Чем отличается буква от звука: описание и различия. Чем отличаются звуки от букв? Различаете ли вы название буквы и звуки

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Что такое звук? Что такое буква? Как они соотносятся? Как образуются звуки и какими они бывают?

Звуки

Звуки речи отличаются от всех других звуков тем, что они образуют слова.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] — различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук — тук — ток — рок — рот — ром — том — ком -… (при изменении одного звука меняется слово).

Слова различаются:

  • количеством звуков, из которых они состоят: ворона (6 звуков) — воронка (7 звуков), спор — спорт;
  • набором звуков:
    • различие в одном звуке: лимон [л’имон] — лиман [л’иман];порт [порт] — торт [торт], лук [лук] — сук [сук];
    • различие в нескольких звуках: загар [загар] — забор [забор]; фасоль [фасол’] — пароль [парол’];
  • последовательностью расположения звуков: куст [куст] — стук [стук]; нос [нос] — сон [сон];
  • звуки в словах могут полностью не совпадать: школа [школа] — учитель [учитель]; карась [карас’] — сом [сом], дом [дом] — хата [хата].

Образование звуков и их классификация.

Звуки речи образуются во время выдоха: выдыхаемая из лёгких струя воздуха проходит через гортань и ротовую полость. Колебаниями воздуха и работой речевого аппарата (гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, нёбо, язык, губы, зубы) формируется звук.

В образовании звуков речи участвуют тоны (голос) и шумы.Когда выдыхаемый воздух проходит в гортани через напряженные голосовые связки, что вызывает ритмические колебания связок, возникает голос (тон). Шум образуется в ротовой полости, когда выдыхаемый воздух преодолевает препятствия (щель или смычку), которые образуются нижней губой или языком при их сближении или смыкании с верхней губой, зубами или нёбом.

Когда выдыхаемый воздух без препятствий проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая может менять свою форму, образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса, они самые звучные. Если приложить палец к гортани и произнести гласный звук [а], [о], [у], [и], [ы], [э], то можно почувствовать как дрожать голосовые связки. Гласные звуки можно петь.

Если выдыхаемый воздух встречает преграду в ротовой полости, то образуются согласные звуки . В их образовании уже участвует и голос, и шум. Согласные звуки, в образовании которых участвуют голос и шум, называют звонкими . Если в создании звука голос преобладает над шумом, то такие звонкие согласные звуки — сонорные . Глухие звуки создаются только шумом без голоса (голосовые связки расслаблены, не дрожат).

Звуки речи по степени звучности(по количеству голоса и шума):

  • гласные: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] — в их образовании участвует только голос;
  • звонкие:
    • сонорные согласные: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’] — голоса больше, чем шума, всегда звонкие, непарные звонкие;
    • шумные звонкие согласные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [ж] — шума больше, чем голоса, парные звонкие (в речи иногда используется звонкий звук [ж’]: жюри [ж’ури], вожжи [вож’и]) ;
  • шумные глухие согласные: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш], [щ’], [х], [х’], [ц], [ч’] — состоят только из шума.

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки (звонкие и глухие) различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха).

Специфическое звучание каждого гласного зависит от объёма и формы ротовой полости - положения языка и губ.

Звучание каждого согласного зависит от работы органов речи. Согласные звуки бывают сонорными и шумные, а шумные — звонкими и глухими в зависимости от участия голоса и шума в их образовании. Согласные различаются также по месту образования шума в зависимости от того, где и какими органами речи образовано препятствие, через которое проходит выдыхаемый воздух (губные, язычные и т.д.).

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Мягкие звуки отличаются от твердых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твердому нёбу.

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем.

Точная запись звуков речи называется транскрипцией , обозначается квадратными скобками […]. При записи транскрипции слова надо обозначить каждый звук отдельной буквой, поставить знак ударения, знак мягкости [‘]. Например, корова — [карОва], буква к передает звук [к] , буква р обозначает звук [р] и т.д.

Как соотносятся буквы и звуки?

Буквы называют гласными или согласными потому, что ими обозначают гласные или согласные звуки.

  • Все звуки в слове могут соответствовать своей букве: стол [стол] .
  • Одна буква может обозначать разные звуки:

    в словах плод [плот], плоды [пладЫ] буква о использована для обозначения звуков [о] , [а] , а буква д — для обозначения звуков [т] и [д] .

