Исследовательская технология развития самостоятельности учащихся в гпд. Группа продленного дня в школе (методические рекомендации)

СТАТЬИ УЧИТЕЛЕЙ ГИМНАЗИИ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области педагогики, и касается изучения особенностей проектной деятельности в условиях группы продлённого дня у младших школьников.

Актуальность темы заключается в том, что современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении всей жизни».

Главной задачей школы сейчас становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в стремительно меняющемся мире, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Современная школа требует развития новых способов образования и воспитания, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс новых форм и способов ведения образовательной и воспитательной деятельности.

В настоящее время существует достаточно много апробированных методик предназначенных для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Все ли они направлены на интеграцию урочной и внеучебной деятельностей? Особое место среди современных педагогических технологий занимает проектная деятельность. Она широко используется учителями начальной школы, учителями - предметниками, но организация проектной деятельности именно в условиях ГПД освещена недостаточно полно. Возможно, именно эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня? Совпадают ли задачи, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект? Формирование каких компетенций они ожидают?

Попробуем ответить на данный круг вопросов.

Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей проектной деятельности младших школьников в группе продлённого дня.

Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи :

1. Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. формулировка основных понятий, касающихся темы изыскания;

3. анализ проектной деятельности в условиях группы продлённого дня.

РАЗДЕЛ I ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ.

1.1. Понятие «проектная деятельность»

Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными категориями как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Понятие «проектная деятельность» находит свое отражение на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин-педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности предполагает учет как основных закономерностей педагогического процесса так и ее психологического содержания.

Рассмотрим основные составляющие понятия творческой проектной деятельности. Термин «проект» (projection) в переводе с латинского означает - бросание вперед. Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях - план, замысел какого-либо действия.

В «Толковом словаре русского языка» указываются три определения слова «проект»: 1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма; 2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

По К.М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор придает огромное значение проекту как специфической форме сознания, конструирующей всякий трудовой процесс.

Процесс создания проекта называется проектированием. Дж.К. Джонс приводит более десятка определений процесса проектирования, главное из которых «проектирование - вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде». В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектирование понимается и как управления стихийным развитием предметного мира.
В психологическом знании понятие проектирования в последнее время примирено значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы проектирования образовательных систем (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская). В этой области также акцентируется преобразующая функция проектирования по отношению к наличному уровню знания. Е.И. Исаев указывает, что «проекты выступают в роли дополнений; они направлены на то, чтобы изменить наличное положение дел. По содержанию проектирование выступает как образование уже существующих объектов в новую форму». Е.И. Исаев представляет позицию, согласно которой проектирование является движущим механизмом подлинно развивающего образования: «предметом проектирования и является создание условий шага развития системы образования в целом, перехода из одного состояния в другое».
В педагогической литературе понятие «проект» изначально имело три важных признака. Это ориентация обучающихся: 1) на получение знаний в процессе осуществления деятельности; 2) на действительность, выражающуюся в решении практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; 3) на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний из различных областей наук с целью достижения запланированного результата.

Отечественным педагогом С.Т. Шацким основные элементы проектов были определены так: реальный опыт ребенка, который … должен быть выявлен педагогом; организованный опыт, т.е. организации учеников занятий на основе того, что знает (обязан знать) переработать опыте своего подопечного, полученном в результате его деятельности; соприкосновение с накопленным человеческим опытом готовые знания; упражнения, дающие нужные для ученика навыки.

Обсуждая воспитательные аспекты проектной деятельности, В.И. Коротов отмечает, что само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко, котором мы обязаны разработкой основ технологической логики педагогического мышления и который утверждал, что ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленной цели. Это главный постулат его технологической логики. А под целью воспитательной работы он, как известно, понимал программу развития человеческой личности.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития общеобразовательной школы посвящены исследования А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других. Анализ системы понятий, связанных с проблемой исследования, представленный в работах, показывает ее комплексный, междисциплинарный характер. Проектирование понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (Дж.К. Джонс), и как управление стихийным развитием предметного мира (Т.Л. Мальдонадо), и как разработка и создание проекта-эскиза будущего изделия (В.А. Моляко). Несмотря на различные толкования понятия, все исследователи указывают на его творческий, преобразующий характер. Можно обозначить еще целый ряд понятий, имеющих отношение к проблеме проектной деятельности школьников: проектная ситуация (В.И. Аверченко, К.А. Малахов), проектная задача (В.Г. Горохов), проектное моделирование (Н.Н.Нечаев).

