Да пребудет с тобой вдохновение: как преодолеть творческий ступор. Как выйти из творческого ступора? Художник, эротическая живопись, Лос-Анджелес

Время давно перевалило за полночь, вы садитесь за очередной «полезный и интересный» текст о выборе «лучшего матраса, который можно купить недорого в нашем интернет-магазине» и… понимаете, что не можете выжать из себя ни слова. Здорово, если проблема решится обычным (хотя столь непривычным для копирайтеров) восьмичасовым сном. А если творческий ступор длится не первый день и одолевает вас все чаще? Возьмите на вооружение советы нашего автора Виктории , которая поделилась надежными средствами борьбы с творческим выгоранием. А в конце статьи вы найдете еще парочку полезных рецептов вызова музы от нашей команды (обещаем, никакой черной магии 😉). Передаем слово Виктории.

Как я продолжаю писать, даже если муза в отгуле?

О том, что копирайтер – творческая профессия, известно всем. Но я прочувствовала это в полной мере. Пишу уже более пяти лет и на своём опыте ощутила «перегорание» творческой личности.

Несмотря на опыт, профессионализм, писателю постоянно нужна перезарядка. Н а протяжении всей своей трудовой деятельности замечаю, что непрерывная творческая работа утомляет автора, истощает его слог.

Думаю, только копирайтер копирайтера может в этом понять. Как человек, зарабатывающий на жизнь исключительно копирайтингом, могу сказать, что на зарплату нужно творить баснословное количество знаков в месяц.

Большинство знакомых всегда с мечтательной завистью в голосе твердят мне про преимущества гибкого графика, хотя не такой он и гибкий, ведь дедлайны конкретные, за нарушение которых последуют штрафы. Каждый день нужно писать более 10-15 тысяч знаков, но темы постоянно повторяются. В итоге приходит чувство, что все слова уже были сказаны кем-то, а многие – мною. И не то чтобы не знаешь, что писать (опыт даёт своё), но наступает настоящий творческий кризис. Руки стараются не резво бить по клавиатуре, а отталкивают её всеми пальцами. Напрягает сама мысль, что нужно будет сотворить очередной текст.

Ничего неестественного в этом нет, ведь каждый творческий человек в себе генерирует и создаёт прекрасное, да только вдохновение не станок, автор не может работать, опираясь исключительно на технические способности.

Прежде всего, хочу сказать, что при постоянном написании массы текстов слог становится скудным и повторяющимся, если не читать литературные произведения, например, классику. Можно и современную прозу, почему нет? Это обогащает лексический запас. Когда ощущаешь, что начинаешь говорить с читателем по-новому, это придаёт творческих сил. Так что я усиленно читаю : это улучшает настроение и повышает профессионализм.

Лично для меня стали примером именно японские писатели, так как, читая их книги, забываешь о времени и количестве прочитанных страниц. Слог буквально льется, поэтому даже в больших произведениях не теряешь нить сюжета, все события понятны. Мой литературный фаворит – Харуки Мураками. Почти все его произведения, прочитанные мной, впечатлили, особенно «Норвежский лес». Считаю отменно написанной книгу Фредерика Бегбедера «Любовь живёт три года»: приятно читать, когда подача текста интересная и понятная. Рекомендую произведение Стива Харви «Поступай как женщина, думай как мужчина». Список могу продолжать бесконечно, и это прекрасно, ведь значит, в мире много профессионалов своего дела.

Выход в людные места. Для меня как для копирайтера проблемным моментом работы является то, что приходится работать дома, просиживать день за своим ноутбуком. Если аврал, бывает, не хватает времени даже на супермаркет. А ведь, согласитесь, что отсутствие офисной обстановки и босса в стеклянном кабинете имеет и минусы. Один из них – дефицит общения, поступления внешней информации. Поэтому в моменты творческого кризиса даю себе всё, чего мне не хватало, – больше гуляю.

Вооружаюсь стаканчиком кофе и дышу воздухом в парке, отлично бы прогуляться по набережной. Красивый вид порождает в нас красивые слова, а в работе это, снова же, только на пользу. Можно встретиться с приятными людьми и поболтать.

В очередной раз сделать переоценку своего труда . Меня часто разочаровывало то, что копирайтер и журналист – профессии, которые часто путают. И наша профессиональная община трудится намного больше, но вот титулов и лавровых венков не дождаться. Публикации копирайтера идут даже без имени. А порой так хочется оставить след в истории The New York Times… В моменты творческого кризиса смотрю фильмы о людях, которые тоже пишут, занимаются фрилансом, и меня это вдохновляет. Глядя со стороны на человека за ноутбуком, печатающего, не могу не соблазниться и не сесть за свой лэптоп. Мы творим интернет!

