Как выучить словарные слова легко и с удовольствием? Как запомнить словарные слова? Как выучить словарные слова за 5 минут.

Вот слова словарные –
Трудные, коварные.
Без проверочной родни
В словаре живут одни.


Волшебные способы запоминания словарных слов становятся увлекательной игрой и совместным творчеством для родителей и детей.
  • Записываем слова, выделяя цветом опасные места, и подбираем иллюстрацию, находим, если нужно лексическое толкование;
  • Группируем слова, например, по темам или по начальной букве алфавита .
  • Рисуем подсказки к трудным буквам.


Плакат с картинками к словарным словам 1-2 класс
Ирина Ландо в своих супер книгах "Один класс за один день" показывает, как можно нарисовать букву, которую трудно запомнить.



У замечательного педагога nataliigromaster целый проект на эту тему - интересно понаблюдать, чем закончится. Дети вставляют пропущенные буквы с готовых карточках с картинкой и словами, а потом играют в разные игры с этими карточками.
Можно воспользоваться готовыми карточками, а можно и самим рисовать с удовольствием, тем более, что списки словарных слов в разных учебниках отличаются.

карточки с картинками на 76 слов
карточки на 36 слов (1 класс)

  • С помощью смыслового крестика. Например:

Л м

чЕмОдан

Т р

О е

  • С помощью созвучий. Созвучные-похожие по произношению слова помогают запомнить словарные. Например:
мАндАрин- нам нужно запомнить мА и дА- подбираем слова с такими же слогами, только с ударными гласными: мАма дАрит мАндАрин.
  • Ассоциативный метод Агеевой И. Д. со стишками- запоминалками и кроссвордами Мне очень нравится обобщенный способ запоминания групп слов:
  1. разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от “опасного места” – буквы, в написании которой можно ошибиться;
  2. составление из этих слов небольшого связного текста;
  3. придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку;
  4. рисунок к своему рассказу.
  • Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.(moya-pamyat.ru)
    Модель:
    Ассоциативная связь может быть по:
    — цвету;
    — месту расположения;
    — форме;
    — звучанию;
    — действию;
    — вкусу;
    — материалу;
    — назначению;
    — количеству
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза — по цвету _бЕлая
* береза — кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:
б_Е.реза — б_Е.лая,
— гр_Е.бень (_Е.)

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета — бум_А.га,
к_А.рман — дыр_А.,
д_И.рект_О.р — кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт — н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод — труб_А.,
к_О.рабль — в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й — б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь — л_А.па,
к_А.пуста — з_А.яц
к_А.рандаш — гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака — хв_О.ст

мы с воспитанником рисуем вот такие карточки и собираем их в конверт

Чтобы картинки не просто на время привлекли внимание ребёнка, а в старших классах забылись, необходимы орфографические упражнения. Так, х орошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом Полиной Соломоновной Жедек. В полезной для родителей статье " - по странице заданий на каждое слово.
На этом сайте можно найти по алфавитному поиску забавные стихи на каждое слово.
Результат обширного проекта "Атлас словарных слов" - коллекция подходов к изучению словарных слов.
забавный онлайн- тренажёр
онлайн-тренажёр

Памятка ученику:
При чтении книг научись выделять все незнакомые слова и мысленно представлять написание каждого такого слова. Для этого просто останавливайся на неизвестном тебе с точки зрения написания слове и представляй его написанным, например, на школьной доске, в тетради или на стекле.

Правильное написание словарных слов — один из критериев грамотности. Статья адресована родителям и содержит описание этапов работы с детьми дома.

Множество слов русского языка не подчиняется правилам орфографии. Это словарные слова, написание которых следует запоминать.