Рассмотрение теоретических исследований названных и других авторов позволяет говорить о проектной деятельности школьников как о самостоятельном виде деятельности. Исследователи отмечают, что понятие «проектная деятельность» по-разному трактуется в педагогике: понимается как исторически сложившаяся, социально и экономически обусловленная потребность людей получать в условной форме прогностические ситуации вещественного характера с целью направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир (Н.П. Валькова, В.И. Михайленко и другие). И.И. Ляхов отмечает в своих работах, что суть проектной деятельности проявляется в духовно-практической активности, направленной на идеально-перспективное изменение мира. Процесс проектирования характеризуется эвристической инновационностью, системностью, технологичностью и т.д.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования - выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной образовательной среде.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности создания у учащихся цельного знания: соединения усилий разных учителей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.

Заинтересованная работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог): чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.

Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

1.2 Особенности проектной деятельности у младших школьников.

В настоящее время метод проектов рассматривается как «совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» .

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик .

Выполнение творческих проектов обеспечивает систему действенных обратных связей, способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в проектной деятельности; да?т им новые возможности совершенствования профессионального мастерства, дальнейшего углубления педагогического сотрудничества, что, в конечном счете, способствует оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, если они знают, что их проект будет востребован. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.

Богатыми возможностями для организации проектной деятельности

учащихся начальных классов обладают все учебные предметы. Включение

метода проекта в обучение в начальной школе в дальнейшем поможет содержательно и грамотно осваивать учебный материал подростковой школы.

Специфика проектной деятельности младших школьников заключается

в том, что в начальной школе е? прообразом становятся проектные задачи. При реализации проекта ученикам не задается порядок действий, они сами определяют весь набор необходимых материалов, способов действий, с помощью которых достигается результат. Для решения же проектной задачи

младшим школьникам предлагаются все необходимые материалы и средства в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных, и проектная задача всегда носит групповой характер и имеет иную систему оценивания. Иными словами, под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор учебных заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей .

На основе анализа педагогической и методической литературы нами были выявлены и систематизированы характерные особенности проектной деятельности, которые условно были разделены на три группы: содержательные, организационно-управленческие и результативно-оценочные особенности.

школьников отнесены следующие:

Интегрирование знаний и умений из различных областей науки,

техники, технологии;

Синтезирование элементов игровой, познавательной, учебной, ком-

муникативной, творческой деятельности;

Создание творческой обстановки и возможности переноса извест-

ных учащимся способов действий в новую для них практическую

ситуацию;

ных умений, навыков и способов деятельности;

Возможность осуществлять межпредметные связи с другими учеб-

ными предметами начальной школы;

Организационно-управленческие особенности проектной деятельности:

Поэтапное планирование проектной деятельности с уч?том возрас-

тных особенностей младших школьников: от элементарных про-

ектных задач (иногда с привлечением родителей) до предметных и

общепредметных проектов разного типа;

Организация индивидуально-групповых проектных форм учебной

деятельности, моделирование учебного сотрудничества как в малых

одновозрастных, так и в разновозрастных группах;

Позиции и функции учителя: учитель - организатор познавательной

деятельности учеников, партнер, а не источник готовых знаний и ди-

ректив, тьютор, помощник, консультант, режиссер.

Результативно-оценочные особенности проектной деятельности прояв-

ляются в следующем:

Результат проектной деятельности - итоговый «продукт»: макет,

альбом, иллюстрированный журнал, книга стихов и т.п.;

Оценка учителя есть одна из многих оценок, которые выставляют

разные субъекты образовательного процесса, включая самооценку

учащихся;

Оцениваются способности школьников взаимодействовать внутри

малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать

путь е? решения и т.д.;

Главной является оценка процесса (процесса решения проектных

задач, процесса предъявления результата) и только потом оценка

самого результата.

1.3 Этапы создания проекта

Были также определены этапы создания проекта и охарактеризована деятельность учителя и учащихся на этих этапах.

Этап 1. Разработка проектного задания. Планирование.

Деятельность педагога: определяет тему, формулирует проблему (цель и конечный продукт проекта); вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Выбирает рабочие группы и распределяет в них роли, определяет источники

информации, ставит задачи, выбирает критерии оценки результатов. Деятельность учащихся: вхождение в проблему, вживание в игровую

ситуацию; принятие задачи; дополнение задач проекта; объединение в рабочие группы.