Один из «лечебных» фильмов от творческой депрессии у меня — « Завтрак у папы », где в сюжете вырисовываются комические и не очень моменты жизни копирайтера. Придает сил и вдохновения кинолента « Стажер », которая хоть и не связана с фрилансом, но показывает, как упорно приходится трудиться людям, которые создают бизнес с помощью Сети, и как они преданы своему делу. Подвести черту «кинотерапии» хотелось бы простым видео The Expert , которое набрало на YouTube более 5 миллионов просмотров. В сюжете отображается сложность «попадания в десятку», с которой сталкиваются все творческие люди. Ведь заказчики ждут именно того, что будет соответствовать не столько ТЗ, сколько их видению результата, а понять это бывает не так просто. Но мы все должны относиться к этому с юмором, чтобы делать свою работу позитивно. Этот видеоролик точно поможет улыбнуться и получить порцию веры в свой профессионализм.

Перед стартом работы, после небольшого отпуска для перезарядки, делаю себе чашечку ароматного крепкого кофе, для полного счастья добавляю к нему пару ломтиков любимого шоколада и в приятной атмосфере снова начинаю творить. Для себя поняла, что чем прекраснее обстановку мы создаём вокруг себя, тем больше вероятность того, что дивная и неуловимая муза захочет оказаться в этом уютном месте.

Благодарим копирайтера Викторию за такой искренний текст, отличные советы и порцию вдохновения!

Виктория уже воспользовалась и получает от нас все обещанные «плюшки»!

Есть крутая идея для нашего блога? Хотите войти в историю пусть не The New York Times, но хотя бы биржи «Миратекст»?

Связь через:

  • e-mail: gorbatenko.olga[собака]mirafox.ru;
  • skype: olga_booklover (предпочтительный способ).

Рецепты против творческого выгорания от команды « Миратекст »

Статья Виктории настолько вдохновила нас, что мы устроили настоящий мозговой штурм и хотим предложить вам еще пару лайфхаков по борьбе с выгоранием. Не беремся утверждать, что каждый из них подойдет абсолютно любому человеку, но попробовать однозначно стоит: вдруг вы найдете именно то, что нужно.

Попробуйте технику Pomodoro

Если вы по несколько часов не отрываетесь от экрана, не надо удивляться выгоранию: ваш бедный организм просто включил « на полную » функцию инстинкта самосохранения и пытается сохранить хоть немного вашего здоровья. Заставить организм отключить функцию самосохранения и включить мозг поможет техника « Помидора » . Вся соль состоит в том, чтобы разбить работу на части. Так, вы должны работать 25 минут, потом 5 минут отдыхать, потом вновь 25 минут работать и 5 отдыхать и т.д. Это будет просто сделать при помощи специального таймера http://tomatotimer.ru/ или аналогичного приложения для Android или iOS . Что сделать за 5 минут отдыха? Похрустеть затекшей шеей, подвигаться, выпить чашечку ароматного чая, зажав в свободной руке печеньку, а не мышку, — что угодно, главное — подальше от компьютера.

Выйдите из зоны комфорта (даже если не вошли в нее 🙂)

У каждого копирайтера есть темы, в которых он разбирается, которые легко писать. И это главная ловушка! Как бы вы ни обожали детей, поверьте, после 58 текста о выборе лучших подгузников вас будет передергивать от одной мысли о «детской тематике». Возьмите в работу статью по совершенно новой для себя теме. Сначала будет жутко страшно, ведь вы ничего о ней не знаете, нужно будет потратить время на изучение нюансов, появятся сомнения в том, что все получится на должном уровне. Зато в результате такой«шоковой терапии» ваш мозг«перезагрузится» и вы вновь сможете вернуться к той же детской тематике (если, конечно, новая тема не увлечет вас).

Смените место дислокации

Смена обстановки — ультраполезная штука. Попробуйте писать недающуюся вам статью в парке, на пляже, в любимом кафе . Это не просто приятно, но еще и весьма эффективно: в голову начинают приходить свежие мысли, интересные обороты, идеи структурирования статьи. Обязательно попробуйте!

Творческий застой (творческий кризис )- ситуация, знакомая многим. Мысленный ступор, потеря вдохновения, отсутствие свежих мыслей и идей, потеря способности адекватно оценивать результаты собственной деятельности, опустошенность – все это признаки творческого ступора.

Если вас покинуло вдохновение и мысли не идут в голову, не расстраивайтесь, с этим можно бороться!

Как бороться с творческим кризисом

Проблема преодоления творческого кризиса заключается в его индивидуальности, по этому, как и в случае с избавлением от лени , сначала необходимо разобраться в причинах этого недуга. Задайтесь вопросом – «Почему возник кризис в творчестве?» Проанализировав причины возникновения застоя, вам будет проще его преодолеть.

