Научные подходы к пониманию правовой аргументации. Логические основы аргументации

Юридическая аргументация вплоть до второй половины ХХ века не являлась объектом специального исследования представителей юридической науки, в т.ч. теории права. Интерес к ней возник в зарубежной научной мысли после проведения ряда конференций Международного общества исследования аргументации (International Society for the Study of Argumentation), Ассоциации речевой коммуникации (Speech Communication Association), а также Ассоциации неформальной логики и критического мышления (Association for Informal Logic and Critical Thinking), на которых как раз и затрагивались вопросы юридической аргументации. Многие американские журналы стали посвящать теории юридической аргументации специальные разделы, например, такие, как˸˸ ʼʼArgumentationʼʼ, ʼʼAmerican Journal of Jurisprudenceʼʼ, ʼʼJournal of the American Forensic Associationʼʼ. В России выходит электронный журнал ʼʼАргументация. Интерпретация. Риторикаʼʼ, посвященный проблемам теории аргументации, риторики и коммуникативных процессов.

Что же явилось причинои̌ всплеска внимания к теории юридической аргументации? А. Аарнио пишет, что интерес, который был зажжен по всей Европе к юридической аргументации, не является заслугой философов права. Он проистекает из требования граждан должным образом аргументировать суждения. Они часто задаются вопросом˸ почему данное дело было разрешено так, а не иначе? Теория юридической аргументации стала попыткой ответа на вызовы социального развития.

Первые труды в рамках данной проблематики были опубликованы в 80-х годах ХХ века. В них юридическая аргументация анализировалась с позиций логики. Среди работ, посвященных собственно юридической аргументации, следует отметить труды зарубежных ученых˸ А. Аарнио, Р. Алекси, А. Печеника ʼʼОсновы правового обоснованияʼʼ (1981), Р. Алекси ʼʼТеория юридической аргументацииʼʼ (1989), М. Антиензы ʼʼТеория юридической аргументацииʼʼ (1983), ʼʼПраво и аргументацияʼʼ (1997), ʼʼПраво как аргументацияʼʼ (2006), А. Печеника ʼʼПраво и доводʼʼ (1989), Э. Фетерис ʼʼРациональность в юридической дискуссииʼʼ (1993), ʼʼОсновы юридической аргументацииʼʼ (1999).

Как уже было сказано, в отечественной юридической науке специального исследования юридической аргументации проведено не было. Однако проблема правовой аргументации оказалась в ракурсе внимания представителя философской научной мысли Е. А. Макеевой. Она подготовила труд ʼʼПравовая аргументация как объект гносеологического анализаʼʼ (2003). Отличия юридической аргументации от формально-логической с позиций филологии анализировала С. В. Лукашевич.

Основные подходы к исследованию и пониманию юридической аргументации в зарубежной и отечественной научной мысли - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные подходы к исследованию и пониманию юридической аргументации в зарубежной и отечественной научной мысли" 2015, 2017-2018.

В результате освоения данной темы студент должен: знать

  • – структурные элементы аргументации, доказательства, опровержения,
  • – сходство и различие между аргументацией и доказательством; уметь
  • – различать прямое и косвенное доказательство; владеть
  • – навыками применения различных способов опровержения.

Аргументация и доказательство. Структура аргументации

Логичность мышления проявляется в доказательности, обоснованности выдвинутых суждений. Доказательность – важнейшее свойство правильного мышления. Первое проявление неправильного мышления – голословность, необоснованность, пренебрежение к строгим условиям и правилам доказательства.

Всякое суждение, высказанное о чем-нибудь или о ком-нибудь, является или истинным, или ложным. В истинности некоторых суждений можно удостовериться путем непосредственного сопоставления их содержания с действительностью при помощи органов чувств в процессе практической деятельности. Однако таким способом проверки можно воспользоваться далеко не всегда. Так, истинность суждений о фактах, имевших место в прошлом или которые могут появиться в будущем, может быть установлена и проверена только опосредованно, логически, так как ко времени познания таких фактов они или перестают существовать, или еще не существуют в действительности и поэтому не могут быть восприняты непосредственно. Нельзя, например, непосредственно удостовериться в истинности суждения: "В момент совершения преступления обвиняемый N находился на месте преступления". Истинность или ложность подобных суждений устанавливается или проверяется не непосредственно, а опосредованно. В силу этого на ступени абстрактного мышления возникает необходимость в особой процедуре – обосновании (аргументации ).

Современная теория аргументации как теория убеждения выходит далеко за рамки логической теории доказательства, так как охватывает не только логические аспекты, но и в значительной мере риторические, поэтому не случайно теорию аргументации называют "новой риторикой". Она включает в себя также социальные, лингвистические, психологические аспекты.

Аргументация – это полное или частное обоснование какого-либо суждения с помощью других суждений, где наряду с логическими методами применяются также лингвистические, эмоционально-психологические и другие внелогические приемы и методы убеждающего воздействия.

Обосновать какое-либо суждение означает найти другие подтверждающие его суждения, которые логически связаны с обосновываемым суждением.

В исследовании аргументации выделяют два аспекта: логический и коммуникативный.

В логическом плане цель аргументации сводится к обоснованию некоторого положения, точки зрения, формулировки при помощи других положений, называемых аргументами. В случае эффективной аргументации реализуется и коммуникативный аспект аргументации, когда собеседник соглашается с аргументами и способами доказательства или опровержения исходного положения.

Ядром аргументации, ее глубинной сутью является доказательство, придающее аргументации характер строгого рассуждения.

Доказательство – это логический прием (операция), обосновывающий истинность какого-либо суждения с помощью других логически связанных с ним суждений, истинность которых уже установлена.

Аргументация (как и доказательство) имеет трехчленную структуру, включающую в себя тезис, аргументы и демонстрацию, и имеет единые правила построения процесса обоснования, которые рассматриваются ниже.

Тезисом называется суждение, истинность которого требуется доказать.

Аргументами (основаниями, доводами) называют истинные суждения, с помощью которых обосновывается тезис.

В целом различают два вида аргументов: правильные и неправильные, корректные либо некорректные.

  • 1. Аргументы ad rem (касающиеся дела ) являются коррект– ными. Они объективны и касаются сути доказываемого тезиса. Это следующие положения доказательства:
    • а) аксиомы (греч. axioma – без доказательства) – бездоказательные научные положения, принимаемые в качестве аргумента при доказательстве других положений. В понятии "аксиома" заключены два логических смысла: 1) истинное положение, не требующие доказательства, 2) отправной пункт доказательств;
    • б) теоремы – доказанные положения науки. Их доказательство принимает вид логического следствия из аксиом;
    • в) законы – особые положения наук, устанавливающие существенные, т.е. необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи явлений. Каждая наука имеет свои законы, подводящие итог определенному виду научно-исследовательской практики. Аксиомы и теоремы также принимают вид законов (аксиома силлогизма, теорема Пифагора);
    • г) суждения о фактах – раздел научного знания опытно-экспериментального характера (результаты наблюдений, показания приборов, социологические данные, данные экспериментов и т.п.). В качестве аргументов берутся те сведения о фактах, истинность которых подтверждается на практике;
    • д) определения. Данная логическая операция позволяет формировать в каждой научной области класс определений, которые играют двоякую роль: они, с одной стороны, позволяют специфицировать предмет и отличать его от других предметов данной области, а с другой – расшифровать объем научных знаний, вводя новые определения.
  • 2. Аргументы ad hominem (апеллирующие к человеку ) в логике считаются некорректными, а доказательство с их использованием – неправильным. Более подробно они анализируются в разделе "Непозволительные способы защиты и опровержения". Их цель – убедить любой ценой – ссылкой на авторитет, игрой на чувствах (жалости, сострадания, верности), обещаниями, заверениями и т.п.

