Какой немецкий поэт написал трагедию эгмонт. Биография

Данное произведение рассказывает о событиях, которые происходят в Голландии много веков назад. Страной правит Маргарита. Ей не довольны простые жители, но это никак не мешает ей спокойно править. Ее политику поддерживает родной брат, который является королем Испании. Простой народ хочет новой власти и новой веры, о которой они услышали от жителей Германии. Большинство людей, которые относиться к простым лядинам, да и многие благородных кровей, хотят видеть у власти графа Эгмонта.

Но эти желания, никому не выгодны. Королева собрала совет, на нем она узнает о постоянных волнениях и недовольстве своего народа. В это время граф Эгмонт живет своей обычной жизнью и не подозревает, что его поджидает опасность.

Когда граф читал свою почту то, прочитав письмо своего друга, немного опечалился, но к совету друга всё равно не прислушался. А в данном письме его предупреждали, что над ним сгущаются тучи и это грозит опасностью. Но Эгмонт слишком справедлив, честен и открыт, поэтому ни о какой осторожности или смене своих убеждений и действий он и не подумал.

Вскоре к нему с визитом приходит один из его друзей и лично предупреждает о заговоре. Но Эгмонт просто послушал и пошел на свидание к своей любимой.

Ведь веря в честность и справедливость своего окружения, граф никак не мог предположить о том, что с ним может случиться трагедия. Чтобы отвлечься от печальных мыслей он идет к своей любимой Клэрхен. Они познакомились недавно но, чувствуя, что их любовь взаимна, он посещает ее все чаще и чаще.

Клэрхен граф увидел во время прогулки по городу, она ему очень понравилась. И он тут же навёл справки о происхождении и о точном адресе ее проживания. Девушка выросла в пристойной семье, но в бедной, ее мать уже нашла своей дочери приличного мужа, и поэтому совсем недовольна встречами графа с ее дочерью.

Вскоре к графу в имение приходит принц Оранский, он рассказывает о сложившейся ситуации в стране и советует Эгмонту отойти от дел и уехать прочь из города. В свое самое дальнее имение и не отвечать на провокации принца Альбы.

Эгмонт не принимает в серьез предостережения своего друга и не слушает его советов, остаётся в городе и занимается своими прежними делами. В это время в город приезжает принц Альба, Маргарита отрекается от престола и спасается бегством.

Принц Альба устанавливает новые законы в городе и во всей стране. Он запретил находиться большому количеству народа одновременно на улицах городов, кроме этого решил уничтожить всех своих врагов.

Самыми сильными и влиятельными врагами оказались принц Оранский и граф Эгмонт. С помощью коварного замысла и огромной власти, которую принц Альба подкрепил мощным войском, он вступил во владения данной страны.

Принц Оранский и граф Эгмонт не являются единомышленниками Альбы, и он решает их арестовать, так как кругом видит одни интриги и заговоры. Для этого данных смертников он приглашает к себе во дворец на ужин.

Принц Оранский не приходит на встречу, а Эгмонта после злополучной встречи заточили в темницу. Таков был коварный и хитро просчитанный план этого жестокого правителя.

Видя всю происходящую вокруг несправедливость и смуту. Сын нового правителя хочет спасти от казни Эгмонта. Но так как он является незаконнорожденным и не имеет такой власти как его отец. Помочь Эгмонту он не может, в итоге на следующий день назначен суд, а потом и казнь графа.

Граф до последней минуты верил в то, что его спасет или народ, которому он был так верен или принц Оранский. Но помощи не последовало, его возлюбленная бродила по улицам города и просила простолюдинов встать на помощь их графу, но никто не согласился.

Тогда она пошла к знатоку ядов и купила себе флакон смертельного средства, затем попросила близких заботиться о своей матери и выпила смертельную дозу яда. На следующий й день граф был казнен.

Данное произведение учит читателя тому, что если даже очень сильно любишь какого то человека, то из-за этого не стоит терять свои мысли убеждения и волю к свободе.

Картинка или рисунок Гёте - Эгмонт

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Рождественская сказка Салтыков-Щедрин

    На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации.

    Была сильная вьюга. В небольшом селе, застигнутая непогодой кибитка решила заночевать. Конвоир по имени Степан Гаврилов, ехавший на этом экипаже, описывает свою первую рабочую поездку.

