Образ русской природы в лирике Н. А

Ответы

  1. Темой сочинения о родине и народе в лирике Н. А. Некрасова может послужить строчка поэта "Я лиру посвятил народу своему". Отобрать литературный материал к ней и трудно, и легко, потому что ей посвящены очень многие стихотворения поэта, а объем экзаменационного сочинения должен уложиться на трех тетрадных листах. Поэтому нужно выбрать те стихотворения, в которых раскрываются разные аспекты этой темы. Например, стихотворение "Размышления у парадного подъезда" показывает бесправное положение трудового народа, которое заставляет лирического героя ощутить глубокое сострадание к нему, задуматься о его исторической судьбе. В "Железной дороге" уже слышатся оптимистические нотки, звучит вера в светлое будущее народа, который сам станет творцом своей судьбы. Здесь автор стремится вызвать не только жалость и сочувствие к этим униженным и угнетенным людям, но и уважение к ним, основанное на их великой созидательной роли в обществе. В "Песне Еремушке" содержится прямой призыв к революции, в стихотворении "Родина" автор дает обобщенный образ крепостнической России, в которой одни утопают в роскоши, томясь от безделья, а другие влачат нищенское, подневольное существование. Широкий обобщающий смысл приобретает и стихотворение "Забытая деревня", в котором забитые и угнетенные крестьяне еще питают надежду на справедливое отношение к ним барина. Тема счастья народа поставлена в "Элегии" (1874). "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" На этот вопрос автор дает в стихотворении отрицательный ответ. Названных произведений вполне достаточно для полного раскрытия данной темы.
  2. лирике Н. А. Некрасова городской тематике в основном посвящены стихотворения 40-50-х годов. Среди них можно выделить произведения, посвященные жизни городской бедноты, и стихотворения, рисующие отвратительный нравственный облик хозяев жизни: буржуа, чиновников, благовоспитанных зажиточных горожан. К первой группе относятся стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847), цикл стихов "На улице" (1850), "О погоде" (1859). В них предстает безысходная, тяжелая жизнь городских низов, полная горя, унижений, нищеты и обид. Герои этих стихотворений, их жизненные драмы, искалеченные судьбы вызывают глубокое сочувствие и сострадание автора. К сатирическим стихотворениям, посвященным изображению господствующих сословий, относятся "Современная ода" (1845), "Секрет" (1855), "Колыбельная песня" (1845), "Нравственный человек" (1847). Некрасов подчеркивает бесчеловечную, фальшивую, лицемерную мораль этих героев, широко используя иронию и сарказм. Раскрывая тему города в творчестве Некрасова, нужно охарактеризовать эти две стороны городской жизни.
  3. Некрасов выступил преемников и продолжателем традиций гражданственности поэзии, идущих от Пушкина и Лермонтова. Его "Муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно выразил в стихотворении "Поэт и гражданин". От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

    С твоим талантом стыдно спать;
    Еще стыдней в годину горя
    Красу долин, небес и моря
    И ласку милой воспевать...

Николай Алексеевич Некрасов - истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.

В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:

Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши...

Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:

О Волга!… колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.

Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные тихие дни...

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни -

Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю...

Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.

Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей...

Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.

Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.

Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.

Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов не много, но они так точны, что означают все”, - сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.

Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа - это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа - это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Играет иную роль. Прекрасная картина русской осени, в которой "нет безобразья", противопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела. В стихотворении "Рыцарь на час" ...

Подчеркивает бесчеловечную, фальшивую, лицемерную мораль этих героев, широко используя иронию и сарказм. Раскрывая тему города в творчестве Некрасова, нужно охарактеризовать эти две стороны городской жизни. Некрасов выступил преемников и продолжателем традиций гражданственности поэзии, идущих от Пушкина и Лермонтова. Его "Муза мести и печали" стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль...

