Форум студентов мти - показать сообщение отдельно - политология. В

Парето: элита -- люди, «занимающие высокое положение соответственно степени своего влияния и политического и социального могущества». У них незаурядными качествами, обеспечивающие им власть.18 Подход Парето имеет внутренние противоречия. С одной стороны, люди, обладающие высокими профессиональными индексами, могут никак не сообщаться между собой. В то же время Парето понимает элиту именно как замкнутую группу, оказывающую влияние на массы. Такая группа будет неизбежно обладать высокой организованностью вследствие уровня компетентности своих членов, и ее авторитет будет признаваться большинством вследствие признания им способностей каждого из членов группы.

Парето выводит теорию циркуляции элит, которая сводится к рассмотрению политической жизни общества в виде постоянной смены элитных группировок, каждая из которых переживает периоды становления, расцвета и упадка, после чего сменяется, мирным или насильственным путем, другой группировкой -- «контрэлитой». Все многообразие правящих элитных группировок Парето сводит к двум основным типам: спекулянтов и рантье, или «львов» и «лис» .19 Спекулянты -- люди «обычно возбужденные, готовые к принятию новшеств, готовые к экономическому действию; они любят опасные экономические авантюры и их ищут… При их упорной настойчивости и остром инстинкте комбинаций они преодолевают все препятствия. Их взгляды всегда соответствуют наибольшей выгоде момента». Рантье -- напротив, люди «в основном замкнутые, осторожные, неуверенные, избегающие всякой авантюры… Ими весьма легко могут управлять и так же легко обирать те, кто умело использует свойственные им инстинкты…». То, представители какого типа -- спекулянтов или рантье занимают элитные позиции, определяется потребностями общества в данной исторической ситуации. Результатом циркуляции элит является их динамическое равновесие, необходимое для общественного прогресса.

Объявляя принцип выдвижения правящего класса универсальным принципом человеческой истории, Парето оценивает его негативно, полагая, что при любом политическом режиме правящий класс причиняет бедствия всей нации. Особенно резко Парето относится к демократии: при ней правящий класс точно так же, как и при других режимах, узурпирует власть, но делает это цинично, прикрываясь лозунгами свободы и равноправия. Поэтому демократия, согласно Парето, -- миф, сентиментальная идеология. Общество всегда управлялось и будет управляться элитами, преследующими свои корыстные интересы, не соответствующие интересам народа. Демократия -- это «наиболее пустое из всех пустых понятий». Существующие демократические режимы на самом деле --«плутодемократические», при них властью владеет элита «спекулянтов», поддерживающая свою власть пропагандой, политическими комбинациями и маневрированием. Любая попытка установить «истинно демократический режим» оборачивается установлением авторитаризма со стороны тех. кто наиболее активно проповедовал демократические идеалы

Прагматическая ориентация свойственна и работам итальянского социолога В. Парето. "История человечества, – писал он, – это история постоянной смены элит; одни возвышаются, другие приходят в упадок". Теория элит изложена В. Парето в "Трактате всеобщей социологии" (1916). В контексте теории элиты он пытался выявить факторы и предпосылки динамического равновесия общества и значение в этом процессе политической власти, мотивов политического поведения. Как уже отмечалось, именно Парето ввел в научный обиход термин "элита".

Обоснование роли элиты Парето выводил из концепции социального равновесия, к которому стремится общество как система. Состояние равновесия обеспечивается взаимодействием множеств сил, которые он назвал элементами. Они образуют четыре группы – экономические, социальные, политические и интеллектуальные. Особое внимание, как уже отмечалось, ученый уделял мотивации человеческой деятельности. По его мнению, мотивами человеческой деятельности и двигателями истории являются психологические стимулы, которые он назвал "остатками". С точки зрения Парето, они сводятся к биологическим инстинктам, к нелогичным, иррациональным чувствам, эмоциям. "Остатки" представляют собой вечные и неизменные основы деятельности человека и отражают его индивидуальность. Социальное равновесие и форма общества представляют собой совокупное взаимодействие человеческих чувств, выражаемых в "остатки". Поэтому политика, по Парето, в значительной мере есть функция психологии.

Используя психологический подход в анализе общества и политики, ученый объяснял многообразие социальных интересов и статусов психологическим неравенством индивидов: "Человеческое общество неоднородно, и индивиды различаются физически, морально и интеллектуально". Совокупность групп "индивидов, которые действуют с высокими показателями в любой области, носит наименование элиты" . Парето определял элиту по ее врожденным психологическим свойствам и считал, что она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности. Таким образом, главная идея термина "элита" – превосходство... В широком смысле я понимаю под элитой сообщество таких людей, которые свойствами ума, характера, ловкостью, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени . Он даже разработал критерии принадлежности к элите, предложив для каждой сферы человеческой деятельности систему индексов (баллов), характеризующих способности отдельных индивидов. Согласно этой системе тому, кто сумел приобрести миллион (не важно, честно или нечестно), выставляются 10 баллов; добившемуся состояния в тысячи лир – 6; тому, кто едва не умер от голода, – 1, а попавшему в дом призрения нищих – 0.