  • Буквы могут не обозначать звуков:
    • буквы Ь и Ъ не обозначают звуков: молЬ [мол’], сЪезд [сй’эзд] ;
    • при стечении согласных в некоторых словах звуки [в], [д], [л], [т] не произносятся, а буквы пишутся:

      чув ство [ч’Уства], сол нце [сОнцэ], серд це [с’Эрцэ], радост ный [рАдасный’].

  • Одна буква может обозначать два звука:
    • буквы е, ё, ю, я в начале слова, после разделительных Ь, Ъ и гласных обозначают по два звука [й’э], [й’о], [й’у], [й’а]. Звуков е, ё, ю, я в русском языке не существует.
    • буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х для обозначения согласных звуков обозначают либо твердые согласные звуки, либо мягкие: мел — мол .

    Двузначность букв связана со слоговым принципом функционирования русской графики . Сущность этого принципа заключается в том, что в качестве единицы письма и чтения выступает не буква, а , т.е. сочетание букв для обозначения согласного и гласного звуков, где буквы взаимно обусловлены. Слоговый принцип используется для обозначения твёрдости и мягкости согласных, а также при обозначении согласного звука [й].

  • Один звук может передаваться разными буквами:

    в словах ц иркуль [ц ыркул’ ], улыбатьс я [улыбац а ] звук [ц ] передается буквой ц и буквами тс (тьс) .

Т.о. в слове может не совпадать количество букв и звуков, их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Всего 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е ;
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков.

Звуков — 42 :

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Различие количества согласных букв и звуков связано со способом отражения твёрдости и мягкости согласных на письме.

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать.

Использованная литература:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5 — 9 класс: учебник для углубл. изуч. рус.яз. / В.В. Бабайцева. — 6-е изд., перераб. — М. Дрофа, 2008
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
  4. Светлышева В.Н. Справочник для старшеклассников и поступающих в в вузы/ В.Н.Светлышева. — М.: АСТ -ПРЕСС ШКОЛА, 2011

Наталия Ковальская
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

Как определить сколько звуков в слове , а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик . Как помочь ребенку в определении звуков ?

Звуковой анализ слов

Уже в старшей группе начинается работа по звуковому анализу слов . Такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков : «гласный звук » , «твердый согласный звук » , «мягкий согласный звук » . Так чем же отличается буква от звука ? Звук мы произносим , а букву пишем, другими словами , буква - это символ звука , который мы написали на бумаге.

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения .

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков . Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают , что звуки «ч» , «щ» , «й» - всегда мягкие согласные, т. к. не имеют твердой пары, а звуки «ж» , «ш» , «ц» - всегда твердые согласные, т. к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

При разборе слова ,звуки обозначаем кружками определенных цветов :

мянкий звук (Л) , твердый звук (Л, гласный звук (А)

Надо запомнить :

Звуки «я» , «е» , «ё» , «ю» могут в словах обозначать два звука , если они находятся в начале слова или после гласного звука , а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков , т. к. после гласного звука "а", мы слышим 2 звука : «й» + «а» , но 4 буквы, т. к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука , т. к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а» , но букв -3, т. к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой - я, питье - 5 звуков , 5 букв. (мягкий знак не является звуком , также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука - произнесите это слова с ударением на тот звук , который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук .

Буквы ъ и ь не являются звуками . Буква "ь" делает впереди стоящий звук мягким , а буква ъ разделяет звуки .

А терперь проверьте сами себя, разберите слова на звуки : ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОНЕВЫЙ, ЯБЛОНЕВАЯ, ЯБЛОНЬКА, ОРУЖИЕ, КОНЬ. Дополнение - сначала назовите звук , а потом определите его символ - кружок (определите цвет, затем букву.

Порой очень сложно почувствовать, где грань между звуком и буквой. И чем отличаются звуки от букв в русском языке? Но, скорее всего, очень многие замечали, что то, что мы произносим, иногда немного отличается от того, что написано. Например, иногда в слове не читается какая-то буква. Почему это происходит? Особенно важно познакомиться с этой темой и разобраться в ней школьникам, поскольку она пролегает красной нитью через курс русского языка. Разница между звуком и буквой есть, причем очень большая. И давайте в ней разберемся.