Один из разделов обязательного экзамена по русскому языку по итогам обучения в 9 классе содержит задание на правописание словарных слов. Словарные слова помогают детям осваивать письменную речь. Однако для некоторых детей они становятся друзьями, а для других — врагами, доставляя сплошные хлопоты. Практика показывает, что далеко не каждому ребенку удается быстро запоминать написание словарных слов и долго удерживать полученные знания в памяти. Иногда приходится наблюдать, как ребенок честно заучивает их, успешно пишет словарные диктанты в классе, а вот в проверочных диктантах допускает в этих словах ошибки. Взрослые иногда недоумевают: «Как же так, ты же учил, писал их правильно?» А дело в том, что в тексте диктанта ребенок не узнал эти слова, не смог сосредоточиться на их правописании.

У каждого человека имеется свой словарный запас. Чем выше уровень речевого развития, тем объемнее словарь.

Среди словарных слов много таких, которые не часто используются в устной речи ребенка, а, значит, просто отсутствуют в его активном словаре. Именно эти слова тяжелее всего запоминает ребенок.

В школе уделяется большое внимание изучению словарных слов. Однако практика показывает, что при написании словарных слов дети часто допускают ошибки. Можно ли научить ребенка запоминать словарные слова?

Опыт показывает, что систематическая работа приносит успех. Существует множество упражнений, способствующих запоминанию словарных слов. Важно понимать, что запоминание словарных слов — кропотливая работа ребенка и взрослого.

