Обучение одаренных детей системе дополнительного образования. Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования

«Выявление и поддержка одаренных детей

в дополнительном образовании»

Молчанова Юлия Андреевна,

методист,

муниципальное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества г. Талдома,

Талдомский район, г.Талдом

Одаренность человека – это маленький росточек,

едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,

сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей. Говоря словосочетание «одаренные дети», мы обозначаем некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками.

Известный специалист Н.С. Лей-тес выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью. Другой специалист М.А. Холодная выделяет шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые». По мнению А.И. Савенкова, педагогическая практика различает 3 категории одаренных детей: дети с высокими показателями по уровню общей одаренности; дети, достигшие успехов в какой-либо области деятельности; дети, хорошо обучающиеся в школе («академическая одаренность»).

Мысль о том, что содержание учебной деятельности одаренных детей должно существенно отличаться от содержания образования большинства сверстников, вряд ли может вызывать сомнения. В этом контексте нужно обратить внимание на систему дополнительного образования.

Очевидно, что в последние годы дополнительное образование из «довеска» к основному образованию, каким реально являлась ранее существовавшая система внеклассной и внешкольной работы, превратилось в ведущий фактор развития одаренного ребенка, требующего индивидуального подхода и обширного спектра возможностей реализовать свой дар.

С каждым годом становиться понятнее, что школьное образование не справляется в полной мере с решением главной задачи – развитие и помощь в реализации творческого потенциала одаренного ребенка. Это и заставляет искать пути решения проблемы, используя возможности дополнительного образования. Именно с помощью него родители могут выстроить для своего чада индивидуальную траекторию развития, отвечающую потребностям и возможностям ребенка.

В дополнительном образовании каждому ребенку предоставляется возможность выбора образовательной области, направленности программ, времени их усвоения. Таким образом, индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы и потребности конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Только в дополнительном образовании удается использовать такой неоценимый ресурс развития одаренности, как единство и взаимодействие искусств, что в обычной школе затруднено.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Это и способствует выявлению одаренности ребенка.

Активная деятельность педагогов дополнительного образования, находящаяся в тесном взаимодействии с общим образованием является не только важнейшим фактором усвоения учебных программ, но и средством воспитания и развития неординарной творческой личности. Поскольку природная одаренность – это всего лишь потенциал. Для получения успешного результата необходимо постоянное и планомерное развитие способностей детей, требующей как самостоятельной, так и работы в коллективе.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, реализующиеся в МУ ДО ДДТ г.Талдома:

Принцип максимального разнообразия предоставляемых

возможностей для развития личности;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии педагога;

Принцип свободы выбора учащимся направлений дополнительных образова­тельных программ, помощи, наставничества.

Основные усилия педагогов направлены на изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Накапливается методический материал для самообразования по данному вопросу, поскольку на данный момент не существует специальной подготовки для педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми.

Основной смысл работы состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем на обучение в Дом детского творчества. Информация собирается от родителей, учителей школы и самих детей.

На занятиях в каждом объединении проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ребенок может показать свои способности.

В течение работы идет формирование данных о талантливых и одаренных детях с целью отслеживания их дальнейшего личностного и профессионального самоопределения.

На протяжении последних лет в ДДТ г.Талдома успешно создает условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Одаренные дети выявляются на всем протяжении посещения ДДТ. Дети дошкольного возраста 5 – 7 лет - посещают объединения «Дошкольник», «Акварелька», «Искорки».

Дети 7- 12 лет - посещают несколько объединений, т.к. происходит поиск самого себя.

Дети 12- 18 лет нашедшие себя в одном из направлений проходят углубленное изучение программы объединения. Особенно интересны для таких детей индивидуальные занятия, участие в конкурсах различного уровня, олимпиадах и конференциях.

В результате многолетней успешной работы всего коллектива учреждения дополнительного образования, направленной на выявление и поддержку одаренных детей, каждый ребенок находит себя, проявляет свои таланты, и во взрослой жизни становится полноценным членом общества.

Реальность жизни такова, что человека, которого устраивает некий «усредненный образовательный уровень», может ограничиться основным образованием. Если же он хочет стать высоким профессионалом, интеллектуально и всесторонне развитым, если заложенный природой дар, требует реализации и профессиональной помощи в направлении его в нужное русло, то ему (и, соответственно, его родителям) уже с детских лет стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо.