Доказательство уделяет "пристальное внимание" качеству и составу аргументов. Форма перехода от аргументов к тезису может быть разной. Она образует третий элемент в структуре доказательства – форму доказательства (демонстрацию).

Формой доказательства (демонстрацией ) называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

  • Специальность ВАК РФ09.00.07
  • Количество страниц 189

Глава 1. Логико - когнитивный анализ аргументации.

1.1. Современные подходы к анализу аргументации. Логико-когнитивно-риторический анализ текста.

1.2. Описание системной модели аргументации.

1.3. Логический анализ аргументации.

1.4. Реконструкция модели мира Тертуллиана.зз

1.5.Системный анализ суждений, обоснованных когнитивно.

1.6. Анализ суждений, полученных в результате вывода из когнитивных посылок с анализом "собственно когнитивных" посылок.

1.7.Реконструкция ценностей Тертуллиана.

1.8.Отдельный анализ тезиса и суждений, ценностно и когнитивно обоснованных.

1.9.Реконструкция пробелов в аргументации при помощи когнитивного картирования. Ценностная и когнитивная карты трактата Тертуллиана

De testimonio animae".

1 .Ю.Реконструкция аргументации (пробелов в аргументации) Тертуллиана.

1.11. Синтез подмоделей.

1.12.Синтез подмоделей (совпадения некоторых фрагментов логической, когнитивной и ценностной карт) в системной модели аргументации. Выводы в логической, когнитивной и ценностной картах (сопоставительный анализ).

1.13.Вывод ы.

Глава 2. Анализ средств, усиливающих логическую аргументацию.is

2.1. Топы (общие места) логики как средства, усиливающие аргументацию

2.2.Тропы как средства, усиливающие аргументацию.

2.3.Риторические фигуры как средства, усиливающие аргументацию.

2.4.Достоинства и недостатки речи как средства, усиливающие аргументацию.

2.5. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций

  • Системная модель аргументации в практической философии И. Канта 2006 год, кандидат философских наук Сологубов, Александр Михайлович

  • Неявное знание в структуре аргументации 2008 год, кандидат философских наук Ивунина, Евгения Евгеньевна

  • Средства усиления убедительности в учебном аргументативном дискурсе студентов 2010 год, кандидат филологических наук Силаев, Павел Витальевич

  • Западная риторическая традиция и проблема убедительности монолога: на материале публичной речи 2009 год, кандидат филологических наук Сухарева, Ольга Эдуардовна

  • Аргументативное сообщение как единица политической речи, прагмалингвистический и интеракциональный аспекты анализа: На материале Слушаний заседаний в Конгрессе США 2003 год, кандидат филологических наук Добрякова, Наталия Николаевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Применение системной модели аргументации к анализу текста»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Теория аргументации -синтетическая дисциплина, использующая методы различных наук. Особое место теории аргументации, связано со всевозрастающим интересом к изучению различными науками вопросов об убеждении и формировании убеждений. Несмотря на длительную традицию исследования аргументации теория аргументации является новой дисциплиной, находящейся в процессе становления и взаимодействующей с различными гуманитарными и естественными науками. Теория аргументации не сводится полностью ни к логике, ни к риторике ни к психологии - а использует данные и методы этих и других наук для целостного исследования практики убеждения.

Теория аргументации затрагивает такую сравнительно молодую область исследований как "Искусственный интеллект": моделирование процесса аргументации мы будем рассматривать как создание интеллектуальной модели.

Системная модель аргументации разработана В. Н. Брюшинкиным1 и предназначена для решения проблемы синтеза дисциплин, исследующих аргументацию. В диссертации она используется для комплексного исследования аргументации в трактате Тертуллиана "De testimonio animae".

Применяемая нами системная модель аргументации отображает логический, когнитивный, риторический аспекты аргументации и в их дальнейшем синтезе.

Логическая подмодель отображает такое свойство аргументации как обоснованность одних высказываний другими высказываниями. Точно определенный запас средств аргументации является достоинством логического подхода.

Когнитивная подмодель предназначена для отображения естественного процесса аргументации, с максимальной степенью приближения к обычному, естественному языку.

Риторическая подмодель призвана отобразить средства воздействия на адресата аргументации при помощи топов, тропов, риторических фигур, достоинств и недостатков речи. Именно риторическая модель отображает такое важное свойство аргументации как ее приемлемость для адресата.

1 Брюшинкин В.Н. Системная модель аргументации //Трансцендентальная антропология и логика: Труды международного семинара "Антропология с современной точки зрения" и VIII Кантовских чтений /Калингр.

Однако, ни логический, ни когнитивный, ни риторический подходы в отдельности не могут дать целостного воспроизведения аргументации в исследуемом тексте. В связи с этим возникает необходимость синтеза существующих подходов с целью построения такой модели аргументации, которая давала бы максимальное приближение к реальным процессам, содержащимся в тексте, и вместе с тем воспроизводила бы ее отличительные характеристики и отвлекалась бы от несущественных моментов, содержащихся в любом аргументативном контексте. Системная модель аргументации есть модель, соединяющая в себе логический, когнитивный и риторический подходы.

Предлагаемая нами системная модель аргументации решает следующие задачи: a) при преобладании логической структуры с максимальной степенью приближения воспроизводится естественный процесс аргументации, при этом сохраняются все индивидуальные особенности аргументации пропонента; b) дает в наше распоряжение новый методологический аппарат; c) открывает возможность более глубокого понимания текста; d) рационально обосновывает суждения, служащие исходными посылками в логическом дереве аргументации;

Применение системной модели аргументации позволяет: a) выявить процедуру формирования исходных суждений аргументации; b) наглядно представить процесс аргументации; c) реконструировать модель мира пропонента; d) выявить иерархию ценностей пропонента.

Применение системной модели аргументации к конкретному тексту позволит нам построить "интеллектуальную модель" пропонента, тем самым внеся ясность и точность в понимание текста, а также раскрыть процесс обоснования суждений, являющихся исходными посылками в дереве аргументации.

Применение данной модели призвано обеспечить исследователям более "глубинное" понимание текста, кроме того, в результате применения модели появляется возможность оценки общей логической культуры пропонента.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. В настоящее время мы сталкиваемся со значительным числом работ, посвященных теории аргументации,

Ун-т. Калининград, 2000. С. 133-154. однако среди них нет ни одной работы, представляющей из себя полностью законченную систему, в которой бы ясно, четко и понятно давался бы ответ на вопрос "Каким образом возможно построить такую модель аргументации, чтобы она была максимально приближена к "естественному" процессу аргументации?". В связи с этим Ивин А. А. замечает: "Однако и в настоящее время теория аргументации лишена единой парадигмы или немногих, конкурирующих между собой парадигм и представляет собой едва ли обозримое поле различных мнений на предмет этой л теории, ее основные проблемы и перспективы развития ".