Элита, по Парето, делится на правящую и неправящую (контрэлиту). Правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обладает харизматическими свойствами лидеров. Контрэлита представляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качествам, но лишена возможности принимать политические решения.

Парето был автором теории круговорота элит, объясняющей механизм социальных трансформаций. Он различал два типа элит, последовательно сменяющих друг друга. Первый тип – "львы", для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властвования. "Львы" хороши для стабильных ситуаций, поскольку они крайне консервативны. Второй тип – "лисы", властвующие с помощью различных средств манипуляции, обмана, демагогии. Они чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, нежели к угрозе применения насилия. "Лисы" преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуются энергичные, прагматически мыслящие и способные к преобразованиям правители. По мнению Парето, социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и "циркуляции" элит. Общество, в котором преобладают элиты – "львы", обречено на застой; общество же, где доминируют элиты – "лисы", отличается динамичностью развития. Поступательность и стабильность в развитии общества могут быть обеспечены при пропорциональном притоке в элиту лидеров первой и второй ориентации .

Управляющий, относительно малочисленный класс может удерживаться у власти частично силой, а частично – согласием большого подчиненного класса. Наилучший вариант – пропорциональное соотношение силы и согласия. Ресурс согласия основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты искусно манипулировать чувствами и эмоциями большинства. Парето считал, что "политика правительства тем эффективнее, чем успешнее оно использует эмоции". Однако умение убеждать подчас оказывается недостаточным для сохранения власти. В определенных обстоятельствах элита должна уметь вовремя применить силу. В противном случае на ее место может прийти новая элита, которая сделает это.

Элиты имеют тенденцию к упадку, а неэлиты способны к производству потенциально элитарных элементов. Это обусловлено тем, что принадлежность к элите не наследуется, ибо далеко не все дети обладают выдающимися качествами своих родителей. Поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, которые чаще всего составляют выходцы из низших слоев общества. Необходимость подобных изменений определяется тем, что прежние элиты "теряют свою энергию, происходит уменьшение пропорций резидуа, дававших им возможность завоевать власть и удержать ее".

Таким образом, все социальные преобразования Парето объяснял "циркуляцией элит", т.е. системой "обмена" людьми между двумя группами – элитой и остальным населением. В частности, он подчеркивал: этот феномен новых элит, которые в силу непрестанной циркуляции поднимаются из низших слоев общества в высшие слои, всесторонне раскрываются, затем приходят в упадок, исчезают и рассеиваются, есть один из главных феноменов истории, и его необходимо учитывать, чтобы понять основные социальные движения

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

1.Взгляды основоположников элитологии (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс).

2.Позиционные подходы (Дж. Бернхейм, Д. Белл, леволиберальная теория Р. Миллза).

3.Репутационные трактовки (Ж. Мейно, Р.-Ж. Шварценберг).

4.Плюралистическая теория (А. Бентли, Р. Арон).

5.Ценностные подходы (Н. Бердяев, О. Штаммер, Д. Рисмэн, С. Келлер).

6.Концепции демократическогоэлитизма (Р. Даль, С.М. Липсет, Й. Шумпетер).

1.Гаэтано Моска (1854-1941) - итальянский правовед, социолог и политолог, создатель оригинальной теории элитизма; государственный деятель либерального толка.

Теория элит изложена в работах :

- «Правящий класс»;

- «Основы политической науки»;

«История политических доктрин».

Ввел понятие «политический класс», используя производные от него понятия и выражения – такие как

- «господствующий класс»,

- «высшие классы»,

- «класс правящих»,

- «организованное меньшинство»,

«неорганизованное управляемое большинство».

Во всех обществах существуют два класса лиц:

-«политический (управляющий) класс»

И «управляемый класс».

Политическое руководство осуществляется особым, организованным классом управляющих - правящим меньшинством, отличающимся от большинства присущими только ему особыми качествами, который

Осуществляет все политические функции,

Монополизирует власть,

Получает материальную выгоду от своего положения.

Класс управляемых:

Находится в подчинении;

Управляется и регулируется политическим классом более или менее законным образом;

В случае недовольства может повлиять на политику класса управляющих, который не в состоянии управлять без поддержки масс, способных его свергнуть;

В случае свержения класса управляющих функции этого класса берет на себя другое организованное меньшинство, вышедшее из масс.

Правящий класс сохраняет власть благодаря наличию организации, структуры:

Высший (очень малочисленный) слой высшего руководства (ядро элиты);

Низший слой («средний класс»), выполняющий роль посредника между правящим и управляемым классом.



В обязанности среднего класса входит:

Проводить в жизнь решения правящего класса

И оправдывать его перед обществом.