о время пребывания в Италии Гёте завершил также рабо­ту над пьесой «Эгмонт», начатую еще в 1775 году. Первое из­дание «Эгмонта» вышло в 1788 году.

Трагедия «Эгмонт» является как бы последним отголоском штюрмерских настроений Гёте. Подобно «Гёцу фон Берлихин-гену», - это историческая драма, посвященная теме революции. В основу сюжета Гёте положил события периода борьбы Ни­дерландов за свою независимость от Испании (вторая полови­на XVI в.). Хотя герой трагедии лицо историческое, Гёте су­щественно изменил его облик. Исторический Эгмонт был ко времени изображаемых событий старым человеком, главой мно­годетной семьи. У Гёте он молод и не женат. Не только эти внешние обстоятельства, но и характер Эгмонта в трагедии иной, чем в действительности. Подлинный Эгмонт играл весь­ма двусмысленную роль во время борьбы Нидерландов за свою независимость. Он заигрывал с народом и одновременно старался выслужиться перед испанскими угнетателями его ро­дины.

В «Эгмонте» сюжет обладает почти такой же исторической широтой и масштабностью, как в «Гёце фон Берлихингене». С реалистическим мастерством, напоминающим метод Гёте в его первой исторической драме, поэт воссоздает картину больших событий, затрагивающих судьбы целого народа. В дейст­вии участвуют и значительные политические деятели, и пред­ставители разных общественных слоев. Герой оказывается в круговороте напряженной борьбы.

Как и в «Гёце фон Берлихингене», конфликт, связанный с отдаленным историческим прошлым, интересует Гёте не толь­ко сам по себе, но и в плане актуальных вопросов современно­сти. Гёте возвращается к проблеме революции и ищет ее реше­ния. Напомним, что произведение было закончено им за год до начала первой буржуазной революции во Франции. И если, как мы увидим, Гёте и не дал в своей драме последовательного революционного решения социально-политических вопросов, то все же глубоко показательно, что великий поэт остро ощущал, насколько назрела идея революции в современной ему Европе. Гёте стремится решить для себя и своих современников проб­лему отношения к революции. Эгмонт проходит в драме Гёте определенный путь развития, который мы сейчас проследим.

В какой-то мере политические взгляды Эгмонта выражают точку зрения самого Гёте. Мы слышим голос прежнего штюр-мера, ныне примирившегося с существующим порядком вещей, когда Эгмонт говорит, обращаясь к бунтующему народу: «Что до вас, граждане, то сохраняйте спокойствие, сдерживайте себя и других - вы и так на худом счету. Не раздражайте короля еще больше, ведь сила на его стороне. Каждый порядочный нидерландец, если он честно и усердно трудится, пользуется той мерой свободы, которая ему нужна».

Эгмонт занимает двойственную позицию. Он хочет мира, покоя, порядка, чтобы иметь возможность наслаждаться блага­ми жизни. Но он отнюдь не закрывает глаза на тяжелое поло­жение народа. Сочувствуя ему, он тем не менее хотел бы избе­жать войны и кровопролития. Жизнелюбивый и гуманный человек, он искренне хотел бы сделать что-нибудь для облегче­ния положения народа, но только не посредством насилия, которое претит ему.

Эгмонт - человек открытой и прямой натуры, он не политик и не хочет быть им. Белинский имел основания для критики героя, когда писал: «Вникните в характер Эгмонта, и вы уви­дите, что это лицо играет святыми чувствами, как предметом возвышенного духовного наслаждения, они, эти святые чувст­ва, вне его и не присущи его натуре». Под «святыми чувства­ми» Белинский подразумевает стремление к политической и социальной свободе. И действительно, эти стремления не полу­чили в душе Эгмонта развития. Он хочет и может наслаждать­ся жизнью даже тогда, когда весь народ стонет под игом гнета. Потребность в счастье, в радости, в наслаждениях столь вели ка в нем, что он не желает ждать того времени, когда блага жизни будут доступны всем. Несчастья народа наводят лишь легкую тень на его эпикурейскую жизнь. Эгмонт, несомненно, индивидуалист, более того, он эгоист. .