Если причиной является переутомление (пожалуй, основная причина творческого застоя), выйти из творческого кризиса поможет отдых или уменьшение темпа. Труд без отдыха почти всегда ведет к потере работоспособности, к усталости, апатии и депрессии. Когда вы не забываете про досуг, когда чередуете работу и полноценный отдых, вы вновь и вновь возвращаетесь к своему делу - с зарядом новой энергии, с энтузиазмом и бодростью. Можно сходить в кино на какой-нибудь мотивирующий фильм , сходить на фотовыставку или в художественную галерею (многообразие зрительных образов стимулирует творческую фантазию и креативность ), полежать на пляжу или отправиться на рыбалку. Кому то для выхода из творческого кризиса связанного с усталость достаточно просто пару дней выспаться и провести время с семьей, другим же необходим полноценный отпуск. Все дело в степени утомленности.

«Если ощущаю упадок сил и потерю вдохновения, я беру тайм-аут и на неделю-другую еду в отпуск, где просто смотрю на людей и слушаю музыку. Для меня это лучший вариант отвлечься, выйти за рамки моей работы и преодолеть кризис в творчестве ». Келли Густафсон (Фотограф, Швеция)

Часто творческий кризис наступает из-за проблем личного характера – конфликт в коллективе, ссора с близким, недопонимание с любимым человеком, болезнь кого-нибудь из родных, финансовые трудности и т.п. Так как творческий человек – личность ранимая, все эти неприятности могут надолго выбить его из колеи. Преодолеть творческий кризис поможет осознание того, что жизнь, как и зебра, штука полосатая. Рано или поздно неприятности заканчиваются, и все плохое забывается, но лучше уж раньше, чем позже сделать все от вас зависящее, чтобы нейтрализовать воздействие личных факторов на творческий процесс. Примите меры, чтобы грусть-тоска не стала причиной творческого застоя - если вы с кем-то поссорились, не злопамятствуйте – скорее помиритесь. Если вы приняли твердое и окончательное решение порвать с любимым человеком или вас бросили, как можно быстрее, дабы в глубине души не возникали надежды, сожгите все мосты – начните с кем-то встречаться, живите дальше.

Бывает, творческий кризис наступает в результате нехватки информации. Единственным выходом здесь является найти ее. У каждого свои секреты поиска, обработки и фиксации информации.

«Обычно, в поисках вдохновения я иду в книжный магазин. Кипа журналов, книг и кофе. Порой я беру с собой компьютер, но в основном листаю страницы, читаю, смотрю на чужие идеи , почерпываю много всего. Издания об искусстве, культуре, музыки, дизайне, тату, спорте - вот что я люблю больше всего. Я перегружаюсь информацией, и это практически всегда выводит меня из творческого ступора .» Чак Андерсон (Дизайнер, художник, Мичиган)

«Я хожу в университетскую библиотеку и зарываюсь в старых изданиях по графическому дизайну и фото-журналах, выхватывая поражающие мое воображение вещи. Потом я иду домой, распечатываю их и вклеиваю в специальный альбом для журнальных и газетных вырезок. После этого у меня в голове как правило множество идей .» Джаспер Гудэл (Иллюстратор, фрилансер, Англия)

Еще одной причиной возникновения творческого кризиса может быть монотонность жизни и однообразие выполняемых работ. Что бы производительность труда не страдала, в этом случае необходимы новые впечатления . Разнообразьте свой досуг, измените ритм жизни, одновременно с этим внесите новизну и в свое творчество (можете взяться за какой-нибудь необычный и непривычный проект или изменить рабочий процесс). Разнообразия и новшества можно вносить на самых разных уровнях – заведите новые знакомства, сделайте ремонт в квартире или перестановку в офисе и т.д. Творческий кризис боится новизны!

Когда причиной творческого ступора становится неудовлетворенность от собственной работы стоит объективно оценить свой труд. Иногда бывает, что мы безосновательно критичны к тому, что делаем (особенно тяжко тем, кто склонен к самокопанию, подобного рода кризисы часто переживали Чехов, Достоевский, Кафка). Если же действительно продукт вашего творчества оставляет желать лучшего – не расстраивайтесь, проведите работу над ошибками, попытайтесь понять, каким образом сделать его лучше. Посмотрите на работы своих коллег и конкурентов в вашей области. Подумайте, чему у них вы можете научиться, и каких навыков вам недостает.

«Когда возникает творческий застой, я отправляюсь в места, где мне бы захотелось стать еще лучше. Я смотрю на творчество других людей и тем самым зажигаю свой собственный творческий потенциал. Для меня нет ничего лучшего для выхода из творческого кризиса, чем посмотреть на потрясающие вещи, сделанные другими людьми. Хождение по галереям, музеям и выставкам пробуждает во мне желание вернуться к работе и сделать что-то особенное ». Чад Хаген (Дизайнер, художник, Миннеаполис)

Кризис в творчестве может наступить в связи с работой над новым масштабным проектом, вначале которого, или на каком либо из его этапов, человека могут захлестнуть эмоции. Это происходит из-за множества планов, огромного количества возможных вариантов воплощения, переплетения идей, конца и края которым нет. Человека пугает масштабность, он не знает с чего начать, мысли путаются, установленные сроки мешают расслабиться и в итоге наступает творческий ступор. Как бороться с творческим кризисом в этом случае? Решение проблемы – планирование времени и постановка целей . Разбейте проект на части (в этом может помочь составление интеллект карт ), определите время и сроки их выполнения, составьте перечень задач, которые надо решить в рамках данного проекта. Так шаг за шагом вы будете продвигаться в реализации проекта, и уже достигнутые успехи станут вдохновлять и мотивировать вас на продолжение работы.