Системная модель аргументации представляет синтез подмоделей, заключающийся в следующем: логическая подмодель (логическое дерево аргументации); когнитивная подмодель (ценностно-когнитивные карты); риторическая подмодель (топы, тропы, риторические фигуры, достоинства и недостатками речи) - органично взаимодействуя друг с другом, дают наиболее полное представление о практике убеждения.

Предлагаемое применение системной модели аргументации конечно, не претендует на то, чтобы заполнить вакуум в исследованиях по теории аргументации, нами лишь указано одно из направлений в данной области, удачно сочетающее различные подходы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основная цель предлагаемой работы состоит в анализе результатов применения системной модели аргументации к конкретному тексту, а также в системном исследовании аргументации в трактате Тертуллиана "De testimonio animae" - применении системной модели аргументации, предложенной В. Н. Брюшинкиным к тексту данного трактата. Тем самым показывается, что системная модель аргументации может быть применена при исследовании реального, конкретного текста.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

Приспособление системной модели аргументации к конкретному тексту;

Когнитивный анализ исходных посылок аргументации;

Анализ логического вывода из исходных суждений тех суждений, которые подлежат обоснованию (построение вывода).

2 Ивин А.А. Основы теории аргументации: Учебник. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.4.

Риторический анализ суждений, участвующих в логическом выводе а также риторический анализ текста трактата Тертуллиана.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА. При написании работы использовались исследования в области теории аргументации: a) системная модель аргументации, разработанная В.Н. Брюшинкиным; b) работы отечественных исследователей Ишмуратова А.Т., В.М. Сергеева, П.Б. Паршина, Ивина А.А., Рузавина Г.И., Мейзерского В.М., Якобсона Р и др. c) работы зарубежных исследователей: Перельмана X3, Олбрехт-Тытеки Л, Лакоффа Г4., Джонсона М5., Тодорова Ц., Тулмина С6., Джеральда Ниренберга, Честера Ли Карраса, Поля Сопера, Остина Д7. и др.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ. В диссертации показано применение системной модели аргументации к конкретному тексту - трактату Тертуллиана "De testimonio animae". Также разработан оригинальный метод применения системной модели аргументации к анализу текста, выражающийся в синтезировании трех подмоделей - логической, когнитивной и риторической. При этом показано, как происходит частичное совмещение фрагментов графа логического вывода с фрагментами графа когнитивного.

В процессе исследования получены новые результаты, выносимые на защиту:

Аргументы, приводимые в обосновании тех или иных убеждений Тертуллианом, задаются ценностями и моделью мира.

Построено дерево логического вывода, ценностная и когнитивная карты трактата Тертуллиана;

Ценностные и когнитивные суждения находятся в отношении взаимосвязи со средствами, усиливающими аргументацию;

Дается объяснение возникновения пресуппозиций в рамках системной модели аргументации;

Сформулирован метод реконструкции класса пресуппозиций - суждений, описывающих модель мира и ценности;

3 Perelman Ch. New Rhetoric and Humanities. Dordrecht, 1979.

4 Lakoff G., The invariance Hypothesis: Is Abstract reason based on imageschemas? // Cognitive Linguistic, 1990,№ 1, p 39-74.

Lakoff G & Jonson M. Metaphors We Live by. The University of Chicago Press, Chicago and London, 1980,242 p.

6 Toulmin St. The Uses of Argument. Cambridge. 1958.

7 Austin J.L., How to do things with words, Oxford, 1962, 168 p.

Показан синтез подмоделей системной модели аргументации. Доказывается, что в системной модели аргументации возможно совмещение логической и когнитивно-ценностной схем со средствами, усиливающими аргументацию;

Обозначен круг проблем, нуждающихся в исследовании в связи с применением системной модели аргументации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДИССЕРТАЦИИ определяется возможностью использования ее результатов в научно-исследовательской работе, а также в учебно - педагогическом процессе при чтении спецкурсов по логике, теории и практике аргументации.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора. Результаты исследования докладывались на аспирантских семинарах кафедры философии и логики Калининградского Государственного Университета (Калининград, 1997-98), международном семинаре "Логическое кантоведение- 4" (Калининград, 1998), международном семинаре "Антропология с современной точки зрения" (Калининград, 1998), на VIII Международных кантовских чтений, посвященных 275- летаю Иммануила Канта, международной лингвистической конференции "Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира" (Северодвинск, 2002), VII научной конференции "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке" (Санкт-Петербург, 2002), международной конференции "Искусственный интеллект - 2002" (п. Кацивели, Крымская область), международной конференции "Четвертые Смирновские чтения" (Москва, 2003). Материалы диссертации использовались при чтении лекций по курсу "Логика", "Теория и практика аргументации", "Введение в риторику" в названном университете.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Логика», 09.00.07 шифр ВАК

  • Способы выражения аргументации в этико-философском дискурсе И. Канта: На материале произведений "Grundlegung zur Metaphysik der Sitten", "Kritik der praktischen Vernunft" и "Metaphysik der Sitten" 2005 год, кандидат филологических наук Черненок, Ирина Геннадьевна

  • Специфика философской аргументации 2011 год, кандидат философских наук Заленская, Наталья Самуиловна

  • 2009 год, кандидат филологических наук Протуренко, Виктор Иванович

  • Стратегии и тактики в аргументативном дискурсе: прагмалингвистический анализ убедительности рассуждения: На материале политических дебатов 2004 год, кандидат филологических наук Ощепкова, Наталья Анатольевна

  • Когнитивно-прагматический анализ аргументации в аналитической газетной статье: на материале британской прессы 2009 год, кандидат филологических наук Гудкова, Кира Владимировна

Заключение диссертации по теме «Логика», Золотов, Эдгар Станиславович

2.5.Выводы

Анализ тропов в трактате "De testimonio animae" показывает, что тропы являются средством, усиливающим логическую аргументацию. Роль тропов состоит в повышении выразительности текста. Выразительность - одно из средств привлечения внимания и вызывания интереса, и свидетельствует она о хорошем знании Тертуллианом латинской стилистики, о его способности к абстрагированию, ф к абстрактному мышлению. Применение тропов Тертуллианом есть свидетельство его старания обогатить мысль новым содержанием, нам открывается новая глубина смысла, нам открывается красота, которая и является у Тертуллиана мощным союзником в усилении логической аргументации.

Риторические фигуры есть средства, усиливающие аргументацию и обладающие следующими признаками:

1. Привлечением внимания;

2. Влиянием на эмоционально - волевую сферу.

Особенности применения риторических фигур Тертуллианом позволяют ^ говорить о необыкновенном даре: в таком небольшом трактате мы имеем дело со множеством самых разнообразных фигур; вследствие этого создается впечатление о том, что нагромождая фигуру на фигуру, Тертуллиан стремится подавить, запутать оппонента, а тем самым и скрыть тезис - и это свидетельство слабости аргументации. Кроме этого, обращает на себя внимание частое применение таких фигур как: a) анафора; b) риторический вопрос; c) синайтросм; d) парентеза; e) эллипс; f) полиптотон; g) полисиндетон; h) анакласис; i) триколон; j) параномасия.

