Морфологический разбор деепричастия. Морфологический разбор деепричастий Логический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия. План разбора:

I. Часть речи (особая форма глагола - деепричастие ).

Вопрос (что делая? что сделав? ) Начальная форма (Варианты : неопределённая форма глагола / нет, так как деепричастие - неизменяемое слово).

II. Морфологические признаки:

Постоянные признаки:

а) вид : совершенный (выйдя — что сделав? ) / несовершенный (выходя — что делая?);

б) возвратность (по наличию суффикса -сь ): умывшись (возвратный) — умыв (невозвратный), умываясь (возвратный) — умывая (невозвратный);

в) переходность (переходные : съев хлеба, увидев море! непереходные : придя в гости, позвонив по телефону);

г) неизменяемая форма глагола (непостоянных признаков не имеет).

III. Синтаксическая роль (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом или одиночным деепричастием).

Альтернативный план разбора:

Морфологический разбор деепричастия. Примеры.

Вот что заявил он, вернувшись .
  1. Вернувшись — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «вернуться».
  2. Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Заявил (когда? что сделав?) вернувшись (обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием).
Я уже частенько, гуляя один в саду или в лесу, играл сам с собой в охоту.
  1. Гуляя — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола гуля(ют).
  2. Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Играл (когда? что делая?) гуляя один в саду или лесу (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Дима слушал, широко раскрыв глаза.
  1. Раскрыв — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «раскрыть».
  2. Морфологические признаки: П.п.: совершенный вид, невозвратное, переходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Слушала (как? что сделав?) широко раскрыв глаза (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Быстро спросил я, спеша воспользоваться такой подходящей минутой.
  1. Спеша — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «спеш(ат)».
  2. Морфологические признаки:П.п.: несовершенный вид, невозвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Спросил (почему? что делая?) спеша воспользоваться такой подходящей минутой (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).
Счастливо улыбаясь , ответила мне мама.
  1. Улыбаясь — деепричастие, т.к. обозначает добавочное действие, особая форма глагола «улыба(ют)ся».
  2. Морфологические признаки: П.п.: несовершенный вид, возвратное, непереходное. Н.п.: неизменяемое.
  3. Ответила (как? что делая?) счастливо улыбаясь (обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Конспект урока ««.

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Синтаксические особенности

Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!

Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.

Как сделать морфологический разбор деепричастия?

Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

План морфологического разбора деепричастия как части речи:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.

II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).

  • Вид (совершенный, несовершенный );
  • Возвратность (возвратное, невозвратное );
  • Переходность (переходное, непереходное );
  • Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Примеры морфологического разбора деепричастий

Накормив детей, мама пошла в магазин.

что сделав?

II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).

Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).

Радуясь , он приветствовал друга.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).

Морфемный разбор деепричастия

В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .

Примеры морфемного разбора деепричастий

Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), деепричастие характери-зуется в лингвистике по-разному.

Одни языковеды считают деепри-частия особой формой глагола, другие - само-стоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Деепричастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет в себе свойства глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым.

Деепричастие отвечает на вопросы что делая? что сделав? Возможны также вопросы как? почему? каким образом? когда? и др.

Уехав, дожидаясь, увидев.

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Уехав в деревню, дожидаясь выхода на сцену, увидев брата.

Основные признаки деепричастия

А) Общее грамматическое значение Примеры
Это обозначение добавочного действия, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого. Стоя у окна, он внимательно читал поданную ему записку.
Б) Морфологические признаки Примеры
Сочетание в одном слове признаков глагола и наречия.
Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов:
  • переходность,
  • возвратность.
  • Ср.: думать (несовершенный вид, невозвратное) - думая; подумать (совершенный вид, невозвратное) - подумав; задуматься (совершенный вид, возвратное) - задумавшись
    Деепричастия распространяются, как глаголы. Думать о матери - думая о матери; задуматься о будущем - задумавшись о будущем; поссориться с матерью - поссорившись с матерью. .
    Деепричастия имеют следующие признаки наречий :
  • деепричастия - неизменяемые слова;
  • Читая, прочитав, решив.
  • деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
  • Передав записку, он отошёл в сторону.
    В) Синтаксические признаки Примеры
    В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого.
    В предложении деепричастие и деепричастный оборот выполняют роль обстоятельства. [Когда?] Передав записку , он отошёл в сторону .

    2. Образование деепричастий - деепричастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов - -а, -я, -в, -вши, -ши :

    • деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я :

      молчать : молч -ат молча ;
      решать : реша -ют решая ;

    • деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши :

      замолчать : замолча -ть замолчав ;
      решить : реши -ть решив ;
      заняться : заня -ть -ся → занявши сь ;
      принести : принес -ти принесши .