... (1801-1844): создавший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, составивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку. Прогрессивные деятели русской культуры популяризировали достижения первых представителей национальной интеллигенции кавказских горцев. Напечатанная в 1836 г. при содействии Пушкина в журнале «Современник» повесть черкеса Султан-Казы- ...

Стихи его первого сборника. Умение проникать в мир другого человека определяло совершенно новое изображение характера простого человека, мужика, в лирике никогда до Некрасова не имевшее места. Особенно ясно это видно на примере стихотворения “В дороге”, в котором рассказывается о трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую...

Николай Алексеевич Некрасов – истинно народный поэт и истинно русский человек, всем сердцем и всей душой любящий Россию, ценящий и знающий ее, как родную мать. Велика в творчестве Некрасова тема русской природы. Поэт вырос на природе, был воспитан ею, познал всю ее ласку и доброту и поэтому, мне кажется, имел право говорить о ней, как о родной матери.
Нежное отношение автора к русской природе просматривается во всем его творчестве, но, чтобы проанализировать тему природы, я возьму в качестве примера лишь несколько наиболее ярких, на мой взгляд,

Произведений.
В стихотворении “На Волге” Некрасов описывает свое детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у поэта с воспоминаниями о природе тех мест, где проходили его молодые годы:
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши…
Необычайно трогательны строки этого стихотворения, в которых автор признается в любви реке Великой:
О Волга!… колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Некрасов говорит о реке как о колыбели, и камыши шумят для него колыбельной, убаюкивающей песней.
Из этого стихотворения видно, что поэт не мыслит себя отдельно от русской природы, он целиком в ней и любовью своей приумножает ее красоту. Читатель просто не может устоять перед искренностью, с которой автор признается в любви родной природе, и сам невольно влюбляется в эту красоту так же сильно, как Некрасов, так же нежно и бескорыстно.
В стихотворении “Железная дорога” автор снова восторженно отзывается о родной стороне и природе:
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Влюбленный в русскую природу, Некрасов видит в ней такие тонкие, красивые элементы, такие простые и вместе с тем важные вещи, какие не заметны глазу человека, не влюбленного в это изящество и красоту.
Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей…
Некрасов не хочет видеть и не видит Русь другой, он знает и любит ее такую: красивую, обильную, родную. Она не может быть безобразной.
Стихотворения Некрасова, в которых идет речь о природе, необыкновенно легки, они написаны как бы на вдохе, оптимистичны и сильны своим оптимизмом. Хотя Н. А. Некрасов был реалистом и в его творчестве реально и, может быть, даже жестоко описана жизнь русского народа (например, произведение “Кому на Руси жить хорошо”, где даже само название поэмы говорит о серьезности и неразрешимости вопроса), несмотря ни на что, его лирика и все его творчество проникнуты оптимизмом и верой в то, что победят любовь и добро.
Тема русской природы переплетается с изображением народной жизни. Развиваясь вместе, эти темы становятся неразрывными для поэта. Так любовь Некрасова к Родине непременно перерастает в любовь к родной природе и благодарность и преданность русскому народу.
Невозможно не обратить внимания на языковые особенности лирики Некрасова. Язык его произведений необычайно прост и близок к народному, недаром Некрасов признан истинно народным поэтом. “Слов не много, но они так точны, что означают все”, – сказал Н. В. Гоголь о творчестве А. С. Пушкина, но, по-моему, эти слова применимы и к творчеству Н. А. Некрасова. Мне кажется, однако, что достижение такой простоты языка далось автору очень непросто, поскольку эта простота дорогого стоит и достается она долгим трудом.
Образ русской природы, нарисованный Некрасовым, сильно характерный. Она бывает разной: ласковой и жестокой, но поэт любит ее во всех проявлениях. Для Некрасова природа – это одушевленный предмет, это друг и мать, это то непреходящее, доброе, что вселяет в поэта надежду в будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту. Русская природа – это часть “Матушки-Руси”, которую Некрасов сердечно любит, а когда человек любит, ему ничего не стыдно и не страшно.