Чем же можно тогда объяснить любовь народа к Эгмонту? Тем, что Эгмонт являет собою известного рода социальный парадокс. В условиях, когда все люди придавлены к земле, не смеют распрямить спины, сказать прямо, что они думают, Эг­монт живет свободно, действует согласно своим желаниям, не считает нужным склонять свою гордую голову, открыто выра­жает свои мысли и чувства. Он человек, купивший эту внут­реннюю свободу ценой отказа от дум и забот о благосостоя­нии всего общества и народа. И поэтому, хотя он не печется о народном благе, народ видит в нем символ того, какими долж­ны быть все люди, когда свобода будет доступна для всех.

Нетрудно увидеть, насколько автобиографичны были эти мотивы для Гёте в веймарский период. Гёте сам в какой-то степени был таким свободным Эгмонтом, получившим возмож­ность всесторонне развивать богатые задатки своей натуры, когда он отказался от прямой борьбы против поработителей народа. Но быть таким, по мнению Гёте, вовсе не значит стать чуждым народу, как он это показывает на примере Эгмонта. Показать людям идеал свободного человека уже означает сде­лать что-то для народа, пробудить в нем стремление, чтобы все стали такими. В этом Гёте видел оправдание той позиции, кото­рую он занял после отказа от штюрмерского бунта.

Логика событий приводит к тому, что для Эгмонта оказы­вается невозможным остаться в стороне от борьбы. Испанские угнетатели Нидерландов видят для себя опасность в самом существовании такого человека, как Эгмонт, который презирает их и всем своим поведением подает пример неповиновения вла­стям. Эгмонта заключают в тюрьму. И тут народ не забывает о нем. Арестованный Эгмонт становится как бы знаменем для борющегося за свое освобождение народа. И сам Эгмонт пере­живает внутренний перелом. Он перерастает свой индивиду­ализм и приходит к пониманию того, что его судьба как чело­века оказывается неразрывно связанной с судьбой народа. Трагический конец Эгмонта показывает, что даже для отдель­ного индивида, поставленного в самые благоприятные условия, невозможна реальная свобода тогда, когда в обществе царят тирания и гнет. В свой предсмертный час Эгмонт осознал это, и если он уже не может бороться за свободу народа, то дол­жен хотя бы умереть как борец.

Объективный смысл трагедии состоит в том, что освобожде­ние личности неразрывно связано с освобождением всего общества, и трагедия «Эгмонт», по существу, оказывается одним из наиболее передовых произведений Гёте, имеющим револю­ционное значение.

В пьесе ясно звучит мысль о том, что стремление наро­да к свободе нельзя ни остановить, ни задушить. Предсмерт­ная речь Эгмонта: «Радостно отдайте свою жизнь за то, что вам всего дороже, - за вольность, за свободу! В чем вам при­мер сегодня подаю!» совсем не похожа на последние слова Гёца фон Берлихингена. Рыцарь с железной рукой умирал с горь­ким чувством, что свобода возможна только в смерти. Гётев-ский граф Эгмонт умирает с сознанием того, что на его место встанут другие борцы, которые будут сражаться за свободу народа.

Рядом с Эгмонтом в трагедии стоит замечательный образ девушки из народа Клерхен; в ней как бы воплощена душа народа. Любовь Клерхен к Эгмонту несет на себе печать на­родной любви к герою. Клерхен самоотверженно решает разде­лить судьбу своего любимого и умереть вместе с ним. Образ героини дышит эпическим величием и трагической возвышен­ностью.

Эпикурейцу и жизнелюбу Эгмонту в трагедии противопо­ставлен образ трезвого и по-пуритански аскетичного полити­ка - принца Вильгельма Оранского. Вильгельм Оранский - государственный деятель, все интересы которого сосредоточены в стремлении добиться независимости страны. Как политик, он привык считаться с обстоятельствами и приноравливаться к ним. Стремясь к освобождению своего народа, принц Оранский считает опасным в данных условиях действовать открыто и прямо. Он предпочитает окольные пути, дипломатию, полити­ческую хитрость, имеющую целью запутать противника; хотя цель, которую он себе ставит, в конечном счете благородна, однако он идет к ней окольными путями. В какой-то мере он унижает и подавляет в себе всё человеческое, отказываясь от всего личного во имя государственных задач.

