Что делает человека человеком - общество или семья? Конспект по обществознанию что делает человека человеком.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Если мы мысленно посмотрим на пройденный им путь, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике, формах общения и в окружающей среде.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНАЯ ТЕОРИЯ «Происхождение человека и половой отбор» ЧЕЛОВЕК ПРОИЗОШЕЛ ОТ ОБЕЗЬЯНЫ XIX ВЕК ЧАРЛЬЗ ДАРВИН «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» , ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС ТРУД СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА концепция биосоциальной природы человека

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: КАК ИЗУЧАЮТ? устанавливаются недостающие звенья исследуются генетические механизмы изучаются орудия труда, «следы жизни» древних людей Антропогенез (процесс выделения человека из мира животных) Антропо социо генез Социогенез (процесс становления общества)

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА но ас Кр Саудовская Аравия Эфиопия ре о е м. Прародиной человечества считается Африка. Судан н Кения й и ск ий нд И Танзания а ке о

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид дриопитек период характеристика 14- 20 млн лет назад Общий предок человека и человекообразных обезьян

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид рамапитек период характеристика 10- 14 млн лет назад существа, устойчиво перешедшего к образу жизни в саваннах с систематическим использованием орудий

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид австралопитек период характеристика 5- 8 млн лет назад использовали частично обработанные орудия или найденные в природе

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид период Homo habilis – Человек умелый около 2 млн лет назад характеристика

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид Homo erectus - Человек прямоходящий период характеристика 1- 1, 3 млн лет назад умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, что позволило ему перейти к вареной пище, возможно обладал речью

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА вид период характеристика Homo sapiens – Человек разумный Подвид-кроманьонц 150- 200 тыс. лет назад 40- 50 тыс. лет назад Мог организовывать коллективные формы трудовой деятельности, строить жилища, изготавливать одежду, пользоваться высокоразвитой речью

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ степень солнечной активности периодическая смена магнитных полюсов Земли ионизирующая радиация космического происхождения интенсивное движение литосферных плит, разломов и трещин земной коры климатические изменения изменение структуры и строения мозга ЭТО ПРИВЕЛО К…

К БИОЛОГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ начинали предпочитать мясо растительной пище освобождение от слепой власти животных инстинктов вынашивание плода

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА Русский философ Н. А. Бердяев - «человек есть принципиальная новизна в ПРИРОДЕ» Немецкий философ И. Гердер – « человек - вольноотпущенник ПРИРОДЫ» Человек – существо биосоциальное

ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Ч Биологическое Социальное начало инстинкты деятельность биологическая общение Психическое программа развития мышление начало анатомия, речь внутренний мир физиология человека € к высшим характер млекопитающим эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей; понятие подчеркивает наличие такой общности, как человеческий род Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние)от других людей Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общества.

ЧЕЛОВЕК - БИОСОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА Отличие человека от животных Животное Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью

Урок № 02

Обществознание, 8 класс

Что делает человека

человеком?

Д.З.: § 1, ?? (с.12), задания (с.13-14), «Вспомним» к § 2, схема «Отличия человека от животного»

© А.И. Колмаков


Задачи урока:

  • Раскрыть биосоциальную природу человека.
  • Показать неразрывную связь мышления и речи, деятельности и самореализации человека в жизни.
  • Содействовать достижению учащимися личностных образовательных результатов: определение своего места в обществе, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; социальная компетентность и учёт позиций других людей.

Знать и уметь (УУД)

  • Выявлять отличия человека от животных.
  • Объяснять человеческие качества.
  • Различать биологические и природные качества человека.
  • Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.
  • Определять своё отношение к различным качествам человека.
  • Выявлять связь между мышлением и речью.
  • Объяснять понятие «самореализация».
  • Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.
  • Приводить примеры основных видов деятельности

Понятия, термины

  • биосоциальная природа человека;
  • мышление;
  • речь;
  • деятельность (игра, учёба, труд);
  • самореализация;
  • способности человека

Изучение нового материала

  • Мышление и речь - специфические свойства человека.
  • Деятельность человека, её виды.

Вспомним. Подумаем.