Тренировочные упражнения для работы дома

  1. Основное правило — максимальное использование помощников . Важно соединить работу глаз, ушей, языка и руки. Прежде чем познакомить ребенка с графическим образом слова, необходимо уточнить его значение с помощью наглядности (картинки или конкретного предмета).
  2. Проговариваем слово по слогам, выделяя опасные места . Показываем написание слова. Желательно записывать слова на отдельные карточки, крупными буквами. Образец записывается взрослым. Ребенок под контролем взрослого читает слово, повторяет, запоминает. Взрослый закрывает образец. Ребенок записывает слово на карточку, затем проверяет написание по образцу. Использовать желательно именно карточки, а не тетради. На карточке располагается одно слово, а не как в тетради — несколько и рядом. Работа именно с карточками помогает ребенку научиться вспоминать заученное ранее слово. Если при записи на карточку допущена ошибка, возвращаемся назад. Читаем образец, несколько раз проговариваем, убираем образец, слово записывается на карточку.
  3. Составляем словосочетания с данным словом и предложения, чтобы закрепить значение слова и варианты его изменения. Очень может быть, что ранее ребенку слово было незнакомо. В таком случае варианты словосочетаний и предложений озвучиваются вначале взрослым, а только потом ребенком. Взрослый человек должен дать образец использования слова в речи. Карточку с новым словом откладываем отдельно и через некоторое время уточняем, запомнил ли ребенок его значение и способы употребления. Даже если слово ребенку знакомо, тренировка в его употреблении поможет ребенку сконцентрировать внимание на единстве смыслового значения слова и его графического образа.
  4. Прочитываем слово по слогам в соответствии с его написанием. Ребенку необходимо несколько раз прочитать слово вслух, выделяя голосом те части слова, которые пишутся не так, как произносятся.
  5. Предлагаем ребенку внимательно посмотреть на слово, запомнить его графический образ (написание) и, перевернув образец (карточку), записать его самостоятельно. Лучше, если первоначально ребенок будет записывать слово печатными буквами. Они не нуждаются в соединении. Каждую букву легче ощутить.
  6. На обратной стороне карточки предлагаем ребенку нарисовать картинку, которая поможет ему вспомнить не только значение слова, но и его написание. Если ребенку это сделать самостоятельно трудно, рисуем вместе с ним. Вместе — не означает за него. Ребенок обязательно должен поучаствовать. Иначе картинка будет не его, и не поможет при запоминании. Можно найти готовую картинку и дать возможность ребенку ее вырезать и приклеить.
  7. Проверяем, запомнил ли ребенок написание: показываем картинку и предлагаем записать слово. Если результат положительный, переходим к следующему слову.
  8. Запоминание — сложный мыслительный процесс. Следует помнить, что нельзя слишком увлекаться — не стоит брать сразу много слов. Начинать целесообразно с 1 — 2, постепенно увеличивая количество до 5. Важно ежедневно возвращаться к изученным словам, контролируя прочность запоминания.
  9. По мере накопления карточек предлагаем ребенку различные способы классификации. Например, по сходству написания частей слова, которые пишутся не так, как произносятся (город, воробей, корова); по количеству слогов в слове (молоко, огород, ворона); по месту ударения и т. д. Подобные варианты классификации каждый раз заставляют ребенка анализировать написание слова с разных позиций, а, значит, помогают удерживать их графический образ в памяти.
  10. Нельзя заставлять ребенка многократно писать одно и то же слово, мол, сто раз напишет и запомнит. Подобная методика провоцирует закрепление ошибочного написания. Практика показывает, что после нескольких правильных вариантов ребенок допускает ошибки. Внимание притупляется, а рука и глаз воспроизводят не образец, а ошибки.
  11. Не обязательно каждый день предлагать ребенку писать в тетради словарные слова. Лучше чередовать различные виды деятельности в зависимости от нагрузки (от объема домашнего задания, занятости ребенка в конкретный день в кружках или секциях) и самочувствия. Можно предлагать повторить слова и проговорить их написание, записать в воздухе, на руке (спине) взрослого пальцем, выгнуть из проволоки или выложить из шнура и т. д.
  12. Многим детям трудно узнавать образ слова, в котором пропущены буквы. Предлагаем ребенку записать несколько словарных слов в столбик. Затем фломастером ребенок заштриховывает заданные буквы. Например, все буквы а . Далее предлагаем прочитать записанные слова. На следующем этапе ребенок заштриховывает уже 2 буквы (а, о ). Затем прочитывает слова и вставляет буквы. Начинать лучше с гласных, увеличивая их количество до 3 — 5. Игра «узнай слово » помогает научиться вспоминать графический образ слов. Начинаем с простых заданий, ребенку предлагается узнать слово с одной отсутствующей буквой: горо_ . Постепенно повышаем уровень сложности: г_р_д , г_ _ _ д , г_ _ _ _ . Используем, соответственно, изученные словарные слова.
  13. Интерес у детей вызывает задание связать несколько словарных слов в смысловую цепочку — составить шуточный текст. Сначала ребенок проговаривает слова в соответствии с их написанием, затем составляет шуточный рассказ. Например, даны слова: город, воробей, магазин, береза, ворона, огород, деревня, картофель, молоко . Ребенок составил такой текст: «Воробей в городе купил молоко и пил его на березе. Ворона в деревне сажала картофель в огороде ». Через некоторое время предлагается ребенку вспомнить составленный рассказ и записать словарные слова.
  14. Часто дети запоминают словарные слова в начальной форме, так как они даны в словаре учебника. При написании же различных форм слова или однокоренных слов в предложениях и текстах допускают ошибки. Чтобы закреплять получаемые знания, ребенок должен тренироваться в изменении словарных слов (огород, на огороде, за огородами ), в образовании цепочки однокоренных слов (город, городской, пригородный ), в написании словосочетаний со словарными словами (маленький воробей ), словосочетаний из словарных слов (городской воробей ), предложений со словарными словами. Такая работа делает запоминание более эффективным. Ребенок будет готов узнавать изученные слова в тексте диктанта.
  15. При выполнении домашнего задания по русскому языку необходимо обращать внимание ребенка на изученные словарные слова, если они встречаются в текстах.
  16. Обычно словарные слова изучаются не в алфавитном порядке. Предлагаем ребенку расположить 5 — 7 словарных слов в алфавитном порядке и записать (проговорить) их.

Тренировочных упражнений множество. Важно выбирать такие, которые помогают ребенку.

Занимаясь дома, необходимо помнить о том, что занятия должны идти во благо, нельзя перегружать ребенка. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Нельзя видеть в ошибках ребенка трагедию. Нельзя сравнивать свои успехи в школе с неудачами ребенка. Обучение — это работа и ребенка, и взрослого. А, значит, в наших силах сделать словарные слова помощниками ребенка, а не врагами.

