Как называется урок труда в современной школе. Девочкам — спицы, мальчикам — рубанок: Что не так со школьными уроками труда

Среднее образование в России является обязательным, и через обучение в школе проходят практически все дети (за редким исключением по различным объективным причинам). Поскольку школьные годы попадают как раз на тот возраст, когда происходит основной этап развития и становления личности, перед учителями стоит сложная, но выполнимая задача – обучить наукам и воспитать человека.

Воспитание и обучение – это две стороны одного процесса, целью которого является формирование новой личности – свободной, творческой, активной и деятельной.

Формирование личности держится на «четырёх китах» обучения и воспитания: нравственном, умственном, физическом и трудовом. Этот «фундамент» начинает закладываться в школьные годы путём правильного и своевременного воздействия старшего поколения – учителей и родителей.

Что касается первых трёх аспектов, то здесь всё более-менее ясно. В процессе обучения и воспитания происходит осознание мировых истин, расширение кругозора, углубление знаний; прививаются нормы морали и поведения в обществе; оказывается воздействие на развитие элементарных физических навыков, а также силы и выносливости.

Несколько иначе обстоит дело с трудовым обучением. Ведь само понятие «труд» трактуется как «работа», а её связывают со сложностями и проблемами, которые отрицательно сказываются на неокрепшей психике ребёнка. Это неверно, поскольку в понятие трудовое обучение школьников вкладывается несколько иной смысл.

Что такое труд?

Труд – это процесс взаимодействия человека с человеком и природой, в результате которого происходит удовлетворение потребностей своих и общества. Труд заставляет человека быть активным, стремиться к достижению своих целей и осознавать то, что его деятельность нужна и не останется незамеченной.

Помимо того, что трудовая деятельность с точки зрения физиологии заставляет активизироваться определённые группы мышц и нервные импульсы, она благотворно влияет и на психические процессы. Именно благодаря труду человек испытывает чувство радости, нравственное удовлетворение, стремление к достижению цели, заинтересованность и т.д.

Значение труда в развитии личности является общепризнанным фактом.

Трудовое обучение и воспитание в школе

Включение трудового обучения и воспитания в школьную программу является важным этапом на пути к формированию развитого общества. В школе происходит постепенное приобщение ребёнка к самостоятельному труду (посильному), знакомство с различными сферами деятельности и функциями работников, информирование об актуальности той или иной профессии, а также о возможностях заработка в должности (в последнее время этот вопрос особенно волнует младшее поколение).

Трудовое обучение школьников – это коллективный процесс. Именно таким способом можно привить ребёнку умение работать в группе, навыки коммуникации, ответственность за общий результат.

Такая деятельность осуществляется на протяжении всех школьных лет. Если в начальной школе коллективная работа осуществляется на уроках труда, рисования, музыки и др., то в средней и старшей школе на смену им приходят практические занятия по предметам.

Специфика труда школьника

Труд в школе может быть разным: полить цветы, вымыть доску, поднять стулья, подмести кабинет и т.д. Кроме того, сама учёба – это труд для ребёнка. Но любая деятельность является посильной для учащихся. Её отличие от труда взрослых людей заключается, прежде всего, в том, ради чего она организуется – в воспитательных целях.

В школе происходит не только формирование необходимых трудовых навыков, но и психологической готовности ребёнка трудиться. Этот аспект осуществляется с помощью игр, обучения школьным предметам, технического творчества, а также бытового и производительного труда.

Уроки профориентации

В трудовое обучение школьников (в основномстаршеклассников) входят уроки по профориентации. Они служат для того, чтобы:

  • максимально проинформировать о возможностях выбора той или иной профессии;
  • помочь осознать важность этого выбора.

Подобные уроки позволяют ученику заблаговременно ознакомиться с главными сторонами выбранной профессии, поскольку это является одним из фактов успешности человека в социуме. А, кроме того, профориентация может оказать помощь тем, кто ещё не определился с выбором. Решается этот вопрос с помощью тестирования и опросов, направленных на выявление скрытых способностей и предпочтений ребёнка.