Г. Моска выделяет три качества, открывающие доступ в политический класс:

Военная доблесть,

Богатство,

Церковный сан.

С ними связаны три формы:

Аристократия военная,

Финансовая

И церковная.

Доминирующим критерием для отбора в политический класс является способность управлять, означающая:

Знание национального характера,

Ментальности народа

И собственно опыт управления.

Политический класс нуждается в собственном обновлении - три способа такого обновления:

Наследование,

Кооптация (волевое введение новых членов в правящий класс).

Обществу присущи две абсолютно противоположные тенденции:

Первая, аристократическая, стремится к сохранению власти в руках потомков тех, кто управляет;

Вторая, демократическая - к обновлению из управляемых слоев общества.

В зависимости от принципа передачи политической власти Г. Моска выделяет два типа политического управления:

Автократический, при котором власть передается сверху вниз;

Либеральный, при нем власть делегируется снизу наверх.

Концепция Г. Моски абсолютизирует роль политического фактора (в современном плюралистическом обществе важен экономический фактор).

Теория элит Вильфредо Парето

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист, социолог и политолог, создатель теории циркуляции элит , одним из первых применивший формальные методы для анализа экономических и социальных процессов.

Первым вводит в научный обиход термин «элита», которую разделял на правящий класс, или правящую элиту (те, кто прямо или опосредованно участвуют в управлении), и неправящую элиту (оставшуюся часть элиты, не участвующую в управлении) – контрэлита, т.е. потенциальная элита по способностям, личным качествам, но лишенная возможности принимать политические решения.

Элита состоит из тех, кто:

Демонстрирует наивысшее качество

Или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности.

Два определения элиты :

Широкое, охватывающее всю общественную элиту,

Узкое, прилагаемое к правящей элите.

Согласно широкому определению, в элиту входят индивиды, преуспевающие в своей области деятельности.

Различал два типа элит , последовательно сменяющих друг друга.

Первый тип - «львы».

Для них характерны:

Открытость,

Решительность в управлении,

Они консервативны, и поэтому хороши для стабильных ситуаций.

Второй тип -«лисы».

Они, как правило, используют

Различные средства манипуляции,

Прибегают к подкупу,

Раздаче вознаграждений.

«Лисы» преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуется прагматически мыслящие и способные к преобразованиям политики.

Общество, в котором преобладают элиты - «львы», обречено на застой;

общество, где доминируют элиты - «лисы» - отличаются динамичностью развития.

Когда элита становится кастой и превращается в замкнутую систему, она утрачивает способность к управлению и прибегает к насилию, чтобы сохранить власть.

Прекращение циркуляции элит приводит к революции.

Революция - наиболее радикальный способ обновления элит, в результате чего старая элита уступает место новой.

В новой элите преобладают «лисы», которые со временем вырождаются во «львов», - сторонников насилия и деспотического правления.

Социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и циркуляции элит.

С одной стороны, одна элита может быть заменена другой, например, когда аристократия угасает или деградирует.

С другой, индивиды циркулируют между двумя уровнями: высшим - элитой и низшим - неэлитой.

Принадлежность к элите не наследуется, так как далеко не все дети обладают выдающимися качествами своих родителей.

Поэтому постоянно происходит замена старых элит новыми, которые чаще всего составляют выходцы из нижних слоев общества.

Эти изменения необходимы, так как прежние элиты со временем теряют свои качества.

Сохранение социального равновесия требует постоянной смены элит, осуществляемой с помощью насилия.

Обществу необходимы три способа ротации кадров:

Проводить в элиту кандидатов, при обычных обстоятельствах являющихся революционерами.

Выбирать из этой же среды наиболее одаренных.

На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется.

Деление на способную к управлению «элиту» и «контр-элиту» Вильфредо Парето считал «… существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, - движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно. В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», (в указанном смысле ранее термины «львы» и «лисы» ранее использовал Никколо Макиавелли – Прим. И.Л. Викентьева) которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Парето считал, что он живет во времена «лис» (имея в виду Италию и Францию). Политическая и экономическая сцена заполнена политически недобросовестными юристами и интеллектуалами-софистами, манипулирующими сознанием людей. Если это состояние оставить бесконтрольным, то социальное равновесие будет фундаментально подорвано. Однако он видел в истории доказательства тому, что всегда в подобной ситуации люди консервативных «львиных» качеств начинают набирать силу и отодвигают господство «лис». Они создают уверенность в том, что социальная стабильность установится, а вера, патриотизм и национальная гордость вновь заявят о себе».

Васильева Н., Вильфредо Парето: провозвестник львов, в Сб.: Восстание масс, СПб, «Мидгард», 2005 г., с. 25-26.