Аскетическое самоотречение - даже во имя великого обще­народного дела - представляется Гёте противоречием по отно-" шению к самому принципу революции, которая совершается именно ради всестороннего освобождения человека. Но это не означает, что Гёте осуждает Вильгельма Оранского. Хотя ему близок и дорог жизнелюбивый Эгмонт со всем его отсутствием политического такта, он понимает, что у Вильгельму Оранского есть своя правда. Если он и не герой, то зато - практик, уме­ло добивающийся своей цели. Народу нужны и герои типа Эг­монта, и политики типа Вильгельма Оранского. Во всяком слу­чае, каждый из них по-своему служит прогрессу.

Враждебный лагерь представлен несколькими четко очер­ченными фигурами, среди которых выделяются «железный гер­цог» Альба и Маргарита Пармская. В этих образах воплощена вся жестокая непреклонность угнетателей народа, глухих к до­водам разума и требованиям справедливости.

В формальном отношении пьеса ближе к произведениям пе­риода «бури и натиска», чем к другим драмам веймарского периода. Как и «Гёц фон Берлихинген», трагедия написана в прозе, живым и красочным разговорным языком. Действие происходит то на улице, то во дворце, то в домах горожан; в нем участвуют люди различных сословий: испанская и нидер­ландская знать, бюргеры, простой народ. Особенно ярки на­родные сцены пьесы.

Жизнерадостность, вера в народ, любовь к свободе и опти­мистическая вера в возможность ее торжества, в то, что борь­ба не бесплодна, - эти стороны идейного содержания трагедии привлекли внимание великого композитора-революционера Бет­ховена, который написал вдохновенную музыку к гётевской трагедии.

«Эгмонт» свидетельствует о том, что ни о каком действи­тельном примирении Гёте с феодальным обществом говорить не приходится. Подспудно в душе поэта жила мечта о свободе, и он осознавал трагизм своего положения. В Германии кон­ца XVIII века передовые люди, подобные Гёте, сталкивались в одиночку с враждебной им средой господствующего класса. Они не чувствовали за собой непосредственной поддержки масс, подобно той, какую народ оказывал Эгмонту.

Предшествовавшим Нидерландской революции .

Эгмонт
нем. Egmont
Жанр пьеса
Автор Иоганн Гёте
Язык оригинала немецкий
Дата написания 1788
Дата первой публикации

Драма относится к классическому периоду у Гете и связана с эстетической системой «бури и натиска » . Работа над пьесой продолжалась более десяти лет . Классик русской драматургии А. Н. Островский считал эту пьесу знаменитой и выражал сожаление о том, что по цензурным соображениям она не была в своё время допущена на сцену .

«Эгмонт» с большим успехом шел на сцене Малого театра с 1888 года, в главных ролях играли Южин и Ермолова .

Исторические события

В 1559 году испанский военачальник граф Ламораль Эгмонт был назначен штатгальтером Фландрии и Артуа . В 1563 году вместе с Вильгельмом Оранским он протестовал против разгула инквизиции в Нидерландах, а в 1565 году Эгмонт возглавил делегацию фландрского дворянства, просившую милости при испанском дворе Будучи католиком и врагом иконоборцев , устроивших беспорядки в августе-октябре 1566 года, Эгмонт оставался сторонником короля Филиппа и католической церкви в борьбе с протестантами и восстаниями черни. Эгмонт рассчитывал на здравый смысл Филиппа, надеясь, что тот остановит разорение Нидерландов испанцами. В 1567 году прибывший в Брюссель и возглавивший «Кровавый совет » герцог Альба , которому Филипп поручил подавление ереси, вызвал Эгмонта и других знатных лиц якобы для совещания и арестовал их. В июне 1568 году, после победы, одержанной восставшими под командованием Людвига Оранского, Эгмонт и другие дворяне были публично обезглавлены на брюссельской Гранд-плас . Казнь спровоцировала восстание, переросшее в первый этап Нидерландской революции.