Вот еще несколько советов о том как выйти из творческого кризиса:

Известно, что для достижения хороших результатов в любом деле важно чередовать умственный труд с физическим. Как только чувствуете приближение творческого кризиса вспомните что лучшее лекарство для головы это трудная физическая работа. Сходите в тренажерный зал, вызовитесь помочь родственникам на огороде, в общем, сделайте что-нибудь, что заставит вас попотеть. Физические нагрузки творческим людям будут особенно полезны ведь в большей своей части у них сидячая работа .

«Чтобы выйти из творческого ступора, я совершаю длительную пробежку. Свежие идеи хранятся в жире, следовательно, если я сожгу немного своего жира, то смогу их высвободить и применить. На пробежку беру с собой мобильник и записываю туда возникающие в моей голове мысли и идеи ». Джастин Кристмаер (креативщик, Калифорния)

«Каждый раз, когда у меня возникает вопрос - «Где взять свежую идею ?», я использую музыку. Музыка – нескончаемый источник вдохновения, она помогает мне вернуть прежнее расположение духа. Мои работы были созданы во время прослушивания таких музыкантов, как Sigur Rós (самый любимый), Air, Max Richter, Jonsi and Alex, Dead Can Dance, Hammock, Helios, Trentemøller, Johann Johannsson, M83, Olafur Arnalds…». Ким Хольтерманд (Фотограф, Дания)

«Есть только одна причина, из-за которой я теряю вдохновение – я спала меньше 8 часов. Я не понимаю, как люди подчиненные графику, которые не высыпаются, могут вообще что-то написать ». Марина Ахмедова (корреспондент еженедельника «Русский репортер», писатель)

«Когда я вхожу в творческий ступор, то делаю следующее:

  • Долго стою под душем. Под струей воды мне думается как-то иначе. Вода смывает все мои прежние мысли, и я чувствую себя обновленным.
  • Навожу порядок. Не получается ясно мыслить, когда кругом беспорядок.
  • Если предыдущие два способа не сработали, тогда я еду кататься на мотоцикле и уже стараюсь вообще не думать о проекте.

В конце концов, каким-то образом мне это помогает ». Джи Ли (Креативный директор Google)

«Нахождение в творческом кризисе довольно таки неприятные ощущения, потому я стараюсь это не допускать. Различными способами я пытаюсь активизировать работоспособность головного мозга (мыслительную деятельность) - читаю книги, смотрю кино, слушаю подкасты. Также на пользу идет встреча с друзьями, у которых другие интересы ». Дэт Сан (Художник, иллюстратор, Калифорния)

Что поможет, не выходя из творческого ступора выполнять работу:

Если вы ощущаете сильное внутреннее сопротивление и не хотите работать, можно уговорить себя сделать хоть что-то (поработать полчасика или написать хоть одну страницу) и посмотреть, что будет получаться. Как известно аппетит приходит во время еды.

В моменты творческого кризиса полезно иметь заготовки (например, при работе журналиста заготовкой будет служить начатая или законченная, но неотредактированная статья, либо какой-нибудь материал, оставшийся от уже опубликованных интервью и статей). Быть может они не помогут вам выйти из творческого кризиса, зато в период спада в работе помогут не потерять доверия заказчиков или руководства.

В то время когда вас одолевает творческое бессилие, чтобы не бездельничать, мучаясь мыслями о том, когда же прекратятся муки творчества, займитесь работой, на которую обычно никогда не хватает времени - рассортируйте бумаги в тумбочке, купите канцелярские принадлежности, займитесь организационными вопросами, обогатить свои знания чтением спецлитературы и т.д. Словом, приготовьтесь к возвращению Музы, ведь в то время когда она вас вновь посетит, времени на рутинные дела уже не будет.