Ручаюсь, большинство взрослых уже и забыло, что такое словарные слова и как они когда-то получали двойки за которую же по счету ошибку в слове пАльто . Хотя даже хорошо образованный человек с высшим образованием (а то и не одним) нет-нет да и споткнется о коварное слово вИнЕгрет .

То ли дело малыши-младшеклассники. Для них сейчас словарные слова – самая главная головная боль. Ну, может быть, на втором месте после таблицы умножения. Но таблицу-то заучить гораздо проще, чем вызубрить орфографический словарь.

Да и старшеклассникам порой не сладко со словами вроде иММунитет и дИсквАлИфикация . О том, как им помочь выучить сложные орфограммы, и написана эта статья.

Раз уж словарные слова русского языка такая большая проблема для школьников, мы предлагаем несколько рекомендаций и способов, как ее решить. А вы, родители, мотайте на ус – будете помогать детям.

Что такое словарные слова?

Словарными называют слова, написание некоторых букв в которых нельзя проверить по правилам. Или такие правила есть, но, например, подобрать проверочное слово сложно (оно устарело, не относиться к литературному языку и т.п.) К ним относятся и исконно русские слова, и всякие заимствования из других языков. С последними особенно сложно. Вот как можно объяснить, почему в слове жЮри буква Ю, а не У? Никак, только запомнить.

Все словарные слова можно условно разбить на группы:

  • слова с непроверяемой гласной буквой (абажур, идиома, луноход );
  • слова с удвоенной согласной (иллюзия, колонна, килограмм );
  • слова с непроизносимыми согласными (агентство, здравствуйте, явственный );
  • слова с разделительным твердым знаком (инъекция, адъютант, конъюнктивит );
  • слова с приставками пре/при (прЕзреть сравните с прИзреть );
  • слова с дефисным написанием (подобру-поздорову, иван-чай, ва-банк );
  • слова с раздельным написанием (в обтяжку, за пазухой, на глаз );
  • слова со слитным написанием (набело, вдребезги, сбоку );
  • и некоторые другие случаи.

Заучить правописание словарных слов не зазорно не только школьникам, но и взрослым. Чтобы реже приходилось лазить в орфографический словарь за подсказками. Как это сделать быстрее и эффективнее?

Как будем учить словарные слова?

В следующем разделе мы подробно рассмотрим различные методики запоминания. А пока оговорим общие моменты.

Итак, чтобы выучить как можно больше словарных слов, нужно составить список для запоминания. Например, использовать алфавитный указатель. Есть немало методических пособий, где собраны списки слов, которые школьникам полагается усвоить в каждом классе. Малышам, например, положено запомнить порядка 200 слов.

Учить лучше понемногу, но каждый день. Даже 15 минут занятий ежедневно – это гораздо больше, чем ничего. Тут действует тот же принцип, что и при изучении иностранных языков. Регулярность – одна из значимых составляющих успеха.

Еще стоит завести собственный орфографический словарик, куда ребенок будет выписывать сложные слова, которые в данный момент учит. Сделать можно так: взять обычную ученическую тетрадку, разрезать ее пополам – вот и готов словарик. Такой «полтетрадкой» пользоваться проще, чем целой. Она занимает меньше места в сумке. Кроме того, на разделенную пополам страничку помещается меньше слов – как раз столько, чтобы удобно было повторить за раз.

Учим слова – алгоритм:

  • пусть ребенок прочитает словарное слово вслух по слогам;
  • объясните ему значение слова или вместе загляните в толковый словарь;
  • обозначьте в слове ударение, а орфограмму подчеркните или выделите другим цветом (ручкой, маркером, цветным карандашом);
  • запишите к этому слову несколько однокоренных слов, составьте словосочетание или предложение, можно использовать антонимы и синонимы для создания ассоциативных цепочек;
  • перенесите слово в самодельный словарик;
  • попробуйте один или несколько способов запоминания.

О том, что это за способы, пойдет речь ниже.

Способы запомнить словарные слова

Таких способов несколько и многие из них основаны на ассоциациях. Старшеклассники справятся с задачей и сами. Но малышам может потребоваться помощь родителей. Найдите в своем графике время на совместные занятия с ребенком. Ваше участие поможет ему быстрее и легче усвоить русские словарные слова. А кроме этого, такая совместная деятельность очень сближает и укрепляет семью.