Применение риторических фигур - это свидетельство литературного мастерства и показатель интеллекта. Третуллиан же предстает перед нами как импровизатор, как изощренный фокусник - ритор, слишком увлекающийся и поэтому не в состоянии вовремя остановиться и окинуть критическим взором свое творение.

При анализе текста трактата становится возможным выделение следующих признаков:

1. Частое употребление длинных периодов;

2. Мысли разрываются вставками;

3. Частое отсутствие союзов;

4. Противоположность точности - сбивчивость, возникающая при перегрузки речи, когда не привлекают средства, необходимые для устранения пространности;

5. Отрывочный стиль;

6. Нарушение последовательности изложения;

7. Нарушение естественного порядка слов;

8. Для Тертуллиана характерна суровость - об этом свидетельствуют фигуры суровой речи - преимущественно такие, которые связаны с повелительным наклонением; затем - обличительные фигуры вопросов. Суровая речь допускает, через каждые два-три слова едва ли не все фигуры414. Суровое сочетание - сочетание, допускающее зияния;

9. Трактат из апологии перерастает в инвективу против человеческой мысли вообще, и поэтому можно утверждать, что предполагавшееся согласование уступило место несогласованности;

10. Частое применение такой фигуры как парресия делает трактат каким-то низменным, рассчитанным на самые низы античного общества, хотя он был предназначен, видимо, и для образованных язычников;

11. Трактат, касающийся души, не содержит особенную чистоту выражений и мыслей -следовательно, написанное им не согласовывается с темой;

414 См. проделанный нами анализ риторических фигур трактата в главе 3.3.

12. Слова, которые употребляет Тертуллиан - звучные и яркие, но создающие впечатление тяжести и звучат как цитаты, употребляемые римскими юристами на судебных процессах;

13. Римское право было успешно приспособлено к нуждам христианского богословия, - точные юридические термины римского права не позволяли двусмысленности и были, в отличие от греческих философских терминов, намного употребительнее и понятнее - происходила некоторая подмена философских терминов юридическими;

14. Неправильность речи Тертуллиана носит сознательный характер и является средством украшения и тем самым рассчитана на привлечение внимания адресата;

15. При анализе трактата Тертуллиана обращает на себя внимание его особенная аффективность - об аффективности Тертуллиана в первую очередь свидетельствует его лексика и имена прилагательные и наречия, - именно они наиболее часто передают оценку;

16. Замечая, сколько недостатков в трактате, мы имеем право говорить об искаженном типе речи - он носит название небрежного.

Итак, отступление от классических канонов, явная небрежность при расположении слов Тертуллианом есть сознательный прием, позволяющий оказывать более сильное воздействие на аудиторию, чем традиционные средства классической риторики. Нами особенно подчеркивается, что использование таких приемов вызвано характером адресата текстового сообщения, в роли которого порою выступали самые низы античного общества.

Заключение

Системная модель аргументации, применяемая нами, представляет собой системный подход к моделированию аргументации и объединяет три подмодели:

1. Логическую;

2. Когнитивную;

3. Риторическую.

Данная работа показывает, что системная модель аргументации применима к конкретному, реальному тексту. В результате построения системной модели аргументации становится возможным полный анализ аргументации как взаимосогласованной системы суждений, соединенных логическими правилами, с обоснованными исходными суждениями и приемлемой для адресата аргументации. Хотя применение системной модели аргументации показывает, что такую проблему как "пробел в логической аргументации" решить не удается, нами показано, что для заполнения пробелов могут быть применимы методы когнитивного анализа, которые кроме функции заполнения пробелов выполняют и такую функцию как обоснование посылок аргументации.

Исследование показывает, что отличительным признаком данной модели является доминирующий характер логической модели. На примере построения "логического дерева" показано, как одни высказывания обосновываются другими высказываниями - тем самым подтверждается, что именно логический подход применим при изучении таких процессов как обоснование или опровержение суждений.

Отметим, что предпринятым исследованием доказано, что исходные посылки аргументации задаются или ценностями, принимаемыми пропонентом, или имеющейся в его сознании моделью мира.

Модели мира фигурируют в мышлении, но никогда не выражаются явно. Модель мира, выделяя базисные объекты, их свойства и отношения, задает способ упрощения мира.

Отличительный признак суждений, ценносто и когнитивно обоснованных - их истинность, которая представляется пропоненту очевидной.

В работе показано, что когнитивный подход воспроизводит "естественные" процессы аргументации с максимальной степенью приближения - т. е. когнитивная модель отображает содержательную истинность представлений, преобразуемых в ходе аргументации.

Значительное внимание, которое уделяется риторической подмодели, объясняется тем, что отличительный признак риторической подмодели есть отображение такого признака аргументации как приемлемость аргументации для адресата. Кроме того, риторические средства, применяемые пропонентом в рамках системной модели аргументации, способны усилить аргументацию. "Приемлемость" заключается в том, что привносит в модель аргументации прагматический момент, соотнося логические и когнитивные характеристики аргументации с психологическими характеристиками адресата аргументации. Конечно, риторика, как мы уже писали, не сводится к одной функции - к убеждению, и в данной работе не толкуется упрощенно. Множество риторических фигур не имеет производный, вторичный характер - мы склонны рассматривать данные средства усиливающие аргументацию как реализацию потребности расказать, раскрыть сложный и парадоксальный мир. Риторические фигуры не рассматриваются сами по себе, в отрыве от порождающей их речи - мы стремились избежать того, что называется "принципом риторического рационализма".

Применение системной модели аргументации показывает, что проблема, возникающая в результате комплексного объединения трех подмоделей при сохранении логической структуры моделирования аргументации разрешима.

Таким образом, в результате применения системной модели аргументации достигается полный анализ аргументации, которая рассматривается нами как взаимосогласованная система суждений, соединенная логическими правилами, с обоснованными исходными суждениями и приемлемая для адресата аргументации.

Системная модель аргументации при ее применении может воспроизводить отличительные характеристики реальных процессов аргументации средствами, не сложнее чем сам моделируемый процесс - тем самым указано, что модель обладает сходством с оригиналом в выделенных существенных отношениях. В работе особенно подчеркивается связь теории аргументации с такими дисциплинами как риторика - так, в системную модель аргументации входит риторическая подмодель, которая обеспечивает приемлемость аргументации оппонентом. Кроме того, указывается возможный синтез теории аргументации с такими специальными техническими дисциплинами как проектирование реляционных баз данных415. Тем самым подчеркивается большая гибкость системной модели аргументации - так, становится ясно, что затронутая нами проблема, которая заключается в организации взаимодействия различных способов представления знаний и методов обработки знаний, может быть частично решена при помощи системной модели аргументации.

Конечно, системная модель аргументации не является чем-то статичным, застывшим - мы полагаем, что к логико-когнитивному анализу текста возможно подключение аппарата семантических сетей или фреймов - все зависит от того, какую цель мы ставим перед собой.

В работе показано, что анализ текста на первом этапе при помощи системной модели аргументации представляет из себя: a) построение процедуры формирования исходных суждений аргументации; b) наглядное представление процесса аргументации; c) реконструкцию модели мира адресата; d) реконструкцию ценностей адресата.