«Иногда у меня в творчестве возникает проблема, и я вроде бы знаю, как ее решить, но она кажется настолько сложной, что руки опускаются. Преодолеть неуверенность в собственных силах у меня получается с помощью одного трюка - я переключаюсь на другую работу, более простую и не относящуюся к делу: навести порядок в гараже и выкинуть ненужные вещи , дописать пост в блоге, докрасить офисные выключатели. Успешное выполнение множества мелких дел, дает мне уверенность в том, что я все смогу. И когда я снова возвращаюсь к неразрешимой проблеме, она уже представляется мне очередным пунктиком в моем списке. И никакого творческого кризиса! » Кристофер Симонс (Графический дизайнер, Сан Франциско)

Для любого человека творческий кризис является испытание, для кого-то суровым, а для кого-то не очень. В любом случае при его возникновении, можно всегда использовать вышеприведенные способы для нормализации своего рабочего процесса. Также советы по выходу из творческого ступора помогут не только справиться с кризисом в творчестве, но и помогут его предупредить.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Творческий ступор. Задержка на старте

Когда между тобой и творчеством появляется Ступор, чувствуешь нерушимую беспомощность. Он перекрывает дорогу, отвлекает от старта, омрачняет ожидаемый результат. А бывает, что просто отсутствует вдохновение, что тоже, в общем-то, стопорит процесс.

Всем известны такие примеры, когда творческая личность прославлялась чем-то стоящим и постепенно забывалась, не показав миру ничего нового. Почему так? А ведь задатки и талант определенно были, все ждали продолжения карьеры. Вместо этого − творческий ступор и тишина…

Творческий ступор неначинающих

Представим ситуацию, когда человеку трудно решиться и начать, его терзает страх провала и низкой оценки результатов творчества . Это сопровождается высокими требованиями к самому себе − должно получится только хорошо, иначе нет смысла делать что-то вообще. Начало действия постоянно откладывается, сомнений всё больше. Человек стоит на старте и ему мерещатся хохочущие зрители на трибунах. Знакомо?

Особенно это актуально в тех случаях, когда первые плоды творчества были оценены высоко, и теперь человек ставит перед собой планку выше − сделать лучше, круче, идеальней. Боясь ее не перепрыгнуть, он так и застывает в бездействии. Вот уже и задумка кажется глупой, и сомнения в себе отвлекают... Привязанность к первому хорошему результату мешает идти дальше. Он кажется человеку настолько идеальным, что сделать еще раз, но совершенней и лучше просто не получится. Вот так, привязываясь к первому детищу, он сидит над ним в творческом ступоре и чувствует цепы сомнений. Вскоре вовсе подавляется желание творить. Или человек делает все по одному удачному шаблону , просто потому что он был первый. Каждое последующее произведение до тошноты похоже на предыдущее, и почитатели творчества постепенно начинают терять к нему интерес. А новые концепции постоянно представляются сомнительными, не такими удачными, как первая.

Еще вариант − острая критика и троллинг плодов творчества , которые становятся причиной творческого ступора. Человек оценивал свое детище совсем иначе, или хотя бы не так плохо. Может быть, он и понимает, что все с чего-то начинают. Но все равно принимает близко к сердцу и боится повтора «провала». Хотя, по сути, не всё всегда должно получаться идеально, все ошибаются и лажают. Кто-то похохотал на славу, кинул колкую фразу про творчество человека и забыл. А он из-за этого отказывается от мечты построить карьеру, становится беспомощен перед низкой критикой и не может совладать с собой, начать еще раз. Такое не минует даже тех, кто давно занимается чем-то, но натыкается на «доброжелателей». Особенно в интернете.

А может ну его, это всё?..

Во всех этих случаях определенный набор особенностей человека играют с ним злую шутку. И пока истинная его природа остается за кадром сознания − в бессознательном − банальное непонимание себя приводит к творческому ступору. Человек задается вопросами: почему не могу, почему не начинаю, почему боюсь, почему откладываю, почему отказываюсь делать…
Системно-векторная психология. О творческом ступоре

В каждом из восьми векторов заложена своя видовая роль, свойства психики и особенности мышления, необходимые для ее выполнения. Совокупность заданных человеку от рождения векторов и определяет его устремления, жизненные ценности, профессию, отношения в паре, в социуме, жизненный сценарий.

На самом деле всё просто, и одна правильная мысль-озарение может кардинально поменять жизнь.

Видовая роль людей с анальным вектором − накопление опыта предыдущих поколений, систематизация, очистка от неточностей и дальнейшая передача собранной информации подрастающему поколению. Эти 20% человечества обладают лучшей памятью, и, неосознанно для себя, каждый в разной степени, нацелены на прошлое. Они испытывают больший интерес к тому, что было создано кем-то ранее, чем к тому, что считается актуальным теперь или будет создано в будущем. В том числе и к тому, что было их личным первым творческим опытом.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Анальный вектор, отрывок лекции


Если бы эти люди не смотрели так внимательно в прошлое, боясь потерять там что-то нужное для будущего, то всем следующим поколениям приходилось бы начинать с нуля. К этому всему прилагается также перфекционизм, ведь если не начертить ученику точную схему, он так и не сможет собрать весь механизм. Такой себе «пунктик» на качестве, точности, достоверности.

Обращение в сторону первого опыта приводит к тому, что человек боится начать что-то новое. Он мысленно ставит в рамки идеала то, что было создано им ранее, даже не осознавая этого.