Трудовое обучение школьников – это важный компонент организации воспитания личности. Оно осуществляется с первого и до последнего класса, меняется только его сложность. Раннее приобщение школьников к посильному труду позволяет сформировать у каждого из них ответственность, целеустремлённость, коммуникацию, умение действовать в команде. А радость и гордость за достигнутый результат будут поддерживать желание трудиться.

Нужен ли ТРУД в современной школе.

Каждый человек обладает возможностью выбрать то, чем он будет заниматься, физическим или интеллектуальным трудом. Одним очень хорошо даётся математика и физика, другим эти предметы не под силу, но у них есть что—то другое, творческое, у них есть «золотые руки», которые тоже нужно развивать. Раньше, в школе были уроки труда не такие как сейчас. И снабжение было на уровне и время было другое.

Многие и теперь вспоминают уроки труда в школе положительно, а другие нет. Согласитесь, ведь очень многое зависит от того, какой учитель. И это касается всех без исключения предметов. Лично мне почти нечего вспомнить о своих уроках труда. Смутно припоминаю, как что—то делали. Но я был творческим учеником, ходил тогда на кружок, даже помню, паровую машину делал. Но не было у меня наставника, который бы болел за это, помогал мне. Поэтому мне приходилось развиваться как—то самому. Теперь у современных учащихся совсем другие интересы и увлечения, но это не значит, что нет мальчиков творческих, что—то выдумывающих, любящих мастерить своими руками. Их много, можете мне поверить.

А теперь давайте с вами немножко порассуждаем — есть ли польза от уроков труда или же нет и почему должны или не должны преподавать в школе этот предмет? Многие говорят, что этот предмет уже изжил себя. Ещё несколько лет и труда в школе, как учебного предмета, вообще может не стать. Кому теперь нужно забивать гвозди и пользоваться рубанком? Кому нужно пилить и опиливать? Дома что—то починить, прибить полочку или самому собрать мебель. А зачем? Вызвать специального человека и он, за деньги, всё сделает! Пусть эти часы отдадут под другие, более важные предметы. Ведь все знают, во что превратили на современном этапе уроки труда в школе. Учителей квалифицированных нет, ведут его в большинстве не специалисты, как правило, в качестве дополнительной нагрузки. Мастерские в запустении: ни материала, ни инструмента, ни станков, ни наглядности! Ничего! Так зачем нам такой предмет, от которого одни проблемы?! Мнения как всегда расходятся. Оказывается, есть плюсы, которые указывают на необходимость присутствия этого предмета в школьной программе. Но есть и минусы. Давайте же с вами разберёмся, чего же на самом деле больше. Детей тоже никто не спрашивает, чему они хотят учиться, а ведь это важно. Вы проведите анкету в любом школьном классе по теме «какие предметы нужны в современной школе». Результаты будут очень интересны. Так давайте всё же попробуем разобрать с вами плюсы и минусы наличия уроков труда в школе.

Плюсы урока труда:

— Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно;

— Способствует появлению некоторых умений и навыков, необходимых во взрослой жизни;

— Объединяет детей и учит их работать в коллективе;

— Развивает любовь к труду и уважение к людям труда;

— Позволяет раскрепоститься, почувствовать себя создателем;

— Развивает творческую натуру ребёнка;

— Учит чему-то новому;

Развивает мозг и мышечную моторику;

И многое другое…

Минусы уроков труда:

Не все преподаватели достаточно качественно преподают этот предмет, из-за чего у детей появляется ненависть к урокам труда;

Программа не очень интересна детям, в ней мало современного;

Дети могут получить травмы, если не соблюдать меры безопасности;

И ещё парочку, как говорил Шариков.

На самом деле есть ещё и плюсы и минусы, если их искать. Главное из-за чего можно убрать уроки труда — экономия. Если не нужно покупать специальное оборудование и материалы, платить зарплату преподавателю - это позволяет экономить. Родители не сильно возмущаются по поводу отсутствия уроков труда, но все мамы и папы хотят, чтобы их дети развивались умственно и получили в будущем хорошую работу. Но, на самом деле многие забывают о том, что физический труд только способствует умственному труду, улучшая его результаты. Физическая работа помогает бороться с умственной усталостью и «отсталостью».