Для начала узнаем, что же является буквой. Буква - это то, что мы пишем. Графические символы на листке бумаги. Русский алфавит состоит из тридцати трех букв. И буквы не имеют никакого значения и их нельзя произнести. То, что мы произносим, называется звуком. Кто-то может поспорить. А как же все учат алфавит? Что мы произносим? Ребенок, знакомясь с алфавитом, учит названия букв, но никак не звуки. Например, буква Б в алфавите называется "бэ", буква Г в алфавите называется "гэ" и т. д. Это название этих условных символов, которые мы переносим на бумагу. При чтении слова мы произносим звуки. Основное отличие звуков от букв - звуки нельзя записать, их можно только произнести. И звуков несколько больше, чем букв.

Звуки имеют определенные характеристики. Они могут быть глухими, звонкими и т. д. Но эти характеристики не имеют никакого отношения к буквам. Детям очень важно усвоить эту разницу еще на начальных этапах, ведь когда в школе они столкнутся с этой темой, очень сложно будет учить заново правильный вариант и избавляться от неправильного. Звук может соответствовать написанной букве. На письме буква, обозначающая звук, заключается в б-[б], в-[в]. Иногда одна буква может объединять в себе несколько звуков. Но об этом подробнее дальше.

Что такое гласные?

Чтобы понять, чем отличаются звуки от букв, нужно их сравнить. В речи мы используем лишь шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Гласных букв, в свою очередь, 10. Как это получается, что букв больше, чем звуков? Некоторые буквы обозначаются сразу несколькими звуками. Гласным буквам а, о, у, и, э, ы соответствуют звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]. Гласные я, е, е, ю состоят из нескольких звуков: я - [й’а], е -[й’э], е - [й’о], ю - [й’у].

Гласные звуки бывают ударными и безударными. Если звук находится под ударением, т. е. выделяется голосом при произношении, то он пишется так же, как и слышится. Если звук находится в безударной позиции, то иногда на письме он может обозначаться другой буквой. Пример в слове «весы» после «в» мы произносим звук [и], хотя на письме в этом месте стоит буква «е».

Что такое согласные?

Также необходимо разобрать, чем отличаются звуки от букв на примере согласных. Кроме десяти гласных букв и двух, не обозначающих никаких звуков, все остальные буквы алфавита - согласные.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Это зависит от того, как они произносятся. Звонкие состоят из шума и голоса. Чтобы это понять, лучше произнести их: [б], [в], [г], [д], [з], [ж], [л], [м], [н], [р], [й]. Глухие звуки состоят лишь из шума: [п], [ф], [с], [ш], [х], [ч], [щ]. Для того чтобы лучше почувствовать разницу, можно произнести по очереди сначала звонкие, а потом глухие звуки.

Кроме того, согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Твердыми они бывают тогда, когда в слове за ними следует либо согласный звук, либо [а], [о], [у], [ы], [э], либо твердый знак. Мягкими они становятся, когда стоят перед мягким знаком либо буквами я, е, е, ю, и. На письме мягкость звука обозначается следующим образом: [м’]. Для сравнения можно произнести два слова: «мягкий» и «мыло». В первом слове за «м» следует «я», и звук [м’] мягкий, во втором за «м» следует «ы», звук [м] получился твердым.

Фонетический разбор слова

При изучении того, чем отличаются звуки от букв, школьники всегда сталкиваются с Что это такое? В общих чертах, это определение того, из каких звуков состоит слово т. е. как оно произносится. Фонетика - это раздел науки в языкознании, который изучает звуки языка, ударение в словах и деление на слоги. Также иногда фонетический разбор называют разбором на звуки и буквы.

Как происходит Проведем его на примере слова «вода».

Для начала нужно выписать необходимое слово - вода.

Затем необходимо составить транскрипцию слова - [в а д а]. Стоит отметить, что поскольку гласная в первом слоге не находится под ударением, то, когда мы произносим слово, на этом месте слышим звук [а].

Также нужно охарактеризовать отдельно каждый звук разбираемого слова: [в] согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой в, [а] гласный, безударный, обозначен буквой о, [д] согласный, твердый, звонкий, обозначен буквой д, [а] - гласный, ударный, обозначен буквой а.