Сочинение

Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь умение ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является необходимой принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного зимнего утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природы.

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Поэтому у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе. Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к раннему стихотворению Некрасова "Родина". Воспоминания о детстве воскрешают в памяти автора "темный, темный сад", "серый, старый дом", который теперь "пуст и глух". Предельно скуп и лаконичен язык, непривлекателен пейзаж, лишенный привычных идиллических настроений, которые обычно окрашивают воспоминания о детских годах. Но в некрасовской "Родине" "знакомые места" напоминают лишь об отвратительной помещичьей жизни, полной "бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства". Аллеи темного сада неразрывно связываются в памяти лирического героя с "болезненно-печальным" обликом горячо любимой матери, погубленной деспотом-отцом. Понятной становится последняя строфа стихотворения, где поэта не огорчают, а радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы.

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом.

Гибель этого старого "дворянского гнезда" символизирует уничтожение всего того, что ненавистно поэту в крепостнической России — деспотизма, угнетения, рабства. Значит, пейзаж здесь еще более усугубляет мрачные картины современной поэту действительности, помогая с наибольшей силой выразить его отношение к ней. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта.

Заунывный ветер гонит
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

Используя такие изобразительные средства, как эпитеты и олицетворения, автор наделяет природу человеческими чувствами и переживаниями. Безнадежностью, страхом и смирением веет от этой унылой осенней картины, которая невольно вызывает ассоциации с таким же тягостным состоянием русского народа. Теми же мрачными красками рисует поэт осенний пейзаж в стихотворении "Псовая охота", тесно связанный с его идейным содержанием. В центре стихотворения — изображение дикой забавы барина, от которой страдают крестьяне, ибо у них вытаптывают посевы, губят скот. Угрюмое отчаяние мужиков подчеркивает ненастная осенняя погода:

Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет...

Отчаянием и безысходностью пронизан образ-пейзаж в стихотворении "Несжатая полоса". Осиротевшая земля тщетно ждет своего хозяина, который сломлен непосильным изнурительным трудом.

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.

Шепот созревших колосьев, которые некому убирать, рассказывает печальную повесть о судьбе крестьянина, погубленного невыносимыми условиями жизни. Безнадежно больной пахарь так и не появляется в стихотворении, но кажется, что слышишь его заунывную песню, видишь, как он задумчиво шагает по полосе, налегая на соху.

Природа у Некрасова неравнодушна к человеческим страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом о его несчастной судьбе. В "Железной дороге" действие происходит тоже поздней осенью. Но картина природы, открывающая стихотворение, наполнена уже другим, бодрым, радостным настроением.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.

Здесь пейзаж играет иную роль. Прекрасная картина русской осени, в которой "нет безобразья", противопоставляется тем беззакониям, произволу, насилию, которые царят в жизни людей. В 60-е годы пейзажная лирика Некрасова приобретает новое звучание. Природа вливает в лирического героя новые силы, наполняет его бодростью, страстным желанием свободы, жаждой настоящего большого дела. В стихотворении "Рыцарь на час" осенняя при рода радует глаз зеленеющей гладью, золотой долиной льнов, "величавым войском стогов". Это новое настроение, связанное с появившейся надеждой поэта на коренные преобразования в жизни России, находит свое выражение в том, что впервые в некрасовской лирике появляется стихотворение, посвященное весне, — "Зеленый Шум". В нем это самое радостное время года символизирует не только пробуждение и обновление природы, но и начало новой счастливой и свободной жизни.

Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему...

В стихотворении "Дома — лучше!" с особой силой зазвучали патриотические мотивы, горячая любовь к родине, ее могучим лесам, бескрайним полям. Некрасовские пейзажи согреты авторской любовью к той единственной стране, в которой он может быть поэтом, которая мила и дорога его сердцу.