Этап 2. Разработка проекта.

Деятельность педагога: консультирует по сбору и уточнению информации; помогает спланировать и организовать деятельность.

Деятельность учащихся: распределение амплуа; самостоятельная работа с информацией индивидуально, в группах и парах, анализ и синтез идеи.

Этап 3. Оценка результатов.

Деятельность педагога: практическая помощь (по необходимости); направляет и контролирует осуществление проекта; проводит анализ выполнения проектных заданий.

Деятельность учащихся: подготовка продукта деятельности к презентации; участие в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация.

Деятельность педагога: помощь в подготовке к презентации; оценка результатов проекта, успешности деятельности учащихся и ценности полученных результатов.

Деятельность учащихся: представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности, т.е. выступление перед одноклассниками и жюри; самооценка своей работы пут?м коллективного обсуждения.

Таким образом, проектная деятельность учащихся обусловлена познавательными мотивами и направлена на разрешение их познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, активность, индивидуальность.

РАЗДЕЛ II ПОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППЕ

ПРОДЛЁННОГО ДНЯ

2.1 Особенности проектной деятельности в условиях группы продлённого дня

Специфика проектной деятельности в условиях ГПД состоит в том, что занятия проходят во внеурочное время. Создается непринужденная обстановка, положительный эмоциональный настрой, что стимулирует развитие ребенка. Огромный «плюс» заключается в том, что отсутствует характерная для урочной деятельности система оценок; при единой тематике группы, каждому ребенку предоставляется свобода в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом; каждый выбирает удобную для себя форму выражения своего исследования.

Кроме этого, воспитатель и дети не ограничены жесткими временными рамками учебного часа. Появляется возможность:

Использовать любую свободную минуту в режиме дня ГПД (по желанию учащихся) для работы над проектом;

Во время прогулок организовать народные игры; спеть песни, рассказать стихотворения, разучить элементы танцев;

Привлекать педагогов дополнительного образования к нашему проекту (выучить песню или подготовить танец, нарисовать декорации и т.д.);

Сотрудничать с библиотеками, музеями, киновидеоцентром, общественными организациями;

Организовывать экскурсии, встречи с интересными людьми, участвовать в социальных акциях;

Тесно взаимодействовать с родителями: привлекать родителей для помощи в организации открытых мероприятий, к сопровождению на экскурсии, в изготовлении костюмов и т.д., т.е. организовывать интересную совместную творческую деятельность.

На основании вышеизложенного предполагается, что основной целью проектной деятельности в условиях ГПД будет являться: создание условий для личностного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся. Это стоит на первом месте, затем создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции; формирование мировоззренческих ключевых компетенций. Достичь данные цели возможно через умение взаимодействовать с другими людьми, аргументировано излагать точку зрения, через развитие умения отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, т.е. формируется метапредметная компетентность.

ВЫВОД

Ставя на первое место воспитательные задачи по формированию личностных компетенций при вовлечении школьников в проектную деятельность, воспитатель ГПД решает задачи по формированию личностных, метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

Таким образом, метод проектов может применяться и в условиях работы группы продленного дня. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, развивает коммуникативные качества и социальные навыки, опыт деятельности в умении поставить цель и организовать её достижение; закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске, систематизации и использовании информации.

Специфика организации проектной деятельности в условиях ГПД имеет значительные преимущества в положительном эмоциональном настрое, в отсутствие характерной для урочной деятельности системы оценок, в предоставлении выбора деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий. В условиях компетентностного подхода в образовании, проектная деятельность позволяет наиболее полно решать задачи воспитания школьников младших классов.

Кроме того, эта технология позволяет интегрировать деятельность школьников в первой и второй половинах дня. В своей работе воспитателя группы продленного дня, большое внимание уделяем проектной деятельности, ставя перед собой, в первую очередь воспитательные задачи, тогда как учителя - формирование предметных и метапредметных компетенций.

Несмотря на несовпадение задач, которые ставят перед собой учитель и воспитатель ГПД, организующие проект, результат можно назвать совпадающим. Просто учитель и воспитатель идут к достижению общей цели с противоположных сторон.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается уровень готовности к проектной деятельности. Степень самостоятельности и активности зависит от сформированости умений и навыков проектной деятельности. Повышается мотивация к познавательной деятельности.