Таким образом, достигается полнота исследования выделенной предметной области при анализе какого-либо текста. Исследуемый текст подвергается анализу при помощи системной модели аргументации следующим образом:

1 строится схема логического вывода с применением языка логики суждений или языка предикатов первого порядка;

2 строится модель мира;

3 составляется ценностно-когнитивная карта;

4 выявляются средства, усиливающие аргументацию.

Завершающая процедура исследования - заполнение пробелов в аргументации при помощи ценностно - когнитивных карт является новой, оригинальной методом, способным дать интересные результаты. Также отметим, что применение методологии реляционных баз данных при анализе религиозно-философского текста

1. Высокоуровневые концептуальные модели ER (Entity-Relationship model) в системной модели аргументации: перспективы исследования.// VII-я научная конференция "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке". Санкт-Петербург. 20-22 июня 2002 г. Труды международного семинара./ Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2002. - 0,15 п.л. Тезисы.

2. Пример построения диаграмм "жизненный цикл сущности" в системной модели аргументации (СМА): онтологический аспект.// Международная научная конференция "Проблемы концептуализации действительности и моделирования языковой картины мира". Северодвинск. 21-23 мая 2002 г. с. 15-16.0,15 пл. Тезисы. способно дать интересные результаты, и в принципе, является новой темой для исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Золотов, Эдгар Станиславович, 2003 год

1. Аналитическая философия: Избранные тексты /Сост., всуп. ст. и коммент. А.Ф. Грязнова. М.: Изд- во МГУ, 1993. 181 с.

2. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология)./ Пер. с англ., нем. М.: "Дом интеллектуальной книги", "Прогресс-Традиция", 1988.-528 с.

3. Античные риторики. Под ред. А.А. Тахо Годи. М., Изд-во Моск. унта, 1978.-352 с.

4. Античные теории языка и стиля (антология текстов). СПб: Изд-во "АЛЕТЕЙЯ", 1996.-363 с.

5. Бартошек М. Римское право: (Понятия, термины, определения)/ Пер. с чешк. М.: Юрид. лит., 1989. 448 с.

6. Блинов А.Л. Общение. Звуки. Смысл: Об одной проблеме аналитической философии языка. М.: Русское феноменологическое общество, 1996.-282 с.

7. Брентано Ф. Избранные работы. / Составл., перев. с нем. В. Анашвили. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996. 176 с.

8. Брюшинкин В.Н. Логика, мышление, информация. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 152 с.

9. Васюков В.Л. Формальная феноменология. М.: Наука. 1999. 223 с.

10. Витгенштейн Л. Дневники 1914 1916 с приложением Заметок по логике (1913) и Заметок, продиктованных Муру (1914). - Томск: Изд.-во "Водолей", 1988.- 192 с.

11. Витгенштейн Л. Голубая книга / Перев. с англ. Руднева В.П. Дом интеллектуальной книги, 1999. - 128 с.

12. Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Перев. с англ. Руднева В.П. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. -92 с.

13. Витгенштейн Л. Коричневая книга / Перев. с англ. Руднева В.П. М.: Дом интелектуальной книги, 1999. 160 с.14

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Л.А.Котельникова, Г.И.Рузавин Системный подход к процессу убеждения и аргументации

Введение

Аргументация составляет рациональную часть процесса убеждения, которая связана главным образом с логическими и эвристическими способами рассуждений. Но не меньшую роль в убеждении играют психологические, эмоциональные, интенционально-волевые и иные действия, которые принято относить к психологическим и прагматическим факторам. Кроме них заметное влияние на убеждение оказывают нравственные установки личности, ее социальные ориентации, индивидуальные склонности, привычки и т.п.

Однако в нашей литературе нашли отражение лишь логические и отчасти методологические проблемы процесса убеждения, да и здесь нередко в качестве почти единственного средства убеждения выдвигается дедукция, заключения которой являются обязательными для всякого, кто принимает ее посылки. Между тем убеждение представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют многие факторы и успех которого зависит именно от единого, целостного их учета и потому требуют системного их рассмотрения. Однако до настоящего времени мы не имеем даже логической теории аргументации, в которой были бы сформулированы ее исходные понятия и принципы, из которых выведены другие ее понятия, частные принципы, методы и приемы. Под теорией аргументации в существующей литературе по этим вопросам рассматривается обычно разрозненная совокупность различных логических приемов обоснования одних утверждений другими. Да и здесь аргументация иногда отождествляется с доказательством, которое рассматривается в строго дедуктивном смысле слова. Поэтому, например, тщательно разработанная в течение многих веков юридическая аргументация, опирающаяся на эмпирические установленные суждения и вещественные доказательства, не считается логически обоснованной аргументацией.

Тенденция к математизации дедуктивной логики, завершившаяся построением символической, или математической, логики, способствовала крупным достижениям не только в логике, но и автоматизации процессов вычислений и рас-суждений. Однако в результате этого вне поля зрения логики остались такие типично не дедуктивные способы рассуждений, как аналогия, индукция и статистика. Хотя их заключения и не являются достоверными, а лишь вероятными, тем не менее они помогают искать правдоподобные аргументы и тем самым приблизиться к истине. Именно поэтому заслуживает внимания попытка возродить интерес к не дедуктивным и не формальным методам рассуждений, предпринятая в “Новой риторике” X.Перельмана и некоторых других школах аргументации.

Поскольку аргументация, по нашему мнению, есть составная, а именно логико-методологическая, часть общего процесса убеждения, то и сам этот процесс следует рассматривать как целостный, системный процесс. Во всяком случае, в его основе лежат доводы, соображения и приемы рационального характера, начиная от критически ориентированного здравого смысла и кончая рафинированными логическими аргументами.

В предлагаемой статье сделана первая попытка подойти к процессу убеждения и аргументации именно с единой, целостной, системной точки зрения, что даст, по нашему мнению, возможность правильно оценить место и значение различных его подсистем. Обсуждение проблемы придется начать с установления различия между убеждением и другими приемами и методами воздействия на сознание и поведение людей.

Из книги Проблемы жизни автора Джидду Кришнамурти

УБЕЖДЕНИЯ. СНЫ Как прекрасна земля, с ее пустынями и плодородными полями, с лесами, реками и горами, с ее несказанно красивыми птицами, животными и людьми! Существуют селения, запущенные и полные болезней, где не было дождей в течение многих сезонов; там пересохли колодцы,

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

РАЗДЕЛ III ИНТЕГРАЛЬНЫЙ СИСТЕМНЫЙ МЕТОД САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. КУРС ЗАНЯТИЙ Каждый человек может выбрать один из системных методов самосовершенствования (в соответствии со своими наклонностями) и добиться успехов в своем духовном развитии при

Из книги Философское автора Джин Нодар

238. УБЕЖДЕНИЯ Кто имеет убеждения, тот убеждения уважает.Бэк - Сущность иудаизмаКто хоть раз замалчивает свои убеждения, тот нечист.Варнхаген - ИзреченияУмирать за убеждения - дело воина. Миссия писателя - передавать их другим.Фейхтвангер - Иудейская

Из книги Развертывающееся значение автора Бом Дэвид

Из книги Диалектика познания автора Фетисов Александр Александрович

ЗАМЕЧАНИЯ К ПРОЦЕССУ ДИАЛОГА Как упомянуто во введении, эти дискуссии начались с ожидания того, что будет прочитан цикл лекций и проведены информативные обсуждения с упором на содержание. Постепенно же появилось то, что сюда вовлеклось нечто гораздо более важное -

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

§1. Элементарный подход и системный Согласно традиционным взглядам перед исследователем исследуемые предметы обычно рисуются в виде следующей фигуры: Где:? - исследуемый предмет: его внутреннее содержание (и сущность);Ф - оболочка предмета: его форма.Предмет, содержание

Из книги Тайны пространства и времени автора Комаров Виктор

2.1.4. Системный анализ Системный подход к анализу общества явился результатом применения к социальной жизни теории систем. Одним из первых это осуществил Т. Парсонс (1902–1979). В 1951 г. он опубликовал книгу «Социальная система», в которой изложил свои взгляды на общество.