Вот что писал о циркуляции элит сам Вильфредо Парето:

«… феномен новых элит, которые в ходе непрерывной циркуляции, возникая в низших стратах общества, поднимаются в его высшие страты, там захватывают себе пространство и впоследствии приходят в упадок, вымываются и исчезают, представляет собой один из самых важных исторических фактов, и его необходимо принять во внимание, чтобы понять крупные социальные движения. Очень часто существование этого объективного феномена бывает завуалировано воздействием на нас страстей и предрассудков, и то, как мы его воспринимаем, существенно отличается от того, каков он в реальности.

Циркуляция, которая возносит элиты, рождающиеся в низших стратах, к вершине, а также низвергает и приводит к исчезновению властвующие элиты, в основном бывает скрыта за множеством фактов. Прежде всего, это связано с тем, что данный процесс развивается, как правило, достаточно медленно, и потому, только изучая историю за длительный период времени, к примеру, в несколько веков, можно постичь общий характер и основные линии такого движения. Современный наблюдатель, охватывающий взглядом лишь короткий период времени, не видит ничего кроме случайных обстоятельств. Он видит соперничество каст, гнет тиранов, народные бунты, либеральные требования; он замечает аристократии, теократии, охлократии, однако общий феномен, по отношению к которому все перечисленное оказывается лишь частными деталями, зачастую полностью ускользает от него. Среди иллюзий, возникающих при этом, есть те, которые встречаются особенно часто и потому заслуживают быть отмеченными. Чтобы влияние эмоций, от которых не так-то легко освободиться, когда рассматриваются конкретные случаи, не могло затемнить наши рассуждения, мы будем рассуждать абстрактно. Пусть А - это элита, находящаяся у власти; В - элита, пытающаяся оттеснить от власти элиту А, чтобы самой занять её место; С - остальная часть населения, включающая неадаптированных людей, тех, кому недостает энергии, характера, ума, одним словом - людей, оставшихся вне элиты. А и В главенствуют и стремятся заручиться поддержкой своих сторонников от С, используемых ими как орудие. Одни С были бы беспомощны, как армия без командиров; они приобретают значимость и вес только тогда, когда их возглавляют А или В. Очень часто и даже почти всегда именно В оказываются во главе их, в то время как А усыпляют себя надеждами на собственную безопасность и презирают С. Впрочем, именно В могут лучше прельстить и привлечь к себе С именно потому, что они не обладают властью и их обещания рассчитаны на более долгий срок. Однако А иногда мечтают опередить В, в надежде на то, что им удастся угодить С мнимыми уступками, не делая их слишком реальными. Если В постепенно занимают места, принадлежащие А, благодаря медленной инфильтрации, если социальная циркуляция не прерывается, то С лишаются лидеров, которые могли бы побудить их к бунту, и наблюдается период процветания. Но обычно А стремятся противодействовать этой инфильтрации, однако такое противодействие может оказаться неэффективным, порождая лишь недовольство и не давая ощутимого результата.

Если такое противодействие эффективно, то В могут захватить власть только сразившись с А и обратившись к помощи С. Когда успех окажется на их стороне, В захватят власть и начнет формироваться новая элита D, которая по отношению к В сыграет ту же роль, которую прежде играла элита В по отношению к элите А; и т. д. Большинство историков не замечает этого движения. Они описывают данное явление так, будто оно всегда оказывается борьбой одной и той же аристократии или олигархии против народа, который также все время один и тот же. На самом же деле: 1) речь должна идти о борьбе одной аристократии с другой аристократией; 2) аристократия, пребывающая у власти, непрерывно изменяется, и места, занимаемые сегодня одними людьми, спустя некоторое время будут заняты их противниками. Когда элита В приходит к власти и сменяет элиту А, дошедшую до полного упадка, как правило, наступает период высшего процветания. Некоторые историки видят в этом исключительно заслугу «народа», т. е. С. В таком утверждении верно только одно - то, что низшие классы производят новые элиты. Что же касается самих низших классов, то они не способны управлять, и охлократия не приводила никогда ни к чему другому, кроме бедствий. Более глубоко по сравнению с теми, кто привык смотреть на вещи издалека, заблуждаются люди, вовлечённые в движение и принимающие в нем активное участие. Многие индивиды, входящие в В, искренне верят, что добиваются выгоды не для себя и своего класса, но действуют на благо С и борются просто за то, что называют справедливостью, свободой, гуманностью. Эта иллюзия воздействует также и на представителей А. Среди них появляется немало людей, изменяющих своему классу, верящих, что они воюют за осуществление этих прекрасных принципов ради того, чтобы помочь бедным С, между тем как в действительности единственным результатом их усилий является помощь В в захвате власти, оборачивающейся затем новым игом для С, часто более тяжким, чем иго А. Тот, кто в конце концов понимает, каким окажется результат, порой обвиняет в лицемерии как В, так и А, твердивших, что их стремления направлены только к тому, чтобы оказать помощь С, но в целом он не прав, поскольку многих таких людей как из В, так и из А нельзя упрекнуть в неискренности. Симптомом, почти всегда предвещающим упадок аристократии, является распространение гуманистических настроений и болезненной чувствительности, отчего аристократия оказывается неспособной защитить свои позиции.