Дальнейшим направлением совершенствования проектной деятельности в ГПД, будет создание целостной системы долгосрочных и краткосрочных взаимосвязанных проектов, в виде рабочей программы для воспитателей ГПД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.

2. Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога
Вопросы психологии. - 1997. - №6, - С. 48-57

3. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с.

4. Кукушин, В.С. Педагогические технологии. - М.; Ростов-н/Д.: МарТ, 2006.

5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2002.

6. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский и др. - М.: Просвещение, 2010.

7. Горохова Г.Н. «Проектная деятельность в начальной школе. УМК «Планета Знаний». http://nsportal.ru/

1 слайд

2 слайд

В создании, управлении и развитии воспитательной системы ГПД участвуют: воспитатель, учащиеся, родители учащихся и педагоги дополнительного воспитания. Механизм воспитания заключается в оказании педагогом поддержки ребенку в решении его проблем по укреплению его здоровья, формированию нравственности, развитию способностей; в создании условий для жизненного самоопределения. Поэтому мною были выделены 5 приоритетных направлений: Мир знаний, Я - человек, Общение, Здоровье, Досуг

3 слайд

Мир знаний: Позволит закрепить знания, полученные на уроках, разовьет любознательность, познавательные способности, умение увидеть новое в знакомом, расширит кругозор. Я- человек Позволит развить самосознание, повысить самооценку и ощутить себя частью современного общества, Общение: Разовьет коммуникативные способности, научит милосердию, будет способствовать становлению эмоционально-нравственных отношений к окружающей среде. Здоровье: Оградит от дурного влияния, научит правилам гигиены, даст толчок к потребности в здоровом образе жизни. Досуг: Не носит чисто развлекательный характер. Она способствует воспитанию нравственности, культуры поведения, разовьет навыки коммуникативного общения.

4 слайд

Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая: - решает воспитательные и образовательные задачи в их единстве; - создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности; - основывается на потребностях и интересах каждого конкретного ребенка и каждого класса; - содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем; - носит стимулирующий характер; - направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).

5 слайд

Цели и задачи: - формировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся при планировании ими своей работы во внеурочное время; - обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания; - развивать ученическое самоуправление, способствующее приобретению учащимися социального опыта, развитию их социальной активности; - способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

6 слайд

Самостоятельность – это самооценка. Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей. Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.

7 слайд

Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре. Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии. Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие. Третий этап – содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение. Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ В ШКОЛЕ (Методические рекомендации) Воспитатель ГПД Комарова Виктория Владимировна

Актуальность: Всесторонние развитие творческих способностей, приобретение навыков самостоятельного обучение, гармонично спланированный досуг, здоровье-сберегающий режим, активная социализация и формирование социально-значимых навыков, и, банально общение со сверстниками это то, чего лишены многие современные дети. Этот пробел эффективно восполняют школьные группы продлённого дня. Работа современной группы продлённого дня основывается на принципах демократии, гуманизма, творческого развития личности.

Цели ГПД Главная цель ГПД – создание условий для полноценного развития личности младших школьников: развитие эмоций, творческих способностей, речевых навыков, волевых качеств, эстетического отношения к окружающему миру, познавательных способностей, способностей к самовыражению. А также создание благоприятной обстановки для подготовки домашнего задания, воспитание у детей самостоятельности, самодисциплины, самоуважения, уверенности ребёнка в успехе.

Задачи ГПД 1. создать максимально комфортные и здоровые условия для пребывания детей в группе 2. способствовать развитию навыков самообразование и повышать интерес школьников к обучению 3. развивать нравственные качеств личности 4. создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.

Основные формы воспитания в ГПД: Познавательные формы (чтение, тематические беседы, изучение графических материалов, экскурсии) Творческие формы (тематические и на свободную тему: рисование, лепка, аппликация) Досуговые формы (прогулки, развивающие игры, пальчиковые упражнения, физкультминутки).

Основные воспитательные задачи и направления деятельности Индивидуальная работа с дежурными Отдых и деятельность на воздухе Обед Переключение на умственную деятельность Самоподготовка Занятия по интересам, творческие занятия Подведение итогов дня

Краткое теоретическое обоснование ГПД Соблюдение режима дня и режима питания. Выполнение домашнего задания под присмотром воспитателя. Формирование личностных качеств. Общение со сверстниками. Подвижные игры и игры на свежем воздухе. Ограничение просмотра телевизора и компьютерных игр. Творческое развитее. Защита от влияний уличных компаний в момент формирования личности ребёнка. Вот лишь краткий перечень того, что ГПД может дать ребёнку, при наличии грамотного, заинтересованного воспитателя. Следовательно,ГПД актуально и нужно в современной школе. Ну а насколько это действительно работает, мы сможем увидеть из анализа работы ГПД.