Список литературы

1. Гильбух Ю.М. Умственно одаренный ребенок: Психология, диагности­ка, педагогика. - Киев, 1992;

2. Крижанская P.M., Грановская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. - СПб., 1994;

3. Рональд де Гроот. Дифференциация в образовании // Директор шко­лы. - 1994. -№ 5, 6;

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Ака­демия», 2000;

Доклад

Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования

Педагог дополнительного образования

МОАУ ДДО ЦДТ

р.п.Красные Баки Нижегородской области

Худякова Ирина Юрьевна

2014 г.

«Человечество движется вперед благодаря избранным»

Альфред Бине (французский психолог)

Статистика: Около 30% отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одаренные дети.

Около 30%отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одаренные и сверходаренные дети.

В школах Великобритании при идентификации одаренных детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одаренных оказывается наиболее высоким…

Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. В системе дополнительного образования решение проблемы одаренности имеет свою специфику и должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и творческого роста детей, выявление у них признаков и развития присущих им видов одаренности. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Сегодня одаренными называют детей:

  • с высоким уровнем творческих способностей;
  • с интеллектом выше среднего;
  • достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, танцоры);
  • хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Психологи выделяют несколько видов одаренности:

  • академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
  • интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
  • психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
  • художественную и лидерскую.

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему… Обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Степень одаренности:

Первая – сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.

Вторая – высокоодаренные, или талантливые, примерно 2-3 %.

Третья – собственно одаренные (15-25 %).

Остальные дети входят в пределы нормы (70 %).

Типы характеров одаренных детей:

1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, лидер, фантазер;

2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый.

Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно-следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.

Но, наряду с положительными моментами, существуют и проблемы одаренных детей:

  • неприязнь к школе
  • игровые интересы
  • погружение в философские проблемы
  • несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Каковы же причины уязвимости одаренных детей:

  • стремление к совершенству
  • ощущение неуязвимости
  • нереалистические цели
  • сверхчувствительность
  • потребность во внимании взрослых
  • нетерпимость.

Поэтому нами выбраны такие направления работы с одаренными детьми

Развитие личности одаренных обучающихся,

Развитие их творческой самостоятельности,

Развитие их коммуникативных умений.

Исходя из этого, определены следующие цели работы с одаренными детьми:

Расширение возможностей развития индивидуальных и творческих способностей каждого обучающегося;

Создание условий для развития обучающихся, одаренных в творческом отношении;

Улучшение условий социальной адаптации детей;

Гармонизация отношений в системах «педагог - одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся – обучающийся», «одаренный обучающийся – родители».

Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:

  • выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний;
  • выбирать рациональные формы управления деятельностью обучающихся;
  • осуществлять индивидуализацию обучения;
  • реализовывать личностно-ориентированные технологии в практику обучения;
  • формировать системность в знаниях обучающихся в различных областях творчества;
  • повышать квалификацию педагогических работников, осуществляющих работу с одаренными детьми;
  • создавать благоприятную интеллектуальную атмосферу для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

В нашем учреждении приняты такие критерии одаренности ребенка:

Решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;

В своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;

Речь ребенка отличается повышенной выразительностью;

Показывает стабильные результаты.

Таким образом, одаренным мы считаем ребенка, опережающего своих сверстников в развитии, либо выделяющегося среди других детей специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)

Педагогический коллектив Центра детского творчества для себя определил для использования основные принципы обучения одаренных детей. К ним относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения – в соответствии с ним цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств обучающихся;

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Цели, содержание и процесс должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности обучающихся. Особенно важно при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой уникальной форме;

Принцип учета возрастных возможностей. Предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных обучающихся на разных возрастных этапах.

Для каждой ступени основного образования дополнительное образование способно предложить свой содержательный модуль, исходя из особенностей целеполагания развития личности в условиях определенного возрастного периода.

Рассмотрим на примере нашего учреждения:

На этапе дошкольного образования – осуществлять программы раннего развития;

На этапе начального школьного образования – оказывать помощь в освоении склонностей и способностей ребенка через включение в творческие объединения;

На этапе основного общего образования – осуществлять поддержку процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретения опыта их решения через вовлечение в проектную деятельность, обучение по специальным образовательным программам с углубленным уровнем (программы для одаренных обучающихся);

На этапе среднего полного общего образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения обучающихся, обеспечение и помощь в получении углубленных знаний в выбранном профиле деятельности. В этот период характер образовательной деятельности предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных знаний, «погружение» в деятельность и моделирование творческих ситуаций.