Также труд позволяет определить разницу между умственным и физическим трудом, а также соединить и сравнить их. Это позволит детям определиться лучше с тем, чего они хотят добиться в жизни, работать руками или же головой. И, конечно же, труд разрабатывает навыки, которые позволяют развиваться во всех планах. Таким образом, труд в школе это отличный подготовительный этап к жизни, к тому, кем предстоит быть и с чем придётся сталкиваться. Труд должен присутствовать в школе, так как его польза очевидна для каждого.

Так нужен ли труд в школе?

У меня есть три вопроса к участникам сообщества. Тех, кто захочет оставить свои ответы, я прошу предварительно посмотреть те комментарии, которые размещены в конце этого поста.

1. Пожалуйста, вспомните время своей учебы в школе и скажите, насколько те уроки труда, которые посещали Вы в те времена, пригодились Вам в Вашей жизни (как профессиональной, так и в бытовой). При этом интересно было бы понять, если говорить об элементарных бытовых вещах (кулинария, шитьё у девочек, пиление, строгание и т.п. у мальчиков), кому Вы считаете себя в бОльшей степени обязанными тем навыкам, которые Вы получили к моменту своего взросления: школьным урокам или родителям?
2. Можете ли Вы сказать, насколько полезными (с Вашей точки зрения) оказываются уроки труда для Ваших детей в современной школе. Приобреталю ли Ваши дети в школе какие-то навыки, которые им облегчают их ТЕПЕРЕШНЮЮ жизнь в Вашей семье?
3. Если Вы считаете разумным такой подход к проведению уроков труда, при котором дети на них приобретают РЕАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, которые пригодятся им после того, как они начнут самостоятельную жизнь в своей новой молодой семье (впрочем, и раньше тоже, пока они ещё живут "под Вашим крылом"), поделитесь, пожалуйста, Вашими знаниями о тех школах, где этот опыт, по Вашим ощущениям, реально внедрен в практику.

А теперь - несколько моих собственных комментариев.
Я хочу объяснить, откуда "растут ноги". Дело в том, что я работаю в издательской фирме, которая выпускает продукцию, направленную на школьных администраторов. И вместе со мной работают люди, которые были (или являются до сих пор) директорами или завучами школ. Вчера довольно случайно у нас зашел разговор на эту тему, и я, как молодой отец и как активный участник всякого рода акций, выпадающих на долю родительских комитетов, задал своим коллегам вопрос о том, насколько в тех школах, в которых они работают, обучение детей труду приближено к реальной практике. У нас получился довольно интересный и содержательный разговор. Я со своей стороны в первую очередь интересовался тем, учат ли мальчиков работать с дрелью, пилить-строгать-точить, класть плитку, клеить обои и т.п. Кроме того, меня интересовал вопрос, сопряжены ли каким-то образом уроки труда в их школах с решением каких-то хозяйственных проблем, возникающих в школе и требующих каких-то ремонтных действий. Т.е., например, если какой-то класс нуждается в ремонте, то используют ли эту ситуацию для того, чтобы продемонстрировать детям на практике те технологии, которые используются при ремонте помещений, быть может, и давая им при этом ПРАКТИЧЕСКИЕ УРОКИ. Ведь при этом убиваются два зайца: и дети чему-то обучаются, и школа экономит средства на ремонт, решая часть проблем за счет своих внутренних резервов. Или вдруг в каком-нибудь туалете мальчики раздолбали раковину или унитаз (такое, например, произошло в школе, где учатся мои девочки), и тогда на уроке труда можно какому-нибудь классу продемонстрировать, как производить установку новой раковины, как подключать сантехнику и т.п. Это и ответственность развивает, и более бережное отношение к тому, что есть в школе. И вообще школа тогда постепенно превращается во второй дом..
Главными недостатками такого подхода, о котором мне сразу же сказали мои коллеги, являются две вещи (на самом деле взаимосвязанные). Первая заключается в отношении к подобным мероприятиям родителей. Негативном отношении. Поскольку многие родители посчитают, что их детей просто используют. И в данном случае я понимаю, что всякого рода переноска тяжестей, уборка помещений и прочие подобные работы действительно могут многих родителей напрячь, в особенности когда их ребенок пашет, а его сосед по парте этого делать не хочет. Но, я надеюсь, Вы поняли, что это - другая ситуация.. Вторая проблема заключается в том, что сейчас администрация школы должна быть крайне осторожной в подобного рода ситуациях. Они обязаны в случае проведения такого нестандартного мероприятия, как, например, участие детей какого-то класса ну, скажем, в покраске стен, провести кучу инструктажей, получить согласие родителей в письменном виде и предпринять ещё массу других бумагомарательных шагов. И это настолько сложно, что нанять маляра гораздо дешевле.
Наш вчерашний разговор настолько засел в мою голову, что в результате этот пост и сформулировался. И теперь, если честно, я хотел бы, получив некоторую критическую массу Ваших комментариев, сформулировать некоторые параллельные вопросы в сообщество ЖЖ direktor_shkoly где иногда "пасутся" действующие администраторы образования, чтобы выяснить, с преодолением каких трудностей сопряжен такой "крен" в преподавании труда.

