в напряженном положении 5-10 секунд. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Нужно сделать от 3 до 5 повторов.

Классические домашние упражнения по риторике

Дома рекомендуют выполнять базовые упражнения, направленные на совершенствование речевого и когнитивного аппарата. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста подойдут:
  • выразительное чтение вслух - взрослые произносят фразу, а ребенок повторяет ее, сохраняя темп и интонацию;
  • объяснение понятий и формулировка определений - взрослый начинает фразу, а ребенок заканчивает («яблоко, это фрукт, который...»);
  • рифмование сначала слов, потом фраз;
  • нахождение отличий между предметами, понятиями;
  • «слушание тишины», описание звуков в комнате и за окном, которые слышны, когда люди замолкают (пение птиц, тиканье часов);
  • произнесение скороговорок или речевок, подкрепленное жестами - на каждой фразе ребенок должен ритмично хлопать в ладоши, притопывать ногами;
  • подбор синонимов и слов, связанных с определенной темой и так далее.
Для подростков актуальны классические командные игры:
  • «Алфавит» (на речевую ассоциативность) - подбор сначала отдельных слов, затем целых фраз, начинающихся на определенную букву, и в конце - связного рассказа;
  • «Рисование предметов» (на развитие навыка жестикуляции) - ведение рассказа на выбранную тему, где каждое слово подкрепляется описательными жестами;
  • «Рассказ на свободную тему» (на креативность в речи): ведущий задает начало повествования, каждый участник последовательно продолжает его, затем следующему человеку дается новое задание.
Эти упражнения - база, полезная, но не раскрывающая всего многообразия ситуаций, которые происходят во время обучения и в реальной жизни. Практика под руководством профессионального наставника - ключевой принцип эффективных занятий. Только с опытным специалистом, помногу работающим с детьми индивидуально и в группах, вы добьетесь качественного «прорыва» в умениях конкретного ребенка. Приглашаем вас на уроки риторики в самую большую школу ораторского искусства Санкт-Петербурга - Oratoris. Здесь слушатели совершенствуют навыки публичных выступлений, учатся глубоко мыслить. Наше кредо - комплексный подход к занятиям, который заложит основу успешности человека в личном общении, поспособствует его карьере в дальнейшем. Обучаясь у нас, Вы освоите навыки ораторского мастерства - непременное условие уверенности в себе и умения «бескровно» отстаивать свои интересы в конфликтных ситуациях. Приглашаем вас записаться на индивидуальные и групповые занятия по риторике и на практике убедиться в их действенности.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...