  • ВСПОМНИМ. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?
  • ПОДУМАЕМ. Чем человек отличался от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

Отличие человека от других живых существ

Платон

(Аристокл) (примерно 428 – 348 до н.э.), древнегреческий философ.

Блез Паскаль ( 1623-1662 ). Французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.


Отличие человека от других живых существ

Владеет речью

Умеет производить орудия труда

Способен к творчеству

Способен к прямохож-дению

Имеет хорошо развитый головной мозг

Способен к действиям по плану

Осознаёт самого себя

Обладает фантазией


Отличие человека от других живых существ

Социальное начало

  • деятельность

общение (человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими)

  • мышление
  • речь;
  • Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.и другими системами

Биологическое начало - условие, предпосылка существования:

  • инстинкты;
  • биологическая программа развития;
  • анатомия, физиология ( обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами);
  • принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разумный).

Психическое начало

  • внутренний мир человека
  • характер
  • эмоциональная сфера

Отличие человека от других живых существ


Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить .

Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное - человекообразная обезьяна - не имеет столь высокоразвитого мозга.

Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом.

Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит.


Мышление и речь - специфические свойства человека

  • Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Деятельность человека имеет творческий характер : он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.

Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений.


Мышление и речь - специфические свойства человека

общение

Потребность людей в общении , только благодаря которому и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Словесный язык - самое развитое, универсальное (всеобщее) средство выражения мысли.

Речь бывает письменная и устная, а ещё и внутренняя, беззвучная, не видимая и не слышимая другими.

Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.


Мышление и речь - специфические свойства человека

А.Н. Толстой (1883-1945). Русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

Д.И. Писарев (1840-1868). Русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. Плеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов».


Как человек реализует себя?

Созданное поэтом или писателем творчество - его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и сёла, учёные и писатели - книги, садовники - парки и сады.

Философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдёт из жизни.

«Дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделён каждый человек». (Эрих Фромм, немецкий психолог, социолог /1900-1980/).

А.С. Пушкин (1799-1837). Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века

«Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит...»


Деятельность человека, её виды

Деятельность это вид активности, имеющий целью познание и изменение внешней среды и самого человека


Деятельность человека, её виды

военнная

государственная

производственная

политическая

деятельность

интеллектуальная

педагогическая

Можно продолжить

лечебная

художественная


Деятельность человека, её виды

Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли . В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности.

Общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

В деятельности происходит самореализация личности , т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека.

Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.


Проверь себя

1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

5. Как проявляются способности человека?

6. Что такое самореализация человека?

7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?


Отличие человека от других живых существ

На данном уроке рассмотрим ключевое понятие курса обществознания «человек» . Основной вопрос урока, в чем заключается отличие человека от животных. Человек прежде всего биологическое существо , относящееся к виду Homo Sapiens (человек разумный). С животным человека роднит то, что у него тоже есть инстинкты и потребности в воздухе, пище, сне. Биологическая сущность человека выражается в его анатомии и физиологии. Главным же признаком человека, выделившим его из всего биологического разнообразия животных, является то, что он существо общественное или социальное . Только в социуме (обществе) человек учиться мыслить, говорить, трудиться и становится человеком. Сравните детёнышей животных и новорожденного ребёнка. Человеческое дитя – самое неприспособленное к жизни существо. Оно не выживет без ухода взрослых, семьи, в которой его обучают правилам жизни, дают знания об окружающем мире и формируют трудовые умения. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, выросших среди зверей. Они попадали к животным по самым разным жизненным обстоятельствам. Их судьбы трагичны. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Попадая в среду людей вели себя как пойманные зверушки.
Социальное и биологическое едины в человеке. Каждый ребенок имеет мозг и голосовой аппарат,но думать и говорить он учиться только в обществе. Каждый ребёнок имеет пальцы, которыми он управляет: может взять кисть, краски и рисовать. Но живописцем он становится только в обществе. Таким образом, человек – это биосоциальное существо .