Тема природы также обретает особый смысл и особенный колорит в лирике поэта. Русская природа привлекает его не возможностью постичь ее тайны, ее скрытую жизнь. Своеобразие некрасовских пейзажей определяется тем же чувством социальности, которое отметил Б.О. Корман. В описании природы доминируют приметы именно русской жизни, ярко раскрывающие все своеобразие русского бытия и быта. Причем человеческая жизнь никогда не противостоит у автора жизни природной, она кажется ее органическим продолжением. Так, в раннем стихотворении «Перед дождем» в тревожную картину предгрозовой природы включается эпизод из человеческой жизни. Описание мчащегося на таратайке жандарма вносит то же ощущение тревоги, предчувствие недобрых перемен:

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» - пристав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

Поразительно точно здесь передана и своеобразная звуковая «гармония» русской жизни - человеческой и природной: глухой шепот леса, крики птиц и стон деревьев дополняются криком мчащегося на таратайке жандарма с нагайкой.

Но природа - это и путь к познанию русского народа. Через многие стихотворения Некрасова проходит мысль о глубокой связи, существующей между природой и страной, природой и народом, живущим рядом с ней. В одном из стихотворений 1873 г. поэт скажет о родной природе - «несчастная». Этот эпитет многое позволяет понять в концепции природы в лирике Некрасова: «несчастная» - значит и бедная, и некрасивая, и, как и всякий русский человек, страдающая.

Поэт не раз будет возвращаться к этой мысли. В поэме «Затворница (Сон)» он найдет точное выражение идеи родства природной и человеческой жизни. Россия, скажет в поэме автор, - край, где царит «суровый гнет неволи и зимы, / Где заодно с природой стонут люди». Мысль о природе как отражении русской жизни и русской души лейтмотивом пройдет и через другие произведения Некрасова. В стихотворении 1874 г. «Утро» поэт снова повторит: «С окружающей нас нищетою / Здесь природа сама заодно» и далее нарисует типично русский пейзаж, где печальная жизнь природы неразрывно связана с печальным человеческим существованием:

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо... Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам - железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли - там уж ждут палачи.

Нарисованная поэтом картина, при всей своей конкретике, кажется предельно обобщенной: в ней упомянуты самые знакомые детали русского пейзажа: даль, луга, поля, дорога. Называя их «эти», «эта», «это», поэт усиливает ощущение предельной конкретности пейзажа и в то же время его типичности, характерности. В нем нет особенных примет местности - Ярославской или Петербургской губерний. «Унылым и жалким» предстает и пьяный крестьянин на «кляче» - безотрадная и привычная картина русской жизни. Столь же конкретным и в то же время обобщенным кажется и «город» в стихотворении: описание подходит к любому русскому городу - от столицы до глухой провинции, ибо жизнь повсеместно и состоит из бесконечной работы, страдания и унижения. Созданной поэтом печальной картине русской жизни соответствуют и звуковые образы: повторение звуков с, т, ч, п, ш, щ, передающих монотонный шелест дождя или скрежет железа по мостовой.

Некрасов, вслед за Пушкиным, стремился показать ту удивительную связь, которая существует между национальной природой и национальным характером. В поэме «Крестьянские дети» описывая одну из русских деревенек, он и высказывает мысль о том, как формирует русскую душу долгая, недобрая зима, холодное зимнее солнце, как рождает этот пейзаж «русские» мысли - любовь и ненависть, любовь и боль, - те чувства, что действительно стали, по Некрасову, не только характерной особенностью русского мироощущения, но и определили пафос его поэзии:

<...> И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь -
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти - дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Создавая образ русской природы - с ее неброской красотой, Некрасов хочет показать не только таинственную связь между русским пейзажем и русской душой. В природе он видит и своеобразную гармонию, которой подчас лишена жизнь людей. В природе - нет «безобразья», которым отмечены отношения людей. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Железная дорога». Начиная поэму описанием самых непоэтичных мест России - болот и кочек, поэт стремится противопоставить тихую жизнь природы исполненной страданий жизни людей:

Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...