Главные герои

Сюжет

Клерхен - молодая девушка, которая с детства любит Эгмонта, живет с матерью. Их часто навещает Бракенбург - молодой человек, который беззаветно и безответно любит Клерхен. Мать Клерхен считает, что дочь должна выйти замуж за Бракенбурга, ей не нравятся отношения Клерхен и Эгмонта. Бракенбург - человек среднего достатка, добропорядочный бюргер, а Эгмонт - граф, полководец и любимый народом наместник. Однако у графа есть свои проблемы. Время тогда было мятежное, скоро со своими войсками должен был прибыть новый, кровожадный, наместник короля - герцог Альба. Об этом предупреждает Эгмонта принц Оранский. Он предлагает уехать в свою провинцию, однако Эгмонт отказывается. Предупреждение Оранского сбывается, и Альба арестовывает слишком независимого и заботящегося о народе графа, и приговаривает его к казни. Клерхен пытается собрать народ, но горожане не готовы бунтовать. Бракенбург приводит Клерхен к себе домой, и она решает, что если Эгмонту уже ничем нельзя помочь, то она выпьет яд и умрет вместе с ним. Тем временем к Эгмонту приходит Фердинанд, который признается, что считал его своим героем, но уже никак не может ему помочь. Эгмонт видит сон, в котором Клерхен увенчивает его лавровым венком победителя, и наутро выходит на казнь.

Образ Эгмонта

Гетевский Эгмонт соединяет исторический образ с художественным вымыслом, он мужествен и обаятелен, как и реальный Эгмонт. Но в отличие от сорокашестилетнего женатого отца одиннадцати детей, часто шедшего на компромисс с испанскими властями, персонаж трагедии - моложавый свободомыслящий и независимый герой-любовник. Ламораль Эгмонт оставался в Брюсселе, чтобы наладить отношения с наместником Альбой, гетевский Эгмонт остается, чтобы примкнуть к народу, частью которого является Клерхен и частью которого хочет быть он сам. Тема единства с народом звучит в финальном монологе, согласно требованию Гёте исполняемом под музыку.

Действие трагедии происходит в Нидерландах, в Брюсселе, в 1567-1568 гг., хотя в пьесе события этих лет разворачиваются в течение нескольких недель.

На городской площади горожане состязаются в стрельбе из лука, к ним присоединяется солдат из войска Эгмонта , он легко обыгрывает всех и угощает за свой счет вином. Из разговора горожан и солдата мы узнаем, что Нидерландами правит Маргарита Пармская, которая принимает решения с постоянной оглядкой на своего брата, короля Испании Филиппа. Народ же Фландрии любит и поддерживает своего наместника графа Эгмонта, славного полководца, не раз одерживавшего победы. К тому же он намного терпимее относится к проповедникам новой религии, которая проникает в страну из соседней Германии. Несмотря на все старания Маргариты Пармской, новая вера находит много сторонников среди простого населения, уставшего от гнета и поборов католических священников, от постоянных войн.

Во дворце Маргарита Пармская вместе со своим секретарем, Макиавелли, составляет отчет Филиппу о волнениях, происходящих во Фландрии, главным образом на религиозной почве. Чтобы принять решение о дальнейших действиях, она созвала совет, на который должны прибыть наместники нидерландских провинций.

В этом же городе, в скромном бюргерском доме живет девушка Клара со своей матерью. Время от времени к ним заходит сосед Бракенбург. Он явно влюблен в Клару, но та уже давно привыкла к его привязанности и воспринимает его, скорее, как брата. Недавно в ее жизни случились большие перемены, в их дом стал наведываться сам граф Эгмонт. Он заметил Клару, когда проезжал по их улице в сопровождении своих солдат и все приветствовали его. Когда Эгмонт неожиданно появился у них, девушка окончательно потеряла из-за него голову. Мать так надеялась, что ее Клэрхен выйдет замуж за добропорядочного Бракенбурга и будет счастлива, но теперь понимает, что не уберегла дочь, которая только и ждет, когда наступит вечер и появится ее герой, в котором теперь весь смысл ее жизни.

Граф Эгмонт занят вместе со своим секретарем разбором своей корреспонденции. Здесь и письма простых солдат с просьбой выплатить жалованье, и жалобы солдатских вдов на то, что им нечем кормить детей. Есть и жалобы на солдат, которые надругались над простой девушкой, дочерью трактирщика. Во всех случаях Эгмонт предлагает простое и справедливое решение. Из Испании пришло письмо графа Оливы. Достойный старец советует быть Эгмонту осторожнее. Его открытость и опрометчивые поступки не доведут до добра. Но для смелого полководца свобода и справедливость превыше всего, а потому ему трудно соблюдать осторожность.