И, наконец, нужно обозначить количество звуков и букв в слове и сравнить их: 4 буквы и 4 звука. Порой встречается несоответствие, и количество звуков может быть больше, чем количество букв, и наоборот. Это также нужно отмечать и анализировать. Такое явление может встретиться в словах, где есть непроизносимая согласная. В таком случае звук, соответствующий определенной букве в слове, не произносится. Буква как бы пропускается при чтении слова. Получается, что буква есть, а звука нет. Как пример, можно рассмотреть слово «солнце». Обычно при произнесении этого слова вслух, буква л пропускается. Поэтому в этом случае звуков окажется меньше, чем букв. Похожая ситуация может возникнуть, когда в слове есть твердый или мягкий знак. Получается, что звуков меньше, чем букв.

Разбирать слово по звукам довольно просто, когда усвоено, чем отличаются звуки от букв, и какими характеристиками обладают и те, и другие. Необходимо лишь произнести слово и прислушаться к нему.

Эти знания значительно облегчают работу по разбору слова и помогают в процессе избегать различных ошибок.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Надо сказать, что есть языки, где слог способны образовывать и некоторые согласные, преимущественно сонорные согласные (например, в чешском: vlk — волк). Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает!”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение). Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов).

Основа гласных звуков — тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у!»); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы). Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

Чем гласные звуки отличаются от согласных

На всей большой Земле не существует народа, который бы не имел своего языка. А каждый язык состоит из слов, которые в свою очередь делятся на звуки. Без способности выговаривать те или иные звуки, человечество не научилось бы разговаривать.
В русском языке насчитывается 43 звука, которые на письме обозначаются буквами. Для нас такой звуковой ряд очень привычен. Но следует знать, что каждый язык в мире обладает тем рядом звуков, которые характерны только тому или иному народу. Звуки бывают гласными и негласными.

Чередуясь между собой, они берут непосредственное участие в словообразовании. Каждый из видов звуков имеет свои особенности и выполняет свои функции. Языки отличаются между собой и соотношением гласных и согласных звуков – поэтому не странно, что некоторые народы характеризуются такой себе певучестью, а другие обладают сложными для произношения речевыми конструкциями.

Попробуем разобраться, чем же отличаются гласные звуки от согласных.

Гласные звуки - их особенности

Гласные звуки – это та категория речи, которая образовывается с помощью прохождения потока воздуха через голосовые связки . Они создаются исключительно с помощью голоса, без сторонних шумов и без участия артикуляционного аппарата. В русском языке, как и во многих других славянских языках, выделяют 6 гласных звуков, среди которых [а], [э], [и], [о], [у], [ы]. Стоит учитывать, что гласных букв насчитывается десять. Такая разница в количестве возникает потому, что буквы я, ю, е и ё состоят из двух звуков.

Гласные звуки играют очень важную роль в словообразовании. В первую очередь они образуют слоги. Не бывает слога без гласного звука! Во вторых, они придают каждому слогу свой оттенок, делая его ударным или же безударным. Ударный слог произносится значительно дольше и выразительнее, нежели остальные.

Что такое согласные звуки?

Согласные звуки – это звуки, которые создаются под воздействием голосового потока с участием артикуляционного аппарата. Произнося согласный звук, голос сталкивается с препятствиями, которыми служит язык или нижняя губа, и приобретает шумный оттенок. В русском языке существует 36 согласных звуков. На письме они обозначаются 21 буквой .
Согласные звуки имеют четкую классификацию. В зависимости от степени использования голоса и шума согласные звуки бывают:

Шумные в свою очередь делят на:

Различают также мягкие и твердые согласные звуки. Определение типа звуков зависит от произношения. Так, мягкие отличаются тем, что их можно выговорить, только подняв среднюю часть языка вверх к небу. Мягкость или твердость согласного звука зависит от того звука, который следует за ним. Например, если после согласного следуют гласные е, ё, и, ю, я или ь, то он в любом случае будет характеризироваться, как мягкий. Кроме того, буквы ь и ъ, которые не обозначают звуки, указывают на мягкость предыдущего согласного звука.

Отличия гласных звуков от согласных

Первое и самое главное отличие между гласными и согласными звуками состоит в том, что первые образовываются в гортани, другие же проходят через язык и зубы, небо или же губы. Чтобы овладеть всеми согласными звуками важно, чтобы человек не имел недостатков речевого аппарата. Для умения выговаривать гласные звуки специальных умений не нужно – они образовываются сами собой (гласные звуки легко произносят даже младенцы).