Следующий далее рассказ об унижении и оскорблении человека, еще более подчеркивает авторскую мысль. Но природа - не равнодушный свидетель человеческой жизни. Точно передают суть некрасовского отношения к природе его слова из поэмы «Тишина» - «врачующий простор». Неброская красота русской природы осознается как чистый и добрый мир, который может внушить человеку истинное понимание любви, смысла жизни.

В лирике 1850-х гг. центром некрасовского пейзажа, некрасовской картины русской жизни становится храм («Тишина», «Рыцарь на час» и др.). Он не вносит в эту картину красоту и гармонию: русский храм - убогий храм, храм печали и горьких вздохов. Но в человеческой душе он рождает умиление, возвращает в нее детскую веру и чистоту. В поэме «Тишина» эта особенность некрасовского пейзажа проявляется особенно зримо:

...Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры...
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой! <...>
Храм воздыханья, храм печали -
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил -
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

И.А. Бунин однажды сказал о первобытной привязанности русского человека к природе. Вот эту «первобытную привязанность к природе» и выразил Некрасов в своей лирике. Если воспользоваться выражением самого поэта из поэмы «Рыцарь на час», его герои всегда «отдаются невольно во власть» природы, внушающей им то бодрые и чистые мысли и настроения, то злые и неправые желания. И всегда человек отзывается на ее голос.

Смена настроений человека, сложное душевное движение под влиянием природы отчетливо передано в стихотворении «Зеленый Шум» . Стихотворение основано на двойном параллелизме: зимние холода и бури и - весеннее обновление, весенняя радость бытия даются параллельно человеческим отношениям: смене настроений, переживаний героя - от холодной ненависти к жене-изменнице к мудрому прощению. Стихотворение начинается описанием весенней природы. В описании акцентируются глаголы движения:

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако, - все зелено:
И воздух, и вода!

Движение в природном мире означает торжество красоты, обновления мира. И то же чувство обновления испытывает и герой. Всю долгую зиму он мучительно страдал из-за измены «хозяюшки» - Натальи Патрикеевны. Перед героем был выбор:

Молчу... а дума лютая
Покоя не дает:
Убить... так жаль сердечную!
Стерпеть - так силы нет!

Зимняя стужа и вьюга все более распаляют героя: «Убей, убей изменницу! Злодея изведи!» Но приходит весна, изменяется мир. В описании весенней природы теперь доминируют не глаголы движения, а звуковой образ - глагол «шумит». Он многократно повторяется, становится лейтмотивом, символизируя радостное возбуждение природы, ее веселое единодушие. Столь же часто повторяется и слово «новая», передающее мысль об обновлении природы. И цветовые эпитеты - зеленый и белый - подчеркивают не мысль о богатстве и разнообразии весенней природы, а символизируют торжество жизни и чистоты:

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен...
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Чистота и свежесть обновленной природы, ее радостное оживление и заставляют героя пережить такое же обновление, вносят в его душу гармонию и свет: мысли о смерти уходят из души героя, возвращается любовь и согласие:

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна - в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И - Бог тебе судья!»

У каждого поэта есть свои излюбленные, нередко повторяющиеся в стихотворениях слова. У Некрасова одним из таких постоянных слов становится «шум». Что оно значит? В примечаниях к стихотворению «Зеленый шум» Некрасов отметил, что так крестьяне называют весну. Исследователи установили источник этого образа - украинскую игровую песню, где Зеленый Шум является метафорой Днепра. У Некрасова «шум» воплощает полноту жизненных сил, внутреннюю энергию, интенсивность жизни - и человеческой и природной.