Не следует путать насилие с силой. Насилию часто сопутствует слабость. Встречаются индивиды и классы, потерявшие могущество и способность удержаться у власти, становившиеся все более одиозными из-за творимого ими насилия, при котором они наносили удары вслепую, наобум. Сильный наносит удар только тогда, когда это совершенно необходимо, и уже ничто не останавливает его. Траян был сильным и не проявлял насилия; Калигула проявлял насилие, но не был сильным. Если у живого существа пропадают чувства, необходимые ему в данных обстоятельствах, чтобы выстоять в борьбе за жизнь, то это верный признак вырождения, поскольку атрофия этих чувств в более или менее недалеком будущем приводит к вымиранию вида. Живое существо, которое не желает ответить ударом на удар и боится пролить кровь своего врага, признаёт себя побеждённым и попадает во власть противника. Баран всегда мог встретиться с волком, готовым его съесть, и если теперь он избегает такой участи, то просто потому, что человек охраняет его, как пищу для себя самого. Всякий народ, который до такой степени боится пролить кровь, что оказывается неспособным себя защитить, рано или поздно становится жертвой какого-нибудь воинственного народа. На нашей планете нет, пожалуй, ни одного клочка земли, который бы не был когда-то завоеван мечом, и на котором народы-оккупанты не удерживались бы с помощью силы. Если бы негры оказались сильнее европейцев, то они поделили бы Европу, а не европейцы - Африку. «Право» народов, называющих себя «цивилизованными», завоевывать народы, которые они именуют «нецивилизованными», выглядит совершенно смехотворно, или, лучше сказать, это право есть не что иное как сила. Пока европейцы будут оставаться сильнее, чем китайцы, они будут навязывать им свою волю, но если бы китайцы стали сильнее, чем европейцы, то позиции переменились бы, и гуманистические декларации не смогли бы воспрепятствовать вторжению армий противника. […]

Всякая элита, не готовая сражаться ради защиты своего положения, находится в полном упадке, и ей не остается ничего иного, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством и твёрдостью, которых прежней недостаёт. И если такая элита верит, что провозглашенные ею гуманные принципы будут применяться к ней самой, то она просто впала в иллюзию. Победители прожужжат ей уши неумолимым vae victis (горе побежденным – Прим. И.Л. Викентьева).

Вильфредо Парето, Социалистические системы / Теоретическая социология: Антология в 2-х частях, Часть 1, М., «Университет», 2002 г., с. 269-272 и 272.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ЭЛИТЫ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО И СОВРЕМЕННОСТЬ

SOME QUESTIONS OF VILFREDO PARETO"S THEORY OF ELITE AND MODERN TIMES

E.B. Лазуткина E.V. Lazutkina

Элита, принцип Парето, кривая Парето, низшая страта, высшая страта, циркуляция элит, остатки, деривации, правящая элита, неправящая элита, ярлыки элиты.

В статье рассматриваются теория циркуляции элиты В. Парето и принцип Парето, понятия остатков, дериваций и ярлыков элиты. В самой элите учёный выделил правящую и неправящую элиту, вместе с тем выделяя элиту в любой сфере человеческой деятельности, не внося оценочного элемента в само понятие «элита». Мы подвергаем критике теорию циркуляции элиты В. Парето как малозависящую от основного общества и не носящую конткретно-исто-рический характер и определяем свою модель общественного прогресса или регресса элиты и общества как двойную спираль с незамкнутыми кругами.

Elite, the Pareto principle, the Pareto chart, lower strata, upper strata, circulation of elite, residues, derivations, governing elite, non-governing elite, elite labels.

The article analyzes V. Pareto"s theory of circulation of elite and the Pareto principle as well as the terms of residues, derivations and elite labels. The scientist distinguished governing and non-governing elite highlighting elite in any sphere of human activity without defining any element of judgment in the concept of elite. We criticize his theory of circulation of elite as little dependent on the basic society and the one that has not got concrete historical nature, and define our own model of social progress or regress of elite and society as a double spiral with open circles.

Актуальность данной работы связана с тем, что жизнь миллионов зависит от решений немногих людей, имеющих власть, и человечество на протяжении многих веков уже осознаёт это. Мы наблюдаем, что в сферах политики, экономики, культуры есть руководящие, господствующие слои, которые определяют развитие общества в определённых направлениях. Отсюда и происходит интерес к составу и содержанию деятельности правящих слоёв. Изучение этих господствующих групп (элит) представляется чрезвычайно актуальным, так как позволяет понять их природу, сущность, тенденции развития и механизмы влияния на общественное развитие.