Воспитатель должен: Проверить посещение учащихся по журналу ГПД. Узнать мнение учителей о самочувствии, поведении, успеваемости детей. Узнать об особенностях домашнего задания. В случае необходимости посещать уроки учителей. При необходимости внести коррективы в план на день

При организации питания воспитателю необходимо: Организовать дежурство в столовой. Проверить чистоту рук и полотенец. Провести двухминутную этическую беседу. Следить за поведением детей в столовой. Оформить расчет в столовой. Проследить за организованным уходом школьников из столовой.

Организуя отдых на воздухе, воспитатель обязан: Организовать уборку и проветривание помещения. Проследить за одеванием детей и их одеждой. Сообщить план отдыха. Дать задание и распределить обязанности. Вести наблюдение за самочувствием детей. Проводить индивидуальные и групповые беседы. Подвести итог отдыха. Проследить за порядком возвращения детей в школу.

Обязанности воспитателя при проведении занятий в помещении Организовать предварительную подготовку мероприятия. Сообщить план работы. Следить за участием детей в проведении мероприятия и направлять их активность. Подвести итог занятия

Во время самоподготовки необходимо: Провести инструктаж. Определить время работы на каждый предмет. Выбрать консультантов (группа доверия).Проверить записи в дневниках. Организовать самостоятельную работу учащихся. Контролировать слабоуспевающих, своевременно им помочь. Проверка выполнения домашнего задания учащимися. Подвести итог самоподготовки. Своевременно информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.

По завершению работы ГПД воспитателю необходимо: Назначить дежурных на следующий день. Проследить за уборкой класса. Привести в порядок игровой уголок. Повести беседу с родителями. Подвести итог работы.

Воспитатель должен заниматься самообразованием: Постоянно работать над темой по самообразованию. Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии. Работать над расширением общеобразовательного кругозора. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы. Своевременно знакомиться с нормативно-правовой документацией. Периодически проходить курсовую подготовку.

Документация воспитателя группы продлённого дня Положение о группе продлённого дня общеобразовательного учреждения. Должностная инструкция воспитателя группы продлённого дня. Режим группы продлённого дня, утверждённый руководителем общеобразовательного учреждения. Перспективный план работы воспитателя на учебный год. Календарно тематический план работы на четверть с выделением каждой учебной недели. Ежедневный план работы. План работы с законными представителями учащихся.Журнал группы продлённого дня.

Список литературы: 1. Леонтьева В. Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В. Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001. 2. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Группа продленного дня» 3-4класс 3.Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей дошкольников Изд. 3-е, перераб., доп. - 176 с.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через такие формы, как урочная и внеурочная деятельность ученика. К внеурочной деятельности относится группа продленного дня. Она предоставляет педагогу огромные возможности в обучении, воспитании и развитии личности ребенка. Правильная организация деятельности детей в группе продленного дня способствует формированию у них таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить им самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешными в жизни.

Педагогу необходимо учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства достижения поставленной цели, помогать ребенку сформировать у себя умения самоконтроля и самооценки. В этом могут помочь деятельностные методы обучения и в частности проектный метод. Правильно организованная проектная деятельность дает ребенку возможность работать над действительно интересной ему темой и делать это в увлекательной форме.

В начале учебного года я столкнулась с проблемой вовлечения детей в активный познавательный процесс творческого характера, в различные виды деятельности. Группа собрана из разных классов, и дети собирались в разрозненные микро коллективы, часто конфликтовали между собой. Необходимо было направить детей на общее дело, чтобы сплотить, сдружить детский коллектив, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, радостно, свободно. Именно таким общим делом, по моему замыслу, должен был стать групповой проект.

Все хорошо обдумав, я пришла к четвероклассникам с проблемой : “В этом году, ребята, посещение Продленки для вас заканчивается. Как сделать этот год незабываемым, чтобы он остался в нашей памяти навсегда?”.