Благоприятная окружающая среда и правильное педагогическое руководство способны превратить «природный дар» в выдающийся талант.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что с одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. Поэтому в учреждении большое внимание уделяется повышению квалификации педагогов – ежегодно планируются и проводятся различные теоретические и практические семинары. Все педагоги проходят курсы повышения квалификации, посещают мастер-классы и творческие мастерские.

Выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей стала системной и неотъемлемой частью педагогического сопровождения обучающихся нашего учреждения. Каждому ребенку в Центре предоставляется возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их усвоения, включение в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Образовательная деятельность каждого детского творческого объединения рассматривается как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей – общих и специальных, личностных качеств и т.д. Это формирует определенные требования к содержанию и методике образовательной и воспитательной работы с детьми.

В обучении одаренных детей приоритетной формой работы является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а в виде работы творческих групп, что дает хорошую возможность каждому ребенку реализовать себя, имея максимум внимания со стороны педагога.

Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных обучающихся обладают различные выставки, конкурсы и т.д. Результативность работы с одаренными обучающимися нашего учреждения:

3 место в районном конкурсе флористов,

1 место в районном конкурсе исследовательских и проектных работ «мы Земля»,

3 место в районном конкурсе «Творчество: традиции и современность»

1 место в районном конкурсе «Новогодний серпантин»,

1 и 2 место в районном фотоконкурсе «Дети. Творчество. Родина»

2 место в районном конкурсе юных техников «Модель своими руками»,

1 место в областном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Творчество: традиции и современность»,

Дипломант 3 степени в Международном конкурсе-фестивале «Волга в сердце впадает мое!» и т.д.

  • не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
  • не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • научите обучающихся прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные в других областях и при изучении других предметов;
  • приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
  • используйте трудные ситуации, возникшие в учреждении или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач;
  • помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

Важную роль в работе с одаренными детьми играет поддержка и помощь родителей, которые должны помочь ребенку ценить в себе творческую личность, быть терпимее к странным идеям, уважать любопытство. Стараться отвечать на все его вопросы, даже если они за гранью или кажутся дикими. Создать устную безопасную психологическую базу ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями. И поддерживать необходимую для творчества атмосферу.

В заключении скажу словами В.А. Сухомлинского: «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».


Методическая разработка на тему: содержание,формы и методы работы с одаренными школьниками.

1.Причины изучения одаренности.
В динамичном,быстро меняющемся мире,общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сейчас видится в том,чтобы сделать акцент на воспитание личности активной,творческой,осознающей глобальные проблемы человечества,готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди,мыслящие не шаблонно,умеющие искать новые пути решения предложенных задач,находить выход из проблемной ситуации. Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей,для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось,что все дети равны и в интеллектуальном плане,и в эмоциональном.Надо только научить их думать,сопереживать,решать сложные логические задачи.Однако опыт современной школы показывает,что существуют различия между учениками.Выделяются дети с более развитым интеллектом,чем у их сверстников,со способностями к творчеству,с умением классифицировать,обобщать,находить взаимосвязи.Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы,любознательны,проявляют самостоятельность,активны.
2.Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность - это системное,развивающееся в течение жизни качество психики,которое определяет возможность достижения человеком более высоких,незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием,психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
отличаясь широтой восприятия,одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того,как устроен тот или иной предмет. Им интересно,отчего мир устроен так,а не иначе и что бы было,если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы, им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики.
они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
им свойственен эгоцентризм, как и у обычных детей.
нередко у одарённых детей развивается негативное само восприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
Физические характеристики:
одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния к дальнему (от парты к доске).
3.Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности.
Музыкальное дарование.
С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.
Художественная одарённость.
Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.
Математическая и шахматная одарённость.
Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.
Для других одарённых детей не составляет большого труда счет в уме сложных шахматных комбинаций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.
Литературное дарование.
Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.
Социальная одарённость.
Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.
Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии.
4. Методы и формы работы с одарёнными детьми в школе.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления, доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность. Они испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе. В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
5. Урочная деятельность.