Также звуки отличаются тем, что благодаря гласным звукам создаются слоги. Количество гласных звуков в слове говорит о количество слогов при фонетическом разборе. Согласные в свою очередь такой способности не имеют.

Также благодаря гласным звукам слова приобретают выражение и интонацию. Знак ударения ставится исключительно на гласные звуки, что придает некую особенность ударному слогу.

Согласные звуки способны объединяться в пары, и в сочетании с гласными звуками продлевать свое звучание. Но не смотря на все отличия, что гласные, что согласные звуки – это неотъемлемый компонент речи. Только сочетаясь между собой они способны создавать слова, которые объединяясь превращаются в предложения, а те в связанную человеческую речь.

1.3. Гласные и согласные звуки

1. При образовании каждого конкретного звука движение органов речи строго индивидуально.

Например, при образовании звуков [д], [т] кончик и передняя часть языка смыкается с верхними зубами; при образовании звуков [з], [с] кончик и передняя часть языка приближается к верхним зубам, но не смыкается с ними; при образовании звука [у] язык отодвигается назад и задняя его часть поднимается высоко к нёбу, а губы при этом выпячиваются вперёд и округляются.

2. Характер звука зависит ещё и от того, участвуют ли в его образовании голосовые связки и создаются ли шумы при прохождении воздуха через речевой аппарат.

Например, в образовании звуков [а], [о], [у] голосовые связки принимают участие: их колебание создаёт голос, а шумы почти отсутствуют, так как воздушная струя, проходя через полость рта, не встречает достаточно серьёзных преград.

При образовании звуков [д], [з] голосовые связки также колеблются (значит, есть голос), но при этом есть ещё и шумы, которые возникают в результате трения воздуха о преграду (преградой в этом случае являются сомкнутые (звук [д]) или сближенные (звук [з]) кончик языка с верхними зубами).

При образовании звуков [т], [с] речевой аппарат работает так же, как при образовании звуков [д], [з] , но голосовые связки не колеблются. Следовательно, шумы есть (за счёт образования преград), а голос не образуется.

Например: [б], [п], [м], [в], [ф], [н], [к], [г], [д], [з], [т], [с] и др.

Звонкие согласные (например, [д], [з], [м], [в]) состоят из голоса и шума.

Глухие согласные (например, [т], [с], [ф], [п]) состоят только из шума.

Гласными называются звуки, которые в отличие от согласных возникают при образовании тона — без участия шума. Кроме того, в отличие от согласных гласные звуки способны образовывать слог и участвовать в формировании ударения. Гласные звуки в русском языке очень важны: помимо участия в смыслоразличении, они являются для нас опорными при определении ритмического строения слова и его границ.

В русском языке гласные звуки выполняют следующие функции: участвуют в построении слова, могут различать слова, создавать ритм — формировать ударение, участвовать в формировании интонации (в том числе эмоциональной — «“Как она пла-авает! ”» — говорим мы, когда хотим выразить свое особенно теплое отношение) . Гласные звуки в русском языке наиболее интенсивные и могут изменять свою длительность в очень широких пределах, в отличие от большинства согласных звуков. Акустически гласные звуки отличаются от согласных значительно большей суммарной энергией произнесения. Этот признак — суммарная энергия произнесения — важен не только для гласных, он позволяет также выделить среди согласных звуков особый класс сонорных звуков, или сонантов. Сонанты занимают как бы промежуточное положение по признаку суммарной энергии произнесения между гласными звуками и остальными (не сонорными) согласными — взрывными, шумными и аффрикатами. Сравните, как звучат слова с максимальным контрастом по интенсивности между согласными и гласными звуками (глухие взрывные согласные + гласные) и слова с минимальным контрастом (эти слова состоят из гласных звуков и сонантов) .
кит – пакт – кепка – папа – сито
мал – нам – лавр – мама – норма — рама

Основа гласных звуков — тон. Гармонический характер тонового звука важен для речи — гармонические колебания отличаются высоким уровнем энергии, а также тем, что энергия звука распределяется достаточно равномерно по всему акустическому спектру, тем самым звук становится устойчив к разного рода естественным шумам, которые в большинстве случаев локализуются в ограниченной спектральной области. Поэтому гласные звуки хорошо слышны, их можно растягивать по длительности (потерявшись в лесу, мы зовем «ау-у-у! «); они могут быть достаточно короткими, однако сохраняют при этом свою интенсивность. Это свойство гласных звуков обеспечивает возможность такого основополагающего для фонетической системы русского языка фонетического явления, как количественная редукция гласных звуков.