Мышление и речь

В жизни человека велика роль мышления и речи. Способность мыслить позволяет человеку не просто приспосабливается к природным условиям, а преобразовывать их. С помощью знаний он создаёт то, чего не производит природа: дома, дороги, мосты, машины, технику, средства связи и многое другое. Прежде чем что – либо создать человек обдумывает в голове модель будущего предмета, представляет себе цель, которой хочет достичь, а затем приступает к воплощению задуманного. Животные тоже создают что-то необходимое для себя: пчелы строят соты, ласточки вьют гнезда, пауки плетут паутины. Но этому их никто не учит, в пчелах, ласточках и пауках срабатывает врожденный инстинкт. Пауки плетут одинаковые паутины, гнезда ласточек тоже все одинаковые, то есть животные не создают чего-либо необычного. А посмотрите на дома людей, какие они разные. Это говорит о том, что деятельность человека носит творческий характер, потому что человек создает что-либо новое, непохожее на то, что есть.
Коллективный труд невозможен без общения, поэтому потребность в общении привела к появлению речи, с помощью которой он делится с окружающими своими мыслями, чувствами, желаниями. Конечно, многое можно объяснить и с помощью жестов, но глубокие знания человек может получить только с помощью слов. Речь бывает письменной и устной. Но есть ещё и внутренняя речь, беззвучный разговор человека с самим собой.
Мышление и речь не существуют отдельно друг от друга. С помощью специальных занятий учёные пытались научить говорить обезьян, но эти попытки оказались безуспешными, из – за отсутствия у обезьян способности мыслить. Таким образом, только человек обладает великим даром мыслить и говорить, с помощью которого он реализует свои способности в какой – либо деятельности.

Как человек реализует себя


Человек самореализуется, достигает целей, развивается в таких видах деятельности как, игра, учёба, труд. Первый опыт человеческой деятельности приобретается в игре. В ней ребенок учиться намечать цели, планировать действия и находить подходящие средства. Наступает время, когда наряду с игрой осуществляется учеба, в которой человек приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни в обществе. Затем наступает трудовая деятельность, в процессе которого создаются практические результаты. Трудовая деятельность очень разнообразна. Она бывает производственной (строительство дома), государственной (издание законов), политической (проведение выборов), военной (победа в ВОВ), интеллектуальной (изобретение парового двигателя), художественной (балет).
Создание общественно полезных результатов деятельности приносит человеку уважение и признание со стороны окружающих людей, происходит его самоутверждение как личности.
Подведем итоги.

Тест по обществознанию Что делает человека человеком для учащихся 8 класса. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 1 задание (4 вопроса).

1. Способность мыслить, высшая ступень человеческого познания — это

1) язык
2) мышление
3) поведение
4) деятельность

2. Выберите неверное утверждение.

1) инстинкты составляют основу поведения животных
2) инстинкт самосохранения характерен только для чело­века
3) инстинктивное поведение является наследственно обу­словленным
4) инстинкт — это последовательность действий, харак­терная для организма данного вида в сложившейся си­туации

3. Исторически сложившаяся форма общения между людьми с помощью слов, то есть языка, называется­

1) коммуникацией
2) мышлением
3) речью
4) мировоззрением

4. Конечным или промежуточным результатом мышления является

1) индивид
2) поведение
3) речь
4) мысль

5. Выберите неверное окончание выражения: Русский язык можно использовать для

1) передачи информации
2) выражения эмоций
3) создания нового творческого произведения
4) ориентации в пространстве

6. Основным видом деятельности маленьких детей является

1) игра
2) учёба
3) труд
4) творчество

7. Выберите неверное выражение.

1) деловая игра является одним из методов обучения в вузе
2) зависимость от компьютерных игр может привести к потере контроля над собственным поведением
3) теория игр — это раздел прикладной математики
4) онлайн игра — это компьютерная игра, не требующая постоянного соединения с Интернетом

8. Под самореализацией понимается

1) воплощение потенциала личности
2) наблюдение за самим собой, своим поведением
3) сравнение себя с другими личностями
4) удовлетворение своих биологических потребностей

9. Свойства личности, позволяющие ей успешно самореализовываться в той или иной области, называются

1) эмоциями
2) способностями
3) потребностями
4) характером

10. Мысли человека являются результатом активности

1) сердца
2) нервных клеток позвоночника
3) нервных клеток головного мозга
4) речи

