Что сделал державин для русской литературы. Новаторство Г.Р

Гавриил Романович Державин (1743-1816) - русский литературный и государственный деятель XVIII века.

Его имя не один раз встречается в произведениях А. С. Пушкина, и это неслучайно. Наследие Державина, его личность оказали огромное влияние на мировоззрение и творчество Пушкина. Известны слова выдающего русского критика В. Г. Белинского о том, что изучение Пушкина нужно начинать с Державина.

Гавриил Романович известен как новатор в стихосложении, выдающийся государственный деятель; человек, искавший не славы, а правды. Державин содействовал распространению идей Просвещения, утверждал высокие гражданские идеалы: честное служение Отчизне и народу, отстаивание истины и справедливости.

Гавриил Романович Державин - российский поэт и государственный деятель.

Это сообщение посвящено биографии Державина, его наследию.

Жизненный путь Г. Р. Державина

Г. Р. Державин родился 3 июля 1743 года в незнатной дворянской семье. Его детство и юность прошли под Казанью. Безденежье не позволило Державину получить хорошее образование, и в 1762 году он поступил на военную службу рядовым. В том же году вместе с Преображенским полком участвовал в дворцовом перевороте, приведшим к власти Екатерину II.

Из-за бедности, отсутствия протекции, незнатного происхождения Державин получил свой первый офицерский чин только в 1772 году, а на следующий год были опубликованы его первые стихи.

В 1777 году Державин вышел в отставку и посвятил себя гражданской и литературной деятельности. В 1782 он опубликовал посвященную Екатерине II «Оду к Фелице», что способствовало стремительной карьере Державина.

На государственной службе Гавриил Романович занимал различные должности:

  • олонецкий, а затем тамбовский губернатор;
  • секретарь Екатерины II;
  • президент коммерц-коллегии;
  • министр юстиции.

В 1803 году Г. Р. Державин был вынужден уйти в отставку, и занялся литературной деятельностью. Скончался Г. Р. Державин 8 июля 1816 года.

В 1815 году произошла знаменитая встреча Державина и Пушкина. Случилось это на публичном экзамене в Лицее. Юный Пушкин прочитал свои стихи «Воспоминания о Царском Селе». Гавриил Романович был восхищён талантом юноши, и в этой встрече видят большое символическое значение, знаменующее литературную преемственность и блестящее будущее русской поэзии.

Везде он добивался справедливости, отличался прямотой, честностью и правдолюбием, что, конечно, вызывало конфликты и недовольство Державиным.

Творческое наследие

Гавриил Романович Державин вошёл в историю России как талантливый литератор, поэт, тонко чувствующий богатство русского языка. Свои высокие государственные должности и поэтический дар он использовал для распространения идей Просвещения, улучшения нравов.

Державин стремился возвеличить русский народ, верил в великое будущее России и воспевал доблестные победы прошлого. Вместе с тем он видел и недостатки настоящего: спесивость вельмож, заинтересованных только в личном обогащении; равнодушие к нуждам народа и беззаконие должностных лиц. Всё это он обличал в своих сатирических произведениях.

Г. Р. Державин - представитель русского классицизма с его культом разума и гражданственности. Большие надежды он возлагал на просвещенную монархию, которую для него олицетворяла Екатерина II. В «Оде к Фелице» Державин противопоставил справедливую правительницу невежественной придворной знати. Однако личное знакомство с Екатериной II и служба при ней секретарем изменили представления поэта об императрице.

Державин - признанный новатор в русской литературе. Его жизненная принципиальность, художественный талант, смелость и решительность во всём позволили открыть новые пути в развитии поэзии, заложить новые традиции. Он искал иные средства поэтической выразительности, смешивал в своих одах «высокий» и «низкий» стили, разные жанры. Его стихи отличают лёгкость и простата слога, реалистичностью в изображении жизни. Впервые в русской поэзии Державин ввёл в стихи красочное описание природы.