Способ 1 – пишем рассказ : можно взять несколько словарных слов и написать коротенький рассказик буквально в несколько предложений.

Слова могут быть объединены одной темой: «Мы купили бИлет на бАлет, наши места на бАлконе. Чтобы лучше видеть сцену, взяли с собой бИнокль».

Или это могут быть слова с одинаковой орфограммой. Можно сочинить рассказик, в котором бы «Атлет на Арене ел Апельсин».

Главное, чтобы ребенок сам участвовал в сочинении. История не обязана быть очень складной или особенно логичной – главное, чтобы в результате получился запоминающийся образ. Достаточно живой, чтобы остаться в памяти надолго – а вместе с ним запомнятся и сложные слова.

Способ 2 – рисуем картинки : можно, конечно, найти готовые карточки со словами в интернете, но сделать такие самостоятельно гораздо эффективнее.

Придумайте вместе с ребенком яркий и запоминающийся образ для сложного слова и нарисуйте его вместе. Обязательно отразите те буквы, правописание которых сложно запомнить, на своей картинке.

Например, бЕгЕмота можно изобразить сидящим на хвосте – тогда его ноги и туловище образуют букву Е. Или букву можно вписать в рисунок: нарисовать большой Орех и обвести его буквой О.

Кстати, если в слове несколько орфограмм, последовательно нанесите на рисунок их все: так Е, О и И в слове вЕлОсИпед можно изобразить в виде руля, колеса и рамы.

Этот метод хорош для существительных, которые приходится запоминать ученикам младших классов. Для абстрактных понятий он годится мало.

Способ 3 – склоняем словарное слово : надо просто записать слово со сложной орфограммой во всех падежах.

И.п. горизонт

Р.п. горизонта

Д.п. горизонту

В.п. горизонт

Т.п. горизонтом

П.п. (о) горизонте

Такая практика, использующая моторную память, помогает усвоить правописание.

Способ 4 – придумываем ассоциации : вот этот путь как раз хорош для абстрактных понятий. Запоминание таким способом похоже на заучивание иностранных слов. Наверное, поэтому старшеклассники и взрослые предпочитают именно его.

Ассоциативные цепочки можно строить на звуковом подобии. То есть подбирать такие слова, где аналогичная орфограмма стоит под ударением. И которые при этом еще и похоже звучат. К примеру, запомнить, что очевидец «оче нь ви дит», а макияж «ма ма наносит ки стью».

Образ на основе ассоциаций должен быть достаточно ярким и логичным, можно смешным. Проверяемая гласная должна быть в ударном положении, непроизносимая согласная – четко слышима и т.д. Чтобы запомнить правописание слова коньки , можно представить «коня на конь ках». А для слова честно заучить, что «поступать честно надо ради чест и».

Кстати, можно комбинировать несколько методов для более эффективного запоминания. Особенно таких слов, где собрались вместе сразу несколько орфограмм. Так, можно придумать основанный на ассоциациях образ, зарисовать его и обозначить непроверяемую букву на картинке. Возьмем слово штукатур : представьте, что «у штукатура есть смешная штука , а еще он тур ист». Нарисуйте человечка со щеткой, похожей на букву Ш. А сам он пусть стоит, широко расставив ноги, и будет похож на букву А.

Способ 5 – используем стикеры : этот метод можно рассматривать как завершающий этап после всех предыдущих способов.

Предположим, вы вместе с ребенком нарисовали веселые картинки для словарных слов. Теперь вырежьте их и развесьте в разных местах по всему дому. И в комнате ребенка (можно над письменным столом), и в ванной – пускай любуется, пока чистит зубы. И даже, не смейтесь, в туалете. А что, пускай время не пропадает зря.

Придумали яркий образ, сочинили основанный на ассоциациях рассказик, выписали словарное слово в свой самодельный словарик – и заодно сделали записку с этим словом на стикере. Чем чаще слова будут попадаться на глаза в разных не учебных ситуациях, тем быстрее запомнятся.