Но поэт различает «шум» городской и деревенский. «Шум» города - это хаотическое смешение звуков, каждый из которых свидетельствует о дисгармонии человеческой жизни и символизирует саму суть этой жизни, слагаемые которой - тяжкий труд и бесконечные страдания:

В нашей улице жизнь трудовая:
Начинают ни свет ни заря
Свой ужасный концерт, припевая,
Токари, резчики, слесаря,
А в ответ им гремит мостовая!
Дикий крик продавца-ямщика,
И шарманка с пронзительным воем <...>
И детей раздирающий плач
На руках у старух безобразных -
Все сливается, стонет, гудет,
Как-то глухо и грозно рокочет <...>

Даже небеса не таят «отрады». Единственная отрада - это тишина деревенского поля, исполненная иного «шума» - тихой жизни природы, внушающей и человеку чистые мысли и чувства:

Не такой там услышите шум, -
Там шумит созревающий колос,
Усыпляя младенческий ум
И страстей преждевременный голос.

Та же антитеза - дисгармоничного шума города и гармоничного шума природы встречается и в стихотворении «Надрывается сердце от муки». «Музыке злобы», «царящим в мире» звукам «барабанов, цепей, топора» герой стремится противопоставить «шум» самой жизни, гармоничное слияние природной и человеческой жизни, исполненной работы и чувства радостного весеннего обновления:

Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум;
Ты ликуешь, на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана, -
Что-то шепчут зеленые травы,
Говорливо струится волна <...>
По холмам, по лесам, над долиной
Птицы севера вьются, кричат,
Разом слышны - напев соловьиный
И нестройные писки галчат,
Грохот тройки, скрипенье подводы,
Крик лягушек, жужжание ос,
Треск кобылок, - в просторе свободы
Все в гармонию жизни слилось...

Еще один образ, сопутствующий некрасовским описаниям русской природы, - «тишина» деревенской России. Слово «тишина» также имеет особенный смысл для Некрасова. Тишина деревенской и природной жизни - не молчание, а скорее определенное нравственное состояние - своего рода тихая жизнь. Она не избавлена от слез, страданий, утрат и болезней. Но «тишина» проявляется в мудром приятии этой жизни и исполнении своего долга:

Там можно жить, не обижая
Ни божьих, ни ревижских душ
И труд любимый довершая.
Там стыдно будет унывать
И предаваться грусти праздной,
Где пахарь любит сокращать
Напевом труд однообразный.
Его ли горе не скребет? -
Он бодр, он за сохой шагает.
Без наслажденья он живет,
Без сожаленья умирает.
Его примером укрепись,
Сломившийся под игом горя!
За личным счастьем не гонись
И Богу уступай - не споря...

Противопоставление столичного «шума» - суеты и бессмысленного существования и «тишины» - мудрой жизни по извечным законам природы определяет пафос стихотворения «В столицах шум, гремят витии» (1857, 1858):

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России -
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных ив...

Характерно здесь использование слова «столицы» во множественном числе: оно позволяет передать явное единообразие, равную бессмысленность и одинаковость существования москвичей, петербуржцев, жителей крупных губернских городов. «Тишина» - символ жизни по природным законам и Божьим заповедям.

Еще один «звук» русской жизни, по Некрасову, - стон. Это - символ великой несправедливости, беззакония, отступления от Божьих законов. «Стон» господствует там, где «нет святых и кротких звуков, / Нет любви, свободы, тишины». Только там, «где вражда, где трусость роковая, / Мстящая - купаются в крови, / Стон стоит над миром, не смолкая <...>», - пишет Некрасов в стихотворении «Страшный год» (1870).

Рисуя картины желаемого будущего, поэт тоже передает свою мысль с помощью звука: счастье для поэта выражается в «гуле» - «гуле довольного труда» («Горе старого Наума»). Гармоническое звучание голосов для Некрасова становится одним из проявлений или даже доказательств несомненного счастья русского народа. В стихотворении «Что ни год - уменьшаются силы», обращаясь к матери-отчизне, герой рисует картину идеального будущего, символом которого становятся солнечные, ясные дни и голоса, в которых не звучат слезы:

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведряный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.