Памятник Г. Р. Державину в Казани был установлен в 1847 году.

Память о Г. Р. Державине переживёт века. Его литературная и государственная деятельность содействовала развитию России, проложила дорогу для дальнейшего развития отечественной литературы и поэзии. Его поэтический язык был естественныи и живым, а личность стала воплощением идеала просвещенного человека, заботящегося о Родине, долге и чести.

в чем заслуга державина перед русской литературой? и получил лучший ответ

Ответ от ДИНамовец По духу[гуру]
Гаврила Романович Державин - великий русский поэт конца XVIII столетия, один из титанов могучего русского слова, сыгравший огромную роль в освобождении русской литературы от классицизма и формировании элементов будущего реалистического стиля. Место поэта в отечественной литературе очень точно определили В. Г. Белинский: "С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был первым ее именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед". Историческая заслуга поэта - введение им в поэзию "обыкновенного поэтического слова". Державину стали узки рамки трех стилей, установленные Ломоносовым. Он снял их и, по словам А. В. Западова, "тем самым... ввел в поэзию русский разговорный язык и энергично содействовал укреплению национально-демократических основ нашего литературного языка".
Гражданские оды Державина адресованы особам, наделенным большой политической властью: монархам, вельможам. В них поэт поднимается не только до хвалебного, но и обличительного пафоса. В оде "Фелица" Державин-просветитель видит в монархе человека, которому общество поручило заботу о благе граждан, поэтому право быть монархом налагает на правителя многочисленные обязанности по отношению к народу. Новаторство Державина в этой оде - не только в трактовке образа просвещенного монарха, но и в смелом соединении хвалебного и обличительного начал - оды и сатиры. Это соединение - явление просветительской литературы, ведь просветители понимали жизнь общества как постоянную борьбу истины с заблуждением.
В оде "Вельможа" Державин зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу, представлено с таким негодованием, которое прослеживается лишь в некоторых произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. В стихотворении "Властителям и судьям" равнодушие и корыстолюбие власть имущих не оставляют равнодушным поэта, и он требует наказания виновных. Поэт напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и рано или поздно предстанут перед судом
Божьим. В "Памятнике" Державина - мысль о праве их авторов на бессмертие. В этом стихотворении поэт напоминает, что он первым дерзнул отказаться от торжественного высокопарного стиля од.
Державин настаивал на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью. Этим Державин прояснил очень важную для дальнейшего развития передовой русской литературы идею личной ответственности поэта за свои суждения, идею искренности и правдивости своей идеологической пропаганды. Предшественники Державина - Кантемир, Ломоносов, Сумароков - были тоже вполне правдивы и искренни, проповедуя свои идеи. Но они думали, что для читателя важно не мнение поэта, а общечеловеческая доказательность его произведений, что их устами говорит само государство или сама истина - и ценность этих высоких идей перевешивала вопрос о личном авторитете человека-поэта.
Державин писал не так, как его предшественники. Он учил и судил людей именно как человек-поэт, стал авторитетом нового идейного характера. Державин - монархист. Он бережет свой свободный авторитет гражданина и чувствует, что самодержавие ухудшает его:
Страха связанным цепями
И рожденным под жезлом,
Можно ль орлими крылами
К солнцу нам парить умом?
А когда б и возлетали,
Чувствуем ярмо свое.. .
Раб и похвалить не может,
Он лишь может только льстить.
В 1796 году Державин в оде "Афинейскому князю" воспел А. Г. Орлова, находившегося в опале, и в начале своей оды подчеркнул значение независимости и правдивости похвал и осуждений в творчестве поэта и в своем творчестве.
В своих похвалах Державин был искренен и хотел, чтобы читатели верили его искренности. "Фелицу" - Екатерину - он воспевал восторженно, она ему казалась такой издали.

Гаврила Романович Державин (1743-1816) - выдающийся русский поэт 18 - начала 19 века. Творчество Державина было во многим новаторским и оставило значительный след в истории литературы нашей страны, повлияв на дальнейшее ее развитие.