Кроме того, человек с стремится закончить всё начатое им. Бывает даже, что невзирая на критерии надобности. Это может приводить к тому, что он не в силах начать что-то новое, не закончив с начатым ранее. Не может переключаться. Он более нацелен на один вид деятельности, чтобы совершенствоваться в нем и достичь максимального профессионализма. Порой тем самым перекрывая себе иные возможные пути творческой реализации.

Мне сказали. Значит это так

Человек с анальным вектором склонен искать советов и рекомендаций. Выше себя он ставит мнение профессионалов, которые уже получили опыт и могут передать его. Но часто так бывает, что человек ошибается и слушает без разбора всех, у кого есть звание, диплом, награды. А не стоило бы этого делать.

Критика или критиканство — как состояние души. Системно-векторная психология Юрия Бурлана

И, к тому же, не каждая критика является критикой. А люди с разным векториальным набором по-разному относятся к одному и тому же творчеству. Кто-то скажет, что это фигня и нечего на такое тратить свое время, а кто-то восторженно похвалит.

Если уверены, что делаете полезное дело − делайте его. Если кто-то пытается донести до вас, что это пустая трата времени − послушайте, подумайте, но сумейте сделать свой личный правильный вывод, а не навязанный. Надо различать важное мнение и просто чье-то мнение, критиканство и конструктивную критику, которая поможет стать лучше в своем деле.

Страх начать и сделать хуже, чем получилось в первый раз или хуже, чем это делают профи − знак «Стоп» на пути к развитию способностей и талантов.

С творческим ступором рано или поздно сталкивается любой фрилансер. И, как правило, надолго запоминает то неприятное ощущение, когда понимаешь, что не можешь придумать ни одной стоящей идеи. Когда в голове одни сплошные штампы и предельно ясно, что ни один из предложенных вариантов заказчик не примет. И заработать не удастся. Творческий ступор это действительно серьезная проблема, по своей значимости вполне сравнимая с творческим выгоранием, которое может очень надолго лишить фрилансера работоспособности. Но в отличие от выгорания, которое чаще всего является следствием сильной усталости, причины возникновения творческого ступора несколько иные. Что же это за причины?

Напряженная работа

Очень многие фрилансеры в погоне за хорошими заработками совершенно забывают о трудовой дисциплине и начинают перерабатывать. Некоторые даже этим гордятся, полагая, что усталость от работы придает некую осмысленность их труду. Это большая ошибка. В такой сфере, как фриланс, усталость никак не может быть мерилом успешной работы. Скорее наоборот, если фрилансер в конце рабочего дня чувствует себя совершенно измотанным и разбитым, он явно делает что-то не так. И шансы «поймать» ментальный блок у такого горе-специалиста существенно возрастают.

Да, чтобы добиться успеха на фрилансе, нужно очень много работать. С этим никто не спорит. Но работа работе рознь. Для фрилансера крайне важно сохранять свою креативность на определенном уровне, иначе он просто не сможет регулярно выдавать оригинальный контент. А именно это от него и требуется. Заказчикам не нужен исполнительный работник, им нужен человек, который решит их проблемы. Человек, который посмотрит на задачу свежим взглядом и предложит самое оптимальное решение.

Чтобы никогда не сталкиваться с творческим ступором, лучше всего исключить все причины, которые могут привести к его появлению. А самая частая причина возникновения ментальных блоков это усталость. Фрилансеру, если он хочет постоянно оставаться в хорошей творческой форме, очень важно найти свой баланс между работой и отдыхом. Все успешные фрилансеры давно поняли, что для того, чтобы все успевать и хорошо зарабатывать, вовсе не нужно работать стандартный восьмичасовой день. Все, за что фрилансеру платят деньги, можно сделать за гораздо более короткое время, если хорошо все спланировать и быть сосредоточенным на работе. После чего нужно дать мозгу отдохнуть. Если этого не сделать, генерировать новые идеи станет намного сложнее.

Неверные приоритеты

Любой серьезный фрилансер стремится планировать свою работу, иначе можно погрязнуть в текучке и совершенно запустить все дела. Но планировать нужно с умом, правильно расставляя приоритеты. У работы по плану огромное количество плюсов, но есть и один большой минус – для некоторых фрилансеров список дел может оказаться причиной творческого ступора. Дело в том, что сам по себе план работы является документом, принуждающим к труду. И для многих это проблема. Никто не любит работать из-под палки, особенно творческие личности. Но работать все же нужно, значит нужно что-то делать.