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора

Системный подход Одной из характерных особенностей современной науки является так называемый системный подход к изучению и пониманию явлений окружающего нас мира.Такой подход обусловлен накоплением и углублением научных знаний, усложнением научной картины

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

Глава VI. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА Принцип детерминизма является важнейшим принципом марксистско-ленинской философии. Он означает, что все события, совершающиеся в действительности, вызываются при данных условиях определенными причинами,

Из книги Спиральная динамика [Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке] автора Бек Дон

VII. ОТ КЛАССИФИКАЦИИ К ПРОЦЕССУ Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Библия, Евангелие от Иоанна, 1:1 Покажи мне. Песня из «Моей прекрасной леди», музыкальной комедии по «Пигмалиону» Бернарда Шоу. В Главе 3 читателю предлагалось рассмотреть множество

Из книги Теория и практика аргументации автора Коллектив авторов

Из книги Как победить в споре: О культуре полемики автора Стешов Анатолий Валентинович

Г.И.Рузавин Абдукция как метод поиска и обоснования объяснительных

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Способы убеждения и варианты аргументации Ответ на вопрос: как говорить? - подразумевает разработку тактики убеждения. Убедить - значит довести до понимания идею (тезис) так, чтобы человек не сомневался в достоверности вывода, истинности или хотя бы разумности мысли, не

Из книги автора

Края – препятствия процессу Я использую термин «края» для описания границ или барьеров, существующих в вечном и непрерывном течении внутренних процессов. В случае говорения, когда мы больше не можем что-либо сказать, это означает что мы достигли края коммуникации. Край

Д. В. Хизанишвили

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К АРГУМЕНТАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВО СООБЩЕНИЙ

В рамках сопоставления когнитивного подхода к аргументации и производства сообщений проведена граница между двумя видами когнитивных подходов к аргументации, выявлены некоторые сходства и различия концепций Д. Хэмпла и В. Н. Брюшинкина, а также рассмотрены основные концепции производства сообщений. Проанализирована связь между производством сообщений и аргументорикой.

This article compares a cognitive approach to argumentation with message production. The author distinguishes between two kinds of cognitive approaches to argumentation. Certain similarities and differences between D. Hample"s and V. Bryushinkin"s concepts are analysed. The most influential conceptions of message production are considered. The connection between message production and argumentorics is examines.

Ключевые слова: аргументация, когнитивный подход, производство сообщений, аргументорика, Д. Хэмпл, В. Н. Брюшинкин.

Key words: argumentation, cognitive approach, message production, argumen-torics, D. Hample, V. Bryushinkin.

© Хизанишвили Д. В., 2014

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2014. Вып. 12. С. 128-135.

Когнитивный подход к аргументации.

О когнитивном подходе к аргументации можно говорить как минимум в двух смыслах. Когнитивный подход может пониматься как один из подходов к моделированию аргументации наряду, например, с логическим. Такая версия когнитивного подхода представлена в работах В. Н. Брюшинкина , В. М. Сергеева , А.Н. Баранова . Здесь объектом моделирования, как и для логического подхода, выступает текст, являющийся продуктом межсубъектного взаимодействия - диалога, стороны (или, по крайней мере, одна из сторон) которого пытаются изменить убеждения друг друга. Аргументация, таким образом, понимается либо как текст, либо как взаимодействие, продуктом кото- 129 рого он становится. Возникновение когнитивного подхода в середине XX в. было связано с тем, что в это время изменились представления о существенных особенностях текста, выступавшего объектом моделирования. До этого аргументация рассматривалась как один из видов логического вывода , поэтому основным инструментом моделирования аргументации являлись различные формально-логические системы. Даже если текст не представлял собой логически корректного умозаключения, то, согласно базовым предпосылкам логического подхода, его всегда можно было привести к соответствующей форме, например добавить посылку к энтимеме, получив тем самым силлогизм .

К середине XX в. стало очевидным, что аргументацию нельзя свести к формально-логическим связям между высказываниями, что привело к возникновению альтернативных логическому подходов к моделированию аргументации, одним из которых стал когнитивный.

Задача когнитивного моделирования аргументации заключается не в выявлении логической структуры текста, как прежде, а в репрезентации смысла текста , а инструментами анализа выступают когнитивные карты, семантические сети и пр. При этом сама аргументация, как и прежде, понимается в коммуникативном ключе, то есть как процесс или продукт коммуникативного взаимодействия. В этом смысле когнитивный подход является не альтернативой диалогическому, а одной из его разновидностей наряду с логическим, риторическим и диалектическим.

Другой случай когнитивного подхода к аргументации представляют собой концепции, в которых предлагается иное по сравнению с диалогическим понятие аргументации - как когнитивной, или умственной, деятельности. Первым, кто явно стал писать о когнитивном понятии аргументации, был Дейл Хэмпл. В начале 1980-х гг. в ряде статей он различил два «измерения» аргументации - публичное и приватное . Публичное измерение аргументации - это диалог, в котором можно выделить, как было замечено выше, межличностное взаимодействие и его продукт. В соответствии с этим различением мы получаем два понятия аргументации, о которых писал Дэниел О"Кифи, а именно «аргументацию как процесс» и «аргументацию как продукт» . К приватному же, или когнитивному, измерению аргументации

Хэмпл отнес производство аргументативного (персуазивного) сообщения говорящим и его восприятие слушающим. «Аргументацияо1, - пишет Хэмпл, - это внутренние мыслительные процессы (private thinking), которые предшествуют [и] следуют за... двумя публичными разновидностями [аргументации]» . Полноценная теория аргументации, согласно Хэмплу, должна включать в себя изучение всех трех разновидностей аргументации .

Хэмпл допускает существование разных вариантов когнитивного подхода к аргументации, которые можно расположить между двумя полярными его версиями - сильной и слабой. Слабая версия когнитивного подхода, хотя и признает значимость когнитивных аспектов аргументации, провозглашает самодостаточность ее публичного измерения, поскольку «производство и восприятие аргументации людьми направляется текстом» . По своей сути слабая версия не выходит за рамки диалогического подхода к изучению аргументации, так как рассматривает публичную аргументацию как самодостаточную, полагая, что когнитивные процессы изоморфны тексту. С точки зрения приверженцев слабой версии когнитивного подхода, «для всех практических и теоретических задач ситуация и текст - это все, что нам необходимо для объяснения аргументации.» . Сильная версия отождествляет аргументацию с процессом мышления и понимает ее как частный его случай. Следовательно, изучение аргументации предполагает «привлечение широкого спектра когнитивных явлений, таких, как восприятие, память, воображение, понимание, ассоциирование и т. д.» . Согласно сильной версии, содержание когнитивной деятельности, предшествующей публичной аргументации, по своей форме и структуре не схоже с ней, точно так же несхожи публичная аргументация и когнитивная деятельность, ею вызываемая.