Современное общество классово дифференцировано. В XX! столетии оно переживает острые кризисные процессы, доказательством чего является ряд региональных войн в конце XX - начале XXI века, «цветные революции», которые прокатились по северным государствам Африки, захватили Украину, Грузию и некоторые другие государства,

а также постоянные кризисные явления в странах Юго-Западной Европы (Греция, Испания и др.). В этих условиях очень важно понять место и роль элит господствующих классов и контрэлит оппозиционных классов.

Цель статьи - проанализировать некоторые основные идеи и положения теории элиты одного из основоположников элитологии Вильфредо Парето в связи с современностью.

Известный итальянский социолог В. Парето (1848-1923) создал широко известные теории круговорота элит и принципа, названного его именем. В 1906 году итальянский экономист и социолог, наблюдая за экономическими процессами, в частности за распределением богатства в своей стране, создал на основании своих исследований математическую модель, в соответствии с которой получилось, что двадцать процентов населения страны владеют восьмидесятью процентами всех богатств. В наиболее общем виде принцип Парето формулируется как «20 % усилий дают 80 % резуль-

тэта, а остальные 80 % усилий - лишь 20 % результата», то есть, правильно выбрав минимум самых важных действий, можно быстро получить значительную часть от планируемого полного результата, при этом дальнейшие улучшения неэффективны и могут быть неоправданны (согласно кривой Парето). В дальнейшем, продолжая изучать статистические данные за различные периоды времени, он также обнаружил, что это соотношение сохранялось. В конце XX века принцип Парето стал очень популярен среди ученых различных сфер деятельности. И самое интересное, что этот принцип работает практически везде .

В статье «Приложение социологических теорий» ученый развивает ряд принципов своей будущей системы волнообразного развития общественных явлений. Эти принципы восходили к идеям, заложенным ещё Н. Макиавелли. Уже здесь он рассматривает различные типы человеческого поведения, присущие разным группам политической элиты. С одной стороны, это консервативное и последовательное, а с другой - гибкое и приспособительное поведение. Эти типы он называет «львами» и «лисицами», взяв имена из «Государя», хотя у него они уже переосмыслены.

Особой заслугой исследователя надо считать его идею циркуляции элит. Согласно теории В. Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. Он пишет: «В результате циркуляции элит класс правящей элиты находится в состоянии непрерывной и медленной трансформации. Он переменчив, как река, и сегодня не тот, каким был вчера» [Парето, 2008, с. 314]. В связи с этим положением он отмечает, что «... революции происходят оттого, что из-за замедления циркуляции элит или по другой причине в высших классах накапливаются элементы плохого качества» [Там же, с. 314].

Следует заметить, что В. Парето был знаком с теорией К. Маркса о радикальном преобразовании общества, которую он считал утопической.

Не отвергая в целом теорию исторического материализма, В. Парето разделял мысль о наличии в обществе социальных законов, об определяющей роли борьбы классов. Исследовательская мысль В. Парето двигалась от классической политэкономии к новой науке - социологии. Он особо изучал ментальную составляющую в жизни общества, в том числе в хозяйственных отношениях. Ученый делает акцент на нелогичности и нерациональности поведения человеческих индивидов и вводит вместо понятия «полезность» понятие орИеИтйе, которое можно перевести как «желательность». В капитальном труде «Трактат по общей социологии» (1907-1914), изданном в 1916 году, В. Паре-то изложил свои основные взгляды на общество. Поставленные в «Трактате» вопросы и намеченные пути их решений интересны сейчас не менее, чем в начале XX века. Во всех изучаемых явлениях человеческих сообществ В. Парето интересовало, как возможно состояние социального равновесия и как протекает его динамика. Два главных термина - «чувства» и «интересы» - употребляются им в более или менее распространенном значении, однако основу теории В. Парето составляют два класса, на которые делятся социальные явления и которые выражают соотношение между устойчивым и изменчивым, реальностью и представлениями о ней. Понятие «остатки» в его представлении является сутью проявления реальных чувств, не всегда осознаваемых, но лежащих в основе поступков. Остаток-это реальность, сущностный мотив, который в действительности движет людьми, отражает их истинные чувства. Все прочее, придуманное в ходе эволюции - это деривации, косвенные производные от действительных чувств. Остатки и деривация соотносятся между собой, как иррациональное и рационализирующее, как реальность и как способ ее использовать. В. Парето выделил шесть классов остатков, из которых наиболее важны в его теории социальной динамики два. Первый тип остатков - склонность к комбинациям, желание перемен, поиск выгоды, готовность манипулировать людьми и цинизм. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдалённого будущего. Второй тип - групповая или агрегатная устойчивость, инертность, консерва-

тизм, упорство в вере, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Эти типы поведения более или менее соответствуют макиавеллиевскому делению на «львов» и «лисиц» (в сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» и «рантье»). Они легли в основу теории циркуляции элит, разработанной В. Парето. По его мысли, во всех обществах существуют элиты и руководимые ими массы.