Если творческий ступор возникает из-за того, что наиболее важные дела оказываются неприятными, то To-Do лист нужно переделывать. Работа фрилансера ни в коем случае не должна напоминать истязание, какой бы трудной она ни была. Если пытаться генерировать идеи «через не могу», рано или поздно творческие силы иссякнут. Человек не машина, у него в плане творчества ресурсы крайне ограничены и нельзя бездумно тратить свой креатив на выполнение работы с низким приоритетом. Дела, требующие свежих мыслей и нестандартного подхода всегда должны иметь наивысший приоритет. Следовательно, в расписании такие дела нужно ставить на то время, когда фрилансер полон сил и его переполняет творческая энергия. Такой подход практически полностью устраняет возможность появления ментальных блоков.

Сложные клиенты

В большинстве случаев в возникновении творческого ступора виноват сам фрилансер. Но иногда беда приходит извне, если попадается сложный клиент. Фрилансер может сколько угодно фонтанировать новыми идеями, но если заказчик их не принимает, рано или поздно креатив упадет до нуля. Что же делать в таком случае?

Ответ очевиден – нужно тщательнее подходить к выбору клиентов. Если заказчик сам не знает, что ему нужно, работа с ним превратится в настоящую пытку. В таких условиях ментальные блоки будут появляться буквально на каждом шагу, потому что очень трудно генерировать идеи, если не известно, что конкретно нужно сделать. Есть много способов заставить придирчивого или неуверенного заказчика стать более покладистым. И самым действенным из них является бриф. Потому что отсутствие брифа очень часто является причиной творческого ступора. И чем больше проект, тем подробнее должен быть бриф.

Бриф – он как путеводитель для фрилансера. В нем описано все, что нужно сделать, это готовая программа действий, которая сама по себе является стимулом к работе и генерации идей. Если брифа нет или он не отличается конкретикой, это может привести к тому, что в определенный момент фрилансер потеряет ориентиры и просто не может двигаться дальше. И каждый его следующий шаг будет сопровождаться творческим ступором.


Прокрастинация

Иногда бывает очень сложно понять, является ли творческий ступор причиной прокрастинации или нет. Если фрилансер склонен оставлять выполнение важных дел на потом, ему будет очень сложно генерировать новые идеи. Очень многие фрилансеры-прокрастинаторы знают, насколько влияют на творческую активность постоянные отсрочки. Очень важно понимать при этом, что прокрастинация это не лень, а психологический феномен и подход к решению этой проблемы должен быть совершенно иным. Если фрилансер знает, что он ленится, то у него просто недостаточно мотивации. А вот если он прокрастинирует, то это свидетельствует о том, что с его работой что-то неладно.

Есть множество причин, по которым человек начинает откладывать дела на потом. Но чаще всего прокрастинация возникает из-за неправильного планирования. Например, если фрилансер ставит перед собой большую и важную задачу. Сам масштаб проблемы, требующей решения может вызвать приступ прокрастинации, а она в свою очередь приведет к появлению ментальных блоков.

Если творческий ступор вызван прокрастинацией, то нужно сначала разобраться, что именно мешает эффективной работе. Что-то ведь явно мешает начать делать то, что нужно. Чаще все ментальный блок вызывает какая-то не слишком интересная работа. Чтобы справиться с прокрастинацией и высвободить творческую энергию, можно использовать так называемый метод «швейцарского сыра». То есть не «съедать» большой кусок условного сыра (работы) за один раз, а откусывать от него маленькие кусочки. Любую работу можно разбить на несколько этапов, каждый из которых будет достаточно простым для выполнения и по-своему интересным. Если фрилансер понимает, что творческий ступор у него появился, из-за того, что он не может приступить к первому этапу, то ему лучше всего найти такую задачу, которая его вдохновит. Самое главное – это начать работать и неважно, если фрилансер немного изменит приоритеты. Но данный совет пригодится только тем, кто часто сталкивается с приступами прокрастинации. Для дисциплинированного фрилансера неправильная расстановка приоритетов существенно снизит эффективность работы.

Завышенные ожидания

К творческому ступору могут привести и чрезмерно завышенные ожидания. Порой задача кажется настолько интересной, что фрилансер теряет объективность. Ему начинает казаться, что для того, чтобы справиться с поставленной проблемой, нужны какие-то нестандартные ходы. Что и говорить, попытки сотворить нечто гениальное обычно так и остаются лишь попытками. А затем приходит усталость и понимание, что оригинальных идей нет и где их взять – непонятно.

Завышенные ожидания это реальная проблема, которая может повлиять на творческую активность. Чтобы не впасть в творческий ступор из-за несбывшихся надежд, нужно реально смотреть на вещи. Работа всего лишь работа и ее нужно делать максимально хорошо. И не более. И если во время работы фрилансер то и дело сталкивается с ментальными блоками, то это означает лишь одно – поставленная задача ему не по силам. Да, такое случается и очень часто. Если творческий ступор вызван трудной задачей, то выбор у фрилансера невелик. Ему нужно либо отказаться от работы, либо нанять помощников. Иначе никак.