Подведем итог

Принято жаловаться на то, что иностранные языки учить сложно. Но подумайте о том, как сложно учить русский язык. Мы, взрослые, редко задумываемся об этом. А ведь сами прошли тот нелегкий путь, которым сейчас идут наши дети.

В наших силах помочь им и облегчить для них процесс запоминания слов с трудными орфограммами. Если превратить его в игру для малышей и увлекательную задачку для старшеклассников, он станет значительно легче.

Подходите творчески к тем способам, которые мы вам предложили. Нет строгих правил для заучивания словарных слов. Только маленькие хитрости, которые кто-то однажды придумал, опробовал и рассказал о них другим. Вот и вы тоже расскажите об этой статье своим друзьям в социальных сетях. А нам в комментариях – какими способами пользуются ваши дети.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов

Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти


Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.

Вы узнаете:

  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в словарных словах перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы- Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе —

КГБОУ “Бийский лицей-интернат Алтайского края»

Тема исследования

«Как запоминать словарные слова?»

Исследовательский проект выполнила ученица 4 В класса КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края Гренадерова Екатерина

Руководитель работы

Вера Юрьевна Гренадерова,

учитель начальных классов

2015-2016 учебный год

Бийск

1. Введение. 2

2. Теоретическая часть. 4

Словарные слова на уроках русского языка. Приемы запоминания словарных слов.

3. Практическая часть. 6

Анкетирование учащихся 3 классов.

Проведение эксперимента «Запоминание словарных слов».

Начало работы над составлением сборника словарных слов.

4. Выводы. 8

5. Список информационных источников. 8

6. Приложение. 9

Русский народ создал русский язык,

яркий, как радуга после весеннего ливня,

меткий, как стрелы, певучий и богатый,

задушевный, как песня над колыбелью.

А.Н.Толстой

1.Введение

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. Словарные слова, как и таблицу умножения, я учу наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. При запоминании словарных слов я использовала механическую память, повторяя слово несколько раз. Но однажды я задумалась, как запоминать словарные слова быстро и увлекательно.

2. Тема: Как запоминать словарные слова.

3. Цель исследования: найти приёмы, которые помогут запоминать словарные слова.

4. Задача первая: убедиться в необходимости поиска приемов запоминая словарных слов;

вторая: использовать приемы запоминания словарных слов;

третья: начать сбор материалов для создания словаря словарных слов для детей.

5. Гипотеза: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным;

6. Актуальность работы: состоит в том, что многие дети испытывают трудности при запоминании словарных слов. Поэтому необходимо найти приёмы, которые помогут детям и мне самой запоминать словарные слова, чтобы сохранить свою работу я решила начать составлять свой сборник словарных слов, доступный и понятный детям.

7. Практическая значимость: помощь детям в запоминании слов.

8. Методы исследования:

изучение соответствующих литературных источников и интернет ресурсов;

проведение анкетирования среди учащихся 3 классов;

проведение эксперимента среди учащихся 2 классов;

обработка собранных материалов;

сбор слов для сборника словарных слов.

11. Характеристика работы. Моя работа носит как теоретический, так и исследовательский характер, потому что я не только изучала литературные источники, но и провела эксперимент, чтобы убедится, что приёмы помогают запоминать слова.

12. Обзор используемой литературы и других источников

Информации очень мало. Толковые и орфографические словари не могут помочь в этой работе. Они дают материал только для запоминания слов через многочисленные повторы одного слова. Я же искала приемы, которые ускорили бы запоминание слов.

Интересным, с моей точки зрения, оказался словарь «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой с яркими, веселыми картинками, стихотворениями, загадками, скороговорками, ребусами, пословицами и поговорка, который помог мне легко запомнить верное написание словарных слов и повысить мою грамотность.

С интернет – ресурсами дела обстоят не лучше. Интернет, конечно, более доступен, но на разных сайт, предлагают одни и те же приемы для запоминания слов.

Именно поэтому я решила заняться созданием своего сборника словарных слов.