Мы отметим, что он отрицал наличность периодических циклов в различных сферах социальной жизни и фиксировал непериодические долговременные циклы, в чём с ним соглашался другой классик социологии П.А. Сорокин: «Если периодичность трудно доказать [см.: Богокт, 1927], то существование долговременных экономических "подъёмов" и "падений" не вызывает никаких сомнений» [Сорокин, 1992, с. 313]. По удачному замечанию В. Парето, разница лишь в продолжительности цикла; он громаден для человечества, меньше, но всё ещё значителен для наций, крайне мал и незаметен для семьи или небольшой социальной группы [см.: РагеЬ, 1919, р. 1530].

Однако у социолога нет четкого и однозначного определения понятия элиты. С одной стороны, элиту составляют люди, которые достигли выдающихся результатов в своей сфере деятельности, в частности, это может быть и мошенничество. Здесь В. Парето следует за Н. Макиавелли, который в главе X книги I «Рассуждений» писал об иерархии профессий и об успехах людей в их занятиях. С другой стороны, к элите социолог относит группу людей, которая управляет обществом и концентрирует в своих руках максимум доходов. Например, это могут быть «лисицы», которые склонны к методам достижения успеха путем обмана и манипуляций. Во времена В. Парето была прослойка, называемая им демагогической плутократией. Другой способ управления - силовой - применялся военно-бюрократическими слоями, которые в ходе Первой мировой войны были оттеснены от власти демагогической плутократией почти во всех странах Европы. Двум группам плутократии - военной и демагогической - В. Парето противопоставил классы землевладельцев и трудящихся.

«Введём класс, - рассуждает он, - в кото-

рый будут входить те, кто имеют наиболее высокие показатели в своей области деятельности. Назовём его "элитой". При этом подразумевается, что нет чётких границ, отделяющих его от остальной части населения, как не могут быть чёткими границы, отделяющие годы юности от зрелых лет... В целях осуществления исследования социального равновесия... выделенный класс следует ещё раз разделить на две части, т. е. на тех, кто прямо или косвенно играют важную роль в политическом управлении и составляют класс правящей элиты. И на остальных, которые относятся к другой части класса, не являющейся правящей элитой» [Парето, 2008, с. 308-309].

Таким образом, В. Парето различает два вида элиты: правящую и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоёв: её вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой») . Элиты существуют во всех обществах независимо от их формы правления.

В качестве синонимов понятия элиты В. Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой». Это у него просто лучшие в определённой области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия учёных, аристократия преступников и т. п.» .

Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента, и в этом можно проследить определённое противоречие. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определённом виде деятельности, с другой - в «Трактате» и «Компендиуме» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. И всё же в целом у В. Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

Ни одна из элит, по мнению ученого, не мо-

жет удерживаться у власти до бесконечности; через некоторое время происходит их смена, иногда ротация может происходить относительно незаметно, если правящие верхи открыты для проникновения способных лиц снизу, и насильственным путем - по мере деградации правящих классов и усиления оттесненных от власти групп. Деградация элит и их ротация, централизация и децентрализация формируют циклы, которые определяют судьбу общества и отражают множество волнообразных процессов, из которых складывается динамическое равновесие общества.

Существенной чертой теории В. Парето является подразумеваемая в ней взаимосвязь различных сфер жизни общества, в частности политики и экономики.

В. Парето обращает особое внимание на неоднородность общества и циркуляции между его различными частями. Он писал: «Нравится это некоторым теоретикам или нет, но фактически человеческое общество не является однородным, люди отличаются друг от друга физически, нравственно, интеллектуально. Здесь ставится задача изучать реальные феномены, поэтому следует учитывать данный факт. Однако надо принимать во внимание и другой факт: что социальные классы не являются полностью изолированными даже там, где существуют касты, и что у современных наций цивилизованного мира происходит интенсивная циркуляция между различными классами» [Парето, 2008, с. 306-307].

Как бы то ни было, когда швейцарский учёный ушёл из жизни, ничего кардинально нового с точки зрения общественного строительства не было изобретено, а его наследие сегодня изучают философы, социологи и историки. Его труды предлагают нам формулы, которые могут нам понадобиться для определённых целей. Он первым возвёл социологию в ранг науки на рубеже XIX-XX веков, обозначил для неё очевидный путь экспериментальных наук. Например, сибирский исследователь E.H. Волосов, опираясь на теории элиты, анализирует советскую столичную технократическую элиту 1960-1980-х годов и этапы её становления на примере видных деятелей - выходцев из Сибири [Волосов, 2011, с. 202-207]. В свою очередь, крас-

ноярский исследователь Д.Н. Медников обращает внимание на проблемы социального партнёрства как альтернативу классовой борьбе между трудом и капиталом, что является весьма актуальной проблемой в отношениях между элитой и «массой» в современном мире [Медников, 2011, с. 265-270].