Кстати, я совершенно точно знаю, что в менее формализированных школах, в сельских районах, всё, о чем я написал, часто является естественным и привычным. И более того, иногда такое совместное школо-домоводство оказывается условием выживания школы при том уровне финансирования, которое она имеет. И отношения там между учениками и учителями более искренние..

Заранее спасибо всем, кто откликнется!

(где по какому-то недоразумению не оказалось смешанных кружков компьютерного моделирования) заставил вспомнить о том, что в российских школах до сих пор распространено разделение школьных уроков труда на женские и мужские. Оно кажется устоявшимся и незыблемым: девочкам - кройка и шитьё, мальчикам - строгание рубанком и резка металла под присмотром сурового трудовика. Выясняем, откуда взялись уроки труда, какие вредные стереотипы они развивают в детях и как наконец привести их в соответствие с современной жизнью.

Включить в школьную программу ручной труд придумал педагог Уно Сигнеус. В начале 1860-х годов «слойд» (швед. Slöjd - «ремёсла») как дисциплина появился в финских школах, вскоре распространился в Скандинавии, а уже оттуда перекочевал во многие страны мира. Идея слойда прижилась не везде (в США она вышла из моды в начале XX века), но в России её оценили высоко и в 1895 году ручной труд сделали общеобразовательным предметом. Слойд включал в себя деревообработку (что объясняет повальную одержимость скандинавов мебелью), вязание и вышивание - таким образом, за полтора века уроки труда и рукоделия принципиально не изменились.

Из имперской системы образования ручной труд перебрался в советскую, где разделение его на мужской и женский оформилось окончательно в середине пятидесятых: в 1943-м на время войны в школы вернули раздельное обучение, в 1954-м женские и мужские классы соединили обратно, но для труда было сделано исключение. При этом очевидцы вспоминают, что при желании девочки могли работать рубанком, а мальчики - вышивать болгарским крестом. Школьные уроки труда были, помимо прочего, ещё и подготовкой к поступлению в техучилище: к синим воротничкам в СССР было принято относиться с уважением (по крайней мере, на уровне идеологии) и клеймо «пэтэушников» появилось сильно позднее.

В начале 90-х уроки труда исключили из обязательной программы и попробовали осовременить, введя образовательную область «технология», но не сказать чтобы ребрендинг возымел эффект. Те, кого официально именуют учителями технологии, в народе так и остались «трудовиками», а внятную замену деревообработке и домоводству в большинстве общеобразовательных школ или не придумали, или не смогли осуществить из-за нехватки денег. Точно так же, по инерции, сохранилось и гендерное разделение, начинающееся с пятого класса: мальчикам - столярное дело и работа на станках, девочкам - готовка, кройка и шитьё.