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие способности .
Темперамент, задатки, талант, гениальность, одарен­ность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. У становите соответствие между историческими деятелями и видами деятельности, в которых они прославились: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Виды деятельности

А) военная
Б) государственная
В) в области искусства
Г) политическая

1) Джон Кеннеди
2) Владимир Вольфович Жириновский
3) Георгий Константинович Жуков
4) Андрей Рублев

3. Установите соответствие между видами потребностей и их проявлениями: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Проявления

А) жажда
Б) голод
В) общение
Г) потребность в свободе

Виды потребностей

1) биологические потребности
2) социальные потребности

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Можно сказать, что деятельность это любая __________ (1) человека, которой придаётся некоторый __________ (2). Можно выделить три типа человеческой деятельности:

— практическая деятельность, которая направлена, прежде всего, на __________ (3) мира в соответствии с поставленными человеком целями;
— познавательная деятельность, которая направлена на __________ (4) законов существования мира;
— эстетическая деятельность, которая направлена на восприятие и __________ (5) произведений искусства».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) смысл
Б) понимание
В) определение
Г) создание
Д) активность
Е) потребность
Ж) преобразование

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из повести А. Конан Дойла «Этюд в багровых тонах» и выполните задания.

«По одной капле воды, -писал автор, -человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о воз­можности существования Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видал ни того, ни другого и никогда о них не слыхал. Всякая жизнь -это огромная цепь причин и следствий, и природу её мы можем познать по одному звену. Искусство делать выводы и анализировать, как и все другие искусства, постигается долгим и прилежным трудом, но жизнь слишком коротка, и поэтому ни один смертный не может достичь полного совершенства в этой области. Прежде чем обратиться к моральным и интеллектуальным сторонам дела, которые представляют собой наибольшие трудности, пусть иссле­дователь начнёт с решения более простых задач. Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу опреде­лять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки -по таким мелочам нетрудно угадать его профессию. И можно не сомневаться, что всё это, вместе взятое, подскажет све­дущему наблюдателю верные выводы».
— Что за дикая чушь! — воскликнул я, швыряя жур­нал на стол. — В жизни не читал такой галиматьи.
— О чём вы? — осведомился Шерлок Холме.
— Да вот об этой статейке, — я ткнул в журнал чайной ложкой и принялся за свой завтрак. — Я вижу, вы её уже читали, раз она отмечена карандашом. Не спорю, написа­но лихо, но меня всё это просто злит. Хорошо ему, этому бездельнику, развалясь в мягком кресле в тиши своего кабинета, сочинять изящные парадоксы! Втиснуть бы его в вагон третьего класса подземки да заставить угадать профессии пассажиров! Ставлю тысячу против одного, что у него ничего не выйдет!
— И вы проиграете, -спокойно заметил Холме. -А статью написал я.
— Вы?!
— Да. У меня есть наклонности к наблюдению — и к анализу. Теория, которую я здесь изложил и которая кажется вам такой фантастической, на самом деле очень жизненна, настолько жизненна, что ей я обязан своим куском хлеба с маслом.

1) Дайте определение понятия мышление . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) На основании приведённого отрывка и иных, прочитан­ных вами произведений о Шерлоке Холмсе, перечислите три вида деятельности, в которых реализует себя великий сыщик. Каких результатов он добивается в каждом из этих видов деятельности?

3) В своей статье Шерлок Холме писал о том, как обычный человек может развивать в себе логическое мышление. Доктор Ватсон же полагает, что, даже используя свою на­блюдательность, невозможно получить полную информа­цию о человеке. С кем из них вы согласны? Напишите два аргумента в пользу своей точки зрения.

4) Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Мир развивается от животного к ангелу через челове­ка» (А. Моруа) .
2. «Человек есть некий переход, некая попытка, узкий опасный мостик между природой и духом» (Г. Гессе) .
3. «Для мысли и деяния рожден человек» (Латинское изречение) .

Ответы на тест обществознанию Что делает человека человеком
Часть 1
1-2, 2-2, 3-3, 4-4, 5-4, 6-1, 7-4, 8-1, 9-2, 10-3
Часть 2
1-темперамент
2-3142
3-1122
4-ДАЖБГ