Вместо заключения

Фриланс подразумевает интенсивный умственный труд на постоянной основе. И нужно понимать, что во время работы могут возникать различные проблемы, в том числе и ментальные блоки. Да, творческий ступор штука крайне неприятная, но к его появлению нужно быть готовым, так как это часть работы. Чтобы постоянно оставаться в хорошей творческой форме, нужно соблюдать несколько простых правил. Например, не перерабатывать. Или не связываться с проблемными клиентами. Со временем любой фрилансер начинает понимать, что именно может привести к появлению творческого ступора и выстраивает свою работу таким образом, чтобы она не препятствовала появлению новых идей. И даже если он сталкивается с творческим ступором, у него всегда есть несколько надежных способов справиться с неожиданной проблемой. Ведь отсутствие идей в одной конкретной голове вовсе не означает, что их нет совсем. Идеи есть всегда, нужно только их найти и реализовать. И чем больше фрилансер будет знать о причинах появления ментальных блоков и путях их обхода, тем успешнее будет развиваться его карьера.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Для того, кто зарабатывает на жизнь идеями, творческий ступор может быть вопросом жизни и смерти. Как с ним бороться?

Надо помнить, что разные ситуации требуют разных решений. Вот семь видов творческих ступоров и пути их решения:

Ментальный блок

Проблема заключается в вашем мышлении. Вы смотрите на ситуацию под одним и тем же углом, делаете одни и те же предположения и пробуете схожие подходы. Либо ваш внутренний критик мешает мыслить прямо.

Решение: Измените мышление. Поставьте под сомнение свои аксиомы. Задайтесь вопросом «Что если...». Посмотрите на ситуацию с другого угла. Отправьтесь в новое место, прочитайте/поиграйте/послушайте что-то новое. Поговорите с людьми, от которых можно ожидать оппозиции или альтернативной точки зрения.

Эмоциональный барьер

Творческий процесс может быть очень эмоциональным. И это не всегда приятно. При столкновении с неизвестностью вы можете узнать о себе что-то шокирующее. Все это высасывает ментальную энергию и ведет к прокрастинации.

Решение : Не бойтесь встречи с худшим, дойдите до конца. Удержаться на этом пути помогут ритуалы, обязательства, медитация. Нужно преодолеть боль, страх и любые другие неприятные эмоции. Уместна аналогия с погружением в ледяную воду. Можно сразу нырнуть с головой, а можно погружаться сантиметр за сантиметром. Будет холодно до дрожи, но после первого шока станет намного легче.

Привычки, которые мешают работе

Возможно, проблема всего лишь в ваших привычках. Вы начинаете работу слишком рано, уходите слишком поздно, работаете слишком долго или слишком мало, слишком напряженно или слишком расслабленно, вы мало бездействуете или у вас недостаточно стимуляции. А может дело всего лишь в том, что вам не хватает духу отрешиться от рутинных задач вроде проверки email.

Решение: Сделайте шаг назад и проанализируйте свой подход к работе. Найдите болевые точки. Если не хватает энергии, попробуйте работать в другое время дня. Если парализованы свободой, найдите способ структурировать день. Если стесняет рутина, импровизируйте. Простых решений здесь не существует. Нужно искать то, что работает для вас. Ищите баланс между ритуалами, системностью и спонтанностью, и творческий взрыв не заставит себя ждать.

Личные проблемы

Творчество требует концентрации. Сложно сфокусироваться, когда ты разводишься, нянчишь ребенка, борешься с дурной привычкой, ссоришься с лучшим другом, горюешь о ком-то, переезжаешь или споришь с соседом. Обычно мы имеем дело сразу с двумя-тремя такими проблемами. Если с одной, то считайте, что вам повезло.

Решение: Есть только два способа: решить проблему или вытерпеть, пока не рассосется само. В обоих случаях работа может стать убежищем, в котором можно забыться.

Бедность

Речь не только о деньгах. В дефиците может быть время, знания, качество связи, оборудование - да что угодно.

Избыток идей, обязательств, информации etc

Иногда ступор возникает не от дефицита, а от избытка. Вас просто парализует многообразие вариантов.

Решение: Режьте лишнее. Если у вас слишком много обязательств, научитесь говорить «нет». Если слишком много идей, убейте самые слабые, второстепенные отложите в дальний ящик и работайте только с лучшими. Если слишком много информации, ужесточите свои ритуалы. Отвечайте на email несколько раз в день. Отключите телефон. Мир не рухнет, я обещаю.

Плохая коммуникация

При работе командой трения неизбежны. Особенно если вы работаете лучше других. Иногда проблема только кажущаяся - вы воображаете, будто ваша работа не по нраву аудитории и критикам.

Решение: Научитесь понимать и влиять на нужных людей, как бы сложны и загадочны они не были. Если хотите преуспеть, придется забыть про стеснительность и интровертность. В некоторых случаях придется смириться, что вам не ублажить всех. На свете нет ни одного гения, который не переживал бы провалов и беспощадной критики.