В 2009 г. Владимир Брюшинкин предложил концепцию аргументации, которая, если использовать классификацию Хэмпла, располагается ближе к сильной версии когнитивного подхода. В ней аргументация понимается как «умственные действия субъекта убеждения, производимые на основе созданного им представления адресата и направленные на выработку системы аргументов, предъявление которых адресату призвано изменить систему убеждений последнего» . Данное определение аргументации раскрывает сразу несколько существенных характеристик рассматриваемой концепции. Во-первых, оно указывает на природу аргументации: как и в концепции Хэмпла, аргументация понимается как умственная деятельность. Во-вторых, согласно определению, аргументацией являются умственные действия субъекта убеждения. Как отмечалось выше, Хэмпл включает в понятие аргументации0 все когнитивные аспекты спора как среды аргументации: производство

1 «Аргументацияо» (а^ишеП:0) - термин, введенный Хэмплом для обозначения когнитивного понятия аргументации с целью подчеркнуть его фундаментальное значение для двух других понятий - «аргументации как процесса» и «аргументации как продукта», которые О"Кифи обозначил терминами «аргументация^ и «аргументацияг» соответственно .

персуазивного сообщения говорящим и его восприятие слушающим. В концепции Брюшинкина места слушателю не остается, поскольку в ней аргументация представляется как результат последовательных абстракций от реального диалога: первая абстракция - отвлечение от активности одной из его сторон, результатом которой становится убеждающее общение; вторая абстракция - отвлечение от пассивной стороны диалога (адресата) с последующей заменой на ее образ в сознании активной стороны (субъекта).

Далее определение указывает на цель того типа умственной деятельности субъекта, который называется аргументацией, - изменение системы убеждений адресата. Именно цель аргументации является критерием выделения ее из остальных видов когнитивной активности человека. Наконец, приведенное определение отвечает на вопрос о том, на основании чего субъект порождает набор аргументов. Учет особенностей устройства ума адресата есть необходимое условие успешности убеждения, поэтому при порождении набора аргументов субъект должен основываться на том образе адресата, который он сформировал на предварительном этапе аргументации.

Задачей исследователя аргументации, таким образом, становится экспликация умственной деятельности, предшествующей конкретному персуазивному сообщению. Эта задача решается посредством построения модели аргументации, инструментом которого выступает предложенный Брюшинкиным метод когнитивного картирования . Получающаяся в результате модель (когнитивная карта) позволяет выявить причины того, почему субъект производит конкретное сообщение. В принципе, основную цель исследования аргументации в рамках концепции Брюшинкина можно определить как попытку дать ответ на вопрос: «Почему субъект говорит то, что он говорит?» Таким же образом можно определить и цель аргументорики как дисциплины, исследующей аргументацию.

Производство сообщений.

Другой областью исследований, цель которой - ответ на вопрос «Почему люди говорят то, что они говорят?» - является сравнительно новая дисциплина, называемая «производством сообщений» (Message Production). Разрозненные исследования, задачей которых была «экспликация тех психологических процессов, которые лежат в основе производства сообщений в ходе [коммуникации]» , велись с середины 1970-х гг., но сама дисциплина оформилась лишь в 1997 г. после публикации сборника работ под редакцией Джона Грина .

Термин «производство сообщений», по версии Стивена Уилсона , был введен Барбарой О"Кифи и Джесси Делиа в статье Impression Formation and Message Production (1982), и именно с именем Джесси Делиа связана одна из первых влиятельных традиций в данной области исследований - «конструктивизм». Делиа и его коллеги изучали зависимость эффективности персуазивной коммуникации от умения адаптировать персуазивное сообщение под конкретного адресата. Согласно Делиа, убеждающее общение будет эффективным толь-

ко в том случае, если в качестве исходного его пункта субъект выберет такие «компоненты обоснования, которые согласуются с совокупным полем предиспозиций слушателя» . С точки зрения логического подхода это означает, что в качестве исходных посылок аргументации должны быть использованы суждения, принимающиеся адресатом как истинные. Поэтому любая попытка изменить систему убеждений подразумевает наличие у субъекта убеждения определенных знаний об адресате. Это, в свою очередь, говорит о том, что субъект должен уметь принимать позицию (take the perspective) адресата, то есть «для эффективной коммуникации необходимо наличие способности понимать, как другой человек видит обсуждаемую ситуацию, чтобы адаптировать сообщение к его системе взглядов (frame of reference)» . Таким образом, адаптированным под адресата будет такое персуазивное сообщение, которое в своей основе имеет предварительно сконструированный субъектом образ адресата.

Исследования, осуществленные Делиа и его коллегами и представленные в статьях , были направлены на поиск эмпирического подкрепления описанного выше подхода. Данные исследования проводились среди детей школьных возрастов, и в ходе каждого из них авторы проверяли конкретную гипотезу, касающуюся факторов, влияющих на производство адаптированного под адресата персуазивного сообщения. Согласно одной из гипотез, таким фактором выступает возраст субъекта: дети старших возрастов используют стратегии убеждения2, отражающие большую способность адаптации персуазивного сообщения к особенностям конкретного адресата. Иными словами, с возрастом формируется способность ставить себя на место другого человека, что ведет к повышению эффективности убеждающего общения. Другая гипотеза является прямым следствием упомянутого выше условия эффективности убеждения: если при попытке убедить некоторое лицо субъект убеждения формирует образ этого лица, то стратегии убеждения будут различаться в зависимости от того, насколько хорошо субъекту знаком (и знаком ли вообще) адресат. Результаты исследования показали, что при попытке убеждения знакомого адресата дети используют более простые стратегии, чем при убеждении незнакомого. Авторы связывают простоту используемой стратегии с предсказуемостью реакции , что также отражает способность субъекта убеждения формировать представление об адресате.

Если конструктивистский подход делает акцент на выборе стратегии убеждения, которая зависит от особенностей адресата и его связи с субъектом, то более поздние концепции производства сообщений фокусируют внимание на целях как главных источниках сообщений: «производство сообщений - это процесс, управляемый целями» .

p. 574 - 575], а значит, особенности сообщения зависят от преследуемых его автором целей. Пожалуй, самой известной концепцией такого рода является модель «Цели-планы-действие» (The Goals-Plans-Action Model, далее - GPA), разработанная Джеймсом Диллардом. Согласно этой концепции, производство сообщения может быть представлено «как последовательность, включающая три компонента» , вынесенных в ее название. Цели в модели GPA «определяются как будущее положение дел, которое индивид намерен достичь или сохранить» . Цели влекут за собой процесс планирования будущих действий, направленных на их достижение. Сами цели можно классифицировать, по крайней мере, по двум основаниям: характер цели и ее роль в производстве сообщения. Характер цели определяет коммуникативную функцию сообщения, коей может быть поиск информации, социальная поддержка, саморазоблачение, межличностное влияние и др. Каждый из этих типов цели, в свою очередь, также можно типологизировать. В частности, убеждение будет одним из типов межличностного влияния.