    3. Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий. В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав? ), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

    Например: Даша слушала молча, часто закрывая глаза (Горбатов).

    Закрывая - деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза ).

    Молча - наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как? ; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие - слушала ).

    4. Морфологический разбор деепричастий:

    План разбора деепричастий

    I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
    II Начальная форма. Морфологические признаки:
    A Постоянные морфологические признаки:
    1 вид;
    2 возвратность.
    Б Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    III Роль в предложении (каким членом предложения является деепричастие в данном предложении).

    Он ушибся, упав с лошади (Тургенев).

    Упав

    1. Деепричастие, так как обозначает добавочное действие; отвечает на вопросы когда? что сделав?
    2. Н. ф. - упав . Морфологические признаки:
      А) Постоянные морфологические признаки:
      1) совершенный вид;
      2) невозвратное.
      Б) Непостоянные морфологические признаки (неизменяемое слово).
    3. Образует деепричастный оборот с формой существительного с лошади ; в предложении деепричастный оборот - обстоятельство времени.

    Термин «деепричастие» появился в XVII веке и составлен из двух частей (дее + причастие). Это называющая в предложении второстепенное добавочное действие. По грамматическим признакам оно очень похоже на наречие, потому что не изменяется. деепричастий заключается в указании только оно не имеет.

    Морфологический разбор деепричастия

    1.Назовите часть речи, укажите общее грамматическое значение.

    2. Перечислите морфологические признаки:

    Укажите начальную форму (неопределенная форма глагола);

    Возвратность;

    Переходность;

    Неизменяемость.

    3. Определите, какую синтаксическую роль в предложении выполняет.

    Обратите внимание!

    Порой бывает сложно различить причастия и деепричастия. Чтобы с этим справиться, нужно понять, что причастие, деепричастие и глагол являются глагольными формами, а значит, связаны со значением действия. Различить их помогут, прежде всего, вопросы. Спрягаемые формы глагола отвечают на следующие: «что делаю?», «что сделаю?», «что делал?», «что сделал?», «что делаешь?», «что сделаешь?» и другие. К деепричастию может быть задан вопрос «что делая?» или «что сделав?», а также смысловой, синтаксический, помогающий определить его роль в предложении: «как?», «когда?», «почему?». Например: Топают, взявшись за руки, вокруг костра (топают как?). Закончив выполнять упражнение, ребята подняли руки (подняли когда?). Заболев, я пошел в больницу (пошел когда?).

    К причастию можно задать вопрос «что делающий?», «что делавший?», «что сделавший?».

    Также при различении и причастий, и деепричастий помогают суффиксы:

    Деепричастие несовершенного вида образуется от основы глагола в настоящем времени несовершенного вида с помощью суффикса -а, (-я): читают - читая, живут - живя;

    Образуется от основы инфинитива совершенного вида с помощью суффикса -в, -вши, -ши: сделать - сделав, сделавши, упасть - упав, упавши.

    Кроме этого, выполняя морфологический разбор деепричастия, необходимо указать его (с постфиксом -ся, -сь) и невозвратное (безтакового).

    Одиночные деепричастия иногда теряют признаки глагола и переходят в В таком случае бывшие деепричастия уже не обозначают добавочное действие (они не заменяются глагольными формами, не отвечают на вопросы «что сделав?», «что делая?»), а только обозначают признак действия и отвечают на вопрос «как?». Например: Ребята молча слушали меня (слушали как? - молча, это наречие, а не деепричастие).

    Морфологический разбор выполняют обязательно в контексте, выписывая деепричастие вместе с глаголом, добавочное действие которого он означает.

    Письменный морфологический разбор деепричастия

    Пятак, звеня и подпрыгивая, покатился по дороге.

    Звеня (покатился)

    1. Звеня - деепр.

    2. Покатился (как? что делая?) звеня. Н.ф. - звенеть.

    3. (Как? что делая?) Звеня.

    Подпрыгивая (покатился)

    1. Подпрыгивая - деепр.

    2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Н.ф. - подпрыгивать.

    Морф. признаки: несов. в., невозвр., непер., неизм.

    3. (Как? что делая?) Подпрыгивая.

    Устный морфологический разбор деепричастия

    Звеня (покатился)

    1. Звеня - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

    2. Покатился (как? что делая?) звеня. Начальная форма - звенеть.

    Подпрыгивая (покатился)

    1. Подпрыгивая - деепричастие, обозначает второстепенное действие.

    2. Покатился (как? что делая?) подпрыгивая. Начальная форма - подпрыгивать.

    Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, непереходный, неизменяемая глагольная форма.

    3. В предложении выполняет синтаксическую роль обстоятельства.