проблемно-развивающее обучение,
проектно-исследовательская деятельность,
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации,
развития способностей (разно уровневые тесты, презентации, тренажёры),
творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение.
Большинство учителей, работающих с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Они создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность.
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», где учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему. Осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
6. Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
факультативы,
предметные недели,
олимпиады и конкурсы.
Факультативы. Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Предметные недели. Одной из форм организации дополнительного образования, направленного, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Олимпиады и конкурсы. Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет участие в конкурсах различного уровня (очных и заочных).
7. Система работы.
Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.
После выявления обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на занятиях. Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
видом одарённости;
возрастом ребёнка;
социальным статусом семьи ребёнка;
уровнем одарённости;
активностью самого ребёнка;
профессиональной подготовкой педагога.
В работе с одарёнными детьми обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их само восприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.
Таким образом, одарённый ребёнок может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.
Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.
Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.
8.Выявление индивидуальных особенностей.
Одаренность не лежит на поверхности. Педагоги должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, педагог ждет от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.
9.Воспитание лидерских качеств.
Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».
В своей работе педагог может использовать следующие методы:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Таким образом, воспитание активной личности, творческой, всесторонне развитой, задача каждого педагога. Работа сложная, методичная, основанная на сотрудничестве с родителями, администрацией учреждения и самими детьми.

Дополнительное образование" href="/text/category/dopolnitelmznoe_obrazovanie/" rel="bookmark">дополнительного образования , а так же родителям детей, посещающих учреждение дополнительного образования.

Введение……………………………………………………………….……………...... 4

в системе дополнительного образования детей…………………….…………….. 5

Психолого-педагогический мониторинг одаренности……………………….…… 10

Диагностический инструментарий………………………………………………… 11

ВВЕДЕНИЕ

Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях. В них ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность.


Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.

Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени .

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».

Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности ().

Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В целом, можно представить талант как совокупность следующих черт: природные задатки (анатомо-физические и эмоциональные, т. е. повышенная чувствительность); интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; способность длительное время поддерживать интерес к объекту труда, т. е. воля и энергия человека; способность создания новых образов, фантазия и воображение.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Выделяют следующие виды одаренности:

ü творческая одаренность,

ü академическая одаренность,

ü художественная одаренность,

ü музыкальная одаренность,

ü интеллектуальная одаренность,

ü литературная одаренность,

ü психомоторная одаренность,

ü общая одаренность,

ü интеллектуальная одаренность.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:


Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;

Каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

Система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

Детские научно-практические конференции и семинары.

В настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Много здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени тех или иных индивидуальных свойств или способностей.

В последние годы рабочим определением одаренности и талантливости стала формула, признающая, что индивид может отличаться функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики.

Методики выявления и оценки способностей ребенка

В связи с теоретическим и практическим расширением понятия «одаренный ребенок» и проблемой распознавания одаренных и талантливых детей возникает необходимость усовершенствования традиционно используемых методик выявления юных дарований. Традиционное применение тестов на интеллектуальные и творческие способности детей, а также тестов на оценку их успеваемости (достижений) может и должно быть дополнено использованием оценочных шкал, заполняемых учителями, сведениями от родителей, данными наблюдений и критериально-ориентированного тестирования. При проведении практических исследований необходимо учитывать, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

В работе с одаренными и талантливыми детьми можно выделить несколько этапов:

Прежде всего, необходимо отыскать одарённых детей;

Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребенок должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно;

Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей: талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету;

На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.

Применительно к обучению интеллектуально одаренных детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера - проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Наиболее эффективно в работу должны быть включены такие формы как специально организованная интерактивная, проектная и творческая деятельность; тренинги развития творчества; мастер-классы развития творческой одаренности; научно-исследовательская работа ; конкурсы, фестивали, научно-практические конференции; самоуправление.

Выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.

Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы):

В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная);

В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук , интеллектуальных игр и др.);

В художественно-эстетической деятельности (хореографическая , литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная);

В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить);

В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

Степень сформированности одаренности:

Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами);

Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности). Потенциальная одаренность требует высокой прогностичности используемых диагностических методов и проявляется при благоприятных условиях.

Формы проявления одаренности:

Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);

Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.

Широта проявлений в различных видах деятельности:

Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т. д.).

Выделяют следующие направления развития одаренности детей, которые применимы и в системе дополнительного образования:

1. Активное отношение к окружающему миру. Одаренные люди любознательны, креативны, информированы, активны. Задача взрослых в этом случае – направить энергию ребенка в полезное русло.