Жизнь и творчество Державина

Читая биографию Державина, можно отметить, что юные годы писателя никак не указывали на то, что ему суждено стать великим человеком и гениальным новатором.

Гаврила Романович родился в 1743 году в Казанской губернии. Семья будущего писателя была очень небогата, однако принадлежала к дворянскому сословию.

Юные годы

В детстве Державину пришлось пережить смерть отца, что еще ухудшило материальное положение семьи. Мать вынуждена была идти на все, чтобы обеспечить своих двух сыновей и дать им хоть какое-то воспитание и образование. Хороших педагогов в провинции, где жила семья, было не так много, приходилось мириться с теми, кого удавалось нанять. Несмотря на трудное положение, плохое здоровье, неквалифицированных учителей, Державин, благодаря своим способностями и упорству, все же смог получить приличное образование.

Военная служба

Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.

С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.

Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.

В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом - игрой в карты.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. "Чаталагайские оды" (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие - он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Последние годы

В последние десятилетия жизни Державин перестает писать оды, в его творчестве начинает преобладать любовная лирика, дружеские послания, шуточные стихи.

Творчество Державина кратко

Сам поэт своей главной заслугой считал введение в художественную литературу "забавного русского слога", в котором смешивались элементы высокого и просторечного стиля, сочеталась лирика и сатира. Новаторство Державина было и в том, что он расширил список тем русской поэзии, включив в него сюжеты и мотивы из повседневной жизни.

Торжественные оды

Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, "Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока" уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары - разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них ("Будь на троне человек") указывает на то, что и царь - человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.

"Фелица"

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица - это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

"На взятие Измаила"

В этой оде изображен величественный образ русского народа, покоряющего турецкую крепость. Сила его уподобляется силам природы: землетрясению, морской буре, извержению вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя, движима чувством преданности родине. Необыкновенная сила русского воина и в целом русского народа, его мощь и величие были изображены в этом произведении.

"Водопад"

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев - вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Философские оды

Темы творчества Державина продолжают философские "На смерть князя Мещерского" (1779) была написана после смерти наследника Павла, Причем смерть изображается образно, она "точит лезвие косы" и "скрежещет зубами". Читая эту оду, сначала даже кажется, что это своеобразный "гимн" смерти. Однако заканчивается она противоположным выводом - Державин призывает нас ценить жизнь как "небес мгновенный дар" и прожить ее так, чтобы умереть с чистым сердцем.

Анакреонтическая лирика

Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.

Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича - это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.

В 1804 году вышли отдельным изданием "Анакреонтические песни". В предисловии он разъясняет, почему решил писать "легкую поэзию": поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.

Поздняя лирика

К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение "Евгению. Жизнь званская", написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского "Вечер" и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.

К поздней лирике Державина относят и произведение "Памятник", наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.

Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.


Безусловно, вклад Державина в развитие русской литературы и культуры был значительный. Ода "Фелица" дала ему популярность и, выражаясь современным языком, вывела его в лидеры. Это произведение было замечено императрицей Екатериной Второй, что дало Державину возможность продвигаться по карьерной лестнице. Вскоре он станет Министром Юстиции. Во время службы он создаст новый жанр в русской литературе - философская ода, напишет оду "Бог" и оду "На смерть князя Мещерского". Далее Державин создаст текст неофициального первого гимна Российской Империи, что тоже дало ему славу среди населения и светского общества. Он смог соединить оду (высокий стиль) и сатиру (низкий стиль) - что кажется невозможным (другими словами - спускает оду с небес на землю). В жанре "сатиристическая ода" Державин напишет оду "Вельможа" и "Властителем и судиям".

Разрушая устои классицизма, Державин дал начало развитию нового художественного направления - реализм. Это его одно из самых важных достижений. Ставит авторское "я" выше нормы.

Обновлено: 2017-03-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.