По роли, которую играют цели в производстве сообщения, их можно разделить на первичные и вторичные. Первичные цели выступают в качестве «мотивационной функции», то есть они инициируют сам процесс производства сообщения. Убеждение является по своей роли первичной целью. Преследуя первичную цель, субъект обычно учитывает то, что Диллард называет вторичными целями, «например, - пишет Диллард, - студент, который хочет подружиться с другим, может бояться отказа» . В зависимости от отношений между первичными и вторичными целями последствия воздействия последних на исходное сообщение могут серьезно варьироваться - от незначительной его модификации до полного подавления.

Работая в рамках той же традиции (которую принято называть традицией «множественных целей»), Хэмпл предлагает различать две стадии производства сообщений - изобретение (invention) и редактирование (editing). «Изобретение включает привлечение или выработку материалов, которые могут быть использованы в [сообщении], а процесс редактирования применяется для того, чтобы придать этим основаниям приемлемую форму» . Процесс редактирования сообщения как раз и предполагает учет вторичных целей, играющих в нем определяющую роль . Среди множества вторичных целей особое внимание Хэмпл уделяет вежливости, которая, по его мнению, является наиболее важным фактором, препятствующим произнесению исходного сообщения.

Связь между аргументорикой и производством сообщений.

Нетрудно увидеть, что существенные характеристики аргументо-рики имеют много общего с дисциплиной, именуемой производством сообщений. Предметом обеих дисциплин выступают когнитивные процессы, предшествующие появлению сообщения, а их задачей - экспликация данных процессов. В этом смысле обе, как отмечалось выше, пытаются ответить на вопрос: «Почему люди говорят то, что они гово-

рят?» Единственное бросающееся в глаза отличие - ограниченность области исследования аргументорики исключительно персуазивными сообщениями. Можно ли на этом основании говорить о том, что аргу-менторика является одной из узких областей исследования в рамках более общей - производства сообщений? На наш взгляд, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.

Показать, в чем состоит принципиальное отличие аргументорики от производства сообщений, позволит уточнение приведенного в предыдущем абзаце вопроса для каждой из рассматриваемых исследовательских дисциплин. Для этого рассмотрим, что пишут о производстве сообщений (в данном случае персуазивных) Хэмпл и Деллингер: «Процесс производства [сообщений] очевидно не публичен... [поскольку] многое остается скрытым в умах участников спора. Почему предлагается оправдание, а не извинение? Почему используется такое выражение, а не другое? Почему мысль высказывается в грубой форме, а не доброжелательной? Зачем оскорблять, а не быть максимально дипломатичным? Все это - вопросы, связанные с производством аргументации.» .

Данная цитата позволяет внести уточнения в тот вопрос, на который пытаются ответить исследователи в области производства сообщений. Уточненная формулировка будет звучать так: «Почему субъект сказал именно то, что он сказал, а не что-то другое?» Подобный подход к изучению происхождения сообщения выражается, в частности, в повышенном внимании исследователей к такому аспекту, как уклончивость формулировок.

Аргументорика, с другой стороны, не интересуется тем, почему нечто не было сказано. Исследователя аргументации должно интересовать то, какие особенности устройства психики адресата (с точки зрения субъекта) позволяют обеспечить эффективность убеждающего общения. Иными словами, задача метасубъекта аргументации (субъекта моделирования аргументации) состоит в том, чтобы выявить, почему субъект считает, что произведенное им персуазивное сообщение приведет к желаемому изменению в системе убеждений адресата, и как это изменение происходит. Поэтому вопрос, на который пытается ответить ар-гументорика, может быть сформулирован таким образом: «На чем с точки зрения субъекта основан персуазивный эффект сообщения?»

Работа выполнена в рамках проекта РФФИ № 12-06-00285а «Место и роль онто-логий в моделировании аргументации».

Список литературы

1. Баранов А. Н., Сергеев В. М. Естественноязыковая аргументация в логике практического рассуждения // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. М., 1988. С. 104 - 119.

2. Брюшинкин В. Н. Системная модель аргументации // Трансцендентальная антропология и логика: тр. междунар. семинара «Антропология с современной точки зрения» и VIII Кантовских чтений. Калининград, 2000. С. 133 - 155.

3. Брюшинкин В. Н. Когнитивный подход к аргументации // РАЦИО.га. Калининград, 2009. № 2. С. 3-22.

4. Брюшинкин В. Н. Когнитивные карты наборов аргументов // Модели рассуждений - 4: Аргументация и риторика. Калининград, 2011. С. 161-181.

5. Сергеев В. М. Структура политической аргументации в «Мелийском диалоге» Фукидида // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986. С. 49 - 63.

6. Brockriede W. Where is Argument? URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ ED102638.pdf (дата обращения: 12.06.2014).

7. Clark R.A., Delia J. G. The Development of Functional Persuasive Skills in Childhood and Early Adolescence / / Child Development. 1976. Vol. 47, № 4. P. 1008 - 1014.

8. Delia J. G. The Logic Fallacy, Cognitive Theory, and the Enthymeme: A Search for the Foundations of Reasoned Discourse // Quarterly Journal of Speech. 1970. Vol. 56, № 2. P. 140-148.

9. Delia J. G., Kline S. L., Burleson B. R. The Development of Persuasive Communication Strategies in Kindergarteners through Twelfth-Graders // Communication Monographs. 1979. Vol. 46, № 4. P. 241-256.

10. Dillard J. P. The Goals-Plans-Action Model of Interpersonal Influence. URL: http://commfaculty.fullerton.edu/ rgass/492T%20S2002/Dillard%20chapter.doc (дата обращения: 12.06.2014).

11. Hample D. The Cognitive Context of Argument // Western Journal of Speech Communication. 1981. Vol. 45, № 2. P. 148 - 158.

12. Hample D. A Third Perspective on Argument // Philosophy & Rhetoric. 1985. Vol. 18, № 1. P. 1-22.

13. Hample D. Argument Public and Private // Journal of the American Forensic Association. 1988. Vol. 25. P. 13 - 19.

14. Hample D., Dallinger J. M. Arguers as Editors // Argumentation. 1990. Vol. 4. 153-169.

15. Hample D. Arguing. Exchanging Reasons Face to Face. Mahwah (New Jersey), 2005.

16. Hample D. The Arguers // Informal Logic. 2007. Vol. 27, № 2. P. 163 - 178.

17. Message Production: Advances in Communication Theory. Routledge, 1997 (kindle ed.).

18. O"Keefe D. J. Two Concepts of Argument // Journal of the American Forensic Association. 1977. Vol. 13, № 3. P. 121 - 128.

19. Wilson S. R. Developing Theories of Persuasive Message Production: The Next Generation // Message Production: Advances in Communication Theory. Routledge, 1997 (kindle ed.).

Давид Васильевич Хизанишвили - ассист., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград.

E-mail: [email protected]

About the author

David Khizanishvili, Lecturer, Immanuel Kant Baltic Federal University.