В. Парето разработал, по существу, либерально-консервативную теорию элиты, основу которой составила модель циркуляции элиты. Как известно, циркуляция (от лат. агси1а1:ю - круговращение) употребляется в нескольких смежных значениях. Это круговорот, круговращение, например, циркуляция атмосферы. Это также движение жидкости или газа по замкнутой траектории, например, воды и пароводяной смеси по трубам парового котла. Другими словами, под термином «циркуляция» подразумеваются некоторые внутренние процессы со своими трансформациями; такие процессы автономны и мало или совсем не зависят от внешних факторов [Современный словарь иностранных слов, 1999, с. 682-683]. По такому принципу и рассуждает В. Парето, фиксируя определённую автономность, самодостаточность и малую зависимость элиты («высшей страты») от основного общества, от «низшей страты», т. е. класса, не являющегося элитой. Если трансформации в такой элите и происходят, то, как можно понять учёного, сама элита их обусловливает, и, если она накапливает в своих рядах некачественные элементы, то это ведёт к её разложению и кризису.

Наша новизна заключается в принципиальном отличии понимания элиты от паретовского. Определим нашу модель элиты как конкретно-историческую, прогрессистскую. Что имеется в виду? Элиты, которые существовали и которые существуют ныне, представляют собой конкретно-исторические особые социальные группы, которые являются одним из социальных результатов развития производительных сил общества, определённого способа общественного производства. Не элита порождает определённое общество, а конкретное историческое общество порождает свой господствующий класс, который, в свою очередь, формирует необходимую ему элиту.

Теория элиты у В. Парето в итоге имеет внеи-сторический характер. Она как бы соотносится со

временем, в котором жил ученый, и вместе с тем она у него абстрактна, создана на все времена. Отечественный учёный В.В. Павловский обращает внимание на необходимость конкретно-исторического подхода к анализу социальных явлений [Павловский, 2012, с. 209-213].

Если процессы возникновения, развития и смены элит в истории общества представить в виде модели, то она будет выглядеть как двойная спираль с расширяющимися незамкнутыми кругами, с перерывами постепенности, с социальными революциями, обусловленными сменой способа общественного производства со старого на новый. Вместе с тем не исключено и рекурсивное движение: как бы возврат от более высокого, более развитого способа производства к менее развитому.

Таким образом, смену господствующих элит мы объясняем не их автогенезом, не их внутренними процессами, как это объяснял В. Парето, а в первую очередь внешними по отношению к ним названными выше факторами.

Кроме того, следует отметить, что если в определённый исторический период господствующая элита способствует прогрессивному развитию общества, его способа производства, его производительных сил, то она так или иначе поддерживается этим социумом, сохраняя в целом свой авторитет, свои властные функции. Когда же эта элита вступает в острые противоречия с развивающимися производительными силами, с классами-оппонентами и социальными группами, ориентированными на общественный прогресс, старая элита начинает разлагаться, деградировать, утрачивает свой авторитет, позиции в обществе и в итоге, после социальной революции, уступает своё господствующее положение другой, молодой элите, сформированной из класса, который инициировал социальную революцию и был лидером в процессе её проведения.

Рекурсивное, регрессивное движение общества в результате контрпереворота - свидетельство слабости элиты, которая до этого была у власти и господствовала в обществе, свидетельство того, что она «просмотрела» противостоящие силы, способные её свергнуть, допустила в свои ряды «пятую колонну» и разложилась. Очень важными в этих случаях могут быть и международные факто-

ры, деструктивное вмешательство иностранных государств с целью свержения неугодного им режима, неугодной им элиты.

Таким образом, исследования теорий элит В. Парето очень важны в настоящее время, поскольку необходим учёт теоретических достижений в этой области в наше время и конструктивной критики его основных положений в связи с теми коренными изменениями, которые произошли в обществе за это время.

Библиографический список

1. Волосов E.H. Столичная технократическая элита 1960-1980-х годов: сибирские эпизоды биографии // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №3(21).

2. Медников Д.М. Социальное партнёрство как альтернатива классовой борьбе между трудом и капиталом на рубеже XIX-XX вв. (К постановке проблемы в сознании сибирской общественности) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. №4(18).

3. Павловский В.В. Вехи становления нового мировоззрения (анализ фрагмента книги К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство...») // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 3 (21).

4. Парето В. Компендиум по общей социологии / пер. изд.: Pareto V. Compendio di sociología generale / a cura di G. Farina. Firenze: Barbera, 1920. M.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

5. Современный словарь иностранных слов: ок. 20 000 слов. 2-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1999.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество: пер. с анг. / общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. С. 313.

7. Pareto V. Traite de sociologie generale. P., 1919. Vol.1.

8. Pareto V. Traite de sociologie generale // Pareto V. Oeuvres completes. Geneve, 1968. T. XII, § 103, 2034, 2047.

9. Sorokin P. A Survey of the Cyclical Conceptions of Social and Historical Process // Social Forces. 1927. Vol. 5.