От рубанка к робототехнике

Критики уроков труда чаще всего указывают на то, что в своём нынешнем, слойдовском варианте они, во-первых, скучны, а во-вторых, бесполезны. «Я тоже шила фартук и пекла печенье для мальчиков, которые в это время работали рубанком. Эти уроки и тогда выглядели, и сейчас выглядят бессмысленными, потому что нет ничего более далёкого от жизни, - вспоминает Настя Красильникова, журналистка и автор телеграм-каналов «дочь разбойника» и «вашу мать!». - Это бесполезная практика, потому что совершенно неясно, понадобится ли кому бы то ни было рукодельничать и готовить. Не говоря уже о том, чтобы орудовать рубанком. Поэтому уроки труда мне кажутся странными».

Есть и те, кто предлагает вернуть «труд» в школы в качестве обязательного предмета. Эти призывы (озвученные , например, в Общественной палате в 2015 году) отчасти можно списать на ностальгию по советскому прошлому (на тематических сайтах, посвящённых исчезнувшему государству, уроки труда воспевают с особой нежностью), отчасти - на расхожую обеспокоенность тем, что без умения вбить гвоздь или вкрутить лампочку человек в современном мире не проживёт.

«Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно»

И если в самом по себе развитии физических навыков, безусловно, ничего плохого нет, то набор предлагаемых умений и сложившееся разделение труда на «женский» и «мужской» в 2018 году давно перестали быть актуальными. «Обидно за детей. Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно. И тем более я не хочу, чтобы в этом участвовал мой ребёнок», - говорит Красильникова.

При этом, по мнению сооснователя образовательного проекта «Кружок» Александра Патлуха, уроки технологии могут приносить пользу. «Современный мир насыщен информационным производством. Подобные уроки создают баланс виртуального и материального, умственного и физического. Это благотворно влияет на общее развитие ребёнка и подростка. С другой стороны, этот вопрос можно было бы закрыть другими средствами, например, больше внедряя геймификацию в образование с упором на баланс физической и умственной активности».

Он убеждён, что модернизацию «технологии» как предмета тормозит сегодня именно необходимость переоборудования школ: «Оба подхода означают инновации в школах - нужно переучивать учителей, менять оснащение школ. Мы придём к этому, но, посещая регионы, я всё чаще убеждаюсь, что придём не очень скоро». Одно из возможных решений - организацию выездных уроков в специально оборудованных для этого учреждениях - предложил московский департамент образования. Но этот эксперимент начался лишь недавно, и ясно, что далеко не все регионы могут позволить его себе.

Уроки укрепляют предрассудки
о «предназначении» гендеров. В будущем это может приводить и к проблемам
в отношениях: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти
в неразрешимый конфликт

Другой вариант: полностью перевести уроки труда в область дополнительного образования - то есть, по сути, тех же кружков, - как это сделано в японской и американской системах образования, где школьные клубы и «букацу» соревнуются между собой за учеников, стараясь заинтересовать их своей программой. Таким образом из неприятной обязаловки уроки труда могли бы превратиться в действительно привлекательные дисциплины.


Основа стереотипов

Собственно, гендерное деление в школах и факультативных кружках не начинается и не заканчивается. Поделённые на группы в розовом и голубом, дети с малых лет начинают усваивать вредные шаблоны как нечто незыблемое и то, что само собой разумеется. «Такое разделение однозначно закладывает стереотипы на будущее, - считает Красильникова. - Взять хотя бы рынок игрушек. Изучив его, я выяснила, что на огромных сайтах - агрегаторах магазинов все игрушки разделены на „игрушки для мальчиков“ и „игрушки для девочек“. Мало того, на одном из них игрушки поделены на профессии. Профессиями девочек были повар, врач, учительница и домохозяйка, потому им предлагались игрушечная плита, набор овощей, набор кухонной утвари, набор игрушечной косметики. Для мальчиков было огромное разнообразие того, в кого они могут играть, а у девочек всё очень конкретно. Девочкам предлагается много игрушечных швабр. То есть уже с двух-трех лет ты метёшь пол шваброй - „знай своё место!“».