Теоретическая часть

Современные школьники считают язык сложнейшей из наук, потому что не могут выучить многочисленные правила и столь же многочисленные исключения из них, не могут запомнить написание словарных слов. Может показаться, что исключений из правил и словарных слов гораздо больше, чем написаний, регулируемых орфографическими правилами. Словарные слова составляют огромный толстый словарь. И все их надо знать наизусть. Их необходимо учить и постоянно повторять, часто возвращаясь к одному и тому же слову.

Школьникам трудно заучивать наизусть написания, которые не поддаются логике. Из урока в урок, повторяют ученики уже известные словарные слова и учат новые. Работа по правописанию словарных слов – сложная и кропотливая.

При первоначальном знакомстве со словом проводится основательная работа:

    читаем слово, проговариваем его по слогам;

    объясняем его значение (если не знаем значение слова, обращаемся к толковому словарю);

    ставим ударение, выделяем другим цветом трудную букву, делим слова на слоги и на слоги для переноса;

    подбираем однокоренные слова, составляем словосочетания, предложения с этим словом, подбираем синонимы, антонимы, загадки, поговорки, стихотворения с данным словом;

    записываем слова в орфографический словарик.

Эта стандартный работа со словом, которая помогает его запомнить Так разбираются словарные слова и в моей школе, но этого часто для меня было недостаточно.

Для своей работы я выделила пункт 4, который предполагает поиск приёмов запоминания словарных слов. Я нашла несколько приёмов, которые помогли мне запомнить словарные слова.

1. М немонический метод - ассоциативное запоминание слов.

Написание слова нужно связать с ярким образом, который вспоминается при написании данного словарного слова. Образ помогает быстро и легко запомнить слово. Образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком: по цвету, форме, месту расположения, звучанию, вкусу, действию, материалу, назначению, количеству и т.д.

Как подобрать образ?

Чтобы запомнить легко словарное слово нужно:

Записать словарное слово, выделить другим цветом букву, которую нужно запомнить. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова:

Так я запомнила слово «василёк»: в А с И лёк – у В А с И.

    Рисование картинки, которая объясняет написание словарного слова.

Таких рисунков я нашла много в интернете:

У каждого ученика свой яркий образ, который помогает запомнить слова, поэтому запоминать слово ему будет легче. Когда я рассказала об этом приёме своим одноклассникам, они принесли мне рисунки, которые помогут запомнить словарные слова. Эти рисунки я буду использовать в своем сборнике с разрешения своих одноклассников.

3. Сочинение запоминалок:

Придумывая запоминалку, нужно придерживаться двух простых правил:

    буквы-подсказки в словах должны быть в сильной позиции (ударными);

    запоминалки должны быть по возможности короткими.

Вот такую запоминалку я придумала для слова «автомобиль»

Что такое это АВТО?

Что такое этот МОБИЛЬ? (буква О ударная)

Всё я быстро поняла!

Это же АВ-ТО-МО-БИЛЬ

    Составление и решение ребусов.

Я уже давно знаю правила решения ребусов, но только сейчас подумала над тем, что и ребусы могут помочь запоминать словарные слова. Самый яркий пример это слово «столица»

100+лица

Я буду искать ребусы и придумывать их сама, чтобы запоминать словарные слова было легче.

Эти приёмы я нашла в интернете и в словаре «Мой первый словарь русского языка» М.А.Тихоновой (см. список информационных источников). С этими приемами я обязательно познакомлю своих одноклассников. Я думаю, что это поможет им запоминать словарные слова легко и быстро.

Практическая часть

Прежде чем приступить к поиску приемов запоминания слов, я провела среди учащихся 3 классов анкету. (см Приложение 2)

Результаты анкетирования помогли мне убедиться в том, что моя работа будет нужна не только мне, но и моим одноклассникам. Из 26 опрошенных 23 человека хотели бы узнать приемы запоминания словарных слов.