Ребята глубоко прониклись проблемой, и вскоре определилась цель будущего проекта: сделать жизнь в группе продленного дня интересной, увлекательной и полезной для каждого. Возникли разные идеи, как назвать проект, но все остановились на одном названии : “В ГПД хотим ходить, там нам интересно жить!” В качестве проектного продукта выбрали создание иллюстрированного альбома “Дневник группы продленного дня”, который поможет решить возникшую проблему.

Следующим этапом стало планирование работы над проектом, где появились первые трудности. Дети не знали с чего начать. Необходим был “толчок” к дальнейшим действиям. Именно таким “толчком” стала беседа “О себе”, за основу которой я взяла стихотворение А. Милна “Наедине с собой”:

Есть дом, и он всегда при мне,
Я в нем с собой наедине.

Когда мне тоскливо бывает,
Меня этот дом укрывает.

Там не услышишь слово “нет”,
Хоть проживи там десять лет.

Не слыхать ничего,
Не видать никого,
За исключением меня самого!

Дети пришли к мысли об индивидуальности каждого человека, о том, что каждый человек – огромный удивительный мир, непохожий ни на кого; что нужно бережно и чутко относиться друг к другу. А самое главное, все поняли, что могут внести свою лепту в работу над проектом.

И еще стихотворение А. Милна натолкнуло на мысль о строительстве “домиков добрых дел”. У каждого ребенка появился домик из картона, вырезанный по определенному шаблону, придуманному детьми, и имеющий свое название (имя, фамилия ребенка). На домик наклеивались разноцветные кирпичики. Каждый кирпичик – доброе дело, сделанное ребенком, его посильный вклад в общее дело. “Домики добрых дел” стали дополнительным мотивом к деятельности.

Ребята разбились на группы, которым предстояло работать по определенным темам:

первая группа – “Я и мир вокруг”;
вторая группа – “Клуб любознательных”;
третья группа – “Школа хороших манер”;
четвертая группа – “Я и мои права”;
пятая группа – “Безопасность и здоровье”;
шестая группа – “Красный день календаря”.

Работу планировали таким образом, чтобы каждая группа подготовила по пять мероприятий, равномерно распределенных в течение года. В каждой группе были распределены обязанности, установлены сроки выполнения работ, определены необходимые шаги и последовательность их выполнения.

Презентация мероприятий проходила в разных формах: беседы, викторины, конкурсы, игры, соревнования. Каждое мероприятие дети творчески оформляли в “Дневнике группы продленного дня”. К концу учебного года у нас получился красивый иллюстрированный альбом. Такой альбом можно хранить в библиотеке школы. Он будет хорошим и добрым воспоминанием для ребят, его создававших, и путеводителем в мир творчества для детей, которые только на пороге создания своих проектов.

Напоминанием о проекте для ребят останутся “Домики добрых дел”, кирпичики на которых появлялись ежедневно. (Рисунок.) В строительстве домиков дети принимали непосредственное участие. Когда “кирпичики” закончились, посыпались другие предложения: строить крышу, украшать фасад окнами, вставить дверь и порожек, трубу на крышу, номер дома, посадить домашних питомцев… Фантазии детей не было предела. В “Домиках” отразилась критериальная система оценивания: кирпичики – те самые баллы, которые используются при критериальном оценивании. Естественно критерии оценивания были оговорены заранее, но свои коррективы вносились и в ходе проектной деятельности.

Участие педагога в таком масштабном проекте – максимальное – в форме организующей, стимулирующей и обучающей помощи на всех этапах работы.

Проектная деятельность приносит значительные приращения в знаниях и общеучебных навыках детей: ребята учатся планировать и организовывать свою деятельность, воспринимать и осмысливать информацию, оценивать и контролировать результаты своей деятельности, учатся общаться, отстаивать свою позицию и слышать собеседника, адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Данный проект достиг своей цели: жизнь в группе продленного дня действительно стала интересной, насыщенной, запоминающейся. Кроме того, я достигла своей скрытой цели – сплочение детского коллектива. Дети настолько комфортно стали чувствовать себя в группе, что в конце учебного года нам не хотелось расставаться. Посыпались вопросы: “Почему нет группы продленного дня в 5 классе? Давайте организуем такую группу!..”

Работа над проектом объединяет всех, позволяет улучшить отношения, приобрести знания и умения; позволяет включить в учебную деятельность всех учащихся, дифференцированно развивать способности каждого из них; формировать деятельностные, мыслительные, информационные, коммуникативные компетенции, которых очень не хватает нашим ребятам.