Устаревшие уроки труда для средних классов попросту продолжают укреплять предрассудки о «предназначении» гендеров, основа которых закладывается ещё в дошкольные годы. Что в будущем, по мнению психолога Инны Пасечник, может приводить и к проблемам в отношениях и взаимному непониманию: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти в неразрешимый конфликт.

Вероятно, напильнику и вязальным спицам в школе скоро найдут замену. Но во что бы ни превратились школьные уроки технологии, разведение их на два потока по гендерному признаку в любом случае кажется диким атавизмом. «Любое образование, а особенно государственное, должно обеспечивать беспрепятственный доступ к получению любых знаний и навыков независимо от пола, национальности и т. д. То же самое написано у нас в Конституции и Законе об образовании, - напоминает Патлух. - Условно, у девочки должен быть доступ к рубанку, а у мальчика - к иголке с нитками для вышивания, если есть такое желание. Именно на этих основах стоит выстраивать коммуникацию внутри школ, родительского и учительского сообществ, а также культивировать подобные взгляды среди детей». «Стереотипы о „мужских“ и „женских“ профессиях создаются не самими школьными предметами „труд“ или „рукоделие“, а людьми, принимающими участие в образовательном процессе».

На уроке технологии классы делят на две группы: мальчики и девочки. Происходит это в силу понятных причин. Уроки технологии обучают ребят ручному труду, который пригодится им в дальнейшей жизни. Труд значительно отличается от труда мальчиков. Чтобы не смешивать две разные сферы деятельности, классы делят на подгруппы.

Уроки проходят в различных кабинетах. У каждой группы свой учитель. Как правило, преподаватель у мальчиков - мужчина, а у девочек - женщина.

Технология для девочек

Домоводством принято называть уроки технологии , еще с советских времен. Свое название предмет получил за то, чему он обучает. Задачей домоводства считается помочь девочкам обучиться знаниям и практическим навыкам, которые пригодятся в хозяйстве и в быту, а также развить у детей самостоятельность и многие другие качества, которыми необходимо владеть каждой и женщине.

Программа домоводства включает в себя несколько разделов: уход за помещением, кройка и шитье, кулинария, уход за одеждой. Вся программа разработана на семь лет: начиная с и заканчивая 11. Занятия проходят 1 раз в неделю и длятся 1 час.

В первом полугодии 5 класса девочки знакомятся с устройством швейной машины, делают выкройки и самостоятельно пробуют шить простейшие вещи. С каждым годом сложность повышается. На кройку и шитье в каждом классе отводится от 23 до 58 часов.

Начиная со второго полугодия каждого учебного года девочек учат готовить пищу. Сначала происходит знакомство с кухонным оборудованием, а также с посудой. С каждым годом программа становится сложнее и учит готовить блюда различной сложности: начиная от овощных бутербродов и заканчивая простейшими рыбными и мясными блюдами. Обязательным составляющим каждого занятия является теоретическая часть, во время которой преподаватель знакомит учениц с техникой безопасности, а также демонстрирует изделия.

Технология для мальчиков

Уроки технологии для мальчиков и девочек кардинально различаются. Начиная с 5 класса, в мальчиках воспитывают настоящих мужчин, которые будут мастерами на все руки.

С 5 по мальчиков учат работать с различными материалами и инструментами. Изначально их знакомят с материалами в принципе. Рассказывают свойства дерева и металлов, а также показывают, какими инструментами их обрабатывают.

Начиная с 6 класса, под руководством учителя мальчики начинают самостоятельно работать с материалами. Изначально происходит знакомство с деревом. На практических занятиях преподаватель учит делать табуретки, а также обучает приемам, которыми лучше всего пользоваться при работе с деревом.

К концу 11 класса мальчики могут самостоятельно сделать деревянный самолет, выточить какие-либо игрушки на специальном станке, а также выполнить декоративную резьбу по дереву. Они владеют навыками обработки материалов и работы с ними.