В теоретической части я описала приемы, которые нашла в интернете, чтобы убедить в их эффективности я провела эксперимент. Для двух групп учеников я придумала задание. Словарные слова для запоминания я выбрала одинаковые. Но участникам 2 группы я предложила слова с опорой на приёмы запоминания. Я хотела выяснить какой группе ребят запоминать слова будет легче. Эксперимент я проводила среди учащихся 2 классов (группа 10 человек), так мои одноклассники знают написание этих слов.

Обе группы запоминали слова в течение 10 минут.

Список слов

Список слов

Орех – Очень крепкий

лИмон – кИслый он

кАрман - дырА

АБАЖур купила ЖАБА.

А снаружи посмотри

АБАЖ ЖАБА прочитала.

Так и пишем мы всегда

«АБАЖуры» с двумя «А»

Л.Уланова

Обведи ответ на вопрос: Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Обведи ответ на вопрос:

Легко ли тебе было запоминать словарные слова?

Среди ребят 1 группы ошибки в словах допустили 4 человека, среди ребят 2 группы только 1 ученик. Это подтверждает моё мнение, что приёмы запоминания слов помогают записать слова без ошибок.

По результатам анкетирования среди слов, которые трудно запоминать мои одноклассники назвали слово «картофель». Я задумалась над тем, какой приём поможет запомнить это слово. Среди словарных слов я нашла много словарных слов, в которых есть сочетание звуков [КАР]. Запомнить такие слова оказалось просто. Слово «кар» произносит ворона, значит эти слова «каркают».

КАР

тофель

андаш

авай

тина

тон

ате

апуз

Я думаю, что на этом список этих слов не закончится

Но среди словарных слов есть слово «КОРОВА». Это слово тоже начинается на [КАР], но я отнесла это слово к другой группе. Объяснение простое это слово с сочетанием ОРО, главное, что на вторую букву О падало ударение. Набралась новая группа словарных слов, которую будет легко запоминать.

к

в

с

в

см

ОРО

ва

бей

ка

на

дина

В результате моей работы стал собираться материал, который может помочь при запоминании слов. Поэтому я решила попробовать собрать слова в свой сборник. Работу по составлению сборника я продолжу и в будущем году.

Я бы хотела, чтобы мой сборник помог другим детям запоминать слова. Поэтому я решила спланировать свою дальнейшую работу:

1. опросить учителей начальных классов, какие словарные слова трудно запоминаются детьми;

2. предложить детям самим придумать приёмы запоминания слов;

3. составить сборник словарных слов.

Выводы

В своей исследовательской работе я выдвинула гипотезу: если запоминать словарные слова, используя интересные приёмы запоминания, тогда запоминание будет быстрым и увлекательным. И она подтвердилась . Я действительно запомнила, пользуясь найденными способами такие слова как: горох, картофель, помидор, василёк, абажур и другие.

Это очень интересная и увлекательная работа, которая помогает мне в учёбе, поэтому я продолжу работу по составлению своего словаря словарных слов.

Каждый человек должен грамотно говорить и писать. Без этого нельзя получить хорошее образование, найти достойную работу и многого добиться в жизни. Правильная устная и письменная речь поможет заслужить уважение окружающих.

Учиться грамотно писать надо в школе, потом будет поздно !

Список информационных источников

    Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

    Тихонова, Мария Александровна Мой первый словарь русского языка. Орфография / М.А.Тихонова.-Москва: АСТ, 2013. – 143, с.: ил. – (Школьный иллюстрированный словарь)

    Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/01/01/vyskazyvaniya-o-russkom-yazyke

http://www.solnet.ee/parents/log_57.htmlhttp://nsportal.ru/lpp/2013/03/kak-zapomnit-slovarnye-slova

http://www.tutoronline.ru/blog/uchim-slovarnye-slova-legko

Приложение 1

Анкета

Ученик 3 класса _____

    Какие слова называют словарными ?

    Трудно ли тебе запоминать словарные слова?

Да Нет

    Какую отметку ты обычно получаешь за словарный диктант?

5 4 3 2

    Как ты запоминаешь словарные слова?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Хотел бы ты узнать приемы, которые помогут тебе запоминать словарные слова?