Приходит принц Оранский, он сообщает, что из Испании во Фландрию направляется герцог Альба, известный своей «кровожадностью». Принц советует Эгмонту удалиться в свою провинцию и там укрепиться, сам он поступит именно так. Он также предупреждает графа, что в Брюсселе ему грозит гибель, но тот не верит ему. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, Эгмонт отправляется к своей любимой Клэрхен. Сегодня по просьбе девушки он пришел к ней в наряде рыцаря Золотого руна. Клэрхен счастлива, она искренне любит Эгмонта, и он отвечает ей тем же.

Тем временем Маргарита Пармская, узнавшая также о прибытии герцога Альбы, отрекается от престола и покидает страну. В Брюссель прибывает с войсками испанского короля Альба. Теперь, по его указу, запрещено горожанам собираться на улицах. Даже если двух людей заметят вместе, то сразу бросают в тюрьму за подстрекательство. Наместнику испанского короля повсюду мерещится заговор. Но главные его противники - это принц Оранский и граф Эгмонт. Он пригласил их в Куленбургский дворец, где приготовил им ловушку. После свидания с ним их арестуют его офицеры. Среди приближенных Альбы и его внебрачный сын Фердинанд. Молодой человек очарован Эгмонтом, его благородством и простотой в общении, его героизмом и смелостью, но он не в силах перечить планам своего отца. Незадолго до начала аудиенции гонец из Антверпена привозит письмо от принца Оранского, который под благовидным предлогом отказывается прибыть в Брюссель. Появляется Эгмонт, он спокоен. На все претензии Альбы по поводу волнений в Нидерландах он отвечает с учтивостью, но в то же время его суждения о происходящих событиях достаточно независимы. Граф заботится о благе своего народа, его независимости. Он предупреждает Альбу, что король идет по неверному пути, стремясь «втоптать в землю» людей, которые преданы ему, они же рассчитывают на его поддержку и защиту. Герцог не способен понять Эгмонта, он предъявляет ему приказ короля арестовать его, отбирает личное оружие графа, и стражники уводят его в тюрьму.

Узнав о судьбе своего любимого, Клэрхен не в силах оставаться дома. Она бросается на улицу и призывает горожан взять в руки оружие и освободить графа Эгмонта. Горожане лишь сочувственно смотрят на нее и в страхе расходятся. Бракенбург увлекает Клэрхен домой.

Граф Эгмонт, впервые в жизни утративший свободу, тяжело переживает свой арест. С одной стороны, вспоминая предостережения друзей, он чувствует, что смерть где-то совсем рядом, и он, безоружный, не в силах защитить себя. С другой стороны, в глубине души он надеется, что Оранский все же придет ему на выручку или народ сделает попытку освободить его.

Суд короля единогласно выносит Эгмонту приговор - смертная казнь. Узнает об этом и Клэрхен. Ее мучит мысль, что она не в силах помочь своему могущественному возлюбленному. Пришедший из города Бракенбург сообщает, что все улицы заполонили солдаты короля, а на рыночной площади возводят эшафот. Понимая, что Эгмонт неминуемо будет убит, Клэрхен выкрадывает у Бракенбурга яд, выпивает его, ложится в постель и умирает. Ее последняя просьба - это позаботиться о стареющей матери.

О решении королевского суда сообщает Эгмонту офицер Альбы. Графа обезглавят на рассвете. Вместе с офицером попрощаться с Эгмонтом пришел сын Альбы - Фердинанд. Оставшись с графом наедине, молодой человек признается, что всю свою жизнь он считал Эгмонта своим героем. И теперь ему горько осознавать, что он ничем не может помочь своему кумиру: отец все предусмотрел, не оставив никакой возможности для освобождения Эгмонта. Тогда граф просит Фердинанда позаботиться о Клэрхен.

Узник остается один, он засыпает, и во сне ему является Клэрхен, которая венчает его лавровым венком победителя. Проснувшись, граф ощупывает свою голову, но на ней ничего нет. Брезжит рассвет, раздаются звуки победной музыки, и Эгмонт направляется навстречу стражникам, пришедшим вести его на казнь.

Увертюра к трагедии Гёте

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

Из десяти бетховенских увертюр лишь некоторые, наиболее типичные для мышления Бетховена-симфониста, вошли в репертуар симфонических оркестров. Такие увертюры, как «Кориолан », «Леонора № 3 » и «Эгмонт» до сих пор остаются лучшими произведениями этого жанра.