Гласные звуки в русском языке на слух различаются в зависимости от объема и формы резонаторов, которые образуются в речевом тракте в результате изменения положения и формы языка в ротовой полости, а также в зависимости от того, как форма ротового отверстия, образуемого с помощью губ, изменяет характер воздушной струи на выходе изо рта. Однако язык, как наиболее подвижный орган артикуляции, постоянно занят в производстве и других звуков — согласных (также как и губы) . Поэтому в потоке речи объем и форма резонаторов постоянно изменяются вследствие процессов коартикуляции. И подсистема русских гласных звуков (равно как и согласных) не может быть установлена вне их смыслоразличительных возможностей в рамках единой фонетической системы языка.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличи тельных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой со став слова.

Запись на доске: Ф..милия, ф.марь, л..гушка, сн..гирь, с..коза.

— Какое задание вы можете предложить? (Вставить пропущенные буквы, объяснить написание, поставить ударения.)

Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями и проверяют написание слов по словарю).

— Эти слова помогут определить тему нашего ypo к a .

II . Работа над темой.

1. — Сколько букв в слове фонарь! (б)

А сколько фонем? (5)

Почему звуков меньше, чем букв? (Ь не имеет звука.)

Найдите (среди этих слов) еще слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Снегирь.) Записать транскрипцию этого слова.

Бывает ли такое, чтобы звуков было больше, чем букв?

Когда такое возможно? Найдите эти слова. (Фамилия.)
Записать транскрипцию этого слова.

Что мы записываем в транскрипции? (Звуки.)

На какие две группы можно разделить звуки? (На гласные и согласные.)

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите тему.

2. — Какие звуки называют гласными? (Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Их молено пропеть.)

Сколько гласных букв в русском языке? (10) Назовите их.

Сколько гласных звуков? (6) Почему?

Хорошо ли вы их знаете? Давайте проверим.

Дети по артикуляции учителя угадывают гласные звуки. (Голос в старину так и называли «глас».)

Какие звуки называются согласными? (Звуки, при произноше нии которых воздух встречает на пути преграду: губы, зубы, язык называются согласными.)

Сколько согласных букв в алфавите? (21) А сколько звуков? (36) Почему? .

В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И писать, друзья, начните.

1)Упражнение 23, с. 16-самостоятельное выполнение.

— А теперь проведем эксперимент, который проверит, верно ли подчеркнули буквы, обозначающие гласные звуки.

Дополнительное задание: в первом предложении под черкнуть основу, указать связь слов.

Какое это предложение: распространенное или нераспростра ненное?

На тупой конец карандаша положим маленькую, согнутую в виде буквы бумажку, поднесем карандаш ко рту на расстоянии 7-10 см и произнесем подчеркнутые буквы. Что заметили? (При про изнесении гласных бумага не шелохнулась.)

2) Упражнение 25, с. 17 — коллективное выполнение.

Проведем такой же эксперимент с согласными звуками.

Какой вывод можно сделать?

При произнесении согласных звуков воздух встречает во рту препятствие — бумажка падает.

Что мы выяснили сегодня на уроке?

Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Изучает фонетика нас.

Мы — не буквы, мы — звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье нас подвластно!

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные Тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные — согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс — змеиный слышен свист,

Шшш — шуршит опавший лист,

Жжж — шмели в саду жужжат,

Ррр — моторы тарахтят.

Домашнее задание : упражнения 28, 31, с. 18. .

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 классе

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ГЛАСНЫЙ ЗВУК ОТ СОГЛАСНОГО

Цели: восстановить и уточнить знания учащихся об отличи тельных признаках гласных и согласных звуков; учить проводить фонетический разбор слов; сравнивать буквенный и звуковой со став слова.

I . Словарная работа.

II . Работа над темой.

Это интересно. В языке острова Ронакуп (Полинезия) всего 9 согласных и 5 гласных, а вот в языке Абазы (Северный Кавказ) согласных 65, а гласных 2-й, ы. В китайском языке слово может начинаться с любого согласного звука, а кончаться только на и, ы или нь.

III . Работа с учебником.

Домашнее задание: упражнения 28, 31, с. 18. .

  • Знакомова Анна Александровна
  • 06.03.2015

Номер материала: 423699

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.