2. Самостоятельность. Одаренные дети с большой охотой стремятся к самостоятельности, но взрослые люди зачастую ограничивают их стремление.

3. Произвольность регулирования своего поведения. Поскольку одаренным детям все легко достается, то волевые усилия бывают минимальными. Проблемы возникают, когда ребенку необходимо заставить себя делать то, что неинтересно, когда необходимо подчиниться требованиям взрослых.

4. Организация индивидуального стиля деятельности. Индивидуальный стиль деятельности – это система своеобразных действий, приемов, методов, которые применяет человек в своей деятельности и поведении.

5. Создание мотивации к развитию и обучению. Потребности и мотивы побуждают человека активности, действию, деятельности, заставляют его ставить цели, задачи и определять способы их выполнения.

Педагоги системы дополнительного образования должны знать об особенностях работы с одаренными и талантливыми детьми.

Поведение и деятельность педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определённым требованиям:

ü разработка гибких, индивидуализированных программ;

ü создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;

ü стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;

ü использование различных стратегий обучения и воспитания;

ü уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;

ü поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.

Проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Понимание одаренности только как характеристики интеллекта не совсем верно. Одарен, необычайно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Одаренного человека отличает качественное своеобразие психики, которое определяет возможности достижения исключительно высоких (необычных, незаурядных) результатов деятельности по сравнению с другими людьми.

Благодаря особому психическому складу одаренные дети значительно опережают своих сверстников при прочих равных условиях.

Какими же особенностями, характерными чертами они обладают? Чем именно отличаются от сверстников?

Все одаренные дети обладают следующими особенностями развития познавательной сферы:

- Любознательность (познавательная потребность). Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Оно проявляется в поиске новой информации, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

- Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблему там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

- Оригинальность мышления – способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных. Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности).

- Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые альтернативные стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Высокий уровень гибкости мышления – явление редкое, поэтому его наличие свидетельствует об исключительности, характерной для одаренных детей.

- Легкость генерирования идей , или беглость мышления. Большое количество идей характерно для одаренного ребенка как реакция на проблемную ситуацию. Возникающие идеи могут выглядеть совершенно нереальными на первый взгляд, но при глубоком изучении часто именно они служат базовыми для принципиально новых подходов. Беглость мышления может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

- Легкость ассоциирования . Проявляется в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными событиями, далекими по содержанию. Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем обычные сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами, событиями, и эти связи могут быть нетрадиционны и непривычны.

- Высокая степень концентрации внимания . Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям. Ребенок часто бывает поглощен заинтересовавшим его занятием настолько, что его практически невозможно отвлечь, причем заниматься им он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней

- Отличная память . Способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки – важнейший индикатор одаренности. Одаренные дети часто удивляют окружающих своим умением запоминать. Но следует иметь в виду, что преимущества одаренного ребенка обеспечиваются не столько большим объемом хранящейся в памяти информации, сколько способностью быстро извлекать из памяти нужную информацию.

- Способность к прогнозированию – способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Эта способность в значительной степени зависит от наличия и степени развития таких характеристик одаренного ребенка, как гибкость мышления, легкость генерирования идей, склонность к задачам, имеющим множество решений. Интегральный характер данного свойства позволяет считать его одним из основных при определении одаренности. Способность к прогнозированию обнаруживается не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

- Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Способность к оценке обеспечивает самодостаточность ребенка, уверенность в своих силах, определяя этим его самостоятельность, независимость и другие качества.

9. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей / Под ред. . М.; Воронеж, 2004.

10. Панов ённые дети: выявление, обучение, развитие // Педагогика, 2001. №4.

11. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. . СПб., 2005.

12. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. . М., 2000.

13. Рабочая концепция одаренности / Под ред. . 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

14. Савенков детской одаренности. М., 2010.

15. Туник творческого мышления. Креативные тесты. СПб., 2002.

16. Туник, креативности Дж. Рензулли / // Школьный психолог. 2004. № 4.

17. Хеллер исследование одаренности / , К. Перлет, В, Сиервальд // Вопросы психологии. 1991. №2.

18. Холодная и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция. М., 2002.

19. , Аверина тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М., 1995.

20. Юркевич диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога / // Школа здоровья. 1997. № 1.