В трагедии Гете «Эгмонт» многое привлекало Бетховена и было ему особенно близким.

Центральная идея всей музыкально-драматической композиции «Эгмонта» - борьба за свободу и радость ее достижения - концентрируются в увертюре.

Глубочайшая по внутреннему замыслу и драматической идее, целеустремленная в своем развитии, превосходно отшлифованная во всех деталях, эта увертюра представляет исключительное явление даже в творчестве Бетховена.

Движение направляющей мысли в увертюре - от мрака - к свету, от страдания - к радости аналогично развитию основной идеи в Пятой и Девятой симфониях.

Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы.

I - Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) - завязка драмы.

II - Быстрая часть (Allegro) -активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.

III - Кода (Allegro con brio) - триумф, торжество победы.

Два контрастных музыкальных образа, изложенные в медленном вступлении, воплощают непримиримо враждебные силы. Они - источник драматического развития и тематическая основа увертюры.

Первая тема выражает идею власти, угнетения, испанского владычества. Недаром в этой теме есть сходство с сарабандой (Старинный танец испанского происхождения, обычно скорбного или мрачно-величавого характера. Звучание сарабанды сопровождало наподобие похоронного марша торжественные траурные шествия, погребальные процессии) : тяжелая, мрачная поступь аккордов в больших длительностях при медленном темпе (размер 3/2), характерный синкопированный ритм, сурово-сдержанное звучание:

Вторая тема, построенная на имитационном перебрасывании звучащих, как эхо, интонаций вздоха, - выражение народного горя, страдания:

Вторичное проведение тем еще сильнее подчеркивает их контрастность. Правда, следующий эпизод в какой-то степени затушевывает остроту конфликта. Мягкая лирическая мелодия словно парит плавно и свободно. Но глухо доносятся удары баса - это отзвуки темы сарабанды, в них слышится скрытая угроза. И чем ниже спускается мелодия, тем угрюмее становится «стучащий» ритм сарабанды.

Итак, в медленном вступлении происходит показ основных движущих сил, выявляется их конфликт, завязывается узел драмы.

Развитие тем вступления продолжается в Allegro. Из секундовых интонаций второй темы вырастает тема главной партии. Ее широко и энергично проводят виолончели. Страстная и мужественная, она внутри себя таит противоречие: решительность мелодических ходов баса как бы наталкивается на противодействие верхних мелодических голосов с их скорбными интонациями, падающими, слабыми окончаниями:

В побочной партии вплотную соприкасаются обе темы вступления. В быстром темпе, в укороченных длительностях агрессивность первой становится более явной, в то время как вторая приобретает характер светлый и энергичный:

В целом Allegro охвачено стремительным движением, непрерывно нарастающая динамика скрадывает грани отдельных разделов формы. В результате - экспозиция, разработка, реприза оказываются накрепко слиты. (Немаловажен при этом тональный план сонатного allegro. Закономерная для разработки тональная неустойчивость не получает в репризе требуемого разрешения и утверждения основной тональности. В репризе побочная партия проходит в Des-dur, который для f-moll как главной тональности является субдоминантой (тональностью VI ступени). Разрешение тонального конфликта, как и всех остальных, сдвинуто в коду.) Трагическая кульминация, очевидно, совпадающая с моментом гибели героя, отнесена в конец репризы.

В кульминационном эпизоде троекратно сопоставляются обе темы. С каждым проведением «испанская» тема звучит все жестче, наступательная сила ее делается все увереннее; чем больше крепнет она, тем бессильнее никнут скорбные интонации второй темы. Внезапно все обрывается, наступает долгое молчание:

По оптимистической идейной концепции Гёте, гибель героя несет народу свободу. В этом смысле идейно-композиционное значение коды увертюры подобно финалу Пятой симфонии. Действительно, завершающая трагедию кода вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободы. Блеск оркестрового звучания, ослепительный свет, излучаемый фанфарными темами, мощное утверждение мажорной тоники (F-dur) сообщают заключительному построению увертюры характер триумфальности, праздничного великолепия:

Идейная значительность образов, удивительная собранность и совершенство формы поднимают увертюру к «Эгмонту» на уровень симфоний, от которых она отличается лишь новизной жанра.